Опросник структуры психологических защит (тест спз)

Внутренняя структура

ГТ включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утверждений («Я», «ОН», «ОНА»). Варианты ГТ предназначены для получения независимой характеристики испытуемого; сравнение данных самохарактеристики с независимой характеристикой расширяет возможности индивидуальной диагностики (например, мнение врача как корректирующее дополнение самохарактеристики пациента); делает его особо удобным для социально-психологических исследований (например, обследование супружеских пар, семей, психотерапевтических групп).

Каждое утверждение ГТ оценивается по 7-балльной шкале. Полученные баллы могут быть преобразованы в стандартные подобно преобразованию в MMPI. Основу 6 стандартных шкал ГТ составляет результат факторного анализа пунктов опросника, проведенного на группе из 236 больных неврозами в Гиссенской психосоматической клинике: первые 6 пунктов, имевшие наибольшие нагрузки по одному из факторов, были объединены в шкалы.

Интерпретация

Версия Рассказовой — Гордеевой — Осина

Подсчёт баллов по каждой шкале достигается простым суммированием баллов по всем вопросам, входящим в шкалу. Общий балл не высчитываеся, поэтому из опрсника извлекается 15 показателей, поответствующих выраженности 15 типов выделяемых защит.

Несмотря на то, что вопрос №22 по шкале №10 имел в процессе валидизации отрикательную факторную нагрузку, его решено было оставить, чтобы не нарушать структуру опросника и по причине общего соответствия модели оригинальным теоретическим представлениям.

В настоящее время отсутствуют какие-либо данные о нормативных показателях опросника, поэтому возможен лишь подсчёт сырых баллов:

Вариант ответа В прямых значениях
Нет 1 балл
Изредка 2 балла
Иногда 3 балла
Часто 4 балла
Шкала В прямых значениях
F1: Позитивное переформулирование и личностный рост 1, 29, 38, 59
F2: Мысленный уход от проблемы 2, 16, 31, 43
F3: Концентрация на эмоциях и их активное выражение 3, 17, 28, 46
F4: Использование инструментальной социальной поддержки 4, 14, 30, 45
F5: Активное совладание 5, 25, 47, 58
F6: Отрицание 6, 27, 40, 57
F7: Обращение к религии 7, 18, 48, 60
F8: Юмор 8, 20, 36, 50
F9: Поведенческий уход от проблемы 9, 24, 37, 51
F10: Сдерживание 10, 22, 41, 49
F11: Использование эмоциональной социальной поддержки 11, 23, 34, 52
F12: Использование «успокоительных» 12, 26, 35, 53
F13: Принятие 13, 21, 44, 54
F14: Подавление конкурирующей деятельности 15, 33, 42, 55
F15: Планирование 19, 32, 39, 56

Обработка и интерпретация результатов

Ключ сырых баллов

  • Конфронтационный копинг — пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование — пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль — пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки — пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности — пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание — пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы — пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка — пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

В адаптации Крюковой и соавт.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто — 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов.

Например, если испытуемый набрал 8 баллов:

\frac{8}{18}*100 = 44,4%

— это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

  • 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
  • 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
  • 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

В адаптации Вассермана и соавт.

После расчета «сырых» показателей по шкалам необходимо осуществить их перевод в стандартные Т-баллы с использованием
разработанных таблиц. Таблицы перевода «сырых» показателей в стандартные Т-баллы составлены на основе статистического анализа результатов обследования репрезентативной выборки объемом 1627 человек.

Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:

  • показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии;
  • 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии;
  • показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.

Клиническая значимость

Области применения ГТ благодаря его компактности и структуре могут быть весьма разнообразны. Особенности конструкции ГТ, позволяющие учитывать личностные, интрапсихические и социально-психологические переменные, дают возможность не только исследовать соответствующие характеристики, но и устанавливать связи между внутри- и межличностными переменными, соотносить личностные признаки с межличностным взаимодействием, социальным поведением, социальными установками и реакциями личности.

