Психология делового общения (стр. 1 из 3)

Послесловие(ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

Хочется искренне надеяться, что внимательно прочитавший данную книгу, не остался тем, кем был до этого и хоть на самую малость, но стал другим, задумался над сложными и, вместе с тем, очень важными психологическими проблемами.

Тому, кто может быть самим собой, проще стать другим – понять этого другого. Но стать самим собой нельзя без напряженной работы над своими качествами. Истинное достоинство человека – в растущей силе его духа.

Завершив изучение предложенного курса лекций в учебном пособии «Деловая психология», будущий специалист вправе задать вопрос: а смогу ли я, обладая этим багажом знаний, организовать свою работу так, чтобы она была эффективной и результативной?

Отвечая на этот вопрос, важно обратить особое внимание на следующее положение: развитие рыночных отношений в нашей стране вызывает огромную потребность в высококвалифицированных, по-настоящему деловых людях – предпринимателях, менеджерах, коммерсантах и т. д. В связи с необходимостью перехода организаций на совершенно новые условия существования и развития, а, кроме того, в связи с наличием фактора постоянного их изменения и усложнения, этим организациям требуются специалисты, руководители, способные возглавить данный переход, познать законы рынка и творчески их использовать, учесть весь спектр сугубо индивидуальных особенностей и различий, а также значение социальных факторов для эффективной профессиональной деятельности работников

В связи с необходимостью перехода организаций на совершенно новые условия существования и развития, а, кроме того, в связи с наличием фактора постоянного их изменения и усложнения, этим организациям требуются специалисты, руководители, способные возглавить данный переход, познать законы рынка и творчески их использовать, учесть весь спектр сугубо индивидуальных особенностей и различий, а также значение социальных факторов для эффективной профессиональной деятельности работников.

Отбор тематики лекций и разделов книги обусловлен, непосредственно, ее профессиональной значимостью для современного специалиста и руководителя любого профиля и ранга, ибо их профессиональный успех в огромной степени будет зависеть от умения эффективно работать с людьми.

Деловое общение: стили переговоров

1. Фактический

Собеседники, сохраняя нейтральный тон, оперируют документами и фактами. При этом фиксируется все сказанное и услышанное. Встречаясь с людьми подобного стиля, следует быть педантичным и пунктуальным. Можно время от времени ссылаться на предыдущие стадии контактирования: «Как ранее отмечалось…», «Как показал опыт…».

2. Интуитивный

Этот стиль делового общения предполагает творческий подход к обсуждаемой проблеме. Подобные контакты дают волю интуитивному поведению, включающему смелое прогнозирование, поочередное выдвижение креативных идей с одновременным наблюдением за реакцией собеседника.

3. Нормативный

Переговорщики данного склада оценивают сделку с позиции не столько выгоды, сколько соблюдения правовых норм. Их главный принцип — чтобы комар носа не подточил. Подписывая договор с такими коммуникаторами демонстрировать интерес к нормативной стороне соглашения.

4. Аналитический

Представители этого стиля во всем ищут логику. Она решают проблемы только после того, как разложат их «по косточкам». При работе с подобными аналитиками поможет установление причинно-следственных связей сделки, а также проявление толерантности и терпения.

Безусловно, перечисленные стили делового общения редко проявляются в чистом виде. В ходе переговоров чаще всего обнаруживаются их отдельные стороны

Однако, чтобы настроиться на одну волну с собеседником, важно сразу «нащупать» преобладающую линию в его поведении

Типы собеседников

1. Нигилист

В общении такой индивид, как правило, несдержан и нетерпелив. Он вызывает острое желание поспорить с ним. Имея дело с таким типом, нужно взять себя в руки и пойти следующим путем:

• любой ценой привлечь его на свою сторону;

• хладнокровно обсудить «острые углы» сделки;

• дать понять свою компетентность по спорным моментам;

• постараться сформулировать принимаемые решения словами оппонента;

• предоставить другим участникам встречи возможность опровергнуть спорные утверждения, после чего отклонить их самому;

• попытаться, оставшись наедине с нигилистом, выяснить истинные мотивы его позиции;

• при накале обстановки либо незаметно сменить тему разговора, либо взять в нем короткий таймаут.

2. Позитивист

Этот человек располагает к себе своим добродушием и оптимизмом. Вести с ним переговоры легко и приятно, так как можно в спокойной атмосфере дискутировать и подводить итоги. Контакт с таким переговорщиком обещает:

• совместное выяснение отдельных моментов сделки;

• поддержку в опасных или тупиковых ситуациях.

