Конспект беседы «психологическое здоровье»
Беседа
- метод беседы является главным диагностическим и терапевтическим, вербально-коммуникативным методом в психологии.
Беседа всегда с успехом используется перед применением тестовых и экспериментальных методик.
Функции беседы
- Сбор психологического анамнеза.
- Инструмент формирования и поддержания психологического контакта.
- Инструмент терапевтического и коррекционного воздействия (психологической интервенции).
- Формирование адекватной установки перед коррекцией или психодиагностикой процедурой.
- Психодиагностика личности.
Структура беседы
Перцептивный компонент(от лат. perceptio) — познавательный процесс.
Применение профессиональных качеств психолога:
- По отношению к клиенту: наблюдательность, правильное понимание клиента.
- В отношении себя: самовосприятие, саморефлексия.
Коммуникативный компонент(от лат. communicatio) — сообщение, передача.
Это набор специальных приемов коммуникации: приветствие, расспрос, умение наладить контакт и установить отношения.
Принципы терапевтических отношений — эмпатия, безусловное положительное принятие, аутентичность и конгруэнтность, качество присутствия.
Информационный компонент(от лат. informatio) — разъяснение, изложение, осведомлённость.
Это повышение осведомленности клиента о его психологическом состоянии.
Задача — сформировать адекватные ожидания.
Механизм воздействия — с ростом информированности повышается общая удовлетворенность контактом.
Беседа консультанта (психолога) и клиента состоит из вопросов и ответов. Вопросы составляются таким образом, чтобы в них не содержалось ответов.
Например, нельзя ставить вопрос: «Вам всегда так плохо»?
Открытые вопросы открывают пациента для продуктивной коммуникации, закрытые служат для уточнения деталей.
Критерии формальной оценки беседы
Очень сложно говорить о каких-либо критериях, так как беседа не имеет конкретного плана и временных ограничений
Поэтому во время проведения беседы существуют моменты, на которые просто следует обращать особое внимание:
Молчание или паузы могут указывать на наличие психологическую защиту, обстоятельства связанные со стрессом
В такие моменты необходимо обращать внимание на невербальные проявления, они детально указывают на то, что происходит в данный момент с человеком.
Отклонения или смена темы (уход от психотравмирующих переживаний).
Использование речевых штампов (маскировка тревожных переживаний).
Важно обращать внимание на спонтанные высказывания (словесные ассоциации, оговорки).
Обращать внимание на места беседы, где идет хаотичное построение фраз.. Признаки эмоционального шока: пациент краснеет, меняет позу, суетится, делает компульсивные (навязчивые) движения. Признаки эмоционального шока: пациент краснеет, меняет позу, суетится, делает компульсивные (навязчивые) движения
Признаки эмоционального шока: пациент краснеет, меняет позу, суетится, делает компульсивные (навязчивые) движения.
Шкала речевых знаков- это темп речи, громкость, интонация.
Правильное понимание человека во многом зависит от полученных биографических данных.
План беседы (для клинических психологов)
- Паспортная часть.
- Жалобы на текущий момент.
- Рождение, развитие, наследственность — особенности и трудности.
- Отношения с родителями.
- Профессиональный анамнез.
- Социальные отношения, проблемы в социуме.
- Семейный статус и связанные с ним в настоящее время проблемы.
- Какие проблемы в процессе жизни беспокоили, каким образом с ними привык справляться.
- Наличие в данный момент психотравмирующих ситуаций.
- Психологические аспекты развития настоящего заболевания.
Беседу принято начинать с расспроса о текущем состоянии и существующем психотравмирующем факторе. Как вариант, можно начать беседу с того обстоятельства, которое наиболее интересно для клиента.
Для психолога в беседе очень важно раскрыть феноменологию человеческого переживания
- Феноменология
- это способность понимать, как человек переживает свой опыт.
Более подробно о беседе как о клинико-психологическом исследовании.
Читать об отличиях беседы и интервью.
Интервью как вид беседы
Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает:
свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);
стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);
частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).
Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако следует применять его только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизованное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.
В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
Беседы при работе с детьми
Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.
В беседе с детьми очень важную роль играет правильно сформулированный вопрос. Как уже говорилось выше, вопросы являются основными элементами в структуре беседы. Они чаще всего распределяются на три группы:
прямые («Ты боишься грозы?»);
косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);
проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).
Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы
Проводя беседу, очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии:
психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;
он должен принимать ребенка таким, каков он есть;
своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;
психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка, он ничего не осуждает, но в то же время и не оправдывает, однако при этом все понимает.
Регистрация ответов не должна нарушать общение и тормозить детскую непосредственность. Более предпочтительно использовать запись от руки, чем магнитофонную, поскольку она позволяет сохранить естественность ситуации, меньше отвлекает ребенка, не сковывает. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи и т. п.
Также читайте:
Группа и ее структурная организация
Характеристики внимания. Виды внимания
Ограничение Я
Психическое развитие ребенка: факторы биологический, социальный и средовой
Учение античных врачей
Психотерапевтическая беседа
Для налаживания контакта между врачом и больным ребенком можно использовать ряд правил.
Однократной беседы иногда бывает достаточно. Первый разговор является решающим, т. к.
от него зависит, сможет ли в дальнейшем врач наладить контакт с ребенком и объяснить ему в доступной форме сущность болезни. Необходимо добиться от ребенка сведений о жалобах и своем эмоциональном состоянии.
Разговор ведется не только о жалобах и настроении, но и о понимании ребенком жизненной ситуации, в которой он оказался.
Пациент должен самостоятельно участвовать в обсуждении, то есть быть объектом обучения. Необходимо обсуждать образ жизни пациента (особенно в случаях расстройства аппетита, болевого синдрома), т. к.
трудности и душевные конфликты часто связаны с неправильным образом жизни, нарушением режима. Беседе должно уделяться достаточное количество времени.
Психотерапевтическая беседа подкрепляется назначением медикаментозной терапии.
Психотерапевтические беседы показаны при острых заболеваниях, имеющих аналитически достоверные основания и психосоматическую основу. Продолжительность — от 25 до 60 мин. Целью беседы является достижение понимания пациентом того, что он сам сможет преодолеть болезнь.
Поддерживающая психотерапия
Динамическая психотерапия
Заключается в связывании конфликтов с условиями жизни в прошлом и понимании собственных ошибок, позволяет поддержать свое «Я». Показана при соматизированной депрессии.
Психотерапия, основанная на глубинной психологии
Вид психотерапии, поделенный на ядро конфликтов, вначале представляющихся неодолимыми. После частичного разрешения конфликта становится возможным выход из него.
Психоанализ
Проводится в виде частых сеансов (по 3—4 ч в неделю) с использованием определенных церемоний и ритуалов: пациенту предлагается в свободной форме высказывать все, что ему приходит в голову. Врач находится позади пациента и концентрируется на его рассказе.
Аналитическая групповая психотерапия (АГПТ)
Выделяют амбулаторную и стационарную АГПТ. Групповая психотерапия проводится 1—2 раза в неделю на протяжении от 1 до 3 лет с оптимальным числом участников 6—8 человек.
Преимущество метода: в составе группы пациенты начинают мотивированно относиться к себе, заинтересованы в общении с другими. Групповая психотерапия дает возможность перенесения переживаний не только на психотерапевта, но и на других пациентов.
Показания к АГПТ — функциональные синдромы, бронхиальная астма, нервная анорексия.
Беседа
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам
Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка. Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации
Христианская исповедь и психотерапевтическая беседа: сравнительный анализ
Фыряев А.
Христианская исповедь и психотерапевтическая беседа: сравнительный анализ
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
В христианстве, исповедь является одним из регламентированных церковными канонами таинств. Исповедь в таинстве покаяния представляет собой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника. Она может совершаться в форме вопросов священника и ответов кающегося.
Очень распространенной формой исповеди является свободная беседа со священником, в ходе которой исповедующийся без наводящих вопросов рассказывает о совершенных грехах. Священник при этом слушает исповедь молча или при необходимости делает краткий комментарий.
Исповедь не должна превращаться в подробный рассказ об обстоятельствах, при которых был совершен тот или иной грех.
В исповеди обязательно присутствует психотерапевтический компонент.
Но психотерапевт не может заменить священника, потому что исповедь — это, прежде всего таинство, в котором человек общается с Богом, испытывает глубокое покаяние, глубокие духовные переживания .
Не каждый человек понимает и принимает религиозную сферу жизни, следовательно, не выберет исповедь в качестве способа решения своих духовных проблем. Подобному человеку следует обратиться к методам психотерапии, одним из которых является беседа.
Психотерапевтическая беседа представляет собой основной метод получения информации, а также источник и способ познания и осознания психологических явлений, основанный на вербальном общении психотерапевта с пациентом.
