Корчак януш. книги онлайн

Оккупация

Вначале Второй мировой войны сотрудники «Дома сирот» дежурили днем и ночью, а вместе сними и Януш Корчак. Биография его этого периода исполнена каждодневного героизма. В сентябре Корчак в последний раз выступил на радио, призывая к сохранению спокойствия. С начала вторжения Германии он искал средства для своей организации. Летом следующего года ему еще удалось уехать с детьми в летний лагерь Różyczki в Вавере. Осенью 1940-го приют как еврейское учреждение по приказу оккупационных властей был выселен в гетто в гимназию им. Марии и Иосифа Розлеров, а Корчак на некоторое время был арестован за отсутствие обязательной для евреев повязки со звездой Давида.

Корчак януш. книги онлайн

Осенью 41-го приют был переселен в здание Общества работников торговли. Януш Корчак все время боролся за финансирование содержания детей и, несмотря на безвыходное положение, старался, чтобы жизнь детей протекала в довоенном ритме. По мере возможности сохранялись прежние принципы функционирования и внутренние обычаи.

В начале 1942 г. Корчак официально принял на себя руководство находившимся в бедственном положении учреждением для детей-сирот «Главный дом прибежища», а с мая этого года начал писать «Дневник», в котором передал трагическую хронику гитлеровской оккупации.

Начало биографии

Молодые годы и образование

Родился в Варшаве в полонизированной еврейской семье. Отец — Юзеф Ґольдшмидт (1844-1896), адвокат. Мать — Цецилия (девичья фамилия Ґембицька) (1853 / 54-1920). Оригинальное метрика Януша Корчака не сохранилась, поэтому дата рождения точно не установлена.

Семья Ґольдшмидтив происходила из Люблинского воеводства, а Ґембицьких — с Великопольши. Прадед Мавриций Ґембицький и дед Герш Ґольдшмидт были врачами. Могилы отца Януша Корчака и его дедов по материнской линии (материнской могилы не найдена) — на еврейском кладбище в Варшаве (ул. Окопова).

Сначала неплохое материальное положение Ґольдшмидтив начало ухудшаться из-за психической болезни отца (1891 впервые попал в психиатрическую больницу с признаками безумия, умер 26 апреля 1896). После его смерти 17-летний Корчак начал заниматься репетиторством, чтобы помочь содержать семью. Его мать сдавала жильцам комнаты в их варшавском доме. Аттестат зрелости Корчак получил в возрасте 20 лет.

Ребенком Корчак много читал. Много лет в дневнике, писаному в гетто, он вспоминал: «Я упал в ярость, безумие чтения. Мир исчез с моих глаз, была только книга ».

1898 — начал обучение на медицинском отделении Императорского Университета в Варшаве.

Летом 1899 — впервые поехал за границу — в Швейцарию, где знакомился, в частности, с педагогической деятельностью И. Г. Песталоцци.

В конце 1899 — ненадолго арестован за деятельность в читальнях Варшавского Благотворительного Общества.

Учился в университете 6 лет, 1-й курс проходил повторно. В студенческие годы знакомился на собственном опыте с жизнью бедных районов, пролетариата и люмпен-пролетариата. Принадлежал к масонской ложи «Заря моря» Международной федерации Le Droit Humain, что имела целью «примирить всех людей, разделенных религиозными барьерами, и искать истину, сохраняя уважение к другому человеку».

Врач

23 марта 1905 получил диплом врача.

В июне того же года как врача Корчака призывают в армию, и он участвует в русско-японской войне. Служил в Харбине. В маньчжурских детей учился китайского языка.

В марте 1906 вернулся в Варшаву.

1906-1912 — работал педиатром в Детской больницы им. Берсон и Бауман. Живя на территории больницы, находился на постоянном дежурстве и жертвенно исполнял свои обязанности. Как врач не обходил пролетарских районов города. С бедных пациентов часто брал только символическую плату или и давал средства на лекарства, но от состоятельных требовал высоких гонораров благодаря своей популярности как литератора.

