Безволие (безвольный)

Психологический анализ показаний потерпевшего

Показания потерпевшего зависят от объективных и субъективных факторов. Изучение психологических закономерностей формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, а также глубокое исследование мотивации его действий помогают следователю выбрать необходимые тактические приемы для получения достоверных сведений. Показания потерпевшего не всегда являются объективными. Он может стремиться отомстить преступнику за причиненные страдания, боль, оскорбления, а иногда желает получить максимальную материальную компенсацию от правонарушителя. Также потерпевший может преследовать корыстные цели и преувеличивать размеры причиненного ему вреда. Под влиянием уговоров родственников и друзей преступника, из жалости к преступнику потерпевший может намереваться смягчить участь обвиняемого или пытаться скрыть собственное непристойное поведение. В его показаниях может быть выражено и его отношение к совершенному противоправному деянию, а также могут содержаться его объяснения тех или иных фактов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование. Когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника, интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины.

Причины и условия преступления и конкретные обстоятельства не могут быть полностью раскрыты без учета личности потерпевшего, поскольку очень часто противоправные действия обвиняемого провоцируются неправомерными и неосмотрительными, а иногда и легкомысленными действиями самого потерпевшего. Поведение потерпевшего может влиять на вину обвиняемого, а необходимая оборона может исключать ее. От личности потерпевшего и от его поведения зависит осуществление преступных намерений, его активная оборона от противоправных посягательств, и оборона общественных интересов и т. д.

Главным фактором в расследовании преступления является правосознание потерпевшего. Оттого, насколько негативно потерпевший относится к противоправным деяниям и насколько хочет помочь следствию и правосудию, зачастую зависит достоверность и точность его показаний.

Показания потерпевшего — это важный процессуальный документ. Их следует оценивать с точки зрения его доказательственного значения, учитывая особенности личности потерпевшего. Следователю необходимо установить психологический контакте потерпевшим с учетом его индивидуальных особенностей и психического состояния, тем самым обеспечить полноту и точность показаний.

В показаниях потерпевшего с целью исключения ошибок следователю важно учитывать особенности восприятия потерпевшим обстоятельств дела и личности преступника в момент совершения преступления

Сила воли и слабоволие

Воля – это способность человека сознательно действовать в направлении поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия.
В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм, включающий:

  1. Опосредованность. Волевое поведение не ситуативно и не импульсивно, а определено как средство достижения цели.
  2. Внутренний интеллектуальный план. Волевые действия совершаются обдуманно; в принятии решения совершить тот или иной шаг участвует мышление.
  3. Сознательная регуляция деятельности. Это функция воли, заключающаяся в контроле осознанного приятия решений, которые определяют дальнейший ход жизни.

Воля – это еще и источник активности человека. Когда появляются проблемы с волевой саморегуляцией, индивид становится пассивным, безынициативным, грубо говоря, он с уровня жизнедеятельности переходит на уровень существования.

Воля развивается в онтогенезе. Первые ее проявления можно увидеть, когда младенец начинает управлять своими движениями, чтобы достичь желаемого. Только к концу дошкольного возраста воля развивается до уровня, когда у ребенка получается поставить перед собой задачу и упорно, целенаправленно ее выполнять.

Формирование воли осуществляется не только в силу развития и роста ребенка, но и под влиянием родительского воспитания и, позже, самовоспитания. Слабая воля – это признак огрехов во время воспитания, которые могут быть устранены путем самовоспитания.

О волевой личности говорят что это «человек с характером». Характер есть абсолютно у всех людей, но хорошо развитая сила воли делает человека волевой личностью, а слабо развитая воля – слабовольным и слабохарактерным.

