Действительность

5 принципов психологии

Принципом отражения раскрывается осознание сути психики и ее главных функциональных возможностей, раскрываются уровни развития человеческой психики. Психика человека своеобразна и имеет особую форму отражения, зависящую от многих обстоятельств, в которые входят:

  1. Объективная реальность с ее особенностями, воспринимаемая при помощи речи и органами чувств.
  2. Головной мозг и его самочувствие.
  3. Психическое и физическое здоровье человека.

По принципу активности исследователь ориентируется во время изучения явлений психики брать во внимание сознательное и целенаправленное отражение в человеческом сознании внешних и других обстоятельств, а не только зеркальное. По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности

По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности.

Целостный и системный подход — это принцип, связанный с изучением и глубоким пониманием феноменов психики, которые находятся во взаимосвязи между собой. Также специалист по этому принципу ориентируется на осмысление психики, как целостное интегральное явление.

Относительная самостоятельность — этот принцип говорит о том, что у всякого психического явления есть своя специфика, которая состоит из своих формирующихся, развивающихся и функционирующих закономерностей, заодно с физиологическими основами.

Методологические принципы психологии

Методологией называют систему, основанную на принципах теоретического и практического функционирования. Это свод правил, нормативных познаний и способов создания теории.

Методология делиться на различные уровни. Например, общенаучную методологию считают системой, построенной на нормативах и принципах, объединяющих все области знаний. Но, для того, чтобы она стала пособием для одной из специальных наук, ее нужно конкретизировать в отношении этой науки. В данном случае это уже будет конкретнонаучная методология.

Методологические принципы психологии, исповедующие общенаучные методы, практикуют использование диалектического подхода, а к конкретнонаучным методам — системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход состоит из таких основных принципов:

  1. Детерминизма.
  2. Активности.
  3. Сознание и доведение, как одно целое.
  4. Системности.
  5. Развития.

Принцип детерминизма в психологии

Принцип детерминизма в психологии является научным методом, познающим окружающий мир, и применяется в тандеме с многими науками. Он начинается с философского учения, которое разработал в свое время Демокрит, и развивалось потом великим Аристотелем. Под принципом детерминизма в психологии подразумеваются явления, которые происходят вокруг нас, не могут быть случайными, а возникают они вследствие какой-то причины или совокупных причин.

Согласно теории детерминизма, случайно ничего не происходит, все происходящее является результатом внешних и внутренних логических связей. Поэтому, человек, за счет своих усилий ничего не может изменить.

Крайним элементом детерминизма есть не что иное, как фатализм, то есть, человек тупо верит в судьбу, либо злому року, или же подвластности судьбы высшим силам.

Концепцию психологии детерминизма следует понимать, как необходимость установления причинно-следственной связи психического явления побуждающими обстоятельствами, приведшими к нему. Эту теорию в равной силе можно отнести не только к людям, но и к животным.

Проекция

Одним из видов психологической защиты является проекция, когда неблаговидные мотивы и действия индивидуум приписывает другим людям. Например, завистливый человек обвиняет окружающих в зависти, глупому все кажутся глупцами, а агрессивный видит агрессию в других. В стремлении человека считать, что окружающие имеют недостатки, присущие ему самому, и состоит проекция. Раздражительность, вспышки гнева, мнительность – разные причины стресса – переносятся на другого. Сам человек забывает, что это его проблемы, дистанцируется от них. Лучшим методом избавления от психологической проекции – здоровая самокритика.

Какая бывает реальность?

Помимо субъективной и объективной, она бывает еще и такой:

  1. Физическая. Это и есть мир вокруг нас, который мы видим, слышим, обоняем. Это то, что в нашем понимании и есть реальная жизнь.
  2. Виртуальная. Под этим видом реальности подразумевают искусственно созданный мир, с которым мы можем взаимодействовать посредством своих каналов чувств.
  3. Социальная. Это понятие используется чаще как синоним социальной жизни, включая в себя основные законы, принципы, особенности взаимодействия между людьми.

Физическая реальность

Не вдаваясь в подробности квантовой физики, можно сказать, что ни один человек не знает, какая она на самом деле. Наука больше внимания уделяет особенностям восприятия человеком физической реальности. Все наши рецепторы и органы чувств ограничены в своих возможностях, поэтому мы физически не способны воспринимать и обрабатывать в полной мере реалии окружающей действительности. Учитывая это, наука делает вывод, что все, что человек видит вокруг себя, является не реальным миром, а его проекцией в личном пространстве.

