Психологическое занятие аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка по Шульцу: что это такое?

Аутогенная тренировка по Шульцу – это специальная методика психотерапевтического характера, основная задача которой заключается в восстановлении психологического и физиологического здоровья пациента. Аутогенная тренировка является релаксационной техникой и состоит из ряда упражнений. Человек, практикующий аутогенную тренировку, ощущает приятное тепло во всем теле, тяжесть в торсе и конечностях, а его сознание расслабляется и проясняется.

Иоганн Шульц долгое время изучал людей, которые находились в трансовом состоянии. Свои наблюдения он и положил в основу созданного им метода. Психиатр изучал не только людей в состоянии транса, но и много внимания уделял йогическим практикам, работам Куэ, Вогта, Джекобсона. Шульц утверждал, что восстановить здоровье на физиологическом и психологическом уровне можно только благодаря мышечной релаксации, развитому воображению, самовнушению, чувствам сонливости и психологического покоя.

Аутогенная тренировка по Шульцу нормализует сердцебиение и ритм дыхания, избавляет от мышечного напряжения, бессонницы и мигреней, снижает уровень «вредного» холестерина в крови, увеличивает приток крови к головному мозгу и конечностям. Такая тренировка показана людям, страдающим бронхиальной астмой, геморроем, язвой желудка, ревматическими болями в спине, туберкулезом, несварением желудка, сахарным диабетом, запорами.

Если говорить о психологических эффектах, то аутогенная тренировка по Шульцу помогает уменьшить усталость и подавленность, снизить тревожность. Многие спортсмены, практикующие данную методику, улучшили свои показатели, а будущие мамочки во время родов испытывали меньше боли и тревоги.

2.2 Типичные ошибки при занятиях AT

Выделим главное. Именно на это обычно не обращают внимания начинающие заниматься AT самостоятельно.
Все формулы работают эффективно только в том случае, сли достигнуто «состояние АТ», то есть, если занимающийся привел себя в состоняние расслабленности до такой степени, что даже может потерять ощущение присутствия тела.

Вот только тогда все слова формулы, которые произносит про себя занимающийся, равносильны приказам гипнотизера при воздействии его на гипнотизируемого. Единственное отличие в том, что при занятиях AT, человек находящийся в «трансе», сам себе дает установки и соответствующие настрои, сохраняя при этом полную ясность ума.

Начинающие, как правило, считают самым главным повторение формул, а на второй план ставят расслабление, вызывание чувства тяжести т. е. самое главное остается на втором плане. Эта типичная ошибка приводит к отсутствию результата, вызывает у них чувство разочарования

Также обратите внимание на следующее:Нельзя резко выходить из состояния аутогенного погружения.
Если Вы вызывали у себя ощущение тяжести, то перед выходом из аутогенного состояния Вы должны обязательно убрать это состояние тяжести при помощи специальных моби-лизирующих формул типа:
— Тяжесть покидает мое тело
— Отдохнул каждый мускул моего тела
— Отдохнула каждая клеточка моего организма
— Свежесть и бодрость наполняет все мое тело
— С каждым вдохом свежесть и бодрость вливаются в мой организм
— Я собран и внимателен
— Я заряжен бодростью
— Я заряжен энергией
— Моя воля собрана как пружина
— Я готов к работе (поднимите над головой сжатые в кулак руки, резко выдохните с одновременным движением рук вниз, откроете глаза).

Осложнения

Наиболее часто встречающиеся осложнения:

  • сохранение ощущения тяжести после сеанса AT, замедленный выход из аутогенного или гипнотического погружения;
  • понижение общего тонуса организма, усиление гипотензии, астении, апатии (в случае применения релаксирующих приемов вместо мобилизирующих);
  • снижение уровня бодрствования;
  • ощущение чувства «вялости», «ватности» мышц, приводящее к снижению работоспособности, потере «формы» у спортсменов;
  • вазомоторные нарушения (обморок, головная боль, мигрень и т.п.) при неправильном применении стандартных упражнений 5, 6 и др.

