Библиотерапия

Содержание метода

Специалист по библиотерапии подбирает литературу с учётом индивидуальных особенностей человека, клинической картины заболевания, ситуации и возраста человека (библиотерапия для детей, подростков, пожилых, инвалидов); составляются планы чтения («библиотерапевтическая рецептура»). После прочтения происходит совместный разбор содержания и обсуждение, ведется читательский дневник.

Соответственно этим характеристикам подбирается и вид литературы: детективная и приключенческая литература (позволяет отвлечься от реальной ситуации); научно-фантастическая литература (стимулирует активность и воображение); историческая литература (помогает находить свои цели в жизни); религиозная, духовная литература (воспитывает терпение, человеколюбие); книги о животных (служат источником успокоения и удовлетворения); литература по искусству (восхищение); любовная литература (отвлекающая); юмористическая и сатирическая литература (стимулирует положительные эмоции, учит психологической защите); книги по самопомощи (информационная помощь, принятие проблем и поиск путей их решения); рассказы, специально созданные медиками-литераторами (для лечения и профилактики, понимания себя); а также классическая художественная литература (разностороннее влияние), публицистика (помогает правильно воспринимать события), сборники афоризмов (вносят порядок в психическую деятельность), фольклор (психотерапевтический заряд от мудрости простого), сказки (в работе с детьми).

Разработана схема психогенных реакций (по классам), в соответствии с которой составлены каталоги литературы — например, рекомендательный указатель литературы книг о людях (взрослых и детях), преодолевших тяжкий недуг или научившихся достойно жить с неизлечимой болезнью, списки художественных произведений, собранные библиотекарями об инвалидах, старости, смерти и др., научно-популярные списки литературы с комментариями библиотерапевтов — при различных заболеваниях и проблемах.

Основные механизмы психотерапевтического воздействия направленного чтения: отождествление себя с героем произведения, сопереживание, эмоциональная разрядка, нормализация самооценки, изменение отношения и поведения, пробуждение оптимизма, отвлечение от грустных мыслей, помощь в преодолении физических страданий. Чтение выступает также как тренинг чувств. Лечебное воздействие оказывает не только совпадение характеров (писателя и читателя) или граней характера, но и даже их противоположность, благодаря которой читатель острее понимает себя.

Существуют индивидуальная (составляется личный план чтения, например 6—7 произведений) и групповая (обсуждение прочитанного произведения в группе) формы библиотерапевтического процесса.

Немножко истории

Аристотель описал в своей «Поэтике» очищающую силу поэтических произведений и использовал для этого медицинский термин «катарсис» — нравственное очищение в результате душевного потрясения или перенесённого страдания.

Сама методика библиотерапии значительно старше. Уже в XVIII веке врачи «прописывали» пациентам книги, так как литература и медицина с давних пор считались родственными дисциплинами. Предположение, что слова способны исцелять, выражается в старой вере в магию, ведьм и заклинания.

В XX веке и врачи, и сами пациенты начали использовать чтение в лечебных целях: для отвлечения от тяжелых переживаний, получения информации, изменения стереотипов мышления. Тогда наиболее широкое распространение библиотерапия получила в Америке. Связано это с тем, что ветераны Первой мировой войны с трудом адаптировались к жизни и нуждались в поддержке.

В России начало книголечению положил в 1836 году Иустин Дядьковский. Он выдвинул основополагающую идею библиотерапии — «конкретному синдрому соответствует определенный текст художественной литературы».

