Язык и мышление

Развитие человека

Язык и мышление

Будучи ребенком, человек, учиться говорить, произнося только отдельные слова, постепенно, с течением времени, сложность словесного выражения его мыслей увеличивается.

В это время думает ребенок развернутыми фразами, но вследствие сложностей во внешней речи воспроизводит их только в виде отдельных слов. Таким образом, развитие внешней речи идет несколько быстрее, чем развитие внутренней.

В связи с этим, Выготский выдвигает гипотезу о наличии промежуточной стадии – эгоцентрической речи. Еще раньше подобная теория была выдвинута Ж. Пиаже. Он считал это отражением эгоцентризма ребенка. То есть данный процесс не влияет на течение самого занятия, а лишь его сопровождение. И никакого влияния на поведение и мышление ребенка он не оказывает.

Но Выготский выдвигает принципиально новое утверждение. Он считает, что это способ переплавки внешней речи. Через эгоцентрическую, она становиться внутренней.

Данный тип речи он позиционирует, как  абсолютно самостоятельную функцию. Так называемая «речь для себя». И если Пиаже считал, что данный тип с развитием ребенка исчезает, то Выготский говорит о том, что подобная речь со временем просто становиться внутренней. Именно эта теория стала основой философии учения о мышлении и речи.

Не существует прямого перехода от мысли к слову, как выражению сознания. Именно поэтому мы так редко встречаем людей, чьи мысли нам близки и понятны. Именно отсюда начинается огромное количество споров относительно структуры и этимологии мышления и речи.

Общность языка и мышления

Язык и мышление представляют собой единство, основанное на двух ключевых аспектах:

  • Генетический аспект сформировался в процессе эволюции. Он выражается в том, что появление языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот.
  • Функциональный аспект представляет собой неразрывность этих двух составляющих, невозможность существования языка без мышления и способность к развитию друг друга.

Рассуждения о связи этих двух понятий строятся на основе философии развития мышления. Язык обеспечивает мыслям человека реальное существование, доступное другим людям. В то же время он не только позволяет выражать мысль, но и формирует ее, что говорит об их тесной связи. Вместе с тем язык и мысль не равнозначны. Каждая составляющая развивается и функционирует по своим особым правилам и является относительно самостоятельной. Так, в зависимости от вида мышления, целей мыслительной деятельности и т.д. характер взаимоотношений языка и мышления в процессе общения и познания может варьироваться, и тогда мы можем наблюдать отличительные особенности этих двух систем.

Философия различий в системе «язык-мысль»

В то же время нельзя сказать, что язык и мысль равнозначны. Рассуждения об их связи строятся на основе философии развития мышления. Для каждой из сторон существуют самостоятельные законы развития и функционирования, у каждой из систем собственное содержание.

На основе этого, выделяют следующие отличия:

  1. Нельзя представить четкое видение окружающего мира как соотношение – «мысль-слово». Самым ярким выражением этого является то, что речевое воспроизведение мысли кардинально различается для каждого существующего языка.
  2. Структурное различие. Если мышление состоит из умозаключений, суждений и понятий, то в речи структурными частями являются: слово, фонема, предложение и др.
  3. Мышление, с точки зрения философии, есть отражение объективной действительности, показывая существующие образы с различной детализацией стремиться к точному познанию существа предметов и явлений.В то время как язык полученную информацию обличает в форму знания. Используя для этого свои определенные средства, он наиболее четко отражает содержание окружающего мира.
  4. Речь развивается, как составная часть культуры, под влиянием общественных норм и законов. А развитие мышления происходит под влиянием конкретных способностей к познанию, которыми обладает субъект.

Влияние языка на мышление

Язык занимает центральное место в нашем опыте человеческого бытия. Высоко оценивая его роль в построении нашей умственной жизни, мы приближаемся еще на один шаг к пониманию самой природы человечества.Люди общаются друг с другом, используя огромный массив языков, каждый из которых отличается от другого различными способами. Формируют ли языки, на которых мы говорим, то, как мы видим мир, как мы думаем, и то, как мы живем? Люди, которые говорят на разных языках, думают по-другому, потому что они говорят на разных языках? Если изучать новые языки, изменится ли наше мышление? Полиглоты думают по-другому, когда говорят на разных языках?Эти вопросы очень противоречивы, ими занимались десятки философов, лингвистов и психологов

Тем не менее, однозначного и простого ответа на них нет.Psychology-best.ru сегодня расскажет о некоторых наблюдениях ученых в рамках решения вопроса язык и мышление человека — языки лишь средство для выражения наших мыслей, или же они на самом деле формируют наши мысли?Некоторые ученые считают, что вполне возможно, все думают одинаково, замечают те же самые вещи, но только говорят по-разному.Их оппоненты возражают, что не все обращают внимание на те же вещи: если бы все это делали, можно предположить, что будет легко научиться говорить на других языках. К сожалению, изучение нового языка никогда не бывает легким

Учиться говорить на другом языке – это требует нечто большего, чем просто изучать новые слова.Когда мы узнаем наш родной язык, мы все-таки приобретаем определенные привычки мышления, которые формируют наш опыт.Когда наш язык обязывает указывать определенные типы информации, это заставляет нас быть внимательными к определенным деталям в мире, к некоторым аспектам опыта, о которых носители других языков не должны думать все время.

