Сила и слабость, чтобы быть собой

13. Регулярно выступайте публично

Страшный пункт, 13-й. И тем не менее это самое эффективный способ быть самим собой. Я это говорю не потому, что веду клуб ораторского мастерства Спикерклуб каждую субботу. Я открыл Спикерклуб, потому что я в это верю. Выступая перед аудиторией постоянно, вы не просто улучшите себя благодаря обратной связи слушателей из зала, а примите себя таким, какой вы есть. Следующим шагом, вы приучите других людей принимать вас, какой вы есть. Суета, спешка, паника все это пройдет. Быть самим собой станет для вас состоянием по умолчанию, которое принесет вам много счастья и будет так неотразимо пленить окружающих.

P.S. Читайте на askalex.ru завтра: “5 эффективных упражнений, как стать самим собой”.

Будь доволен самим собой?

Момент честности совершенно обязателен, но он опасен. Классический пример опасности — это Пер Гюнт. У него был девиз «Будь самим собой». Он делал, что хотел, и считал, что проявление себя — это ценность; во всяком случае, в этом он не врет. Он жил в обычном филистерском мире, в деревеньке, где все сплетничают, все друг за другом подсматривают, где все известно, а пастора надо слушаться превыше всего.

Ему эта жизнь была противна, он видел ее лицемерность. Очень любил говорить правду в лицо, когда она неприятна. И эта установка привела его к большой подлости. Он посватался, будучи бедняком из бедняков, за девушку из богатого дома, Ингрид, и ему отказали. Он очень рассердился, похитил Ингрид со свадьбы и увез в горы. А там он ее бросил, сказал, что она ему не нужна. Вот если бы она сразу сказала родителям, что пойдет замуж за него — другое дело. А тут — поскольку он считает, что она его предала, то ее наказывает… Вот так-то, будучи самим собой и делая, что хочет, он бросил ее, опозорив.

Ведомый своим лозунгом и сотворивши массу глупостей и гадостей, он попал к бесам, троллям. Они ему сильно не понравились, но тут же объяснили, что он с ними родня, и разница только в небольшом нюансе: у него лозунг «Будь самим собой», а у них — «Будь самим собой доволен».

Пер Гюнт прошел через все искушения, везде претерпел сокрушительные поражения. А спасение его было только в том, что за него молились женщины, которые его любили: мать за него молилась, брошенная им в нищете, Сольвейг за него молилась, поэтому нечистая сила не имела над ним окончательной власти, по молитвам любящих женщин.

Все кончилось хорошо, Сольвейг ждала его 20 лет в лесной избушке. Он пришел туда уже стариком, бедным, больным, и она все равно приняла его с любовью. При своей Сольвейг он смирился, примирился и бросил все эти свои глупости, — хотя зловещая Кривая и рыскала вокруг. Вернее, он стал самим собой — тихим, больным, несчастным человеком, доверившимся любящей женщине. Вот так он и нашел себя, а точнее — то, что от него осталось.

А теперь вернемся «к нам самим», потому что непонимание, незнание, кто же я такой», часто ведет к тому, что человек доволен собой. Он выполнил какие-то чисто формальные требования, он считает, что он молится, он считает, что он постится…

А вот я, например, гастрономическую бурю, которая возникает каждый пост в православных СМИ, постом никак не могу считать. Помню, позвонил один корреспондент: «Марина Андреевна, приближается Успенский пост, мы готовим подборку. Вы не хотите поделиться с нами рецептом вкусных постных блюд?». Я говорю: «Не хочу». — «То есть как?» — «То есть вот так. Не хочу. Ешьте либо не вкусное, либо не постное, и радуйтесь жизни».

Видела я эти рецепты вкусных постных блюд. Там какие-то ингредиенты, которые невесть где продаются, причем за дикие деньги. Я при всем желании не могла бы купить, даже если хотела бы. Пускай мне рассказывают, что руккола — замечательный салат, это действительно замечательный салат, но для меня это дорого, точка. Это уже не пост.

Есть такое закрытое дамское сообщество, куда нет входа ни мужьям, ни духовникам. Дамочки обсуждают меж собой какие-то духовные проблемы. Я этого просто не понимаю, потому что если нет входа духовникам, какие такие-сякие духовные проблемы там обсуждаются? Даже не хочу знать.

