Психолог в доу статья ( группа) на тему

Законодательно-правовые акты и нормативные документы педагога — психолога

Психолог в доу статья ( группа) на тему

 Законодательно-правовые акты и нормативные документы:

Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

Законодательные акты, определяющие работу педагога-психолога в детском саду

МЕЖДУНАРОДНЫЕ 

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Международная классификация болезней (МКБ 10). 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Конституция РФ   законы о правах человека  и правах детей
  2. Закон об образовании. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Типовые функциональные обязанности. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» 
  4. Профстандарт педагога. Приказ Министерства труда Российской Федерации от 18.10.2013 г. N 544н  «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 
  5. ФГОС ДО. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Инструктивное Письмо Министерства образования РФ от 24.12.2001 г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» 
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69
  • Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709. 
  • Приложение к инструктивному письму Минобразования от 01.03.99 № 3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536
  1. МО РФ ПИСЬМО от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ПМПК) ОУ 
  2. Семейный кодекс 
  3. Документы педагога-психолога. Письмо Руководителям муниципальных органов управления образованием № 15-15 от 28.07.98г “О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении”. 
  4. ФЗ о психологической помощи Законопроект «О психологической помощи в РФ» (РПО) ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О психологической помощи населению в Российской Федерации»
  5. ФЗ ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РФ Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года Список изменяющих документов (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ) 
  6. Этический кодекс психолога 
  7. Приказ Министерства образования и науки Р Ф от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» 
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 года) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Приказ от 07.09.2017 №642 Департамент образования и молодежной политики О создании территориальной психолого – медико – педагогической комиссии Нефтеюганского района 
  2. Положение о СПП Нефтеюганского района. Приказ от 10.11.03. № 508-0 Методические рекомендации по организации деятельности психологической службы ОУ.

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ

  1. Должностная инструкция педагога-психолога.
  2. Положение о психолого — педагогической консилиума в НРМДОБУ «ЦРР-Д/С «Улыбка» от 06.09.16. № 222-0

Повышение квалификации

Педагог-психолог обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы, посещать методические объединения психологов, участвовать в семинарах, осваивать новые технологии развития и обучения детей.

Педагог-психолог должен знать:

Психолог в доу статья ( группа) на тему

  1. Законы, постановления и другие нормативные правовые документы сферы образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка.
  2. Психологию: общую, дифференциальную, детскую, возрастную, психологию личности, социальную, медицинскую, основы психологии труда и психологического консультирования.
  3. Общую педагогику, нейропсихологию, основы дефектологии.
  4. Нормы охраны труда и правила техники безопасности.
  5. Правила оказания первой доврачебной помощи.

От того, насколько профессионально психолог выполняет свои обязанности, зависит успешное развитие дошкольников, их эмоциональное благополучие и даже психологический климат в педагогическом коллективе. Это специалист, который помогает детям, их родителям и персоналу жить дружно, развиваться и учиться вместе, чувствуя себя легко и комфортно.

Страничка педагога-психолога

КОНДРАТЕНКО

Анастасия Владимировна

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички на сайте ДОУ!

Главной целью моей работы в детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

Поэтому, рада приветствовать на своей странице всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам, потребностям и особенностям психического развития дошкольников.

Страничка адресована детским психологам и воспитателям, специалистам,работающим в системе дошкольного воспитания, а также родителям детей дошкольного возраста. 

Я и все специалисты нашего детского сада готовы к общению с вами.

Мы ответим на интересующие вас вопросы, связанные с воспитанием дошкольников, психологическим развитием дошкольников, с физической и оздоровительной работой, медицинским обслуживанием в детском саду.

Буду рада  отзывам и предложениям на страничке КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР детского сада «Улыбка»  в «Сообщение». или через обратную связь

Основные направления работы:

Психолог в доу статья ( группа) на тему

Психолог в доу статья ( группа) на тему

Психолог в доу статья ( группа) на темуПсихолог в доу статья ( группа) на темуПсихолог в доу статья ( группа) на темуПсихолог в доу статья ( группа) на темуПсихолог в доу статья ( группа) на темуПсихолог в доу статья ( группа) на темуПсихолог в доу статья ( группа) на тему

Психолог в доу статья ( группа) на тему

ПОЛЕЗНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ САЙТЫ

Психолог в доу статья ( группа) на темуhttps://azps.ru/ на сайте представлены тесты, методики и их описание, статьи по психологии, касающиеся различных проблем.

https://psihe.ru/news.php  сайт психологии, где Вы можете получить самую актуальную и информацию о развитии человека, психологии личности, влияния социума на человека и другие не менее интересные сведения.

