Словарь по истории психологии — диалектика

Определение

Исходя из выше сказанного, постараемся дать определение данному понятию. Как видим, диалектическое мышление – это умение рассуждать, искусно владея аргументами, и правильно излагать свои мысли. Подобный склад ума является рефлексивным, то есть способен обнаружить и проанализировать противоречия в процессе исследования объекта и внутри себя. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь между существующим и развивающимся. Например, в материализме объединяют две теории: развитие физического мира в совокупности с логикой познания. В философии диалектическое мышление в основном используется для аргументации. Посмотрим, как это происходило на практике.

Словарь по истории психологии - диалектика

Материалистическая диалектика Маркса

Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.

Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.

  1. Понимание мира как целостной системы.
  2. Учение об отношениях между частями целого, когда изменение свойств одной составляющей неминуемо приводит к сдвигам в других.
  3. Развития бытия рассматривается как саморазвитие, которое опирается на 3 закона диалектики Гегеля.
  4. Познание мира базируется на диалектических категориях и принципах. Категории материалистической диалектики Маркс заимствовал у Гегеля. Категории – это понятия, отражающие наиболее общие и важные отношения бытия и познания. С их помощью выражается связь явлений и вещей.
    1. Единичное и общее.
    2. Сущность и явление.
    3. Содержание и форма.
    4. Часть и целое.
    5. Причина и следствие.
    6. Необходимость и случайность.
    7. Возможность и действительность.

Традиционная китайская философия

Вопрос диалектичности зародился вместе с самой философией. Это произошло почти одновременно в землях Средиземноморья, Китае и Индии.

Стихийная диалектика была распространена среди обитателей древнего Китая. Первые мудрецы даосизма в своих рассуждениях вывели идеи невозможности существования в мире чего-либо неизменного. Все приходит и уходит, рождается и умирает, появляется и разрушается.

Философские изыскания даосистов, подобно древним грекам, опирались на идею сдвоенности категорий мышления, и поисков их общего начала. Борьба и единство антиподов отразились на двойственности мышления китайских мудрецов. Они искали неразрывное начало в различных, иногда противопоставленных друг другу идеях, образах, символах и понятиях.

Так зародились традиционные символы инь и янь: они противопоставлены друг другу, но взаимосвязаны и на изображении переходят один в другой. Если инь – темное, янь – светлое. Инь переходит в янь – темное светлеет, янь переходит в инь – светлое темнеет.

Инь и янь – это первичные субстанции, которые используются как в философском, так и эзотерическом направлении познания мира.

Словарь по истории психологии - диалектика

С помощью данных обозначений была сформулирована основа традиционного китайского учения: лицезреть вечное в суетности мира преходящего и постигать гармонию.

Марксизм

Диалектика была одним из главных методов для марксистских философов. Маркс и его последователи пользовались в своих трудах принципом диалектики, переводя его в материалистическую область. В материи происходит отображение самой себя. Она находится в постоянном движении и автономном развитии. В диалектике отражаются материалистические законы развития. Маркс противопоставил Гегелю свою трактовку диалектики. Он считал, что первичен не дух, а материя, вечная и бесконечная. Поэтому и диалектический метод основоположник марксизма использовал для осмысления законов развития действительности, а не теоретических представлений об этом.

Для материализма диалектическое учение являлось в первую очередь закономерностью экономического развития, из это следует, что оно становится закономерностью всего. Диалектику последователи марксизма определяли, как залог развития прогресса по пути глобального благополучия всех людей в мире.

Маркс вывел свою триаду: тезис-антитезис-синтез. Капитализм является тезисом, антитезис представлен диктатурой пролетариата, а их синтезом – достижение общего счастья для всего общества без разделения на классы.

Описывая развитие материи, соратник Маркса Энгельс опирался на труды другого немецкого философа, Гегеля и его законы диалектики:

  • отрицание отрицания;
  • единство и борьба противоположностей;
  • переход из количества в качество.

Особое место в трудах марксизма отведено закону о борьбе противоположностей. Именно опираясь на него, Ленин развил теорию Маркса и пришел к выводу о неизбежности мировой революции пролетариата.