Единство языка и мышления

Область, где наиболее ярко проявляется влияние языка на мысли, связь языка и мышления, есть язык пространства – как мы описываем ориентацию в мире вокруг нас. Предположим, вы хотите рассказать кому-то, как добраться до вашего дома. Вы можете сказать: «После светофора первый поворот налево, затем второй направо, и тогда вы увидите белый дом перед вами». Но в принципе, вы могли также сказать: «После светофора ехать на север, а затем на втором пересечении – ехать на восток, и вы увидите белый дом прямо по направлению на восток».Это описания одного и того же маршрута, но они основаны на разных системах координат.Но не все языки соответствуют тому, что мы всегда воспринимаем просто как «естественное». Например, язык австралийских аборигенов не использует такие слова как «левый» или «право», «перед» или «за», чтобы описать положение объектов. Этот язык полагается в первую очередь на географические координаты. Если они хотят, чтобы вы подвинулись на сиденье автомобиля, чтобы освободить место, они скажут, чтобы вы «подвинулись немного на восток»

Если захотят предупредить вас, обратят внимание на «большого муравья к северу от вашей ноги».Для того, чтобы говорить на этом языке, вы должны знать географические координаты в каждый момент вашей жизни. Вы должны иметь компас в виду, который работает все время, днем и ночью, без перерывов на обед и выходные, так как в противном случае вы не сможете передать самую основную информацию и понять, что люди вокруг вас говорят

Действительно, у людей, говорящих на «географических» языках, кажется, есть почти сверхчеловеческое чувство ориентации. Независимо от условий видимости, независимо от того, находятся ли они в густом лесу или на открытой равнине, на улице или в помещении, у них есть чувство направления. Они не смотрят на солнце и не производят расчет в уме, прежде чем сказать «муравей к северу от вашей ноги». Они просто чувствуют, где север, юг, запад и восток страны, как люди с абсолютным слухом чувствуют каждую ноту, без того, чтобы рассчитать интервалы.Эта привычка постоянного осознания географического направления прививается почти с младенчества. При таких особенностях языка привычка ориентации вскоре становится второй натурой, легко и без сознания, таким образом мы видим яркий пример единства языка и мышления.

Теория Л. С. Выготского

Наибольший вклад в исследование этого вопроса внес Лев Семенович Выготский со своими исследованиями философии взаимодействия мышления и речи.Содержание его теории, на момент ее публикации, было совершенно инновационным.

Основой мышления и речи Выготский определил понятие – «значение», как термин, не концентрирующийся на какой-то отдельной вещи, а характеризующий сразу комплекс понятий. Его содержание можно описать представлением: «значение есть мысль и слово в одно и тоже время».

При помощи каузально-геннетического анализа Выготский старался проследить за становлением речи и мышления как в течение жизни отдельного субъекта (онтогенезе), так и на протяжении всей истории развития человечества (филогенезе).

Связь мышления и языка

Язык и мышление

Мышление человека и его речь позволяют людям общаться и таким образом выражать свои мысли. Некоторые ученые считают, что категории мышления и языка являются тождественными. Однако с этим утверждением согласны далеко не все.

Язык является системой звуков и знаков, благодаря которым человек способен выражать мысли. Язык также озвучивает их и от того, насколько мысли сформированы, человек способен ясно выражать какую-то идею. Если мысль была высказана прежде, чем полностью сформировалась, другой человек может не воспринять адекватно идею. Ввиду того, что люди являются единственными на земле, использующими знаковые системы, следует более корректно следить за мышлением и за тем, что мы говорим.

Главной задачей психологии является выяснение уровня влияния между языком и мышлением.

Некоторые ученые умы полагают, что мышление и язык тесно связаны и использовать одно без другого невозможно. Таким образом, происходит фактическое отождествление языка и мышления. Например, лингвист А.Шлейхер (Германия) уверял, что содержание и форма одного предмера – соотносятся между собой.

https://youtube.com/watch?v=rNi0zRaXZDc

Тем не менее, язык и мышление не тождественны, но, тем не менее, взаимосвязаны с друг другом и также влияют. Не секрет, что в мире у каждого языка есть грамматика, состоящая из морфологии, существительного, глагола и т.п. При этом у одного языка могут быть несколько интерпретаций в зависимости от национальности человека. Но есть в мире и другие языка, которые являются редкими и специфическими. К примеру, хопи или нутка. Известный лингвист Америки Б.Уорф полагает, что такие специфики речи формируют у их носителя определенный образ мышления, то есть менталитет, которые другие нации могут не понимать. Кстати, еще одним специфическим «языком» является общение глухонемых людей. Они не опирают на звук, но сказать, что у них отсутствует мышление, будет глупо.

Конечно, мышление влияет на язык, т.к. одна из его функций – контроль над речевым аппаратом, который представляет из себя сложную и объемную основу. Поэтому ученые указывают, что язык и мышление – это противоречивое единство.