Человек-пустышка? кто это?

Человеческий мозг – динамическая система

В книге приводятся, в том числе, опыты нейрофизиолога Мерцениха, результатом которых стало доказательство пластичности мозга на клеточном уровне. То есть, мозг человека способен непрерывно изменяться на основе поведенческих схем и моделей, приобретенного опыта, сигналов органов восприятия. Это открытие стало одним из ключевых в нейрофизиологии, потому что дало возможность применять ряд терапевтических методов для пациентов с различными нарушениями мозговой деятельности, а психологам позволило разработать множество способов когнитивной и поведенческой терапии.

Однако факт нейропластичности мозга имеет и теневую сторону, как замечает Н. Карр: «По мере того как за счёт повторения физической или умственной деятельности в мозгу появляются и усиливаются те или иные связи, они постепенно начинают превращать эту деятельность в привычку» . То есть пластичность и эластичность – это разные вещи. Потому что нейронные связи остаются в новом состоянии, без возврата к прежнему. А уж каким оно будет: позитивным для человека либо нет – вопрос второй. Такие процессы обусловливают появление как хороших, так и плохих привычек. Этим можно объяснить и депрессивное состояние, и многие психические расстройства (обсессивно-компульсивное, невроз навязчивых состояний и пр.). То есть, концентрация на неблагоприятной симптоматике только закрепляет соответствующие нейронные связи, что затрудняет выход из такого состояния. Это объясняет также многие зависимости. И если человек ежедневно выбирает путь наименьшего сопротивления: глотает по верхам информацию, не концентрируется ни на чем надолго, выбирает первое пришедшее на ум решение – то все это формирует устойчивые мозговые взаимосвязи и становится принципом жизни.

Под ударом — здоровье малютки

В процессе сосания нет мелочей: длительность сосания, частота, сила потока молока — все это важно! Имеют значение и физические данные ребенка, а также — форма материнской груди и ее «материал». Дело в том, что мамина грудь податливая и легко подстраивается под форму детского рта, благодаря чему «сосательные тренировки» проходят мягко

Частые прикладывания к груди вовлекают малыша в систему легких, но многоплановых тренировок с разными нагрузками.

Пустышка — это один и тот же «тренажер», форма не меняется, тактильные ощущения не меняются. К тому же пустышка гораздо жестче груди, поэтому и ее влияние более жесткое. Ведь далеко не факт, что именно такая форма, которую родители купили в магазине, соответствует «техническим требованиям» ребенка. Все мы разные, и рот с языком — тоже! Поэтому рекламный слоган про ортодонтическую форму пустышки далек от истины. Вывод: для младенца физиологично и безопасно сосать только материнскую грудь.

Рецепторы пролактина

Одно из главных условий успешной лактации — это частые кормления грудью по требованию. Но если малыш получает пустышку, значит, он не получает грудь. Это может привести к дефициту веса у младенца, а также к снижению лактации.

Выработка молока зависит от гормона пролактина, которого в первые два месяца после родов вырабатывается достаточно много

Но при этом очень важно, чтобы в эти месяцы у женщины сформировались рецепторы пролактина, которые смогут поддерживать выработку молока и через 3–4 месяца после родов. Эти рецепторы будут реагировать на низкий уровень пролактина и помогать вырабатывать нужное количество молока ребенку

Они формируются благодаря частым кормлениям в груди в первые два месяца. Пустышка же, подменяя грудь, лишает организм мамы этой возможности.

Человеческий или искусственный интеллект? Прогнозы

У ученых вызывает опасение такое коллективное изменение характера мышления и восприятия. В книге Н. Карра высказана мысль о том, что знаменитый эффект Флинна не оправдает себя к концу этого столетия (эффект Флинна – это доказательство неуклонного повышения интеллекта человечества на всем протяжении развития цивилизации). При этом, согласно теории Флинна, это вовсе не означает того, что мы умнее наших далеких предков. Мы просто научились более эффективно находить применение собственному интеллекту. Наши современники во многом бессознательно стали отождествлять человеческий мозг с компьютером: «биологическая память функционирует подобно жёсткому диску, хранит кусочки информации в заданных местах и представляет их мозгу для проведения расчётов, то выгрузка этой информации в Сеть не просто становится возможной… она освобождает нас. Она позволяет нам пользоваться большими резервами для хранения данных и расчистить место в собственном мозге» . Однако и у оцифрованных книг прошлого, которые остаются в коллективной памяти человечества, есть недостаток. В новом виде они теряют свою специфику. Потому что изменяется способ хранения информации и восприятие адресата. Поэтому искажения в культурной преемственности неизбежны.

