Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Экзистенциальные потребности в установлении связей

Всю свою жизнь человек осознанно или неосознанно стремится объединиться с другими людьми. По мнению Эрика Фромма, есть только 3 способа удовлетворения этой потребности. Можно подчиниться правилам и требованиям какой-то группы или другого индивидуума, можно властвовать над кем-то, можно быть связанным с людьми или отдельным человеком посредством любви. При этом Фром с точки зрения своей гуманистической теории склонял общественную мысль к тому, что неоправданно удовлетворять через власть или подчинение свои экзистенциальные потребности. Это только любовь является верным способом сохранить целостность натуры, внутренние силы и уверенность в себе.

Социальная связка людей по модели власть – подчинение ущербна, потому что не может полностью удовлетворить указанную потребность. В силу побочного возникновения грубой зависимости между собой властвующий и подчиненный частично теряют свое «Я».

Экзистенциальные потребности в самоидентичности

В человек заложено природой самостоятельное формирование концепции собственного «Я», результатом которого является осознание факта, что «Я отвечаю за себя». Легче отождествлять себя с разными институтами: с государством, нацией, религией, профессией, социальной группой, местом проживания. В упрощенной модели идентификации заложена угроза глобального конформизма, стадного инстинкта, зависимой принадлежности к толпе, где индивидуальность остается только словом, теряет объективную сущность своего лексического значения.

Другая крайность скрыта в ситуации, где человек лишен возможности отождествлять себя с кем-то или с чем-то. Можно лишиться рассудка. Люди, не имеющие психологических проблем, умеют идентифицировать себя вне толпы, при этом их критерии отвечают реальности.

Пирамида потребностей Маслоу А.Х.

  • Первичные потребности:
  • Физиологические( удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)
  • Экзистенциальные( от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование , комфорт, гарантия занятости)
  •  Вторичные потребности:

Социальные( потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)

Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост

А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих
Любая похвала приятна людям, появляется  желание  выполнить что-то ещё более качественно.

Духовные( самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.). Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

  • все потребности взаимосвязаны
  • невозможно удовлетворить все потребности
  • безграничность потребностей
  • потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.

Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.

Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание  удовлетворения своих потребностей

Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни

Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Для кого важна самоактуализация

Необходимо заметить, что в самоактуализации нуждаются не только те, кто обладает каким-либо талантом. Свой личностный или творческий потенциал есть у каждого без исключения человека. Каждая личность имеет свое призвание. Потребность в самоактуализации заключается в том, чтобы найти дело своей жизни. Формы и возможные пути самоактуализации весьма многообразны, и именно на этом духовном уровне потребностей мотивы и поведение людей наиболее уникальны и индивидуальны.

Психологи утверждают, что стремление максимально самореализоваться присуще каждому человеку. Однако людей, которых Маслоу назвал самоактуализирующимися, крайне мало. Не более 1% от населения. Почему же те стимулы, которые должны побуждать человека к деятельности, не всегда срабатывают?

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Маслоу в своих работах указал следующие три причины подобного неблагоприятного поведения.

Во-первых, незнание человека о своих возможностях, а также непонимание пользы самосовершенствования. Кроме того, имеют место быть обыкновенные сомнения в собственных силах или же страх неудачи.

Во-вторых, давление предубеждений – культурных или социальных. То есть способности человека могут идти вразрез с теми стереотипами, которые навязывает общество. Например, стереотипы женственности и мужественности способны помешать юноше стать талантливым визажистом или танцором, а девушке достичь успехов, например, в военном деле.

В-третьих, потребность самоактуализации может пойти вразрез с потребностью в безопасности. Например, если самореализация требует от человека рискованных или опасных поступков или же действий, не гарантирующих успеха.

