Прикладной анализ поведения

Литература о транзактном анализе

Прикладной анализ поведения

Лучше понять основы и преимущества трансактного анализа в психотерапии поможет специализированная литература:

  1. «Трансакционный анализ и психотерапия», Эрик Берн.
  2. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», Эрик Берн.
  3. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», Эрик Берн.
  4. «Игры, в которые играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии», Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  5. «Техники транзактного анализа и психосинтеза», Ирина Малкина-Пых.

Возможно, поначалу эти книги покажутся сложными. Но их чтение – отличная возможность заглянуть внутрь себя.

Определение

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Характеристики метода

Прикладной: ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними

Поведенческий: ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же, поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.

Аналитический: Поведенческий аналитик может так или иначе влиять на то поведение, которое следует изменить. В лабораторных условиях запустить или прекратить целевое поведение по желанию экспериментатора, естественно, легче, чем в натуральной среде. Тем более, что на практике это может быть не всегда этично или легко сделать. Байер, Вольф и Ризли считали, что трудности не должны заставлять науку отклоняться от силы её принципов.

Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое — это постоянное отслеживание результата, а второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведении меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

  • Технологический:Если любой поведенческий аналитик возьмёт описание программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами». Это означает, что программа обучения должна быть очень детально и тщательно прописана, и места для неоднозначности быть не должно. У Купера есть описание хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку, квалифицированному в ABA, внимательно прочитать описание процедуры, а затем подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или опустит какие-нибудь шаги, или задаст вопросы, чтобы уточнить прочитанное, следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки.».
  • Концептуальный: Это определяющая характеристика в отношении использования интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа.
  • Эффективный: При применении поведенческих техник результат изменения в поведении всегда отслеживается. В частности, работа ведётся не с теоретическим значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в поведении.
  • Обобщаемость: Поведенческие аналитики должны ставить такие цели вмешательства, навыки по которым можно применять как можно в большем количестве ситуаций. Изменения в поведении должно длиться в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Кроме того, дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства, также является примером обобщения.

Сущность транзактного анализа по Эрику Берну

Прикладной анализ поведения

Транзактный анализ (ТА) в психологии – это методика, позволяющая описать и проанализировать поведение отдельного человека или группы. По-другому называется трансакционным или трансактным анализом. Применяется для лечения сложных психологических проблем. Его автор – психотерапевт Эрик Берн.

Трансактный анализ Э. Берна появился в 60-е годы прошлого столетия и сразу же приобрел популярность. Отчасти из-за своей простоты, доступности.

ТА преследует несколько целей:

  1. Найти, устранить стереотипы в поведении.
  2. Определиться с ценностями, научиться принимать решения, учитывая при этом свои возможности и потребности.
  3. Понять свой внутренний мир.
  4. Разобраться во взаимоотношениях с окружающими людьми.
  5. Научиться не скрывать чувства.
  6. Поверить самому себе.

Прикладной анализ поведения

Прикладной анализ поведенияПрикладной анализ поведенияПрикладной анализ поведения

Аналитическое лечение поведенческой структуры при аутизме основывается на обучении короткими систематическими циклами. При этом каждый навык, который ребенок не может осилить, разбивают на маленькие шаги. Обучение каждому шагу происходит путем специальной инструкции (команды) или реплики (намека).

Порой к этому добавляют подсказку (движение, жест), которая помогает ребенку начать, но их нужно использовать редко и незаметно, чтобы ребенок не стал зависим от них.

Определить правильную реакцию позволяет закрепление: одинаковые действия выполняются за командой постоянно (говорит о том, что навык закрепится).

Главная цель лечения – доставить ребенку удовольствие от занятий. Также ребенок должен научиться различать разнообразные раздражители (стимулы). Например, он должен научиться различать цвета, буквы, цифры и выделять свое имя из набора других слов.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Лечение спектра аутизма в Суламот

Несоответствующая реакция (нанесение себе повреждений, вспышка гнева, стереотипия) явно не закрепляется. Такая реакция нуждается в систематическом анализе для того, чтобы определить те события, которые являются усилителями этой реакции. Предпочтительным является приобщение ребенка к правильным реакциям, которые будут не совместимы с неподобающими.

Пытаться научить нужно до тех пор, пока ребенок не станет реагировать на повторение без подсказок взрослого. При этом все, что делает ребенок, записывают и оценивают с помощью специальных объективных критериев и позиций.

Обучение индивидуальное, поэтому этапы и время на определенные навыки для каждого ребенка устанавливают свои.