Для предупреждения осложнений и с целью строгой инди­видуализации применения методов AT и аутогенной терапии в клинической практике необходимы строгий контроль и регист­рация психовазотонических, психонейротонических и психо-миотонических эффектов.

Программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий реализуются в комнатах психологической разгрузки (КПР).

Основные факторы, используемые в КПР:

  • санитарно-гигиенические (комфортные микроклима­ тические условия, оптимальный воздушно-газовый состав, зрительный и акустический комфорт);
  • физиологические (кислородно-витаминный коктейль, удобная расслабляющая поза, регламентированное дыхание, позно-тонические упражнения и др.);
  • психофизиологические (воздействие светом, цветом, ритмом, музыкой, интерьером, запахом и т.п.);
  • физиотерапевтические (самомассаж, гидроаэронизация, воздействие фитонцидами и др.);
  • психогигиенические (AT, психофизическая гимнастика, нейростимулирующая тренировка, внушение, рациональная психотерапия, консультации, беседы и др.).

2.1 Развитие гипнотических способностей через аутогенную тренировку.

Аутогенная тренировка (АТ) — активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, который повышает возможности организма.

AT разработана в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Шульц И. Г. заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то состояние покоя, расслабленности, частичного и полного сна, которое он вызывал у них обычно при помощи гипноза. Метод AT основан на активном самовнушении на фоне мышечного расслабления.

В настоящее время существуют различные варианты AT, применяемые для различных целей. Классическая AT состоит из двух ступеней: первой — низшей и второй— высшей.

AT не дает осложнений. Нельзя заниматься AT только на фоне остро развивающихся заболеваний — сосудистых, инфекционных, психических.

Главная задача начинающего заниматься AT — это научиться расслабляться, вызывать ощущение тяжести и тепла в теле. Если Вы сможете добиться состояния полного расслабления, то в таком состоянии формулы, произносимые вами мысленно, начинают срабатывать. Ваш мозг, несмотря на полнейшее расслабление тела, так же хорошо работает. Вы все слышите и понимаете, что происходит вокруг Вас. Просто Ваше тело как бы не существует в данный момент. Это и есть тот самый, нужный Вам, рабочий фон. Вы можете во время сеанса аутогенного погружения внушить себе, что угодно: дать установку на выполнение с удовольствием какой -либо опостылевшей вам работы, поставить себе сверхзадачу, активизировать психические и физические функции.

Аутогенной тренировкой можно заниматься самостоятельно. Иногда, в самом начале тренировок возникают пугающие ощущения — «аутогенные разряды». Эти аутогенные разряды могут проявляться в том, что в момент погружения в состояние расслабленности занимающийся вдруг «видит» в зрительном анализаторе мириады цветовых пятен, искры’, даже целые картины, «слышит» необычные звуки и голоса, испытывает чувство падения в бездну или просто чувство полета, ощущает вкус каких-то продуктов, ощущает запах и т.д. Эти явления часто пугают человека и отбивают у него охоту заниматься AT. Эти неприятные ощущения не представляют никакой опасности для занимающегося и, как правило, проходят через несколько занятий AT.

Аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: первой — высшей и второй — низшей.
Первая ступень включает в себя шесть классических упражнений условные названия которых: «тяжесть», «тепло», «дыхание», «сердце», «тепло в области солнечного сплетения», «прохлада в области лба». Человек, овладевший первой ступенью AT может влиять на свое настроение, вызывать у себя колоссальное желание заниматься любым неинтересным, но нужным делом влиять на работоспособность и самочувствие организма, развивать свои способности и многое другое (нужны только применять соответствующие формулы). Самовнушения при AT носят «неодолимый» характер, если они были выполнены правильно.

