Детская психология

Как договориться с ребенком внутри себя?

Как договориться с внутренним ребенком? Точно так же, как и с настоящим. Разумеется, потребуется намного больше терпения, а также не помешает наличие развитого воображения.

Для начала нужно понять, с каким именно ребенком внутри придется общаться. Эго-состояние может нести в себе ребенка:

  • травмированного;
  • счастливого;
  • забытого.

Понять свое состояние необходимо для того, чтобы стать услышанным собственным подсознанием. Например, можно часами рассказывать «раненому» трехлетнему ребенку внутри о том, что о его существовании помнят. Ни к каким результатам такие беседы не приведут, разумеется

Разговаривать нужно о том, что важно не для сознания взрослого человека, а для ребенка, запертого внутри его подсознания

Как это делать? Единого ответа нет. Можно вести мысленный диалог или же разговаривать с собой вслух. Тем, чье воображение не особо развито, психологи рекомендуют найти фотографию себя в возрасте, соответствующем эго-состоянию, и обращаться к ней. Изначально разговоры будут скомканными, а человек станет чувствовать себя неудобно. Этот период достаточно быстро пройдет, а со временем монолог взрослого сознания перерастет в диалог. Специально придумывать ответы от ребенка внутри не нужно, они возникнут в голове сами, тогда, когда придет подходящее время.

Жизненные ценности ребенка

Жизненные ориентиры ребенка формируются в семье. Они зависят не только от стиля воспитания (авторитарного, индифферентного, демократического), но и от других факторов. К ценностно-ориентирующим факторам относятся:

  • национальный менталитет;
  • раса;
  • достаток семьи;
  • принадлежность к религиозной общине;
  • наличие братьев или сестер.

Возникновение первичного представления о мироустройстве происходит в 3,5–4 года. Ребенок воспринимает мир с позиции родителей, разделяя их ценности. В семье, поддерживающей националистические идеи, ребенок будет воспринимать как норму дискриминацию, подавление. Если ценности семьи либеральные, ребенок будет относиться к другим людям, исходя из этих соображений.

Попадая в детский коллектив, ребенок видит другие петтерны поведения и может их копировать. Но все равно до начала подросткового возраста главным местом формирования ценностей остается семья. Во время подросткового периода (14–18 лет) источник жизненных ориентиров — подростковые субкультуры, СМИ и авторитетные взрослые, исключая родителей.

В детском возрастенедостаток адекватного воспитания приводит к формированию социально опасных ценностей. Усвоенные антисоциальные модели поведения мешают ребенку выстраивать нормальные отношения, могут представлять реальную опасность для других людей.

Тест на определение внутреннего ребенка

Детская психология

В психологии очень часто используются различные тестирования. Наша тема не является исключением. Выберите ребенка на рисунке выше, и узнаете, что хочет донести до вас ваш внутренний ребенок:

  1. У вас замкнутый характер, и вы не любите открываться людям. Вероятно, в детстве вы получили душевную травму. Выражайте свои чувства, говорите о них другим людям.
  2. У вас много психологических блоков, которые мешают вам действовать. Вы боитесь контактов с незнакомыми людьми. Пытайтесь общаться, заводите новые знакомства.
  3. Ваш внутренний ребенок наполнен фантазиями и мечтами, но вы забыли о нем и стали серьезным человеком. Вам нужно перестать думать о мнении окружающих, чтобы стать тем, кем вы всегда хотели быть.
  4. По своей натуре вы являетесь исследователем, но, возможно, забыли об этом. Открывайте новое и посмотрите на вещи с другой точки зрения.
  5. Вы слишком серьезно относитесь к жизни и близко к сердцу принимаете все проблемы. Живите настоящим моментом и перестаньте беспокоиться.
  6. В детстве у вас было много планов, но, когда вы повзрослели, погрязли в рутине и перестали думать о том, чтобы их воплотить. Хватит тянуть! Самое время заняться их реализацией.

Пользуясь этим и подобными тестами, нужно понимать, насколько случаен будет результат, и не принимать полученные данные за неоспоримую истину.

Три эго-состояния

Что значит внутренний ребенок? Откуда он появился и как его выгнать? Нужно ли это делать? Вопросов возникает немало, и, чтобы в них разобраться, нужно четко представлять, о чем именно идет речь.

