Аскетизм (защитный механизм)

Аскетизм в философии

Что касается прародительницы аскезы, Эллады, то и она трактовала понятие настолько широко, что совершенно заблудилась бы в противоречиях, если бы не объясняла отказ от бренности всего сущего языком сразу нескольких философских школ. Школа киников – одно из самых известных философских учений того периода, дошедшее до нас благодаря самоотверженности (или тяги к бродяжничеству?) своего последователя и вдохновителя Диогена Синопского. Данная школа, как нетрудно понять, ориентировала адептов на отказ от материальных благ.

Другое философское течение (стоиков) подходило к решению вопроса, что такое аскетизм, как к некому собранию свода законов против аморальности и нарушений социальных правил. Собственно, это и было то самое возрождение духа для прекрасного и подавление в себе низменного, благодаря которому аскеза не скатилась в глухое проповедование юродства (Диоген, как мы помним, был не от мира сего и явно обнаруживал в себе антисоциальную личность).

Основные принципы аскетизма, сложившиеся в учениях таких просвещенных стоиков, как Марк Аврелий и Сенека, призывали к следующему:

  • познанию мира не через влияние сильных его, а сквозь призму душевной целостности и добродетель;
  • духовному подавлению низменных желаний плоти;
  • возвышенности мыслей и поступков;
  • согласию с божественным разумом;
  • отказу от насилия.

Аскетизм в психологии

Анна Фрейд, дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, описывала аскетизм как защитный механизм пубертатного периода (полового созревания). Она описывает его в своей работе «Эго и механизмы психологической защиты» (1936 г.).

В своей работе Анна Фрейд говорит о сексуальном аскетизме. Она называла себя аскетичным человеком. Зигмунд Фрейд изучал аскетизм на примере своей дочери. По мнению Фрейда, аскетизм — это сублимация посредством писательства (т. е. перенос энергии, порождённой инстинктами, в писательское дело). Но под аскетизмом психоаналитик также понимал потерю женственности.

Аскетизм (защитный механизм)Анна Фрейд и Зигмунд Фрейд

Виды аскетизма:

Если говорить о видах или формах аскетизма, то многие, как правило, делят его на духовный и материальный аскетизм. Само собой, что под «духовным», подразумевается отказ от различных эмоциональных удовольствий и взаимодействий с миром. Материальный, в свою очередь, подразумевает отказ от определенных материальных благ современной цивилизации. И все же, если задуматься, то многие аспекты из этих форм, будут соприкасаться, поэтому, аскетизм также можно разделить на следующие категории:

  • Светский аскетизм – без участия религиозного влияния;
  • Религиозный аскетизм – основан на религиозных верованиях и догматах.

Аскетизм (защитный механизм)

Известные аскеты

Аскетичный человек привлекает внимание своей деятельностью и поступками, которые призваны улучшать этот мир. В основном, это люди прошедшие определенные трудности и лишения на своем жизненном пути, усвоившие духовные истины Вселенной

Знаменитые личности аскеты:

  1. Александр Суворов – великий полководец России. Жизненные трудности переносил стойко, с оптимизмом. Был прост в общении и любим своими солдатами. Высказывание: «Голову надо держать в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле» — истинный пример аскетизма Суворова.

Аскетизм (защитный механизм)

Александр Суворов

Мать Тереза – монахиня и общественный деятель, каждодневно совершавшая аскезу служения людям и любви к Богу.

Аскетизм (защитный механизм)

Мать Тереза

Марк Цукерберг — основатель сети Facebook довольствуется простой одеждой обычных производителей, вместе с женой ведут скромный образ жизни.

Аскетизм (защитный механизм)

Марк Цукерберг

Хосе Кордано – бывший президент Уругвая, большую часть зарплаты перечислял в благотворительные фонды нуждающимся.

Аскетизм (защитный механизм)

Хосе Кордано

Киану Ривз – любимый актер миллионов живет в небольшой квартире, передвигается на общественном транспорте, приветлив и участлив к обычным людям. Гонорары актера идут на борьбу с раком и помощь неимущим.

