Психология лидерства

Лидерство тренинг. Как научиться руководить? Тренинг по развитию лидерских качеств

Психология лидерства

Если вы думаете, что лидерство – это специфический навык, которым должно обладать только старшее руководство, подумайте еще раз. В современном быстро меняющемся деловом мире с более плоской иерархией каждому профессионалу нужны хорошие лидерские качества.

Необходимость развития лидерских навыков

Лидерство, пожалуй, самая важная функция управления. Оно помогает максимизировать эффективность, которая может помочь в достижении общего видения и целей бизнеса

Вот некоторые моменты, которые доказывают, почему лидерство так важно в отношении управления:

  1. Лидер – это тот, кто начинает работу. Все начинается с того, что они четко сообщают о собственных планах и политике своим сотрудникам. Без начала работы никакие цели не могут быть достигнуты.
  2. Для того чтобы работа была выполнена вовремя и на высоком уровне, необходима мотивация, а она исходит от руководства. Эффективно мотивируя сотрудников как экономическими, так и неэкономическими вознаграждениями, лидер делает своих сотрудников счастливыми и мотивированными.
  3. Иногда работникам нужна помощь. Именно здесь менеджер может продемонстрировать свои лидерские навыки, предоставив полезное покровительство, которое покажет сотрудникам, как они должны выполнять работу.

Как тренинги позволяют улучшить управленческие навыки?

Тренинги по лидерству помогают человеку развить в себе три важных качества, которые играют ключевую роль в повышении управленческих способностей:

  1. Инициативность: зачастую хорошие лидерские качества повышают вероятность инициативы. Это означает, что вы не ждете, пока другие скажут вам выполнить задачу или действие. Вы станете более дальновидными и в результате более подготовленными к решению проблем, которые возникают.
  2. Инновационность: лидерские качества улучшают вашу способность находить новые способы ведения дел в организации. Вы станете движимыми способностью изменять или заново изобретать обычные практики, которые могут принести пользу компании.
  3. Активность: лидерские навыки улучшают вашу способность быть активным. Лидеры не просто «планируют делать», они фактически «делают». Вы станете тем, кого считают самыми надежными и продуктивными. Если вы в состоянии успешно выполнить письменные планы на практике, вы показываете, что способны контролировать ситуации, а не просто реагировать на них.

Тренинги для развития лидерских качеств

Вот несколько эффективных тренингов по развитию лидерских навыков:

  • Лидерство: уроки эффективного руководителя. Здесь вы сможете найти фундаментальные методики и принципы развития лидерских качеств, а также практические рекомендации от специалистов данной области.
  • Вдохновлённое лидерство через эмоциональный интеллект. При помощи этой программы вы научитесь вдохновлять и побуждать людей к действиям, используя свой эмоциональный интеллект).
  • Эффективное управление подчиненными: лидерство, руководство, командообразование. Данный тренинг посвящен развитию лидерских качеств в людях, занимающих управленческие должности).

«Несколько лет назад я усердно работала маркетологом, мечтая добиться повышения и стать менеджером. Я превосходно справлялась со своими обязанностями, но высшее руководство не видело во мне лидерских задатков. Тогда мне посоветовали посетить тренинг, направленный на их развитие. Я рада, что я прислушалась к этому совету, ведь, посетив курс, я узнала о множестве действенных техник и методик, которые помогли мне добиться должности мечты!» -Евгения Харенкова, 29 лет.

«Я работаю руководителем уже много лет, но недавно я решил посетить лидерский тренинг в надежде освежить свои знания и открыть для себя что-то новое. Это было отличным решением, ведь, как и любое другое направление, область развития личностных навыков не стоит на месте. Теперь я стараюсь применять новые методы на своих подчиненных и уже начинаю замечать, что их работоспособность и продуктивность меняется в лучшую сторону» — Василий Долгопольский, 43 года.

Заключение

Даже если вы не курируете команду или являетесь младшим специалистом, вам необходимо поработать над лидерскими навыками, чтобы стать продуктивным сотрудником и полноценным членом вашей команды. Кроме того, вы будете в лучшем положении, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и добиться успеха в жизни.

Гендерные аспекты

Женщин-руководителей намного меньше, чем мужчин. Во многом это связано с традиционным восприятием того, что слабый пол не предназначен для занятия руководящих должностей.