1907-1911 — повышал квалификацию за границей, где слушал лекции, проходил практику в детских клиниках, посещал воспитательные учреждения и учреждения опеки над детьми. В Берлине провел почти год (1907-1908), в Париже 4 месяца (1910), провел месяц в Лондоне (1910 или 1911). Как писал много лет, именно в Лондоне постановил, что не будет создавать семьи, а «служить ребенку и его делу».

В это время занимался активной общественной деятельностью, принадлежал, в частности, к Варшавского общества гигиены и Общества летних лагерей (ТЛТ) (польск. TKL). В 1904, 1907, 1908 выезжал в лагеря ТЛТ для еврейских и польских детей.

1906 — издал «Дитя салона». Книгу очень хорошо восприняли читатели и критики. Благодаря огласке, полученного своими публикациями, стал популярным педиатром в Варшаве.

1909 — вступил в еврейское общество «Помощь сиротам» и возглавил «Дом Сирот», вскоре построен этим обществом.

1914 — во время 1 мировой войны снова мобилизован в царскую армию. Служил младшим заведующим дивизионного лазарета, главным образом в Украину.

1915 — во время короткого отпуска, проведенного в Киеве, познакомился с Марией Фальською, польской общественным деятелем, который в то время руководил воспитательным домом для мальчиков-поляков. И в 1917 году его отозвали работать врачом в детских приютах Киева.

Из трех зданий, связанных с пребыванием Корчака в Киеве, сохранился только один — на улице Владимирской, 47, где находилась польская гимназия для девочек и детский сад. 20 ноября 2012 на здании должны открыть мемориальную таблицу авторства Ивана Григорьева.

Июнь 1918 — в ранге капитана российской армии вернулся в Варшаву. Но осенью 1918 года был мобилизован в возрожденную польскую армию. Во время польско-советской войны (1919-1921) был врачом в военных госпиталях Лодзи и Варшавы. Болел тифом. За жертвенный труд получил звание майора Войска Польского.

Какую религию исповедовал Януш Корчак?

Судите сами. В 1899 г. он был гостем 2-го Сионистского конгресса. С 1920-х годов принадлежал к масонской ложе «Заря моря» Международной Федерации «Le Droit Humain».

Януш Корчак дважды побывал в Израиле (вернее, тогда это была еще подмандатная Палестина): в 1934 году провел там 3 недели, а в 1936 году — 1.5 месяца. Работал как рядовой кибуцник в кибуце «Эйн Харод».

(В подмандатной Палестине коммуны-кибуцы были важнейшими форпостами колонизаторов. Кибуцы создавались в спорных районах Палестины, чтобы «застолбить» территорию за еврейскими колонистами. Кибуцы давали жилье и кров новым эмигрантам, только сходившим с палубы корабля. Также кибуцы поставляли первоклассный человеческий материал для армии. Армия была нужна для «очистки» этих земель от коренных жителей – палестинцев. Впрочем, она нужна им для этих целей и в настоящее время).

В 1937 году Януш Корчак снова собирался в Эрец Исраэль: «Я должен приехать в мае в Иерусалим, я должен изучить язык, продержусь на студенческих харчах, а там — поеду в любое место, куда позовут, и буду делать то, что потребуют… Не поздно ли?.. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой темной комнате с Торой, учебником, словарем иврита».

О его религиозности и идентичности свидетельствует одна из последних записей: в немецкой анкете за сентябрь 1940 года в графе «вероисповедание» Корчак написал «Моисеево».

Корчак и Украина

Во время Первой мировой Корчак-Гольдшмидт был на территории современной Украины. Как военный врач он помогал в госпитале поблизости Тернополя. Там, на улицах города, он подобрал мальчика Штефана, мать которого умерла, а отца забрали в армию. Ребёнок не умел ни читать, ни писать, а сердобольный Корчак забрал его к себе в казарму, где научил не только письменности, но и в азам ремесла — при госпитале была мастерская. Обо всём этом известно из записей в дневнике Корчака.

В Тернополе педагог заболел, и его отправили в Киев на лечение. Там же он продолжил свою работу в приютах для сирот, количество которых после войны резко увеличилось. В Киеве же Корчак и написал своё самое знаменитое творение — книгу «Как любить ребёнка».

Из биографии Януша Корчака

Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид» («Проповедник» — еженедельная газета на иврите).