Потребность в наличии системы ценностей

Своя система ценностей чрезвычайно важна для человека, так как каждому необходима некая опора, жизненная карта, которая поможет ориентироваться в мире. Целеустремленный индивид имеет собственную систему взглядов и убеждений, которые помогают принять и систематизировать все те внешние раздражители, с которыми он сталкивается на протяжении жизни. Каждый индивидуально придает тот или иной смысл происходящим вокруг явлениям. Если какая-либо ситуация выходит за рамки внутренней философии человека, он воспринимает ее как ненормальную, неправильную, из ряда вон выходящую. В ином случае произошедшее воспринимается абсолютно нормально.

У каждого своя система ценностей, поэтому один и тот же поступок или событие у двух разных людей могут вызвать как восхищение, так и неодобрение.

Потребность в укорененности

Человеку невыносимо жить в полной изоляции. Рано или поздно у каждого возникает острое желание «укорениться» в этом мире и обществе, почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенной. Фромм утверждает, что потребность в «укорененности» возникает в момент, когда разрывается биологическая связь с матерью. Под влиянием концепции о раннем матриархальном обществе выдвинутой Дж. Бахофеном Фромм соглашается с ним, что центральной фигурой в любой социальной группе является именно мать. Она обеспечивает своим детям ощущение укорененности. Именно она способна как пробудить в них стремление к развитию собственной индивидуальности, самостоятельности и независимости, так и приостановить психологический рост ребенка.

Помимо положительной стратегии удовлетворения потребности в «укорененности», когда человек, приспособившись к внешнему миру, чувствует себя с ним единым целым, существует менее продуктивная, так называемая стратегия «фиксации». В этом случае человек упорно отказывается от какого-либо продвижения, он прекрасно себя чувствует в том мире, который когда-то очертила ему мать. Такие люди крайне не уверены в себе, пугливы и чрезвычайно зависимы от других. Они нуждаются в постоянной опеке и не могут справиться с неожиданными препятствиями внешнего мира.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Потребность в самоидентичности

Потребность в самоидентичности тесно связана с потребностью в «укорененности». Давайте узнаем, почему. Отрываясь от биологической связи с матерью, начинается процесс формирования собственного «Я». Человек, который явно ощущает свою непохожесть на других, способен стать хозяином своей жизни, а не следовать постоянно указаниям других. Удовлетворяя потребность в самоидентичности, индивид становится индивидуальностью.

Фромм придерживается мнения, что представители большинства традиционных культур тесно сопоставляли себя своему обществу, не представляя себя отдельно от него. Рассматривая эпоху капитализма, он соглашается с теориями других психологов в том, что значительное расширение границ политической и экономической свободы не дало человеку реального ощущения своего «Я». Каждый слепо верил своему лидеру. Чувство привязанности к другому человеку, социальной группе, религии или профессии не имеет ничего общего с самоидентичностью. Из отверженного чувства подражания и привязанности к социальной группе формируется стадный инстинкт.

Если психически нездоровый человек постоянно тянется к сильным личностям, всеми способами пытается найти свое место в политических или социальных институтах, то сильный и здоровый человек менее зависим от мнения толпы. Для комфортного существования в обществе ему не нужно ограничивать себя в чем-либо и скрывать проявления своей индивидуальности.

Рассмотрев экзистенциальные потребности по Фромму, ознакомимся с научными результатами Абрахама Маслоу.

Экзистенциализм

В русский язык это слово проникло с экзистенциальной философией, которую также называют экзистенциализмом. Она зародилась в XIXвеке, ее родоначальником считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Он первым из западных философов отказался от объективного понятия истины и заявил, что истина экзистенциальна, т.е. личностна, уникальна для каждого человека. Она должна быть не понята умом, а пережита. Появление экзистенциализма было резким поворотом в философии от исследования объективной природы вещей к внутреннему миру человека.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Сёрен Кьеркегор. Фото: Wikimedia

В XXвеке это направление философии получило развитие в трудах Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера. Они повлияли на французских писателей, которые создали направление французской экзистенциальной литературы. Среди них был Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Первый из них издал катехизис нового направления — эссе “Экзистенциализм — это гуманизм”.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.ФроммаЖан Поль Сартр. Фото: скриншот YouTube