Однако сейчас эти концепции пересматриваются. Все больше женщин становится менеджерами и показывают свою эффективность в плане руководства коллективом.

Есть разные концепции относительно лидерства и связи его с полом:

  1. Гендерный поток. В этой концепции фактор пола считается важным. Теория выдвинута Барбарой Гутек.
  2. Гендерный отбор. К разному полу предъявляются разные требования, к женщинам они более завышенные.
  3. Токенизм. Зависит от распределения в группе представителей разных культур. По этому признаку и выбирают лидера, кого в группе больше, из тех слоев выдвигают и руководителя.
  4. Идея андрогинии. По наличию признаков высокой маскулинности и высокой фемининности.
  5. Фрейдизм. Негативно относится к тому, что женщина может быть руководителем и лидером, считая это проявлением неполноценности.

Психология

Даже в очень сложных ситуациях лидер сохраняет самообладание. Он устойчив к стрессу, эффективно принимает решения. Такой человек готов взять ответственность за свои действия.

Основные качества лидера:

  1. Способность двигаться к цели. Лидер знает, что хочет, и добивается этого, несмотря на препятствия. Он не останавливается на достигнутом. Если он решил достичь определенной цели, то его практически невозможно остановить и изменить принятое решение. Чтобы двигаться вперед, у человека обязательно должны быть желания, и они присутствуют у лидера. Есть у него и настойчивость для продвижения к своей цели.

Психология лидерства

Высокий уровень интеллекта. Лидеру постоянно приходится решать сложные задачи, просчитывать ходы, разрабатывать наиболее эффективные планы. Он стремится к познанию, постоянно узнает что-то новое, и не только касающиеся основной деятельности.

Лидер — личность разносторонне развитая. Помимо работы, у нее есть и иные интересы. Стремление к саморазвитию — естественная потребность лидера.

Уверенность в себе. В продвижении вперед не должно быть сомнений. Если человек неуверен в себе, он не является лидером, потому что за слабым другие люди не пойдут. Уверенность в себе — это не только внутреннее состояние, но и способность проецировать его вовне, чтобы другие члены общества чувствовали силу.
Способность принимать решения.

Способность собрать вокруг себя группу единомышленников. Лидер не может быть сам по себе, так как это явление социальное. Он должен управлять, вести за собой. При хорошем лидере получается организованная, слаженная команда.

Быть готовым к изменениям. Лидер должен понимать, что обстоятельства могут поменяться, и тогда придется менять планы, срочно принимать новые решения, кардинально менять свою жизнь, концепцию развития себя и собранной вокруг себя команды.

Лидер должен также сам себя ощущает таковым, быть внутренне готовым управлять другими людьми.

Лидерство в психологии это. Разновидности лидерства

Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.

Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.

Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:

  1. Деловой тип. Чаще всего встречается в группах, основанных для производственных целей. Здесь лидерские роли предполагают наличие таких качеств, как высокий уровень компетентности, умение лучше остальных решать организационные вопросы, наличие делового авторитета и опыта. Главные правила лидера данного типа: эффективность в работе и нестандартное мышление.
  2. Эмоциональный тип. Он характерен для эмоционально-психологических групп. Авторитет складывается за счет личных симпатий и харизмы. Человек вызывает у своего окружения чувство доверия, теплоты, уверенности. С ним легко и комфортно общаться.
  3. Ситуативный тип. Ситуационное лидерство может быть как деловым, так и эмоциональным. Главное отличие данного типа — это неустойчивость и временный характер. Проявляет себя лишь при определенных условиях, например во время какой-то экстренной ситуации.

Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:

  • бытовой: встречается в школе, университете, досуговых учреждениях и в семье;
  • социальный: производство, профсоюз, спортивные, творческие и прочие объединения;
  • политический: государственные и общественные деятели.

Классификация в зависимости от главной функции лидера

  1. Организатор. Потребности коллектива — это потребности лидера, поэтому он предпринимает активные действия на пути достижения целей.
  2. Творец. Обладает новаторским мышлением, способен решать любые вопросы. Главная черта — желание вести диалог, а не раздавать приказы.
  3. Борец. Обладает волевыми качествами, уверен в себе. Без раздумий вступает в борьбу.
  4. Дипломат. Превосходно знает и владеет ситуацией, а также всеми мельчайшими деталями. Прекрасно разбирается, на кого и как можно повлиять.
  5. Утешитель. Отличительная черта — это эмпатия. Уважает окружающих, относится к ним с пониманием и сочувствием.

