Презентация: урок «ассоциативные цепочки»

Ассоциации с точки зрения психологии

Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.

Ассоциация как связь

Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.

Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.

Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.

Психофизиологический механизм ассоциаций

Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.

Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
  • Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
  • Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
  • Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.

Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3

«Пристёгнутая ассоциация»

Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.

Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.

По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.

Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.

Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё ассоциативное мышление.

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических
карт. Подробнее…

Что такое ассоциация

Ассоциация – это закономерно возникающая связь между отдельными предметами, явлениями, фактами, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в памяти

Важно, что ассоциации не существуют во внешней действительности, а порождаются человеческим мозгом.. Идея о существовании ассоциаций возникла ещё в античное время, рассуждения об этом есть у Платона, Аристотеля и у других древних мыслителей

Однако в средние века развитие науки во многом остановилось, в том числе и в данной области. Сам термин «ассоциация» ввёл только Джон Локк – английский учёный семнадцатого века

Идея о существовании ассоциаций возникла ещё в античное время, рассуждения об этом есть у Платона, Аристотеля и у других древних мыслителей. Однако в средние века развитие науки во многом остановилось, в том числе и в данной области. Сам термин «ассоциация» ввёл только Джон Локк – английский учёный семнадцатого века.

Как же возникают такие взаимосвязи? Человеческий мозг – сложная машина для обработки информации. Поступающие в него данные подвергаются различной обработке, в том числе анализу, синтезу, сравнению друг с другом. В это время в мозге образуются кратковременные нервные связи, за счёт чего и выявляется сходство каких-либо предметов и явлений.

К примеру, человек видит предмет. Зрительный образ поступает в мозг, который его основательно изучает, при этом он генерирует похожие образы из числа тех, которые человек видел ранее. Так возникает ассоциация.

Таким образом, ассоциация – это результат сосуществования в нашем сознании большого количества образов, между которыми может наличествовать какое-либо сходство.

Нечто похожее можно наблюдать в интернете – в современных поисковых системах. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковик тут же предлагает возможные варианты, имеющие набранное сочетание букв. Так «в сознании» всемирной сети (или отдельного компьютера) генерируются загруженные ранее «образы», имеющие какое-то сходство с новой информацией.

Ассоциации – продукт развитого абстрактного мышления. Поэтому они свойственны лишь человеческому сознанию и сознанию других высших приматов. На умении строить ассоциации, к примеру, основан язык «йеркиш», имеющий только письменную форму и предназначенный для общения с обезьянами. Чем более развит интеллект у человека, тем большее количество разнообразных ассоциаций к одному предмету он может породить. Известно, что у людей с интеллектуальными нарушениями имеются определённые трудности в понимании связей между предметами.

Изучению ассоциаций посвятил себя И. М. Сеченов, выдающийся русский учёный. Исследуя рефлексы головного мозга, он пришёл к выводу, что ассоциации являются как бы соприкосновением предшествующего рефлекса с последующим.

Связи между явлениями и предметами возникают спонтанно и непрерывно, поскольку ощущения и рефлексы головного мозга тоже возникают непрерывно. Раздражителями, вызывающими ассоциации, могут быть как внешние факторы (увиденное, услышанное и т. д.), так и внутренние (например, боли в животе заставляют вспомнить о съеденном на ночь слишком жирном куске мяса). Раздражителями могут служить даже мысли. Часто бывает, что какая-то случайная мысль порождает целый каскад других мыслей и образов. Английский исследователь Т. Бьюзен метко сравнил ассоциации с фейерверком: сначала возникает одна мысль, которая «взрывается», порождая несколько новых, те тоже «взрываются» и порождают множество очередных мыслей – и так много раз.