https://psychology.net.ru/top/?cat_id=1&g=4 сайт, который будут полезен не только педагогам-психологам, педагогам ДОУ, но и родителям. Актуальная информация из мира психологии, статьи, форум, а также раздел психологическое консультирование.https://www.gestalt.kz/ На сайте размещены статьи и книги, описание программ и тренингов, которые могут быть вам полезны. В разделе форума «Консультации» можно получить профессиональную психологическую помощь.

https://upsihologa.com.ua/Здесь можно просто пообщаться, а так же найти материалы по психологии,  анонсы тренингов, психологических конференций, фестивалей. Можно легко найти психолога в своём регионе, или же записаться на платную онлайн-консультацию.https://psyfactor.org/partners.htm информационный ресурсный центр по научной и практической психологии.

https://flogiston.ru/reviews/sites проект создан с целью дать достоверную и актуальную информацию о психологии сегодняшнего дня: информация о психологах и психотерапевтах России и стран СНГ, новости об актуальных событиях в мире психологии, авторские публикации по психологии и психотерапии, обзоры новых психологических книг, анонсы интересных психологических сайтов.

https://www.popsy.ru/psychology_face/ сайт журнала «Популярная психология»

https://vch.narod.ru/ Материал сайта может быть использован для подготовки к практическим занятиям по различным направлениям в психологии, поможет в написании курсовых, дипломных, квалификационных и диссертационных работ.
Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для студента ресурсы по психологии.

https://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1272000 На сайте представлены развивающие и коррекционные методики, игря для детей. Будет полезен широкому кругу читателей.

https://www.psychologos.ru/Психологос энциклопедия практической психологии, которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь вы найдете внятные определения основных психологических понятий и видео-иллюстрации к ним, современные взгляды специалистов и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.

Психологическая диагностика

Психолог в доу статья ( группа) на темуПсихолог проводит обследование детей. Плановая диагностика осуществляется минимум два раза за учебный год – в начале и в конце.

Ее цель – определить динамику развития каждого ребенка.

Для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, проводится промежуточное обследование в середине учебного года.

Дополнительная диагностика может быть организована по запросу педагогов или родителей.

При обследовании специалист использует различные методы:

  1. Наблюдение. Психолог выполняет роль зрителя. Он наблюдает за детьми в различных режимных моментах: в общении с другими ребятами, в игре, на занятиях, на прогулке. Особое место данному методу отводится в период адаптации.
  2. Методики исследования психических процессов: основных видов внимания и памяти, восприятия, мышления. Они предполагают применение специальных игр и упражнений.

Сравнивая результаты с установленными возрастными нормами, психолог получает общую картину развития ребенка. Специалист определяет состояние эмоционального фона, способности, наклонности, базовые навыки, знания и умения воспитанника. Кроме того, выявляет имеющиеся проблемы:

  • нервные привычки;
  • задержку в развитии;
  • отклонения в поведении;
  • прочие проблемы.

На основе материалов обследования специалист составляет психолого-педагогическое заключение. С ребятами подготовительной группы психолог проводит диагностику готовности к обучению в школе.

Методическая копилка.

Мои тренинги:

1. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
2. Тренинг для родителей «По тропе родительской любви»
3. Тренинг для педагогов «Просто поверь в себя»

4. Семинар-практикум с элементами тренинга «Имидж педагога»

5. Арт-терапевтический тренинг «Преодоление страхов и тревожности»

6.  Адаптационный тренинг «Я — успешный педагог»

Мои презентации:

1. Презентация к родительскому собранию «Психологическая готовность к школе».
2. Презентация к родительскому собранию «Стили семейного воспитания».
3. Презентация «4-ый лишний».

4. Презентация для интерактивной доски «Игры на развитие внимания».
5. Презентация «Использование интерактивной доски, мимио оборудования и документ-камеры как средств повышения эффективности образовательного процесса».
6. Презентация «Нетрадиционные техники рисования в работе педагога-психолога».
7. Видеоролик «По тропе родительской любви».

Психология детей в период адаптации

Психолог в доу статья ( группа) на тему

Маленькие дети могут трудно приспосабливаться к новым условиям развития. Ребенку сложно понять, почему дни, которые он проводил рядом с мамой и папой, вдруг сменяются буднями в детском саду, где много чужих и незнакомых людей. Все дети по-разному привыкают к новому коллективу. Легче всего это происходит у тех, кто с рождения обладает общительным характером, легко идет на контакт.