Произведениям Сартра и Камю свойственен атеизм, абсурд, философские размышления, исследование страха, одиночества и проблемы самоубийства. Их произведения были очень популярны в СССР. Некоторые литературоведы находят признаки экзистенциализма в романах Достоевского.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Фото: makulatura.ru

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

Виды потребностейПримеры
биологические , то есть ествественные, врождённые, природныееда, , воздух, сон, воспроизводство  и др.
материальныежилище, одежда, украшения и др.
социальныеобщение, оценка обществом деятельности человека, труд.
духовные( познавательные, культурные, идеальные)учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др.

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны  при  удовлетворении  предыдущих.

Экзистенциальные потребности в преодолении себя

Сложное понятие заключается в стремлении к созиданию.

Продуктивный путь лежит через процесс творчества и его проявления в искусстве, науке, религии. Человек по природе своей пытается показать, чем он, будучи приматом, отличается от представителей животного мира. Поэтому люди создают общественные институты, материальные ценности, моральные нормы, в той или иной степени позиционируя любовь, как движущую силу развития своего биологического вида.

Иррациональный путь удовлетворения потребности заключается в проявлении злонамеренной агрессии. Убивая и превращая другого в жертву, кто-то видит свою значимость в демонстрации доминирующей силы, подсознательно поднимая внутренние конфликты.

Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей

Исследования социологов, касающиеся ценностей человека, являются чрезвычайно важными для понимания и обеспечения общественного порядка. При рассмотрении отдельной личности очевидно, что экзистенциальные потребности – это базовый элемент ее деятельности, как и ценностно-нормативное регулирование общественных отношений является мощным фактором функционирования социальных групп. Резкие изменения в структуре общественной жизни привели к повышенному вниманию к вопросу о человеческих ценностях и потребностях. Именно экзистенциальные потребности, примеры которых приведены выше, являются темой исследований многих ученых классического периода (М. Вебер, У. Томас, Т. Парсонс), современных западных социологов (Ш. Шварц, П. Блау, К. Клакхон и др.), также к проблеме человеческих ценностей обращались советские и постсоветские социологи (В. Ядов, И. Сурина, А. Здравомыслов).

«Ценность» и «потребность» являются одновременно фундаментальными понятиями и в то же время многогранными и крайне широкими

Традиционно под ценностями понимали ту важность и вклад в жизнь человека, что вносил объект экзистенциальных потребностей, значимость явлений и процессов действительности для конкретного человека и социальной группы. Они могут воплощаться в самых разнообразных проявлениях от предметов и материальных благ до неких абстрактных идей

В то же время потребностью можно назвать своего рода эталон, инструмент, при помощи которого происходит оценка действительности. Исходя их этого, экзистенциальные потребности – это структурный элемент культуры, который состоит из алгоритмов поведения, системы оценки, результата деятельности человека ради удовлетворения собственных духовных и прочих нужд. Но в то же время, если человека спросить, зачем ему удовлетворять конкретную потребность, он не сможет дать ответ, либо ответ будет очень затруднительным. Эти потребности стоят выше желаний, они скорее выступают как некое средство достижения целей, не всегда осознанное и определенное.

Экзистенциальный кризис

В XX веке экзистенциализм получил развитие и в психологии. В современном мире очень многие специалисты говорят о появлении у людей так называемого экзистенциального кризиса, т.е. кризиса бытия, страха за существование. Его главные отличительные черты: тревога, бессонница, депрессия, утрата смысла жизни.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

DepositphotosДо появления экзистенциальной философии считалось, что человеческой жизнью руководят высшие силы

Экзистенциальная революция XIXвека сосредоточила все внимание на самом человеке, поставив его в центр мира. Это освободило людей от многих предрассудков, но одновременно вызвало сильное одиночество и страх

Многие люди сталкиваются с тем, что не знают, зачем живут и важна ли их жизнь вообще. Иногда это приводит к суициду.