Основное отличие ГТ от других психологических тестов заключается в том, что он в значительной степени учитывает социальные установки и реакции личности, что делает его пригодным не только для исследования личности, но и для анализа социальных отношений, в особенности межличностных отношений в малых группах.

В индивидуальной диагностике наличие трех вариантов методики расширяет диапазон ее применения по сравнению с классическими личностными тестами. ГТ позволяет получить психологический автопортрет, отражающий комплекс качеств, представление о которых может в значительной степени способствовать решению дифференциально-диагностических задач (различные формы неврозов, неврозы и психопатии и пр.). В руководстве по применению ГТ авторы приводят типичные профили больных неврозами, язвенной болезнью желудка и ДПК, делинквентных подростков и др. Наряду с этим ГТ может быть использован для получения информации о том, каким испытуемый хотел бы видеть себя (идеальное «Я»)

Сопоставление реального и идеального образов «Я» имеет важное значение для психологической диагностики, поскольку степень сходства или различия двух параметров позволяет диагностировать такую важнейшую личностную характеристику как самооценка и, косвенным образом, «индекс невротичности». Возможно также использование ГТ для получения независимых характеристик испытуемого со стороны членов его семьи, лечащего врача и других лиц его окружения

Сопоставление самохарактеристик с независимыми характеристиками в значительной степени способствует объективизации самооценки испытуемого.

Групповая диагностика с помощью ГТ может проводиться по двум различным направлениям. Первое направление — диагностика межличностного взаимодействия, основанная на рассмотрении взаимоотношений между членами группы, частями группы и разными группами. Так, например, ГТ предоставляет важную информацию для анализа взаимоотношений врачей и пациентов в отделении, отношений между супругами, между пациентами психотерапевтической группы. Второе направление групповой диагностики — это анализ типичных свойств коллективов и групп по сравнению с нормой или контрольной группой. Групповая диагностика позволяет дополнить представления об интрапсихических особенностях пациента представлениями об особенностях межличностного взаимодействия, иными словами, включить межличностный, поведенческий аспект в контекст реализации диагностических задач.

ГТ также может быть полезен в исследованиях, направленных на контроль за эффективностью психотерапии. Особенностью структуры ГТ является то обстоятельство, что наряду с постоянными во времени личностными свойствами, авторы включили переменные, которые связаны с ожидаемыми изменениями при проведении психотерапии. Однако в этих исследованиях возможны методические затруднения, связанные с тем, что в отличие от MMPI и подобных опросников ГТ не имеет предпочтительных направлений в отдельных шкалах, которые определенным образом диагностируют неврозы: изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление невротических тенденций, оценка изменений при таком методе зависит от исходных позиций по отдельным шкалам. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелировке как изначально имеющихся различий, так и возникающих изменений, представленных в самохарактеристиках обследуемых пациентов. Рекомендуется в случае разных клинических групп и различной по форме и длительности психотерапии разрабатывать релевантные выборке специальные шкалы на базе всех 40 пунктов опросника.

Наряду с областью клинико-психологических исследований ГТ может быть использован при проведении социально-психологических исследований, так как возможность изучения с помощью ГТ психологических автопортретов, независимых характеристик и образов идеального «Я», ауто- и гетеростереотипов, представлений о профессии (образа профессии), групповых эталонов (идеалов) и т. п. делает особенно широким спектр его применений в этой области исследований.

Обработка результатов

Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом. Затем сырые баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Существует и другой вариант обработки результатов:

Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле

\frac{n}{N}*100%

где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.

Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле

\frac{n}{97}*100%

где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Ключ

№ > Название шкал Номера утверждений n
А Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 12
B Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 12
C Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 14
D Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 10
E Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 13
F Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 13
G Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 12
H Реактивное образование 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, 10

Средние величины нормативных данных


Средние величины нормативных данных по 8 вариантам (Вассерман Л. И с соавт., 1999).