Кроме того, биологическая память человека тоже искажается: вместо того, чтобы запоминать, расширять ее объем и оперировать множеством данных, наш современник предпочитает фиксировать информацию в сети, что постепенно опустошает мозг человека и лишает его необходимой активности. Пользование сетью – это не просто быстро, удобно и интерактивно. Это еще и необходимость идти по путям, предложенным другими. «Когда мы ищем информацию с помощью Google или другой поисковой машины, то следуем сценарию. Когда мы изучаем продукт, рекомендуемый нам Amazon или Netflix, мы следуем сценарию. Когда мы выбираем значения из списка категорий для того, чтобы описать себя на странице в Facebook, мы следуем сценарию» .

При этом, споры ученых об искусственном или настоящем человеческом интеллекте неизбежно затрагивают иной важный вопрос: рост интеллекта, его развитие не гарантируют развития эмоциональной сферы. Увеличение агрессии в мире, утрата способности глубоко сострадать и сочувствовать – это еще одна теневая сторона технологического прогресса.

Литература: Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами: Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=566650. Дата доступа: 14.05.2018.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Как выбрать соску-пустышку

1. Приобретайте пустышку в аптеке или специализированном магазине. Там, как правило, не продают непроверенный, некачественный товар.

2. Кружок соски должен быть небольшого размера и иметь вентиляционное отверстие. Это необходимо, чтобы при интенсивном сосании пустышки кружок не закрыл нос карапузу и не смог помешать дыханию.

3. Размер соски должен соответствовать возрасту ребенка. Малыш подрос? Переходите на следующий размер. Впрочем, менять пустышку педиатры в любом случае советуют достаточно часто.

! Обычно пустышки имеют 2–4 размера. Они делятся на пустышки для новорожденных, для деток от 3 до 6 месяцев и для тех, кому уже исполнилось полгода.

Пустышка: как отучить

Пробовать отучить малыша от пустышки рекомендуется месяцев в пять, когда сосательный рефлекс начинает угасать. Если ребенок спокоен, чем-то занят, пустышку у него можно потихоньку забрать. Если же малыш опять ее потребует, на время вернуть. Затем снова отложить.

Если ребенок не отвык от пустышки к тому времени, когда у него прорезались зубки, он может кусать ее. Это опасно, так как возможно попадание кусочков соски в дыхательные пути. Поэтому, когда резина пустышки размягчается, соску следует сразу же заменить новой.

Пользование пустышкой на втором году жизни препятствует угасанию сосательного рефлекса, являющегося доминирующим, и поэтому подавляющим все другие виды деятельности, в том числе и двигательную активность. Пустышка становится уже не маминой помощницей, а вредной привязанностью ребенка, расстаться с которой непросто.На помощь придут мамина фантазия и советы педиатра, опытных подруг. Ваши помощники — мобили над кроватками, автоматические колыбельки, которые сами баюкают малыша.

Уставшей же маме можно попросить папу или бабушку 10 минут покачать кроху, а самой в это время принять душ и выпить горячего чаю.

Запаситесь терпением, и у вас все обязательно получится. Уже скоро ваш малыш удовлетворит свои потребности в сосании, потихоньку отвыкнет от любимой «сосули» и переключится на активное познание мира.

Пустышка нужна, если

  • малыш находится на искусственном вскармливании и охотно берет пустышку. Насильственное приучение малютки к сосанию пустышки даже в этом случае крайне нежелательно
  • у ребенка сильно проявлен сосательный рефлекс и без пустышки он всегда перевозбужден;
  • вы находитесь в общественном месте и немедленное прикладывание малютки к груди невозможно.