Аскетизм (защитный механизм)

Киану Ривз

Принятие аскезы для достижения цели

Аскетизм не означает, что мы никогда не сможем делать то, что нам нравятся. Скорее, это означает принятие осознанного выбора пределов, которые мы устанавливаем для различных видов деятельности.

Многие из нас находят этот тип самодисциплины трудным, особенно когда впервые начинают эту духовную практику. Мы замечаем отсутствие того, от чего мы отказались, еще не осознавая преимуществ долгосрочных желаний. По этой причине становиться аскетом лучше всего постепенно. Сосредоточьтесь на том, чтобы научиться жить с этим изменением в течение трех месяцев, а затем выберите более строгие ограничения, если считаете их нужными.

Аскетизм в буддистской традиции

Жизнь Будды, принца Гаутамы, яркий пример аскетизма. Поиск Гаутамы пути к избавлению от страданий – это иллюстрация развития понятия аскетизма: от практики умерщвления плоти до пути размышлений.

Тело тленно, поэтому самоистязание плоти не способно очистить и возвысить душу. Возможности духа безграничны во времени и пространстве. Поэтому философия буддийского упражнений духа – это методика кармических изменений.

Путем самоконтроля человек открывает канал обмена энергией с космосом и способствует своему духовному росту.

Для «просветления» или «пробуждения» рекомендуется прохождение следующих шагов:

  • Шаматха – навык достигать состояния умиротворения путем сосредоточения;
  • Випашьяна – практика медитации для установления контакта с Высшим Разумом;
  • Сати – овладение умением концентрации на отдельных составляющих элементах тела;
  • Отказ от излишеств и межполовых отношений;
  • Пищевые ограничения.

Как живут аскеты?

В современном обществе аскет это — человек, решивший пойти путем освобождения с целью избавления себя от ненужного потребительства и всего устаревшего: вещей, связей, мышления, старого образа жизни. Само слово аскетический — это значит суровый, строгий, спартанский. На сегодняшний день люди, избравшие путь аскетизма, живут придерживаясь правил:

  1. Довольство малым, без чувства ущербности, навязываемой маркетологами. Хорошие книги, лучше дорогой бытовой техники и мебельного гарнитура.
  2. Минимум вещей.
  3. Большое значение придается развитию внутреннего мира.
  4. Бережное отношение к природе (пластиковые пакеты, бутылки отсутствуют в быту аскетов по причине захламления планеты этими продуктами нефти).
  5. Благотворительность.

Аскетизм (защитный механизм)

История аскетизма

Вот несколько фактов из истории аскетизма. В христианской религии понятие аскетизма появилось благодаря античной культуре. Данное слово произошло от греческого «аскео», которое обозначает обработку, грубого, твёрдого материала, производимое очень искусно, а также развивающее тело и душу упражнение.

Ещё можно отметить, что корни аскетизма уходят в доисторические, первобытные времена: невозможно тяжелые условия жизни приводили к тому, что человеку, чтобы выжить, нужно было быть очень выносливым физически, и нужно было преодолевать невозможно трудные испытания повсеместно и ежечасно. Необходимость постоянно не жить, а выживать, выражалась в специфических ритуалах. Обряд посвящения мальчиков в мужчин предполагал длительную изоляцию подростка, пост и другие лишения. Этот обряд должен был показать испытуемому, что жизнь в дальнейшем будет совсем «не сахар».

Будьте аскетом

  1. Аскетизм предполагает, что аскет может и умеет довольствоваться совершенно немногим в любых сферах человеческой жизни и не испытывает при этом себя ущемленным в чём-либо.
  2. Аскетизм – это когда человек самосовершенствуется день ото дня, когда он не стремится накопить побольше барышей и сделать это быстрее других. Наоборот, он не приемлет этого, он отбрасывает всё наносное, внешнее ради уравновешенного внутреннего состояния.
  3. Аскетизм меняет наш взгляд на, казалось бы, привычные вещи, окружающие нас, так сказать, наше мировоззрение. Аскетичный человек, наверное, всё-таки выберет книгу, а не очередной модный галстук или что-то в этом роде. Аскетичные — это такие люди (аскеты), которые не задумываются о брендовых вещичках, а тем более не спешат заполучить их первыми. Это даёт реальную свободу в жизни от всякой мишуры и поэтому они с оптимизмом идут по жизни.

