Глубинная юнгианская психотерапия

Клинические теории

Труды Юнга были изучены людьми разных профессий и интересов, в том числе теологов , людей из гуманитарных и мифологов . Юнг часто , казалось, стремятся внести свой вклад в различных областях, но он был в основном практикующий психиатр, участвует во всей своей карьеры в лечении пациентов. Описание клинической значимости Юнга заключается в решении ядро его работы.

Юнг начал свою карьеру , работая с госпитализированных пациентов с основными психическими заболеваниями , в первую очередь шизофрении . Он был заинтересован в возможности неизвестного «токсин мозга» , что может быть причиной шизофрении. Но большинство и сердце клинической карьеры Юнги были принято с тем, что мы могли бы назвать сегодня индивидуальной психодинамической психотерапию , в общей структуре очень в штамме психоаналитической практики первого образованный Фрейдом.

Важно констатировать , что Юнг , казалось, часто видеть свою работу как не полной психологии сама по себе , но как его уникальный вклад в области психологии. Юнг утверждал , в конце своей карьеры , что только около трети своих пациентов он использовал «юнгианскую анализ»

Для другой трети, фрейдистская психология , казалась, наилучшим образом удовлетворить потребности пациента, и для окончательного третьего адлерианского анализа была наиболее подходящими. На самом деле, кажется , что большинство современных Юнгианских клиницистов объединить онтогенетический обоснованную теорию, такие как самостоятельная психология или Дональд Винникотт работы «s, с юнгианской теорией для того , чтобы иметь„весь“теоретический репертуар для реальной клинической работы.

«Я» или Эго является чрезвычайно важным для клинической работы Юнга. Теория Юнга этиологии психопатологии может быть почти упрощена изложить в слишком жестком сознательном отношении к всей психике. То есть, психотический эпизод можно рассматривать с точки зрения Юнга , как «остальной» психики подавляющего сознательную психику , потому что сознательная психика была фактически блокируя и подавляя психику в целом.

Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии

Глубинная юнгианская психотерапияСтруктура психики включает бессознательный компонент и сознание. Бессознательное не имеет четких границ, его происхождение неизвестно. Бессознательное выражено сознанием — инструментом, с помощью которого личность ориентируется в мире.

Внутри сознания находится эктопсихическая система — комплекс чувств, связывающих человека с внешними явлениями. Под влиянием комплекса органов чувств формируется психологический тип. Вторая составляющая сознания — эндопсихическая система. К ней относятся внутренние элементы, регулирующие эмоции, память, и взаимодействие с бессознательной частью психики.

Современность

Основоположник аналитической психологии призванием психоаналитика называл прояснение индивидуальных импульсов, приближение к формулированию человеком его собственных суждений и решений. Современная аналитическая психология видит величайшую цель человека в приближении к Самости.

Аналитическая психотерапия направлена на то, чтобы установить постоянные отношения между сознанием и бессознательным, выраженным в процессе индивидуации. Основной целью осознания является обретение психологического равновесия и целостности, а также облегчение страданий.

Направление психотерапии обогатилось тем, что Карл Юнг внес в аналитическую психологию понятие об инстинкте подражания. Краткий экскурс: Юнг определил инстинкт животных как «побудительную силу», между тем утверждая, что у человека инстинкты «изрублены» и распознать начальные формы можно только у нескольких основных (половое влечение, жажда власти и их производные), а затем сказал о том, что способность к обучению – это нечто иное, чем производное животного инстинкта подражания. По мнению Юнга, способность к обучению уводит нас все дальше и дальше от инстинктов к трансформациям поведения.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

И именно эта способность выглядела для Юнга причиной психических проблем, вызванных пропастью между человеком и его инстинктивной природой, то есть конфликтом сознательного и бессознательного. По мысли Юнга, человек утрачивает самого себя, а на место своей истинной сущности ставит представление о себе, выдумку, удобный образ.

Поэтому Юнг предостерегал от излишнего интеллектуализма, потому что он заменяет человека на его симуляцию, мы становимся призраками самих себя и часто задаем один и тот же вопрос: «А не имитирую ли я свою жизнь?»

Терапия способствует психологическому росту, может успешно справляться с депрессией и тревогой. Путем перегруппировки сознательных и бессознательных аспектов создаются новые ценности и цели, открываются пути и приходит более глубокое понимание жизни.

