Реферат на тему «основные стили воспитания детей»

Родительские установки

Стиль воспитания – отношение ко всем детям и воспитанию как таковому. Родительская позиция (установка) – отношение к конкретному ребенку. Можно выделить 4 типа родительских установок.

Принятие и любовь

Коронная фраза родителей: «Ребенок – центр моих интересов». Родители проводят много времени с ребенком, занимаются совместными делами, проявляют нежность. В итоге ребенок развивается нормально, испытывает чувство близости с родителями.

Явное отвержение

Коронная фраза: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться». Родители невнимательны и жестоки с ребенком, избегают контакта с ним. В итоге ребенок вырастает эмоционально неразвитой личностью, агрессивным, с преступными наклонностями.

Излишняя требовательность

Девиз: «Не хочу ребенка таким, какой он есть». Родители придираются к ребенку, постоянно критикуют, не хвалят. В будущем для ребенка характерна фрустрация и неуверенность в себе.

Чрезмерная опека

Девиз: «Все сделаю для моего ребенка, посвящу ему жизнь». Воспитание отличается чрезмерными поблажками или ограничением свободы. Ребенок вырастает инфантильным (особенно в плане социальных отношений), несамостоятельным.

Рекомендации

Обозначение границ и объяснение их

Ясно, если предоставить свободу действий ещё незрелому человечку в целях показать уважение к его личности – это повергнуть свою и его жизнь в хаос. А как же тогда быть, если, допустим, каждое утро надо вставать в 7 утра, чтобы успеть в школу, а он не хочет? Кроме как заставить, по-другому он не слушает?

Необходимо твёрдо обозначить свою позицию, при этом позволив ему выразить свои чувства. Например, сказав: «Я понимаю, что это вызывает у тебя злость или печаль, но таковы правила. Если ты будешь вставать позже – ты опоздаешь на уроки».

Старшим детям в таком случае можно предоставить немного свободы в плане самостоятельного разрешения сложностей в связи с опозданием. То есть, не звонить учителю, предупреждая о форс-мажорных ситуациях, не писать записки. А пусть разбирается с новыми сложностями без вашей помощи.

Так он будет учиться нести ответственность за свои действия и поступки

Пусть не всегда успешно, но ему важно получать этот опыт. Тогда вы снимаете с себя лишний груз

Побывав «на ковре» директора, получив дополнительные задания от учителей и прочее, он будет более мотивирован не опаздывать, чем при ваших скандалах по утрам.

То есть, важно объяснять, почему возникли какие-то правила, ограничения, а также что грозит в случае их нарушения. После чего давать хоть немного свободы и возможности получить опыт, как говорится, «набить шишки»

Просьбы

Попросив чадо помочь вам с чем-то и не взрываясь праведным гневом при отказе – вы со временем добьетесь того, что ваши отношения станут более доверительными. Вы сможете сотрудничать, а не воевать

Что крайне важно с подростками, иначе можно совсем потерять с ними контакт и близость

Порой непросто вместо привычных приказов обратиться с просьбой к тому, кого считаешь буквально обязанным делать то, что ему скажут

Тут важно преодолевать собственное сопротивление. Всё-таки намного приятнее осознавать, что вам помогают не потому, что боятся, а потому что любят и с целью позаботиться соглашаются на какую-то деятельность

Открытость

Когда ваше чадо оступается, не стоит его винить и стыдить. Необходимо чтобы у него развился регулятор совести, чтобы он понимал сам, что стоит делать, а что нет. Вы ему поможете, если просто будете говорить о своих чувствах. Что, например, какие-то его действия расстроили вас, разозлили или вызвали грусть, разочарование.

Тогда он научится понимать и предвосхищать последствия, которые неминуемо последуют в связи с его выбором. Обвиняя его, вы только спровоцируете защитную реакцию – оправдаться, исхитриться, но выйти «сухим из воды».

И кстати, все мы допускаем ошибки, даже лучшие из нас. Поэтому извиняться также стоит уметь. Этот поступок не «снимет корону», а наоборот, поднимет авторитет в его глазах.

Взращивание самостоятельности

Вместо того чтобы поругать или покритиковать, обратитесь с вопросом, как ему самому нравится то, что он совершил. Пусть сам оценит свою работу. А вы можете просто поделиться своими ощущениями. Только не в виде оценок, а используя Я-высказывания.

Например, вместо того чтобы сказать: «Ты поступил неправильно, ты что, идиот?» лучше будет воспринята формулировка «Когда ты так делаешь, я очень расстраиваюсь. Можешь объяснить, почему ты решил поступить именно так?».

Онлайн сервисы

Также, для всестороннего развития ребенка, рекомендуем обратить внимание на современные онлайн сервисы. К примеру айкью клуб, позволяет прокачать такие навыки как: мышление, память, внимание, счет и т.д

Основные методы авторитарного воспитания

Принуждение

Это когда игнорируются истинные желания и потребности другого человека. Появилась идея что-то сделать, а этот другой сопротивляется. И тогда вместо того чтобы выяснить причины нежелания, тот, у кого власть, просто-напросто решает этот вопрос директивным, насильственным методом.

