Развитие психике в онтогенезе.психология

Чувства — высшие, социально обусловленные эмоциональные состояния, которые выражают длительное и устойчивое отношение человека к реальным или воображаемым объектам.

Чувства выражаются через эмоции, но не постоянно, а временами, в соответствии с ситуацией. Причём конкретные эмоции как формы переживания определённого чувства могут быть самыми разнообразными (пример с любовью к ребёнку).

Чувства человека всегда предметны. Поэтому их классифицируют в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся: моральные, интеллектуальные, праксические.

Особый вид устойчивых чувств образуют страсти и увлечения.

Страсть — сильное и стойкое чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Оно направляет все мысли и поступки человека. Увлечения отличаются от страсти только их меньшей интенсивностью.

3 стр., 1400 слов

Онтогенез в детской психологии

Считается, что психические структуры закладываются в детстве. Психологи, говоря об онтогенезе, подразумевают исследование детской психики. Они выделяют несколько этапов в развитии ребенка:

  1. младенчество,
  2. детство,
  3. предподростковый возраст,
  4. юность.

Развитие психике в онтогенезе.психологияКаждому этапу соответствуют те или иные характерные черты онтогенеза, и на каждом этапе человек вынужден решать определенные задачи. Отечественная детская психология делит общее содержание онтогенеза на две большие группы:

  1. предметная, прежде всего совместная, деятельность ребенка;
  2. общение ребенка (прежде всего со взрослыми).

С чего начинается развитие ребенка

Явившись на свет, ребенок начинает активно познавать мир, наполненный предметами. Он трогает, пробует, рассматривает. Его общение ограничено прикосновениями матери. Такое поведение постепенно вырастает в потребность общаться с другими людьми. Ребенок растет, и в круге его внимания появляются такие же, как он дети. В психологии этот этап считается началом взаимодействия, но еще не совместной деятельностью.

Развитие психике в онтогенезе.психологияВ онтогенезе совместные действия начинаются, когда появляются групповые игры. Психология определяет эти игры, как распределение ролей — первую ступень на пути к социализации. В раннее дошкольное время дети все меньше играют в одиночку, вовлекаясь в игровое поле со сверстниками.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Эмоциональная регуляция поведения совершается как через эмоциональное отражение и оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта.

Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Например, при переходе улицы человек может испытывать страх разной степени выраженности в зависимости от дорожной ситуации, и действия будут продиктованы этим страхом.

Наиболее продуктивной, оптимальной деятельность бывает при умеренном уровне возбуждения. При чрезмерном эмоциональном возбуждении как правило наступает дезорганизация деятельности за счёт переключения на так называемое «аварийное» поведение (бегство, агрессия, оцепенение).

Примеры из жизни, факты

На эмбриональной стадии эмбриогенез имеет разделение, в нем происходят следующие процессы:

  • 2 половые клетки сливаются в момент оплодотворения, родительские гены комбинируются и зарождается ребенок;
  • в клетках начинаются митотические деления до образования бластомер, они преобразуются в бластулу — пузырчатое образование или зародыш;
  • на стадии гаструляции зародышевый пузырь обрастает слоями — мезодермами;
  • во время нейруляции некоторые эктодермальные клетки отделяются, образуя своеобразный нервный слой, который смыкается, оставшиеся преобразуются в нервный гребень.
  • в период гистогенеза создаются и восстанавливаются ткани – нервные, мышечные.
  • при завершении органогенеза происходит развитие остальных органов.

Важно!Формирование психического состояния, здоровья ребенка начинается с момента оплодотворения, поэтому будущих мам берегут, врачи не рекомендуют тревожить их сознание негативными событиями. https://www.youtube.com/embed/_ezqDwytQvA

Психология и онтогенез человека

Развитие психике в онтогенезе.психологияЧеловечество в своем развитии прошло стадии дикости и стадности, повторяя в чем-то поведение животных. Но способность мыслить и творить привела его к вершинам цивилизации, заставила его выбрать осознанную модель поведения в социуме. Эта модель руководит всей жизнью человека. Целенаправленное воспитание стало обязательным инструментом формирования членов общества, а понимание законов психики и психологии — базовым аспектом в выработке воспитательных методик.

Структуры психики начинают складываться с рождения ребенка, проходя все стадии роста. Весь этот процесс определяется как онтогенез: в психологии такое направление сформировалось для решения задач возрастной и, в частности, детской психологии.

Каковы базовые периоды онтогенеза

Поскольку человек меняется с возрастом, то меняется и структура психики. Ученые выделили такие возрастные процессы онтогенеза, как:

  • рост,
  • созревание,
  • развитие,
  • старение.

На фундаменте универсальных возрастных процессов строятся и формируются индивидуальные различия — возрастные свойства личности, что и является предметом изучения онтогенеза.

Поколения сменяют одно другое, и поворот круга неизбежен и неумолим:

  1. сначала дети под влиянием взрослых растут и учатся у них;
  2. следующий этап кругового движения включает их личностную самореализацию и социализацию параллельно со старшими;
  3. дуга круга все больше прокатывает вниз, и человек вступает в фазу нисходящего развития — фазу старения и «впадения в детство».