Доктор Комаровский — за или против?

Знаменитый доктор не видит в пустышке особой опасности для ребенка, но очень рекомендует соблюдать правила ее «эксплуатации».
«…выраженность сосательного рефлекса у ребенка иногда бывает настолько сильной, что пустышка является единственным (кроме маминой груди, разумеется) средством обеспечения тишины в помещении. И все-таки при любых проблемах с количеством материнского молока применение пустышки нежелательно.

Правила использования пустышки таковы:

Давать, но с оглядкой

Современные педиатры реабилитировали соску (хотя и с определенными оговорками и ограничениями). Произошло это по многим причинам, главная из которых состоит в том, что искореняя пустышку как источник одних проблем, мы невольно создаем другие, подчас даже более опасные и неразрешимые.
От векового опыта не уйдешь – пустышка действительно успокаивает ребенка. Происходит это потому, что природа снабдила его мощным сосательным рефлексом. Когда кроха сосет, он полностью сосредотачивается на этом занятии, отвлекаясь от любых внешних раздражителей и неприятных ощущений. Так что воистину – недостатки пустышки есть продолжение ее достоинств.
Именно эта сосредоточенность, в буквальном смысле слова на сосании заставляет малыша меньше интересоваться окружающим, снижает активность, делает бодрствование не таким продуктивным. К тому же это комфортное состояние хочется постоянно воспроизводить, тяга к нему все возрастает, становится привычной.
Ребенок уже и спит только с пустышкой, а случайно выронив ее во сне, начинает беспокоиться и плакать. Таким образом, вместо умиротворения мы получаем прямо противоположное – раздражение!

Проблемы искусственников

Замечено: легче всего расстаются с соской малыши, которых до года кормили грудью. Чтобы добыть из нее молочко, нужно потрудиться не меньше 15-20 минут – за это время кроха с лихвой удовлетворяет потребность в сосании. Смесь из бутылочки младенец выпивает практически залпом: вроде уже сыт, но при этом все еще не насосался! А ведь сосательный рефлекс – основной у детей первых месяцев жизни, он перекрывает все другие. Не воздавая ему должное, вы создаете почву для проблем, в числе которых повышенная возбудимость и привычку сосать пальчик. Позже она перерастает в обгрызание ногтей, сосание прядей и поедание волос, патологическую любовь к жвачке и пристрастие к сигаретам. Связать эти вредные привычки с ранним отлучением от соски человеку в голову не приходит, но психологи убеждены: так оно и есть!

Читатель или потребитель информации?

Нет, речь не только о способах восприятия печатных или оцифрованных книг или сетевых ресурсов. Речь о чем-то большем – смене характера самого процесса чтения и мышления. Как же меняется мышление современного человека?

Оно начинает «блуждать», если нужно прочесть длинный документ, главу книги или большую статью (вы это знаете по себе).

Мышление приобретает «клиповый», фрагментарный характер. Автор отмечает: «Даже не находясь возле компьютера, я испытывал непреодолимое желание проверить почту, пройтись по ссылкам или поискать что-то через Google» .

Снижается уровень вовлеченности в тему, степень запоминаемости, умение систематизировать прочитанный материал.

Критерии выбора

Пустышка может принести ребенку вред, если при ее выборе вы упустите из внимания ряд несколько важнейших критериев. Покупая пустышку, обязательно найдите ответ на вопрос: «Кто это сделал?» Материал, из которого изготовлена пустышка, ее форма, прочность, безопасность эксплуатации — все это «прячется» за брендом производителя

Обращайте внимание и на то, в какой стране размещено производство.
А еще помните, что форма тоже имеет значение. Врачи утверждают: соска со скошенным краем дает правильную нагрузку на жевательные мышцы малютки и не позволяет развиться неправильному прикусу из-за долгого сосания пустышки

Опасна ли пустышка

Многие родители переживают, что длительное использование пустышки навредит развитию и здоровью малыша. На самом деле научно доказано, что соска никак не влияет на психическое развитие ребенка. Истинная, более глубокая причина переживаний родителей – зависимость от чужого мнения, влияние общества.