Слабоволие – это не отсутствие воли, а лишь ее недостаточная развитость.  Слабоволие как духовно-нравственное качество личности называют малодушием

Немаловажно отметить, что слабоволие считается отрицательным качеством личности, так как человек, имеющий все шансы развить силу воли и не делающий этого, самостоятельно ухудшает качество своей жизни

Слабовольный человек страдает от отсутствия стойкости, упорства, целеустремленности, самостоятельности, а также от лени, скуки, праздности, апатии, от того, что легко управляем другими людьми, поддается манипуляциям и различного рода соблазнам, но при этом ничего не предпринимает, чтобы изменить свой характер.
Да, человек может быть слабовольным в силу врожденных особенностей высшей нервной деятельности (например, слабоволию более подвержены меланхолики и сангвиники), но это не исключает возможности развития воли путем самосовершенствования.

Сила воли как способность сознательно управлять поступками и эмоциями вырабатывается путем систематических тренировок. Она формируется как любая другая привычка. Нужно взять себя в руки и заняться самовоспитанием.

Конечно, такую работу нал собой нельзя назвать легкой, но, совершенствуя волю, человек развивает:

  • решительность,
  • целеустремленность,
  • настойчивость,
  • смелость,
  • выдержку,
  • самостоятельность и другие волевые качества, способствующие личностному росту.

Одно дело бороться с ленью, представляющей собой недостаток трудолюбия или апатией как защитным механизмом психики во время нервных перегрузок и иными проявлениями слабости характера, другое дело, когда воля отсутствует по причине имеющейся или развивающейся патологии.

Что такое Безволие?

Безволие – слабая, заблокированная или даже разрушенная Воля, волевое бессилие, слабость, отказ от борьбы (за свои цели, мечты, за всё, что дорого).

Безволие – неготовность к борьбе и неспособность преодолевать внутренние (лень, апатия, страх, др.) и внешние преграды (сопротивление среды, критика людей, др.).

Как проявляется Безволие и к чему ведёт?

Безволие (безвольный)

Безволие проявляется как слабость, бессилие, отказ от борьбы.

Слабость – это когда у человека включается лень, неуверенность, апатия, плохое настроение и другие внутренние проблемы, а он оказывается не готов (не желает) их решать и преодолевать. Ему легче отказаться от цели, предать мечту, махнуть на всё рукой, проспать работу, не выполнить обещание, сдаться, проиграть. Слабость человека оказывается сильнее его самого.

Бессилие. Безволие ведёт к потере силы, потому что при этом блокируется ответственность и энергетическая сила. Другими словами, те слабости, которые правят человеком (доминируют в сознании) – лишают его энергии и силы.

Отказ от Борьбы. При безволии власть над сознанием легко захватывают проблемы (лень, др.), а человек при этом не борется за себя, за власть в своём внутреннем мире, за свои цели и свою судьбу в целом. Проблемы, захватившие власть, – разрушают позитивные устремления, веру человека, его надежды, видение лучшего будущего и т.д. Кроме того, отказ от борьбы проявляется ещё и в нежелании и неспособности преодолевать внешние преграды, когда человек ломается из-за критики его действий со стороны других, когда из-за любых возникших трудностей он легко бросает начатое.

Безвольный Человек – не имеет шансов на успех, это заранее проигравший человек, потому что он не способен выполнять ранее принятые им же решения и взятые на себя обязательства. А потому, чего бы он не пытался достичь, его везде ждёт крах, пока он не победит своё безволие и не раскроет в себе Силу Воли.

Основные причины из-за чего у человека нет Силы Воли

Причины безволия кроются в неправильном воспитании человека и в его личных качествах, вернее в их отсутствии.

1. Негативные качества, которые порождают безволие: безответственность, недисциплинированность, отказ от силы и от борьбы.

2. Неправильное воспитание, сформированные с детства слабые или негативные убеждения и привычки.

  • Когда, например, с самого детства человеку потакали во всех его желаниях, слабостях и прихотях.
  • Когда человек ничего не достигал сам, а желаемое ему всегда преподносилось на блюдечке.
  • Когда человек всё привык получать незаслуженно и требует всё и сразу, считает, что всё должно доставаться легко, без труда и усилий.
  • Когда во всём он руководствуется только своими сиюминутными желаниями «хочуили не хочу», а не здравым рассудком и знанием принципов постановки и достижения целей.