Механизмы защиты Данные авторов при

апробации методики

n = 140

Данные авторов методики

n = 104

M S +- m M S +- m
Отрицание
4, 5
2, 96
0, 25
3, 81
2, 07
0, 20
Вытеснение
4, 0
2, 97
0, 20
2, 59
1, 77
0, 17
Регрессия
4, 7
2, 96
0, 25
5, 12
3, 09
0, 30
Компенсация
3, 1
2, 13
0, 18
4, 38
1, 86
0, 18
Проекция
8, 2
3, 55
0, 30
5, 51
3, 01
0, 30
Замещение
3, 8
2, 96
0, 25
3, 12
2, 01
0, 20
Интеллектуализация
5, 9
2, 60
0, 22
6, 32
1, 95
0, 19
Реактивное образование
3, 1
2, 13
0, 18
2, 80
2, 35
0, 23

Шкалы перевода сырых балов в процентили

Шкала перевода сырых балов в процентили (при апробации)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение >интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
2
1
2
2
4
13
1
2
15
6
5
2
15
38
2
8
34
15
16
4
27
3
56
3
19
54
30
29
9
40
16
71
4
33
71
47
45
16
53
32
81
5
52
83
61
62
26
69
51
88
6
70
91
73
79
39
83
74
93
7
83
96
82
90
53
90
87
95
8
91
99
89
97
68
94
95
98
9
97
93
99
70
96
99
99
10
99
97
88
99
11
99
94
12
98

Шкала перевода сырых баллов в процентили (авторы)

Сырые очки отрицание вытеснение регрессия компенсация проекция замещение интеллектуализация Реактивное образование
A B C D E F G H
3
2
2
5
1
6
7
1
13
8
6
20
5
23
3
19
2
27
25
19
37
6
37
6
39
3
39
42
35
63
7
48
17
61
4
50
63
53
78
12
65
28
76
5
61
76
70
88
20
77
42
91
6
79
87
80
95
27
86
59
97
7
84
92
85
97
36
93
76
98
8
90
97
88
99
46
97
87
99
9
97
98
95
64
98
92
10
98
99
97
72
99
97
11
99
99
90
99
12
96
13
99

Валидизация

Адаптация опрсоника проводилась в соответствии с общими правилами технологии создания и адаптации методик (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987) и включала перевод методики, получение тестовых норм, проверку психометрических показателей (валидность и надежность теста).

Перевод осуществлялся параллельно специалистами-филологами и психологами, владеющими немецким языком. Обратный перевод был сделан студентом-психологом Свободного Университета (Берлин) Э. Вирцба, стажировавшимся в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева.

Первоначальная редакция русского варианта гиссенского личностного опросника, апробированного на репрезентативной выборке (студенты, педагоги, менеджеры и пр., n = 426), не удовлетворяла критериям валидности и достоверности. Пункты недостоверных шкал в измененной формулировке вошли во вторую редакцию русского варианта Гиссенского теста, представленную в данных методических рекомендациях.

Выборка для стандартизации 2-й редакции ГТ состояла из 173 человек в возрасте от 18 до 57 лет. Средний возраст — 30,5 лет. По социальному составу выборка была разнородной. Основные группы испытуемых: студенты разных курсов технических вузов Санкт-Петербурга и врачи, проходившие стажировку в ГИДУВе; мужчин и женщин было примерно поровну (82 женщины и 91 мужчина).

История создания и валидизации

Опросник был создан на основе первой методической разработки Folkman & Lazarus (1980) – опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist – WCC), который составляли 68 пунктов-утверждений, сформулированных на основе концептуальных разработок и результатов эмпирических исследований. В дальнейшем содержание и структура опросника подвергались
пересмотру и переоценке. В редакции 1998 года опросник содержит 66 утверждений, объединенных в 8 шкал.

В 2004 году методика была несколько сокращена до 50 пунктов и валидизирована на российской популяции.

В НИПНИ им. Бехетерва методика была перестандартизирована. Уже валидизированный вариант из 50 вопросов был подвергнут переформулированию вопросов, и валидизирован на выборке из 1600 испытуемых — как психически здоровых, так и больных.