3. Всезнайка

Это индивид уверен, что ему нет равных по осведомленности и компетентности. С ним надо вести себя следующим образом:

• тактично дать понять, что остальные участники переговоров тоже «не лыком шиты»;

• согласовывать с ним промежуточные заключения беседы;

• время от времени задавать ему каверзные вопросы, на которые может ответить только присутствующий специалист.

4. Балабол

Такого собеседника отличает невыдержанность и невоспитанность. Желание продемонстрировать свои познания заставляют его постоянно прерывать других. С ним можно выбрать такую тактику:

• посадить его напротив авторитетной личности;

• деликатно останавливать говоруна всякий раз, когда его начнет «прорывать»;

• помочь ему не отклоняться от темы.

5. Трус

Данный тип собеседника отличается неуверенностью и привычкой помалкивать. Больше всего на свете он боится прокола. Общение с таким человеком потребует особой дипломатичности:

• не стоит озадачивать его сложными вопросами;

• не лишним будет поддерживать его, заканчивая начатые им формулировки;

• следует периодически подкреплять его ободрительными замечаниями;

• нежелательно отпускать в его адрес даже безобидных шуток;

• весьма полезным будет выразить ему благодарность за участие в переговорах.

6. Вещь в себе

Такой собеседник настолько замкнут, что производит впечатление неприступной крепости. Открыть сей «ларчик» можно с помощью следующих приемов:

• навести о нем как можно больше справок;

• построить общение так, чтобы пролился свет на опыт его работы;

• пару раз спросить в открытую: «Вы, кажется, не согласны с моим предложением?», «Что вы думаете по поводу сказанного?».

7. Гусь хрустальный

Эта важная птица требует слишком бережного с собой обращения. Такая порода людей на дух не переносит критики в свой адрес. Вступая с ними в отношения, следует:

• создать за столом переговоров атмосферу равноправия;

• не давать ему незаслуженно ущемлять самолюбие других;

• выдвигать в диалоге с ним контраргументы типа: «Да…, однако…».

Психология делового общения поможет найти путь к уму и сердцу любого собеседника, сделать общение с ним радостным и плодотворным.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

2. Атватер И. Я Вас слушаю. М., 1984.

3. Безруких М. М. Я и другие. Правила поведения для всех. М.,1991.

4. Беклишев Д. В. Манеры и поведение делового человека. М., 1993.

5. Богомолов Н. Н. Доктрина «человеческих отношений». М., 1970.

6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.

7. Бенедиктова В. И. О деловой этике и этикете. М., 1994.

8. Вечер Л. С. Секреты делового общения. Минск, 1996.

9. Вуд Д., Серрье Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М.,1976.

10. Глушакова К. П. Переговоры: Эффективное «ты – я» взаимодействие. М.,1991.

11. Гришина Н. В. Давайте договоримся. СПб., 1992.

12. Деловой протокол и этикет. М., 1992.

13. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. М., 1996.

14. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1997.

15. Конфликты и переговоры. Ростов-н/Д, 1997.

16. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Пермь, 1992.

17. Крижанская Ю. С., Третьякова В. Н. Грамматика общения. Л.,1990.

18. Куницина В. Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985.

19. Лебедев Н. П. Уметь вести переговоры. М., 1991.

20. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. М., 1993.

21. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.

22. Маккей X. Как уцелеть среди акул. М., 1992.

23. Мастенбрук В. Переговоры. Калуга, 1993.

24. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М., 1986.

25. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

26. Ночевник М. Н. Психология общения и бизнес. М., 1995.

27. Номсин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1982.

28. О деловой этике и этикете. М., 1994.

29. Павлова Л. Г. Основы полемического мастерства. М., 1987.

30. Правила этикета: Краткий справочник. М., 1992.

31. Психология и этика делового общения. М., 1997.

32. Романов А. А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995.

33. Самоукин А. И., Самоукина Н. В., Шишов А. П. Психология бизнеса. М., 1997.

34. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992.

35. Фишер Р., Браун С. Путь к единеннию, или от переговоров – к тесному взаимодействию. М., 1992.

36. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.

37. Ханс К. Добивайтесь своего – это успех на переговорах. М., 1992.

38. Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. М., 1993.

39. Шейнов В. П. Психология и этика делового контакта. Минск 1997.

40. Шепель В. М. Управленческая этика. М., 1989.

41. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. М., 1988.

42. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1996.

43. Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М., 1993.

44. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994.

45. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1990.