А третью часть статьи, как победить Безволие и воспитать в себе Силу Воли – здесь.

Другие статьи на эту тему:

  • Путь к Успеху — как преодолевать преграды и становиться сильней.
  • Начинаю и бросаю. Что с этим делать?

Внимание! Если вы хотите поработать индивидуально по данной проблеме с Наставником или с Целителем – свяжитесь со мной!

Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

Знание психологических особенностей подростков способствует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников.

Анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии соответствует следующим факторам:

1) наследственно-биологические факторы, сюда можно отнести алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей и т. д.;

2) ближайшее окружение подростка, т. е. семья, социально-экономический статус родителей, воспитание подростков, школа, отношение к учебе и т. д.;

3) личностные характеристики подростка, т. е. особенности характера и темперамента, ценностные ориентации подростка и т. д.;

4) правосознание подростка.

Для изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего необходимо установить:

1) полностью состав семьи подростка;

2) возраст, образование, место работы, учебы и другие сведения о занятии и поведении в быту каждого члена семьи подростка, если это необходимо по делу;

3) проживают ли оба родителя совместно с несовершеннолетним; если кто-либо из родителей отсутствует, то установить причину;

4) интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых и друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свое свободное время;

Что такое малодушие

Малодушие считается негативной чертой, как для самого человека, так и для его окружающих. Это определенная слабость характера, искажающая всю человеческую жизнь, требующая проявляться во внешнем пространстве не так, как хочется, поддерживать нестерпимые идеи и не удовлетворять истинные потребности

Проявить малодушие может каждый в ситуациях, выходящих за пределы обыденности и находящихся на грани важного поворота судьбы. Так мы перестаем отстаивать правоту друга и замолкаем, дорожа рабочим местом, или отказываемся признать, что нам нравится то, что сейчас критикует значимый человек

Все это маленькие страхи или большие выгоды, выглядящие как предательство себя.

Малодушному человеку самому живется тяжело, находясь в напряжении и живя отдельной выдуманной жизнью, он все же не дополучает необходимых его личности событий. Тем, кому приходится часто контактировать с такими людьми тоже довольно небезопасно, поскольку, если вы находитесь в доминирующей позиции, то такой человек прогнется из страха (будет вас поддерживать и любить удивительно те же сочетания, что и вы), но всегда есть угроза, что вас предадут

Невозможно узнать, что действительно хочет такой человек, поскольку он живет с оглядкой на окружающих, но подобное внимание совсем не отражает стремления делать им лучше. Нет, такой человек предаст вас и отречется, расскажет секреты или сделает вид что не знаком как только ситуация поменяется

О дружбе и доверии не может быть и речи, потому что данные понятия требуют верности выбранному человеку, благородства по отношению к нему, неизменности своих принципов и силы духа. В малодушии всего этого нет.

Трусость и малодушие похожие понятия и имеют своей причиной чаще не объективные факторы, а то воспитание, которое получает человек. Обычно дети с такими чертами вырастают в семьях, где было авторитарное воспитание, и подавлялась воля ребенка, что лишило его возможности научиться развивать это качество. Также малодушие развивается там, где царит безнаказанность и бесправие, насилие и преступность – в таких условиях человек теряет не только ориентацию в происходящем (ведь честность и принципиальность в подобных социумах подлежат наказанию), но и получает опыт собственного бессилия против внешнего мира. Усваивается только модель подстраивания, которая оказалась наиболее адаптивной к выживанию. Такое может развиться в родительской семье, где ребенок априори слабее, и обязан подчиняться, либо в ходе подростковых изменений и выяснения ролей лидерства. Тот, кто оказывается слабее, быстро усваивает, что открытый конфликт небезопасен и начинает действовать скрыто и подло, на внешнем уровне проявляя покорность.