Показания к проведению аутогенной терапии

Основные показания:

  • нарушения периферического кровообращения, гипертензивный артериальный синдром, начальные стадии гипертонической болезни, артериальная гипотензия и другие астеновегетативные состояния;
  • стенокардия, функциональные неврогенные аритмии;
  • бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные диспноэ;
  • спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастралгии, дискинезии, колиты;
  • вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера, расстройства функции внимания, памяти;
  • эмоциональные нарушения, расстройство сна, логоневрозы, цисталгии, алкоголизм, мобилизация психофизиологи­ческого состояния у спортсменов перед и в процессе соревно­ваний, неврозоподобные и цереброспастические синдромы у детей.

Противопоказания:

  • те же, что и к ЛФК;
  • острые соматические и вегетативные кризы, ГБП1;
  •  острые расстройства дыхания (кашель, диспноэ);
  • острые неврологические заболевания, сопровождающиеся судорожными синдромами, нарушениями сознания;
  • снижение интеллекта и памяти; — возраст до 12 лет;
  • гиперацидные гастриты.

В зависимости от особенностей личности, выраженности и формы органического или функционального синдрома мето­дика AT, аутогенной терапии и ее отдельные приемы должны быть строго индивидуализированы. Несоблюдение этого условия может снизить ожидаемый эффект или вызвать осложне­ния.

Регламент проведения сеанса психологической разгрузки.

Сеанс психологической разгрузки, большую часть которого составляет аутотренинг, продолжается, как правило, 10—15 мин. Проводится в определенной последова­тельности и условно разделяется на подготовительный и три основных периода.

  1. Подготовительный период. Подготовка к сеансу заключается в том, что посетитель принимает расслабляющую позу, регулирует ритм и глубину дыхания (вдох в 1,5— 2 раза короче выдоха). На лице пациента маска покоя и удовольствия.
  2. I период — «отвлекающий», продолжительностью 1,5— 2  мин. Трансляция музыки позволяет настроиться на занятие, успокоиться, отвлечься. Картины природы, слайды, световая игра служат этим же целям.
  3. II период — «успокаивающий», продолжительностью 7— 10 мин. Цель — максимальный уровень релаксации мышечной системы и эмоциональной уравновешен­ ности. На фоне тихой мелодичной музыки проводится сеанс AT, завершающийся аутогенным погружением или медитацией.
  4. IIIпериод — «тонизирующий», продолжительностью 2—3  мин. Задачи — вывод пациента из состояния ауто­генного погружения, мобилизация психоэмоциональ­ных и психосоматических функций организма. Увеличи­вается громкость музыки, изменяется ее характер (бод­рые песни, марши и т.п.).

Пациент принимает активную позу, изменяет тип дыхания (удлиненный вдох и короткий выдох). Включаются мобилизирующие (красный, оранжевый) цветосветовые установки. Пациент выполняет общетонизирующие физические упраж­нения. Сеансы психологической разгрузки проводятся под контро­лем врача-реабилитолога 3—4 раза в неделю (курс — не менее 12 занятий).

Аутогенное отреагирование

Для нейтрализации отрицательных переживаний можно использовать приемы «повторения» тех ситуаций, которые явились причиной этих переживаний.
Болезненные переживания, часто являющиеся причиной состояния тревоги, ослабляются по мере многократного их воспроизведения, когда человек видит себя как бы со стороны

Для лучшего эффекта важно как можно более детально воспроизвести эти ситуации, окружающую обстановку и время действия

Аутогенное отреагирование проводится по следующей схеме:
1. Занять одну из трех основных поз для занятий аутогенной тренировки.
2. Войти в аутогенное погружение, последовательно вызывая ощущения тяжести, тепла и расслабленности в основных группах мышц. Тело вялое, неподвижное.
3. Мысленно представить травмирующую ситуацию (из прошлого или ту, которая может возникнуть в будущем) как бы со стороны. Постараться при этом хорошо прочувствовать соответствующие чувства, ощущения, образы, которые сопровождают эту ситуацию (они будут несколько приглушенными). Травмирующая ситуация вызывается не более 2 5 минут, после чего на 2 3 минуты наступает расслабленный отдых. Мысленно сохраняется улыбка на лице.
4. Занятие переходит в сон, если упражнение делается перед сном, или заканчивается формулами активации.
Метод аутогенной десенсибилизации (снижение чувствительности)
Болезненные воспоминания часто являются основной причиной эмоциональных нарушений в виде депрессивных состояний, чувства тревоги, повышенной обидчивости или раздражительности. Одним из способов снижения остроты эмоциональных переживаний, связанных с прошлыми событиями, является метод аутогенной десенсибилизации (снижение чувствительности). В ходе занятий по аутогенной десенсибилизации используется многократное, последовательно усиливающееся представление эмоциональных состояний, которые возникали у человека в тех или иных личностно значимых ситуациях.