Любому из нас было очень важно сохранить в себе какую-то хотя бы малую частичку аскетизма для того, чтобы жизнь не казалась нескончаемым бегом с препятствиями за чем-то новеньким. А как же можно воспитать такую черту характера в себе?

Работайте над собой

  1. Главное, что нужно сделать – поработать над собой. Вычеркните из своей жизни жадность и корыстолюбие, эгоизм, гордыню.
  2. Аскетизм располагает к тому, что человек совершенно спокойно может выделять и ставить перед собой именно первоочередные задачи.
  3. Исключение из жизни всевозможных излишеств – главный показатель аскетизма. Не гоняйтесь за красивыми безделушками. Это не жизненно важные вещи. Чрезмерная роскошь развращает человека и не приносит ему истинного счастья.
  4. Оказание знаков внимания близким людям и, вообще, окружающим, альтруизм, жертвенность ради других – главные качества аскетичного человека. Старайтесь быть доброжелательны к людям и не отказывайтесь помогать им.

Телесные аскезы

Физиологические епитимии не просто так открывают список видов аскез, ведь телесные потребности – это то, что человек приучен ублажать в первую очередь. Тапасьи тела включают в себя семь категорических запретов, ни один из которых нельзя игнорировать:

  • не терпеть нечистоты тела, несвежести одежды;
  • не лелеять вредные привычки;
  • не есть продукты, заведомо вредные, способствующие накоплению жира, а не энергетики;
  • не посещать мест злачных, с негативной аурой;
  • не держать тело в расслабленном бездействии;
  • не оскорблять других людей своими поступками.

Первым шагом для совершения аскезы тела должно стать глубокое познание себя, своих биологических ритмов и истинных потребностей. Человек по своей природе склонен к самообману, и то, что мешает ему больше всего, как правило, является для него источником самых ярких впечатлений.

Аскетизм (защитный механизм)

Религиозный аскетизм.

Основными источниками практики религиозного аскетизма в I веке стали тексты Нового Завета, сгруппированные вокруг двух базовых тем: служение Христу и послушание Духу. В Евангелии следование за Христом возможно только при отказе от привычного жизненного уклада и самоотречения, вплоть до мученической смерти. Однако, это не значит, что верующий человек в миру обязан морить себя голодом или отказываться от брака. Потому что полное самоотречение от общества – это нетребуемая Новым Заветом крайность.

Слово «аскетизм» имеет русский аналог – «подвижничество», а аскетичный образ жизни вели отшельники и христианские отцы-подвижники. Своего широкого развития в жизни и литературных произведениях аскетизм достиг в IV-VI веках. За образец для подражания был принят образ Иоанна Крестителя, а самыми известными отшельниками-аскетами были Онуфрий Великий, Серафим Саровский, Сергий Радонежский.

Некоторые культы и религиозные учения и сегодня идеализируют все или отдельные аспекты аскетизма. Согласно учению Будды возможности достичь просветления и знания достойны только аскеты, которые лишились страстей. На преодоление обычного сознания направлена и духовная дисциплина йоги. Для практики добровольного самоотречения, самоусилия и самодисциплины в йоге используется слово «тапас». Тапас обычно практикуют соблюдением целомудрия и обузданием чувств.

Значение правильных ограничений

Основная проблема обмена, о котором было сказано выше, заключается в человеческом сознании, не желающем принимать факт своей бездуховности. Индивидууму хочется думать, что поступать неправильно его вынуждает сама жизнь, и никак нельзя иначе, в силу несовершенства мира. На самом деле все три существующих самоограничения не вступают в противоречие с природой человека и не требуют от него больших жертв.