Законы диалектики

Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

    На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.

  2. Закон единства и борьбы противоположностей.

    Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.

  3. Закон отрицания отрицания.

    Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.

Два нехитрых приема

Прежде, чем начать, нужно упомянуть о двух приемах, относящихся скорее к
области психологии, чем философии.

Первый прием я называю «иллюзией понимания».
Вкратце он заключается в том, чтобы использовать максимально многозначные
(аморфные) понятия и толковать их максимально широко. Этот прием часто
используется также в гадании и астрологии. Подробнее см. .
Понятия «единство», «борьба», «противоположности», «качество» являются не слишком
четко определенными. А тут еще допускаются почти любые их толкования, в каком
угодно переносном смысле. Так что, когда вы увидите, что я буду систематически
употреблять эти термины очень неточно, знайте, что это — не намеренный обман.
А всего лишь демонстрация того, как это делают толкователи Гегеля.

Второй прием заключается в простом словесном внушении. Если очень долго повторять
сомнительное утверждение, то через какое-то время недоверие слушателя сменится
мыслью «возможно, в этом что-то есть». Как минимум утверждение становится более привычным
и не вызывает столь же резкого отторжения, как поначалу. Прием старый и применяется,
например, в телерекламе. Конечно, повторять можно тупо (как в той же рекламе), а можно,
что называется «на разные лады» (одно и то же разными словами). Это несколько замаскирует
намерение писателя убедить вас путем внушения, а не обоснования.
Я не буду столь жесток,
чтобы демонстрировать и этот прием. Просто представьте себе, что каждый пример
излагается не как пара фраз (у меня), а как пара сотен фраз (у толкователей).

Как развивались формы

Изначально философские учения имели наивно-диалектическую и стихийно-материалистическую сущность. Первая форма диалектики – античная. Она сформировалась приблизительно 2500 лет назад в Древней Греции, Индии и Китае. Подобная мудрость была свойственна и восточным философам. Согласно античному мышлению, делался упор на парные категории мыслительных алгоритмов, то есть нахождение единой основы у разных до прямой противоположности уже дозревших идей и концепций. А также символов и образов как в известных философских направлениях, так и в эзотерических. Это единая форма, в которой прослеживается борьба противоречий в содержании мышления. Такое экзотическое понятие не совсем было привычно для европейцев. Тем не менее оно являлось теоретически обоснованным и настраивало мыслителей на нахождение разумного основания, конечная цель которого – поиск взаимоопределяемости категорий мышления.

В каждой стране обсуждаемое нами понятие носило различный характер. Поэтому и формы диалектического мышления претерпевали изменения. Например, в марксизме оно преподносилось как отражатель законов в формировании материи, которая находится в движении постоянно и развивается сама по себе. Взгляд Карла Маркса на материалистическую диалектику противоположен понятиям, которые изложил в своем труде Гегель. В его философии оно подразумевает переход из одного умозаключения в другое, при котором обнаруживается, что данные определения ограниченны и односторонние, они отрицают самих себя. В СССР допускалось лишь материалистическое мышления, к другим формам диалектики относились с большим подозрением. После распада Советского Союза оно, наоборот, утратило свою значимость. Хотя некоторые авторы оценивали материалистическую форму положительно.

Словарь по истории психологии - диалектика

Актуальность объективного познания

Полноценную жизнедеятельность человеку обеспечивает обучающий процесс, который начинается с момента его рождения. Индивид изменяется в зависимости от результатов своей деятельности в общей среде. Еще важнее приобрести человеческий социально-исторический опыт. Он собран в средствах познавательных систем, производстве и языках. Все это составляет базу норм и ценностей, корректирующих сотрудничество разных личностей и их социальные связи. Такое развитие касается как отдельных людей, так и общества в целом.

С учетом стремительного расширения сферы использования электронно-вычислительной техники, развития естествознания, социальной структуры, экономики и прочих наук возникает потребность в молодых специалистах, которые могли мыслить диалектически.