Отец, Юзеф Гольдшмидт — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871). Как видите, эта еврейская семья была очень религиозной.

В 1889 году у отца Генрика обнаружилась душевная болезнь, и свою жизнь он закончил спустя 7 лет в сумасшедшем доме. Януш Корчак выбрал карьеру врача. Осознав, как велик для него риск плохой наследственности, он навсегда отказался от мысли иметь детей.

Из книги Бетти Лифтон «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака»:
«В романе заключены все стороны жизни самого автора: его стесненное детство, страх перед самоубийством и сумасшествием, стремление уклониться от секса, решимость стать реформатором общества, преданность детям».

Исследователи творчества Януша Корчака утверждают, что он имел склонность к гомосексуализму. В «Исповеди бабочки», имеющей автобиографический характер, он писал о своих чувствах к ровеснику Сташу:

«Да, это любовь. Держать его руки доставляет мне удовольствие, а он это знает и чувствует. Когда мы останавливаемся, обнимаю его, и мы говорим – ни о чем. Это не дружба, но такая любовь, которая бывает только у девочек . Видимо, любовь к такому же полу встречается не только у девочек».

Януш Корчак с юности был нравственно развращен:

«Годы учебы в жизни Корчака — это еще и время бурной дружбы с рано умершим поэтом и писателем Людвиком Станиславом Лицинским… Вместе с Корчаком они совершали ночные эскапады… Об этих вылазках с Корчаком Лицинский писал: «Мы вместе посещали бордели и кабаки, вместе бродили по песчаным берегам Вислы, праздновали именины проституток, пили отвратительную водку с бандитами»…

В повести «Дитя салона» он изобразил действительность, которую знал из собственного опыта… Игорь Неверли предполагает, что там, на Сольце, родилась единственная в жизни Генрика любовь – к семнадцатилетней Викте, дочери Вильчков, работавшей на швейном складе; автор с нежностью описывает ее в повести. Любовь, взаимная, но лишенная всяких перспектив, трагически кончилась из-за последствий романа – ребенка; нежеланного, нерожденного, а может – рожденного и брошенного. Только один раз, в гетто, в «Дневнике», Корчак открыто написал о своем сексуальном опыте. С несвойственной ему грубостью пояснил, что у него не было времени на девушек, потому что те «шельмы ненасытные и до ночей лакомые, да еще и детей рожают. Паскудное дело. Один раз и со мной случилось. На всю жизнь отбило вкус. С меня хватило. И угроз, и слез»».

Янушк Корчак стал педиатром в разгар детского туберкулеза. Причины высокой заболеваемости он увидел в высокой рождаемости. В 1930-х годах предложил законопроект по принудительной стерилизации всех бедняков и душевнобольных в Польше. В «Сенате безумцев» Корчак писал:

«Я утверждаю, что без евгеники мы все увязнем в болоте, и уже не будет спасения. И уже раз и навсегда. Рождает каждый, кто хочет и сколько хочет. Рождает и подкидывает нам всё новых и новых людей равнодушная злая воля. На ларёк с газированной водой требуется патент. Удостоверение личности, соответствующие квалификации, основной капитал, контроль. Требуется сдать экзамены на парикмахера, трубочиста, сапожника, пирожника, садовника, сановника. А тут шут гороховый, первый от конца, последний из последних, становясь отцом, вступает в бессмертие – созидает будущее!»

Эта идея Януша Корчака, а именно «лицензия на родительство», — уже воплощается в жизнь — она вошла в Форсайт-проект «Детство 2030».

Янушк корчак увлекался теософией — духовным течением, многое взявшим из религий Востока, а также египетских верований и неоплатонических доктрин. Его приверженцы верили в возможность внутреннего изменения человечества, чему должны были способствовать групповые медитации и духовные практики (в Православии это называют колдовством и бесовщиной).

Становление личности

Летом 1899 года он едет в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогическим наследием Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами.

Его друзья удивлялись, почему он стремится стать врачом, когда его литературная карьера складывается так удачно. На это он отвечал:

В 1905 году Корчак получил диплом, и в качестве военного врача Русской императорской армии принимал участие в Русско-японской войне.

