Демагогические приемы

Прием Бег ассоциаций

Его считают активным методом обучения. С его помощью можно систематизировать приобретённые знания с помощью сравнения новой информации с уже приобретённым опытом. Прием основан на подключении в образовательный процесс подсознания, чувственной сферы. Результатом применения «бега ассоциаций» будет прочное усвоение информации, мотивации школьников к дальнейшему обучению. Для проблемных уроков с его помощью учитель ставить основную цель занятия. Учитель делит класс на пары. Затем задается основная тема урока. Ребенок называет 2-3 слова, ассоциирующиеся у него с тематикой занятия. Например, на математике «бег ассоциаций» подходит для изучения темы «круг». Учитель показывает ребятам круглые предметы. Основной задачей учащихся является дополнить логическую цепочку, начатую учителем. Если урок предполагает развитие речи воспитанников, метод «бег ассоциаций» также помогает учителю справиться с поставленными задачами. Коллектив класса делится на пары. Один ребенок называет два слова, несвязанных между собой. Задачей для второго школьника будет составление из них предложения, в котором слова будут логически связаны между собой.

Классификация методических приемов, применяемых в современном образовательном процессе, предлагалась разными педагогами. Основой для деления выбирают разные моменты, учитывая специфику предмета, тип учебного занятия. Методические приемы должны быть рационально и эффективно использованы в учебном процессе. Профессионалы считают, что на разных этапах урока степень усвоения материала резко меняется. Сначала ребята способны запомнить примерно 60 процентов, с 4 по 23 минуту занятия они усваивают 90 % информации, с 23 по 34 запоминают только половину знаний. Зная данную статистику, педагог может выстраивать свою методическую систему работы.

лЕЯРЭ. дЮБЮИ ЯДЕКЮЕЛ АНКЭМН

«оНВЕЛС ПЕАЕМНЙ ОПНЪБКЪЕР ЮЦПЕЯЯХЧ, Ъ ФЕ БЯЕЦДЮ СВХК ЕЦН ПЮГПЕЬЮРЭ ЙНМТКХЙРШ ЛХПМШЛ ОСРЕЛ?» — МЕДНСЛЕБЮЧР ОНПНИ ПНДХРЕКХ, СГМЮБ, ВРН ЛЮКШЬ ДЮК ЯДЮВХ ДЕРЯЮДНБЯЙНЛС ОПХЪРЕКЧ. мЮ ЯЮЛНЛ ДЕКЕ, ЛШ ОНПНИ МЕ ГЮЛЕВЮЕЛ, ЙЮЙ БМЕДПЪЕЛ ДПЕБМХИ ОПХМЖХО «НЙН ГЮ НЙН» Б ОНДЯНГМЮМХЕ ПЕАЕМЙЮ. сДЮПХК МНФЙС Н ЯРСОЕМЭЙС – ОКНУЮЪ ЯРСОЕМЭЙЮ, ДЮБЮИ ЕЕ РНФЕ СДЮПХЛ! хДЕЪ «ОНАХРЭ» ЯРСОЕМЭЙС, ЯРСК, ЙМХФЙС, ЙЮФЕРЯЪ ЛЮКШЬЮЛ ГЮАЮБМНИ, НМХ АШЯРПН ГЮАШБЮЧР Н ЛХЛНКЕРМНИ АНКХ НР СЬХАЮ.

рН, ВРН БЮЛ ЙЮФЕРЯЪ ЬСРЙНИ (БЕДЭ ПЕВЭ ХДЕР Н МЕНДСЬЕБКЕММШУ ОПЕДЛЕРЮУ), ПЕАЕМНЙ БНЯОПХМХЛЮЕР, ЙЮЙ ОПЮБХКН. ю ОНОСРМН ОПНМХЙЮЕРЯЪ ХДЕЕИ БПЮФДЕАМНЯРХ ЛХПЮ, ЦДЕ ЙЮФДЮЪ РЮАСПЕРЙЮ ФЕКЮЕР ЕЛС ГКЮ.

вРН ДЕКЮРЭ?