Виды ассоциаций

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:

  • По сходству. Для того чтобы между двумя объектами или явлениями в мозгу человека возникла эта связь, они должны быть похожи по какому-то признаку: внешнему виду, цвету, эмоциональному воздействию и т. д. Так, цифра 2 вызывает ассоциацию с гусем, небо – с океаном, а снежная равнина – с белой простыней.
  • По смежности. Этот распространенный вид связи возникает при частом восприятии каких-то объектов одновременно. Например, запах пирогов может вызвать ассоциацию с домом, с детством, с ласковой бабушкой; шум прибоя – с отпуском, а аромат мандаринов и хвои – с Новым годом. К этому виду относятся и вербальные ассоциации, родившиеся из устойчивых выражений. Например, в ответ на слово «ива» у многих возникнет в сознании «плакучая», береза — белоствольная, дуб — могучий и т. д. Но ассоциация по смежности может отражать и наличие реальной связи или взаимодействия между объектами. Так, шляпа ассоциируется с головой, телега с лошадью, луна с ночью.
  • По контрасту. Это самый сложный вид ассоциаций, плохо поддающийся объяснению. Возникающий в сознании образ вызывает ассоциацию с противоположным ему по значению. Так, если произнести слово «день», то у большинства всплывет в сознании ночь. Лето — зима, жара — холод. Такие ассоциации являются источником интересных ярких метафор, например, сравнение снежинок с искрами.

Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность
    во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство
    (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст
    (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные
    связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение:
    помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение:
    овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение
    одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и
    целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение:
    зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации
бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные,
аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить
ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей
развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное
выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих
уроков.

Презентация на тему: » Ассоциативные цепочки Ассоциативный метод поиска решений творческих задач Изучаем ассоциативные методы решения творческих задач Развиваем ассоциативное.» — Транскрипт:

1

Ассоциативные цепочки Ассоциативный метод поиска решений творческих задач Изучаем ассоциативные методы решения творческих задач Развиваем ассоциативное мышление

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

2

Содержание Ассоциативный метод поиска решений творческих задач Ассоциативная цепочка 1. Ассоциативная цепочка 2. Ассоциативная цепочка 3. Ассоциативная цепочка 4. Ассоциативная цепочка 5. Ассоциативная цепочка 6. Ассоциативная цепочка 7. Ассоциативная цепочка 8. Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

3

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «лифт» и «каска». ПРИМЕР: Лифт ассоциируется с башенным краном, кран находиться на стройке, на стройке должны быть кирпичи, рабочие строек носят каски. Содержание Ассоциативная цепочка 1

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

4

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «компьютерная мышь» и «солнце». ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце. Ассоциативная цепочка 2 Содержание

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

5

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «огонь» и «заяц». ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев. Содержание Ассоциативная цепочка 3

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

6

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «небо» и «яйца». ПРИМЕР: В небе летают самолеты, самолет похож на птицу, птицы вьют гнезда, в которых рождаются детеныши из яиц. Содержание Ассоциативная цепочка 4

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

7

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «колесо» и «зоопарк». ПРИМЕР: Колесо установлено на машине, машина часто бывает в дороге, на которой имеются пешеходные дорожки – зебры, в зоопарке живут зебры. Содержание Ассоциативная цепочка 5

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

8

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «зима», «самолёт над пляжем» и «аэропорт». Ассоциативная цепочка 6 Содержание

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

9

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «чайка», «торт» и «лыжи». Ассоциативная цепочка 7 Содержание

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

10

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «застолье» и «зима». Содержание Ассоциативная цепочка 8

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

11

Игра «Ассоциативная цепочка шагов» Условие: Условие: Предлагается объект: кошка. Задание: Задание: Подобрать характеристику к этому объекту. По предложенной характеристике подбирать соответствующий ей новый объект. По этому принципу составить ассоциативную цепочку шагов: объект – характеристика – объект – характеристика…Пример: Для кошки характерны острые зубы, когти и пр. признаки семейства кошачих. Эти характеристики подходят и для тигренка. Содержание

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека

Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд

Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

Метод свободных ассоциаций

Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

Разнообразие ассоциативных методов

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

  1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
  2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
  3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности

Немного общей информации

Ассоциации у каждого человека на одно слово, событие, возникают абсолютно разные. Так происходит в силу жизненного опыта, который находится за плечами. Например, при слове «солнце» кто-то может радостно улыбнуться, вспоминая самый счастливый день, когда ярко светило солнце и было тепло. А кто-то наоборот, нахмурится, припомнив, как летом получил ожоги, вдобавок с солнечным ударом из-за того, что уснул на пляже.

