Статья «школьные страхи у младших школьников»

Как поменять отношение к отказам

Теперь понятно, что такое страх быть отвергнутым. Как избавиться от него?

Если человек находит на земле алмаз и по невежеству или близорукости считает его булыжником, он отбрасывает его сторону. Стал ли алмаз горевать, когда его отвергли? Отказ никак ни снизил его стоимость. Самоутвердился ли человек, бросив алмаз? Он просто пошел дальше и смотрел под ноги в поисках сокровищ.

Юноша с низкой самооценкой идет на первое свидание, в его голове одна мысль: «Я боюсь стать отвергнутым». Он зациклен на своих страхах и не задумывается, что девушка его может разочаровать. Подсознательно он дает ей право оценивать и отвергать его.

Возможно, этого молодого человека не ценили родители или одноклассники, и он ждет того же от женщин. Если поменять вектор своих ожиданий и считать себя алмазом, который станет наградой для самой достойной, то страх отказа потеряет над ним власть.

Статья "школьные страхи у младших школьников"

Школьные страхи. Какие они?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

Оценки и контрольные работы

Ученики боятся, что получат низкий балл, “завалят” проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице. Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка – это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя

Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание. Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл

Режим, распорядок

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов. Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители. Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

Статья "школьные страхи у младших школьников"

Есть известный “мандраж” детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников – довольно частое явление. В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали «милиционером», который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки. Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника – боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную «прогулку» по учебному корпусу.

Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

Статья "школьные страхи у младших школьников"

Страхи бываю разные по происхождению:

  1. Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.
  2. Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.
  3. В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста – не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.
  4. Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

1-3 года.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

3 – 5 лет.

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

5 – 7 лет.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Статья "школьные страхи у младших школьников"

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.

Динамика страхов

Чтобы увидеть содержимое нужен флеш-плеер

Школьные страхи динамичны – они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

Синдром первоклассника

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные «режимные» страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе. Пространственные страхи – нормальное явление для учеников первых классов. Они помогают малышам быстрее ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение. Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

Введение системы оценок

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов – сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

Окончание первого класса

Статья "школьные страхи у младших школьников"

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается «тихим» с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

Переход в среднюю школу

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя – новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

Окончание средней школы. ЕГЭ.

Страх родом из детства

Новорожденный ребенок своей беспомощностью отличается от детенышей животных. Он не может убежать, сам поесть, согреться, вцепиться в шкуру матери и всегда быть под ее защитой, укусить или напугать обидчика. Помощь и забота окружающих помогает выжить, а инстинкт самосохранения подсказывает, что они постоянно должны быть рядом.

Кроме безопасности, ребенку нужна любовь. Нежные прикосновения и ласковые слова успокаивают и радуют. Любимое дитя не сомневается в своей ценности для окружающих.

Любой ребенок сталкивается с отказами и ограничениями, так родители готовят его к жизни в обществе с другими людьми. Стратегии и методы такого воспитания взрослые выбирают, исходя из собственного опыта, минутного настроения или желания получить быстрый результат. Решение о наказании малыша бывает необдуманным или импульсивным, чему у родителя всегда есть оправдание. Беда здесь в особенности восприятия самого ребенка. Когда малыш мыслит категориями «любит — не любит» и «я нужен — я не нужен», изоляция или наказание рушат его уютный мир, оставляя душевные травмы.

Статья "школьные страхи у младших школьников"

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Статья "школьные страхи у младших школьников"

Случай из психотерапевтической практики

В детстве Андрей был очень тихим и послушным мальчиком. Мама на него нарадоваться не могла, говорила «не ребёнок, а золото». Даже став юношей, он прислушивался к матери в вопросах выбора стрижки, одежды, музыки, вида спорта и т.д. Точно так же, по наущению матери, он впоследствии выбрал юридический факультет в университете, хотя с детства любил зоологию, и право его не привлекало совершенно.

Став взрослым мужчиной, Андрей опрометчиво послушал родственников в выборе спутницы жизни. К сожалению, этот брак оказался несчастливым и очень быстро разрушился. Он не принёс ему ничего, кроме разочарования и обиды.

Сейчас Андрей живёт один, но он чувствует, что мнение окружающих по-прежнему довлеет над его собственным мнением. Он боится, что о нём плохо подумают соседи, и поэтому не устраивает у себя вечеринки. Он опасается, что коллеги неправильно его поймут, и поэтому не говорит им, что после работы спешит не на тренировку, а на занятия латиноамериканскими танцами. И таких примеров множество. Многое из того, что ему нравится, он не рискует делать просто потому, что боится осуждения, насмешек и недовольства со стороны людей, пусть даже, совершенно посторонних.

Андрей чувствует, что страх перед мнением окружающих, по-прежнему очень мешает ему жить свободно и независимо, и поэтому обратился за помощью в наш Центр…

Советы психолога по преодолению страха отказа

Начинают с анализа собственного поведения. Тот, кто ожидает отказа, отчаянно нуждается в любви. Вместо честного разговора в дело идут манипуляции, которые унижают участников этой драмы и делают страх отказа станет сильнее.