Читайте подробнее: 

Экзистенциальный кризис — что это такое и как с ним справиться?​

Экзистенциальная психология. Мнение Абрахама Маслоу

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Абрахам Маслоу не был экзистенциалистом, он даже не мог назвать себя прилежным исследователем этой отрасли психологии. Он изучал экзистенциализм, пытаясь в нем отыскать что-то новое для себя. Для него базовым условием, определяющим проявление базовых социальных экзистенциальных потребностей, является понятие самобытности, идентичности и преодолении себя.

Во время изучения данной темы Маслоу сделал немало полезных выводов. Он считает, что для психологов чрезвычайно важным является тот факт, что только экзистенциалисты могут изучать психологию, основываясь на философских началах. Другим этого не удается сделать. Так, логический позитивизм был в корне ошибочным, особенно во время лечения клинических больных

«Быть может, в скором будущем психологи примут во внимание основные философские проблемы и перестанут полагаться на непроверенные концепции», — считает психолог

Сформулировать экзистенциальные потребности по Маслоу достаточно сложно. В своих исследованиях он не пытался изобрести что-то новое, его целью было отыскать что-то общее с привычной психологией, научиться чему-то в существующих теориях. Наиболее сильное впечатление на него оказал вопрос о будущем, который в литературе занимает центральное значение. Из статьи Эрвина Страуса в книге «Экзистенция» следует, что будущее является динамически активным в любой момент времени, оно всегда вместе с человеком. В понимании Курта Левина будущее – понятие внеисторическое. Все привычки, навыки и прочие механизмы основаны на опыте из прошлого, а, следовательно, они сомнительны и недостоверны относительно будущего.

Ученый считает, что изучение базовых социальных экзистенциальных потребностей и экзистенциализма в целом поможет отбросить жизненные страхи и иллюзии, выявив истинные психические заболевания, это все может привести к образованию новой ветки в психологии.

Одна из мыслей Маслоу гласит, что, вполне вероятно, то, что принято называть психологией, является всего лишь изучением хитростей человеческой натуры, которые применяются подсознанием, чтобы избежать страха перед неизведанной новизной будущего.

экзистенциальные потребности примеры .

Экзистенциальные потребности это что? Психология высокого уровня функционирования, часть 2

Нажми для просмотра

Экзистенци
альные
потребност
и это что?
Это
потребност
ь в смысле
и
осмысленно
сти жизни.
Это
потребност
ь…
 
 
 
Тэги:
 
Духовные потребности это что? Психология высокого уровня функционирования, часть 3

Нажми для просмотра

Духовные
потребност
и это что?
Духовные
потребност
и —
наверное,
наивысшие
потребност
и нашей…
 
 
 
Тэги:
 
ДЕПРЕССИЯ: вся правда и мифы о биче 21 века

Нажми для просмотра

Экстракт
зверобоя(п
иродный,
безрецепту
рный
антидепрес
сант с
научно
доказанной
эффективно
стью) …
 
 
 
Тэги:
 
Пограничное Расстройство Личности ч.1: самопомощь

Нажми для просмотра

Погранично
е
расстройст
во
личности
(Borderline
Personality
Disorder), как и
другие
расстройст
ва
личности,
согласно
DSM, имее…
 
 
 
Тэги:
 
Социальные потребности это что? Психология высокого уровня функционирования, часть 1

Нажми для просмотра

Социальные
потребност
и это что?
Социальные
потребност
и — базовые
потребност
и
«высоког
о
уровня»..
..
 
 
 
Тэги:
 
4 вида любовной зависимости. Любишь ты или нет? Нейробиология любви

Нажми для просмотра

01:03
Дофамин:
норма.
Влюбленнос
ть Дофамин
отвечает
за то,
чтобы
возникла
мотивация
и цель
добиться
взаимност..
.
 