Об этом говорит и главный педиатр страны Е. О. Комаровский: «Как правило, родители начинают срочно отучать ребенка от соски совсем не потому, что они сами так решили. А потому что их кто-то пристыдил — мол, такой у вас уже ребенок большой, а все с пустышкой ходит».

Подумайте, о чем на самом деле вы переживаете. Если дело в вас, вашем страхе публичного осуждения, а не в тревоге за здоровье и развитие ребенка, то и помощь нужна вам, а не малышу. Оставьте ребенку соску и займитесь работой над собой. Если же это не ваш случай, то начните отучать малыша от пустышки.

Суррогатное успокоение

Зачем приучать ребенка к пустышке? Чтобы не приучить к рукам? Чтобы ребенок рос независимым и самостоятельным? Но это противоречит естественному развитию детей первого года жизни. Дети по определению должны быть зависимыми от родителей. Ребенок должен прожить свой первый год в плотном общении с родителями, на руках и с грудью во рту. И тогда он на уровне подсознания поймет, что мама и папа готовы провести его к взрослению, что они являются надежной базой мира.

Мнение «За»: Лариса Воробьева, редактор журнала «Мой Ребенок»

Педиатры утверждают, что некоторым детям пустышка все-таки нужна. Кому же?

Вопрос о том, нужна ли ребенку пустышка, делит мир мам на два (нередко — непримиримых) лагеря. Интересно, что в спорах о нужности VS ненужности этого аксессуара участвуют не только мамы, но и врачи, и даже ученые. И у сторонников пустышки есть свои аргументы. Давайте постараемся непредвзято и спокойно оценить их.

Еще по теме «Пустышка — первая любовь…»:

Соска

В общем, я все искала себе оправдания и надеялась, что она бросит сама, «не в школу то с соской не пойдёт»… а тем временем ребенок с ней стал не только спать, но и ходить по Не хочу его расстраивать:) пусть пока порасслабляется человек 🙂 15.02.2015 22:00:45, habuba.

Расскажите про ваше отношение к пустышке

человек онлайн. Не знаю, в чем продвинутость заключается в недавании соски. Это наоборот возвращение в прошлое, когда сосок не было. Еще ни одного подросшего дитятю не видела ,например, в школе, с пустышкой )) ИМХО надуманная проблема.

Соска в 8 лет

Ну, пользует человек соску ДОМА… я правильно поняла? На улице не пользует соску с бутылкой? В школу не носит? Зачем же тогда «отобрать»? Вы не считаете это неоправданной жестокостью?

за сколько отвыкают от пустышки?

за сколько отвыкают от пустышки ? Катя пятый день без нее и не вспоминает сегодня. Мы уже почти месяц без соски, но иногда всё равно вспоминает, говорит хочу соску 04.05.2007 11:31:06, fimka и Сонюшка. Математическая специализация в школе мама-аня.

Я опять про соску (размышления)

человек онлайн. Я опять про соску (размышления). Соска восполняет сосательную потребность малыша и создает комфорт крохе, который еще не умеет сказать, что именно ему нужно. Carsa. Математическая специализация в школе мама-аня.

Опросик: какую соску предпочел ваш малыш?

Не знаю какую выбрать, какой фирмы, силикон или латекс?
Хотела Avent, ну не знаю возьмет ли такую соску ребенок, она какая то приплюснутая, еще понравились соски фирмы Nuk со скосом.
Расскажите какую соску полюбил ваш малыш.

соска до школы? :(((

человек онлайн. Не отучила вовремя малышку от соски, боялась все пальцы сосать будет, сосательный рефлекс не утихомирился и т.п, что начиталась в книжках.

Соска

Я уж тут много раз рассказывала как мы отучили старшего сына когда ему было 2.5 года от пустышки. инициатором был мой муж. Я и первоклашек с сосками видела — приходят в школу и сосут.