Важно честно признаться себе, что подобные ситуации случаются, и навсегда отказаться от них:

  • Трюки с жалостью. Это демонстрация своих страданий от беспомощности. Предполагается, что манипулятора должны любить, потому что он не может о себе позаботиться.
  • Трюки с несправедливостью. Это перечисление всех своих добрых дел за всю историю знакомства и намеки на то, что взамен нужно дать любовь, заботу и благодарность.
  • Трюки с подкупом. Здесь за свою любовь, верность и заботу предполагается получить контроль над жизнью другого, чтобы он отказался от своих интересов, привычек и привязанностей.

Следующим шагом станет преодоление страха перед отказом. Нужно составить список 100 мелких и серьезных просьб и выбрать 100 разных человек. Это могут быть друзья, родственники, одноклассники, чиновники разных учреждений или незнакомцы на улице. На эксперимент уйдет неделя или месяц — это не принципиально. Цель: научиться не придавать значения отказам и вести учет удовлетворенным просьбам.

Далее психологи советуют заняться повышением своей самооценки. Как только человек перестанет себя отвергать, другие увидят в нем массу достоинств.

Почему важно прислушиваться в первую очередь к себе?

Во-первых, так и только так можно избежать опасностей, описанных выше.

Во-вторых, такая позиция — гарантия того, что ваша жизнь находится в ваших руках, и вы застрахованы от многих неприятностей и ошибок. Слова «со стороны виднее» абсолютно не применимы в том, что касается личной жизни. Даже близкие, любящие люди не могут точно знать, что именно нужно вам для счастья. И уж тем более этого не могут знать посторонние, которые к тому же могут быть движимы завистью, корыстью, злобой и другими негативными мотивами.

Конечно, принятие собственных решений и воплощение их в жизнь — это всегда риск. Риск, что не получится добиться желаемого результата и ответственность за это всецело ляжет на ваши плечи. Риск, что кто-то из дорогих людей не примет ваше решение и навсегда отвернется от вас. И здесь мы сталкиваемся с двумя важнейшими темами, которые почти всегда поднимаются в психотерапии: со свободой и ответственностью. Перестать бояться окружающих — значит, приобрести гораздо больше возможностей для построения собственной жизни. Только вот сделать это без помощи психолога удаётся немногим.

И, в-третьих, только научившись слушать себя, можно понять, к чему стремиться и как строить свою жизнь. В противном случае однажды придёт печальное осознание того, что рядом находится чужой человек, работа не приносит удовлетворения, друзья находятся рядом только когда всё хорошо, а жизнь складывается совсем не так, как мечталось когда-то.

Страх осуждения: что подумают обо мне люди?

Некоторым людям достаточно осознать причины, которые запустили когда-то боязнь осуждения, чтобы избавиться от нее.

Как и большинство других психологических проблем, страх критики уходит корнями в детство, когда наше представление о себе строилось на реакции на нас родителей и лиц, их замещающих. В глазах неопытного ребенка родители — это какие-то могущественные волшебники, всезнающие существа. Их слова и реакции имеют над ним огромную власть.

По эмоциям, которые намеренно или неосознанно демонстрируют взрослые, ребенок получает информацию о том, насколько правильны его или чужие поступки. При этом поступающая информация имеет в раннем детском возрасте в целом однобокий характер. Она исходит от родителя, который выполняет воспитательную функцию, или же является результатом предварительного договора отца и матери, как реагировать на поведение ребенка. Альтернативного взгляда на ситуацию у малыша нет.

По мере взросления источник ценностных ориентаций меняется. Референтной группой становятся друзья, коллеги по работе, религиозная община. Но в целом ситуация остается прежней — авторитетом для человека является кто угодно, но только ни он сам.

Директивный стиль воспитания подливает масла в огонь: чувствами и желаниями ребенка не интересуются. Откуда же ему узнать, что его взгляд на мир не менее важен, чем мнение родителей?

Более того — за выражение несогласия с точкой зрения взрослых ребенка могут подвергнуть наказанию. Физически слабый и зависимый от заботы родителей малыш не находит иного выхода кроме, как стараться во всем им угождать. Страх умереть трансформируется в иррациональный страх лишиться одобрения других людей даже в том возрасте, когда человек уже способен позаботиться о себе самостоятельно.

Еще одна предпосылка для развития страха критики — постоянно внушаемое чувство вины ребенку за негативные эмоции родителей. Привычка видеть в себе причину гнева или разочарования другого человека никуда не девается с возрастом и трансформируется в страх осуждения.

Выявить, в чем основная причина навязчивого страха осуждения и критики, поможет метод возрастной регрессии. Подробнее здесь:

Неуверенность, страх оценки

        Как избавиться от страха оценки и неуверенности в себе?

Что мешает проявлять себя более свободно и непосредственно?