Как-то у них появилась открытая публикация, они объявили конкурс платочков. Какие красивые платочки надо покупать, и, главное, как их повязывать. С кокетливыми фотографиями. Но ведь платок — он платок и есть

Конечно, у него есть разные свойства, хотелось бы, чтобы он был красивым и качественным, но не до такой же степени надо обращать внимание на внешнее

Как только человек, поставивший своей целью «быть самим собой», начинает «быть самим собой доволен», это уже путь в бездну. Необязательно, но вероятно. Не собственное самодовольство должно быть нашей целью, а чтобы Господь нас принимал.

Кто Я на самом деле

Сила и слабость, чтобы быть собой

Здесь вы не узнаете ответ на вопрос, кто я есть. На вопрос, кто я есть, можете ответить только вы, заглянув вовнутрь себя. Но вы узнаете, кем вы не являетесь.

Ниже представлена техника, которая поможет вам ответить на ваш вопрос, кто я есть, точнее, кем вы не являетесь. Почаще к ней возвращайтесь, когда вам кажется, что в вашей жизни не всё в порядке.

Источник — Эзотерика. Живое Знание

Техника «Я никто»

Оглянитесь вокруг или просто подумайте обо всем, что вы имеете, снимаете, арендуете и покупаете в рассрочку или кредит, — короче, обо всем своем «имуществе».

Если хотите, сделайте подробную опись всего, что у вас есть, а после скажите себе: «Мое имущество — это отнюдь не я» — в том смысле, что «мой дом, мой компьютер, сухарик, который я держу в руке, и далее по списку — все это отнюдь не я».

А теперь подумайте обо всем, к чему вы стремитесь и чего хотите, и скажите себе: «Мои желания и стремления — это отнюдь не я» — в том смысле, что «квартира улучшенной планировки, новый мобильный телефон со встроенным модемом, факсом и видеокамерой, аппетитный шоколадный батончик в броской упаковке — все это отнюдь не я».

Подумайте обо всех этих людях (только это нужно делать абстрактно, чтобы не увязнуть в деталях и не сбиться смысли) и скажите себе: «Все эти люди — это отнюдь не я» — в том смысле, что «Мария — прекрасная женщина, но это отнюдь не я. Саня — отличный парень, но тоже не я. Моя мать — это не я, мой сын—это не я. Никто из всех, кого я знаю, — это отнюдь не я».

Теперь припомните все свои слабости и привычки: еженедельный визит к массажисту или иглоукалывателю, то, как вы бросаете себе под ноги полотенце, чтобы не стоять после душа на холодном полу, сигареты, которые вы курите не в затяжку, и скажите себе: «Все мои слабости и привычки — это отнюдь не я».

Мысленно пробегитесь по всем своим фобиям, неприязням и антипатиям и скажите себе: «Мои фобии, неприязни и антипатии — это отнюдь не я» — в том смысле, что «страх оказаться в одном чулане с трехпалым, ленивцем—это отнюдь не я, моя неприязнь к гаишнику — это отнюдь не я» и так далее.

Почувствуйте все, что вы сказали. Ваше имущество, ваши близкие, ваши страхи, привычки и желания — это отнюдь не вы. Даже ваше собственное тело — это тоже не вы. Но кто же тогда вы? А никто. Просто никто, и всё тут.

Насладитесь свободой этого состояния, а после выйдите на улицу — желательно в каком-нибудь шумном, грязном и суетном месте —и побудьте никем, полным никем. Когда вы никто, вам абсолютно нечего терять; вы просто скопление атомов, движущихся туда-сюда внутри всего, — дитя Вселенной, и все вокруг принадлежит вам.

Это упражнение учит тому, как все потерять, чтобы все обрести. Если говорить о вложениях, то это — самое выгодное из всех, какие только можно себе вообразить. Практикуйте его, когда история вашей жизни становится слишком запутанной, чтобы течь в благоприятном для вас русле, и вы испытаете чувство великого облегчения и свободы.