Незадолго до этого он начинает полностью самостоятельную жизнь и снимает десятую постель в комнате, уже занятой семьями рабочих.

Современники вспоминали, что вечерами он бродил по трущобам и помогал брошенным и голодным детям. Приносил им сладости, лекарства, внушая, таким образом, веру в людскую доброту, рассказывая им сказки и обучая чтению.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции, проходит практику в детских клиниках и знакомится с различными воспитательными учреждениями. После этого он проходит стажировку во Франции и посещает детский приют в Англии.

Сами нацисты предложили Корчаку свободу

Книги для взрослых и детей, статьи, педагогические исследования, свыше 20 книг о воспитании. К началу Второй мировой войны Януш Корчак был хорошо известен во многих странах. А поскольку огонь и вода в жизни старого доктора уже были, то оставалось самое тяжелое испытание – медными трубами. Слава и известность, заслуги писательские, могли бы обеспечить Янушу Корчаку не только почет и уважение, но и саму жизнь.  Вместе со своим «Сиротским домом» Януш Корчак оказался в Варшавском гетто, а это означало только одно – уничтожение.

Еще за несколько лет до войны, может быть предчувствуя развивающиеся события, бывшие ученики старались сделать все, чтобы вывезти доктора Януша из Польши, его ждали в Палестине, в нейтральных странах, куда потом война не дойдет, он много путешествовал, но не оставил свое детище.

Более тридцати лет до своей гибели действовал варшавский «Сиротский дом». Корчак не покинул его и во время оккупации Варшавы нацистами. Более того, в условиях гетто Корчаком были предприняты попытки создания приюта для тяжелобольных и  умирающих детей, смертность на огражденной территории была высокая. Так старый доктор предвосхитил идею создания детских хосписов. Понимая невозможность помочь умирающим, Корчак делал все чтобы обеспечить хотя бы достойный и спокойный уход маленьких страдальцев.

Корчака пытались спасти из гетто, он отклонил все попытки вывести его в безопасное место. Наконец, когда судьба еврейских сирот была решена, сами нацисты предложили Корчаку свободу. Однако эта свобода предлагалась только ему. Одному. Поэтому Корчак вместе со своими воспитанниками поднялся в вагон, уходящий в лагерь смерти Треблинка.

Корчак януш. книги онлайн

Кадр из фильма «Корчак»

Эммануэль Рингельблюм, один из подпольщиков варшавского гетто, оставил воспоминание: «Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти… Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь.

6 августа 1942 года Януш Корчак вошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками.

Интересные факты

  • Последние месяцы жизни Корчак описывал в дневнике, который потом замуровал в стенах дома варшавского гетто. Его случайно нашли через несколько лет после завершения войны. Записи дневника стали основой для сценария фильма Анджея Вайды «Корчак».
  • У педагога было своё отношение к смерти: своих воспитанников он с малых лет приучал к тому, что смерть — это обычное явление. Неудивительно, что его Король Матиуш (герой детской книги) также умирает.
  • Во время Второй мировой Корчак стал глубже интересоваться сионизмом, даже решил уехать в Израиль, но остался в Варшаве только ради своих детей.
  • Основы педагогики Василия Сухомлинского основаны на подходе Януша Корчака.
  • Поскольку могилы у педагога нет, то на еврейском кладбище Варшавы поставили кенотаф в память о нём и его воспитанниках, а в Треблинке — камень с его именем.
  • Несмотря на почти полное разрушение Варшавы во время Второй мировой, «Дом сирот» на Крахмальной выстоял. Он работает до сих пор.

Произведения Корчака украинском

  • Право на уважение. — Сост. И. Ковальчук, пер. с пол. И. Ковальчук, Б. Матияш, Р. Праздник. — К .: Дух и буква, 2012. — 382 с. — Обкл. тверд. — Форм. 60х84 / 16 — ISBN 978-966-378-276-8
  • Приключения короля Мацюся. — Киев: А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2011. — 534 с. (на основе перевода Богдана Чайковского предыдущих лет с участием Богданы Матияш; отрывки, не вошедшие в советские издания);
  • Дитя человеческое: Избранные произведения. — Киев: Дух и буква, 2007. — 536 с., Перевод Владимира Каденко, Александра Ирванца и Константина Москальца;
  • Наедине с Богом. Молитвы тех, которые не молятся. — Киев: Дух и буква, 2003. — 66 с., Перевод с польского А.Ирванца;
  • Правила жизни. — Киев: Молодежь, 1989, 320 с., Перевод с польского Юрия Попсуенка;
  • Мацюся происшествия., М .: Радуга, 1968, 1978, перевод с польского Богдана Чайковского;
  • Как любить детей., К., 1978.