Сессии обычно проводятся 1-4 раза в неделю в течение нескольких лет. В процессе терапии в центре внимания находится опыт клиента – опыт настоящего, прошлого, чувств, размышлений, мечтаний и фантазий. Длительный срок терапии объясняется сложностью процесса слома старых, укорененных моделей мышления и нелегким делом раскрытия бессознательного сознанию.

Различие между юнгианским анализом и терапией заключается в том, что ключевое направление анализа – понимание содержания бессознательного клиентом, терапия же фокусируется на облегчении симптомов. Анализ разбирается в мотивах действий и мыслей, это глубокая рефлексивная практика, приводящая к длительным и масштабным изменениям в личности.

Регулярные занятия14

Суббота или воскресенье с 12:00 до 15:00

Трансформационная терапевтическая игра «Хаосмос: компас судьбы»

 
Скидка 500Р

3 часа

Москва

Ангелина Фаерберг

Суббота или воскресенье с 13:00 до 16:00

Трансформационная терапевтическая игра «Мастер двух миров». Психологическая игра

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Ангелина Фаерберг

Среда, суббота

Обучающая программа «Песочная терапия — Sandplay. Путь индивидуации». Годовая программа

 
Подать заявку

учебный год

Москва

Sandplay. Юнгианская песочная терапия
Виктория Ивановна Андреева
Юлиана Олеговна Пучкова
Жанна Владимировна Сергеева
Екатерина Юрьевна Трошина

Ещё 2 тренера…

Два раза в месяц по воскресеньям с 12:00 до 15:00 или по четвергам с 18:00 до 21:00

Цикл встреч «Женщина в Шкафу. Символические одежды» в психологическом пространстве «Соцветие». Группа самопознания

 
Подать заявку

12 встреч по 3 часа

Москва

Екатерина Плетнер

Каждую среду с 20:30 до 22:00

Терапевтическая группа «Мужской путь». Групп-анализ для мужчин

 
Подать заявку

Встречи раз в неделю по 90 минут

Москва

Клуб юнгианской сказкотерапии «В лабиринте сказок»
Всеволод Геннадьевич Кочетков

Каждое третье воскресенье месяца с 12:30 до 15:30

Курс «Эниоклуб»

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Проект «Эниостиль»
Анатолий и Тамара Панченко

По вторникам 1 раз в 2 недели с 19:00 до 22:00.

Терапевтическая группа «Собирая целое»

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Сообщество практикующих психологов «Рисунок жизни»
Игорь Безручко
Жанна Хазанова

Каждый четверг с 19:00

Встречи-посиделки «Четверги с Таро»

 
Подать заявку

2 часа

Москва

Школа Профессионального Таро

Четверг с 19:00 до 21:00 (19:30–21:30)

Курс «Книжные ключи». Ступень 1

 
Скидка 500Р

2 часа

Москва

Данила Мещеряков

По воскресеньям с 10:00 до 19:15

Обучающая программа по Песочной терапиии

 
Подать заявку

5 месяцев

Москва

Лаборатория современных технологий психотерапии и практической психологии
Наиля Нурахметовна Юнисова

По четвергам с 18:30 по 21:30

Еженедельная трансформационная игра про отношения «В поисках друг друга»

 
Скидка 200Р

3 часа

Москва

Наталья Коноплева

Понедельник с 20:00 до 21:30, либо четверг с 17:00 до 18:30

Групповая супервизия очно или онлайн. Супервизионная группа для психологов «Контексты»

 
Подать заявку

1,5 часа — 1 занятие

Москва

Лада Викторовна Голенева

По вторникам 1 раз в 2 недели с 19:00 до 22:00

Мужская терапевтическая группа

 
Подать заявку

3 часа

Москва

Сообщество практикующих психологов «Рисунок жизни»
Игорь Безручко

Архетип

Понятие архетипа (архаические остатки, первобытные образы) Юнг сравнивал с явлением импринтинга у животных: «В сущности, архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом, точно таким же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники.» . Архаические остатки существуют в человеческом сознании наравне с инстинктами, необходимыми для адаптации и ассимиляции в мире людей. Архетипы – это своего рода маяки, посредством которых человек ориентируется в окружающем мире, и имеет возможность, несмотря на отсутствие опыта, реагировать и оценивать те или иные события. Основными архетипами являются: Анима/Анимус, Персона, Тень, Бог и другие.