лШ НАЯСДХКХ РПХ ОЕДЮЦНЦХВЕЯЙХУ ОПХЕЛЮ, ЙНРНПШЕ БШ ЛНФЕРЕ ХЯОНКЭГНБЮРЭ БЛЕЯРН ЛЕМЕЕ СДЮВМШУ БНЯОХРЮРЕКЭМШУ ЛЕРНДНБ. сБЕПЕМШ, ВРН ХУ ПЕЦСКЪПМНЕ ХЯОНКЭГНБЮМХЕ НАКЕЦВХР БЮЬЕ БГЮХЛНОНМХЛЮМХЕ Я ПЕАЕМЙНЛ Х ОНЛНФЕР ЕЛС ПЮЯРХ ЯОНЙНИМШЛ, ЯВЮЯРКХБШЛ Х СБЕПЕММШЛ Б ЯЕАЕ!

31.05.2017
оНДЦНРНБХКЮ юММЮ оЕПБСЬХМЮ
  

Приемы демагогии и как им противостоять.

Что такое демагогия – определение термина можно представить и как полемические приёмы искусных ораторов, которые, завладев вниманием и доверием, могут любого ввести в заблуждение. Этот термин чаще тесно связывают с политикой, но этим не ограничивается сфера его применения

Можно условно выделить такие основные виды демагогии:

Этот термин чаще тесно связывают с политикой, но этим не ограничивается сфера его применения. Можно условно выделить такие основные виды демагогии:

  • политическая – политики больше всех используют приемы демагогии, особенно в предвыборный период, чтобы понравиться избирателю, широко используя для этого все доступные им средства массовой информации;
  • экономическая – рассуждения о супер проектах, которые принесут невиданный рост производства, увеличение доходов и т. д.;
  • социальная – вопросы социальной защиты всегда актуальны, это самое широкое поле деятельности;
  • правовая – пользуясь юридической неграмотностью населения, можно легко извращать информацию;
  • бытовая – в повседневной жизни, на работе и в транспорте –повсеместно мы сталкиваемся с демагогами.

Все виды демагогии объединяют общие приемы. К традиционным старым приемам добавились и новые, такие, в основе которых лежит нейролингвистическое программирование.

Какие же существуют наиболее распространенные приемы демагогии – остановимся на самых известных и часто используемых:

  • Ошибочные силлогизмы и софизмы, нарушение логики: искусственно устанавливаются причинно-следственные связи между событиями и делаются заведомо неправильные выводы.
  • Искажение фактов: утаивание истины, искажение действительности, факт может приводиться не точно, а частично, таким образом, чтобы вызвать недоверие.
  • Ложная авторитетность: рассчитано на склонность людей безоговорочно доверять авторитетам, которые якобы согласны с высказанным мнением.
  • Ложная альтернатива (дилемма): умышленные ошибки в размышлениях, когда преднамеренно сужают выбор возможных решений.
  • Подмена понятий и образов, как способ влияния на сознание: переход на обсуждение синонимов, не имеющих отношения к затронутой тематике, перескакивание на совершенно другие темы.
  • Критика личности оппонента, а не предмета полемики.
  • Некорректная постановка вопроса. Не от незнания, а со злым умыслом.
  • Уход в сторону от обсуждаемой или рассматриваемой темы.

Это только небольшая часть используемых приемов демагогии.

Как использовать прием Инсерт на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

— — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

V

+

?

Петр I — первый российский император.

Издал «Табель о рангах»

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Что такое ДЕМАГОГИЯ значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Демагогия – это, манипулирование чувствами и сознанием людей, порою с обращением к самым низменным страстям и инстинктам, с использованием всего арсенала «запрещенных», «нечестных» методов от искажения фактов, замалчивания чего-либо, полуправды до откровенной лжи.

Цель демагогии – завоевание популярности у необразованных масс путем лести, пропаганды, обещаний «райской жизни», в реальности не имеющих под собой никаких оснований.

Демагогия – это, простыми словами, инструмент для оболванивания народных масс. При этом используются различные средства и методы, основанные на ложных теориях и просто логических ошибках, для того, чтобы обмануть человека, обвести его вокруг пальца. Искусственно создается впечатление истины, правоты (для этого все средства хороши), хотя на самом деле все построено на откровенной лжи и манипуляциях, в том числе воздействующих на элементарные инстинкты человека, затрагивающие его глубинные чувства и желания.