Процедура проведения

Инструкция

На следующих страницах Вы найдете ряд высказываний об опре­деленных способах поведении и установках.
Вы можете ответить да или нет (согласен или не согласен). Выбрав ответ, поставьте, пожалуйста, знак х (крест) в предусмотренном для этого месте на бланке для ответов.
Не существует правильных или неправильных ответов, так как каждый человек имеет право на собственную точку зрения

Отвечайте так, как считаете верным для себя.
Обратите, пожалуйста, внимание на следующее:

  • Не думайте о том, какой ответ мог бы создать лучшее впечатление о Вас и отвечайте так, как считаете для себя предпочтительнее. Обработка результатов автоматизирована и при этом содержание утверждений не проверяется.
  • Не думайте долго над предложениями, выбирая ответ, отмечайте тот, который первым пришел Вам в голову.
  • Может быть, некоторые утверждения Вам не очень подходят. Несмотря на это, по­метьте один из ответов, а именно тот, который для Вас наиболее приемлем.

Большое спасибо!

Теоретические основы

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю

При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Эффективность той или иной стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся личностных ресурсов, поэтому говорить об адаптавности/дезадаптивности отдельных копинг-стратегий некорректно. Стратегии, эффективные в одной ситуации, могут быть неэффективными и даже приносить вред – в другой. Вместе с тем выделяют ряд психосоциальных факторов, способствующих адаптации к стрессовым ситуациям относительно независимо от характеристик этих ситуаций. К ним относят комплекс адаптивных индивидуально-типологических (преимущественно когнитивно-стилевых) особенностей (например, копинг-компетентность, оптимизм, самоуважение, интернальный локус контроля, жизнестойкость и т.п.), а также свойства социальной сети и адекватность социальной поддержки.

Результаты экспериментальных исследований

Группа больных эндогенными психозами

Методика показала свою эффективность как составляюшая комплексной психодиагностики в клинике. Так, в НИПНИ им. Бехтерева была предложена комплексная психодиагностическая методика для больных эндогенными психозами, включая в себя обследование по опросникам индекс жизненного стиля, ТОБОЛ и копинг-тест Лазаруса. Результаты, полученные в ходе этого исследования, представлены ниже и на страницах соответствующих методик.

Обследование проводилось на выборке из 410 больных: шизотипическим расстройством (82 человека), параноидной шизофренией (93 человека), шизоаффективным расстройством (26 человек) и биполярным расстройством (73 человека), проходивших лечение в отделении внебольничной психиатрии клиники НИПНИ им. Бехтерева.

Тип совладающего поведения Диагноз
Шизопическое расстройство Параноидная шизофрения Шизоаффективное расстройство Биполярное аффективное расстройство
χ ср σ χ ср σ χ ср σ χ ср σ
Конфронтация 40.35 14.68 52.47 16.08 43.03 13.08 48.74 12.71
Дистанцирование 45.03 16.76 50.00 19.62 49.43 13.06 53.03 11.34
Самоконтроль 62.41 13.18 59.79 14.99 61.01 10.01 67.1 10.23
Поиск социальной поддержки 65.78 22.92 65.72 21.39 66.29 16.02 74.48 12.78
Принятие ответственности 68.42 23.17 59.72 18.80 64.61 16.34 74.03 12.03
Бегство-избегание 49.78 12.54 53.01 18.73 53.45 10.6 56.02 10.04
Планирование 60.82 20.66 56.79 18.33 58.45 15.12 63.88 12.17
Положительная переоценка 49.62 18.67 52.91 12.85 55.35 16.30 55.41 11.01

Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия.

Группа военнослужащих, переживших психотравмирующие события

С целью экспериментально-психологической оценки стратегий совладающего со стрессом поведения лиц, профессиональная деятельность
которых протекает в напряженных условиях, были обследованы 168 военнослужащих. Первую группу составили военнослужащие из числа плавсостава подводных лодок (всего 61 человек, средний возраст 32,96+0,8 лет, средний срок службы в офицерских должностях 13,19+0,8 лет.) Военнослужащие были обследованы на военно-морской базе Северного флота ВМФ России, расположенной в городе Североморск Мурманской области. Вторая группа – учащиеся первого курса Санкт-Петербургского университета МВД России (всего 70 человек), давшие согласие на участие в приводимом исследовании. Средний возраст обследованных составил 18,78+0,13 лет. В третью группу вошли военнослужащие с клинически верифицированным диагнозом расстройство адаптации (F 43.2 по МКБ-10).