Внутренний ребенок – это одно из трех основных состояний эго человека. Помимо него людям свойственны состояния родителя и взрослого. Как правило, у гармонично развитой личности, пребывающей в полном согласии с собой и окружающей действительностью, три эго-состояния чередуются между собой, в зависимости от конкретной ситуации, от жизненных обстоятельств.

Если же в душевном состоянии человека образуется какой-либо дискомфорт, то происходит своеобразный разлом единства трех основных эго-состояний и одно из них начинает доминировать, вне зависимости от того, уместно это в конкретных жизненных обстоятельствах или же нет.

Развитие речи у ребенка

Младенец с момента рождения может издавать звуки: первый крик помогает ему раскрыть легкие и начать дышать. Предпосылкой к развитию речи становится гуление: малыш издает протяжные грудные звуки, которые еще не похожи на произношение букв, но уже отличаются от простого плача или крика. Далее он учится произносить отдельные простые слоги: па-па, ма-ма, та-та. Сложные артикуляционные движения ему еще не доступны, поэтому малышу легче повторять слоги, которые можно произнести с помощью простого смыкания и размыкания губ.

Навык проговаривания слогов отрабатывается в течение 1–2 лет. В норме ребенок должен сказать первое слово в возрасте 1–1,5 лет и до 3 лет увеличить активный словарный запас до нескольких сотен слов. Поводом для беспокойства является абсолютное молчание: если в 3 года ребенок вообще не разговаривает, это может свидетельствовать о нарушениях в психическом развитии, проблемах со слухом или артикуляцией. Если же он произносит отдельные слова, дополняет речь жестами, мимикой и разнообразной интонацией, следует немного подождать. Скорость развития речи индивидуальна. Некоторые дети очень долго молчат, но к 5 годам начинают активно говорить и не отстают от своих сверстников.

Детская психология

Частая проблема детей, осваивающих активное говорение — дефекты фикции. Неправильное произношение звуков требует коррекции у специалиста, исправить его самостоятельно малыш не может. Причины таких проблем разнообразны: от врожденных особенностей до семейных обстоятельств.

Интересной особенностью развития речи у детей является способность самостоятельно придумывать слова. Ребенок может коверкать знакомые слова, составлять одно новое слово из двух или составлять их из отдельных слогов. К 5 годам большинство детей овладевает практически всеми нюансами одного языка. В этом возрасте ему также очень легко овладеть и иностранным языком: за день ребенок легко осваивает несколько новых слов. Но поскольку он не разграничивает изучаемые слова и заучивает их все вместе, взрослый должен направлять и контролировать процесс изучения. Когда освоение устной речи закончено, ребенок переходит на следующий этап —изучение письменной речи.

Теория Э. Берна

Детская психология

Основоположником теории транзакции по праву считается американский ученый-психотерапевт Эрик Берн.

Он начал публиковать свои работы в 60-х годах 20 века, наибольший интерес к его работам случился в 70-х годах.

Свои наблюдения и разработки Берн отразил в книге «Игры, в которые играют люди». Автор под словом «транзакция» понимает единицу взаимодействия, которая выражается следующим образом: вопрос-ответ.

Согласно теории Берна, в каждой личности взаимодействуют три состояния: ребенка, взрослого и родителя. Одна и та же личность в разное время может находиться в разных состояниях.

Если человек следует установкам, данным ему родителями, он пребывает в состоянии родителя. Когда он ведет себя, как в детстве, над ним давлеет ребенок. При объективной оценке и принятии реальности, анализировании текущей ситуации человек находится во взрослом состоянии.

В рамках теории транзакций Берн разработал и теорию сценария. Каждая личность может выполнять предписанный сценарий или применить антисценарий.

Сценарием называется некий жизненный план, который составляется еще в раннем детстве. Так многие дети знают, кем они хотят стать, сколько детей родить и где жить.

Сценарий может быть навязан и родителями. Если ребенку постоянно говорить, что он неудачник, то он не добьется успехов в жизни.

Детская психология

Контрсценарий формируется уже во взрослом состоянии и подразумевает уход от предписанного плана.

Например, родители и учителя «напророчили» подростку быть врачом, как его дедушка или папа, чтобы продолжить династию.

Однако, человек предпринимает все действия, чтобы уйти от «предначертанной» судьбы.

Антисценарий является полной противоположностью сценария и предполагает совершения последовательных действий, противоположных тем, которые должны совершаться.

То есть, вместо того, чтобы сдать экзамены и поступить в институт, молодой человек бросает учебу и попадает в плохую компанию, начинает пить и принимать наркотики.