Соска

Не бывает взрослых людей ,сосущих соску. В 18 лет точно перестанет:)я этим руководствовалась. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Сосет соску…

человек онлайн. Сосет соску … Только не кидайтесь камнями…:(( До сих пор не можем отучить дочь от соски (через неделю ей 5). Смышленая девочка, очень разумная, уже читает, но вот эта дурацкая резинка… В школу с рюкзаком за спиной и пустышкой во рту???

Вынужденная мера

Как бы там ни было, важность процесса сосания для гармоничного физического и эмоционального развития ребенка ни один из врачей не отрицает. И это — один из важнейших доводов в пользу прикладывания малыша к груди по первому требованию

Но что делать, если мама использовала все возможности, чтобы наладить грудное вскармливание, но малыш, несмотря на ее старания, все-таки предпочитает молочную смесь? В этом случае кормление через бутылочку может не удовлетворять сосательный рефлекс крохи, и он начинает капризничать, лишая маму возможности отдохнуть. В такой ситуации без пустышки не обойтись. Но выбирать ее нужно правильно.

Почему к пустышке нужно «приучать»?

Ребенок чаще всего получает пустышку, когда он плачет, то есть подает сигнал о том, что ему плохо на физическом или душевном плане. Да, но даже взрослые люди, когда им плохо, хотят оказаться рядом с близким человеком, почувствовать его тепло и поддержку. Младенцу нужно то же самое плюс процесс сосания. Это его внутриутробная привычка. Когда он был в лоне матери, ему было спокойно и комфортно. При этом он сосал свои пальцы, кольца пуповины. Благодаря этому у него сформировалась четкая взаимо­связь — если есть процесс сосания, значит, все хорошо. Поэтому прикладывание к груди — самый легкий способ успокоить малютку. Увы, в нашем обществе активно поддерживается идея о том, что для успокоения малыша вполне подойдет и пустышка. Многие бабушки и другие взрослые люди нередко говорят: «Не балуй ребенка, дай ему пустышку!» И ребенок в трудный для него момент получает резиновый/силиконовый предмет для успокоения. Этого ли он хотел? Нет, конечно. Поэтому ребенок, получив пустышку, почти что никогда не успокаивается немедленно, как это происходит в большинстве случаев с маминой грудью. Сосущего пустышку ребенка нужно еще покачать, поносить на ручках. Младенец не готов к синтетическому «успокоителю», поэтому, прежде чем он начнет успокаиваться этим холодным предметом, ему еще надо научиться это делать… Отсюда и термин  — «приучить к пустышке». А стоит ли?

Отучаем правильно

Малышу уже год, а он не расстается с соской? Уговорите кроху отдать ее вороне или зайчику. Когда начнет искать, скажите: «Ну ты же помнишь, мы вчера твою соску маме-зайчихе подарили, у нее как раз зайчонок родился.» Некоторые мамочки смазывают пустышку горчицей, натирают чесноком… Так не годится: кроха может обжечь ротик, не говоря уже о психической травме! Прибегните к хитрости: каждый день отрезайте понемногу от кончика пустышки – когда ее невозможно будет сосать, ребенок сам ее выбросит. А если вдруг попытается найти ей замену – начнет перед сном посасывать пальчик или край простынки, мягко высвободите их изо рта и отвлеките маленького колыбельной.

Положительные и отрицательные свойства пустышки

Что такое пустышка? Словарь говорит, что это искусственный заменитель материнского соска, необходимый для удовлетворения сосательного рефлекса. Как показала практика, пустышки могут оказать неблагоприятное воздействие на малыша.

Отрицательные свойства пустышки

1. Пока кроха сосет пустышку, он пропускает очередное кормление грудью. Молока у мамы вырабатывается меньше, что может привести к преждевременному прекращению грудного вскармливания.

2. При частом и долгом сосании пустышек ребенок начинает лениться брать грудь. Это в итоге может привести к полному отказу от грудного вскармливания. Дело в том, что ребенку гораздо легче сосать пустышку, чем материнский сосок. Пустышка сделана из податливого материала и по форме напоминает сосок без ареолы. А для того чтобы из груди начало течь молочко, малышу нужно приложить усилия.