Психотерапевтическая беседа может быть по направленности содержания свободной, построенной по типу исповеди, и структурированной конкретными задачами. Соответственно, она выполняет коммуникативную, диагностическую, информативную и лечебную функции.
Психотерапевт является важнейшим источником сведений о характере, причинах заболевания, методах лечения и перспектив выздоровления, необходимых пациенту, особенно на первом этапе лечения.
Эффективность беседы может понижаться, если предоставляемый пациенту материал слишком сложен для понимания. Пациент, как правило, запоминает лишь часть беседы и нередко неверно ее интерпретирует.
Иногда сам способ постановки вопросов пациенту таков, что уже содержит необходимый ответ в самом вопросе.
В некоторых ситуациях психотерапевт своими вопросами невольно направляет пациента, что приводит к тому, что больной сообщает лишь определенные сведения, и в результате многие аспекты остаются невыясненными
Для психотерапевта важно путем обратной связи добиться взаимопонимания с пациентом в обсуждаемых вопросах
Таким образом, исповедь — одно из семи таинств, во время которой верующий человек осознает свои грехи и раскаивается в них. Ее главное условие — искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение человека исправить свою жизнь.
Тем самым, можно сравнивать только пастырскую работу с работой психолога или психотерапевта, оставляя в неприкосновенности само таинство, а также личностные характеристики священника и психотерапевта: естественность, гармоничное сочетание своих чувств и профессиональных качеств, внимание как настроенность на другого человека, как способность слышать. Кроме того, необходимо внимание к себе как специалисту: духовное руководство для каждого священнослужителя и супервизия, индивидуальная терапия для психотерапевта
Кроме того, необходимо внимание к себе как специалисту: духовное руководство для каждого священнослужителя и супервизия, индивидуальная терапия для психотерапевта. Психотерапия помогает снять внутренние барьеры на пути к исповеди, а исповедь, поможет сделать шаг в решении той жизненной проблемы, которой была посвящена психотерапия
Помощь священника и работа психотерапевта во многом сходны
Психотерапия помогает снять внутренние барьеры на пути к исповеди, а исповедь, поможет сделать шаг в решении той жизненной проблемы, которой была посвящена психотерапия. Помощь священника и работа психотерапевта во многом сходны.
Это сходство определяет перспективы их сотрудничества, главное и принципиальное же их отличие заключается в конечной цели деятельности .
Домашнее задание
Ну что же, погоду и чудный вечер в лиловом закате обсудили, что же дальше? Частенько люди застревают на начальной стадии разговора. Если никто не может развить диалог дальше, начинаются неловкие длинные паузы, в ход идут несмешные шутки, но они положение только лишь усугубляют. О чем говорить потом, после погоды? К этому этапу стоит заранее подготовиться. Если вы идете на выставку картин, то не лишним было бы потратить хотя бы 30 минут на изучение предмета выставки. Несколько малоизвестных фактов можно преподнести собеседнику вместе с фразой: «А вы слышали, что…» и продолжение разговора не заставит себя ждать. За фактами обычно следует обмен мнениями и впечатлениями. Таким образом с собеседником можно найти много общего.
Меняем направление
Бывает и так, что не вы, а вам кто-то навязывает свое общество и темы для разговора. В течение 5 минут еще можно выдержать рассказы о глубоком смысле большой кляксы на белом листе, но если градус терпения зашкаливает, то возникает необходимость мягко избавиться от неприятного собеседника. В таком случае для ухода прекрасно подойдет фраза: «Извините, мне нужно найти одного человека». Но можно воспользоваться и другим приемом – переломить ход истории и мягко перевести разговор на интересную вам тему. Тогда назойливый собеседник может и сам уйти.
Генератор светских бесед
Недавно на интернет-просторах появился шуточный генератор светских бесед или самый настоящий генератор бреда, как его еще называют. Вводишь в окошко любое слово и программка выдает бессвязную тираду ерунды с добавлением введенного слова. Шутка, конечно, но в каждой шутке сами знаете, что есть.
Если вы чувствуете, что велеречивый говорун – это не про вас, и блистать на публике красноречивыми высокопарными рассуждениями вам не дано, то возможно вас утешит следующая мысль: зачастую часами трепать языками на светских раутах могут пустые сплетники, которые изысканно вливаются в любую компанию и так же изысканно и молниеносно эти самые компании меняют. В то время как многие истинно яркие личности частенько тушуются на публике. Великие ученые, писатели и даже государственные деятели не раз ощущали себя маленькими детьми, когда нужно было непринужденно болтать о ерунде в светском обществе.