В чем заключается суть аскезы в каждой из благостей? Давайте рассмотрим более детально.

  1. Телесная. Физиологическая аскеза требует от человека уважения к единому Господу, старшему поколению и духовным наставникам. Среди ограничений обязательно значатся: насилие над плотью и духом своим и ближнего, телесная нечистота, бесконтрольные плотские утехи.
  2. Речевая аскеза – это обязательство говорить только правду и не вызывать у людей волнений своим словоблудием. Сплетни, давление на жалость к себе красноречием – также табу данной тапасьи.
  3. Умственная аскеза – это простота, чистота помыслов, искренность поступков и удовлетворенность своей действительностью без оглядки на то, что имеют другие.

По уверениям продвинутых духовных практиков, принося в жертву разумному самоочищению пороки, свойственные ложным ценностям, человек открывает себя для благ не только нынешней, но и будущей жизни.

Аскетизм (защитный механизм)

Аскеза и религии

Религии всегда были очарованы аскетизмом. Некоторые даже считают этот радикальный образ жизни окончательной формой истинного религиозного поиска. Уход из мира в сочетании с практиками, которые серьезно влияют на основные телесные потребности, вплоть до крайних форм, является для религиозных фанатиков дорогой к достижению духовных целей.

В Индии чрезмерный аскетизм был широко распространен во времена Будды. Он сам практиковал его, но постиг неразумность впадения в крайности.

В раннем христианстве аскетизм был повальным «увлечением». Так, известен монах, который носил цепь, связывающую его шею и спину; поскольку цепь была короткой, он был вынужден постоянно наклоняться; он носил эту цепь в течение сорока лет, до самой смерти.

В других местах были «пастухи», которые поклялись передвигаться на четвереньках и есть траву или что-либо еще, что они нашли на земле, не используя своих рук.

Аббат Бессарион провел четырнадцать дней с руками, поднятыми в молитве.

Чрезмерный аскетизм, впрочем, подвергся критике внутри христианства.

Григорий Богослов сказал: «Думать о себе как о великом грешнике почти так же приятно, как считать себя святым или гением. Но рассматривать себя как человека, ни слишком высокого, ни слишком низкого, кажется посредственным».

Стремления к богатству

Люди — это такие создания, которые постоянно пытаются добиться от своей жизни максимально возможных благ, удовольствий, богатства. «Я хочу это, я хочу то, я хочу ещё, хочу, хочу, хочу…» — самые распространённые человеческие выражения, для некоторых очень любимые выражения. Такой подход к жизни называется потребительским.

Но получается вот что: мы стремимся, желаем какую-то вещь, добиваемся её в итоге, но оказывается, что, чем больше мы желаем, тем меньше радуемся и бываем удовлетворенными, когда искомая вещица появляется у нас. И тут вдруг нам уже хочется чего-то иного, чего-то более дорогого, красивого, блестящего. И мы включаемся в гонку, в которой нет победителей, гонку, которая не приводит к финишу, гонку длиною в жизнь, которая не делает нас счастливыми. А всё потому, что люди хотят получить от жизни всё, буквально всё, ни в чём себе не отказывая.

Аскетизм (защитный механизм)Существует одна превосходная черта характера человека, которая может помочь победить в этой бесконечной, непрекращающейся гонке потребления. Это, конечно же, аскетизм. Аскетизм – есть норма морали, нравственности, самоотречения, самоограничения. Такая норма совсем не свойствена для большинства обывателей, которые даже не задумываются об этом. А чтобы пойти на жертву ради какой-то высокой цели – и речи быть не может. Слышали ли вы об аскетах религиозных? Так вот они отрекались от всего земного, от всех удовольствий и благ ради служения Богу.

С чего начать практику самодисциплины?