Как быть собой, если не знаешь кто ты

Человек может играть множество персонажей, умело приспосабливаться к характеру и потребностям окружающих людей, создавая успешную с социальной точки зрения картинку, но при этом не действовать относительно заложенного потенциала. Чтобы уметь это реализовать необходимо чёткое понимание, кем мы являемся, чтобы отделять свои стремления от манипуляций других, свои потребности от требований среды, а также своё настроение от влияния значимых людей. Поиском самого себя люди занимаются от ощущения душевной пустоты, после череды неурядиц, крайнего разочарования в себе или близких – когда всё гладко и не возникает никакого дискомфорта, человек уверен, что все складывается правильно, не задумываясь ни о смысле жизни, ни о своём предназначении в ней.

Если разделять процессы проявления себя в максимально честном варианте и поиск самого себя, то можно потратить жизнь на бесконечные медитации, посещение духовных и психологических школ, так и продолжая жить чужой жизнью. Оптимально каждый день на практике отыскивать те моменты, которые соответствуют внутренним процессам – так вы всё больше будете понимать про себя, а заодно и реализовывать. Можно начинать с попыток попробовать максимально многие виды деятельности и общение в различных кругах, чтобы почувствовать свой собственный комфорт или интерес к происходящему. В каком месте будет появляться больше энергии, эмоциональной захваченности и возможности практической деятельности, там больше кусочков вашего истинного я.

Сила и слабость, чтобы быть собой

Проблемы могут начаться в страхе реализовывать новые стратегии поведения и ожидании того, что привычное к прежнему варианту вашей личности социальное окружение отвернётся или будет пытаться вогнать в привычные рамки. Ценность отношений необходимо измерять не словами, а присутствующим эмоциональным комфортом. Т.е. если когда вы делаете что-то, от чего на душе светлеет и глаза горят, а друзья критикуют и уходят, то имеет смысл ещё и пересмотреть круг общения. Люди, пытающиеся подогнать вас под собственное видение, не являются теми, кто отражает ваше истинное бытие. Возможность менять окружение также помогает понять, кем вы являетесь, и если вас отталкивает среда художников, но поддерживают и опекают путешественники, то значит, значительно большая ваша часть является путешественником, пусть даже не в том формате, в котором это происходит у большинства.

Как быть всегда собой? Учитесь жить, максимально отходя от шаблонов, ища нестандартные решения, реакции, способы проведения времени и взаимодействия. Частая опора на общепринятое и шаблонное, тем меньше будет загружен ваш мозг, но и так же мало будет в вашей жизни самих вас. Ощущение проживания полноценной жизни рождается из нарушения неписанных правил и своеобразных социальных норм. Чем более неожиданным для окружающих станет ваше поведение, тем больше внутренней свободы вы получите.

Можно не знать и не уметь дать определение тому, кем вы являетесь, но в каждом моменте реагировать уникальной спонтанностью – это путь поиска себя в каждом настоящем моменте времени. Даётся тяжело, требует смелости, а также постоянно включенного сознания для того, чтобы не было шаблонных реакций, но итогом является умение быть собой.

Если давать окружающим такую же возможность своего истинного проявления, то вы познаете не только их без всяких условностей и клише, но также опосредованно изучите себя

В этом важно сосредоточиться и воспринимать любого собеседника как незнакомца, даже если вместе уже более тридцати лет. Вы можете забыть, что человек оказался недалёким в какой-то теме и смотреть на него, как возможно гениального собеседника; можете попросить совета у того, кто совершает провал за провалом или поддержки у слабого

Удивительным моментом остаётся то, что в итоге отбросив собственные стереотипы, вы узнаете людей с неожиданной стороны. Автоматический механизм, срабатывающий при таком построении общения – вы узнаете самого себя с непривычного ракурса и получите возможность дальше это реализовывать.

Методы поиска себя

Огромным камнем преткновения выступает отсутствие цели, как таковой. Каждый день живет по инерции, по привычке и определенному раскладу. А где в этом всем вы потеряли себя ?

Чтобы более ярко продемонстрировать ситуацию, я приведу пример. Представьте себя капитаном корабля, который бороздит просторы океанов без компаса и четких координат.

Возникают три вопроса: « Куда ? Зачем ? И по какой причине ? ». Равносильно этим трем вопросам многие проживают дни. Причиной выступает банальная растерянность и неуверенность в себе и собственных силах.

Одни люди собирают мнения, другие коллекционируют кумиров, чтобы хоть как-то помочь своему отражению в зеркале найти себя настоящего. Большинство из них, не понимают чего хотят, к чему стремятся, но на сто процентов знают, чего не хотели бы.