Каждый из нас хотя бы раз в жизни чувствовал себя неуверенно и боялся оценки окружающих.

        Мы постоянно сталкиваемся с этим в жизни: в школе – когда нужно ответить у доски или написать контрольную, на работе – когда нужно защитить проект или выступить на совещании, в отношениях – когда нужно отстоять своё мнение или показать, что какие-то моменты являются важными для Вас.

        Очень часто в эти моменты нам становится страшно, в нас просыпается маленькая девочка или мальчик, которые боятся, что другой человек не поймёт их, не услышит или же начнет высмеивать их чувства. От этого страха мы испытываем напряжение, внутри всё сжимается, и вместо того, чтобы спокойно и уверенно показать свою позицию, мы уходим в себя.

        И всё бы ничего, если бы окружающие в этот момент понимали, что с нами происходит. Но проблема в том, что зачастую такое поведение выглядит со стороны как высокомерие. Ведь другой человек не понимает всего спектра чувств, который мы переживаем в этот момент (да и сам человек далеко не всегда осознаёт их). Тем более собеседник тоже может быть неуверен в себе. И ему начинает казаться, что мы молчим из-за того, что считаем себя лучше, чем он, или в целом проявляем своё высокомерие. Я много раз видела это на семейных консультациях, да и в процессе индивидуальной работы с клиентами. Скорее всего, Вы и сами не раз замечали это в личных или рабочих отношениях.

        Поверьте, если Вы видите чрезмерно самоуверенного и надменного человека, который вызывает раздражение, скорее всего, в нём живет крайне неуверенный в себе ребенок, который таким образом пытается спрятать свою неуверенность, показать другим: «смотрите, какой я сильный и бесстрашный!». Только в глубине души он сам в это не верит и очень сильно сомневается в себе и своих силах. Но он не признается в этом ни Вам, ни самому себе и будет реагировать агрессией на попытки ему это показать. При этом он будет глубоко переживать из-за отсутствия близких людей вокруг. Но откуда же им взяться, если окружающим он видится холодным и отрешенным? И таким образом человек вновь подтверждает самому себе, что он не зря неуверен в себе, и окружающие действительно плохо к нему относятся, тем самым ещё больше закрываясь от других.

        Другая сторона медали – когда человек стремится рассказать о своих недостатках всем вокруг, независимо от того, хотят они этого или нет. Тем самым человек убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, он избегает необходимости услышать о себе что-то неприятное – ведь он первый сказал об этом другому, он «предупреждал»! С другой стороны, он чувствует, что заслуживает снисхождения к своим недостаткам, поскольку вроде бы честно сам в них признался. И всё бы ничего, но такое поведение приводит к тому, что человек начинает чрезмерно контролировать себя. Ему нужно постоянно следить за тем, чтобы какой-то из «недостатков» не вылез наружу «без разрешения». Такой самоконтроль также приводит к тому, что человек начинает испытывать напряжение, вести себя неестественно и избегать спонтанного проявления себя, что опять же приводит к осложнению контактов с окружающими.

        Первый этап – осознать наличие проблемы. Это можно сделать как самостоятельно, так и прибегая к помощи психолога. Мы устроены так, что наши психологические защитные механизмы оберегают нас от неприятных осознаний, из-за этого нам бывает сложно признаться себе в своих истинных чувствах. Психолог создает такую атмосферу, в которой Вы сможете сделать это, не травмируя себя.

        Второй этап – принять существующие чувства и определить, к чему Вы хотите двигаться? Как хотели бы себя ощущать?

Третий этап – скорректировать собственное восприятие себя и отношение к себе. И на этом этапе психолог вновь играет очень важную роль. Он поддерживает Вас, дает обратную связь со стороны и помогает не уйти из одной крайности в другую. Вы вместе прокладываете дорожку к изменениям.

Разрешите пригласить Вас на танец?

Особенности возникновения страхов у подростков

У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания. Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения

Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу

Любые проблемы подросток воспринимает с тревогой, потому что ранее он не находился в условиях, требующих психологической адаптации. Психологи уверены, что именно так зарождаются страхи в возрасте 11–16 лет.

Основные причины страхов

Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома. Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития. Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.

Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д. К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому — повышение риска социальных страхов. Фобические расстройства диагностируются у детей редко.

Статья "школьные страхи у младших школьников"

Подростки очень подвержены влиянию социума

Природные фобии

Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:

  1. Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
  2. Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
  3. Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.

В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.

Статья "школьные страхи у младших школьников"

Фильмы ужасов стимулируют подростковые страхи

Социальные страхи

По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих. Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера. Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.

Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:

  • на чувстве престижа;
  • на стремлении к авторитету среди сверстников;
  • на отношении учителя к самому подростку.

Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.

Социальные страхи также могут касаться общения между сверстниками. Застенчивые личности редко находят контакт с ними. Отчасти это может быть связано с пережитыми неудачами подобных ситуаций, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью внешним видом и благополучием в семье. В подростковый период влияние могут оказать несчастливая «первая любовь», последующее расставание и стресс.