Существует выражение «разводить демагогию» – значит, выражаться в быту пафосно, высокопарно, «городить огород» из массы слов, а если отыскать истину, то окажется, что толкования основываются на искаженных фактах, не имеющих ничего общего ни с истиной, ни с элементарной логикой, ни с моралью.

Демагогические приемы

Кто такой демагог и что такое демагогия

Демагогия — это лживые и пустые обещания, высокопарные рассуждения в корыстных интересах. Обычно демагогией называют искажение фактов в политических целях. Ударение ставится на «о» — демаго́гия.Примеры: политическая демагогия; хватит разводить демагогию.

Демагог — это человек, использующий в рассуждениях и спорах пустые заявления. Демагог подменяет факты домыслами, а разумные доводы — громкими словами или казуистикой.Примеры: политик-демагог; толпа любит демагогов и популистов.

Прилагательное демагоги́ческий означает что-то, проникнутое демагогией, безосновательное и нелогичное.Примеры: демагогические рассуждения; демагогический лозунг; демагогический прием в споре.

Демагогия. Примеры употребления

Время мое протекает между аристократическими обедами и демагогическими спорами…А.С. Пушкин. Письмо Н.И. Гнедичу (1820)

Можно ли было ожидать, чтоб буйная шайка демагогов имела такой успех?А.И. Герцен. «Записки одного молодого человека» (1840)

Но спросите ее: «Что такое государство?» — и она, во-первых, струсит, а во-вторых, заподозрит в вас или демагога, или шпиона. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Благонамеренные речи» (1872-1876)

Они тоже собирают вокруг себя разношерстную публику, льстя «экономистам», демагогически привлекая неразвитую массу лозунгами «самодеятельности», «демократизма», «автономии» и пр. и т. д. В.И. Ленин. «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905)

Никогда во всем мире рекламная демагогия и демагогическая реклама не имели такого успеха, как теперь. М.А. Алданов. «Огонь и дым. (Отрывки)» // «Грядущая Россия» (1920)

Корреспонденты, получившие свою аппаратуру и увидевшие все в новом свете, внимательно слушали Выбегаллу, который опять понес демагогическую ахинею насчет неограниченных и разнообразных потребностей. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу» (1964)

— Слушайте, — рассердился Туронок, — не занимайтесь демагогией! Вам дано задание. Материал должен быть готов к среде. Сергей Довлатов. «Компромисс» (1981-1984)

Но его реализация на деле позволила набрать очки прежде всего ЛДПР Жириновского и коммунистам Зюганова. И те, и другие цинично пользовались демагогией, спекулируя на трудностях населения. Вячеслав Костиков. «Роман с президентом» (1996)

Российской элите не следует предаваться демагогии по поводу расширения НАТО. «Збигнев Бжезинский: ни Польша, ни Россия не смогут господствовать в Европе» // «Коммерсантъ-Власть» (1998

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»

Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.

«ТАБЛИЧКА»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Знал

Узнал

«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» — знал,        «!» — новый материал (узнал), «?» — хочу узнать

«СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»

Стрелки или графики, на которых учащиеся изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е. различные виды рефлексии.

Я                                           П

ЛИ

    МЫ                       ДЕЛ

                                                                      Ак.

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?

«ХОЧУ СПРОСИТЬ»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»

Управление педагога своей речью

Вернемся снова к нашей пословице, толкующей, что ум является второй характеристикой, по которой нас оценивают

А так как педагогическая техника – это в первую очередь устное мастерство, преподавателю очень важно уметь корректно излагать свои мысли. Для этого учителю необходимо:

  • быть технически грамотным в материале, который он объясняет своим воспитанникам;
  • соблюдать правильность произношения текста;
  • излагать информацию в максимально простой и доступной форме;
  • украшать свою речь эпитетами и метафорами;
  • владеть богатым словарным запасом и хорошей дикцией;
  • правильно расставлять паузы и смысловые ударения.

Особое внимание стоит уделить последнему пункту. Паузы необходимы для того, чтобы привлечь внимание слушателей и дать им время на осмысление сказанного

Их делают либо после важного высказывания, либо перед ним для создания некой интриги. Смысловые ударения же делаются в тексте для создания акцента на определенных моментах

С них можно начинать совершенствование педагогической техники учителя. Обычно ударения проявляются некоторым повышением громкости голоса преподавателя или изменением его тона. Например, смысловая нагрузка может делаться при зачитывании какого-либо термина.

