Лучшие книги берреса фредерика скиннера

ПСИХОТЕРАПИЯ

Бихевиоризм лег в основу когнитивно-бихевиоральной терапии, которую фамильярно называют КБТ. По мнению многих специлистов, это куда более эффективный способ добиться успеха у пациента, чем длительная и нудная психотерапия.

Желая сгладить осадочек от экспериментов с Альбертом, Джон взял 6-летнего Питера, который боялся крыс без помощи доктора, и решил «сбить» эту реакцию сладостями. Пугаясь крысы в другом конце комнаты, мальчик ел и успокаивался. Уотсон ставил клетку ближе. Еще ближе. Вскоре Питер стал даже подкармливать зверька*. Крыса стала ассоциироваться с наслаждением. Этот метод применяется в психологии до сих пор. Только вместо еды используют релаксацию.

Другие проблемы людей — это самоподдерживающиеся циклы, заставляющие наступать на те же грабли. Человек сдал начальнику доклад и беспокоится о результате (представляешь, есть люди, которых это реально волнует!). Доклад одобряют. «Я волновался — все прошло хорошо». Потом человек снова волнуется и снова получает похвалу. Когда третий доклад разносят в пух и прах, человек думает, что недостаточно волновался. И в четвертый раз усиливает страх десятикратно.

Разрушить цикл помогают регистрация уровня страха и полученного результата (чтобы понять, что это никак не связано), релаксация, медитация, секс, наркотики и рок-н-ролл, а также навык игнорировать происходящее.

КБТ так эффективна, что входит в американскую систему медстрахования. Бихевиорист не копается в прошлых травмах, а решает проблему здесь и сейчас. Психоаналитики считают, что понимание проблемы изменит поведение, и ищут ее (проблему) до старости. Бихевиоризм работает с поведением напрямую и с рядом ситуаций справляется за пару месяцев.

КБ-терапевт не сюсюкает с пациентом, а толкает к решению проблемы. Требование к консультанту: у него самого нет проблем клиентов, он должен быть примером, а не решать параллельно собственные трудности, как делают психологи из сериалов.

Психологические опыты Скиннера.

Лучшие книги берреса фредерика скиннера

Ученый со своими птицами

В одном из опытов голодные птицы помещались в ящик, куда через определенные промежутки времени вбрасывалась порция еды. Хотя выдача корма не была связана с поведением птиц, тем не менее они запоминали, какие движения они выполняли в этот момент. Через некоторое время они начинали пытаться выполнять похожие действия, поскольку надеялись, что определенное поведение вызовет появление корма. Эти действия для каждой птицы были разными и в некоторых случаях напоминали настоящий ритуальный танец.Так было показано, что живое существо вовсе не является неким абстрактным поведенческим «черным ящиком» — автоматом, но принимает непосредственное участие в выработке собственного и довольно сложного поведения.

Несколько позднее этот способ получил название оперантного научения, и с его помощью студенты Скиннера выделывали настоящие фокусы, обучая свинью пользоваться пылесосом, а кроликов складывать деньги в ящик.

В 1948 году Скиннер пишет роман «Уолден Два», являющийся поведенческой утопией, в котором мировое правительство в лице ученых-бихевиористов довольно успешно управляет всем миром, пользуясь методами социального программирования населения. При этом эта книга вовсе не является романом ужасов о зомбировании людей, в ней утверждается, по мнению автора, довольно прогрессивная идея о всеобщем счастье под управлением ученых — психологов. Вопреки возможным ожиданиям автора, его идеи вовсе не были приняты с распростертыми объятиями. Особенно негативной была общественная реакция после публикации книги «За пределы свободы и достоинства», когда один из журналистов заметил, что в ней фактически говорится о приручении человечества по законам собачьего воспитания.

Несмотря на такие отклики, Скиннер полон радужных надежд на будущее. Он мечтает получить инструмент для программирования поведения любого живого существа, включая и человека, для этого он пытается преобразовывать простые условные рефлексы в нечто более сложное, и эксперимент с птицами был только началом.