О Корчака

Иоанна Ольчак-Роникер. Януш Корчак. Страницами биографии. Пер. с польской Андрея Павлишина. — К .: Дух и буква, 2012. — 496 с. — Обкл. тверд. — Форм. 60х84 / 16 — ISBN 978-966-378-275-1

Вернуть доверенное в сохранности, можно, лишь вложив него любовь

В качестве послесловия хотелось бы  вспомнить об одном эпизоде, который, скорее всего, наверное, является просто мифом, но, тем не менее, недалеким от правды. Офицер СС, командовавший погрузкой и депортацией в Треблинку, узнал писателя Корчака, узнал того, чьи книги он когда-то в детстве читал,  и именно ему было поручено предложить Корчаку покинуть вагон и именно ему Корчак отказал. А совсем недавно я прочитал о том, что летчиком, который сбил самолет Сент-Эксюпери, тоже, как ни странно, оказался один из его читателей.

И Корчак, и Экзюпери – люди, сделавшие в своей жизни нечто очень важное: они написали о человеке прекрасном… не о прямоходящем, не о разумном, а о человеке, который может созидать этот мир, о той глине, которая была оживотворена Духом, о том, кто украсит мир, когда для зла и беды в нем больше не останется места. И в какое безумное, страшное время, в какой разрушительный и страшный век

Вернуть доверенное в сохранности, можно, лишь вложив него любовь. А иногда и жизнь. Удивительный и страшный подвиг, постичь который нельзя, если ты им не жил всю жизнь. Умирание за этих детей случилось в жизни Корчака не в Треблинке, а гораздо раньше, когда детские глаза посмотрели на него с доверием и любовью. Ответной любовью. И почему-то я уверен, что это чувство не оставило их в этот  страшный смертный миг. И даже не чувство. А именно Любовь. Как начало и причина всего.

Светлая и добрая память «старому доктору» и его воспитанникам.

Жизнь в кошмаре

С началом Второй мировой войны, когда нацисты оккупировали Варшаву, Януш Корчак и его ученики столкнулись с серьезными трудностями.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» Корчак был перемещён в Варшавское гетто. Там он по-прежнему отдавал все свои силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты.

Когда ситуация ухудшилась до предела и фашисты начали истреблять жителей гетто, Корчак продолжал поддерживать своих воспитанников.

Он делал все возможное, чтобы в тех чудовищных обстоятельствах имитировать полноценную жизнь, и таким образом дать детям надежду на то, что скоро все пройдет.

Однако всеобъемлющий страх смерти все больше завладевал сердцами детей, которые всё видели и хорошо понимали, несмотря на попытки учителя оградить их от жестокой реальности. Беспощадная, тотальная деморализация жителей гетто усугублялась ежедневными расстрелами посреди улиц.

Подробности этих дней детально описаны в дневнике великого педагога.

Это кажется невероятным, но измученный и истощенный 64-летний Корчак отклонил все предложения тайных почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на стороне врага. Соратник Корчака Игорь Неверли рассказывал:

«Для него сняли комнату и приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица – техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения… Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни и опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли это всё пережить?»

Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак всячески пытался убедить руководство гетто в том, что его дети здоровы и очень работоспособны, и могут шить военную одежду для немецких солдат.

Таким образом, он старался ухватиться за любую возможность, которая бы помогла сохранить жизнь несчастным детям. Однако все его старания оказались напрасными.

6 августа 1942 г. все 192 ребенка из приюта были отправлены в концентрационный лагерь Треблинка. Вместе с ними были депортированы Януш Корчак, его верная подруга Стефания и еще 8 воспитателей.