Как достичь результатов?

Для того чтобы достичь лучших результатов, нужно необходимые навыки обрабатывать и закреплять в различных ситуациях, которые не были запланированы.  Многих детей можно уже в самом начале обучить навыкам, если они были сделаны в незапланированной обстановке. Однако эти «случайные» тренировки нужно продумывать очень тщательно. Они должны быть частыми и последовательными.

Постепенно необходимо переходить от индивидуальных занятий к занятиям в малых и больших группах

При этом внимание оказывают тому, чтобы обучить ребенка самому учиться у окружающих его людей, при этом производя положительные действия и для себя, и для окружающих

Для такого лечения требуется квалифицированные специалисты, которые смогут применить методы прикладного анализа с эффективностью и этикой.

Случается, что специалисты, не имеющие должного опыта, с благими намерениями позволяют ребенку не выполнять какое-либо задание или уделяют ему слишком много внимания, что приводит к увеличению проблемы, а не к излечению.

Бывает, что и процедуры, направленные на устранение неподобающей реакции, приносят обратный эффект. Положительного эффекта можно добиться только постоянством занятий.

Зачастую те, кто работает с детьми и не знает всех событий, приводящих к проблемам в поведении, обращение с детьми строят непоследовательно. По незнанию они могут давать детям путаные команды, препятствующие адаптации навыков и усиливающие неправильную реакцию.

Однако исследователи установили, что большинство родителей стремятся быть последовательными в обучении своих детей и играют не последнюю роль в их лечении.

Задать вопрос на форуме

Здравствуйте ! Моему сыну 2года 2 месяца, нам ставят диагноз ЗРР и РАС под вопросом! Поведения сына , не всегда отзывается на имя, не выполняет просьбы, редко смотрит в глаза! Скажите пожалуйста,… (4)

Светлана   28 сентября 2017 года

Ответитьмальчику 5лет. он разговаривает но не всегда отвечает на вопросы. он ходит в садик но не занимаются вместе с группой ходит сам по себе, хочу с ним индивидуально по работать то он начинает…

настя   30 ноября 2016 года

ОтветитьЗдравствуйте, моему сыну 16 лет . В 2 года поставили диагноз: моторная аллалия, вторичный аутизм. Речи нет, всё показывает руками. Если ему, что-то не нравится (не хочет ждать,не хочет заниматься)… (1)

Елена   29 сентября 2014 года

Ответить

Загрузить еще записи

Применение в клинической психологии

Функциональный анализ и анализ последствий , как правило , используются в некоторых видах психотерапии , чтобы лучше понять, а в некоторых случаях изменить, поведение. Это особенно распространено в поведенческой терапии , таких как поведенческой активации , хотя это также является частью Аарона Бека когнитивной терапии . Кроме того, функциональный анализ модифицированный в анализ поведения цепи часто используются в диалектической поведенческой терапии .

Есть несколько преимуществ использования функционального анализа по сравнению с традиционными методами оценки. Во-первых, наблюдения за поведением является более надежным, чем традиционные методы самоотчета. Это происходит потому, что наблюдение человека от объективной точки стоять в их обычной среде позволяет наблюдателю наблюдать как антецедент и следствие поведения проблемы. Во-вторых, функциональный анализ является предпочтительным, поскольку оно позволяет для развития поведенческих вмешательств, либо предшествующая контроля или управления следствием, специально разработан, чтобы уменьшить проблемы поведения. В-третий, функциональный анализ является предпочтительным для мероприятий для детей младшего возраста или отстающих в развитии детей с проблемным поведением, которые могут быть не в состоянии ответить на самоотчете вопросы о причинах своих действий.

Несмотря на эти преимущества, функциональный анализ также имеет некоторые недостатки. Первых , что никакие стандартные методы определения функции не были определены и мета-анализ показывает , что различные методологии , по всей видимости результатов уклон в сторону определенных функций, а также не эффективно в улучшении результатов. Во- вторых, Gresham и его коллеги (2004) в мета-аналитический обзор статей Джаба обнаружили , что функциональная оценка не производит больших размеров эффект по сравнению с простыми управления в чрезвычайных ситуациях программ. Тем не менее, Грешэй и др. в сочетании трех видов функциональной оценки, из которых описательной оценка и косвенная оценка были достоверно найдены для получения результатов с ограниченной Third действия, хотя функциональная оценка была проведена с эстрадным хостом населения (то есть) большая часть современных исследований функциональной оценки имеет ограничивались детьми с отклонениями в развитии.

