Межполушарная асимметрия

История возникновения

Первые предположения о том, что конечный мозг не является сплошной однородной массой, состоящей из нервных клеток, высказал немецкий ученый Ф. Галль на рубеже 18-19 веков. Анатом считал, что нервный аппарат речи расположен в передних долях мозга. Однако исследователя приняли за шарлатана, и все его предположения были отвергнуты. В дальнейшем похожие попытки предпринимали такие умы, как Буйоне, Буйо и Дакс, но их не воспринимали всерьез – различные исследования и доклады теоретиков и врачей не получали должного внимания научного сообщества.

Первым, кто получил признание, был французский невролог Брока. Врач предположил, что центр речи располагается в лобной извилине, а именно в левой (в последующем эта область мозга была названа в честь открывателя). Вторым важным шагом в изучении асимметрии была работа ученика Брока Вернике. Его доклад посвящался нарушению понимания речи при повреждении левых височных долей.

Тем временем российская неврологическая школа строила фундамент для изучения мозга. Первый московский научный неврологический институт был основан А.Я. Кожевниковым. Ученый ставил себе и своим сотрудникам задачу изучить билатеральную организацию психических функций мозга.

В дальнейшем научный вклад привнесла молодая наука – нейрохирургия. Ученые изучали функцию отдельных участков при их повреждении, а точнее: при поражении определенной области мозга, исследователи следили за тем, какая именно функция мозга выпадает.

К середине 20 века нейронаука накопила достаточно сведений и теорий, дающих возможность представлять взаимоотношение между полушариями и их специализацию. В дальнейшем проводились, и проводятся сейчас исследования на тему творчества. Ученых интересует то, какая именно область или какое полушарие отвечает за создание и созидание. В современном представлении функция творчества объясняется как результат совместной работы обоих полушарий.

Мифы об асимметрии мозга

Один из самых распространенных мифов о мозге заключается в том, что правая сторона отвечает за эмоции и творчество, а левая – за систематическое и аналитическое мышление.

Эксперты предполагают, что эта ошибка была сделана учеными, обнаружившими, что повреждение на одной стороне мозга вызывали потерю определенных способностей. Эта концепция была подтверждена в 1960 г. путем присуждения Нобелевской премии Р. Сперри за раскрытие особой роли отдельных гемисфер головного мозга у людей.

Ученые провели исследования с пациентами, перенесшими рассечение мозолистого тела, соединяющего полушария, в рамках лечения эпилепсии. Невозможность гемисфер сотрудничать обусловила их разную реакцию на раздражители. Это привело к предположению, что они имеют разные функции.

В новом исследовании специалисты из области неврологии и психологии сканировали мозг более 1000 человек в возрасте 7-29 лет. В рамках тестирования была измерена их функциональная асимметрия (специфические психические процессы с размещением на каждой стороне мозга). У участников исследования не было обнаружено более сильной функции одной из гемисфер.

Исследователи признают, что некоторые функции происходят в той или иной части мозга

Язык, речь, имеет тенденцию располагаться слева, внимание, способность к образованию, изучению – справа. Но мозг не столь ясно разделен, как принято считать

Например, правая гемисфера участвует в обработке некоторых аспектов языка, в частности, интонации.

Взаимосвязь развития мозга и пола

На текущий момент есть наблюдения, подтверждающие связь пола человека и скорости, с которой созревает мозг. К моменту появления на свет у девочек наиболее сформированным оказывается левое полушарие, а у мальчиков – правое. Такое отличие объясняется связью межполушарной асимметрии с гормонами.

Это происходит потому, что на центральную нервную систему андрогены оказывают замедляющее действие. В свою очередь эстрогены, как и прогестерон, влияют на ЦНС наоборот, в качестве активизатора.

Отчасти в этом кроется причина того, что девочки раньше мальчиков начинают говорить, читать и делают они это, как правило, лучше.

Многочисленные исследования показывают, что мозг у мужчин в своей организации более асимметричный, нежели женский; также у сильной половины человечества чаще встречается преобладание левого полушария над правым.