Примечания

  1. Осипова А. А. «Общая психокоррекция» — М., 2002
  2. Бернс Дэвид Д. Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток. — Альпина Диджитал, 2019. — 580 с. — ISBN 978-5-9614-2328-0.
  3. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: теория и практика : учебное пособие. — СПб.: «Профессия». — 2008. — 269 с.
  4. Оганесян Н.Т. Библиотерапия : Самоактуализация психических состояний через поэзию. — М. : Ось-89. — 2002. — 271 с.
  5. Дядьковский И.Е. Общая терапия. — Москва : Унив. тип. — 1836. — 121 с.
  6. Психотерапия и деонтология в комплексе лечения и реабилитации больных на курорте : Тез. докл. всесоюз. науч.-практ. конф., Курорт «Берез. минер. воды». Отв. ред. И.З. Вельвовский. — Харьков : б. и.. — 1979. — 230 с.
  7. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия.. — Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Академический проект; Деловая книга. — 2006. — 800 с.
  8. Кондаков И. М. Психология / Иллюстрированный словарь : . — 2-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург : Прайм-еврознак. — 2007. — С. 783.
  9. ‘Карвасарский Б. Д. Психотерапия — М.: Медицина, 1985. — С. 127—133
  10. Берту Э., Элдеркин С. Книга как лекарство : скорая литературная помощь от А до Я. — Москва : Синдбад. — 2016. — 490 с.
  11. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством, под ред. Н. Л. Карповой. — Москва : Смысл. — 2006. — 222 с.
  12. Бурно М. Е., Калмыкова И. Ю. Три психотерапевтических занятия в группе творческого самовыражения для пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами: учебное пособие-практикум // М.: ГБОУ ДПО РМАПО. — 2015. — С. 6—11.
  13. Библиопсихология и библиотерапия. под. ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. — Москва : Шк. б-ка. — 2005. — 479 с.
  14. Балашова Л.А. Библиотерапевтическое воздействие произведений Э.Успенского в процессе их восприятия детьми 7-11 лет // Библиотечное дело. — 2003.
  15. Алексейчик А. Е. Библиотерапия // // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Т.,. — 1985.
  16. Миллер А. М. Библиотерапия и библиотеки для пациентов. Указ. литературы / Харьк. гос. науч. мел. б-ка. Харьк. территор. совет по управлению курортами профсоюзов. Санаторий «Березов. минер. воды».. — Харьков. — 1974. — 44 с.

Словарь терминов

Инсайт — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения.

Библиотерапия (от лат. biblio — книга и гр. therapia — лечение, уход за больным) — метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом. Использование чтения книг с лечебной целью началось в России еще в XIX веке (И. Е. Дядьковский, 1836), но термин вошел в употребление в 20-е годы ХХ в. в США. Связана с медициной, педагогикой и психологией, и, в частности, с психологией чтения.

Арт-терапия — терапия средствами искусства.Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В психотерапии и библиотерапии беседа проходит в форме свободного общения.Библиопсихология — наука о закономерностях, механизмах, способах сохранения и укрепления физического и духовного здоровья, целостности личности в неблагоприятных условиях посредством синтезирования ситуаций чтения специально подобранной литературы.Область психологии, разрабатывавшаяся Н.А. Рубакиным. Изучет психотерапевтический потенциал печатного слова, типологию литературы согласно ее терапевтическому воздействию, процессы ведущие к созданию предложений, текстов и др.Библиотерапевт — специалист в области библиотерапии, решающий широкий круг психолого-педагогических,библиотечно-информационных, психотерапевтических; социологических задач, связанных с личностным и профессиональным развитием человека.Библиотерапевтическая деятельность — обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию условий актуализации потенциала самопомощи, реализации мотивов к эффективному труду, к самообеспечению с целью формирования здорового образа жизни как культурной ценности.Библиотерапевтический процесс — специально организованное, целенаправленное взаимодействие библиотерапевта и читателя, направленное на решение развивающихся и образовательных задач.Библиотерапевтические воздействие — действие направленное на оказание психотерапевтической помощи читателю с использованием специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства.Библиотерапия чтением — развитие и коррекция личности в процессе чтения.Библиотечная педагогика — научная библиотековедческая дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогики и библиотековедения; рассматривает педагогические основы библиотечного дела, проблемы теории чтения, проапгпнды литературы и руководства чтением на основе положений педагогики о теоретических основах воспитания, об объеме и содержании знаний, характеризующих различные ступени культурного развития человека.Библиотечная психология — научная библиотековедческая дисциплина, образовавшаяся в результате интеграции психологии и библиотековедения. Изучает психологические основы библиотечного дела.План чтения читетеля — перечень книг, составленный библиотерапевтом исходя из значимого конфликта с учетом читательского уровня. Он обычно состоит из 7–12 названий и рассчитан на три-четыре недели.