Работая с экспериментальной популяцией крыс, Скиннер открывает новые, ранее неизвестные законы поведения. Так, выработав у животных условный рефлекс, когда, нажимая на рычаг, они каждый раз получали еду, он несколько меняет правила игры, с некоторого момента крысы начинают получать корм не так регулярно — иногда рычаг срабатывает, а иногда и нет. При этом корм мог появляться как после 2-3 нажатий, так и после 10. И тем не менее крысы продолжали все время нажимать на рычаг, надеясь получить питание, ведь рано или поздно, но еда появлялась. Так он доказывает, что более редкое подкрепление вовсе не вызывает угасание рефлекса, но, напротив, активирует его с новой силой.

Некоторые психологи этим законом объясняют стойкость деструктивных браков, когда люди стойко переносят негативное и даже унизительное отношение, в надежде время от времени получать позитивное подкрепление от партнера.

Библиография

Основные публикации

  • 1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427—458.
  • 1948 Walden Two. New York: Macmillan,.
  • 1953 Наука и поведение человека (Science and Human Behavior). New York: Macmillan.
  • 1957 Schedules of Reinforcement. New York: Appleton-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
  • 1957 Вербальное поведение (Verbal Behavior). New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1959 Cumulative Record. New York: Appleton-Century-Crofts (Enlarged edition, 1961. Third edition, 1972).
  • 1968 The Technology of Teaching. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1969 The Contingencies of Reinforcement: A theoretical analysis. New York: Appleton-Century-Crofts.
  • 1974 О бихевиоризме (About Behaviorism). New York: Knopf.
  • 1976 Particulars of my Life. New York: Knopf.
  • 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1979 The shaping of a behaviorist: Part two of an autobiography. New York: Knopf.
  • 1980 Notebooks. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall (edited by R. Epstein).
  • 1983 Enjoy old age: A program of self management. New York: W. W. Norton (with M. E. Vaughan).
  • 1983 A matter of consequences. New York: Knopf.
  • 1987 Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  • 1989 Recent issues in the analysis of behavior. Columbus, OH: Merrill.

Скиннер: уникальная личность с самого рождения

Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в небольшом городке Саскуэханна, что в штате Филадельфия. Его отец был адвокатом, а мать – сильной духом, интеллигентной домохозяйкой, что и предопределило воспитание ребенка. Фредерик рос в консервативной религиозной среде, где ценились тяжёлый труд и любовь к Богу. С ранних лет Скиннер был активным мальчиком, предпочитал игры на свежем воздухе, любил строить, создавать различные вещи. Он с удовольствием учился, хотя, несмотря на все старания матери и педагогов, так и остался атеистом. Его взросление не обошлось без трагического события: младший брат в возрасте шестнадцати лет скончался от церебральной аневризмы .

Фредерик Скиннер заканчивает колледж Гамильтона в Нью-Йорке в 1926 году по специальности «Английская литература». Однако учёба ему не приносила большого удовольствия: он обычно был предоставлен самому себе, так как не любил футбол и спорт в принципе, его не привлекали и вечеринки студенческого братства. Да к тому же правила колледжа обязывали посещать церковь каждый день, что также не радовало будущего психолога. Учась в колледже, он писал для факультетской газеты статьи, в которых часто критиковал колледж, преподавательский состав и администрацию и даже старейшее студенческое братство «Фи Бета Каппа» .

Ф. Скиннер — самый известный психолог Америки.

В 1971 году Скиннер с легкой руки журналистов Таймс становится одним из самых влиятельных психологов на земле и уж точно самым известным в Америке. Но до сих пор его история окутана ореолом таинственности.