В психоанализе аскетизм — это защитный механизм личности, который проявляется в отрицании и подавлении инстинктов, отказе от удовольствий. Явление связанно с особенностями подросткового периода, когда сексуальные переживания «гасятся» самоограничением.

Но во взрослой жизни мы настолько привыкаем к удовольствиям, теряем навыки самодисциплины. А потом жалуемся на десяток лишних килограммов или «дыру» в бюджете из-за спонтанного похода по магазинам. Можно давать себе сотни обещаний «жить по новому», но без осознанных усилий они ник чему не приведут.

Самодисциплина, как и любое умение – дело образования и практики. Так что первое, что вы можете сделать для себя прямо сейчас, – начать следовать советам мотивационных тренеров и коучей.

Совет 1. Помните, что самодисциплина совсем не делает жизнь пресной.

К скуке и неудовлетворенности приводят не ограничения, а крайности. Полный отказ от удовольствий не приводит к счастью точно так же, как и ежесекундное удовлетворение всех желаний. Умение отложить удовольствие для последующего выигрыша – черта психологически взрослого человека. Поэтому каждый раз, когда вы выбираете сложное решение вместо простого, вы укрепляете самодисциплину.

Выберите одно дело, на которое хватает самодисциплины, и делайте его в течение месяца ежедневно. Так вы решитесь понемногу окунуться в дискомфорт и начнете получать удовольствие от неудобства.

Совет 2. Заведите полезные финансовые привычки.

Менять свое финансовое поведение, как и вредные привычки сложно. Если самостоятельно освоить финансовую грамотность не получается, можно найти финансового наставника. Это может быть сайт финансиста, бухгалтера или другого знатока в области финансов. Это может быть помощь друга, который умело соотносит свои доходы с расходами.

Для начала установите на смартфон приложение для учета финансов. За первые два-три месяца можно увидеть подробную статистику трат и узнать, куда именно улетают деньги.

Совет 3. Практикуйте самоконтроль.

Самоконтроль — это как атлетика – чем больше времени проводишь на тренировке, тем больше можешь. Чтобы не сбиться с пути, нужно установить для себя цель и ежедневно двигаться к ней, понемногу усложняя задачи. Одновременно придется внимательно отслеживать свои порывы, которые не помогают достичь успеха. Отслеживать, но не следовать за ними.

Лучший способ самоконтроля – установить таймер на 10-20-30 минут, в течение которых будете тренироваться (написать статью, записать видео, вести блог, медитировать).

Совет 4. Одобряйте и принимайте себя.

Без реальной оценки текущего состояния начать практиковать самодисциплину невозможно. В лучшем случае вы будете просто топтаться на месте, в худшем – растеряете остатки мотивации. Например, если вы хотите похудеть, начать нужно с простого взвешивания. Если планируете выучить английский – пройдите тестирование и узнайте, на каком уровне находитесь сейчас.

Когда вы принимаете себя, то не ждете мгновенных результатов. Тогда для безопасного похудения, например, установите для себя реальный срок 6-8 месяцев вместо двух недель.

Совет 5. Не пренебрегайте отдыхом.

Самоконтроль похож на мышцу – если использовать его постоянно, резервы силы воли быстро истощаются. Но если поставить внутреннее табу на удовольствия, отдых становится обязанностью. В результате – еще большая усталость, полное выгорание. Психологи акцентируют: отдых – это самодостаточная ценность, личный ресурс, который нужно использовать с пользой для себя.

Примите установку: «чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать». Старайтесь отдыхать еще до наступления усталости, планируйте отдых на выходных и в отпуске. Решительно меняйте планы, если появился шанс провести время ярче, чем планировалось.

Выводы:

  • Аскетизм — это учение о том, как практиковать воздержание, упражняться в самоконтроле и самодисциплине.
  • Аскетизм изначально был спортивным термином, позже перешел в философию, религию и общее употребление.
  • Чтобы практиковать светский аскетизм не нужно впадать в крайности. Достаточно навести порядок в финансах и прокачать навыки самодисциплины.