«Дом Сирот» и «Наш Дом»

Вместе с Стефании Волчанский (1886-1942) Корчак основал и руководил Домом Сирот — варшавским приютом для еврейских детей, который финансировало общество евреев «Помощь сиротам», расположенный на улице крахмальных, 92 (сегодня ул. Якторовська, 6). Дом начал деятельность 7 октября 1912, а Корчак стал его директором. Главной воспитательницей была С.Вильчинська — панна / госпожа Стефа. Корчак руководил приютом в течение 30 лет.

В конце октября — начале ноября 1940 Дом Сирот были перемещены в гетто на улицу Хлодной. Во время вооруженных действий, связанных с переселением, Корчака был арестован на рабочем месте. Гитлеровцы посадили Корчака в тюрьме на Павьяку, но через несколько недель его освободили под залог.

С 1919 Корчак с Марьей Фальською вместе работали над созданием еще одного учреждения опеки над детьми — приют для польских детей «Наш Дом», что сначала содержался в Прушкове под Варшавой, а с 1928 года — в столичном районе Беляны. Сотрудничество с Фальською продолжалась до 1936 года. В «Нашем Доме» также использовались новаторские педагогические методы.

Оба детские, предназначенные для детей 7-14 лет, воплощали в жизнь концепцию самоуправляющейся сообщества, создавала собственные институты (сейм, суд, газета, система дежурства, нотариальный отдел, ссудная касса).

За свою образовательно-воспитательную деятельность Корчак получил Офицерский Крест Ордена Возрождения Польши, которым он награжден в День независимости Польши — 11 ноября 1925.

Душа ребенка равно сложна, как и наша

Удивительна судьба Хенрика Гольдшмидта (настоящее имя Януша Корчака). Родился он в 1878 году Польше, когда та была еще княжеством в составе Российской империи. Учился в русской гимназии. Надо еще не забыть, что по происхождению Хенрик –  еврей, а это значило, что особое, зачастую далеко не дружелюбное отношение со стороны окружающих, было знакомо ему с самого детства, несмотря на то, что семья Гольдшмидтов считалась ассимилированной, в которой очень чтились польские традиции.

Януш Корчак

Уже учась в гимназии, он начинает репетиторскую деятельность, поскольку отец Хенрика Юзеф становится недееспособным по причине душевного заболевания. Во многом болезнь отца стала причиной того, что в дальнейшем Хенрик не заводит семью, боясь, что заболевание генетически передастся его внукам и правнукам, но всю свою жизнь посвящает именно детям. Да и не только жизнь, но и смерть.

По окончании гимназии прекрасно знает русский, немецкий, французский языки, владеет древними языками, поступает и заканчивает медицинский факультет Варшавского университета. В войне с Японией и в Первой мировой войне, а также в советско-польской войне, Корчак, имевший уже к тому времени этот псевдоним, военный врач, часто бывает на передовой, помогает и оказывает раненым не только медицинскую, но и психологическую помощь, а зачастую просто беседует с человеком, помогая ему отвлечься от страданий и боли разговором, каким-либо интересным, увлекательным рассказом.

А между войнами и после них происходит становление Корчака как педагога, публициста и детского писателя. Его работы приобретают всемирную известность, его идеи в педагогике становятся новаторскими, ими интересуются

За годы активной работы, Корчак создает детские приюты в Киеве, в Варшаве, особое внимание уделяется воспитанию сирот. Одним из важнейших принципов педагогической системы Януша Корчака была и есть самовоспитывающая активность детей

Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и еще много различных вещей, которые делает ребенок САМ.

Одной из главных идей, которую Корчак нес родителям, была мысль позволить ребенку вырасти самим собой, а не тем, кем не стали его родители. Видеть в ребенке полноценного человека: «Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Как любить ребенка?), одновременно предлагая понять, что на самом деле преимуществ у повзрослевшего человека перед ребенком, если не считать таковой ответственность, по большому счету нет.

Уважать и изучать, открывать личность ребенка, «всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадёжно», до уровня ребенка, по мысли Корчака, нужно было не опускаться или приседать, а подтягиваться, расти, становиться на цыпочки, потому что до чувства ребенка надо еще суметь подняться, «душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить».