Виртуальная реальность

Ее ассоциируют чаще с интернетом, компьютерными играми, где человек может взаимодействовать с искусственно созданным пространством в трехмерном измерении. Прогресс шагнул так далеко, что при использовании современного оборудования виртуальность может подарить реальные ощущения, потому что стимулируются органы чувств человека. Она используется не только для игр и прочих развлечений, но и в:

  • архитектуре, дизайне;
  • медицине;
  • спорте;
  • обучении;
  • искусстве.

Действительность

Социальная реальность

Это самый сложный вид, потому что он многоплановый и состоит из:

  • человека, его мировоззрения, интересов, идеалов, умозаключений, личного опыта и так далее.;
  • ментальных и психических особенностей индивидов;
  • природных объектов;
  • предметов культуры;
  • социальных действий.

Не знаете, социальная реальность – это что такое, отметим, что она характеризуется несколькими плоскостями:

  • субъект является частью реальности, в которой живет;
  • каждый субъект сам по себе представляет отдельную реальность;
  • есть определенная специфика восприятия реальности конкретным субъектом;
  • многогранность взаимодействия субъекта с социальной реальностью.

Почему люди убегают от реальности?

Действительность способна дарить нам не только радостные моменты, но и разочарования, проблемы, заботы, беды. Что такое бегство от реальности? Это уход в мир иллюзий, где есть только позитив, радость и все видится сквозь «розовые очки». Одни люди легко справляются со всеми задачами, которые ставит перед ними реальность, другим же это может быть не под силу, и от этой гнетущей действительности они стараются убежать.

Так что же такое реальность? Философию оставим философам – пусть они рассуждают о зыбкости мира. В понимании же обычного человека это то, что нас окружает, то, что мы видим, слышим, ощущаем, в существовании чего не возникает сомнений. Мы субъективно воспринимаем объективную реальность, но в этом и заключается психология человека, формирующая в каждом из нас индивидуальность.

Виды реальности

Их существует несколько. Различают два основных вида реальности:

  1. Объективная, под которой понимается все материальное, что окружает нас. Это все существует независимо от сознания человека, но отображаемое им.
  2. Субъективная – восприятие реальности индивидом. Этот вид реальности – осознаваемые человеком его психические состояния, которые удостоверяют факт существования объективного мира.

https://youtube.com/watch?v=zjO2r4k_kRo

Объективная реальность

Окружающее воспринимается нами как то, что есть, существует на самом деле, действительность чего не требует доказательств. При этом психология гласит, что разум человека не способен вне себя рассматривать и воспринимать что-либо объективно. Он может посредством ощущений формировать впечатления, фиксировать сходства, различия, выводить закономерности, но не всегда может определить источник этих впечатлений. Восприятие окружающего материального мира – проекция сознания.

Философия различает объективную реальность и действительность. Если же не брать в расчет индивидуальное восприятие каждым индивидом окружающего мира, они совпадают. Например, мы видим одноэтажный дом белого цвета с покатой крышей. Если мы спросим у других людей, проходящих мимо, видят ли они его, они ответят, что видят, и назовут те же его характеристики: белый одноэтажный дом с покатой крышей. Это и есть доказательство действительности объективной реальности.

Действительность

Субъективная реальность

Она представляет собой целостную систему убеждений, где первичными выступают осознанность и сознание. Субъективная реальность – пространство, в котором существует мир в восприятии человека. Субъективный мир не содержит ничего, кроме сознания индивида. Это целостность индивидуального восприятия через призму собственного опыта человека, его навыков, знаний.

Говоря еще проще, это то, как каждый из нас видит окружающий мир, что в философии известно как субъективизм. Учитывая это, и зарождается спор о действительности объективной реальности. Многие окружающие явления, объекты, предметы существуют в нашем сознании лишь благодаря человеку, тому, что он о них знает, замечает их. Например, что есть сам по себе горизонт, если человек не видел его?

Принципы психологии развития и возрастной психологии

Психологию развития относят к той области, которая занимается изучением психологических изменений у человека в меру его взросления. Из-за этого часто психологию развития еще называют возрастной психологией, либо же это методологическая база оной, содержащая в себе более расширенную коллекцию сведений.

В психологии развития существуют следующие подразделы:

  1. Пренатальной и перинатальной психологии, которая занимается изучением психической жизни детей, которые еще не родились, или уже появились на свет.
  2. Детской психологии, изучающей психику развития ребенка.
  3. Психологии юного и зрелого возрастов — изучение психических особенностей человека юного и зрелого возрастов.
  4. Подраздел геронтопсихологии — изучение психики человека в пожилом возрасте.