Виды аскетизма

Аскетический образ жизни предполагает огромную внутреннею работу и должен совершаться каждый день только из благостного состояния. Аскезы практикующиеся в гневе, страсти и гордыне не имеют к духовности никакого отношения. Аскетизм условно принято делить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой:

Аскетизм языка – очень важная аскеза речи. Пустословие, сплетни недопустимы у аскетов

Правдивость и добрые слова творят для человека и его близких — благоприятную судьбу.

Аскетизм тела — ношение простой, из натуральных материалов одежды, соблюдение умеренности в пище, почитание, уважение родителей и старших по возрасту.

Аскетизм ума — чистоте и контролю мыслей уделяется достаточное внимание. Самообладание помогает контролировать чувства и направлять их в правильное русло

Удовлетворенность ума зависит от принимаемой пищи и связана с аскезами для тела. Легкая пища – положительные мысли, тяжелая пища – страхи, невежество потеря контроля над разумом.

Подробнее о принципах аскетизма

Принципы аскезы следует понимать буквально и в широком смысле. Так, если речь идет о ненасилии, значит, исключить из своего поведения следует любые акты подавления и унижения, оказываемых на других. Чем скорее человек осознает, что зависимость от чужих страданий делает его самого заложником негативного восприятия мира, тем скорее он избавится от этого капкана и сможет зажить своей собственной жизнью.

Почитание памяти предков, уважение к старшему поколению имеет глубокий смысл. Этот критерий несет в себе 100-процентную возвратность – как человек относился к родителям и могилам своих дедов, такого отношения ему следует ожидать к себе от своих детей и внуков.

Поддержание чистоты, видимой и нравственной — эти два элемента всегда взаимосвязаны. Если человек блюдет только внешний лоск, но при этом копит в себе негативные мысли и душевную боль, его попытки быть привлекательным для окружающих останутся безуспешными. И наоборот, внутренняя чистота и красота мыслей способны даже негармоничной внешности придать необыкновенную симпатию.

Аскетизм (защитный механизм)

Ценность аскезы для человека

Что такое аскеза в жизни просветленного? Шрила Прабхупада, известный религиозный деятель из Индии, расценивал самоотвержение как неотъемлемую часть истинного развития человека. Он и его последователи были уверены, что иначе как через следование по пути аскезы никто из людей не смог бы заслужить почета, уважения и других благ, являющихся на самом деле плодами суровых ограничений.

По мнению индийского мудреца, тапасьи, наложенные определенные рамки даже на 1-2 сферы жизни индивида, могут кардинально изменить его судьбу и привести к значительным улучшениям качества его существования. К ним относились:

  • кармическое очищение, которое неизбежно следует за каждым выполненным обетом;
  • улучшение энергообмена с окружающим миром, увеличение личных возможностей;
  • быстрое достижение поставленных целей;
  • положительное отношение окружающих;
  • физическое здоровье, повышение жизненных сил;
  • умение концентрироваться на правильных мыслях и отпускать дурные;
  • освобождение от пороков.

Получается, что в настоящем понимании аскеза — это не путь бездумного самоистязания, а способ разумного обмена накопленного энергетического мусора на бесценные блага уровня высших духовных инстанций.

Вместо заключения

Аскетизм – древнее явление, доподлинное происхождение которого остается неизвестным. Аскезы были всегда во всех религиях и других сферах социальной жизни, да и в будущем наверняка такое подвижничество сохранит свою актуальность.

Не верите? Послушайте, что говорят эксперты:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Аскетизм (защитный механизм)

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

«Правильный» аскетизм и психология

«Правильный» аскетизм состоит в том, чтобы принять страдание, которое приходит само по себе, в то время как чрезмерный аскетизм состоит в том, чтобы создавать это страдание.

Бхагавад-Гита, великий текст индуистской традиции, подчеркивает, что йога не предназначена ни для тех, кто ест слишком много или слишком мало, ни для тех, кто спит слишком много или слишком мало.