В решении данной проблемы, отлично работают следующие моменты. Запаситесь желанием вытащить себя из состояния оцепенения перед будущим и проработайте упражнения.

  1. Вспомнить все. В контексте пункта, вам необходимо вспомнить те сферы и интересы, что были важны для вас в детстве. Например, вам нравилось выпекать блинчики или выращивать растения, а быть может, вы гениально мастерили поделки ?
    Проанализируйте количество времени, что вы выделяете на удовлетворение перечисленных потребностей в удовольствии. Маловато, правда ?
  2. Проститься с позицией жертвы. Чувство зависти к родственникам или друзьям, тотальное желание стать на их место и быть таким же — опасно и коварно. Вы не были на их месте, не знаете скольких усилий требовало то или иное занятие или род деятельности. Вы находитесь на своем месте и вправе распоряжаться собственными знаниями, опытом и мечтами максимально продуктивно.
  3. Ответ на важные вопросы. Прежде всего, спросите себя о главном:Такой вопрос прекрасен тем, что дает возможность ощутить свободу и честно признаться себе в желаниях.
    Например, вы хотели бы заняться археологией, кулинарией и ландшафтным дизайном. Разве это не повод двигаться в этом направлении ?
  4. Посмотреть по-новому на настоящее. Порой мы насколько одержимы будущим, что мастерски игнорируем настоящее. А ведь ваша нынешняя профессия и ход дел — когда-то было желанием и выбором, которые вы обязаны уважать.
    Например, я советую повнимательней присмотреться к тем аспектом существующей работы под другим углом. Вам нравится работать с бумагами ? Вести учет ? Проводить анализ или общаться с людьми в сфере продаж ? Здорово ! Просто задумайтесь над фактом грандиозной проработки навыков, которые греют вашу душу уже сейчас, а не в иллюзорном завтра. Это послужит усовершенствованию накопившихся умений и профессиональному росту.
  5. Убийство негатива. Забудьте о словах « не могу, не хочу, не буду ». Вера в успех и чувство собственного удовлетворения — это состояния, которые можно вызывать и контролировать.

На этих размышлениях, я поставлю точку. В подобного рода вопросах правильных советов нет и каждый из вас в состоянии послужить себе лекарем. Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения.

До встречи на блоге ! Пока-пока !

Кто я есть на самом деле

Сила и слабость, чтобы быть собой

Нередко и на консультациях, и на тренингах психолог слышит вопрос: «Кто я есть на самом деле?». Как на такой вопрос реагировать?

Вопрос «Кто я есть на самом деле?» — когда-то странный, когда-то сложный.

Что за ним стоит, понять так же непросто, как понять что стоит за вопросом маленького ребенка: «Мама, а откуда я взялся?» Возможно, ребенка вполне порадует ответ: «Мы с папой тебя захотели!», а может быть, ему нужен ответ другой. Его кто-то во дворе спросил: «Откуда ты такой взялся?», вот теперь он маму и спрашивает.

Вопрос «Кто я есть на самом деле?» — такой же неясный, и прежде чем помогать человеку в ответе на такой вопрос, прежде всего, нужно присмотреться к самому человеку.

Кто я есть на самом деле — этот вопрос чаще всего задают либо те, кто ощущает потерю себя, механичность или фальшивость своей жизни, либо те, кто верит в возможности своего личностного роста, ищет вершины своего личностного роста. Первые так или иначе нуждаются в психотерапии. Вторые — заинтересованы в возможностях психологии развития. См.→

Как понять, кто я есть на самом деле?

Те, кто сидят, копаются в себе и гадают: «Кто я есть на самом деле?», обычно в этом направлении не продвигаются никуда (см. Самокопание). Если ничего не делать, не пробовать себя в разных делах, ничего само по себе ясным не станет.

Решение этого вопроса не падает с неба, оно не придет от головы и ни от какого-то умного человека, который взглянет на вас и скажет: «На самом деле ты вот какой/какая, и твой путь в этом направлении!» Так — не бывает.

Решение этого вопроса приходит из жизни, когда вы начинаете ставить цели по своей жизни (пусть хотя бы вначале маленькие), и лишь по ходу движения, знакомясь с собой в деле, вы начинаете лучше понимать, что вы действительно хотите и что вы действительно можете. Кто вы есть — на самом деле. Смотри Цель в жизни и Жизненные цели А постепенно, возможно, найдете и свое любимое дело, и предназначение, и свою Миссию.