Доводы из нашего времени

Долгое время считалось, что от одного человека к другому физически ничего, кроме генотипа, не передается. Гены от образа жизни не меняются. А как еще может появиться на уровне организма информация о жизни предков?

Оказалось, что вполне может. Это показало исследование, проведенное в 2014 году, результаты которого были опубликованы в “Nature Neuroscience”. В зависимости от того, какой опыт переживали мыши, их потомки вели себя по-разному: их реакции отличались от контрольной группы мышей, они реагировали на раздражители, связанные с прошлым предков, так, будто сами переживали в своей жизни что-то подобное родительскому опыту.

Рекомендуем: Глубинная психология

Ученые объяснили это так: геном действительно остается неизменным, но кое-что изменяется: экспрессия того или иного гена, связанного с опытом мышки-родителя. Экспрессия гена влияет на чувствительность определенных клеток в организме, с которыми он связан. А это в свою очередь изменяет ощущения, реакции и чувства.

Стоит добавить кое-что еще. Во-первых, реакция на раздражитель, что был у первой группы мышек, наблюдалась и у внуков этих мышек. Во-вторых, ни второму поколению, ни третьему повторного стимула не предъявляли, но реакция была все же заметна. А ведь люди на протяжении миллионов лет сталкивались со сходными сильными раздражителями, поэтому реакции должны были бы только закрепляться.

Всего этого во времена Юнга не знали, и он вряд ли мог предполагать такой поворот событий. Он считал, что любые опыты по доказательству существования коллективного бессознательного и его образов невозможны.

Мир снов, духов, символов и история

Юнг находил повторяющиеся образы в сказках, легендах, мифах, историях древних народов и в снах, фантазиях людей, живущих спустя тысячи лет, наверняка не знающих ни символов алхимиков, ни религиозных текстов раннего христианства, ни апокрифов гностиков.

На этом основании у Юнга родилось предположение-концепция, что есть некие первичные, исконные образы, которые и вызывают повторение повсеместно и без какого-либо научения. Эти исходные образы, находящиеся где-то в психике каждого индивида, одинаковы и действуют на всем протяжении сознательной жизни человечества.

Система образов, которые были названы Юнгом архетипами, запечатлена в самом нашем организме, в способе восприятия действительности. Воображение, мышление подчинено исходным, древним образам, проходит через их призму.

Рекомендуем: Клиническая психология

Основатель аналитической психологии проводил параллель с инстинктами, мотивами. Мотивационная сила, содержащаяся в каждом человеке и животном, существует до осознания и ей никто никогда не обучал. Как мы знаем, она зависит от устройства нашего тела, нейрогуморального механизма. Предположение Юнга состояло в том, что архетипы являются моделями реализации побудительных мотивов, скрытые в той части бессознательного, которое содержит опыт всего человечества.

Архетипы – это, по мнению Юнга, особые клубки энергии, они подобны привычкам, но присущи всему роду человеческому. Привычки реагировать, чувствовать, жить, видеть и воспринимать определенным образом. Поэтому Юнг и поместил архетипы в коллективное бессознательное. Оно в свою очередь есть опыт наиболее существенных чувств и переживаний наших предков.

Общие положения

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа, человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения

Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырёх основных психических функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция), по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

  • Архетипическая психология
  • Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия)
  • Юнгианская арт-терапия
  • Юнгианская психодрама
  • Процессуально ориентированная терапия
  • Песочная терапия
  • Неоэриксонианский гипноз
  • Юнгианская типология

Методы исследования и работы с бессознательным в аналитической психологии

Ассоциативный тест: в эксперименте используется длинный список слов, на которые тестируемый реагирует, проговаривая возникшие у него на эти слова ассоциации. Услышав слово-стимул, тестируемый должен как можно быстрее назвать первое слово, пришедшее ему в голову. Секундомером фиксируется время каждой реакции. Пройдя, например, сто слов, слова-стимулы повторяются, а тестируемый должен воспроизвести свои прежние ответы. Ошибки в повторении ассоциации, задержка ответа и другие типы нарушений реакции на слова-стимулы, по мнению Юнга, свидетельствуют о болезненном отношении к этим словам. Например, тот, у кого комплекс на почве денег, возможно, будет задет словами «купить», «уплатить», «деньги» и т. п. Упоминание слова, содержащего проблему на бессознательном уровне, искажает реакцию и не подлежит контролю со стороны воли. Чтобы узнать, что беспокоит человека, нужно прочесть слова, вызвавшие беспокойство, и попытаться связать их.