Этимология термина

Демаго́г (др.-греч. δημαγωγός) — демократ и диктатор в Древней Греции; также популист, «народный» политик. Первоначально слово не имело негативного оттенка и обозначало то, что впоследствии Аристотель (быть может, из-за дискредитации термина «демагог») передавал через выражение «простат (защитник, представитель интересов) народа». «Простатами народа», то есть демократическими лидерами, на протяжении большей части V в. до н. э. были выходцы из знатных родов, вроде Фемистокла или Перикла. Положение меняется к концу столетия, когда на авансцену политической жизни выходят незнатные «выскочки» вроде владельца кожевенной мастерской Клеона или владельца мастерской ламп Гипербола с радикальными политическими устремлениями (в современной историографии их зовут «вождями радикальной демократии»). Противники обвиняли их в популизме, политической безответственности, коррупции и игре на самых низких и темных инстинктах толпы. Благодаря им понятие «демагог» начинает обозначать политика-популиста и приближается к современному значению. В смысле современного термина «популист» оно использовалось ещё в XIX веке, например, для обозначения революционных лидеров. Более того, «Словарь иностранных слов» 1954 г. определяет термин «демагог» как

«политикан, лицо, старающееся создать себе популярность среди народных масс недостойными средствами (извращением фактов, лестью и т. д.)», то есть вполне в древнегреческом смысле этого слова.

Разительная и не утратившая актуальности сатира на политическую демагогию дана в комедии Аристофана «Всадники», направленной лично против Клеона. Клеон выведен в ней под именем Пафлагонца, раба выжившего из ума старика Демоса («Народа»), обманывающего и обирающего своего господина.

В. И. Даль уже так определяет демагога — «крайний демократ, добивающийся власти во имя народа; тайный возмутитель; поборник безначалия, желающий ниспровергнуть порядок управления», а демагогию как «господство власти народа, черни в управлении».

нЦПЮМХВЕМХЕ. мЕ ДЕКЮИ ЩРНЦН

«мЕ АЕЦЮИ С ДНПНЦХ, РЮЛ ЛЮЬХМШ!», «мЕ ЯМХЛЮИ ЬЮОЙС, ОПНЯРСДХЬЭЯЪ!», «мЕ ГЮКЕГЮИ Б КСФС, ОПНЛНВХЬЭ МНЦХ!» мЮЛ ЙЮФЕРЯЪ, ВРН ЩРН ЕЯРЕЯРБЕММНЕ ОПНЪБКЕМХЕ ГЮАНРШ, МН ЕЫЕ 100 КЕР МЮГЮД МХЙРН МЕ НЙПСФЮК ДЕРЕИ ГЮОПЕРЮЛХ, Х ЕЯРЕЯРБЕММШИ ХМЯРХМЙР ЯЮЛНЯНУПЮМЕМХЪ НАЕПЕЦЮК ЛЮКШЬЕИ МЕ УСФЕ, ВЕЛ МЪМЪ Х АЮАСЬЙЮ.

йНЦДЮ ПЕАЕМЙС РПХ ЦНДЮ, ЩРН, ОНКНФХЛ, ДЮФЕ БЮЛ МЮ ПСЙС, МН ЙНЦДЮ ЕЛС АСДЕР РПХДЖЮРЭ, БШ РНВМН НАМЮПСФХРЕ, ВРН ЩРН АШКЮ МЕ КСВЬЮЪ БНЯОХРЮРЕКЭМЮЪ ЯРПЮРЕЦХЪ. оНЩРНЛС НЯРЮБЭРЕ ЯРНО-ТПЮГШ, МЮВХМЮЧЫХЕЯЪ Я «МЕ» ДКЪ ДЕИЯРБХРЕКЭМН ЙПХРХВЕЯЙХУ ЯКСВЮЕБ, ЙНЦДЮ ФХГМХ ПЕАЕМЙЮ СЦПНФЮЕР МЕОНЯПЕДЯРБЕММЮЪ НОЮЯМНЯРЭ.