Рекомендуем: Процесс забывания в психологии

Благодаря исследованиям стало ясно, что при дефектах левого полушария (травма, опухоль, операция) у мужчин гораздо чаще, по сравнению с женщинами, страдает вербальная функция. Это как раз и доказывает симметричность женского мозга в сравнении с мужским.

Психологические различия в зависимости от пола также тесно связаны с неодинаковой латерализацией. Речь, ее скорость и беглость, грамотность – здесь женщины опережают мужчин. А вот способности к геометрии, географии, шахматам, изобретательству, как правило, выше у мужчин.

Функциональная роль полушарий лишь относительно дает возможность и право называть их доминантными и субдоминантными. Некоторые функции человек осуществляет с помощью левого полушария, другие – с помощью правого. Но психическая деятельность невозможна без тесного взаимодействия и сотрудничества их обоих.

Различия функций левого и правого полушарий

Левое полушарие контролирует двигательную активность и чувствительность правой половины тела, правое полушарие – левой половины тела. Так как зачастую ведущим полушарием является левое, преобладающее большинство людей являются правшами с левополушарным мышлением. Левшей насчитывается менее 9 %. Однако, несмотря на контроль моторных функций правым полушарием, у 60% левшей  высшими психическими функциями управляет левое полушарие.

Функциональная межполушарная асимметрия основана на различии в типе мышления. Принято считать, что правое полушарие является ответственным за абстрактно-логическое мышление, левое – за пространственно-образное. Распределение доминирующего полушария индивидуально. Основополагающие функции левого полушария связаны с эволюцией человека и специализацией самого человеческого мозга. Следовательно, в мире преобладают люди с левополушарным мышлением, а также амбидекстеры  — люди, у которых оба полушария в равной мере отвечают за выполнение высших психических функций.

Левое полушарие отвечает за контроль следующих функций:

  • речь;
  • аналитическое, абстрактное мышление;
  • последовательное восприятие;
  • последовательную обработку информации;
  • восприятие времени;
  • идентификация и нахождение сходства предметов.

Правое полушарие в ответе за:

  • оценка неречевых звуков, музыкальные способности;
  • эмоциональная окраска речи;
  • пространственная ориентация;
  • обработка невербальной информации;
  • воображение (фантазии, мечты, художественные способности);
  • восприятие зрительных объектов.

Кинезиологические недостатки

Кинезиологический анализ, в свою очередь, показывает негативный аспект асимметрии. Он заключает в том, что люди используют для деятельности только доминирующую сторону. Это часто приводит к мышечному дисбалансу, напряжению доминирующей конечности (напр., руки и кисти), что подтверждается не только миографией, но и односторонними головными болями, шумом в ушах, другими неврологическими проблемами.

Известны также:

  • жевательный дисбаланс (жевание только на одной стороне);
  • различия в мимических мышцах;
  • локомоция нижних конечностей (перегрузка левой ноги правшами, ношение сумок на правом плече);
  • смещение туловища к недоминантной стороне (функция поддержки при выполнении деятельности доминирующей стороной);
  • прикладывание телефона к голове, использование компьютерной мыши доминирующей рукой;
  • смещение туловища в положении сидя с различной нагрузкой на седалищные кости и т.д.

Решение заключается в осознанном, симметричном движении, более частых расслабляющих паузах, расширении идеомоторного репертуара (йога, тай-чи, упражнения Фельденкрайза, танцы, массаж, индивидуальная физиотерапия и т.д.).

Межполушарная асимметрия

Краткая история изучения проблемы

В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
1844 год: А

Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным

«Рассогласованность в работе двух полушарий ведёт к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Брока исследовал больного с грубым нарушением речи — пациент понимал, но ничего не говорил (моторная афазия). У наблюдаемого была разрушена в левом полушарии моторная зона, отвечающая за речь. Брока посчитал, что открыл центр речи.
1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария: «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона».
1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии — сенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Половые и возрастные особенности асимметрии

На протяжении изучения анатомии и психофизиологии человека, вставал вопрос о гендерных различиях в состоянии высших психических функций. Отечественные и зарубежные ученые (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Э. Голдберг) изучали психофункциональные различия мужчин и женщин

В ходе исследований было выявлено, что во время проявления таких высших функций как восприятие, память и внимание у мужчин и женщин активнее используются разные части мозга, так как префронтальные отделы мозга у полов структурно отличаются

У женщин более развито левое полушарие, а у мужчин -правое. Известно, что в пренатальный период в эмбриональной стадии у девочек левое полушарие мозга развивается быстрее, при этом замедляя структурное развитие правого полушария. Однако для женщин характерно межполушарное взаимодействие, в то время как мужчинам присуща ярко выраженная асимметрия.

