Понятие о бессознательном, проблема бессознательного в психологии

Адаптивность

Общая характеристика бессознательного современными психологами созвучна формулировкам Фрейда, Юнга и вообще неофрейдистов. Бион в 1970 году подчеркивал, что «рассудок – это всего лишь раб эмоций», существующий для их рационализации. До него и после него эту мысль в тех или иных вариантах повторяли довольно часто.

Сознательное и бессознательное в поведении человека проявить сложно. Структура сознания включает в себя переживания, эмоции, чувства, волю, мышление, познание, отношение к окружающему миру, рефлексию. Эмоции и мысли могут быть сознательными, но преграда возникает тогда, когда начинает задаваться вопрос: «Почему на этот стимул такая мысль/эмоция?» Именно здесь скрывается бессознательное и делает свою огромную работу.

Рекомендуем: Психологическая защита — это

Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).

Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.

Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.

Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.

Рекомендуем: Что такое глубинная психология?

По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.

Бессознательное в работах К. Г. Юнга

Структура психе по Юнгу, показанная им на Тэвистокских лекциях

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности, Карл Густав Юнг в рамках созданной им дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, бессознательное имеет два основных слоя: личное (индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное. В отличие от психоанализа, юнгианство добавляет к личному бессознательному ещё коллективное, последнее есть совокупность статичных форм (эти формы Юнг назвал архетипами, или доминантами (устар.)), которые являются врождёнными и могут быть актуализированы. Коллективное бессознательное несёт в себе возможность наполнения архетипов содержанием, иными словами, коллективное бессознательное содержит в себе формы, лишенные содержания, такие формы Юнг назвал проформами (синонимично архетипу). В то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека, то есть формы, наполненные личным содержанием, но не ассимилированные (полностью или частично) сознанием (в силу этого они оказывают аттрактивное влияние на сознание).

Отец психоанализа, история человечества и психосинтез

В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.

Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях. Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию. А сфера бессознательного включает в себя все психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства и поведение.

По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и галлюцинации. Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго. Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между инстинктами и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.

Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни. Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой. По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом архетипами.

Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.

Поэтому архетипы, по Юнгу, являются буквально собранием опыта жизни всего человечества, отпечатанным в структуре мозга в процессе эволюции. Понятие коллективного бессознательного находит подтверждения в экспериментах, а рассуждения Юнга об инстинкте подражания становятся актуальными в теории адаптивного бессознательного.

Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга

Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.

Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:

  • Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
  • Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
  • Высший (или сверхсознательное). Отвечает за интуицию, вдохновение, героические устремления, альтруизм, созерцание.

Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.

Эрих Фромм предложил термин «социальное бессознательное» для тех мыслей и чувств, которые сама культура определенного общества предпочитает не допускать к осознанию. Фромм, как и Юнг, полагал, что принципы работы бессознательного не позволяют проникнуть к нему интеллектуально, поэтому требуется переживание. Оно образно, размыто, его содержание – символы или ощущения и чувства.

Немного истории

До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной. Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное). Наблюдается и консенсус относительно тех качеств, которыми должны обладать сознательные процессы мышления:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию гипноза, когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.

Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности.

Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.

Бессознательное и адаптивность

Проследить проявление той или иной части рассудка в человеческом поведении порой бывает достаточно непросто. В структуру сознания принято включать переживания, чувства, мышление, волю, эмоции, познание, рефлексию и отношение к окружающему миру. Огромная невидимая работа бессознательно происходит в определенный момент деятельности индивида. Каждый человек периодически задается вопросом о том, почему на какой-либо стимул у него проявилась какая-то конкретная мысль или эмоция. В этом и заключается труд неосознаваемой части рассудка.

Младенцы имеют очень развитые способности к имитации действий других людей. Инстинкт подражания заложен как раз в области бессознательного. В психологии принято считать, что такое поведение позволяет индивидам учиться и выживать. Адаптация проявляется и по сей день в форме имитации определенных жестов, поз, манер и привычек у людей. Ученые еще в 2005 году провели эксперимент и доказали то, что всем индивидам в определенной степени свойственно бессознательно копировать модели поведения окружающих.

Определение

История обращения мыслителей прошлого к проблематике бессознательного начинается еще со времен далекой древности. Еще древнеиндийские ученые были уверены в существовании «неразумной души», объясняя неподвластные человеку чувства. В буддийском учении также признается область разума, которая не осознается, но активно влияет на жизнь человека.

Древнегреческие ученые определяли бессознательное как неудержимые, выходящие из-под контроля индивида влечения и неосознанные знания человека. Видным представителем данного периода является Платон, который считал, что у человека есть «звероподобное начало», способное увести человека куда угодно.