Занятие проводится по следующей схеме:
1. Занять одну из трех основных поз, используемых при аутогенной тренировки.
2. Дыхание ровное и спокойное. С каждым выдохом по всему телу разливается приятной волной расслабленность и покой.
3. Фокус внимания ограничен лишь собственным телом. Посторонние звуки, мысли, проблемы удаляются, становятся все слабее и слабее с каждым выдохом.
4

Особое внимание к мышцам лица. Веки без малейшего напряжения прикрывают глаза

Рот полуоткрыт. Губы становятся словно чуть толще. Щеки как бы тяжелеют. Кожа лба разглаживается.
5. Тело становится неподвижным и тяжелым. Невозможно пошевелить ни рукой, ни ногой. Тело становится тяжелым и расслабленным.
6. В расслабленных мышцах расширяются кровеносные сосуды. Чем глубже расслабление мышц, тем обильнее кровь приливает по расширенным сосудам к расслабленным мышцам тела. Расслабленные мышцы теплеют с каждым выдохом все заметнее. Тепло волнами разливается сверху вниз по рукам, по туловищу, по ногам. Тело расслабленное, неподвижное и теплое.
7. Мысленно как можно более детально воспроизводится травмирующая ситуация из прошлого, обстановка, время, участвующие в этой ситуации лица.
8. Возможно точнее представить себе пережитое эмоциональное состояние. При этом контроль над своими эмоциями сохраняется, а само эмоциональное состояние переживается в несколько раз слабее, чем это было в реальных условиях.
9. Будет полезно разложить это состояние на составляющие:
— какого оно цвета?
— какой вкус имеет это состояние? (горькое, соленое, кислое и т.п.);
— с каким звуком ассоциируется это состояние? (высоким, низким, средним по высоте и т.п.);
— каким на ощупь представляется это состояние? (гладким, шершавым, скользким и т.п.).
Могут использоваться и другие параметры, однако следует иметь в виду, что их не должно быть слишком много, не больше 5-7.
10. Завершив «работу» с эмоциональными переживаниями, 3-5 минут посвятить расслабленному отдыху, который заканчивается, в зависимости от обстоятельств, формулами активации или переходит в сон.

2.6 Лечение себя при помощи аутогенной тренировки.

Предлагается психоэнергетический вариант AT, воздействующий на вегетативную нервную систему, на любые органы и части тела. Эффект стопроцентный. Этот вариант прекрасно изложен в книге Мерзлякова «Путь в страну здоровья». Метод опробован многократно. Эффект отличный, результат стопроцентный.

Цитируется из книги «Путь в страну здоровья»: Методика проведения психоэнергетического варианта аутогенной тренировки:

«Закройте глаза и сделайте полный вдох через слегка приоткрытый рот. Задержите дыхание на 3-5 секунд, чтобы сосредоточиться.

Закройте рот и начинайте выдыхать воздух через нос и через сжатую голосовую щель так, чтобы получился тихий шипящий звук, исходящий из гортани. Выдыхайте как можно медленнее, одновременно представляя, будто в том месте, где вас беспокоят болезненные ощущения, краснеет тлеющий уголек (какой бывает в потухающем костре). Представляйте, что по мере выдыхания воздуха уголек разгорается, становится все ярче и от него начинает исходить тепло. Сделайте несколько вдохов — выдыхании: уголек становится все краснее, а тепло — сильнее. Постарайтесь ощутить это тепло и представить себе исходящий от уголька красноватый свет.

