Понятие общения: формы, виды, функции

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

К ним относятся:

  • цель,
  • средства,
  • субъекты (участники взаимодействия),
  • тип связи между субъектами,
  • стиль,
  • тактика,
  • техники, методы,
  • результат.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

  • эмоциональное – обмен эмоциями;
  • когнитивное – обмен знаниями;
  • деятельностное – обмен навыками и умениями;
  • мотивационное – обмен желаниями и целями;
  • материальное – обмен предметами или продуктами.

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

По средствам общение может быть:

3.1
Непосредственное (Осуществляемое с
помощью естественных органов, данных
живому существу – руки, голова, туловище,
голосовые связки и т.д.)

3.2
Опосредованное (связанное с использованием
специальных средств и орудий)

3.3
Прямое (предполагает личные контакты
и непосредственное восприятие друг
другом общающихся людей в самом акте
общения)

3.4
Косвенное (осуществляется через
посредников, которыми могут выступать
другие люди).

Уровни
общения:

Общение
как взаимодействие предполагает, что
люди устанавливают контакт друг с
другом, обмениваются определенной
информацией для того, чтобы строить
совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие
происходило беспроблемно, оно должно
состоять из следующих этапов:

1.
Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание другого человека,
представление себя другому человеку.

2.
Ориентировка в ситуации общения,
осмысление происходящего, выдержка
паузы.

3.
Обсуждение интересующей проблемы.

4.
Решение проблемы.

5.
Завершение контакта (выход из него).

Функции
общения :

1)
инструментальная
функция

характеризует общение как социальный
механизм управления и передачи
информации, необходимой для исполнения
действия;

2)
интегративная
функция

раскрывает общение как средство
объединения людей;

3)
самовыражение — функция определяет
общение как форму взаимопонимания
психологического контекста;

4)
трансляционная
функция

выступает как функция передачи конкретных
способов деятельности, оценок и т.д.

Средства
общения

– способы передачи информации, которая
передается в процессе общения от одного
существа к другому.

вербальные
(общение осуществляется посредством
речи)
невербальные
(жесты, мимика, позы, контакт глазами,
тембр голоса, тональность, прикосновения,
объятия, поцелуи, и др.)

Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса

Понятие общения: формы, виды, функции

Информационной
стороне общения, т. е

передаче
и получению информации, сотрудники
правоохранительных органов придают
особое значение, о чем свидетельствует
тот факт, что 2/3 опрошенных практических
работников, а также курсантов
и слушателей Московского университета
МВД России на вопрос о том, что они
понимают под общением, отметили важность
информационного обмена. Значимость
оперативной информации трудно переоценить.
Актуальным является информационный
обмен и для следователя, и для
оперуполномоченного, и для работника
любого подразделения полиции, которые
в процессе служебной деятельности
устанавливают причины и обстоятельства
правонарушений, мотивы преступной
деятельности, решают практические,
воспитательные задачи и многие
другие

В процессе деятельности люди
обмениваются различными представлениями,
интересами, идеями, эмоциями и т. п. Причем,
каждый стремится быть правильно понятым,
желая получить от партнера определенное
подтверждение, отклик на переданную
ему информацию. Процесс передачи
информации от одного партнера другому
(или другим) — не односторонний, это
всегда отношения общающихся, где очень
важную роль приобретает элемент «обратной
связи».

В
схеме «Кто» — коммуникатор, т. е.
человек, направляющий информацию;
«Что» — содержание, сама информация;
«Кому» — партнер по общению, принимающий
информацию; «Эффект» показывает
результативность общения, как поняли
коммуникатора, сигналит ему об обратной
связи. Однако для того, чтобы эта схема
«работала», необходимо использование
партнерами единых инструментов общения:
системы знаков, понимания ситуаций
и т. п.

В
сущности Код + Контакт — это инструменты
общения, средства передачи информации.
Код состоит из знаков (символов) и языков.
Знаки бывают различные — генетические,
химические, тепловые, дорожные и
т. п. Человеческие знаки имеют
предельно абстрактную природу, носят
конвенциональный характер. Система
знаков организуется в языки: вербальный
язык (звуковой, словесный) мимический
язык, интонации, топомимический (жестов),
письменный и т. д. Для эффективности
общения зачастую используется несколько
знаковых систем параллельно, этим
способом достигается надежность передачи
информации. Неубедительная игра актеров
на сцене говорит о неправильном
использовании, например, вербального
и мимического языка.