Материалистическая диалектика

Некоторые современные философы, обращаясь к данному способу мышления, связывают его исключительно с действиями или деятельностью человека. В XXI столетии ученые начали вводить диалектику в науку. Это помогает разрешать антагонистические тенденции, делать их доступными и внятными. Также парадоксальные и необычные противоречия во всех видах научных исследований, в том числе прикладной математике. Такая форма мышления нашла свое подтверждение в биологии. Все организмы подчинены постоянным метаболическим и эволюционным изменениям своим конкретным содержанием информации и физико-химическим развитием по строгому детерминированному плану. Чаще всего диалектика используется в психологии и социологии.

Формирование

Как уже упоминалось, диалектический метод философского мышления может быть применим во многих сферах деятельности человека. Это налагает на педагогов определенную меру ответственности, чтобы сформировать его у учащихся. Как показала практика, глубокое знание сразу нескольких наук на самом деле оказывается малоэффективным. По научению древних мыслителей такой метод разуму не учит. Знания могут утратить свою актуальность или устареть. Ведь довольно часто бывает так, что невостребованная информация лишь ложится ненужным грузом на память человека.

В связи с этим акцентируется внимание на воспитании мыслящей творческой личности. Все сейчас направлено на то, чтобы обновить систему обучения

Также сводится к тому, что без развития диалектического мышления у педагогов невозможно решить общеобразовательные задачи. Для этой цели были разработаны исследовательские пособия для учителей. Вот некоторые работы: В. И. Андреева, А. С. Белкина, Л. Г. Вяткина, Н. М. Зверева, В. Д. Сименова, В. И. Журавлева, Ю. Н. Кулюткина.

В психологии и педагогике разрабатываются два наиболее популярных направления

Из инновационных технологий воспитания и обучения можно обратить внимание на следующие труды: Л. М

Фридмана, Л. В. Путляева, А. А. Вербицкого, Л. М. Митина. Для личностного формирования стратегий, которые можно реализовать в общении и профессиональном мышлении: В. Н. Мясищев, А. В. Брушлинский, В. Д. Шадриков, А. А. Бодалев, И. С. Якиманская.

Словарь по истории психологии - диалектика

Бесполезность диалектики

Подведем итоги. Диалектика бесполезна потому, что все ее три основных закона бесполезны.
Первый и третий законы являются всего лишь способом сказать сложно, многословно и напыщенно о
простом, не добавив при этом ничего нового. Второй закон — не закон вовсе, так как во многих случаях противоречит опыту.

Слабость диалектики происходит, по всей видимости от того, что она сама построена с многочисленными
нарушениями логики, бессвязно и запутанно.

В заключение могу порекомендовать упражнение. Постройте новое философское учение: «псевдолептику».
В ее основу положите три закона. 1. Закон перевоплощения: всякая причина воплощается в следствие,
чтобы перевоплотиться в причину. 2. Закон сомнения: несомненно лишь сомнение сомневающегося, иное
сомнительно. 3. Закон триады: из трех понятий любые два можно понять через третье.
Поясните, почему псевдолептика так же бесполезна, как диалектика.

В философии

На искусстве рассуждать базируются индийские и европейские философские традиции. Такой метод стал популярен благодаря концепции Платона, в которой он использовал диалоги людей. Подобные рассуждения велись следующим образом: два субъекта, мнения которых являлись противоречивыми, должны были прийти к общей истине, обмениваясь своими домыслами. Со времен Гегеля диалектический способ мышления начали ставить в противоположность метафизике.

Постепенно данный метод приобрел другую форму. По мере развития прогресса происходили изменения и в содержании диалектики. Сейчас она рассматривается как отдельная наука, которая базируется на принципах абстракции. В связи с этим выделяют две основные формы объективного логического мышления:

  • материалистическую;
  • философскую.

Словарь по истории психологии - диалектика

Первоисточник и толкователи

Основу диалектики составляют три закона (о которых речь пойдет ниже). Если обратиться
к трудам самого Гегеля, то нетрудно заметить следующее. Весь текст построен по схеме
тезис-антитезис-синтез. То есть, имеется некоторое понятие (тезис). Далее берется
другое понятие (антитезис), по смыслу противоположное. Наконец, берется последняя фраза
(синтез), в которой две первые так или иначе объединяются. Вот такими «тройками» и
изложена почти вся «Наука логики».