«Я так сказал и точка» или «Потому что я так решил, нравится тебе это или нет, но ты будешь это делать». Знакомы фразы?

Соответственно, тот, кого принуждают, испытывает колоссальное напряжение. Ему ведь необходимо одновременно и подчиниться и как-то справиться с крайне неприятными внутренними ощущениями, которые неизбежно возникают в ситуации насилия.

Реферат на тему "основные стили воспитания детей"

Устыжение

Вопреки стереотипу, что если пристыдить человека, он исправится, только лишь бы вновь не попадать в подобную ситуацию – он наоборот, становится скрытным. Единственное, чего можно добиться таким поведением – это ощущение собственного превосходства. Как бы «я такой всесильный и могучий, идеальный и правильный, имею над тобой власть».

Между прочим, частое использование устыжения грозит расщеплением личности. Потому что тогда приходится игнорировать свои потребности, задвигать подальше желания и естественные реакции, чувства. Ввиду того что они оказываются неправильными, стыдными.

Наказание

Если оно справедливое – то лишает части вины за содеянное и воспринимается адекватно. Получается, что наказанный человек как бы искупил тот вред, который нанёс.

Но в случае несправедливости и чрезмерности – оно калечит. Вызывает обиду и злость, вместо ожидаемого искреннего сожаления и раскаяния. К тому же оно также провоцирует выражать свой гнев на тех, кто слабее и не в силах дать отпор. Раз по отношению ко мне можно поступать неправильно и жестоко, то почему я должен удерживать свои порывы проявить власть?

Кстати, те, кто часто подвергался наказаниям, могут в дальнейшем привыкнуть к роли жертвы, постоянно ощущая свою сопричастность к любым неприятностям. Например, вполне согласны будут с тем, что просто посмотрели на человека не так, от того у него и не получилось что-то сделать. Либо не вовремя сказали, оказались рядом, захотели, попросили и так далее.

Угрозы

Обычно угрожает тот, кто не испытывает уверенности в собственных силах, авторитете. Это как крайняя мера. Но признать бессилие достаточно сложно, проще придумать страшное наказание и управлять поведением непослушного с его помощью.

Критика

Благая цель критики – вдохновить на совершенствование. То есть, поняв, что сделала что-то неправильно, личность тут же захочет стать лучше и исправить ситуацию.

Но, как вы понимаете, не всегда она срабатывает. Чаще всего вызывает комплекс неполноценности, то есть снижение самооценки. Впоследствии чего появляется стойкое отвращение к процессу, за который ругали и результат которого обесценили.

В редких случаях благодаря подобным действиям мир получает перфекционистов, стремящихся всё довести до совершенства. Но, к сожалению, они не знают, что такое ощущение внутренней гармонии и свободы. Они в напряжении каждый раз, когда замечают не идеальность. А так и до обсцессивно-компульсивного расстройства не далеко.

Игнорирование

Достаточно сложный вид эмоционального насилия. Отвержение, которое проживается тем, кого демонстративно не замечают, может вызвать психологическую травму и повлиять на умение строить отношения с другими людьми. Причём не в лучшую сторону.

Реферат на тему "основные стили воспитания детей"

Стили семейного воспитания и их характеристика

1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.

2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.

3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Материнское отношение

Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.

Первый тип

Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.

Второй тип

Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.

Третий тип

Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).

Четвертый тип

Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.

Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.

Авторитарный Стиль

 По Дерибасовской идѐт еврейская мама и ведѐт за руки двух мальчиков.
 Их встречает знакомая:
 — Здравствуйте, Сара Абрамовна. Какие милые крошки! И сколько им лет?
 — Гинекологу шесть, а юристу четыре:)

Родители с авторитарным стилем воспитания, контролируют детей во всем! С малого возраста всячески «помогают» : нарисовать, слепить, сделать домашнее задание… Этим, они учат ребенка, что не доверяют и подвергают сомнению его способность справиться с заданием. Ребенок же постоянно ощущает себя виноватым, беспомощным, понимая что никогда не дотянется до планки, которую поставили ему его родители.

Авторитарные родители редко интересуются мнением своего ребенка и игнорируют его слабые попытки высказать свое несогласие. Они решают в какие кружки пойдут их дети и кем они станут когда вырастут. Я помню беседу с родителями и их ребенком, где 9-летняя девочка, внушительных размеров просила отдать ее вместо балета, на кружок рисования. Но родители были непреклонны в своем решении и даже не попытались понять, как чувствует себя их дочь рядом с худенькими и гибкими сверстницами.