 
 
Тэги:
 
ОБИДЫ Ч.2: Глубинная проработка источника. Недолюбленность на примере созависимости и гомосекс-ти

Нажми для просмотра

Обиды
часть 1: 0:01
В каком
случае
обида — это
адекватная
реакция,
т.е эта
эмоция
является …
 
 
 
Тэги:
 
Создание ценности

Нажми для просмотра

Мой диплом
по
психологии
Полный …
 
 
 
Тэги:
 
Как я вывела шизофреника из кататонического ступора+ Как написать лучший диплом по психологии

Нажми для просмотра

Бесплатное
обучение
НЛП — ◓
Онлайн
курс НЛП —
 …
 
 
 
Тэги:
 
Пирамида Потребностей Маслоу. Мотивация и демотивация НЛП за 10 минут #18

Нажми для просмотра

Мастер-кла
с
«Построени
е
индивидуал
ьной
сессии с
Клиентом.
Методологи
я,
философия,
тактика,
техники».
Част…
 
 
 
Тэги:
 
Построение индивидуальной сессии с клиентом. Часть 1. Константин Павлов.

Нажми для просмотра

После того,
как мы
расстаемся
с
парнем/дев
шкой или
мы теряем
любого
человека,
которого
любим,
нашей
психике…
 
 
 
Тэги:
 
видео для тренингов

Нажми для просмотра

1. Меняем
ожидания
от
отношений.
уть: вы
привыкли
замечать
только
признаки
негативног
о
отношения
людей…
 
 
 
Тэги:
 
Как забыть человека, которого любишь. Пережить расставание с парнем/девушкой

Нажми для просмотра

Когнитивна
я
реструктур
изация —
главный
метод
когнитивно
-поведенче
кой
психотерап
ии, который
направлен..
.
 
 
 
Тэги:
 
Инструкция по самопомощи: ИЗБЕГАЮЩЕЕ расстройство личности (всем застенчивым)

Нажми для просмотра

0:20
Классифика
ция всех
проблем с
питанием 1
группа —
ОРПП
(ограничит
льные
расстройст
ва
пищевого
поведения):
 
 
 
Тэги:
 
МЫШЛЕНИЕ: сделай его АДЕКВАТНЫМ. Когнитивная реструктуризация. Когнитивно-поведенческая терапия

Нажми для просмотра

01:54 1
принцип:
Чтобы
психолог
вам сам как
человек
был
симпатичен
03:45 2
принцип:
Психолог
должен
быть
психическ..
.
 
 
 
Тэги:
 
ОРПП: суть и причины АНОРЕКСИИ, БУЛИМИИ, КОМПУЛЬСИВНОГО ПЕРЕЕДАНИЯ И ОРТОРЕКСИИ

Нажми для просмотра

Всё больше
разговоров
об этике в
работе с
таро, и я
рассказыва
ю здесь о
том, что
такое
этика,
зачем она,
как…
 
 
 
Тэги:
 
Как выбрать психолога и не облажаться

Нажми для просмотра

Видео из
плейлиста
«Осознанно
сть» ️
Осознаннос
ть
Присутстви
я – 5 ур.
Просветлен
ие,
пробуждени
е, сатсан…
 
 
 
Тэги:
 
Этика таролога: что это и зачем?

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Осознанность картины мира – 3й ур. Выход из матрицы убеждений. Аналитическая область сознания.

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Нажми для просмотра

Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Душеведение

Характеристика экзистенциальных потребностей человека

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Э. Фромм, знаменитый психолог, психоаналитик и философ, выделил пять основных потребностей человека, которым дал название экзистенциальных. В 1955 году в книге «Здоровое общество» был опубликован его взгляд на различия между психически больным и здоровым человеком. По его мнению, здоровый человек, в отличие от больного, может самостоятельно найти ответы на экзистенциальные вопросы. И ответы эти наиболее точно отвечают его потребностям.