Логическое обоснование многочисленных утверждений отсутствует. Даже если сделать поправку
на ошибки перевода, можно заметить, что текст этого философа является бессвязным набором фраз.
Бессвязность заключается в том, что последовательные фразы в рассуждении не следуют логически
одна из другой, не доказываются и не обосновываются. Иллюзия следования создается тем, что
во-первых, соседние фразы часто похожи, а во-вторых, соседние фразы часто соединены словами
вроде: «так что», «ибо» и «поэтому». Например:

«Я, разумеется, не могу полагать, что метод, которому я следовал в этой системе логики или, вернее, которому следовала в самой себе эта система, не допускает еще значительного усовершенствования, многочисленных улучшений в частностях, но в то же время я знаю, что он единственно истинный. Это само по себе явствует уже из того, что он не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую оно имеет в самом себе, движет вперед это содержание. Ясно, что нельзя считать научными какие-либо способы изложения, если они не следуют движению этого метода и не соответствуют его простому ритму, ибо движение этого метода есть движение самой сути дела.»

Сама скромность и сама ясность, не правда ли? Под «ритмом» подразумевается упомянутый выше
цикл из трех шагов. Следования этому циклу считается достаточно. Более того, такая схема
рассуждения объявляется «единственно истинной», так как Гегель «это знает». И «единственно
научной», потому что следует сама из себя. Ты — верблюд, потому, что ты — верблюд. J
В Интернете нетрудно найти текст, к примеру здесь, и
обнаружить в нем еще великое множество подобных «логических» перлов.

Иногда утверждается, что для понимания Гегеля требуется помощь неких мистических сил,
именуемых то «интуитивным озарением», то «полноценным контекстом для дискурса»,
то «прочти все книги Гегеля целиком, и может быть дойдет» J.
Можно было бы поверить на слово таким оппонентам, и уверовать в необходимость
иметь некие магические способности, чтобы понять мудреца-философа.

К сожалению не удается обнаружить то самое мистическое понимание у тех, кто о
нем громче всех говорит. Простейший тест, придуманный Инквизитором (один из завсегдатаев
форума membrana.ru). Надо взять какую-нибудь особенно забавную фразу,
убрать или добавить в ней где-нибудь частицу «не» и попросить «понимающего»
сказать, который из вариантов правилен и может принадлежать философу.

Бывает, утверждается, что законы диалектики являются базовыми
постулатами, невыводимыми из чего либо. Напротив, все надо выводить
из них. В таком случае, не совсем ясно, что представляет собой
остальной текст Гегеля: если важные следствия из тех постулатов, то
где можно увидеть их практическое применение?

Но все же предположим, что Гегель не являлся гениальным мистификатором,
который запудрил мозги целому поколению философов. Поскольку без помощи
магии нам не понять самого Гегеля, попробуем обратиться к его многочисленным
толкователям и проанализировать, каким образом они толкуют и применяют три
диалектических закона.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

Словарь по истории психологии - диалектика

Закон перехода количества в качество

Количество переходит в качество.

Так звучит второй закон диалектики. С понятием «количества»
все довольно просто: все физические законы выражаются
количественно. Понятие «качества» значительно более размыто.
Обычно в данном случае подразумевается резкий, скачкообразный
переход или изменение. Когда чего-то не было и вдруг есть.
Закон подразумевает, что если какой-то процесс развивается
достаточно долго, то рано или поздно произойдет качественный
скачок. Рассмотрим это утверждение с разных сторон.

Во-первых, нам придется исключить якобы качественные изменения,
связанные с переходом произвольно установленной границы. Например,
мы можем назвать какой-то ничем не примечательный момент в будущем
«часом Икс» и начнем отсчитывать время по нему. Тогда произойдет
резкий переход от времени «до часа Икс» ко времени «после часа Икс».
Такой переход, несмотря на резкость, нельзя назвать качественным.
Ведь в этот момент в природе не произошло никакого знаменательного
явления. Оно произошло только в наших вычислениях: отсчет достиг нуля.