Научение знакам
(и языкам) происходит в первые годы
жизни человека. Известны феноменальные
случаи владения 12 языками. Чем шире
словесный запас человека, тем больше
его мыслительные и понятийные
способности. Контекст — это поле
значения слова. В разном тексте
(и в различной интонации) одно и то
же слово может менять свой смысл.
В зависимости от социальной сферы
и психологических особенностей
человека отмечаются различия в уровне
и формах его общения, полноте и глубине
взаимопонимания с другими людьми.
В любой конкретной ситуации общения
мы всегда что-то узнаем от партнера
и что-то сообщаем ему. Содержание
конкретной коммуникации может быть
очень различным: приказ начальника,
призыв мыть руки перед едой, допрос
обвиняемого, беседа со свидетелями,
потерпевшими и т. п. Что бы это ни
было — это всегда коммуникация,
и представить себе общение без нее
невозможно.

Описание моделей общения

Понятие общения: формы, виды, функцииСтруктура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

«Монблан». Отстраненный, холодный собеседник

Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
«Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек

Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
«Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
«Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
«Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
«Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
«Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
«Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Значение общения в онтогенезе

Понятие общения: формы, виды, функцииВ онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

Предметно-действенное

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность

Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Тема 1.4. Виды и уровни общения

План:

  1. Виды, уровни и функции общения

  2. Стороны общения

  3. Способы влияния одного человека на
    другого

Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; кинесика,
проксемика, просодика, паралингвистика,
экстралингвистика; жесты и позы,
визуальный контакт; невербальное
общение; идентификация, эмпатия и
рефлексия; убеждение, заражение,
принуждение, подражание.

Вопросы к обсуждению:

  1. Стратегии общения: открытое — закрытое,
    личностное — ролевое, монологическое
    — диалогическое.

  2. Виды общения и их характеристика:
    «контакт масок», примитивное,
    формально-ролевое, деловое, духовное
    или межличностное, манипулятивное,
    светское общение.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта

Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним

Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения:

  1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
  2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
  3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
  4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Понятие общения и его роль в развитии человечества

Понятие общения: формы, виды, функцииСуществует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности

Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

  • самоуважение;
  • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
  • терпимость, толерантность;
  • справедливость, честность;
  • непредвзятое отношение к людям.

Убеждающая модель общения.

 Эта
модель позволяет сделать участников
общения своими единомышленниками, выйти
из той или иной ситуации с наибольшей
продуктивностью. Однако
убеждение

— это сложный коммуникативный процесс,
и не каждому удается пользоваться этой
моделью общения с максимальной
эффективностью.

Известно,
что убеждение было формализовано как
определенная концепция более двух тысяч
лет назад греками, которые сделали
риторику
(от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но
малосодержательная речь)
— искусство
использовать речь эффективно и убедительно
— частью своей системы образования.
Аристотель первым ввел понятия «этос»,
«логос» и «пафос», которые в приблизительном
переводе означают «надежность источников»,
«логичные доводы» и «эмоциональный
призыв». Все это — необходимые составляющие
убеждающей модели общения.

Убеждение
— это
коммуникативный процесс, в котором
коммуникатор пытается вызвать изменение
в убеждениях, отношении или поведении
другого индивидуума или группы
индивидуумов через передачу сообщения
в таком контексте, где убеждаемый имеет
некоторую степень свободы выбора. В
литературе описаны базовые принципы,
влияющие на убеждение. Среди них
предпочтительны устные, позитивные
сообщения, сдержанно эмоциональные
обращения, логические выводы, опирающиеся
на факты и веские аргументы, удовлетворение
альтруистических потребностей человека,
ораторское мастерство.

Наиболее
трудная задача убеждения — это превратить
противоположные мнения по поводу тех
или иных действий, решений в совпадающие.
Люди делают обобщение на основе личного
опыта и того, что говорят им члены их
группы. Убеждение происходит гораздо
легче, если сообщение совместимо с общей
позицией по отношению к тому или иному
предмету, ситуации, проблеме. Самая
легкая форма убеждения — это коммуникация,
усиливающая благоприятные мнения и
позиции. Каждому участнику общения
необходимо осуществлять непрерывные
усилия по поддержанию запаса
доброжелательности и таким образом
превентивно создавать условия для
эффективной совместной деятельности.