Тактика психотерапевтической беседы
ТАКТИКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
Основные приемы
Выслушивание — чтобы облегчил клиент душу, нашел собственное решение своих проблем
Снятие синдрома исключительности (банализация проблемы)— обесценить ситуацию делая ее заурядной
Приземление проблемы— пример: человеку с физическими недостатками нужно объяснить что многие люди тоже ведут сидячий образ жизни.
Конкретизация действий— начинать дело с того, что лежит под руками не рассуждать, а действовать. Разработать план
Доведение до абсурда— сгущая краски довести проблему до масштабов вселенной пока он не станет смеяться. Сравнение с теми, кому еще хуже
Помощь другим— переключить со своей проблемы на заботу о других (при депрессии)
Обесценивание проблемы в масштабах жизни— пример: что такое генерал против величием природы
Поиск положительных моментов или вспоминание прошлого опыта решения аналогичных проблем (для психастеников)
Использование притч, поговорок и пословиц – пример: «что сделано, то сделано»
А чтобы вы сами себе посоветовали, если бы …— чтобы возложить на клиента ответственность
Терапия будущим (надежды)— нынешние трудности временны и не напрасны
Частные приемы
Бред галлюцинации— 1. переубеждать бесполезно,
2. говорить спокойным голосом
Самоубийство— 1. проявлять сочувствие,
2. стать своим, играть на его стороне,
3. найти положительные моменты в сложившейся ситуации (как вам удалось выжить после такого!),
4. попросить его о помощи, чтобы он почувствовал что кому- то нужен,
5. разговор вести на том расстоянии, на котором ему удобно, постепенно сближая дистанцию.
Апатия (она возникает после длительной, напряженной, но безуспешной работы или неудачи. Человек при этом перестает видеть смысл своей деятельности, чувствует усталость. Апатия может перерасти в депрессию)- дать отдохнуть или отвлечь на какую- то деятельность (погулять)
Ступор— 1. подстроить свое дыхание под его ритм,
Двигательное возбуждение— 1.говорить спокойным голосом о чувствах которые он испытывает (ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего)
2. Не спорить, не задавать вопросов
Агрессия— 1. дать возможность выпустить пар (избить подушку),
2. физические нагрузки,
3. не обвинять его самого, а высказываться только по поводу его действий (тебе хочется все разнести, давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации)
4. разрядить обстановку смешными комментариями или действиями,
5. предупредить о наказуемости агрессивных поступков.
Страх— 1. положить руку пострадавшего себе на запястье (я сейчас рядом с тобой),
2. побуждать пострадавшего дышать с собой в одном ритме
Нервная дрожь— 1. прижимать к себе пострадавшего,
2. потрясти пострадавшего 10- 15 секунд,
3. говорить чтобы он взял себя в руки, дать возможность отдохнуть.
4. укрыть чем- то теплым,
Плач— 1. взять пострадавшего за руку,
2. выслушать,
3. повторять отрывки фраз в которых он выражает свои чувства,
4. дать возможность выплакаться, выговориться,
5. не задавать вопросов, не давать советов.
Истерика (театральные позы)-
2. говорить короткими фразами (умойся, выпей воды),
3. уложить спать
Смертельная болезнь— 1. поощрять мысль об уходе, а не о смерти,
2. побуждать, чтобы пострадавший рассказывал о различных эпизодах своей жизни, задумывался об успехах,
3. исполните его давние желания,
4. составить план незаконченных дел
Смерть близкого— 1. говорить об умершем в прошедшем времени,
2. привлекать к организации похорон,
3. дать побыть одному,
4. физические нагрузки,
5. объяснить, что окончание скорби- это не то же самое, что забыть любимого человека
Насилие связанное с угрозой для жизни (при этом меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями)- 1. дать возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию,
2. обратиться к приятным образам из прошлого,
3. сводить разговоры о событии с описания деталей на чувства.
Сексуальное насилие— 1. не обвинять пострадавшего в случившемся,
Посттравматический синдром— 1. побуждать заниматься делами, которые приятны пострадавшему,
2. создать условия для задушевного разговора,
3. не отталкивать пострадавшего, даже если он отталкивает вас.