Во-вторых, совершенно резкие скачки в природе обнаружить крайне
трудно. Например, при нагревании воды происходит не мгновенный
переход из жидкого состояния в газообразный. Есть некоторый промежуток
закипания. А до того вода постоянно испаряется сама по себе. Таким
образом, к качественным изменениям мы должны относить не мгновенные
изменения, а всего лишь более резкие, чем обычно.

Если бы все на свете происходило идеально плавно (линейно), это
было бы странно. Вряд ли будет ценен закон, который замечает, что
не все происходит плавно. Это наблюдение тривиально и не более ново,
чем закон: «Солнце светит». Обычно философия претендует на знание
«наиболее общих» законов, справедливых всегда и везде, или, по
крайней мере почти всегда и везде. Если мы посмотрим на закон перехода
количественных изменений в качественные, мы обнаружим, что этот закон
не выполняется сплошь и рядом.

Во-первых, он не выполняется для равновесных процессов. Пример:
котел стоит на огне, в него подводится холодная вода и
откачивается горячая. Такой процесс может происходить сколь угодно
долго. Несмотря на то, что увеличивается количество истраченной
энергии и увеличивается количество протекшей через котел воды,
никаких качественных изменений не происходит. Во-вторых, закон
не выполняется для циклических процессов. Тикают часы, время от
времени их заводят, а они так и тикают себе. В-третьих, закон
не выполняется для асимптотических процессов. Например, мы начинаем
охлаждать камень. Но чем больше падает температура, тем труднее
охладить его еще хоть немного. Несмотря на то, что все большее
количество энергии уходит на работу холодильника, это количество
не переходит в качество: абсолютный ноль температуры оказывается
недостижим.

Вот еще один пример, придуманный Пью Чай Ли:

Допустим, решили мы опровергнуть закон ПКК
таким примером. Рассмотрим распад радиоактивного ядра. Качественное изменение (распад)
происходит спонтанно и без каких либо предварительных изменений количественных характеристик
ядра. Означает ли это, что закон ПКК не верен? Вовсе нет! Изменяющимся количественным параметром
можно считать само время — прошло время и качественный переход произошел. Тут можно попытаться
поймать диалектика на слове и привести пример стабильного ядра — время (количественное изменение)
идет, а качественного изменения нет. Но он опять вывернется! Скажет, — количественных изменений
в ядре не происходит, — вот и нет качественного скачка!

Таким образом, имея некоторый атом, диалектик не сможет предсказать, произойдут ли с ним
качественные изменения с течением времени. Только если дополнительно привлечь знания из физики,
можно будет это сделать. С другой стороны, можно взять одну только физику и получить те же
самые результаты — то есть, диалектика не дает никаких дополнительных сведений по сравнению с физикой.

Итак, мы приходим к выводу, что данный «закон» является
надуманным. Некоторые процессы ему подчиняются, а некоторые
— нет. Произойдет ли качественное изменение — зависит от физических
законов, а не от философских.

Закон отрицания отрицания

При развитии новый этап отрицает старый, а затем отрицается новый и происходит возврат к старому, но на новом уровне.

Так звучит третий закон диалектики. С этим законом будет разобраться легче всего,
поскольку он составлен по тому же принципу, что и первый закон. Здесь также происходит
всего лишь пересказ уже прошедших событий другими словами.

Поскольку речь идет о развитии, то можно выделить в прошлом какие-нибудь два состояния: 1 и 2.
По любому закону. Отличия между 2 и 1 называем первым отрицанием. Поскольку мы играем роль философов,
то можем любое отличие назвать отрицанием. Понятие логического отрицания из математики нам не указ.
Далее, смотрим на нынешнее состояние 3. Ищем различия с состоянием 2. Называем эти различия вторым
отрицанием. Теперь ищем сходства и различия с состоянием 1. Сходства превозносим до равенства со старым.
Различие называем «новым уровнем». Все.