Катарсис — (греч. katharsis — очищение) — связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В философской литературе понятие катарсис имеет более 1,5 тысяч различных толкований. Традиционалистски трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души»

Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и т. д.В новейшее время понятие катарсис получило значительное распространение в психологии и психотерапии

В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда и достижении ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приемов ориентирован на достижение катарсиса. В обыденной жизни понятие катарсис употребляется преимущественно как синоним понятия очищение.

Примеры использования

Выделяют три направления библиотерапии:

  1. Библиоведческое, библиотека для больных как фактор, отвлекающий от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания (цель руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп не ставится);
  2. Психотерапевтическое, библиотерапия как компонент психотерапевтического лечения (проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);
  3. Вспомогательное, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).

Чем может помочь лечебное чтение

В современном обществе тенденция к индивидуализации усиливается, разрушаются традиционные семейные связи, человек все больше чувствует себя одиноким, иногда даже сознательно отстраняется от окружающих, замыкается в себе. Депрессии, отсутствие интереса к жизни и суицидальные настроения, особенно среди молодежи, становятся нормой.

Рекомендуем: Арт-терапия

Прием антидепрессантов и седативных препаратов часто не дает длительного эффекта, поэтому все большее внимание специалисты уделяют чтению. С точки зрения психотерапевтов, современная библиотерапия как практическая дисциплина может помочь пациентам в решении таких проблем, как:

  • Осознание особенностей психофизиологических реакций на внешние раздражители.
  • Расширение кругозора, изменение взгляда на сложившуюся ситуацию, которая беспокоит пациента.
  • Снятие психологического напряжения, выход из стрессовой ситуации, избавление от чувства вины, стыдливости, закомплексованности.
  • Налаживание отношений с окружающими, выстраивание продуктивного взаимодействия с лечащим специалистом.
  • Формирование рационального отношения к заболеванию, снятие излишней замкнутости, побуждение к обсуждению заболевания без излишней эмоциональности.
  • Развитие образного мышления и воображения.

Психологи утверждают, что библиотерапия для детей является уникальным и незаменимым методом мягкого воздействия на мышление, особенно когда малыш длительное время находился в стрессовой ситуации. Сейчас это направление обособилось и получило название сказкотерапии.

В процессе игры с педагогом ребенок получает информацию о том, что другие уже сталкивались с подобной проблемой и смогли ее преодолеть. С помощью данной методики стимулируется воображение малышей, дается стимул для развития их личности и творческого потенциала.

Контроль

Контроль над конкретными психическими проявлениями может осуществляться посредством их усиления либо ослабления. Усиление достигается за счет повторения и детального воспроизведения каждого процесса. Ослабление достигается путем анализа либо вытеснения другими воспоминаниями и эмоциями. Такой подход может влиять на состояние личности при переживаниях различной интенсивности.

Сам процесс контроля слагается из нескольких этапов:

Осознание ситуации
Понимание механизма воздействия на неё ауто- и гетеропсихогенных факторов
Осознание роли своей личности в формировании данного состояния
Осознание своего отношения к проблемам первостепенной важности

Читая книги, герои которых — выдающиеся личности, клиент невольно отождествляет их эмоциональные переживания со своими. Это помогает ему глубже понять личные особенности, глубже осознать собственные ошибки, взглянуть на свою жизнь взглядом другого человека. Книга предоставляет клиенту уникальную возможность, находясь наедине с самим собой, основательно проанализировать свое эмоциональное состояние.

История

Древнее хранилище книг, библиотека фараона Рамзеса II (1300 год до н. э.),  имела надпись над входом: «Аптека для души».

С самых давних времен, древнего Рима и Греции, люди подвержены влиянию письменности. Предписание использовать книги, чтобы лечить патологические состояния человека, начали в общественных, медицинских и исправительных учреждениях в Средневековье, чтобы помочь людям справиться с психическими и физическими недугами. Обоснование для выписывания рецептуры книг было попыткой сохранить нравственную свободу, это продолжалась на протяжении первых веков.