Его поведение — это также следствие установок родителей, но с противоположным результатом.

Почему внутренний ребенок начинает доминировать?

Как правило, это эго-состояние «активизируется» и занимает лидирующую позицию в подсознании человека при следующих обстоятельствах:

  • стойкое и длительное ощущение вины, стыда;
  • эмоциональные потрясения;
  • удобство, которого можно достигнуть, демонстрируя инфантильность;
  • чрезмерный стресс, гипертрофированное чувство ответственности;
  • подавление собственного естества;
  • излишняя нацеленность на результат;
  • необходимость соответствовать чему-либо;
  • эмоциональное истощение или подавленность.

Данный перечень можно продолжить, поскольку обстоятельств и эмоциональных состояний, приводящих к доминированию внутреннего ребенка, достаточно много. Однако ничто из них не является первопричиной стремления внутреннего ребенка к излишней активности. Какие-либо жизненные обстоятельства выполняют функцию будильника, заставляющего эго-состояние активизироваться.

Первая социальная адаптация ребенка

Детская психология

Мир младенца ограничен родителями, в первую очередь —мамой. Для новорожденного его мать — божество, удовлетворяющее его потребности. Жизнь ребенка буквально зависит от матери. От нее кроха получает пищу, уют, тепло, необходимое тактильное общение.

Результаты многочисленных экспериментов доказывают, что в течение первого года жизни детям необходимы объятия. Пока малыш не умеет говорить, касание —единственный способ взаимодействия с окружающим миром. Если родители игнорируют ребенка, не берут на руки, кроха чувствует себя ненужным.

Уже в 4 месяца младенецспособен различить лица папы и мамы, выделять их среди других взрослых. Именно от стиля взаимодействия родителей с малышом зависит, как он будет выстраивать отношения с другими людьми: будет открытым и дружелюбным или замкнутым и подозрительным. Если в основе воспитания лежит подавление и пренебрежение естественными потребностями ребенка в контакте, он быстро запомнит, что мир враждебен и безразличен к нему. Дальнейшее развитие психики будет проходить именно с такой установкой.

Как работать со своим эго-состоянием?

Методик для самостоятельной работы с ребенком внутри себя не так уж и много. Помимо имитации разговоров психологи рекомендуют:

  • написание писем к ребенку и ответов на них от его лица;
  • медитации;
  • осознание своих истинных нужд и интересов, воплощение их;
  • разрушение психологических барьеров.

Все эти способы подходят людям, задумывающимся о том, как повзрослеть внутреннему ребенку. Фиксация эго-состояния на определенном возрасте происходит не столько из-за того, что в тот момент в прошлом произошло нечто экстраординарное, сколько по причине того, что человек запер воспоминание об этом.

Детская психология

Те, кто пережил счастливые моменты, пытаются остаться в них навсегда. Те же, кто получил эмоциональную травму, панически боятся ее повторения, поэтому не отпускают свои переживания, фиксируют их, чтобы вовремя распознать приближающиеся беды.

Чувства и эмоции

Психологи, изучающие формирование эмоций и чувств, выдвигают несколько гипотез развития эмоциональной сферы у человека. Согласно популярной теории, каждый человек рождается с набором базовых эмоций, которые малыш может проявлять уже с первой минуты рождения:

  • гнев;
  • удивление;
  • радость;
  • страх;
  • недовольство.

Наблюдения за младенцами, растущими в разных культурах, показывают, что младенцы на похожие действия отвечает одинаковыми мимическими и поведенческими реакциями. Чувства и эмоции детей формируются в процессе общения с родителями. Сначала главный инструмент малыша —наблюдение. Кроха смотрит на особенности взаимодействия матери и отца, пытается повторять за ними, запоминает сложные эмоциональные реакции. Его диапазон эмоциональных реакций постепенно расширяется, закрепляется.

Возрастные «ступеньки» развития

В рамках возрастной психологии развитие ребенка (если говорят о нормальном развитии) чередуется длинными и короткими отрезками: определенными возрастными фазами и кризисными вехами. Для удобного понимания ниже нарисована схема, на ней хорошо видна динамика, то есть переходы от спокойного к кризисному этапу.

Детская психология

Рисунок 1 – Схема чередования этапов развития ребенка

В психологии (советской, потом и российской) встречаются дополненные периодизации. Например, дошкольников делят на: младших и старших. А школьников на: младших и средних. Пубертат называют старшим школьным возрастом. Хотя это не существенно, от названия законы детского развития не поменяется.