В философии XVII- XVIII столетий первоочередной задачей стало осмысление и понимание природы психики и ее составляющих, ее влияния на жизнь человека. Важным вопросом данного периода было определение бессознательного, особенности его роли в сознательной жизни человека. Р. Декарт трактовал данный вопрос однозначно: в психике человека не может быть бессознательных процессов.

Спиноза, выступая против абсолютной власти разумного, предполагал, что глубинные влечения и желания человека определяют его сущность. Рассуждения Спинозы, а также идеи философа Юма, который также признавал бессознательные процессы и не считал, что человек сообразует все свои помыслы с разумом, выражались в дальнейшем в трудах З. Фрейда.

Проблема бессознательного также затрагивалась многими философами XVII — XVIII веков (Лейбниц, Кант, Фихте), которые отражали особенности явления в своих трудах, во многом пересекаясь с представлением Фрейда о бессознательном. Например, Фихте определял бессознательное как первоначальную основу бытия человека и материал, из которого формируется сознательная деятельность.Понятие о бессознательном, проблема бессознательного в психологии

В XIX веке можно отметить возникновения иррационального понимания бытия человека. Выдающиеся философы этого времени – Артур Шопенгауэр и Ницше, труды которых в будущем значительно повлияют на психоанализ.

Шопенгауэр считал, что сознательные действия человека являются побочными и не имеющими представления для познания, так как началом всего сущего является бессознательная «мировая воля», с чем также соглашается Ницше.

Он считал бессознательное основным материалом для познания человека и его деятельности. Для Фрейда же бессознательное — это, прежде всего, психологическая составляющая, которая подлежит анализу и осмысления только во взаимодействии с человеком.

Фрейд считал, что бессознательное включает в себя совокупность вытесненных желаний сексуального характера, которые не могут быть осуществлены в реальной жизни из-за общественных норм и ценностей.

В дальнейшем, Карл Густав Юнг, до определенного времени друг и соратник Фрейда, на первый план ставил не подавленные желания сексуального характера, а бессознательное, которое зависит от теории архетипов и имеет несколько уровней. Также психиатр Альфред Адлер критиковал Фрейда и заменял доминанту сексуального и бессознательного на социальный фактор.

Современные представления о феноменологии бессознательного утверждают, что общественные условия существования человека влияют как на его сознательные процессы, так и бессознательную сферу психики. Она играет важную роль в деятельности человека и является специфическим явлением, которое тесно связано с общественной жизнью и окружающей действительностью человека.

Основные уровни структуры

Идеи Фрейда и Юнга позволили расширить представление о понятии силами итальянского психолога и психиатра Роберто Ассаджиоли. На основе заключений эксперта появилась новая дисциплина — психосинтез. Исследователь представил в своем труде три главных уровня, которые демонстрируют бессознательное в психологии человека.

  1. Низший. Под этим уровнем подразумеваются наиболее простые формы деятельности психики. С их помощью индивид управляет собственным телом, маниями, фобиями, желаниями, сновидениями, комплексами, влечениями и побуждениями.
  2. Средний. Основным содержанием принято считать все элементы, свободно проникающие в сознание в состоянии бодрствования человека. Предназначение среднего уровня бессознательного заключается в развитии умственной деятельности, повышении возможностей фантазирования и усвоении полученного опыта.
  3. Высший. Также называется сверхсознательным уровнем. Роберто полагал, что здесь проявляются человеческие героические устремления, интуиция, созерцание, вдохновение и альтруизм.

Бессознательное по фрейду. Зигмунд Фрейд

Понятие о бессознательном, проблема бессознательного в психологии

Фрейд,Зигмунд (1856 — 1939)-венский профессор психиатрии,
знаменитый ученый, автор нового психологического учения о
бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду
Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические
взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию,
этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд
заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить
систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца
жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в
которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции,
дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни»
(1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и
анализ человеческого «Я»» (1921). Постепенно его идеи приобретали
признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его
теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие
языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и
последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк,
К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его
филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение
расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же
время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих
взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции,
пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых
положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с
окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а
потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей —
Адлера, Юнга, Ранка.
По мере роста известности Фрейда росло и количество критических
работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его
книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда
становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные
психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и
фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать
в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции
и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им
мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение Фрейда,
выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из
бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой
успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди
блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые сочли непристойным
такое выдвигание на первый план полового влечения и поспешили объявить
фрейдизм учением «безобразным в эстетическом отношении и презренным и
опасным в отношении моральном».