Так, например, покопавшись немного в интернете, можно найти удивительную историю о том, как маленькая Дебора Скиннер, дочь ученого, стала одним из первых объектов его исследований, при этом девочку помещали в закрытый ящик, и так продолжалось несколько лет. Отец на собственном ребенке проверял, к какому поведению приводят различные воздействия. Согласно этой же версии, уже будучи взрослой, Дебора инициировала судебное разбирательство против отца и, проиграв суд, якобы совершила суицид.

На примере этой истории мы можем наблюдать, насколько бессовестными фантазиями бывают одержимы журналисты в погоне за сенсацией. На самом деле дочь Скиннера до сих пор жива, здравствует и, судя по всему, любит своего отца, что подтверждает интервью, данное журналистке Лорин Слейтер.

Но, возможно, в этой истории нет дыма без огня, и плохая репутация ученого все же имеет под собой основания. Так, в своем собственном интервью журналисту Р. Эвансу Скиннер признается, что его методы иногда сродни нацистским и, помимо прочего, сообщил, что, стань они достоянием тоталитарных режимов, они вполне могут быть использованы ими для порабощения сознания людей. В том же интервью Скиннер высказывает свою знаменитую идею, принципиально ставя под сомнение свободу воли человеческой личности.

Несмотря на то, что Скиннер одним из первых стал учитывать фактор человеческого сознания, он же всегда исходил из предположения, что мышление не играет особой роли в деле поведения индивида, и в свое время приложил немало усилий для доказательства того, что у человека можно вызвать фактически любую поведенческую реакцию, применяя разные виды регулярного и нерегулярного подкрепления. Так Скиннер, по мнению некоторых ученых, примеривал свое новое направление на роль Господа Бога от психологии.

Масла в огонь подливал и тот факт, что свои опыты он проводил в знаменитых «ящиках Скиннера», которые на самом деле были просто большими деревянными коробками, не пропускающими звук и свет. В ящики помещались испытуемые животные, там же находились электрические датчики, регистрирующие поведение в ответ на стимул, и один единственный рычажок, который давал иногда пищу, а иногда лишь надежду на то, что она будет получена.

Научная деятельность

В 1931 г. Скиннер получает степень доктора философии в Гарварде, и до 1936 г. будет научным сотрудником университета. Именно здесь он начинает работу по созданию камеры оперантного обусловливания – приспособления, также известного под названием камеры Скиннера и предназначенного для изучения процессов инструментального обусловливания и классических условных рефлексов животных.

В 1936 г., покинув Гарвард, он становится преподавателем Миннесотского университета, где в 1937 г. получит должность старшего преподавателя, а в 1939 г. станет доцентом. На этой должности Скиннер проработает до 1945 г.

В 1945 г. он займёт пост профессора Индианского университета, где также будет избран главой отделения психологии. Проработав три года, Скиннер уходит из университета.

Вернувшись в Гарвард, в 1948 г. он входит в штат профессоров университета, в котором и останется до конца своих дней.

Скиннер основывает собственную школу психологии, известную под названием «радикального бихевиоризма». Его труды в этой области основываются на изучении условных рефлексов. Скиннер твёрдо верит в то, что живой организм не обладает собственной волей, а лишь копирует поведение, приводящее к благоприятному для него исходу.

Он конструирует обучающую машину – устройство, упрощающее образовательный процесс широкой аудитории его студентов. Этот аппарат преподаёт заложенный в него учебный курс, тестируя полученные знания и, в качестве мотивации, поощряя за правильные ответы.

В 1948 г. Скиннер пишет роман-утопию «Уолден-два» – весьма противоречивое литературное произведение, в котором автор опровергает теории существования свободы воли, духа и души. Он утверждает, что поведение человека определяется генетическими факторами и влиянием изменчивой окружающей среды, а вовсе не свободным выбором.

В 1957 г. Скиннер публикует работу «Вербальное поведение», в которой проводит анализ использования языка, языковых явлений и речи – труд чисто теоретический, не подкреплённый практическими исследованиями.