Речь и интонации

Речь – ее скорость, ритм, громкость и интонации – также объект, который психология поведения рассматривает как существенно влияющий на общение.

Она помогает воспринимать эмоциональное состояние собеседника. Невозмутимый рассудительный человек говорит медленно, ритмично, голосом средней громкости. Эмоциональный, импульсивный собеседник говорит быстро, оживленно. У человека неуверенного в себе, замкнутого речь тихая, слабая, иногда путанная.

Зачастую не так важны слова, как интонация, с которой они произносятся. Слова могут быть совершенно нейтральными даже банальными. Но то, как человек их говорит, в какой обстановке  и в связи с какими событиями, может много подсказать внимательному наблюдателю.

Однако, следует понимать, что любой человек, попавший в незнакомую ему обстановку, может повести себя совершенно по-другому, чем в привычном окружении. Психология поведения человека позволяет определить многие скрытые факторы, руководящие человеком на самом деле, но для этого надо быть достаточно «подкованным»  знаниями и быть внимательным к людям.

Типы обусловливания поведения

В рамках изучения поведения стоит различать респондентное и оперантное обусловливание поведения. Два вышеуказанных ученых склонялись именно к изучению респондентного мотивирования, как раз-таки работающего по формуле «стимул-реакция», то есть за каждым мотивом следует определенный ответ в виде того или иного поведения.

Оперантное же обусловливание склоняется к формуле «стимул-подкрепление-реакция». То есть в данном случае мы руководствуемся не причиной нашего действия, а реакцией со стороны (поощрением или наказанием), и в зависимости от неё у нас складывается реакция.

Приведем пример. Ваш ребенок ходит зимой без шапки, вы за это переживаете, потому что он может заболеть. Джон Уотсон здесь предложил бы вам объяснить своему ребенку, что если он будет ходить с неприкрытой головой, он может заработать себе простуду. Либо в конце концов ваш ребенок заболеет, у него выработается реакция «хожу без шапки-болею», и он больше не будет выходить из дома в холод без головного убора.

Беррес Скиннер, как раз-таки разработавший идею оперантного обсуловливания, направил бы вас по другому пути и посоветовал бы ввести меру поощрения за то, что ребенок надевает шапку. Допустим, вы можете его похвалить, материально или идеально поощрить. Можно придумать что-то вроде этого: «Давай ты наденешь шапку, а я заберу тебя пораньше с занятий, и мы пойдем гулять». В такой ситуации ребенок наденет головной убор, потому что у него будет реакция на подкрепление – на то, что вы заберете его из школы пораньше.

При этом Скиннер указывал, что гораздо более твердо реакция закрепляется в случае поощрения, то есть позитивного подкрепления, а не наказания. Иными словами, если вы будете кричать, бить, оскорблять своих детей, вызывая страх и слезы, то реакция будет происходить, но при этом у личности будет развиваться низкая самооценка, излишнее переживание и тревога.

Обратите внимание, что таким образом мы можем влиять на поведение окружающих людей, то есть изменяя условия окружающей среды, мы вводим личность в то или иное психологическое состояния посредством мотивационного, стимулирующего механизма. Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами)

Давайте немного подробнее остановимся на данной методике

Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами). Давайте немного подробнее остановимся на данной методике.

Трансакции

Прикладной анализ поведения

В современном транзактном анализе трансакции — это процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей. Они состоят из 2 частей: стимул и реакция.
Существует несколько видов трансакций:

  1. Дополняющие или параллельные. Стимул от одного человека дополняется реакцией другого. Происходит общение. Допустим, вы спросили: «Который час?». Это стимул. Собеседник вам ответил. Это реакция. В таких условиях взаимодействие длится достаточно долго. При этом практически не возникает конфликтных ситуаций.
  2. Пересекающиеся или перекрестные. Для этого вида трансакций характерны конфликты. Одна сторона посылает стимул от «взрослого», а другая отвечает от «ребенка» или «родителя». Например, муж спросил у жены, где лежат его часы. Она, вместо того, чтобы ответить на вопрос, говорит, что он всегда и во всем считает ее виноватой. С небольших упреков и начинается ссора. Так будет продолжаться долгое время. Ситуация изменится, если стороны конфликта сознательно перейдут в эго-состояние «взрослого».

Прикладной анализ поведения

Есть еще один вид трансакций — скрытые. Они сильно отличаются от двух других. Здесь задействовано сразу несколько эго-состояний. Если сказать кратко, человек говорит одно, а подразумевает другое. Часто он даже не осознает, в какой роли сейчас находится.