Диагностика

Бессознательное в психологии – это явление, для исследования которого применяют 2 метода изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций заключается в анализе специалистом непрерывно продуцируемых пациентом слов. При этом психоаналитик должен найти закономерность в потоке мыслей человека и выявить причины его проблемы.

Нередко для данного метода используется ассоциативный эксперимент. Процедура его проведения: испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому дается 100 слов и 8 минут на ответы. Результаты эксперимента позволяют выявить скрытые переживания пациента.

Анализ сновидений активно использовался Фрейдом, который считал, что любое сновидение (душевная жизнь во время сна) представляет собой иллюзорное исполнение желания человека, которое он не имеет возможности осуществить наяву. Это связано с ослаблением контроля сознания и выходом бессознательных процессов в сновидения.Понятие о бессознательном, проблема бессознательного в психологии

Фрейд в сновидениях выделял 2 их формы: сны с явным содержанием и скрытым содержанием. В первом случае пациент видит образы сновидения, символическое изображение скрытых мыслей. Во втором случае мысли показываются не открыто, для их анализа необходимо раскрыть полное содержание сна и найти его скрытые проявления мыслей.

Чаще всего, у взрослых людей можно наблюдать вторую форму сновидений, что связано с защитными механизмами, не позволяющими даже в сновидениях открыто показать сдерживаемые и нежелательные влечения.

Также Фрейд выделял следующие проявления бессознательного:

  • оговорки – бессознательно определенное речевое действие, которое связано с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Оговорки возникают при столкновении бессознательных намерений и желаний и сознательно определенных целей;
  • забывание имен – возникающая помимо воли человека особенность бессознательного, которая говорит о неприятных чувствах по отношению к какому-то человеку или событию, в котором он фигурировал;
  • автоматизация движений – явление бессознательного, когда определенные движения до какого-то времени были осознанными, но, с течением времени, перешли в область бессознательного. К таким движениям можно отнести ходьбу, чтение, речь.

Бессознательное в психике человека. Бессознательные психические процессы (подсознание) (Современные психотехнологии манипулирования)

Бессознательное психики

В
бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются основы
мыслей, желаний, поступков, и проч. Именно в бессознательном берет основу все
то, что в последствие находит отражение в сознании. Можно даже сказать, что
именно бессознательному необходимо определить главенствующую роль в психике,
ибо именно то, что заложено в бессознательном оказывает в последствие влияние
на сознание, т.е. на те реальные поступки человека, по которым окружающие судят
о его деяниях. Бессознательное формируется различными способами. Можно
говорить о том, что все эти способы в процессе жизни человека дополняют друг
друга. Перечислим их. Наиболее выделяется два. Это т. н. коллективное
бессознательное, то, что уже находится в психике от рождения, и является некой
концентрацией опыта предков, опыта предшествующих поколений. И вторым
механизмом наполнения (формирования) бессознательного является информация,
поступаемся при жизни человека посредством репрезентативных систем: визуальной
(зрительной), аудиальной (звуковой), кинестетической (мышечные ощущения, вкус,
запах), а также двух сигнальных систем (чувства и речь). Таким образом, рассматривая
вопрос формирования бессознательного, мы должны добавить, что если не
рассматривать т.н

коллективное бессознательное (формирование которого зависит
от филогенетических схем, а обратить внимание на личное бессознательное, то в
наполняемости (формировании) последнего каждый человек принимает прямое
участие. В этом случае в личном бессознательном находит отражение любой
прочитанный, прослушанный, или увиденный материал (а также информация
полученная органами вкуса, запаха и проч.); причем чуть позже, такой материал,
уже в переработанном виде (в корреляте с информацией поступившей в
бессознательное раннее) перейдет в сознание, а значит мысли и поступки человека
зависят в т.ч

от того, что ранее этим человеком было увидено, услышано,
прочувствовано и т.п.

Идеи и интуиция

Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это инсайт, как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.

Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает. Сознание и бессознательное в психике человека работают в тандеме.

Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.

Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки

Рекомендуем: Аутентичность — это

Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.

Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.

Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.

Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.

Несколько исследований показали, насколько полезно пользоваться интуицией, которая и есть продукт неосознаваемой работы мозга. Интуиция – суждения, рациональное происхождение которых нельзя проследить, их сложно или невозможно доказать. На самом деле суждения эти исходят из глубоких слоев психики и совершаются на основе информации, которая непосредственно нами не осознается, но получена в прошлом или отслеживается прямо сейчас: тон голосов, выражения лиц могут поведать намного больше, чем слова других людей, к примеру.

История

Истоки идеи бессознательного можно усматривать в учении Платона о познании-воспоминании.

Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.
Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций.

Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).
Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества.
Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.
В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Бессознательное в работах Лакана

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.