В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Что мешает развить лидерские навыки?

Психологи уверяют: лидером стать можно. У каждого индивида достаточно для этого энергии и дарования. Только нужно действовать не по наитию, а по науке. Для начала стоит изучить вопрос о внутренних барьерах, возникающих на пути развития психологии лидерства. Ученые относят к ним следующие:

  • неопределенность поставленных целей;
  • импульсивность, жажда моментальных изменений;
  • страх перед рисками, боязнь новизны;
  • мнение окружающих, либо оберегающих от опасностей, либо завидующих успехам;
  • низкая самооценка, неверие в свою уникальность;
  • барьеры в общении;
  • отсутствие лидерского опыта и компетенции.

К этому перечню помех каждый добавит личные трудности, ограничивающие лидерский рост. Признание их наличия – уже прогресс. Но нужны еще обучение и практика, которые позволят глубже познать себя, поверить в свою силу и начать действовать по-новому.

Основные качества

Многие исследователи в области социологии и психологии спорят, могут ли быть лидерские качества врожденными, или их нужно развивать. Но есть личностные и психологические качества человека, которые отличают их от других людей. Это сильные и волевые личности, открытые для критики и закрытые от неприятностей, они имеют такие черты характера, как:

  • контроль над эмоциями и поведением;
  • позитивный настрой;
  • готовность к переменам;
  • твердо верят в удачливость;
  • выражение мыслей коротко и понятно;
  • не опускают руки перед трудностями.

Перечисленные свойства характера волевого человека – это еще не все качества, присущие лидеру. Существует множество других, характеризующих сильную личность. К таковым относятся.

Спокойствие, честность, целеустремленность, надежность

Честному и целеустремленному лидеру верят и следуют за ним, т.к. он не боится трудностей и твердо следует своей цели. Такой человек надежный и никогда не подведет последователей, доводя дело до конца.

Психология лидерства

Открытость

Хороший лидер умеет выслушать и принять во внимание предложенные другими идеи, даже если они не соответствуют его планам. Умение рассмотреть альтернативное решение своему является положительным навыком для лидера

Открытость во взаимоотношениях между ним и его последователями означает доверие и уважение в коллективе.

Творческий подход

Часто случается, что обыденный образ мышления не помогает решить проблему. Тогда необходимо расширить границы сознания и подумать по-другому, применить другой подход к делу. Лидером обычно является творческая личность, не испытывающая трудностей в таких вопросах. Он не отчаивается, а предлагает: «А что, если?». Расширенное мышление ведущего подталкивают последователей к подобному подходу поиска решения проблем.

Уверенность и ответственность

Для достижения поставленных целей лидер должен быть напористым, а также ответственным за оправдания ожиданий подопечных, поэтому он собирает все силы команды на решение задачи и подведение к конечному результату. Такая напористость часто воспринимается более «слабыми» людьми, как агрессивность. Но следует разграничивать эти понятия.

Чувство юмора

Это личное и важное качество «сильного» человека, помогающее снять скуку, разрядить напряженную обстановку в команде, а также способствует развитию корпоративного духа. Юмор является своеобразным видом власти, обеспечивающей контроль над членами группы

Энтузиазм

Человек, с преданностью относящийся к своему делу, заслуживает доверия последователей. С помощью проявленного энтузиазма лидер становится вдохновителем и мотиватором. Несмотря на различие обязанностей, ведущий помогает остальным наравне с ними и не боится погружаться «в грязную работу».

Аналитическое мышление

Психология лидерства

Лидер всегда видит общую картину ситуации, но для детального ее изучения он может «разбивать» ее на отдельные части. Так, не упуская из виду конечную цель, ставит несколько маленьких, что ускоряет прогресс в этом направлении. Это основные личностные и психологические качества лидера. Они проявляются как в повседневной жизни, так и на работе. Также к качествам такой личности можно отнести:

  • настойчивость и решительность;
  • умение быстро определять цели и задачи и доносить их до подчиненных;
  • умение мотивировать и вдохновлять сотрудников;
  • умение оставаться невозмутимым в любых ситуациях;
  • быстрое и широкое мышление;
  • умение оперативно ориентироваться не на трудности, а на достижение поставленной цели;
  • идти на риск, но обоснованный;
  • необходимо четко понимать, от чего можно отказаться, а от чего нельзя;
  • прислушиваться к другим и обсуждать их идеи;
  • умение ускорять движение к цели или вовремя останавливать опасные процессы.