Можно сказать, что человек в этом процессе проходит те же стадии развития личности, как и человечество в целом во всей своей истории. Археологи, палеонтологи, антропологи, другие ученые-специалисты доказали, что прослеживаются детство, юность и зрелость человечества в онтогенезе истории.

Индивидуум проходит те же стадии в онтогенезе психического развития, наращивая социальный опыт и передавая его следующим поколениям. Параллельно в социологии существует понятие социализации, ее стадий:

  • детство,
  • юность,
  • зрелость,
  • старость.

Развитие эмоций в онтогенезе.

1. Новорождённый — преобладают инстинкты, прежде всего самосохранения и пищевой.

2. Младенчество — чувство удовольствия — неудовольствия, приятного — неприятного. Из этих чувствований постепенно формируется отношение ребёнка к близким.

3. 3 — 12 — 14 лет — постепенное формирование корковых (эпикритических) эмоций. Вначале преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение.

4. Формирование высших эмоций, их полное развитие досигается к 20−22 годам. Чувства становятся подвластны интеллектуальной проработке, разуму. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций.

10 стр., 4975 слов

Адаптация человека и функциональное состояние организма

… относится к измененным состояниям сознания, полностью отрезающим человека от физического и социального окружения. В фазе «медленного» … выступают эмоции. Нарушения психической саморегуляции сводятся к следующим особенностям: Частая и быстрая смена настроения, … решения, акцептора результатов действия, программы действия, формирования результатов действия, обратной афферентации о результатах действия …

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Онтогенез и социализация отношений

Постепенно усложняются игры и роли в них. С возрастом у детей формируется психология определенной роли: они выбирают тип поведения в своем социуме. Социальные роли распределяются в зависимости от игр и потом развиваются и поддерживаются. Конфликты тоже становятся сложнее. Драки и ссоры маленьких детей переходят в более сложные выяснения отношений посредством словесных умозаключений. Таким образом ребенок постепенно присваивает те приемы, которые необходимы для жизни в этом социуме.

Онтогенез и общество

Второй аспект формирования личности детей — это влияние общества в целом и общение со взрослыми

В психологии возрастного развития подчеркивается важность целенаправленного воспитания, по сути, принудительного

Развитие психике в онтогенезе.психологияЖизнь в социуме невозможна без принятия его законов, основанных на тех или иных принципах морали. Задача взрослых — научить детей следовать им. Сам ребенок не может решить: это хорошо, а это плохо. Общение со взрослыми является важнейшей частью онтогенеза в психологии. Таким образом, личность рассматривается как результат совместной деятельности людей и целенаправленного воздействия общества.

Развитие психике в онтогенезе.психологияРазвитие психике в онтогенезе.психологияРазвитие психике в онтогенезе.психологияРазвитие психике в онтогенезе.психологияРазвитие психике в онтогенезе.психологияРазвитие психике в онтогенезе.психологияРазвитие психике в онтогенезе.психологияРазвитие психике в онтогенезе.психология

Противоречивые мнения

  • от воспитания;
  • образования;
  • друзей.
  • злыми или добрыми;
  • плохими, хорошими;
  • честными, лживыми.
  • генетический фактор;
  • наследственность.

Для справки:Только психологи настоящего времени установили, что понятие онтогенеза можно рассматривать комплексно. Спор, относительно первичных составляющих в виде генетики или влияния среды, является бессмысленным.

Сознание человека, его поведенческие факторы создаются:

  • внешней средой;
  • внутренними характеристиками индивидуума;
  • условиями, в которых растет ребенок;
  • наследственностью;
  • способностью реализовать собственные фантазии под запретами и нормами поведения в обществе.

Эмоциональные психические процессы.

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции, как и ощущения, восприятие или мышление, являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако они отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, в их значимости для его потребностей. Эмоции как бы сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворении его потребностей в данных условиях.

Эмоции субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними — спросить человека, что он испытывает.

Однако существуют и внешние выражения эмоций в виде особых телесных проявлений — мимики (выразительные движения мышц лица), пантомимики (жесты, изменения позы), вегетативных реакций (изменения пульса, тонуса сосудов, мышц, частоты дыхания, потоотделения и др.), а также биозимических сдвигов в организме (выделение в кровь адреналина, глюкозы и т. п.).

Эмоция («собственно эмоция» в узком значении этого слова) — это непосредственное, временное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. 3 стр., 1193 слов Проблема чувств и аффектов в античной психологии

… чувства в жизни человека. «Удовольствие придает совершенство и полноту деятельности, а значит — и самой жизни»2.Подробнее Аристотель останавливается на аффектах. Он называет аффектами … — вообще все, чему сопутствует удовольствие или страдание. Аффект — это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает без намерения и обдумывания …

Эмоция, как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличии от аффекта она более длительна и менее интенсивна. Если аффект — буря, то обычная эмоция — душевное волнение.

Кроме положительных и отрицательных эмоций, отражающих процесс удовлетворения потребностей, Э. Кантом были выделены стенические и астенические эмоции.

Если стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение человека, побуждая его к поступкам и высказываниям, то астенические обусловливают пониженную активность, неуверенность, сомнения и бездеятельность.

Американским учёным К. Изардом была выдвинута дифференциальная теория эмоций, согласно которой выделяются 10 качественно различных «фундаментальных» эмоций:

1) Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2) Далее— в учебнике.