3. Пустышки нужно постоянно мыть, стерилизовать. Ведь малыши их часто роняют, теряют. Любая соска-пустышка — дополнительный источник возможной инфекции.

4. Даже если малыш сосет ортодонтическую пустышку, есть вероятность, что у него изменится прикус. В дальнейшем это может привести к неправильному развитию челюсти и зубов.

5. У детей, сосавших пустышку, чаще наблюдаются речевые дефекты, они позже начинают разговаривать.

6. Когда кроха находится у груди матери, между ними устанавливается тесный контакт. Он связывает их еще долгие годы. Пустышка же такого эффекта не дает.

7. Сосание пустышки отвлекает малыша и несколько изолирует от впечатлений окружающего мира. Неврологи и психологи замечали, что у деток с соской медленнее развивается нервная система, они нередко отстают от сверстников.

Положительные свойства пустышки

На всех форумах о вреде или пользе пустышки ведутся горячие споры. Особенно яро необходимость пустышек в жизни ребенка отстаивают мамы, которые ими активно пользуются. И практически у всех один аргумент: «Когда растишь ребенка, иногда просто необходимо, чтобы он хоть немного полежал спокойно в кроватке, иначе мама не успеет поесть, принять душ, переодеться». Вот в этом пустышка — реальная помощница. Родители, дети которых сосут пустышки, нашли немало положительных свойств сосок.

1. У малыша есть возможность удовлетворить сосательный рефлекс. Как это сделать при отсутствии грудного вскармливания? Конечно с помощью пустышки!

2. Ребенок реже плачет и капризничает. А значит, тратит силы не на это пустое занятие, а на развитие. Да и маме гораздо спокойнее, когда дома тихо.

3. У мамы появляются дополнительные минуты на сон. Карапуз занят соской-пустышкой и какое-то время не тревожит маму

Мама становится гораздо спокойнее, лучше высыпается, ее настроение улучшается, и она общается с малышом только на позитивной волне, что важно и для него, и для нее

Социальная ситуация развития в младенчестве

Социальная ситуация развития в младенчестве

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста – ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация «МЫ», социальная ситуация комфорта. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон, который является условием нормального физического и психического развития ребенка. И этот эмоционально-положительный фон необходимо постоянно поддерживать, для чего человечество изобрело эрзацы присутствия взрослого: это пустышка и укачивание. Первая потребность, которая формируется у ребенка — это потребность в другом человеке.

Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком

На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. Первые признаки общения были описаны М.И

Лисиной. Это внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу); эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание. Психологи говорят: «Младенец беспомощен, если он один, но пара «мать и дитя» не только не беспомощны, но поражают своей жизнестойкостью». С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется я круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка ребенка в пространстве.

Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их является очевидным, не лежит на поверхности. Психологическая «робинзонада» не способна обеспечить эффективное развитие человека. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды.

Складывается социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок-предмет-взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения — это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.

Взрослый для ребенка раннего возраста — это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:

— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;

— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;

— активное использование речи во взаимодействии.