Обычно свой протест дети выражают не словами, наоборот могут поддакивать, постоянное желание радовать родителей из страха что родитель разозлится или будет огорчен. Имея сложности в коммуникативных навыках (ведь коммуникации ребенок обучается в своей семье) они не способны задавать вопросы, и живут в постоянном страхе из за собственных фантазий: как то в присутствии родителей, девочка поделилась, что боится смерти отца (отец должен был пойти на резервистские сборы). Дальнейшая встреча была посвящена тому, что отец рассказал в подробностях, чем именно он там занимается. Девочка, поняв, что отец не подвергается опасности, успокоилась.

К сожалению, родители, приверженцы авторитарного стиля, сами не имеют нормальных коммуникативных навыков, им сложно общаться со своими детьми . В беседе с другой семьей , мальчик 7 лет открыто высказал то, что ему мешает: что ему сложно с таким кол-вом кружков, что он не хочет идти в лучшую группу по математике , потому что боится еще большего кол-ва уроков…Родители молча выслушали ребенка, и в конце удивленно прокомментировали ,что даже не знали что он умеет «ТАК» разговаривать. Была назначена еще встреча, на которую они не пришли, объяснив, что «такой вид терапии» им не подходит.

Ребенок, чьи родители используют авторитарный стиль воспитания, в основном не умеет выражать свой протест словами , и выражает психосоматикой – часто болеют . Конечно заболевание происходит неосознанно …Но в беседах с таким «болезненным ребенком», на вопрос «Любят ли тебя родители?», ребенок отвечает, что любят только тогда, когда…. он заболевает : мама приносит горячий чай, обнимает, папа проверяет часто лобик и т.д. Также протест против многочисленных запретов ,может проявляться как энкопрез (недержание кала)

В таких случаях (а они нередки) очень важно обратиться именно к семейному психотерапевту, чтобы помочь ребенку начать выражать свои истинные чувства в кругу близких ему людей.

В более старшем возрасте, ребенок, который не имеет возможности контролировать и принимать решения в какой либо области , начинает контролировать собственное тело – доводит себя до анорексии, режет острыми предметами или употребляет наркотики.У детей, чьи родители используют авторитарный стиль воспитания — низкая самооценка, могут быть проблемы с поведением. Успеваемость хорошая, но намного ниже чем у детей с авторитетным стилем воспитания. Парадокс состоит в том, что несмотря на повышенный контроль родителей, ребенок не имеющий с ними эмоциональной близости , в лучшем случае будет середнячком, но никогда не отличником!

Типы семейных отношений

Реферат на тему "основные стили воспитания детей"

Если мы говорим о типе, то речь идет о самих взаимоотношениях членов семьи: убеждения, установки, ценности. Если о стиле, то это чисто педагогическое поведение родителей: приемы, способы, методы. По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Диктат

Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:

  • негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  • провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека

Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  • ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  • отмечается деспотическая направленность характера.

Невмешательство

Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.

Конфронтация

Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Сотрудничество

Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.

Авторитарный стиль воспитания

Реферат на тему "основные стили воспитания детей"

Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.

Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «нос еще не дорос свои решения принимать», «мы все для тебя делаем, а ты — неблагодарный», «подрастешь, тогда и будешь высказываться».

Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:

  • родители стараются дать детям все самое лучшее — чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
  • дети послушны, воспитаны и вежливы;
  • практически идеально ведут себя в общественных местах;
  • выполняют все просьбы;
  • не спорят со взрослыми;
  • родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
  • по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.

Недостатки авторитарного стиля:

дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
утрата доверия к миру и взрослым.

Каковы последствия для детей

Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.

В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.

Стили семейного воспитания — книги

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

2. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.

3. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.

4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2007

5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

Плюсы

Естественно, то, что вас будут слушаться и выполнять, что потребуете без лишних возражений. Такой родитель не стыдится за своё чадо, когда находится в обществе. Ведь в отличие от сверстников, его дочь или сын не позволят себе бегать, прыгать и шуметь. Они будут завоёвывать медали и грамоты, принося в жертву свои интересы, лишь бы родители были довольны.

Также сказывается послушность и на финансах семьи. Никаких игрушек выпрашивать не будут, парков развлечений и так далее.

Также плюс в том, что не нужно работать над собой, в плане, преодолевать личные ограничения, развивать какие-то качества, признавать ошибки и прочее. Зачем тратить уйму времени на то, чтобы найти общий язык с дитёнышем, пытаться его понять, если можно просто прикрикнуть и приказать из своей взрослой позиции?

Реферат на тему "основные стили воспитания детей"

Надеюсь, вы понимаете, что это лишь утрированные шутки. Дело в том, что действительно стоящих плюсов авторитарности мне найти не удалось. Когда воспитание комплексное, то есть, где необходимо, даётся свобода, а когда нужно, демонстрируется власть – тогда авторитарность действительно полезна.

Бывает иногда важно напомнить, кто в семье главный и к мнению кого стоит прислушиваться. Но если задействованы только вышеуказанные методы, когда этот стиль воспитания зашкаливает – никаких плюсов нет, по крайней мере, без нанесения психологической травмы