В 1971 г. выходит в свет его самая известная книга, «За гранью свободы и чести», в которой Скиннер излагает собственный подход к науке, который называет «культурной инженерией». Эта публикация в мгновение ока становится хитом продаж издательства “New York Times”.

РЕКЛАМА

Родоначальником бихевиоризма в продвижении товаров был сам Уотсон. Уволившись из университета, он перешел в легендарное рекламное агентство JWT, где ведущему психологу в стране пришлось начинать карьеру практически с нуля. И хоть поначалу Джон считал, что ремесло рекламщика «немногим лучше выращивания капусты», желание претворить собственные идеи в жизнь позволило Уотсону вскоре стать вице-президентом компании.

Уотсон был первым, кто поставил науку на службу оболванивания потребителя. До Уотсона реклама лишь информировала, Джон действовал смелее. Он заявил, что реклама продает не товар, а образ жизни.

Именно после Уотсона кофе перестал быть просто напитком, а начал повышать продуктивность и помогать в карьере. Благодаря ему в рекламе появились знаменитости: они формировали положительную реакцию на стимул в виде зубной пасты или шоколадки.

«Секс продает» — еще одна формула Уотсона. Но дело не в символическом обретении красавицы, как объясняют современные рекламщики знойную красотку на упаковке подгузников. Идея Уотсона проста: если страх можно увязать с кроликом, то сексуальное возбуждение — с чем угодно

При этом качество продукта не важно. Покупатель, взявший товар из-за красивой упаковки, купит его и не станет сравнивать с аналогами

Важны и слоганы. Многие Уотсон придумывал сам, в меру своих представлений о прекрасном.Бихевиоризм используется в выкладке товаров, стимулировании ненужных покупок, формировании лояльности клиента. Ты не купил шоколадку, расположенную на уровне глаз ребенка, и он лег на пол супермаркета и закатил истерику? Взял товаров на 10 тысяч и получил в подарок пакетик? В восьмой раз ешь в третьеразрядной закусочной, надеясь получить одиннадцатый обед бесплатно? Привет тебе от бихевиориста Уотсона.

Беррес Фредерик Скиннер

Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20. 3. 1904, Саксуэханна, штат
Пенсильвания, США), американский психолог, лидер современного
бихевиоризма.
Выступил против нео-биховиоризма, считая, что психология должна ограничиться
описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и
подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция»)
научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому,
что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции.

Скиннер изучал оперантное поведение первоначально на животных, предложив ряд
оригинальных методик и приборов. Исходя из идеи об идентичности механизмов
поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение
речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного
обучения, в трактовке которого у Скиннера сильны элементы механицизма.

Скиннер выступал с утопическими проектами переустройства общества на основе
идей оперантного бихевиоризма об управлении человеческим поведением
, что вызвало
резкую критику этих идей со стороны прогрессивных учёных в разных странах, в том
числе в США.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.

Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик (1904-1990) — американский психолог,
создатель концепции «оперантного бихевиоризма». Биография.
Окончил Колледж Гамильтона в Нью-Йорке со степенью по английскому языку. В 1928
году поступил в аспирантуру Гарвардского университета. По ее окончании защитил в
1931 году докторскую диссертацию. Работал преподавателем в университетах штатов
Миннесота (1936-1945) и Индиана (1945-1974), затем преподавал в Гарварде. Умер
от лейкемии. Исследования. Основывался на методологии
ситуационизма, которая предполагает, что определяющим фактором решений является
не личность, а ситуация ее взаимодействия со средой. Выступал с критикой
необихевиоризма за введение «промежуточных переменных» между стимулом и
реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами,
реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие «оперантного
обусловливания», которое характеризуется тем, что в его рамках образование
условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта
реакции, а не стимула, как в «классическом» обусловливании
И. П. Павлова. Выделял несколько
видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью
проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил
свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором
программированного обучения. Терапия. Разработал основные принципы поведенческой
психотерапии. Методы. Создал ряд оригинальных экспериментальных
методик для исследования оперантного поведения, например «скиннеровскую камеру».