Согласно индийской мысли, страдание происходит от невежества; таким образом, понимание, которое может вылечить страдание — идея, с которой согласна современная психология.

Смесь страданий и счастья испытывают не только аскеты. Те, кто испытывает муки страсти, проживают это состояние очень похожим образом, те, кто занимается соревновательным спортом, испытывают много страданий; но они находят удовольствие превосходить себя. Можно также утверждать, что альпинист, рискуя своей жизнью, чтобы «покорить» вершину, которая была завоевана несколько раз прежде, страдает от более серьезного патологического презрения к своему телу, чем монах в пустыне, который постится, потому что это осветляет его разум.

Насилие в аскетизме происходит из-за незнания законов психики: страх желания усиливает желание, а гнев против собственного гнева удваивает этот гнев. В краткосрочной перспективе насилие над разумом может принести результаты, но ум отомстит позже.

Происхождение понятия аскетизма

Практическое значение аскеза получила в Древней Греции, где отказ от земных благ расценивался двояко: сначала для физической и моральной подготовки атлетов к соревнованиям, затем как некое продвижение ментальной личности человека на более высокую ступень совершенства.

Первый фактор носил временный характер. Спортсмены в периоды усиленных тренировок должны были сосредоточиться на будущих достижениях, а потакание телесным потребностям отвлекало от основной цели. Это был исключительно деловой подход, при котором люди сознательно отодвигали все радости жизни для поднятия духа и четкой направленности. Атлеты переходили на грубую пищу, спали на дощатом голом настиле, не знали плотской любви и отказывали себе во всяком эстетическом и физическом наслаждении. К тому же они переносили ежечасные тренировки.

Второй фактор служил своеобразным ментальным тренажером для духа, получившим более тонкое и развитое обоснование в индийских учениях. Различные дервиши, гипнотизеры, мастера левитации – все эти уникальные и свойственные только Древнему Востоку явления возникли именно вследствие усмирения тактильных грубых начал в пользу духовного развития.

Аскетизм (защитный механизм)

О значении терминов «аскет» и «аскетизм»

Своими корнями истоки происхождения слова «аскетизм» уходят к основам древнегреческого языка, давшего определение такому явлению, как аскеза (от греч. «askesis») – «тренировка, самодисциплина, упражнение тела, ума и воли».

Аскетизм (защитный механизм)

Уже тогда, на заре нашей эры, аскеза считалась подвижничеством, которое нередко отождествлялось с особой практикой, включавшей в себя занятия на выработку особых навыков воздержания и отказа от жизненных благ.

Это могли быть самые разные упражнения, направленные на ужесточение подхода к удовлетворению насущных потребностей.

Эти принципы предполагают в первую очередь готовность человека на самоотвержение и его способность к самоконтролю. При этом сам подвижник добровольно отказывается от:

  1. плотских удовольствий, включая семейную жизнь;
  2. разнообразной пищи и любого изобилия в еде;
  3. алкоголя во всех видах;
  4. богатства, финансовой обеспеченности и стремления к накопительству;
  5. дорогого имущества, включая предметы роскоши и аксессуары люксори-класса (это как?);
  6. современных гаджетов;
  7. развлечений, увеселений, праздного времяпрепровождения.

Те, кто принимал подобные принципы и переходил на такой образ жизни, становились аскетами. Часто люди, практиковавшие аскетизм, занимались самобичеванием, самоистязанием и даже умерщвлением.

Аскетизм (защитный механизм)

Ислам

Основная статья: Зухд

В исламе аскетизм обозначается термином зухд (араб. زهد‎), а аскеты называются захидами. В первые века хиджры аскетические настроения затронули практически все направления ислама. Чаще всего они использовали термины ниск («благочестие», «подвижничество»), кана’а («умеренность и подчинение желаний») и вара’ («крайняя осмотрительность в различении дозволенного и запрещенного религиозным законом»), но в VIII в. эти понятия заменил термин зухд.