Психологией развития исследуются психика и организм человека в периоды разных возрастных этапов. И, как и другая самостоятельная наука, психология развития обладает своим предметом, объектом, задачами и функциями.

Чем реальность отличается от мечты?

Взаимосвязь между ними тесна настолько, что в любой момент грань может стереться. Мечта представляет собой созданный образ чего-то желаемого, несуществующего в реальности человека в данный момент. Она обладает высокой ценностью для мечтающего, и может как уводить его в мир грез, будучи несбыточной, так и стать движущей силой для постановки и достижения цели, превратившись благодаря этому в реальность.

Реальность отличается от мечты тем, что первая существует в жизни человека на данный момент, вторая же – нет, будучи плодом воображения. Если она осуществляется, став явью, то перестает быть мечтой, превращаясь в реальность. Взаимосвязь между ними определяется тем, что:

  1. Мечта способна влиять на реальность. Если человек желает ее осуществить, она становится стимулом к действию, которое меняет его жизнь. Это возможно, если ее осуществление способно вписаться в действительность.
  2. Реальность способна влиять на мечту. Ее обстоятельства могут как способствовать осуществлению второй, так и препятствовать этому.

Действительность

Искаженное восприятие реальности

В некоторых случаях человеку проще и приятнее жить иллюзиями, чем действительностью

Важно различать, что такое реальный мир, а что такое вымышленный, но бывают ситуации, что мечты, плоды воображения, фантазии ощущаются человеком как реальность. Потеря связи между вымышленным и объективным – это и есть искаженное восприятие реальности

Чаще причиной тому становится неготовность индивида принять существующую действительность, например, потому что для него она непереносима.

Некоторые личности не готовы вытеснить реализм или делают это не сразу, столкнувшись с проблемой. Другим же проще уйти от тяжелой действительности, погрузившись в мир грез. При этом искаженное восприятие реальности – явление, к которому склонны мы все, потому что каждый по-своему воспринимает объективный мир. Часты случаи, когда возникает конфликт между мечтой и реальностью, чему могут быть такие причины:

  1. Сбывшаяся мечта разочаровала. Так бывает, когда желанное в воображении было чем-то особенным, человек представлял его себе в ярких красках, гиперболизировал. Если мечта реализовалась, такими яркими красками она может не обладать, превратившись в обыденность и разочаровав мечтающего.
  2. Невозможность реализации мечты. Вернувшись к вопросу о том, что такое реальность, мы понимаем, что она предлагает нам свои обстоятельства нашего бытия. Некоторые из них мы можем изменить, если хорошо постараться, но некоторые обстоятельства изменить невозможно, а с ними невозможна и реализация мечты. В этом случае приходится принять действительность такой, какой она есть, что сделать бывает сложно.
  3. Появление непредвиденных препятствий. Случаются ситуации, когда достижении заветного грезится уже совсем близким, но меняющаяся реальность вносит свои коррективы. Например, случаются некие непредвиденные обстоятельства, которые меняют ход событий, выступая преодолимым или непреодолимым препятствием к достижению мечты.

Действительность

Принцип отражения в психологии

Принцип отражения в психологии дает ориентир исследователю на предмет того, что знакомство с объектом сопровождается процессом, отражающим его возможности, как субъекта. В качестве отражения рассматривается оригинальное отображение при помощи образа. Существует сходство образа с оригиналом в том случае, если каждый взятый в отдельности элемент образа будет соответствовать (гомоморфно) оригинальному элементу, а также отношения элементов образа будут соответствовать отношениям элементов оригинала.

Из гомоморфного отображения следует, что это является лишь первым шагом к становлению в гносеологическом отношении системы «субъекта-объекта», так как приближенно учитывается форма объекта. Судя по последнему, можно сказать, что виден не так образ оригинала, как его прообраз.

Очередным шагом в ходе развития гносеологического отношения является изоморфизм. Этот уровень отображения дает возможность адекватно представить форму объекта. Если в гомоморфизме видно относительное копирование образа с оригинального объекта, то в изоморфизме утверждается их полное сходство.

Изоморфизмом закрепляется отраженная форма, а вопрос о содержимом объекта остается нерешенным. Процесс эволюции отражения движется от гомоморфизма, проходит сквозь материю изоморфизма, раздраженности, психики к сознанию. А в сознании уже подразумевается высшая форма отражения, с помощью которого происходит формирование чувственного, а далее и рационального образа, в котором отображена действительность в формах понятия, суждения и умозаключения.