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. –
2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 533-534.

Сочинения: The Behavior of Organisms. N. Y., 1938; Science and Human
Behavior. N. Y., 1956; Verbal Behavior. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1957;
Contingencies of Reinforcement. N. Y., 1969; Beyond Freedom and Dignity. N. Y.:
Alfred Knopf, 1972; About Behaviorism. N. Y.: Alfred Knopf, 1974; Particulars of
my Life. N. Y., 1976; Reflections on Behaviorism and Society. N. Y., 1978; The
Shaping of a Behaviorist. N. Y., 1979;

Литература: Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX
века. М.: Академия, 1996; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии.
СПб.: Евразия, 1998; Б. Ф. Скиннер // Психология: Биографический
библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя.
СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты,
упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Исторические лица США
(указатель имен).

Сочинения:

The behavior of organisms, N. Υ., ;

Science and human behavior, N. Y.,
;

Verbal behavior, Ν. Ύ., ;

Waiden two, N. Y., 1963;

Beyond freedom
and dignity, Ν. Υ., 19728;

About behaviorism, N. Y., 1974;

Particulars of my
life, N. Y., 1976;

Reflexions on behaviorism and society, N. Y., 1978;

The
shaping of a behaviorist, N. Y., 1979.

Литература:

Тихомиров О. К., Структура мыслит, деятельности человека, М., 1969;

Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 1971;

Выхристюк — Андреева И.
С., Галинская И. Л., Уроки одной полемики (критич. анализ скиннеровской
концепции человека), «ФН», 1982, № 1.

Основные работы

Все наработки по теории оперантного научения Скиннер включил в свою первую опубликованную работу «TheBehaviorofOrganisms» («Поведение организмов»). Эта книга многими сравнивалась с работами И. П. Павлова, но если Павлов сосредоточился на реакциях на разнообразные стимулы, то Скиннер на ответных реакциях на окружающую среду.

С появлением собственных детей он всё больше стал интересоваться образованием, что нашло отражение в его книге «TechnologyofTeaching» («Методики преподавания»). Книга была опубликована в 1968 году. Тремя годами позднее была издана его работа «BeyondFreedomandDignity» («По ту сторону свободы и достоинства»). Она серьёзно подверглась критики из-за того, что Скиннер намекал в работе на отсутствие у человека свободной воли и индивидуального сознания. Поэтому позднее ему пришлось для сглаживания возможных ложных интерпретаций опубликовать работу «AboutBehaviorism» («О Бихевиоризме») .

Однако помимо основной ранней работы «Поведение организмов» часто имя Скиннера ассоциируют с другим его произведением: «WaldenTwo» («Второй Уолден»). Это художественное произведение, роман, с помощью которого учёный хотел удовлетворить свою извечную потребность в сочинительстве. По сути это роман-утопия. Несмотря на вымышленность сюжета, Скиннер применил при описании событий некоторые положения теории оперантного обусловливания. Люди сообщества, описанного в романе, с детства воспитываются с помощью системы поощрений и наказаний, чтобы, повзрослев, стать хорошими людьми. Что подразумевает полностью равное положение всех индивидов, как по социальному статусу: будь то уборщик или управленец они равны, так и по материальному: как таковая валюта отсутствует, а дневная норма пользования любыми благами общества – 4 кредита, которые зарабатываются согласно плану и распределению управленцев .

Роман несколько подорвал репутацию Скиннера как учёного среди некоторых его коллег, другие отмечали его сомнительный упор на научный подход, не учитывающий другие аспекты человеческого существования. Однако известны несколько попыток создать похожее сообщество в современных условиях. Например, сообщество Твин Оакс («TwinOaks»), которое существует и поныне. Впрочем, оно ушло от большинства принципов вымышленного Скиннером общества, но продолжает использовать его идею планирования и кредитов.