Может ли здесь помочь психология? Может.

Психологическая помощь в обретении своего Настоящего Я

Средства обретения своего Настоящего Я обычно следующие:

  • Позитивная Я-концепция: Я качественный и достойный человек. См. Развитие личности на позитиве
  • Выходить из позиции Жертвы, учиться быть Автором своей жизни, учиться брать ответственность за свою жизнь. См.→
  • Движению вперед мешают страхи и неуверенность в себе. Если это про вас, для вас характерны страхи и вы часто чувствуете себя неуверенно — см. Работа с неуверенностью
  • Научиться думать самостоятельно, привыкать включать голову. Уйти от механичности стереотипов, разрешить себе жить по своему плану и проекту. Смотри Первая позиция восприятия
  • Поставить себе цели жизни и начать двигаться в этом направлении. Смотри Жизненные цели

Средства одни, а стиль освоения их может быть разный: осуществляться как психотерапия в стиле Карла Роджерса, либо воплощаться в бодрое личностное развитие в стиле Синтон-подхода.

Кто я есть на самом деле и Быть самим собой

Желание «быть самим собой» — про другое, нежели вопрос «Кто я есть на самом деле?». «Быть самим собой», по крайней мере в обыденном словоупотреблении, это вести себя естественно, без напряжения, ощущая внутри комфорт, благополучие и гармонию. Способ комфортного существования и поиск себя, нередко, это движение в противоположные стороны. См.→

Автор книги: Коллектив авторов

Познать себя: кто я на самом деле?

ТЕКСТ ПОДГОТОВИЛА: Елена Луговцова

Социальные роли, мнение о нас друзей, коллег, партнеров, семьи – все это формирует наше представление о себе. И чем старше мы становимся, тем сложнее добраться до истинного «Я». Но сделать это стоит. Хотя бы потому, что без понимания себя настоящего мы не реализуем свой потенциал, а все действия будут бессмысленными. Давайте вместе разбираться, как познать себя.

«Любимая моя» – это звучит голос мамы. Она обнимала меня перед школой, целовала в щеку и неизменно повторяла эти слова, – вспоминает 38-летняя Валентина. «Ты сильная, ты не плакса», – сказал однажды папа, когда, упав с велосипеда, я до крови разодрала коленку. «Ты такая красавица!» – с восхищением глядя на меня, говорил одноклассник Сережка. Он нравился мне, а я ему.

Потом я стала «гражданкой своей страны», как сказала учительница Зоя Михайловна, «немного музыкантом» по окончании музыкальной школы, юристом, когда получила диплом в университете, женой, после того как вышла замуж, и мамой двух очаровательных детей.

Все эти социальные роли, профессии, черты характера – их много, и это все про меня. Но что из них я, а что не я? Отражают ли они мою сущность?

ГОЛОСА ДРУГИХ

«Я – сложное образование, ведь кроме «Я, как мы его представляем», есть еще «Я, каким мы кажемся окружающим», «Я, каким хотим быть» и «Я, кем являемся на самом деле», – подчеркивает человекоцентрированный психотерапевт Вениамин Колпачников.

А психоаналитик Жак Лакан сравнивал «Я» с луковицей, которую слой за слоем образуют наши разные представления о себе.

Сначала были родители, ожиданиям которых мы стремились соответствовать. Их реакции на наши чувства, поступки становились зеркалом, смотрясь в которое мы учились понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно и нельзя, и в конечном итоге у нас возникло некое представление о себе.

Потом наше «Я», как губка, впитывало мнение и поступки значимых для нас взрослых – воспитателей, тренеров, учителей. Друзья, коллеги, партнеры – их слова и модели поведения тоже повлияли и продолжают влиять на то, кто мы есть и кем будем.

Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказывается отец

«Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели «Я», – резюмирует психоаналитик Елена Ратнер. – Иметь собственное «Я» – значит впитать в себя все многоголосие окружающих людей. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказывается отец, при этом хмурим брови и пожимаем плечами, как мать, и поступаем так, как поступило бы множество повлиявших на нас людей.

Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас друзья, партнеры, близкие люди. И наше описание себя (например, «я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний…») – это наше «Я», воспринятое через призму их реакций».

МОЯ ВСЕЛЕННАЯ

Все части «Я-целого» иногда живут в мире и согласии. А иногда спорят и даже конфликтуют между собой – например, когда нам нужно сделать важный выбор, определиться со спутником жизни, или с работой, или с планами на будущее, или в конфликтной ситуации принять чью-то сторону. Одна часть нас выбирает материальные блага, другая – нравственные ценности, третья пытается примирить их.

Дозировать фанатизм.

Мы любим бросаться в крайности. Годами пренебрегаем физкультурой, потом приходим в зал, рвем штангу и связки. Плывем по течению, внезапно озадачиваемся вопросом сомопознания и понеслось: тонны литературы, которую не только понять, прочитать невозможно, семинары и бесконечное эхо фразы: «тварь я дрожащая или право имею?».

Не занимайтесь самоанализом на работе, во время отдыха с семьей или встреч с друзьями. Невозможно всю жизнь быть включенным, иначе для расслабления не хватит алкоголя. Отведите на самоанализ определенное время, так вы сможете поговорить с умным человеком в спокойной обстановке.

Любить Бога и делать, что хочешь…

Блаженный Августин невнимательных людей сбивал с толку и, по-моему, сбивает до сих пор своей фразой: «Люби Бога и делай, что хочешь». Человек, который себя не знает, считает: «Конечно, я люблю Бога. Я почти каждое воскресенье в церковь хожу, стою там…». Здесь — глаголы физического действия очень характерные: люди в храме не молятся, а ходят, стоят. И презирают католиков, которые сидят, потому что стоять — это более «духовно», чем сидеть. Хотя, по-моему, можно даже лежать, ежели ноги не ходят.

О таких формальных вещах когда-то рассуждала моя покойная мама, которая была умная. Она хорошо говорила насчет троеперстия. «А если у человека на правой руке только два пальца — он, что, не может быть православным? Ну, не может он перекреститься тремя перстами по причине их отсутствия. А если у него вообще нет пальцев на правой руке? А если у него правой руки нет? Что, для него закрыт путь в православную церковь, в то самое Царство Небесное?» Сомнительно, понимаете ли. Действительно сомнительно. Все эти формальности имеют какие-то пределы.

«Люби Бога» — эта фраза уже отсылает нас выше. Всем сердцем своим, всей душой своей, всеми помышлениями своими. Если ты будешь любить Бога именно так, как это предписано Священным Писанием, то все твои желания будут исходить из этого. Ты гадостей уже не сделаешь, потому что человек, всей душой любящий Бога, не может сделать гадость. То есть может нечаянно, но он будет в этом каяться, просить у Бога прощения, он будет знать, что это не должное.

Если блаженный Августин призывает нас любить Бога и делать, что мы хотим, то враг рода человеческого призывает нас любить себя и делать, что хотим мы.

Чувствуете разницу? Мы опять возвращаемся к тому, что значит «быть самим собой». Будь, но соображай. Сволочью быть не надо, не надо любить в себе беса, не надо любить в себе грех. А любить надо в себе искру Божию, которая в тебя засеяна, как уже сказано, «прежде, чем Господь создал тебя во чреве матери твоей».

Вот и получается, что для того, чтобы поистине быть самим собой, нужно изгнать из себя зло. А для этого главное — покончить с лицемерием.

Итоги

Сила и слабость, чтобы быть собой

Таким образом, быть собой – значит следовать своим убеждениям, не менять мировоззрение ради того, чтобы понравиться другим людям, угодить им. Честность с самим собой, регулярное самопознание, здоровая рефлексия и самоанализ – главные инструменты для сохранения самого себя.

Чтобы быть собой, нужно знать, понимать и принимать свои особенности, использовать с пользой как достоинства, так и недостатки, уметь компенсировать и маскировать слабые стороны, не забывая при этом постоянно работать над собой и повышать их силу.

Быть собой просто: понять, что я хочу есть и пить, с кем и где хочу жить, чем хочу заниматься, с кем хочу общаться; постоянно помнить об этом, выбирать и нести ответственность за выбор, ставить цели и достигать их. У вас есть только одна жизнь, отнимать которую не имеют права ни родители, ни СМИ, ни другие люди, ни стереотипы.