Возрастные особенности развития организма также сказываются на проявлениях функциональной межполушарной асимметрии. В детском возрасте оба полушария в равной степени участвуют в формировании  и осуществлении речевых функций. Таким образом, если у ребенка произойдет поражение левого полушария мозга, правое полушарие «возьмет на себя» часть контроля над формированием речи. Однако полноценное замещение левого полушария правым учеными не доказано. Окончательное разделение функциональных обязанностей между полушариями мозга происходит к 12-14 годам.

В период взрослости различия в обработке информации становятся более выражены: у мужчин становится выше уровень конструктивного мышления, запоминания невербализуемых фигур, проекционного представления, у женщин — точнее зрительное восприятие, обработка слуховой информации.

Типы асимметрий

Слово
асимметрия
в
данном случае обозначает отсутствие
симметрии мозго­вых
полушарий. Билатеральная
асимметрия

это такой тип асимметрии, при которой
правый и левый объекты подобны друг
другу, но их невозможно со­вместить
путем обычных перемещений в пространстве.
Каждый из таких зер­кальных
(энантиоморфных)
объектов
несет в себе черты, отличающие его от
другого
зеркального объекта только при сравнении
с этим другим (рис. 4.1).

Типология
асимметрий предполагает несколько
оснований для класси­фикаций.
У млекопитающих различают две формы
асимметрии: межполу-шарную,
т.
е. доминирование активности структур
одного полушария, и фун­кциональную

специализацию каждого полушария при
выполнении отдель­ных
функций.

По
характеру проявления можно выделить
три вида асимметрии: мотор­ную,
сенсорную и психическую. Моторная
асимметрия
проявляется
в нера­венстве
участия правой и левой половин тела в
движении. Так, по включен­ности
той или иной руки в деятельность различают
праворуких и левору-ких
людей (правшей и левшей). В английском
языке, кроме термина handed-ness
(“рукость”), есть слово, имеющее значение
“ногость” (legness),
что под­разумевает
превалирование в движении одной из ног.

Под
сенсорной
асимметрией
понимается
функциональное неравенство пар­ных
органов чувств Например, роль правого
и левого глаз в бинокулярном зре­нии
различна. Ведущий глаз первым
устанавливается на предмете, и его изоб-

Межполушарная асимметрия

Межполушарная асимметрия

Рис.
4.4.
Горизонтальный
разрез через мозг человека на уровне
височной доли (Kalat,
1992)

ражения
преобладают над изображе­нием
подчиненного. Подобные зако­номерности
характерны и для уха. Вы­явлено,
что острота слуха ведущего уха выше.
Порог обонятельной чувстви­тельности
также неодинаков. У боль­шинства
(70 %) людей он выше спра­ва,
у 13 % — слева, у остальных сим­метричен.
Оценивая доминирование полушарий
в сенсорной и моторной сферах,
можно описать профиль фун­кциональной
сенсомоторной асим­метрии,
т. е. выявить у человека веду­щие
руку, ногу, глаз, ухо.

Психическая
асимметрия
обуслов­лена
наличием у человека двух полу­шарий
мозга. Левое полушарие кон­тролирует
сенсорную и моторную сферу
правой половины тела, а пра­вое
— аналогичные сферы левой (рис. 4.2).
Для слуха и зрения полушарный контроль
несколько сложнее описан­ной
схемы. Информация, попадаю­щая на
назальную (ближе к носу) и височную
(темпоральную)
половины

Межполушарная асимметрия

Межполушарная асимметрия92

Рис.
4.2.
Перекрест
сенсорных и моторных путей,
связывающих тело и мозг (Спрингер, Дейч,
1983).