Использование книг в лечебных целях упоминается уже в 1272 году, в больнице Каира рекомендовалось чтение Корана как часть лечения пациентов, в XVIII веке подобная терапия получила широкое распространение в психиатрических больницах Европы, а в XIX-XX в.в. и в России, это врачи (И. Е. Дядьковский, 1836, «конкретному синдрому соответствует определённый текст художественной литературы»; В. М. Бехтерев «либропсихотерапия»), психотерапевты (И. З. Вельвовский «либропсихопедия»; А. Е. Алексейчик; О.Н. Кузнецов «эстетотерапия», «пациентоцентрированная библиотерапия»), библиотековеды, библиопсихологи (А. М. Миллер; Н.А. Рубакин «библиопсихология», развивал идеи Э. Геннекена (Эннекен) — «закон Геннекена»: «почитатели определенного писателя подобны ему «особенностями душевной организации»»; О. Кабачек; В.Н. Мясищев и др.). Специально для работы с заикающимися данный метод был модифицирован Ю. Б. Некрасовой.

Термин «библиотерапия» ввел в 1916 году американский исследователь С. Крозерс (S. Crothers) (в 1941 году определение было добавлено в Dorland’s Illustrated Medical Dictionary). 

Многочисленные примеры целебного воздействия книг на человека отражены также в художественной литературе: предлагалось лечить нарывы на лице чтением смешных книг (Эразм Роттердамский);  принимать по 3-4 страницы из романа Смолетта или Шопенгауэра (И. Ялом «Шопенгауэр как лекарство»); лечить болезнь перелистыванием страниц книги (сказки «1001 ночи»); читать свои комедии преступникам для исправления их натуры (Аристофан); лечить хандру «… Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти „Женитьбу Фигаро“» (Пушкин).

Так как же лечат книгой

Процесс лечебного чтения в библиотерапии довольно сложен и состоит из нескольких этапов. На первом этапе психолог тщательно изучает проблемы пациента, определяет, будет ли это групповая терапия или пациенту необходим собственный план чтения. Далее специалист по библиотерапии подбирает книги согласно рекомендациям психолога.

Особое внимание уделяется художественному содержанию произведения, образу и характеру главных героев, их духовной близости пациенту, переживаниям и терзаниям, переживаемым действующими лицами. Не рекомендуется предлагать для чтения «ужастики», философские трактаты, любовные и детективные романы, некоторые книги о приключениях

Специалистами по библиотерапии разработан список авторов, произведения которых рекомендованы для чтения, среди них такие известные классики русской литературы, как Толстой, Тургенев, Пушкин, а также известные западные писатели. Чтение литературы, посвященной морально-бытовым вопросам, а также жизнеописанию отдельных известных личностей, оказывает особое, вдохновляющее влияние, поэтому ей отводится особая роль при подборе книг для чтения.

Специалист по библиотерапии обязательно должен учесть такой немаловажный фактор, как психологическое состояние пациента. По методике библиотерапии, не рекомендуется назначать перевозбужденным пациентам чтение книг о приключениях или войнах, депрессивным – о путешествиях.

Согласно методу библиотерапии, для каждого пациента разрабатывается отдельный план чтения из четырех частей, включающий не менее семи книг на четыре недели. Чтобы заинтересовать человека и настроить на работу, ему предлагают почитать литературу, не имеющую отношения к конфликтной ситуации.

Рекомендуем: Техники семейной терапии

Затем подбираются три книги, тематика которых полностью соответствует проблеме пациента, основная цель – дать читателю прочувствовать ситуацию со стороны, осознать, что любую трудность можно преодолеть. Третья часть призвана закрепить полученный терапевтический эффект, а четвертая – поддержать и вдохновить клиента.

В процессе чтения больной делает заметки о действиях героев, отмечает непонятные или спорные, с его точки зрения, моменты, выделяет страницы, которые вызвали неприятие или внутренний протест. После прочтения каждой книги с пациентом проводится специальное собеседование, цель которого – выяснить, насколько человек проникся духом произведения, правильно ли осознал суть сюжетной линии, смог ли выделить самое главное для себя.

Занятия и само чтение могут проводиться в кабинете специалиста, но библиотерапия в библиотеке, среди стеллажей и читальных столов, может оказать на человека дополнительное дисциплинирующее воздействие.

У лечения методом библиотерапии есть свои сторонники и противники, большое число как довольных, так и разочарованных пациентов. Одним из главных аргументов против библиотерапии является ее субъективность: сложно подобрать именно ту книгу, которая даст наилучший терапевтический эффект.