Глаза нужно держать закрытыми на протяжении всего занятия. Это помогает лучше сосредоточиться.

Механизм физиологического действия упражнения подобен тому, что бывает при занятиях первой ступени AT по И. Шульцу, только формулы самовнушении заменены образом разгорающегося уголька; дыхательное упражнение помогает «раздувать» жар воображаемого уголька

Все внимание занимающегося переключено на ощущение появляющегося тепла…

Какие трудности могут возникнуть при овладении этим упражнением? Трудно сразу получить нужную степень сжатия голосовой щели, чтобы выдох был достаточно продолжительным, а звук, исходящий из гортани, достаточно сильным; нелегко дается образное представление разгорающегося уголька, который нужно «видеть» именно в том месте, которое вас беспокоит. Однако, если вы заранее потренируетесь, то в нужный момент этот прием может вам очень помочь. При применении этого варианта AT незначительная боль, небольшие неприятные ощущения проходят через 2-3 минуты, а более серьезные симптомы — через 5-10 минут. Если вам не стало легче через 10 минут, подождите час-полтора и вновь займитесь этим же упражнением. Неоднократной тренировкой вы овладеете этим простым, но эффективным способом самовоздействия.

Усваивается упражнение через несколько дней тренировки. Некоторым занимающимся, преимущественно с математическим складом ума, времени требуется немного больше. Пока у вас ничего не болит, можете упражняться, мысленно перенося уголек и, соответственно, чувство тепла в различные участки тела. Это умение может пригодиться вам в самые неожиданные моменты жизни.

Образное представление уголька и тепла в том или ином месте рефлекторно вызывает расширение сосудов, усиливает кровоток, в результате чего ускоряются процессы восстановления и заживления. Одновременно увеличиваются и энергетические процессы в этом участке, активизируется обмен веществ».

Метод аутогенной тренировки

Метод AT основывается на стимулировании внутренних механизмов психической и вегетативной сферы человека. Центральное место в раскрытии этих механизмов занимает вопрос о саморегуляции исходно непроизвольных функций за счет создания в коре головного мозга при помощи «слова», «образа», «представления» мощного главенствующего очага возбуждения, так называемой доминанты, которая способна затормозить другие текущие процессы (ответные реакции на внешние и внутренние раздражители) и тем самым создать оптимальные условия для самовнушения, гипноза, аутогенного погружения и медитации.

Уровень возбуждения нервной системы значительно влияет на выраженность доми­нанты и в свою очередь зависит от тонуса соответствующих групп мышц. Поэтому определяющим и базисным элементом AT является тренированная мышечная релаксация, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия.

Современный метод AT сформировался на базе:

  • использования приемов самовнушения древней на­ найской школы,
  • эмпирического опыта древнеиндийской медицины (йогизм),
  • гипнотерапии,
  • активной регуляции мышечного тонуса,
  • рациональной психотерапии.

Метод, объединяющий классические и привнесенные приемы низшей и высшей ступеней AT, получил название аутогенной терапии. Структурная система аутогенной терапии следующая: -»  стандартные аутогенные упражнения (низшая ступень AT-I), -»  аутогенная медитация (высшая ступень АТ-П), -»  аутогенная модификация, -»  аутогенная нейтрализация.

Низшая ступень AT-I. Предложенный Шульцем (1932) метод, получивший название классического, состоит из двух ступе­ней — низшей и высшей. Низшая ступень, или собственно AT, представляет собой методику мотивированного воздействия человека на самого себя при помощи формул самовнушения. Основной задачей AT-I низшей ступени является влияние на вегетативные функции.

Весь курс обучения AT включает три основных этапа: вводный  —  ознакомительная и разъяснительная беседа; первый    —  обучение приемам аутогенной тренировки; второй     —   приспособление полученного опыта к специ­фическим целям.

Обучение приемам AT начинается с освоения физио­логических основ мышечного расслабления. Они базируются на формировании у больного субъективных ощущений тяжести и тепла. Установка на ощущение тяжести связана с расслаблением мышц, установка на ощущение тепла — с расширением кровеносных сосудов. Формулы самовнушения классической методики носят название «стандартных упражнений первой ступени AT-I»:

«Я совершенно спокоен» — подготовительная фраза.