Модель детского реагирования, закрепленная в подобных ситуациях, проявляется во взрослом возрасте малодушием и страхом жить выбранной жизнью, отстаивать собственные интересы либо из страха наказания, либо от бессилия и неверия в благоприятный исход. Это не говорит о дезадаптации людей, наоборот, среди малодушных встречаются великолепные приспособленцы, далее это качество может развиться в хитрость такого уровня, что даже близкие не будут понимать, что происходит. Но, к сожалению все, что развивается вследствие малодушия, не является позитивными изменениями, а работает только на дальнейшее разрушение личности. Изворотливый ум направлен не на решение чужих проблем, а лишь своих, причем зависть может направлять деятельность во вред другим. Умение избегать наказания, хорошо впитанное в негативной среде может рождать преступников. Самому человеку это несет вечную озлобленность, недовольство и зажатость, кроме того, что со временем есть риск остаться в одиночестве, поскольку люди начинают избегать таких характеров.

Как бороться с малодушием

Трусость и малодушие всегда рядом, но проявляется оно и заискиванием, и скупостью, и нерешительностью, и притворством. Чтобы побороть в себе эту привычку и черту характера стоит не искоренять в себе то, что есть, путем применения воли (при малодушии она слаба и результата не даст), а развивая противоположные качества. Проследите за собой, как именно проявляется ваше малодушие: если боитесь говорить о своих желаниях, то начинайте их озвучивать, лучше с малого (на предложение выпить кофе, можете сообщить что хотите сок, а на просьбу встретиться в пять, сказать что хотели бы пораньше).

Подверженность чужому влиянию и выбор за ориентиры чьи-то чужие желания – проторенная колея малодушия

Бороться с этим можно при помощи пауз, которые следует брать каждый раз при принятии решений (и неважно насколько они глобальны – от выбора чая до выбора квартиры). Какое-то время прислушивайтесь к себе и поступайте в соответствии с желаниями вашего внутреннего состояния или потребностей, это эффективнее и осознано, чем просто начать все делать вопреки (поступая так, вы не освобождаете свою жизнь от влияния чужого мнения)

Возможно, первые разы получится выполнять свои желания только когда они совпадают с чужими, но даже простое замечание уже хорошо и можно отказываться от выполнения чужого мнения, т.е. побыть на такой себе серой полосе, где ни ваше и ни чье-то. Следите за своими проявлениями, если ваша внутренняя концепция мировосприятия существенно отличается от других, и вы боитесь выделяться, то начинайте с проявления малых отличий. Возможно, вам только кажется, что настолько не похожи, а проявив свой интерес публично, найдете новых (а главное настоящих, с неподдельным интересом) друзей, а возможно и вдохновите других на такие же изменения.

Составляйте список дел на день и решайте его, причем понемногу включайте туда существующие проблемы, от которых вы ранее уходили. Конечно, перекладывать ответственность удобнее и менее страшно, делать вид, что проблем не существует, тоже помогает, но их решение подарит новые эмоции. Пробуйте помогать кому-то, не по его просьбе, а когда сами видите, что человеку нужна помощь и пробуйте помогать себе, вместо того, чтобы пользоваться другими как ресурсом выполнения потребностей.

Следите за своими словами, если требуется – записывайте свои обещания и договоренности. Можно придумать себе поощрение за выполненное обещание и наказание за проваленное – это заставит более ответственно относиться к данному слову, выбирать, когда давать стопроцентную гарантию, а когда ставить под сомнение свою помощь в требуемом процессе.

Новые навыки формируются долго, а перекраивание своего характера вообще длительный и сложный процесс, поэтому настраивайтесь замечать маленькие ежедневные победы, можете записывать их, чтобы было нагляднее, как движутся изменения. При этом помните, что работать над собой необходимо каждый день, не малодушничайте, давая себе перерыв или очередной раз находя оправдания поступить привычным образом, лучше снижайте степень риска и отличия собственного поведения, выбирайте более безопасные ситуации, начинайте пробовать среди тех, кто вас поддержит. В развитии своей воли всегда лучше сделать маленький шаг, чем не продвинуться вообще, обещая себе наверстать упущенное.