Анализ сновидений: сопоставление серии снов (например, двадцати или ста) может, по мнению Юнга, показать процесс, протекающий в бессознательном от ночи к ночи. При этом отдельно взятый сон может быть проинтерпретирован произвольно (!). Для разбора содержания сна Юнг использовал метод амплификации. Этот метод состоит в поисках параллелей: как в случае с никогда не встречавшимся словом исследователь ищет текстовые параллели со схожими словами, так психоаналитик ищет схожие с образом пациента мотивы в истории, литературе, искусстве и т. д.

Активное воображение: сосредоточение внимания на выбранном образе с последующим бессознательным развитием картины. Когда пациент концентрируется на чём-то, отходит от сознательного размышления и даёт волю своему воображению, бессознательное подаёт идеи и представляет материал, который в некоторых случаях может быть полезен для психоаналитика.

Все статьи в нашем журнале, в которых упомянут Карл Густав Юнг:

  • Неудачные попытки известных психологов выявить универсальный метод
  • Попытка деперсонализации Бога. К.Г. Юнг
  • Джеймс Холлис «Под тенью Сатурна»
  • Карл Густав Юнг «Человек и его символы»
  • Краткие сведения из биографии Клариссы Пинкола Эстес
  • Архетип ребенка. К. Г. Юнг
  • Категории аналитической психологии
  • Архетип уходящей эпохи: персона
  • Аналитическая психология
  • Концепция коллективного бессознательного
  • Libido. Его метаморфозы и символы
  • Практикум по изучению libido для решения психологических проблем
  • Два типа мышления по Юнгу
  • Биография Карла Густава Юнга
  • О психологии брачных отношений
  • Карл Густав Юнг о психологических типах
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Психологические функции

Юнг понимал, что типология «экстраверсия – интроверсия» очень обобщенная, и его дальнейшие исследования привели к созданию теории функциональных типов личности. Каждый из четырех типов обладает доминирующей функцией, «благодаря которой сознание получает свою ориентацию в опыте» . Рациональные типы приобретают опыт посредством мышления и чувств, то есть благодаря тому, что находится в области сознания. Человек, который относится к мыслительному типу ориентируется в жизненном пространстве при помощи разума. А чувствующий тип – посредством чувств, оценивая происходящее, как хорошо или плохо, нравится или не нравится. Другая категория — это иррациональные функциональные типы, они воспринимают мир через свои ощущения и интуицию. Ощущающий тип получает информацию посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Интуитивный же тип, опирается на свою интуицию, которую, как и ощущения, Юнг относил к бессознательным процессам. Все функции присутствуют в личности человека в разной степени, и одна из них, как правило, является ведущей. Таким образом, исходя из двух типов личности и четырех психологических функций, Юнг вывел восемь типов личности.

Следующие встречи

На следующие встречи  клиент приносит, как правило, актуальные для него на данный момент темы, самое волнующее или наболевшее.

На сессии  важным материалом являются также воспоминания, фантазии, сны и даже то, что на первый взгляд вообще не имеет ничего общего с заявленной темой, то, что «вдруг пришло в голову». 

Всё это — язык, которым душа пытается сказать о себе и к которому не принято прислушиваться в обыденной жизни. 

В сотрудничестве с клиентом психотерапевт-аналитик уточняет, проясняет и соединяет  возникающие образы и идеи.

Очень часто в этом, казалось бы, случайном или просто сопровождающем обыденные события материале, обнаруживаются глубокие смыслы, которые оказываются связанными и с главной темой, приведшей клиента в кабинет психолога.

Этот деликатный процесс совершается неспешно, с большим уважением и вниманием к любым проявлением психической жизни. Такая позиция исключает осуждение или нравоучения. 

Психотерапевт не дает советов о том как правильно поступать. Если бы эти советы помогали, то для изменений было достаточно, прочитать книги или рекомендации в интернете. И психотерапевт, и клиент  допускают наличие не только осознанных, но и бессознательных мотивов и причин человеческого поведения. Задача психотерапевта быть рядом с клиентом, принимать его и пытаться  вместе с клиентом разбираться в связях между сознательными мотивами и не осознаваемыми пока еще желаниями, страхами, надеждами, для того, чтобы клиент сумел найти варианты выхода, подходящие именно ему.