Поведение человека в чем-то схоже с поведением животных, в основном оно так же мотивируется физиологическими потребностями. Однако удовлетворив их, он не придет к разрешению проблемы человеческой сущности. Лишь утолив уникальные экзистенциальные потребности, индивид сможет ощутить всю полноту своей жизни. К экзистенциальным относятся потребности в преодолении себя, в общении, в «укорененности», в самоидентичности и наличии системы ценностей. Они никогда не могут быть удовлетворены в полной мере, по сути своей они являются двигателями к самосовершенствованию. Осознать их недостижимость нелегко, но только так можно хоть в малой мере раскрыть смысл своего существования, избежав при этом помрачения рассудка.

Э. Фромм предоставил свое определение экзистенциальных потребностей личности, он называет их укоренившимися в характере страстями. Их проявления определяются как любовь, независимость, стремление к правде и справедливости, ненависть, садизм, мазохизм, деструктивность или нарциссизм.

Распространенные ошибки

Для русского языка исконно латинские слова экзистенциализм и экзистенциальный непросты для произношения. Очень часто по-русски в конце этих слов добавляют лишний слог. Получается экзистенциОНализм и экзистенциОНальный. Так говорить неверно.Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Типичная ошибка в одном из объявлений на Озоне. Фото: Ozon.ru

Некоторые, чтобы показать псевдообразованность, используют слово экзистенциальный в неправильном контексте: экзистенциальное бытие, экзистенциальная душа, экзистенциальное существо. Такие фразы в русском языке называются плеоназмами, т.е. несут в себе избыточное значение (“масло масленое”).

Экзистенциальные потребности человека в укорененности

Чтобы чувствовать себя полноценным представителем своего вида, человеку важно осознавать свои корни. Поэтому так сильна связь матери с ребенком

Соглашаясь с Фрейдом, Фромм признавал наличие в детской психике инцестуальных стремлений, но утверждал, что их причиной является вовсе не сексуальное влечение, а подсознательное желание вернуться в материнское лоно с целью укорениться, добиться полноценного чувства защищенности.

Продуктивный способ укоренения заключается в естественном отходе от материнской груди, в активном взаимодействии с миром, в развитии адаптационных способностей и достижении целостности личности в условиях осознаваемой реальности.

Непродуктивный способ состоит в фиксации своего мышления в ограниченных матерью пределах, без желания самостоятельности. Люди, идущие этим путем неуверенные в себе, переполненные внутренними страхами, крайне зависимы.

Любовь как наиболее продуктивный способ удовлетворения потребности в общении

Единственным продуктивным способом установления связи является любовь. Фромм утверждает, что только такой союз сохраняет у человека независимость и целостность собственного «Я». Люди, которые любят друг друга, становятся единым целым, они искусно дополняют друг друга, не забирая при этом свободу партнера и его уникальность, не принижают чувство собственного достоинства. Фромм является автором книги «Искусство любить», которая была выпущена в 1956 году. Он выделил четыре основных компонента истинной любви, которые являются общими для всех форм ее проявления: уважение, забота, ответственность и знание.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Мы всегда интересуемся делами любимого человека, заботимся о нем. Мы стараемся удовлетворить физические и психологические потребности партнера. Любовь также подразумевает способность, а главное желание, нести ответственность за своего избранника. Мы принимаем совершенно чужого изначально человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками, при этом не пытаясь его изменить. Мы уважаем его. Но уважение вытекает из определенного знания о человеке

Это способность принять во внимание мнение другого, смотреть на вещь с его точки зрения

Вопрос 12. В. Франкл. Логотерапия, ноогенные неврозы и понятие экзистенциального вакуума.

http://psychology.academic.ru/1050/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F

Виктор
Франкл (1905-1997) — австрийский психиатр
и психолог. Автор концепции логотерапии,
согласно которой движущей силой
человеческого поведения является
стремление найти и реализовать
существующий во внешнем мире смысл
жизни. Основатель
3-й
Венской
школы
психотерапии
(после
школ
Фрейда
и
Адлера).