А также в силу разности ведущей репрезентативной системы. Коротко напомню, что существуют аудиалы, им проще запоминать и воспринимать информацию на слух. Кинестеты, они это делают с помощью ощущений, прикосновений

Визуалы – опираются на своё зрение, им важно видеть, только тогда они смогут заметить и запомнить что-то. А также редкий тип дигаталов, они совместили все особенности репрезентативной системы, взяв от каждого типа по чуть-чуть

Так вот, мы строим ассоциации в зависимости от того, с помощью каких органов восприятия познаём этот мир, существуем в нём. Допустим, чтобы выучить номер телефона, вам необходимо просто произнести его вслух несколько раз. А вот другому человеку не удастся его воспроизвести, пока он не выпишет его на лист, или же не представит каждую цифру в своей голове.

Завершение

Занимайтесь саморазвитием, потому что оно обеспечит вам будущее, счастливое и успешное

Допустим, совсем нелишним будет уделить внимание и развитию нестандартного мышления

Оно, как минимум, поможет замечать то очевидное, недоступное к пониманию из-за существующих стереотипов и личных ограничений. А это умение, между прочим, позволило многим личностям сделать гениальные открытия. Так что дерзайте и всё у вас получиться!

И подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить новые и полезные статьи, для расширения кругозора и развития осознанности.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

2

В чём польза?

Этот вид мышления необходим нам для решения задач, как жизненных, так и рабочих. И если вы займётесь его развитием, вас будут ожидать приятные бонусы. Например:

  • Улучшение воображения. Соответственно, вы сможете генерировать креативные идеи, вам будет легче медитировать и вообще, заниматься творчеством.
  • Укрепление памяти. Вы будете лучше запоминать материал, так как с помощью созданного ассоциативного ряда достаточно сложно что-то забыть.
  • Увеличение продуктивности. Учитывая тот факт, что ваши познавательные процессы станут лучше, вы будете быстрее и качественнее выполнять работу.
  • Стимуляция работы мозга. При формировании ассоциативного ряда, мозг включается в работу, формируя новые нейронные связи.
  • Облегчение восприятия. Будет легче воспринимать новую информацию, адаптироваться к изменениям.
  • Исследование личности. Ещё Зигмунд Фрейд, известный всем психоаналитик использовал ассоциации в целях исследования, что находится в подсознании человека. В общем, вы получите о себе информацию, которая, вполне вероятно, поможет изменить качество жизни, найти ответы на важные вопросы и решить сложные жизненные задачи, раскрыть творческий потенциал.

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

Немало изобретений было создано благодаря ассоциациям. Например, Жорж де Местраль придумал застёжки-липучки, однажды разглядев под микроскопом колючки репейника. Он их постоянно снимал с шерсти любимой собаки после прогулок. Увидев, как интересно расположены крючки этого растения, у него возникла идея создать столь ценную деталь одежды, обуви, аксессуаров.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

•     По изменению темпа мышления:

—     Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.

—     Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.

—     Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.

—     Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

•    По подвижности, живости процесса мышления:

—     Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.

—     Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.

—     Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

•    По грамматическому построению речи:

—     Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.

—     Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.

—     Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

•    По целенаправленности:

—     Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.

—     Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.

—     Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).

—     Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).

—     Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения,  з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).

—     Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).

—     Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.

—     Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.

—     Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.

—     Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.

—     Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.

—     Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.

—     Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на тренажёрах для мозга онлайн 

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Фото: sophie

Упражнения для развития

Мышление – функция мозга, которая подлежит развитию и тренировке. Систематическое выполнение упражнений улучшает способность мыслить ассоциативно. Дети познают окружающую среду с помощью ассоциативного мышления, которое им необходимо для дальнейшего обучения и восприятия мира. Развивать его необходимо с младенческих лет. Хороший ассоциативный мыслительный процесс даёт толчок к появлению оригинальных образов, необычных идей у детей.