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Если вместо премии у тебя корпоратив с Укупником, обвиняй бихевиористов: корни «нематериальной мотивации» растут оттуда.

Дело в том, что бихевиористы доказали: повышение зарплаты не работает на длинной дистанции. Любое подкрепление приедается. Чтобы голубь выплясывал джигу в ящике, стимул в виде еды нужно спустя время заменить.

После повышения зарплаты «трудолюбивая» реакция быстро угасает. Поощрение должно меняться и удивлять сотрудника. Конечно, удивить можно и премией в китайских евро (не каждый день платят в несуществующей валюте), но есть и более дешевые способы «поглаживания» сотрудников — вроде уже упомянутого корпоратива или экзотических должностей. Так, Apple избежал оттока персонала, переименовав должность «консультант» в «гений».

Жизнь после Гарварда

В Гарварде Скиннер задержался для проведения исследований ещё на 5 лет после получения диплома. В 1936 году он покидает альма-матер и переезжает в Миннесоту, где в местном университете получает место преподавателя, эта позиция позволяла ему продолжать исследования в области бихевиоризма. С началом Первой мировой войны у Скиннера появился новый проект: он пытался научить голубей быть гидами во время бомбовых ударов с воздуха. Однако до закрытия проекта добиться поставленной цели ему не удалось. Зато у него получилось научить голубей играть в пинг-понг .

В 1945 году он возглавил факультет психологии в университете Индианы. Но, проработав в должности лишь несколько лет, принял предложение Гарвардского университета и вернулся на должность лектора в свою альма-матер. Спустя некоторое время он получил звание профессора, что позволило ему остаться в Гарварде до конца жизни.

Семья в жизни Фредерика Скиннера

Большое значение в научной жизни Скиннера имела его собственная семья. Со своей женой Ивонн Блю он познакомился в период работы в университете Миннесоты. В браке у них родилось две дочери. Вторая дочь четы Скиннеров в младенчестве росла в специальном приспособлении, изобретённом отцом, – в «плексигласовой подогреваемой кроватке с окошком» (Aircrib). На подобный шаг Скиннер решился после просьб жены в период беременности придумать безопасную кроватку для их малыша. Ввиду того, что супруги жили тогда в Миннесоте, отец семейства учитывал как климатические факторы, так и вообще состояние окружающей среды в штате .

В инженерном плане кроватка, изобретённая Скиннером, представляла собой большую металлическую кровать с потолком, тремя стенками и плексигласовым стеклом, которое можно было поднять или опустить, если необходимо было забрать или положить ребёнка в кроватку. Родители могли регулировать температуру и влажность с помощью специального прибора, находящегося на верху кроватки. Снизу поступал чистый воздух. Дебора – так звали девочку – два первых года жизни провела в такой кроватке. По всем параметрам она была здорова, а также у неё было вполне счастливое детство и взрослая жизнь .

К сожалению, изобретению Скиннера не суждено было стать коммерчески успешным, несмотря на его известность и узнаваемость. Постаралась пресса: после нескольких фотографий его дочери в кроватке у многих людей возникла прямая ассоциация с «Ящиком Скиннера», а также с подкреплениями, рычагами и прочим. К тому же люди очень осторожны, когда речь заходит о технологиях, заменяющих труд любящей матери . Возможно, критика не имела под собой реальных оснований: Дебора Скиннер выросла здоровым и счастливым ребёнком, она не имела проблем с кроваткой и всегда рассказывала о детстве в позитивном ключе .

Биография

Фредерик Скиннер родился в Саскуэханне, штат Пенсильвания, от Грейс и Уильяма Скиннера. Его отец был юристом. Он стал атеистом после того, как христианский учитель попытался облегчить свой страх перед адом, который описала его бабушка. Его брат Эдвард, на два с половиной года моложе Фредерика, умер в шестнадцать лет от внутримозгового кровоизлияния.