«Если врач говорит пациенту, в чем, по его мнению, заключается проблема, пациент следует предположению врача и не воспринимает самого себя. Предположения могут некоторое  время работать, но когда врача нет рядом, пациент испытывает крушение, потому что у него нет контакта с самим собой и он живет не по-своему, а так, как сказал врач. Потому ему нужно вернуться к врачу за новыми указаниями, и через некоторое время это становится отвратительным для них обоих

Важно, чтобы врач признавал, что он не знает; тогда оба будут готовы принять беспристрастные факты природы, научные реалии. Личное мнение — это более или менее случайные суждения и могут оказаться во всем неправильными; мы никогда не можем быть уверены в правоте, потому нам нужны факты, предоставляемые сновидениями

Сны — это всегда объективные факты, они не отвечают нашим ожиданиям, и мы их не выдумывали; решив увидеть во сне определенные вещи, мы обнаружим, что это невозможно. Нам снятся наши вопросы, наши трудности.» К.Г.Юнг 

Структура личности

Структура личности по Юнгу несколько пересекается с психоанализом, но все же имеет существенные отличия. Фрейд утверждал, что личность состоит из Ид, Эго и Суперэго. Где Ид – это бессознательные желания человека, глубинные комплексы, его сны. Эго – сознание и самосознание, а Суперэго – нормы морали, система человеческих ценностей.

Юнг же выделял иные структуры человеческой личности. В одну группу он выделял Эго, мысли, чувства и ощущения, находящиеся в области сознания – то есть все то, что дает возможность осознавать себя человеком. К другой группе он относил личное бессознательное – эмоции, переживания и воспоминания человека, которые были вытеснены из области сознания, а также комплексы, определяющие мотивы поведения человека. И в отдельную категорию он выделял коллективное бессознательное. И если первые категории несколько схожи с психоанализом, то понятие коллективного бессознательного относится исключительно к аналитической психологии.

Под коллективным бессознательным Юнг понимал эмоциональный опыт всего человечества, который на глубинном уровне находится в подсознании каждого индивида. Этот опыт формирует определенные образы и модели поведения, которые автор называет архетипами.

Литература

  1. К. Г. Юнг, Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Air Land, 1994.
  2. К. Г. Юнг, Тевистокские лекции. Киев: Синто, 1995.
  3. К. Г. Юнг, Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: ВЕИП, 1994.
  4. К. Г. Юнг, Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.
  5. Г. Адлер, Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук, 1996.
  6. Д. Ш. Болен, Богини в каждой женщине. М.: София, 2005.
  7. Д. Ш. Болен, Боги в каждом мужчине. М.: София, 2006.
  8. Х. Дикман, Методы в аналитической психологии, М., Рон, 2002.
  9. Д. Калшед, Внутренний мир травмы, М., Академ. проект, 2001.
  10. Кембриджское руководство по аналитической психологии, М. Добросвет, 2000.
  11. Т. Кирш, Юнгианцы, СПб., «А-Я», «Янус», 2007.
  12. Э. Нойманн, Происхождение и развитие сознания, М., Рефл-бук, 1998.
  13. Э. Нойманн, Глубинная психология и новая этика, СПб, ГА, 1999.
  14. Д. Сэджвик, Раненый целитель, М., Добросвет, 2007.
  15. А. Сэмюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот, Словарь аналитической психологии К. Юнга, Азбука-классика, 2009.
  16. М.-Л. Фон Франц, Психология сказки, СПб, БСК, 1997.
  17. М.-Л. Фон Франц, Архетипические паттерны в волшебных сказках, М., Класс, 2007.
  18. Дж. Ходоров, Танцевальная терапия и глубинная психология: движущее воображение, М., Когито-центр, 2008.
  19. Дж. Холл, Юнгианское толкование сновидений, СПб., БСК, 1999.
  20. Дж. Холлис, Перевал в середине пути, М., Инфра-М, 2002.
  21. Н. Шварц-Салант, Чёрная ночная рубашка, М., ИКСР, 2008.
  22. Юнг, Уилрайт, Нойманн и др., Анима и Анимус, М., МААП, 2008.
  23. П. Янг-Айзендрат, Ведьмы и герои, М., Когито-центр, 2005.