Логотерапия
— исходит
из
того,
что
основной
движущей
силой
в
поведении
личности
и
ее
развитии
является
стремление
человека
к
поиску
и
реализации
смысла
своей
жизни.
Отсутствие
смысла
жизни
или
невозможность
его
реализовать
порождает
у
человека
состояния
экзистенциального
вакуума
и
экзистенциальной
фрустрации,
выступающие
причиной
ноогенных
неврозов,
связанных
с
апатией,
депрессией
и
утратой
интереса
к
жизни,
а
также
со
стремлением
к
минимизации
внутреннего
напряжения.
Практика
логотерапии
ориентирована
на
исследование
смыслозначимых
характеристик
существования
и
направлена
на
то,
чтобы
помочь
человеку
обрести
утраченный
им
смысл
жизни.
Концептуальная
база логотерапии складывается из трех
сопряженных учений экзистенциального
типа:
о
стремлении к смыслу, воле к смыслу; о
смысле жизни;
о
свободе воли.

Как
средство
преодоления
утраты
смысла
логотерапия
направлена
на
обращение
сознания
к
подлинно
духовным
сущностям
и
к
трем
группам
ценностей:
ценностей
творчества,
переживания
и
отношений.
Значительное
внимание
уделяется
проблемам
философии
человеческой
ответственности
и
смыслоосознающей
гуманитарной
активности. Главное
препятствие
в
поисках
смысла
жизни
— центрация
человека
на
самом
себе,
неумение
выйти
«за
пределы
себя»
— к
другому
человеку
или
смыслу.
Чтобы
помочь
человеку
в
его
проблемах,
применяются
два
основных
принципа:
принцип
дерефлексии
(означает
снятие
излишнего
самоконтроля,
размышлений
о
собственных
сложностях)
и
принцип
парадоксальной интенции
(вдохновение
клиента
терапевтом
(или
самим
собой)
именно
на
то,
чего
он
старается
избежать)

Главное
препятствие
в
поисках
смысла
жизни
— центрация
человека
на
самом
себе,
неумение
выйти
«за
пределы
себя»
— к
другому
человеку
или
смыслу.
Чтобы
помочь
человеку
в
его
проблемах,
применяются
два
основных
принципа:
принцип
дерефлексии
(означает
снятие
излишнего
самоконтроля,
размышлений
о
собственных
сложностях)
и
принцип
парадоксальной интенции
(вдохновение
клиента
терапевтом
(или
самим
собой)
именно
на
то,
чего
он
старается
избежать).

Ноогенные
неврозы возникают из-за конфликтов
между различными ценностями; т.е. они
являются результатом нравственных
конфликтов, духовных проблем. Значительное
место среди таких проблем занимает
экзистенциальная фрустрация. По сути
своей, ноогенный невроз — это
потеря вкуса к жизни.

Термин
«экзистенциальный вакуум» используется
для описания состояния, в котором люди
жалуются на внутреннюю пустоту. Они
страдают от ощущения бессмысленности,
пустоты и тщетности. Экзистенциальный
вакуум — это «переживание пропасти».

Франкл
выделяет три причины возникновения
экзистенциального вакуума: 1. Люди не
запрограммированы стремлениями и
инстинктами, которые побуждают их к
совершению определенных действий (в
отличие от животных) 2. Традиции, соглашения
и ценности не подсказывают людям, что
они должны делать. 3 «редукционизм»
(сведение сложного к простому). При этом
люди рассматриваются скорее как
совокупность влечений, инстинктов, чем
как способные принимать решения
деятельные индивиды.

Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте

По мере того, как человек взрослеет, потребности в любви начинают фокусироваться на более избирательных и более глубоких отношениях. Теперь потребности подталкивают людей создавать семьи. Кроме того, становится более важным не количество дружеских связей, а их качество и глубина. Легко заметить, что у взрослых людей куда меньше друзей, чем у подростков, однако эти дружеские связи необходимы для душевного благополучия индивида.