Особенности психологии делового общения

1. Полная осведомленность о контактном лице

Накануне деловой беседы каждый из ее участников должен собрать о своем потенциальном партнере следующие сведения: национальный менталитет, темперамент, вкусы, предпочтения, мировоззрение. Все это позволит максимально подготовиться к встрече и создать наиболее эффективную модель общения.

2. Этичность выражаемой позиции

Важнейшим принципом делового общения является выбор решений в русле этических норм. Если ущерб от предполагаемых действий перевешивает пользу, то от них следует сразу отказаться как от непродуктивных. При этом психология убеждения должна базироваться на искренности, невозмутимости и доброжелательности

3. Высокий уровень коммуникативной культуры

Участнику делового контакта необходимо не только предельно ясно формулировать свои мысли, но и уметь внимательно следить за логикой высказываний собеседника. Психология делового общения позволяет отстаивание своей позиции, но без категоричности и позиционирования собственного «Я».

В обсуждении бизнес-задач не место затяжным лирическим отступлениям, сленговым выражениям, двусмысленностям и туманным намекам. Телефонные переговоры и интернет-переписка моделируются и регламентируются так же тщательно, как и очные встречи.

4. Умение мгновенно расположить к себе человека

Деловое общение предполагает владение азами психологии влияния. Речь идет о таких приемах, как, скажем, упоминание в разговоре имени собеседника или умение вовремя его подбодрить комплиментом или дружеским тоном.

Психология делового общения зачастую заставляет прибегать к невербальному языку. Именно его импульсы наводят незримые мосты между переговорщиками. Ничто так не сближает с собеседником, как отзеркаливание его позы, жестов, манер. Подобные вещи в сочетании с культурой внешнего вида неизменно вызывают доверие и эмпатию.

5. Взаимовыгодность контакта

Обмен информацией в деловом общении затрагивает интересы обеих сторон. Поэтому каждая из них должна быть готовой на компромиссные решения. Для этого накануне встречи продумывается план «Б», предусматривающий определенные уступки партнеру. Для достижения консенсуса между конкурентами продуктивны так называемые «условные» решения: альтернативные или поэтапные.

Секреты успеха деловой женщины

Психология делового общения (стр. 1 из 3)

Личностный ростПрактическая психологияСекреты успеха деловой женщины

Секреты успеха деловой женщины

Путь к успеху начинается с постановки цели. Без ее четкого определения вы не сможете двигаться дальше, поэтому потратьте определенное время на то, чтобы разобраться, что на самом деле вы хотите от жизни. Далее вам предстоит путь к вашей цели, достижению которой способствуют другие секреты.Ваш внешний вид.

Каждый взгляд в зеркало и ваше отражение в глазах других людей должны радовать вас. В создании образа успешной женщины не может быть мелочей. Она успевает следить за своей внешностью и ее внешний вид – это образец ухоженности. Маникюр, прическа, макияж – все должно быть в идеальном состоянии.

Помните, именно внешность создает первое впечатление, а оно немаловажно в деловом мире. https://www.youtube.com/embed/AbZPhkHdPiI

Грамотно распоряжаться своим временем. Очень часто женщинам приходится буквально «разрываться» между домашними заботами и построением карьеры. В то же время многие часы на работе тратятся впустую на разговоры по телефону с подругами, общение в интернете. Надо научиться делить время на то, которое вы посвящаете дому, работе и себе.

Во время «для себя» включите посещение парикмахерской, спортзала, кино и театра, разнообразных выставок, встречи с подругами

Это очень важно для того, чтобы чувствовать себя успешной. Не стоит зацикливаться на каком-то одном аспекте вашей жизни – будь то работа, семья или отдых

Гармоничное их объединение – путь к всестороннему развитию и успеху.

Ваш круг общения. Общайтесь с теми людьми, которые вам действительно нравятся. Не стоит тратить время на то, что вам неприятно, поэтому сократите до минимума общение с людьми, которые нарушают ваше душевное равновесие, негативно влияют на вас.

Скажите им прямо, что вас не устраивает в общении с ними, и если они не захотят измениться, подумайте над тем, стоит ли продолжать отношения с ними.

Заводите новые знакомства, ищите тех людей, с которыми можно поговорить на важные для вас темы

Особенно важно заводить знакомых в сферах, в которых вы планируете достичь успеха. Такие люди помогут вам совершенствоваться

Не злоупотребляйте бутербродами и едой быстрого приготовления, какой бы плотный график у вас не был. Последствия от такого питания обойдутся намного дороже, чем потраченное на него время.

В секретах успеха деловой женщины нет ничего сложного. Главное – начать их соблюдать, и вы обретете радость от собственных достижений.