Можно сделать вывод, что лидерство и сильная, волевая личность – это неразделимые понятия. Лидер должен иметь множество различных черт характера, помогающих ему добиваться успехов на любом поприще. Но обладание ими, это еще не означает быть главным и вести за собой общество. Необходимо научиться правильно показывать их.

Установка на активность

Итак, подведем маленький итог: одним из главных тормозов нашего продвижения по жизни, источником вечных страхов и причиной некоммуникабельности является одна из базовых установок бессознательного установка на пассивную позицию. Она делает Вас рабом. Она запрещает Вам использовать ситуацию в своих интересах и заставляет пассивно ожидать, как будут Вас использовать в чужих интересах. Осознав, что Вас использовали, Вы немедленно начинаете винить в произошедшем
«обманувшего» Вас партнера но дело уже сделано, произошедшего не отменишь. Впрочем, ворча на то, что Вас используют, Вы продолжаете позволять использовать себя дальше.

Смена этой установки, выработка активного отношения к ситуации и партнеру является необходимым условием успеха в жизни и в общении. Вы можете поработать над сменой этой установки, настроить себя на активность, а значит и на успех.

Прежде всего, возьмите себе за правило сознательно отслеживать любую реакцию на новую ситуацию. Возьмите себе за правило: как только у Вас возникает неуверенность или страх перед ситуацией или контактом с новым человеком, немедленно анализируйте, КАК вы воспринимаете эту ситуацию или этот контакт. Ждете ли Вы, что что-то случится с Вами? Это неправильное, ошибочное восприятие ситуации. С Вами ничего не может случиться. Вы должны думать о том, что Вы будете делать в этой ситуации, как Вы ее повернете в свою пользу, как Вы ее будете использовать.

Так постепенно рационализируя действия этой негативной бессознательной установки, выводя ее на свет божий, а точнее под свет сознания, Вы получите возможность сознательно управлять своим отношением к ситуации. Вы получите возможность произвольно вызывать у себя активное отношение к ситуации.

Конечно, надсмотрщик так просто не сдаст свои позиции. Конечно, еще некоторое время выработка сознательного плана будет перебиваться рецидивами
«ой, а что мне за это будет? Что все же сделают со мной?» Но даже небольшой элемент активной позиции сделает Ваше поведение намного успешнее, чем сейчас.

Постепенно надсмотрщик отступает. Он не хозяин Вашей психики, он действует лишь в бессознательном там, куда не достигает свет сознания. Настоящий хозяин Ваше сознательное Я. Если Вы возьмете себе за правило освещать светом своего сознания какой-либо уголок Вашей психики, надсмотрщик постепенно поймет, что хозяин сам взял контроль над этим участком и уйдет отсюда навсегда, забрав с собой свои неверные установки.

Тогда Вы перестанете беспокоиться, обретете уверенность перед лицом новых возможностей и новых контактов. Получив контроль над своей установкой на ситуацию, Вы получаете и контроль над ситуацией. А значит Вы сделали важный шаг к тому, чтобы стать хозяином своей жизни и судьбы. Шаг к успеху.

««« Назад  К началу  Вперед »»»

Сущность

Лидер должен обладать властью в формальных и неформальных группах. Он выбирает такие способы влияния, которые позволяют успешно управлять малыми и большими социальными группами.

В лидерстве, независимо от размеров группы, всегда есть социальная и эмоциональная составляющая.

Лидерство бывает двух основных типов:

  • формальное;
  • неформальное.

В первом случае в коллективе есть руководитель, которому должны подчиняться. Он занимает определенную должность, распределяет обязанности.

Во втором случае, неформальном лидерстве, влияние происходит, используя личные способности, эмоции, иногда принуждение. Зачастую в коллективе неформальный лидер оказывает большее влияние на мнение группы.