Несмотря на большое количество разнообразных средств общения, люди в современном обществе весьма разрознены. На сегодняшний день человек не чувствует себя частью общины, разве что — частью семьи, которая насчитывает три поколения, но у многих отсутствует и это. Кроме того, дети, которые испытывали нехватку близости, в более зрелом возрасте испытывают перед ней страх. С одной стороны, они невротически избегают близких отношений, так как опасаются утратить себя как личность, а с другой — очень в них нуждаются.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э.Фромма

Маслоу выделил два основных типа отношений. Они необязательно являются супружескими, а вполне могут быть дружескими, между детьми и родителями и прочее. Каковы два типа любви, выделенных Маслоу?

Потребность в преодолении себя

Психически здоровым человеком движет потребность в преодолении, иными словами, тяга к независимости и целеустремленности вместо случайного и пассивного течения жизни.

По определению И. Павлова, экзистенциальные потребности человека в преодолении – это «рефлекс свободы». Он возникает при наличии какого-либо реального препятствия и детерминируется желанием человека преодолеть его. Бороться с пассивной природой человеческой сущности можно как продуктивными, так и негативно сказывающимися на жизни способами. Удовлетворить экзистенциальные потребности в преодолении можно как при помощи творчества или путем созидания, так и путем разрушения.

Творчество здесь подразумевает не только создание произведений искусства, а и рождение новых научных концепций, религиозных верований, сохранение и передачу потомкам материальных и моральных ценностей.

Второй путь преодоления жизненных преград влечет разрушение материальных благ и превращение другого человека в жертву.

В изданной в 1973 году книге «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм подчеркивает, что из всех биологических видов только человеку характерна агрессия. Это значит, что существует множество причин, по которым человек может причинить вред другому или даже убить его, в то время как животные совершают это исключительно ради выживания. Но эта мысль не распространяется на некоторые «примитивные» культуры, где агрессия подчеркивает мощную доминирующую силу общества.

Подводя итоги

Если подводить итог всего вышеизложенного, прежде всего, следует отметить, что экзистенциальные потребности человека являются понятием многозначным. Во-первых, из-за многозначительной трактовки самого понятия «потребности». Во-вторых, вследствие неоднозначности в определении понятия «экзистенциальный». Так что же в современном мире оно означает?

  1. Термин «экзистенциальный» может значить все то, что существует.
  2. Все, что связано с критичными, жизненно важными аспектами существования человека (потребность в безопасности, в удовлетворении первичных потребностей).
  3. Все, что относится к вопросам бытия.

Тем не менее экзистенциальные потребности человека, примеры которых рассматривались ранее, имеют следующие характеристики:

  • в них присутствует весь опыт человека;
  • в оценочной характеристике экзистенциальные потребности присутствуют при восприятии отдельной личности, такая оценка может быть как вполне осознанной, так и интуитивной;
  • ими задаются жизненные ориентиры как отдельной личности, так и общества в целом;
  • при рассмотрении таких потребностей очевидно, что в них всегда присутствует человеческий фактор, существование личности невозможно без полного или хотя бы частичного подчинения положениям социокультурного порядка.

В зависимости от того, как общество понимает экзистенциальные потребности (примеры реализации их в жизни можно привести разные), какой ответ дает на вопрос о смысле собственного существования, можно судить о важности дальнейших исследований. На сегодняшний же день, опираясь на категорию веры, под данным понятием принимают религиозную сущность, несмотря на то, что атеистами себя считают лишь 10% населения

Исследования экзистенциальных потребностей и полное их изучение могут сыграть важную роль в таких областях, как социология жизни и морали, социология человеческих ценностей, морали и смысла жизни. Существует огромное множество рассуждений о счастливом и успешном человеке. Но нельзя построить универсальное пособие на все случаи жизни, руководствуясь которым каждый сможет сделать свою жизнь лучше. На пути к этому предстоит преодолеть еще немало преград.