Очень точно Корчак указывал на то, что представляет собой воспитание и любовь в том виде в каком они есть сейчас: «Мой ребенок — это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: — Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать». А не так ли это действительно?

Иногда кажется, что те методы и решения, которые когда-то были предложены «старым доктором» — это прямой ответ на те страшные и порой роковые «воспитательские» ошибки, допускаемые родителями в отношении детей. Любить и дать развиваться, наблюдать и не вмешиваться. Казалось бы в идеях Корчака не просто любовь к человеческой личности, но и доверие Творцу этой личности. И напоминание родителям о том, что «ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца».

Тучи сгущаются

В июне 1929 года умер Исаак Элиасберг, который 20 лет помогал приюту. Тем самым дом сирот лишится серьезной финансовой поддержки.

В связи с экономической нестабильностью, многие меценаты также перестали оказывать поддержку приюту. Помимо этого в Польше продолжали расти антиеврейские настроения.

Какое-то время педагог даже думал о том, чтобы переехать с детьми в Палестину, в которой находились большие еврейские поселения. Но это оказалось просто невозможным.

Корчак януш. книги онлайнЯнуш Корчак перед Домом сирот, 1939 г.

В Варшаве Корчак вел радиопередачу, посвященную воспитанию детей. Он выступал под псевдонимом Старый Доктор.

Пользуясь большой популярностью в мире, у себя на родине он оставался незамеченным, поскольку поляки считали, что еврей не имеет права заниматься воспитанием «их» детей.

В 1937 г. антисемитизм в Польше достиг своей кульминации и Янушу запретили выступать на радио.

Межвоенный период

В 1918 году по возвращении в Варшаву он снова устроился в «Дом сирот». С осени 1919 г. Корчак был близко связан с открывшемся тогда приютом «Наш дом», возглавляемым Фальской. Гольдшмит регулярно бывал там в качестве врача и педагога, даже после переезда учреждения в Варшаву в 1928 г. В «Доме сирот», а также в «Нашем доме» были реализованы три концепции Корчака: забота о детях, воспитание самостоятельности и права ребенка.

В 1926 г. он инициировал выпуск экспериментального детского и молодежного еженедельника «Малый обзор», как дополнение к журналу «Наш обзор». Издание практически полностью выпускалось детьми и для детей и состояло из подлинных писем и материалов, присылаемых ими. Корчак был его редактором до 1930 г., позже он передал эту функцию Игорю Неверлему. Последний номер журнала «Малый обзор» вышел 01.09.39, в день начала Второй мировой войны.

Корчак януш. книги онлайн

В 1932-м Корчак из приюта переехал жить к сестре. Также он работал в окружном суде судебным экспертом по делам детей и был референтом «Кассы помощи больным».

С конца 1934-го Корчак под именем Старый Доктор сотрудничал с Польским радио, читая детям оригинальные лекции. Передачи, пользовавшиеся популярностью среди слушателей, были сняты с эфира в марте 1936 г. Он снова вернулся на Польское радио в марте 1938-го. Писатель Януш Корчак сотрудничал со многими изданиями (например, Robotnik, Opieka Społeczna, выходящими также на иврите и идише (в т. ч. Olami, Hechaluc Hacair, Olami Hakatan, Dos Kind), в которых переводились его тексты.

Он дважды посетил Палестину (1934, 1936), где много путешествовал. Но педагогика Януша Корчака интересовала больше всего – он присматривался к ней в кибуцах и исследовал возможности развития еврейской жизни.

Писатель, публицист, сотрудник радио

Корчак дебютировал 26 сентября 1896 в еженедельнике «кольце». Как ученик гимназии он не мог официально печататься в прессе, поэтому подписался псевдонимом «Ген», позже пользовался также другими псевдонимами, в частности, Ген-Рик, Гаґот, Старый Лекарь. Псевдоним «Янаш Корчак», который в несколько измененной форме «Януш Корчак» стал популярнее настоящая фамилия автора, взял из названия романа Ю. И. Крашевского «О Янаш Корчака и красивую мечникивну». Впервые Корчак выступил под этим псевдонимом 1898, подписав ним свою драму «неужели?», Которую послал на конкурс драматургии. Сама пьеса не сохранилась.