Убеждение
— это
также метод воздействия на сознание личности
через обращение к ее собственному
критическому суждению. Чтобы убедить
в чем-либо профессиональных партнеров,
коллег, чей интеллект, как правило,
высоко развит, участникам общения
необходимо использовать специальные
коммуникативные техники. Результат
убеждения считается успешным тогда,
когда собеседник в состоянии самостоятельно
обосновать принятое им решение или
мнение, оценить положительные и
отрицательные его стороны, а также
возможности и последствия других
вариантов и решений.

В
процессе общения следует помнить, что
убеждение как коммуникативная техника
более убедительно и действенно в
следующих ситуациях:

в рамках одной потребности;

при малой интенсивности эмоций;
— с
интеллектуально развитым партнером.

Классификация

Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:

  1. Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
  2. Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
  3. Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
  4. «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
  5. Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
  6. Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
  7. Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».

Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:

  • Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
  • Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
  • Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.

Также известны следующие виды коммуникации:

  1. Непосредственное. Осуществляется при помощи голосовых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
  2. Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
  3. Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
  4. Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
  5. Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
  6. Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.

Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.

Понятие общения, виды, уровни, функции общения

Общение — установление в развитие
контактов между людьми, в процес­се
которого происходит обмен мыслями,
чувствами, образцами поведения.

Выделяют различные виды
общения
, которые
определяются чаще по специфике обратной
связи. Общение может быть:

  • Непосредственным – прямое и
    естественное общение «лицом к лицу»,
    когда субъекты взаимодействия находятся
    рядом, общаются посредством речи и
    паралингвистических средств. Является
    наиболее полноценным видом взаимодействия,
    так как индивиды получают полноценную
    информацию. Может быть формальным и
    межличностным оно может осуществляться
    между двумя субъектами и одновременно
    между несколькими субъектами в группе.
    Прямое непосредственное общение
    является двухсторонним и характеризуется
    полной и оперативной обратной связью.

  • Опосредованным – происходит в
    ситуациях. Когда индивиды отдалены
    друг от друга временем или расстоянием.

  • Межличностным

  • Массовым
    – множественные контакты незнакомых
    людей, а также коммуникация опосредованная
    различными видами массовой информации.
    Может быть прямым (митинги, большие
    собрания) и опосредованным (односторонний
    характер и связано с массовой культурой
    и СМИ).

Общение может происходить
на разных уровнях.

1 уровень.
Самый примитивный – фатический,
предполагающий простой обмен репликами
для поддерживания разговора в условиях,
когда общающиеся особенно не заинтересованы
во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Особенность данного уровня: субъект не
получает никакой новой информации.

2 уровень
информационный,
на котором происходит обмен интересной
для собеседников информацией, являющейся
источником каких-либо видов активности
человека. Он обычно носит стимулирующий
характер и преобладает в условиях
совместной деятельности.

3 уровень
личностный,
характеризует взаимодействие, при
котором субъекты способны к самому
глубокому самораскрытию и постижению
сущности другого человека. Самого себя
и окружающего мира. Данный уровень
является глубоко нравственным,
характеризует такое общение, которое
нацелено на активизацию позитивного
отношения самих субъектов взаимодействия
к себе, другим людям и окружающему миру
в целом.

Общение всегда рассматривалось
как полифункциональный процесс. Если
же рассматривать общение в определенной
системе отношений, то модно выделить
совокупность трех групп функций:

  1. Психологические функции обуславливают
    развитие человека как индивида и
    личности.

  2. Социальные функции детерминируют
    развитие общества как социальной
    системы и развитие групп как составных
    единиц этой системы.

  3. Инструментальные функции определяют
    многочисленные связи между человеком
    и миром в самом широком смысле слова;
    между различными социальными группами.

Л.А. Карпенко выделяет следующие функции
общения:

1. Контактная — готовность к приему и
передаче сообщения.

2. Информационная
(коммуникативная) — обмен мыслями,
мнениями, информацией между общающимися
людьми.

3. Побудительная — стимулирование
активности партнера,

4. Координирующая — согласование действий.

5. Эмотивная — обмен эмоциями, переживаниями.

6. Смысловая (перцептивная, функция
понимания) — восприятие, оценка и понимание
партнерами общения друг друга.

7. Установление отношений — осознание
партнерами своей роли и места в деловых
и межличностных связях.

8. Изменение состояния, поведения,
межличностных смыслов партнера, его
мотивов, потребностей.