5 доводов в защиту соски

1. Пустышка снижает порог детской возбудимости и болевой чувствительности. Если мамочка оказалась перед выбором: дать прихворнувшему крохе соску или лекарственное средство, пустышка все-таки предпочтительнее!
2. Защищает от синдрома внезапной детской смертности (SAS). Уже за одно это стоило бы объявить ей полную амнистию! Ученые выяснили, что пустышка, во-первых, препятствует западению языка (он может перекрыть дыхательное горлышко!), а во-вторых не позволяет младенческому сну становиться патологически глубоким, беспробудным и помогает крохе вовремя проснуться при внезапной остановке дыхания (апноэ), по сути, спасая ему жизнь.
3. Делает более безопасным сон на спинке. Врачи не рекомендуют в первые месяцы жизни укладывать грудничков на спинку из опасения, что дети могут захлебнуться при срыгивании или задохнуться при западении языка. Но если кроха посасывает пустышку, вероятность таких трагедий существенно уменьшается.
4. Помогает формированию эмоций. Главный гинеколог Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук Ю.А.Гуркин в ходе многолетних наблюдений обнаружил 12 причин, из-за которых выросшая девочка будет плохой матерью, неласковой со своими детьми. Одна из них – младенчество без пустышки!
5. Улучшает прикус. Мы-то привыкли думать, что она только портит его, но это не всегда так. Детские ортодонты создали специальные профилактические соски-капельки со скошенным верхом, предотвращающие недоразвитие верхней челюсти, которое все чаще встречается у искусственников. Чтобы захватить подобную пустышку, ребенку приходится потрудиться – выдвинуть вперед нижнюю челюсть. А грудничкам, у которых она хорошо развита, больше подойдет соска в форме вишенки. Мамочке трудно определить на глаз, в порядке ли челюсти у ее малыша: это должен решить детский стоматолог!
Журнал «Лиза. Мой ребенок» (декабрь 2006)

Когда отучать от пустышки

Отучение от пустышки, как и привыкание, индивидуально. Одни малыши ни в какую не хотят брать соску в рот, другие с удовольствием принимают эту замену и ни в какую не хотят отдавать потом. Для одних детей это экстренная помощь в момент возбуждения, истерики. А для других это неотъемлемая часть жизни. Эти и другие факторы влияют на процесс отучения от соски.

Психологи и педиатры сходятся во мнении, что возраст отучения не имеет значения. Но до года этого делать точно нельзя. Это обусловлено психологией развития детей: до года у них сохраняется сосательный рефлекс. Он выражен настолько сильно, что без соски малыш будет сосать палец, игрушки, грудь матери или что-то другое. Соска – безопасный вариант удовлетворения инстинкта. Кроме того, с пустышкой ребенок крепче спит, меньше капризничает. Она дарит ему чувство безопасности, успокаивает.

В отличие от сосания пустышки, сосание других предметов или частей тела опасно для прикуса ребенка и дальнейшей социализации. Сосание других предметов считается вредной привычкой, которая может сохраниться на долгие годы. От этого обязательно нужно избавляться.

Технологии, меняющие сознание

Н. Карр подробно рассматривает историю создания часов, географических карт, книгопечатного станка, развитие техники письма.

Самой настоящей эпохой, как свидетельствуют изыскания автора, стало для человека повсеместное распространение печати и книгопечатания. Потому что чтение тесно связано с мышлением. Как было показано в Лаборатории динамического познания Вашингтонского университета при сканировании головного мозга людей в процессе чтения, этот процесс ни в коем случае нельзя считать пассивным: «читатели моделировали в своей голове каждую новую ситуацию… Они брали из текста детали о действиях и ощущениях и переносили их на собственные знания из прошлого» . При этом восприятие художественной реальности по своим механизмам мало чем отличается от восприятия совершенно реальных событий.

Появление интернета – это еще одна важная эпоха в развитии человечества, влияние которой на нас очевидно и необратимо. В чем особенности Сети как технологии новейшего времени, изменяющей сознание?

Она интерактивна.

Задействует сразу несколько органов восприятия, включая тактильные (ощущение кнопки мыши), зрительные, визуальные, аудиальные.

Она порождает новый язык.

Сеть придает любым медиа социальный характер.

Интенсивность воздействия стимулов – когнитивных и сенсорных – вызывает устойчивое привыкание, закрепляемое на уровне нейронных связей в мозгу.

Наличие гипертекста усложняет процесс восприятия.

Однако наличие разных форматов не является залогом улучшения понимания

Наоборот, как показали эксперименты, внимание может рассеиваться, и человек становится более склонным искать информацию по верхам, чем углубляться в тему. «Образно говоря, — пишет Н

Карр, — мы переживаем то, что можно назвать обратной траекторией развития цивилизации: из людей, занимающихся культивированием личного знания, мы превращаемся в охотников и собирателей в лесу электронных знаний» .

Более того, устойчивые нейронные связи сохраняют степень своего влияния, даже когда человек не в сети.