  • 1-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тяжести. «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая» — повторяется по 6 раз 3—4 раза в день в течение недели. Затем: «Обе руки (ноги) тяжелые. Все тело стало тяжелым». Упражнение осваивается в течение 10—14 дней.
  • 2-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тепла. «Моя правая (левая) рука (нога) теплая». Повторяется 5—6 раз. В дальнейшем  1-е и 2-е упражнения объединяются единой формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».
  • 3-е стандартное упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Начиная с 9—10-го занятия пациент мысленно повторяет: «Сердце бьется мощно и ровно». Предварительно пациента обучают мысленно считать сердцебиения.
  • 4-е стандартное упражнение — регуляция дыхания. После вы­ полнения первых трех упражнений пациент мысленно 5—6 раз повторяет: «Мое дыхание спокойное, дышится спокойно».
  • 5-е стандартное упражнение — влияние на органы брюшной полости. Выполняется после разъяснения роли и локализации солнечного (чревного) сплетения. Формула самовнушения: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».
  • 6-е стандартное упражнение — влияние на сосуды головы. Упражнение выполняется на 15—17-м занятии, является завер­ шающим мобилизирующим, повторяется 5—6 раз: «Мой лоб слегка прохладен».

Высшая ступень АТ-П. Аутогенная медитация. Высшая ступень AT-II — это оптимизация высших психических функций и коррекция личностных нарушений. Основу АТ-Н составляет аутогенная медитация, заключающаяся в последовательной тренировке процессов воображения, на основе которых впослед­ствии формируются образное представление и лечебная нейтрализация аффективных переживаний.

Общетерапевтическими задачами аутогенной терапии явля­ются стимуляция восстановительных процессов, коррекция личностных нарушений, блокирование и рационализация болезненных переживаний. В зависимости от особенностей личности больного, выраженности и формы органического синдрома техника психотерапии может быть различна, но показания и противопоказания к применению всех методов едины.

2.4 Классическая высшая ступень AT

Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона.

Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга.

Освоивший высшую ступень AT. овладевает возможностью вызывать и удерживать перец своим мысленным взором образы и картины, абстрактно интуитивно мыслить, многократно увеличивает свои творческие возможности. Он становится способным к мысленному бессловесному гипнозу, навязыванию образов, лечению на расстоянии.

Упражнение N 1.
Цель — научиться вызывать различные световые пятна и удерживать внимание, на каждом из них. Занимающийся выполняет это и последующие упражнений в состоянии аутогенного погружения

Упражнение N 2.
Цель — «увидеть» заранее заданный цветовой фон. Занимающийся скоро почувствует, что созерцание красного, оранжевого и желтого фона ассоциируется с теплом, (это создает эмоциональный подъем), зеленый и голубой — с состоянием покоя, синий и фиолетовый вызывают ощущение холода, черный и темно-красный — мрачное настроение, депрессию.
Обычно на отработку этого упражнения уходит до 4-х месяцев. В результате тренировки занимающийся приобретает способность легко вызывать нужный эмоциональный настрой при помощи вызываемого цветового фона.

Упражнение N 3.
Цель — выработать устойчивое внимание, позволяющее «видеть» конкретные предметы длительное время. Считается что упражнение освоено, когда на фоне различных предметов непроизвольно возникнет образ самого себя

На отработку упражнения уходит около года.

Упражнение N 4.
Цель — отработать способность придавать каким-либо абстрактным понятием конкретное содержание. Тренирующийся должен научиться легко зрительно представлять объекты, ассоциирующиеся с такими абстрактными понятиями как «красота», «счастье», «свобода», «радость». Каждый ассоциирует эти понятия с образами, которые ему ближе

Тренироваться нужно ежедневно, удерживая внимание (до 60 мин.) на абстрактных понятиях и тех конкретных зрительных представлениях, которые навеяны у вас ассоциативно

Упражнение N5.
Цель — научиться изменять свое эмоциональное состояние путем зрительного представления ассоциативных образов (из упражнения 4) и видеть себя в центре представляемой картины. Занимающийся должен научиться вызывать также и динамические картины со своим непосредственным участием. Он должен при этом эмоционально реагировать на развивающиеся события и переживать их.