Принципы психологии личности

Принципы психологии личности в течение последнего столетия являются центральной темой психологии, развитию которой способствовали многие достижения, изучающие структуру личности, а также ее характеристики. Была осуществлена разработка эффективных методов по измерению личности, которые используются при решении задач в психодиагностике, помогают оказывать психологическую помощь человеку, используются в психологическом консультировании.

На сегодняшний день по многим направлениям психологическая наука относится к человеку следующими сферами применения:

  1. социальную психологию применяют для изучения поведения человека в обществе;
  2. психологию здоровья применяют для изучения здорового уклада жизни;
  3. организационную психологию применяют для изучения трудового процесса человека.

Благодаря конкретным результатам такой работы, получается обобщенное теоретическое представление психологии человека, решаются практические и прикладные задачи.

Познание себя

Психологические способы защиты в момент травмирующей ситуации могут сгладить эмоциональный дискомфорт. Но продолжительное пребывание в рамках трансформированной реальности уменьшает приспособление к окружающему миру и, скорее, может вызвать невроз и депрессию. Различные причины стресса, которые послужили внутренним конфликтам, необходимо прочувствовать, вывести на сознательный уровень. Умение познать себя даст возможность стать зрелой личностью и обрести душевную гармонию. Обладая ясным мышлением, умением взглянуть на себя со стороны, оптимизмом и жаждой жизни, человек обретает высокий уровень психологической защищенности.

Вытеснение

Этот способ защиты связан с частичной амнезией. Травмирующая ситуация вытесняется в подсознание, вспомнить её человек может только под гипнозом. В частности, Фрейд, изучая многочисленные неврозы пациентов, выдвигал теорию, что психогенные факторы, в которых он видел причины стресса, углубляются в подсознательную область. В случае, когда бессознательное становится сознательным, невротический синдром исчезает. Вытеснение, как психологическая установка, широко обыгрывается в фильмах. Чаще встречается частичное перемещение информации в подсознательную область. Например, человек напрочь забывает ситуации, где он повел себя недостойно и проявил себя непорядочно. На первый взгляд, это спасает от угрызений совести. Но затаившаяся вина может вызвать психосоматические болезни – мигрень, гастрит, гипертонию. Лучшим вариантом является осознание ситуации, даже, если человек в ней выглядит неприглядно. Переосмысление поможет сделать выводы и изменить поведение.

Принципы психологии как науки

На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира. Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.

Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.

Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.

Принципы психологии труда

Оптимизируя трудовую деятельность, современный менеджмент часто прибегает к психологическому анализу, который является основополагающей составляющей в этом деле. Научное и практическое обеспечение труда на данном этапе развития общества является самым болезненным вопросом современности. Организация внимания, развитие памяти и мышления, воли и профессиональных навыков, далеко не полный перечень требований к современному работнику. Этими и некоторыми другими вопросами определяется изучение в области психологии труда.

Психология труда — является наукой, изучающей психические явления, механизмы и другие особенности, которые активизируются у человека во время трудового процесса. Также изучаются индивидуальные особенности человека, методы, играющие основную роль в трудовом процессе и его организационных вопросах. Обобщая понятие психологии труда, можно сказать, что она относится к отрасли психологии, которая изучает психологические закономерности трудового процесса человека.

Искаженная реальность — форма психологической защиты

Психологические установки, дающие эмоциональный комфорт, имеют, с одной стороны, положительное влияние, избавляя от тревог и беспокойства, позволяя сохранить чувство самодостаточности. С другой стороны, они искажают действительность и являются формой самообмана. Искажая реальность, психологическая защита, в этом случае погружает человека в трансформированную реальность, этим представляя определенную опасность. Для того, чтобы уберечься от травмирующих эмоций, в которых можно видеть причины стресса, человек имеет в запасе различные психологические защиты. Среди них можно выделить следующие:

• Рационализация• Обесценивание• Проекция• Вытеснение• Сублимация

Психологическая защита – рационализация

Люди, испытавшие дискомфорт от неудачи, крушении мечты, начинают искать причины, которые оправдали бы их

Подсознание услужливо предлагает варианты: излишне придирчивый педагог, тиран-начальник, взбалмошная жена – все эти мысли переключают внимание на другой объект. В своих глазах человек чувствует себя правым и не видит свои промахи

К этой модели поведения относятся и родители, поднимающие руку на ребенка. Агрессия, неудовлетворенность жизнью, другие причины стресса отражаются на малыше, взрослые же успокаивают себя тем, что это в благих целях. Данная психологическая защита даёт лишь временное облегчение, сглаживает беспокойство, притупляет совесть. Самое главное, она не создает конструктивной модели поведения и не способствуют решению внутренних проблем.