Диагностика лидерских способностей

Исследователи лидерства считают, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем уровне топ-менеджмента. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят «справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие». Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих критериев:

  • непрерывное самосовершенствование. Вы ищете способы самосовершенствования — читаете, задаете вопросы, проходите дополнительный курс обучения. По мнению С. Кови, для большинства людей характерна тенденция к ограничению вчерашними знаниями, а не воспитанию в себе духа непрерывного самосовершенствования. Однако если вы сами не совершенствуете себя, то вам трудно побудить других заняться этим;
  • ориентация на служение другим. Вы ориентированы на предоставление услуг независимо от того, как вы зарабатываете себе на жизнь. Иными словами, вы спрашиваете себя, что нужно другим, а не только, что нужно вам;
  • излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов;
  • вера в других. Вы защищаете их, видите ценность, доброту и потенциальные возможности;
  • рациональное распределение времени и усилий. Вы стараетесь оптимально распределить свою жизнь между работой, домом и обществом;
  • внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события, восприятие жизни как приключения;
  • самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и их равного права на самовыражение. Вы цените различия. Вы понимаете, что ваш метод не является «единственно правильным» и рассматриваете новые альтернативы как захватывающие, а не как угрожающие вам;
  • забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. Вы следите за своим физическим состоянием с помощью упражнений, чтобы сохранить здоровье, за интеллектуальным — с помощью чтения; за духовным — с помощью медитирования/молитвы, умственного сосредоточения и психологического настроя на что-либо при полном отрешении от всего остального; о вещах, способных вызвать вдохновение.

Основные концепции

Лидерство изучалось многими авторами, поэтому выдвинуты различные концепции этого явления.

  1. Теория лидерских качеств. Выявлялись те личностные качества и особенности индивидов, которые отличали значимых людей в мировой истории. Подход основан на том, что лидерами рождаются, им невозможно стать, не имея определенных задатков.

Психология лидерства

Концепции лидерского поведения. В начале ХХ века началось изучение особенностей поведения, присущих лидерам. Вследствие этого была создана классификация стилей руководства. Сюда относят концепцию Левина, исследования Мак Грегора, систему управления Ликерта, концепцию, основанную на вознаграждении и наказании.

Концепции ситуационного лидерства. Основаны на том, что необходимо использовать стиль руководства, который наиболее подходит к определенной ситуации. Выделено директивное лидерство, поддерживающее, участвующее.

Чем лидерство кардинально отличается от управления?

Психология лидерства

Менеджер только руководит процессом.

Он ставит рабочие задачи, несет персональную ответственность за результаты работы команды.

Он также должен проконтролировать, насколько правильно действуют подчиненные или члены группы.

Руководитель часто занимает пассивную позицию. Есть цели, которые поставлены свыше, они должны быть выполнены.

При этом он не делает попыток улучшить мотивацию работников, стимулировать их. Менеджер предпочитает четкое планирование, с учетом времени и результатов, которые надо получить.

Лидер — это эмоции, заражение, активность и преданность со стороны команды. Лидер смотрит в будущее. Он энергичен, постоянно ищет изменений.

Не каждый руководитель является лидером, и не каждый лидер может стать менеджером. Лидер выбирает людей, которые разделяют его взгляды

Руководителю же это неважно, главное — выполнить основную задачу

Лидеры сами устанавливают цели и используют других людей для их достижения.

Что такое руководство

Вожак занимается тем, что пытается контролировать и регулировать межличностные взаимоотношения в коллективе. Его появление носит стихийный характер и находится в зависимости от настроений в группе.

Руководитель – это название должности, которая наделяет индивида полномочиями и назначается сверху. Это понятие отличается от термина «лидер». Но зачастую именно оно включает большее воздействие на массы.

В деятельность конкретной компании начальник занимает составлением плана будущей работы, контролирует выполнение обязанностей работниками. При этом тот, кто имеет лидерскую позицию, влияет непосредственно на поведение и эмоциональную составляющую, он умеет убеждать.

Психология лидерства

Проблема

Психология лидерства

Лидер — это всегда вопрос проявления силы, способность влиять.

Лидеру приходится доказывать свое превосходство. Он должен постоянно вести борьбу за власть, иначе его место займет другой.

Тяжело как формальным лидерам, так и неформальным. Первые отвечают за действия своих подчиненных. Вторым приходится применять сложные приемы убеждения и удержания власти.

Лидер должен быть всегда собран, активен, уметь не проявлять слабость. Не каждый человек способен занимать подобную позицию.

В организации нередко возникает проблема, какого руководителя поставить на должность — доминирующего, мягкого, демократичного. От правильного выбора зависит, насколько слажено станет работать коллектив.