Базовые упражнения в библиотерапии

Иногда проводятся групповые сеансы библиотерапии в библиотеке, чтобы усилить действие метода за счет обсуждения прочитанного. Они могут включать проведение викторин, литературных вечеров, театрализованных праздников. Но все же чаще коррекция носит индивидуальный характер. Библиотерапевт может порекомендовать пациенту выполнение следующих упражнений:

  • Чтение вслух. Включает чтение отдельных глав или фрагментов текста с последующим обсуждением со специалистом.
  • Написание письма. Цель – раскрытие чувств, мыслей, страхов, переживаний, отрицательных и положительных эмоций. Письмо может быть адресовано любому человеку и даже самому себе.
  • Составление стихов, в которых рифма не является обязательной.
  • Написание прозаического произведения в любом жанре. Или работа над автобиографией.
  • Ролевое чтение. Способствует раскрепощению, повышению уверенности в себе.

Библиотерапия эффективна для коррекции детских проблем, помогает разобраться в себе, научиться лучше справляться с жизненными сложностями, настроиться на оптимистичный лад. Но при серьезных проблемах с психикой она может служить только вспомогательным инструментом в составе комплексной терапии.

Направление используют

Организаторы

  Медико-психологический центр индивидуальности  (Москва),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Арт-терапевт Орлова Анна  (Екатеринбург),   ВОО «Арт-терапевтическая ассоциация»  (Киев),   Крупнейшее сообщество читающих людей «Школа великих книг»  (Новосибирск),    Научно-информационный центр А.Р.Т.  (Санкт-Петербург),    Психологический клуб «Присутствие»  (Харьков),    Сеть книжных магазинов «Читай-город»  (Саратов),    Центр йоги, аюрведы и духовных практик «Ом Шантидом»  (Калининград),    Читай-город (Ставрополь)  (Ставрополь).

Тренеры

 Артём Анатольевич Рогачевский  (Москва),    Борис Евгеньевич Рашковский  (Москва),    Светлана Филяева  (Москва),    Алексей Николаевич Клочко  (Киев),   Дмитрий Георгиевич Дармостук  (Владивосток),    Елизавета Дулькина  (Саратов),    Иван Васильевич Тяпкин  (Краснодар),    Инесса Владимировна Рогачёва  (Уфа),    Равшанбек Рахманбердиев  (Челябинск),    Юлия Викторовна Сербис  (Калининград),    Юлия Даниловна Гундертайло  (Киев),    Елена Викторовна Любицкая  (Краснодар).

Консультанты

 Артём Анатольевич Рогачевский  (Москва),    Светлана Филяева  (Москва),    Елена Викторовна Любицкая  (Краснодар),    Алексей Николаевич Клочко  (Киев),   Дмитрий Георгиевич Дармостук  (Владивосток),   Елена Георгиевна Черноскутова  (Екатеринбург),    Елизавета Дулькина  (Саратов),    Иван Васильевич Тяпкин  (Краснодар),    Инесса Владимировна Рогачёва  (Уфа),    Равшанбек Рахманбердиев  (Челябинск),    Юлия Даниловна Гундертайло  (Киев).

Когда работает библиотерапия

Библиотерапия — это одна из форм психотерапии, арт-терапии. Однако при серьёзных психологических расстройствах вроде затяжной депрессии направленное чтение не поможет, слабовато будет. Может использоваться как вспомогательное средство, но основу лечения составляет диалог с психотерапевтом. А вот в преддепрессивном состоянии она поможет: позволит лучше понять ситуацию и разобраться в причинах, посмотреть на проблему с другой стороны.

Библиотерапию проводят и в больницах. Причём книги также подбираются в соответствии с диагнозом больного. Здесь работа может проводиться как с самим пациентом, чтобы помочь ему принять и осознать болезнь, изменить отношение к ней, так и с окружением. Бывает, что проблема именно в обществе, у которого сложились стереотипы по поводу болезни. В связи с этим люди агрессивно или недружелюбно настроены против больного. Формирование у них адекватного отношения к заболеванию позволит пациенту жить в комфортных психологических условиях.