Межполушарная асимметрия

Рис.
4.3.
Характер
разделения волокон, несу­щих
информацию в мозг от разных полей зрения
(Спрингер, Дейч, 1983).

Рис.
4.5.
Расположение
передней и гиппокампальной комиссуры
в трехмерной перспективе (Kalat,
1992).

сетчатки
глаза, направляется к разным отделам
мозга: от височной полови­ны
сетчатки проекции идут в то же
(ипсилатеральное)
полушарие,
от назаль­ной — в противоположное
(контралатеральное).
Таким
образом, сигналы из правых
половин обоих глаз (левое поле зрения)
идут в правое полушарие, а из
левых половин (правое поле зрения) — в
левое (рис. 4.3). Полушария свя­заны
друг с другом несколькими комиссурами
(пучками волокон), самая боль­шая
из которых — мозолистое тело (corpus
callosom)
(рис. 4.4,4.5).

В настоящее время
получены данные об асимметрии мозга у
птиц, крыс, мы-

шей,
антилоп, кошек, собак, приматов, а также
ископаемых животных, суще­ствовавших
полмиллиарда лет назад. Асимметрия
может проявляться на анато­мическом,
сенсорном, моторном и когнитивном
уровнях, а ее характер зависит от
гормонального статуса, уровня развития
и средовых влияний (Bradshow,
1990).

Примечания

  1. ↑ Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
  2. ↑ Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71 P. 329—367.
  3. Westen et al. 2006 Psychology: Australian and New Zealand edition. John Wiley p.107
  4. Аршавский В.  (недоступная ссылка). SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (2007). Дата обращения 7 июня 2015.
  5. Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. С. 543—561.
  6. Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323—1326.
  7. Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. С. 1-5.
  8. Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1 с. 170—201.
  9. Виктор Дольник, «Непослушное дитя биосферы»
  10. Там же, глава «Путешествие в мир предков».
  11. Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
  12. ↑ McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14 P. 122—128.
  13. ↑ McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.
  14. ↑ Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
  15. Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123—158.
  16. Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
  17. Maccoby E., Jacklin C. (1974) The Psychology of Sex Difference. Stanford.
  18. Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32 P. 239—246.
  19. ↑ Levy J. (1978) Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control. Cerebral correlates of conscious experience. № 1.
  20. Witelson S. F. (1976) Sex and the single hemisphere. Science. 193 P. 425—427.
  21. Lenneberg E. Н. (1967) Biological foundations of language. N. Y. Wiley.
  22. Waber D. (1976) Sex differences in cognition: a function of maturation rate. Science. 192 P. 572—573.

Функциональная нагрузка на полушарии

Итак, в чем же заключается разница в работе гемисфер?

Левое полушарие

  • Операция логическими понятиями. Преимущественно абстрактно-логическое мышление
  • Отвечает за поочередную обработку данных – так называемое сукцессивное мышление
  • Аналитический тип обработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием раскладывают все полученные сведения по полочкам
  • Индуктивные операции мышления – от конкретного к общему
  • Легкость в чтении схематических изображений, топографических карт
  • Рационализация – понимание смысла речи
  • Аналитические способности к музыке: строение композиции, ритма, такта, пауз, соотношение нот друг к другу
  • Вербальный интеллект. Он эффективен в точных науках

Правое полушарие

  • Операция образами
  • Одновременный анализ многих каналов. Параллельное мышление. Обрабатывает сразу несколько потоков
  • Синтез информации. Объединяют отдельные объекты, явления и образуют общую картину мировосприятия
  • Дедукция – от общего к частному
  • Конкретное пространство
  • Эмоциональное восприятие информации
  • Композиторская функция. Эмоциональное ощущение музыки, эффективная работа с запоминанием мелодий и ее воспроизведением
  • Образный (невербальный) интеллект. Легко приспосабливаемый в творчестве: дизайнерское дело, изобразительное искусство, музыка, литература

Функциональная нагрузка правого полушария

Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности.

Правое полушарие обеспечивает:

  • музыкальный слух, эмоциональную окраску речи;
  • целостное восприятие образов;
  • пространственно-интуитивную обработку информации.
  • конкретное мышление, зрительное восприятие и узнавание.