Самым близким другом Скиннера в детстве был Рафаэль Миллер, которого он называл «Доком», потому что его отец был врачом. Док и Скиннер подружились из-за религиозности своих родителей, а также оба были заинтересованы в хитростях и гаджетах. Они установили телеграфную линию между своими домами, чтобы посылать сообщения друг другу, хотя им приходилось звонить друг другу по телефону из-за запутанности сообщений, посылаемых туда и обратно. Одним летом Док и Скиннер начали бизнес по выращиванию ягод бузины и продавали, отправляя от своего склада до склада получателя, предоставив при этом все необходимые услуги (англ. «door to door»). Они обнаружили, что, когда они собирали спелые ягоды, незрелые тоже сходили с веток, поэтому они создали устройство, способное их отделить. Устройство представляло собой изогнутый кусок металла для формирования желоба.

Получил степень магистра в Гарвардском университете в 1930 году. В следующем году там же получил степень Ph.D.

В 1936 году женился на Ивонне (Еве) Блю. В браке родилось две дочери — Джулия Варгас и Дебора Бузан. Зятем Скиннера является Барри Бузан.

Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал интервью радио CBS. Когда репортёр спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Согласно обзорам, проведённым психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почётный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).

Страсть к писательству и приход в психологию

Фредерик Скиннер всегда хотел быть писателем, именно поэтому он предпринимал многочисленные попытки найти себя в писательском ремесле: сочинял как прозу, так и поэзию, отсылал работы в газеты и журналы. После получения диплома он даже соорудил себе студию на чердаке родительского дома, но со временем осознал, что писательство не дает того результата, на который он рассчитывал. Сколько-нибудь значимого успеха добиться не удавалось

«Я понял, что мне нечего рассказать о чём-нибудь важном» – позже говорил он

Вскоре Скиннер прекратил сотрудничество с газетами, для которых писал статьи о проблемах на рынке трудоустройства и, поселившись в Гринвич-Вилладж в Нью-Йорке, зажил богемной жизнью. В это же время он начал путешествовать. Быстро пресытившись такой жизнью, Скиннер решает поступить в Гарвард на отделение психологии. Ему всегда нравилось наблюдать за поведением животных и человека, поэтому со специализацией проблем не возникло. Департамент психологии в то время в университете преимущественно был ориентирован на интроспекцию (самонаблюдение), и Ф. Скиннер всё больше и больше стал интересоваться бихевиоризмом.

Можно ли манипулировать свободой воли человека с помощью психологии?

Лучшие книги берреса фредерика скиннера

И в заключение немного о свободе воли. На сегодняшний день, несмотря на довольно широкое использование метода оперантного научения Скиннера, вопрос о свободе воли остается открытым. Очевидно, что никакие современные методики не позволяют программировать поведение человека полностью, и в каждом случае речь может идти лишь о фрагментарном научении, связанном с конкретной ситуаций. Можно отучить человека бояться высоты или замкнутого пространства, можно научить ребенка самостоятельно завязывать шнурки или помогать маме на кухне. Но во всех случаях процесс научения индивидуален, зависит от большого числа обстоятельств и, главное, от особенностей самой личности.

Мы не знаем, какое будущее таит в себе дальнейшее развитие психологии. Вполне возможно, что ученые научатся воздействовать на поведение людей и определять его в гораздо большей степени, чем сегодня, и, как и любые другие технологии, эти возможности можно будет использовать и во вред, и во благо.

К сожалению, в случае тоталитарных и авторитарных режимов сложно ожидать использования психологии во благо народа. И это вполне подтверждает современное положение вещей в нашей собственной стране, когда в полной мере задействованы механизмы манипулирования общественным мнением через средства массовой информации. Увы, когда речь идет о сохранении власти ее беспринципность не имеет границ.

Остается лишь надеяться, что на момент появления новых продвинутых поведенческих технологий мир изменится и станет более мирным и справедливым.