Малыши легко генерируют новые смысловые связи. Развить детское ассоциативно-образное мышление можно поэтапно. Сначала малыша знакомят с предметами и связанными с ними действиями. На следующем этапе приучают его обобщать понятия: платье, брюки, куртка, юбка – одежда; ботинки, кроссовки, сапожки, тапочки – обувь.

Существуют эффективные упражнения. Например, ребёнка сначала расспрашивают про животных: что они делают, чем питаются, как спят и умываются. Потом малышу предлагают перевоплотиться в конкретного зверька. Пусть маленький человечек поползает на четвереньках, попробует пищать, принюхиваться и издавать звуки, характерные для этого животного. Подросший ребёнок должен научиться составлять ассоциативные связи, находить последовательность в словесном ряду, анализировать предметы по признакам.

Негативная реакция на ассоциации может привести малыша к развитию различных комплексов. Например, отрицательные эмоции вызывает ассоциативный ряд: укол – доктор – термометр – прививка. В подобной ситуации надо его настраивать на позитив.

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

У взрослых ассоциативные ряды стимулируют активную деятельность мышления. Специальные тренировочные упражнения помогают им лучше запоминать новую информацию.

  • Нужно придумать 2 слова, логически не связанные между собой, и вместить между ними ассоциации, таким образом создаётся ассоциативная цепочка. Например, «клубника – деньги». Может сложиться такой ряд: клубника – варенье – магазин – продавец – деньги.
  • Длинный ассоциативный ряд получают при подборе к любому слову ассоциации. К каждой последующей словоформе подбирают ещё одно ассоциативное слово. И так продолжается до тех пор, пока не иссякнет фантазия. Все последующие слова должны быть каким-то образом связаны с начальной единицей речи.
  • Нужно подобрать два слова, затем найти ассоциации, являющиеся общими для них. Например, к понятиям «зелёный» и «лесной» добавляют слова: «ягода», «деревья», «трава», «кустарник», «орешник», «поляна». К любому из этих слов одинаково подходят оба первоначально задуманных определения.
  • Поиск необычных ассоциаций замечательно тренирует мыслительную деятельность. Например, всем известно, что в книжном шкафу хранят печатные издания. Ожидаемые ассоциации: энциклопедия, сборники стихов, журналы, фантастика. Но можно придумать необычный ряд: тарелки, сувениры, украшения, игрушки, канцелярские товары, радиоприёмник.
  • Рекомендуют изображённые на листке каракули мысленно трансформировать в конкретные образы. Популярны картинки droodle. В них изначально заложено несколько вариантов для восприятия, поэтому есть возможность использования множества интерпретаций. Разгадывание таких картинок прекрасно развивает ассоциативное мышление.
  • Групповые упражнения предусматривают при выстраивании ассоциативной цепи придумывание понятий по очереди. Слова могут подбираться тематически. Следующее задание может предполагать косвенные ассоциации. После составления цепочки нужно провести анализ и обмен мнениями. Все участники должны пояснить, почему произнесли именно это слово.

Презентация: урок "ассоциативные цепочки"

Правила

При выполнении упражнений нужно придерживаться главных правил:

  • ассоциации не должны повторяться, каждое слово используют на протяжении игры один раз;
  • необходимо вести поиск оригинальных ассоциаций, поэтому надо избегать шаблонных слов и поверхностных понятий;
  • во время случившейся заминки нужно медленно произнести вслух предыдущее слово, представить образ и через него попытаться вызвать ассоциации;
  • поиск ассоциаций должен сопровождаться определёнными ощущениями в теле, так как телесная реакция способствует рождению самой интересной ассоциации.

Частота выполнения

Упражняться надо ежедневно. Хороший результат получают при выполнении различных упражнений от 1,5 до 2 часов в сутки. Начинают тренироваться постепенно. Сначала составление ассоциативных рядов может составлять 20 минут в день. Затем время увеличивается.