Что такое метод и прием обучения

Метод обучения — это способ взаимодействия взрослого и ребенка, который помогает эффективно решить учебные задачи.

Педагогические приемы обучения — это один из компонентов метода, действие которого реализует его в полной мере

Важно уметь отделять приемы умственной деятельности от приемов учебной работы. Умственные приемы развития ребенка в разных способах взаимодействия одинаковы

Только их правильное сочетание оказывает эффект развития, и, исходя из этого, очень важно применять их в определенной последовательности. Идентичные приемы могут применяться в любых методах обучения, но во взаимодействии с другими приемами они создают совершенно другой метод. Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах. Но в первом случае он является главным, а во втором — второстепенным.

Приемы и методы обучения бывают субъективные и объективные. Объективные руководствуются дошкольной дидактикой. Зато субъективная часть метода зависит от мастерства педагога.

Демагогические приемы

Удивляться надо вовремя

Удивить ребят желательно сразу, в начале урока. Причем сделать это можно не только фрагментом текста или демонстрацией коллекции монет. Иногда можно задать неожиданный вопрос («Почему Сталин не стал воевать с Наполеоном?») или даже изобразить немую сценку, используя язык жестов (например, один из знакомых мне учителей сумел так продемонстрировать бомбардировку Хиросимы и Нагасаки). Неожиданность вызовет желание не только проанализировать увиденное, но и подмечать, а в старших классах и формулировать противоречие.

Поставленную цель можно считать достигнутой, если педагог так представил свою точку зрения, что вполне очевидные, казалось бы, факты стали для обучающихся загадкой. А добиться благосклонного внимания всего класса на целый урок можно всего лишь обозначив эту загадку в первые 5-10 минут урока!

Плюсы приема Корзина идей

Здесь очень важно помочь ученикам самостоятельно определить цели урока. Ведь обычно учитель намечает цели и строит свой урок так, чтобы максимально приблизиться к достижению этих целей

При этом по умолчанию подразумевается, что учащиеся тоже знают эти цели или, в крайнем случае, учитель просто зачитывает их, ставя учащихся, так сказать, перед фактом.

Но психологи и ученые-дидакты отмечают, что процесс обучения гораздо эффективнее, если ученик сам определяет цель обучения и цель конкретного урока. Здесь, наряду с познавательной функцией работает и мотивация: это я хочу узнать, это мне интересно.

Вторая проблема, которая решается на стадии вызова с помощью приема «Корзина идей» — привлечение к работе всех учащихся. На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе. Многие пассивно отсиживаются, позволяя другим выполнить поставленную задачу. «Корзина идей» включает этап индивидуальной работы, что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело.

Третий важный момент: в создании записей участвуют все — ведь одно из условий: термины и предлагаемые идеи не должны повторятся. То есть, каждый ученик не только внимательно выслушивает предложения других, но и попутно анализирует свои знания, отмечая, что он тоже знает, а что для него является незнакомым

Фиксируя свои пробелы, учащиеся в дальнейшем будут обращать внимание на исправление и корректировку своих ЗУН

Прием охватывает сразу два вида деятельности учащихся: индивидуальный и групповой.

Наглядные методы

Название говорит само за себя — основным способом овладения информацией является зрение. Приемы и методы обучения заключаются в использовании иллюстраций и конкретных образов. Сюда относят:

Иллюстрирование. Суть этого способа кроется в применении в обучении и воспитании детей предметов разной наглядности, а именно картин, картинок, плакатов и других средств обучения. Для развития детей дошкольного возраста очень часто используют картинки с растениями, животными, техникой, предметами быта и тому подобное. Нередко применяют изображения изучаемых объектов (фотографии, картины, объемные модели). С ребятами старшего дошкольного возраста работают с помощью схематических изображений (графики, схемы, таблицы, карты). Этот метод помогает формировать конкретные представления и точные понятия.
Демонстрация. Смысл в применении приборов и проведении опытов

Эффективность этого метода заключается в том, что дошкольники сосредотачивают свое внимание только на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали. Перед учителем стоит задача создать максимально комфортные условия для рассмотрения предмета, выделить лишь главное, продумать понятный рассказ и задействовать детей к поиску нужной информации.
Наблюдение

Суть заключается в восприятии реальности. Учебное заведение может организовать наблюдение как на занятии или экскурсии, так и свободное время. С помощью этого метода дети учатся анализировать, сравнивать и делать выводы.