Упражнение N 6.
Цель — научиться вызывать мысленно я удерживать перед своим мысленным взором других людей чувствовать свое присутствие и участие в их делах.

Упражнение N 7.
И. Шульц считал его самым главным. Цель его — научиться видеть ряд картин, отвечающих на вопросы психологического порядка, относящегося к себе лично.
Например: «Чего я хочу?» «Кто я?».
Это упражнение выполняется в состоянии «пассивной концентрации внимания». После правильно выполненного упражнения происходит «катарсис» — самоочищение, гасятся психотравмирующие факторы, вызывающие заболевания.

Для того, чтобы добиться существенного результата, получить отдачу от занятий AT, необходимо заниматься AT ежедневно хотя бы в течение 30 минут.

С каждым разом аутогенное погружение выполняется легче

В конце концов наступает момент когда занимающийся AT замечает, что ему уже не нужно проговаривать про себя формулы самовнушения, достаточно сосредоточить внимание на определенной части тела чтобы наступило расслабление.. Проходит еще некоторое время и занимающийся AT приобретает способность почти мгновенно расслабляться

За несколько секунд происходит переход в состояние расслабления. Эта процедура очень приятна, человек как бы сбрасывает с себя груз своего тела, груз проблем и тревог и погружается в блаженное состояние.
Обычно на этой стадии удобно применять метод погружения, иногда известным под названием «Ключ».

Проходит еще некоторое время и занимающийся AT приобретает способность почти мгновенно расслабляться. За несколько секунд происходит переход в состояние расслабления. Эта процедура очень приятна, человек как бы сбрасывает с себя груз своего тела, груз проблем и тревог и погружается в блаженное состояние.
Обычно на этой стадии удобно применять метод погружения, иногда известным под названием «Ключ».

2.7.1 Как излучать любовь.

Раз уж коснулись такой деликатной темы как любовь окружающих, посмотрим как проблему нравиться другим решают у йогов. Цитируется из книги «Собрание медитационных техник и упражнений» Ошо Раджниша:

«…Культивируйте чувство любви. Уединитесь в своей комнате. Сядьте. Ощутите в себе любовь. Начните излучать ее.
Заполните энергией любви всю комнату. Почувствуйте новые вибрации, представьте себя колыхающимся в морс любви. Создайте вибрации энергии любви вокруг себя. Вы тут же начнете ощущать, как что-то вокруг начинает происходить, что-то меняется в вашей ауре, в оболочке, окружающей ваше тело. Какое-то тепло поднимается вокруг Вас, тепло, похожее на глубокий оргазм. Вы чувствуете себя более живым. Что-то,. наподобие дремы, исчезает. Что-то, наподобие нового сознания, зарождается. Окунитесь в этот океан. Танцуйте, пойте, заполните все пространство комнаты любовью.

Вначале все это будет казаться немного странным. Когда впервые вы заполните комнату энергией любви, своей энергией, которая будет Вас делать все счастливей, возникнет мысль: «Уж не гипнотизирую ли я себя? Не обманываю ли? Что происходит?» Действительно, ведь мы всегда считали, что любовь происходит из-за кого-то. Для этого нужна мать, отец, брат, муж, жена, ребенок — всегда кто-то,

Любовь, которая зависит от кого-то, бедна. Любовь, которая создана внутри вас, создана вашим собственным существом, есть настоящая энергия. И теперь, куда бы вы не пошли с этим океаном, окружающим вас, повсюду люди, находящиеся рядом, внезапно окажутся под воздействием совершенно иного качества энергии.