Тема зухда прослеживается уже в ранних сборниках хадисов, агиографической литературе и суфийских «учебных» сочинениях X—XIII вв. Концепция зухда оформилось в среде видных деятелей раннего мусульманского благочестия (зуххад), среди которых Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури, Ибрахим ибн Адхам и др. Концепция зухда формировалась, возможно под влиянием христианского монашества, манихейства и индийской традиции, и развививалась в русле суфийской традиции. Суннитское (особенно в ханбалитское) понимание зухда подразумевает подавление страстей путём воздержания от мирских благ, бедности, уменьшения сна и пищи, а также практики «повеления одобряемого и запрещения осуждаемого».

Большинство средневековых исламских богословов прибавляли к своему имени эпитет захид. Ислам запрещает крайний аскетизм и призывает к умеренности в нём. Крайние проявления зухда наблюдались в практике суфиев, приводя к совершенной индифферентности к лишениям и полнейшему квиетизму. Среди таких проявлений: отказ от всего преходящего, сосредоточение на Боге своих помыслов, очищение сердца от всего, что может отвлечь от него.

Осознание опасности искушений (тайная гордыня, лицемерие) и введение школой маламатия и аль-Мухасиби методов внутреннего самонаблюдения привели к выработке в суфийской концепции аз-зухд фи-з-зухд («воздержание в воздержании»). Суть этой концепции состоит в том, что суфий освобождается от всего мирского (дунья) и воздерживается от своего воздержания

При этом он достигает состояния, при котором он может безбоязненно обращать внимание на мирскую жизнь и идти дальше по пути познания потустороннего мира (ахират). Это состояние аль-Газали называл «удовлетворенность Богом» (аль-истигна’ би-Ллах).

В современном в мусульманском мире понятие зухд и захид употребляются преимущественно в значении благочестивой жизни и благочестивого человека.

Буддизм

Аскетизм (защитный механизм)
Будда в аскезе — изображение в лаосском храме

В 29 лет Гаутама Будда присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведёт его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом.

Он пришёл к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, иллюстрирующих его биографию, в храмах.

Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики — Бхикшу — в монастырской жизни. В частности, японская школа тэндай. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма, например в сюгэндо.

Женская аскеза

Аскезы для женщины всегда подразумевали ее жертвенность в пользу семьи, готовность терпеть лишения с благодарной молитвой, непременно с радостью. Только от настроения и характера жены зависело, какая энергетика будет преобладать дома. Поэтому женская тапасья обязательно сопровождалась специальными ритуалами, должными очистить ауру жилища от негативных вибраций, а также усилить связь между членами семейства.

Особым чтимым днем для соблюдения обрядов аскезы считалась суббота. С самого утра женщина надевала темное платье из грубого полотна и ходила в нем до вечера. Готовилось в этот день особенно обильно и вкусно, но сама хозяйка не съедала ни крошки, только прислуживала за столом и выполняла другую черную работу, вкладывая в процесс все чувство любви, на которое была способна.

Перед отходом ко сну, по завершении субботней тапасьи, женщина уединялась и говорила: «Плоды моей аскезы отдаю во благо семьи». Это являлось обязательным завершением ритуала, после которого, как считалось, энергетическое поле жилища полностью обновлялось.

Аскетизм (защитный механизм)

Заключение

Часто аскезу пытаются практиковать, задавшись конкретной целью, например, разбогатеть или заслужить уважение окружающих. Однако данная методика следования по духовному пути работает иначе или вовсе не работает, если подступать к ней с корыстными целями. Ни одна их техник введения аскезы в жизнь человека не подразумевает мгновенный результат, поэтому любое лицемерие рано или поздно раскрывается либо просто надоедает мнимому адепту.

При вступлении в практику не следует рассказывать всем о новом увлечении, поскольку это противоречит самой идее аскезы – самоотречению, скромности и чистоте помыслов. Чем меньше людей узнает об исполнении обетов, тем меньше ненужного внимания будет отвлекать подвижника от серии сложных упражнений.