Демагогические приемы

Прием зигзаг

Этот методический прием подходит для таких ситуаций, в которых необходимо за незначительный временной промежуток усвоить большой объем информации. В школьной программе во многих учебных дисциплинах на изучение конкретных тем отводится минимальное количество часов. Чтобы успеть за урок рассмотреть как можно больше параграфов, на помощь педагогу приходят именно такие методические приемы. В школе «зигзаг» позволяет за короткий промежуток времени запомнить детали большого объема информации. Материал усваивается в интерактивной форме, педагог не предлагает воспитанникам готовое решение, его поиском занимаются сами ученики. Этими методическими приемами являются навыки работы к группе. Происходит мобилизация всех учеников, Они учатся сообща искать в тексте основную мысль, систематизировать информацию. К «зигзагу» подходят такие виды методических приемов, как «сводные таблицы», «эссе», «кластер».

Основная цель применения приема «зигзаг» — усвоение большого пласта нового материала. Изначально текст учителем делится на несколько отдельных частей. В классе выделяют несколько учебных групп, в каждой число ребят не превышает 5-6 человек. Они считаются «первичными» блоками. Новый материал делят на столько частей, сколько будет участников в каждом блоке.

При рассмотрении текста большого объема, можно увеличить число ребят в первичных группах до 6-7 человек. Предлагают ребятам один и тот же текст. Каждый член группы получает свой пронумерованный отрывок. Далее свою часть текста ученик прорабатывает индивидуально, составляет опорный конспект. Основной его задачей является получение качественной «выжимки» из прочитанного отрывка. Методы и методические приемы для проведения подобной работы педагогом не ограничиваются. Можно составлять схему, делать таблицу, оформлять кластер.

На следующем этапе работы осуществляется групповая работа. Учащиеся переходят к «коллегам», формируются экспертные группы. В одном блоке будут собраны ребята, работающие с разными отрывками из одного текста. Осуществляется прием обсуждения. Ребята меняются своими мнениями, работами, выбирают оптимальный вариант для представления своего «куска» текста. В качестве дополнительного задания педагог предлагает составить по отрывку вопросы, чтобы остальным ребятам было понятно, усвоен ли материал. Далее школьники возвращаются в «исходные блоки», предполагается этап размышления. Он предполагает презентацию перед остальными школьниками той части текста, которая прорабатывалась ребятами индивидуально. В итоге каждый представитель мини-группы получает представление обо всем тексте. В качестве завершающего этапа методики «зигзаг» предполагается общая работа класса. Один из экспертов презентует свою часть текста, происходит повторное прослушивание текста. В случае необходимости «коллегу» дополняют другие «эксперты» из одной группы. На этапе рефлексии происходит выбор тех презентаций, которые оказались самыми доступными к запоминанию, понятными по изложению представляемого материала.

Подобные методические приемы в детском саду предлагаются в облегчённом варианте. Дошкольники также подразделяют на группы, но им предлагается не текст, а часть большого рисунка. Например, иллюстрация к «Сказке про репку» делится на несколько отдельных картинок. Один малыш получает изображение репки, второй деда, третий бабушки, четвертый внучки, пятый Жучки, шестой кошки. В итоге вместе они должны представить ребятам из другого блока готовый вариант известной всем сказочной истории.

Демагогические приемы

Функции

Средства обучения, применяемые в современной школе, выполняют несколько функций.

  1. Компенсаторная способствует облегчению образовательного процесса, помощи в достижении поставленной цели с минимальными временными и физическими затратами.
  2. Адаптивная помогает педагогу соотнести содержание учебной дисциплины индивидуальным и возрастным особенностям школьников, получить благоприятные условия для гармонического развития детей, создания условий для организации самостоятельной работы школьников.
  3. Информативная подразумевает применение различных учебников, видеофильмов, проекционной аппаратуры, лабораторного оборудования.
  4. Интеграционная заключается в совокупности изучаемых явлений и предметов, выявлении сути и свойств процессов либо законов.