Абулия: понятие, виды, симптомы

Абулия или безволие – это психопатологический синдром и состояние патологического отсутствия воли, когда человек не способен выполнять необходимые действия, хотя и осознает такую потребность. Люди, страдавшие абулией, описывают это состояние как неспособность перейти от желания к действию из-за отсутствия внутренней энергии.
Абулия проявляется как общая вялость в сочетании с отсутствием инициативы и побуждений к деятельности.

Кроме того, симптомами абулии являются:

сложности в начале и продолжении целенаправленных движений;
неспособность принимать решения;
снижение социальных контактов;
пассивность и понижение интереса даже к досугу, играм, развлечениям;
скудность жестов и речи;
снижение или отсутствие эмоциональных реакций;
необъяснимые внезапные телодвижения;
долгие паузы перед ответом на вопрос;
нечистоплотность и невнимание к собственной внешности;
потеря аппетита.

Абулия – это состояние по уровню утраты мотивации находящееся между апатией и акинетическим мутизмом (заболевание, при котором человек не говорит и не двигается, хотя физически на это способен).

В зависимости от причин возникновения, абулия может быть кратковременным явлением, периодически возвращающимся или постоянным состоянием. Встречается абулия как у детей, так и у взрослых и пожилых людей.Абулия бывает:

  • врожденная, наблюдается при глубоких степенях умственной отсталости;
  • приобретенная вследствие депрессии, психоза, шизофрении, деменции, после инсульта, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, а также при других психических и неврологических расстройствах.

Ученые сходятся во мнении, что к развитию абулии приводит либо повреждение определенных участков головного мозга (главным образом, лобной доли) либо недостаточное их кровоснабжение. Кроме того, абулия может быть вызвана алкоголизмом и наркоманией.

Заболевание может возникнуть и по чисто психологической причине: человек чувствует себя никому не нужным и всеми забытым, поэтому теряет всякий интерес к жизнедеятельности

В таком случае больному помогает возвращение ответственности за собственную жизнь и осознание нужности и важности для окружения. Во всех остальных случая потребуется более тщательная диагностика и комплексный подход в лечении

Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии

Для несовершеннолетних нарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов, поэтому чаще всего преступление совершают педагогически запущенные подростки. В структуре личности подростков-нарушителей преобладают такие отрицательные качества, как:

1) лень;

2) безволие;

3) безответственность и т. д.

Антисоциальное поведение несовершеннолетних формируется под влиянием факторов внешней социальной среды, а также характеризуется индивидуальными особенностями личности подростка, которые определяют его индивидуальное реагирование на разнообразные жизненные ситуации. Главным условием формирования личности трудного подростка являются негативные семейные факторы, отсутствие нормальной нравственной среды в семье и в окружении подростка. Для трудновоспитуемых подростков, как правило, характерно отрицательное отношение к учебе и повышенная конфликтность в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая зачастую проявляется в подростковом возрасте. Этот факт объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система взаимоотношений подростка со взрослыми и со своими сверстниками.

Подростковый возраст (11–14 лет) очень противоречив. Для этого возраста характерны диспропорции в формировании и темпах развития подростка, обусловленные биологическими причинами. Главная психологическая характеристика этого возраста заключается в чувстве зрелости подростка. Это совершенно новый уровень, предвосхищающий будущее положение, которого фактически подросток не достиг. Из этого вытекают типичные возрастные конфликты в самосознании подростка.

Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой период завершения физического созревания. В этот период подростков еще остро волнуют проблемы, полученные на предыдущем этапе, например собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. д. В это время перед ними стоит проблема социального и личностного самоопределения, которая требует четкой ориентировки и определения своего места во взрослом мире.

Группы индивидуальных особенностей подростков, которые при отсутствии специальных корректирующих мер могут выражаться в различных социальных отклонениях несовершеннолетних:

1) различные нервно-психические заболевания, отклонения;

2) кризисные явления, которые определяют психофизическое развитие в подростковом возрасте и порождают трудновоспитуемость;

3) отставание в умственном развитии, олигофрения;

4) различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, что служит причиной негативного отношения к подросткам;

5) извращенные биологические потребности.