1898-1901 — печатался в журнале «чительно для вшистко».

С 1900 начал печататься как Януш Корчак, подписывал так даже частные письма, хотя не отказывался от остальных псевдонимов.

Под псевдонимом Ген-Рик сотрудничал с сатирическим еженедельником «кольце». С 1901 года начал писать фельетоны. В 1905 году вышла подборка его фельетонов, печатавшихся в «кольце» под названием Koszałki-Opałki («Небылицы») и роман «Дети улицы» (1901).

Писательская наследие Корчака составляет 24 книги, а также более 1 400 текстов, которые печатались в различных периодических изданиях. Сохранились лишь немногочисленные рукописи, машинописи и документы, в частности, письма — всего около 300 позиций. К важнейшим педагогических работ относятся: цикл в 4 частях «Как любить детей» (1920), «Воспитательные моменты» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Право ребенка на уважение» (1929) и «Шуточная педагогика »(1939). Среди книг для детей особую популярность получил «Король Матиаш Первый» и «Король Матиаш на необитаемом острове» (1923), переведены более чем на 20 языков, а также «Банкротство маленького Джека» (1924), «Правила жизни» (1930) и « Кайтусь-волшебник »(1935).

За свою литературное творчество в 1937 году Корчак получил Золотой Академический Лавр Польской Академии Литературы.

Во время Второй мировой войны он вел дневник, очень ценный учитывая обстоятельства его написания.

В своей педагогической деятельности Корчак пользовался также очень современным по тем временам инструментарием. Он создал газету детей и молодежи «Имели пшеґльонд» (1926-1939). Она выходила как приложение к варшавского еженедельника «Наш пшеґльонд». Первый номер появился 9 октября 1926, это было первое издание в Польше, которое создавали дети. С 1930 года его редактором был писатель Ежи Абрамов, после войны известный как Иґор Неверли, также выполнял функцию секретаря Януша Корчака.

Издание выходило несмотря на рост антисемитизма, нетерпимости и расовой сегрегации. Последний номер появился 1 сентября 1939.

Как Старый Врач выдающийся педагог проводил также свою деятельность в цикле радиопередач. В них он создал собственный стиль обращения к молодых радиослушателей и очень просто сказал им о важных вещах. 1936 Педагогические программы Корчака было отменено (несмотря восторженные отзывы слушателей и рецензентов) из-за роста антисемитских настроений и соответствующего внешнего давления. Корчак вернулся на радио через два года, а к слушателям Польского Радио он обращался также после начала войны в первые дни сентября 1939 года.

Семья и детство

Януш Корчак — ненастоящее имя известного педагога. От рождения он назывался Хенриком Гольдшмидтом, вторым его именем было Эрш или Хэрш — в честь дедушки. Несмотря на то, что родители будущего педагога были евреями, в их доме не слишком придерживались иудаистских обрядов. В то время множество польских евреев были весьма ассимилированными, поэтому дома к нему обращались, используя польское имя Хенрик.

Его отец был адвокатом, автором различных монографий. Кроме него в семье также воспитывали младшую дочь Анну.

Поскольку в то время часть Польши была под Российской Империей, то первые свои знания Хенрик получал в российской гимназии, где ни на капельку не изменились армейские уставы былых времён. Жёсткая дисциплина, физические наказания за проступки, унижения, и, конечно же, издевательство над евреями, который не любили в царской России.

Но кроме всего этого там преподавали множество интересных для Хенрика предметов, например, языки. Французский, латынь, греческий и немецкий, хотя сами преподаватели общались с гимназистами исключительно на русском.

Когда Хенрику было одиннадцать, у его отца начались проблемы со здоровьем. Врачи обнаружили у него психические нарушения, и его пришлось определить в клинику для душевнобольных. Поскольку содержать отца в хорошей больнице стоило больших денег, уже через несколько лет с деньгами начались серьёзные проблемы. Чтобы хоть как-нибудь улучшить положение, Хенрик идёт на свою первую работу — репетитором. Ему тогда было 15 лет.

Корчак януш. книги онлайн