Приведем пример. Человек ударяет молотком по гвоздю (этап 1). Промахивается и попадает по пальцу
(этап 2). Ругается и ударяет по гвоздю осторожнее (этап 3). Формулируем этот простой
текст «диалектически»:

«Развитие гвоздобития происходит по спирали. Мы видим этап нанесения удара, разрушения и насилия
над гвоздем. Насилие возвращается к человеку, который был его источником. Отрицает его, привнося боль
бьющему

Тяжкий травматический опыт становится источником нового отрицания: мы видим, как повторяется
этап нанесения удара, но на качественно новом уровне: с гораздо большей осторожностью.»

Формирование логического мышления у дошкольников

Как показывает опыт обучающего процесса ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), можно сформировать диалектическое мышление у дошкольников. Главное – изложить его в доступной для малышей форме. Специалисты разработали для дошкольников упражнения и игры, на основе которых дети сами смогут открыть для себя основные законы диалектики.

Рассмотрим один из примеров. Разрешение противоречий способствует процессу развития. Под противоборством в данном случае выступает соприкосновение двух противоречивых желаний или требований к качеству одного и того же предмета. Этим объектом является комната, в которой отец намеревается отдохнуть, а ребенок поиграть или послушать музыку. Возникает потребность в разрешении противоречия, а, следовательно, происходит процесс развития ситуации.

Немалый вклад в формирование логического мышления у малыша могут внести сами родители. Это поможет маленькой личности вести разумные беседы с другими людьми, находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Ребенку нужно дать понять, что побеждать в споре любой ценой, это не суть логического мышления

Важно научить его разрешать споры и конфликты путем мирной беседы, приводя веские аргументы. Чем раньше начать это делать, тем лучше у ребенка будет срабатывать восприятие

Формирование диалектического мышления – важная составляющая для развития личности.

Материалистическая диалектика

Принципы диалектики — выходные, объективные по содержанию идеи материалистической диалектики, что наряду с законами диалектики, категориями диалектики отражают общие закономерности процесса развития предметов и явлений объективной действительности и выполняют методологическую функцию в научном и философском познании. Прежде материалистическая диалектика опирается на принцип материалистического монизма, т.е. признает, что мир, все предметы и явления имеют единую материальную основу, что материя первична и вечна, а дух вторичен. Следующий принцип — принцип единства диалектики бытия и диалектики мышления. Это означает, что материалистическая диалектика признает способность мышления человека познать этот мир, адекватно отобразить его свойства. Эти принципы являются исходными не только для материалистической диалектики, а и для современной материалистической философии в целом.

Принципами собственно диалектики можно выделить принципы всеобщей связи и всеобщего развития явлений в мире. Признание общей связи явлений в природе, общество и мышлении требует системного исследования этих явлений, в противоположность метафизическому методу, который рассматривает мир в совокупности изолированных явлений.

Признание принципа всеобщего развития означает не только признание диалектикой наличии развития в природе, обществе и мышлении, но и отражает глубинную сущность процесса движения материи как самодвижения, формообразования нового, как саморазвития материи. В познании этот принцип требует исследования предметов и явлений действительности: а) объективно, б) в движении, в) в развитии, г) в самодвижении, д) в саморазвитии, то есть через исследование противоречий этих предметов и явлений, развития этих противоречий и, таким образом, выяснение внутренних источников движения и развития. Это означает, что диалектика исходит из признания того факта, что предметы и явления имеют в своей основе противоположности, существуют за единство этих противоположностей. Обобщая можно сказать, что диалектика опирается на принцип единства и борьбы противоречий, на принципы перехода количественных изменений в качественные, на принцип отрицания отрицания. Как видим, в философском понимании этой проблемы основные законы диалектики и выступают как основополагающие, фундаментальные принципы и бытие, и осознание объективной действительности. Есть и другое понимание этой проблемы, когда с принципами включают также причинность, целостность, системность. В более широком толковании — это и принципы отражения, историзма, материального единства мира, практики, неисчерпаемости свойств материи и т.п..