Исследование проводилось на базе психиатрических клиник города Санкт-Петербурга – Военный окружной госпиталь № 442 им. З.П. Соловьева, клиника психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Все исследуемые пациенты (всего 37 человек в возрасте 24 – 51 года, средний возраст 32,2±1,83 лет) в момент обследования находились на стационарном лечении. Среди причин, определивших формирование расстройств адаптации, преобладали проблемы в межличностных (чаще всего семейных) отношениях, а также проблемы в профессионально-трудовой сфере. Данные о преобладающих формах совладающего со стрессом поведения в подгруппах представлены в таблице.

Стратегия совладания Моряки-подводники Курсанты Военннослужащие с расстройством адаптации
Конфронтация 48,21±1,18 50,45±1,16 51,16±1,23
Дистанцирование 47,36±1,31 50,62±1,10 52,39±1,48
Самоконтроль 46,95±1,19 46,44±1,21 46,83±1,80
Поиск социальной поддержки 49,38±1,26 53,38±1,11 49,81±1,99
Принятие ответственности 44,66±0,93 45,25±1,05 47,23±1,73
Бегство-избегание 45,92±1,13 47,00±0,89 53,03±1,48
Планирование решения 51,02±1,09 54,52±1,22 44,39±1,70
Положительная переоценка 46,64±1,08 52,75±1,06 44,53±1,81

Жирным выделены значения, по которым были получены достоверные различия группы с группой военнослужащих с расстройством адаптации.

Внутренняя структура

Версия Иванова — Гаранян

В соответствии с установленной факторной структурой, опросник состоит из 60 вопросов, объединённых в 14 шкал: Использование социальной поддержки, Употребление психоактивных веществ, Религиозный копинг, Использование юмора, Фокусировка на эмоциях и их вентилирование, Планирование совладания, Принятие, Поведенческое избегание, Оттормаживание всех других занятий, Активные усилия и личностный рост, Отрицание, Самоограничение, Позитивное переопределение, Психическое избегание.

Версия Рассказовой — Гордеевой — Осина

Опросник состоит из 60 пунктов, объединенных в 15 шкал (соответствует оригинальной структуре опросника), в настоящее время имеется также и его сокращенная версия. Измеряются следующие стратегии совладания:

  1. Активное совладание (активные шаги или прямые действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации).
  2. Планирование (обдумывание того, как действовать в отношении трудной жизненной ситуации, разработка стратегий поведения).
  3. Подавление конкурирующей деятельности (избегание отвлечения другими видами активности и, возможно, игнорирование других вещей, с тем чтобы активнее справляться со стрессовой ситуацией).
  4. Сдерживание совладания (ожидание подходящего для действий момента и воздержание от слишком поспешных, импульсивных действий).
  5. Поиск социальной поддержки инструментального характера (стремление получить совет, помощь или информацию).
  6. Поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам (стремление найти эмоциональную, моральную поддержку, сочувствие и понимание).
  7. Концентрация на эмоциях и их активное выражение (фокусировка на неприятных эмоциях, неприятностях и выражении чувств).
  8. Позитивное переформулирование и личностный рост (попытки переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе).
  9. Отрицание (отказ верить в случившееся или попытки отрицать его реальность).
  10. Принятие (принятие реальности произошедшего, стрессовой ситуации).
  11. Обращение к религии (обращение к помощи Бога, вере, религии).
  12. Использование «успокоительных» (использование алкоголя, лекарственных средств или наркотиков как способ избегания проблемы и улучшения самочувствия).
  13. Юмор (шутки и смех по поводу ситуации).
  14. Поведенческий уход от проблемы (отказ от достижения цели, регулирование усилий, направленных на взаимодействие со стрессором).
  15. Мысленный уход от проблемы (использование различных видов активности для отвлечения от неприятных мыслей, связанных с проблемой, например, фантазирование, сон).