Особенности асимметрии полушарий головного мозга

Свойство распределения функции коры мозга обусловлено генетически. Тем не менее, под воздействием социального окружения такая латерализация подвергается различным изменениями. Следует помнить, что специализация полушарий определяется не только психическими функциями, от того ученые выделяют три группы асимметрии:

  • Анатомическая латерализация. Это явление заключается в гистологической и анатомической разнице полушарий.
  • Биохимическая специализация. Суть определяется разницей протекания клеточных реакций и в содержании нейромедиаторов и гормонов.
  • Психофизиологическая асимметрия.

Существует понятие доминантности полушария: люди, у которых левая рука главная – доминирует правое полушарие, и у людей, чья правая рука является главной – левое полушарие главенствует. Однако существует и усредненное понятие – амбидекстрия. Люди, обладающие таким типом взаимодействия, «управляют» своими полушарием равномерно.

Разделение функциональных нагрузок

У каждого из полушарий имеется своя тенденция работоспособности, производящая при общем действии единственное и своеобразное сочетание личности. Преимущество в работоспособности мозга одного из полушарий приводит к увеличению личностных характеристик в одну из сторон.

Людям с правополушарной асимметрией свойственна созерцательность, тонкая чувствительность, расположение бросаться в дебри воспоминаний. У человека с преимущественной работой правого полушария нередко проявляется медлительность, неразговорчивость. Для левополушарных людей характерно проявление к аналитическому мышлению, железной логике. Теоретические знания им даются легко, у них развит немалый словарный запас, они активные и целеустремленные.

Главные признаки левого полушария:

  • логические и важные аналитические способности мозга;
  • соображение по абстрактному виду;
  • возможность усваивать события, даты, имена;
  • функция речи с проверкой устного диалекта и способностью к изучению иностранных языков;
  • способность определять схожесть среди объектов;
  • возможность проделывать нелегкие двигательные акты;
  • способность вспоминать прошлые моменты, согласно абстрактного, обобщенного и инвариантного типа;
  • возможность давать оценку временным соотношениям;
  • умение определять схожесть по названиям.

Признаки правого полушария следующие:

  • соображение по типу конкретики;
  • музыкальный дар;
  • умение замечать эмоциональный тон и принадлежность речи другого человека;
  • способность давать правильную оценку характеру неречевых звуков;
  • умение воспринимать конкретный зрительный объект;
  • возможность распознавать определенные происшествия;
  • одновременное целостное и общее восприятие;
  • умение давать оценку пространственным отношениям;
  • возможность устанавливать отличительные особенности среди объектов;
  • умение обозначать сходство относительно физических стимулов;
  • предположения, мечты.

И то, и другое полушария взаимосвязаны в воздействии, предоставляя человеку целостный ряд качеств. Однако каждое из них придает собственную долю неповторимости.

На этапе формирования первого года жизни происходит доминирование правой гемисферы над левой гемисферой относительно ее работы. На 2-м году жизни левое полушарие его догоняет. Когда проходит некоторое время, возникает чередование превосходств друг перед другом в формировании. Гемисферы объединены мозолистой плотью, служащей переправой посреди них и доходящей до остаточного формирования в 25-летнем возрасте. У женского пола она большого размера.

Суждения симметричности в человеческом организме не существует. Асимметрия гемисфер близко взаимосвязана с симметричностью лица. Человеческое лицо является несимметричным, что считается нормой. Заметна связь между лицом и асимметрией гемисферы.

Зачастую у правшей нос отклонен на правый бок, когда у левшей – на левую сторону. Если поднята одна бровь, это свойственно  узкой части лицевой области, а искривленная улыбка говорит о более широком участке лица.

Совершенствовать каждую гемисферу нужно, и это возможно. Более действенно это возникает, когда человек сам понимает, какова его форма взаимосвязи гемисфер, присутствует ли главенство, в какой мере оно проявлено.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга способствует выполнению гармоничной работы церебральных систем, чаще всего благодаря реципрокным отношениям. При этом возможно расположение функционального давления между 2 гемисфер, совмещение информации и наблюдение за 1 из полушарий.