Люди будут смотреть на вас широко раскрытыми глазами. Вы будете проводить мимо них, и они будут чувствовать движение какой-то энергии, словно дуновение свежего ветерка. Если вы возьмете чью-нибудь руку, то она начнет пульсировать. Если вы будете находиться рядом с кем-нибудь, то этот человек без всякой видимой причины будет ощущать радость, покой, счастье. Можете понаблюдать за этим.

Вот тогда вы готовы для того, чтобы поделиться этим, поделиться тем, что вас переполняет. Тогда ищите того, кто воспримет это…»

Итак, выберите себе тот образ и идеал, который желаете и внушите себе при помощи AT, что Вы — это Ваш идеал со всеми присущими ему достоинствами, перевоплотитесь в него. Не стесняйтесь, выбирайте себе романтический, героический образ. Вы даже время от времени можете менять образы в зависимости от того как меняются Ваши представления об идеале.

Не бойтесь потерять свою индивидуальность. Если вас отпугивает то, что нужно находить время для занятий аутогенной тренировкой, то Вы можете воспользоваться простым методом самовнушения, который не потребует от Вас никаких усилий.

Методы аутотренинга по Шульцу

В психологии все чаще встречается понятие аутогенная тренировка, это связано с тем, что если регулярно применять аутотренинг, даже у здоровых людей улучшается настроение, укрепляется здоровье. Такая тренировка – самый легкий способ научиться справляться с негативными мыслями, усталостью или депрессивным состоянием. Во время выполнения упражнений ощущается небольшая пульсация по телу, пассивная концентрация на этом явлении усиливает эффект от упражнений. Для первого раза нужно всего на несколько секунд задержаться концентрацию внимания.

Ступени аутогенной тренировки

Аутотренировка имеет свои правила и этапы (ступени). На первом этапе (низшая ступень) можно научиться правильному расслаблению в выбранном положении тела, для этого используют несколько работающих внушений. Второй этап (высшая ступень) аутогенных упражнений предполагает использование особенных внушений (визуализаций), направленных на выполнение организмом определенной задачи. Например, можно настроиться на спокойный, заряжающий силами 10-минутный сон, такая установка обязательно сработает. Важный момент – правильный выход из медитации.

Формулы аутотренинга

Учитывая способность тренировки влиять на разные психологические состояния человека, а также вызывать необходимые ощущения по телу, для достижения определенного эффекта во время первой ступени тренировки используют разные по смысловой нагрузке текстовые самовнушения. Специалистами разработано несколько основных категорий формул аутотренинга, которые отличаются объектами действия аутогенных упражнений:

  • нейтрализующие (вырабатывают отсутствие реакции на внешний фактор-раздражитель);
  • усиливающие (усиливают скрытые процессы в головном мозге, активизируют мысленную деятельность);
  • абстинентно-направленные (действуют на снятие зависимости от определенного фактора);
  • парадоксальные (эффект обратного действия);
  • поддерживающие (активизируют проявление положительных качеств человека).

Психологическое занятие аутогенная тренировка

Основы аутогенной тренировки

Аутогенная тренировка широко применяется в клинике при соматических заболеваниях, органической патологии нервной системы, в хирургии, психиатрии, а также у здоровых людей как мощное средство психогигиены в спортивной практике, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, гипо­кинезии, сенсорной депривации, десинхронозе человека, как метод стимуляции способностей и творчества в быту и на производстве.

Кроме того, AT рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующей общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса, который, являясь отраженным рефлекторным проявлением высшей нервной деятельности, активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения ЦНС, а следовательно, на деятельность всех органов и систем организма человека.

Физические аспекты AT:

  • выработка умения регулировать тонус поперечнопо­лосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечно­ стей, органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц;
  • приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха;

овладение навыками редуцированного, медленного, поверхностного дыхания, а также физического диффе­ренцированного ощущения частей своего тела и органов.

К психологическим аспектам аутогенной тренировки относятся:

  • воспитание у человека навыков «образных пред­ставлений»;
  • аутогенная медитация (meditation — размышление, созерцание), аутогенное погружение;
  • выработка навыка мобилизации психофизиологического состояния и т.п.