Труднее приходится тем, кто слишком привязан к матери. Такая привязанность обычно проявляется на эмоциональном уровне — ребенок остро нуждается в матери, ее физической близости, помощи, ответах на вопросы. Когда ее нет рядом, малыш чувствует себя небезопасно. Он может испытывать тревогу, что мама больше не придет, что она его бросила или не любит.

Учитывая психологические и физиологические особенности детей, психологи советуют не отдавать ребенка в детский сад, пока ему не исполнится 3 года. Считается, что именно к этому возрасту, у детей происходит здоровое «отделение» от матери и они готовы к тому, чтобы посещать новый коллектив.

Что делает детский психолог?

Цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые — детские. Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру — а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.

Многие дети нуждаются в  развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.

Если у ребенка выявлены серьезные эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная психотерапевтическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие тревожности на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии. Детская психотерапия поможет если ребенок пережил сильный стресс.

   и   семейное   консультирование

Каждый психолог знает, что все проблемы детей — это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины  находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог  помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет за что бы то ни было.

В теории решения изобретательских задач имеется понятие «идеальный конечный результат», когда функция, ради которой создавалась система, выполняется наилучшим образом. Тогда практический психолог в детском саду-это:

— «живая» вода для ребенка, которой можно исцелить все раны души;

— «скорая помощь»;

— садовник, который знает, куда посадить ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого индивидуального растения;

— мостик между ребенком и другими детьми;

— взрослый, который по-настоящему любит играть;

— создатель психологического климата в коллективе и катализатор его творческого потенциала …

Уважаемые Коллеги!

На сайте использованы мои авторские материалы, присылаемые другими авторами материалы,  и материалы, которые находятся в открытом доступе в сети Интернет. Если Вы считаете, что нарушены Ваши авторские права и на сайте опубликован материал, который принадлежит Вам, можете обратиться ко мне через форму КОНТАКТЫ. 

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по психологии

в старшей группе

«Поделись улыбкой своей»

Составила: педагог-психолог Горохова С.А.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 309

Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

Конспект занятия по психологии: «Поделись улыбкой своей»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
  • Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.

Материал:

  • магнитофон с записью разной по настроению музыки.
  • волшебная палочка.
  • волшебный цветок.

Ход занятия:

Дети входят в группу под спокойную мелодию, приветствуют, прикасаясь ладонями, друг друга, отмечают свое настроение на стенде.

Психолог:

Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.

1. Игра-упражненпе “Передай улыбку по кругу”

Психолог. У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

Что чувствуете вы сейчас?

(Ответы детей)

2. Стихотворение “Король Боровик” (В. Приходько)

Психолог. Читает стихотворение.

Шел король Боровик Через лес напрямик Он грозил кулакомИ стучал каблуком. Был король Боровик не в духе:Короля покусали мухи.

Психолог. Какое у короля настроение?

(Ответы детей)

А как вы догадались?

(ответы детей)

Психолог. Читает стихотворение, а детям предлагает действовать согласно тексту.

Психолог. Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет?

(Ответы детей)

Волшебная палочка!

3. Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”

Психолог.

Психолог прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”,

Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

Психолог. Дети, а как вы справляетесь с чувством злости?

Дети. Мы играем в игру “Тух – тиби дух”, “Ругаемся овощами”, “Выходим из лужи злости”, “Кричим громко в мешочек злости”.

4. Игра-упражнение “Поменяются местами”

Психолог. Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться и местами поменяться?

Дети и психолог сидят на стульчиках в круге.

Психолог говорит: “Поменяются местами все, у кого голубые глаза (кто добрый, кто защищает девочек и т.д.)”. Голубоглазые дети меняются местами.

5. Игра “Волшебный цветок”

Психолог. А сегодня утром я зашла в группу и увидела Настю (показываю фотографию девочки с эмоцией злости). Она сидела на диване совсем одинокая. Какое у нее настроение?

(ответы детей)

Психолог. Как бы вы поступили на моем месте?

Дети предлагают варианты помощи сердитой девочке.

В центр кладется фотография Насти с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых фотографии с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую.

Психолог. Как вы думаете, почему случилось чудо?

(Ответы детей)

6. Игра-упражнение “Приласкай меня”

Психолог. Дети, вы сказали, когда человек сердитый, с ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте и мы приласкаем того, кого вам хочется.

Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам, ногам и т.д.

Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети?

(Ответы детей)

Психолог. Особенно приятно было, когда дети прикасались к какой части тела?

(Ответы детей)

7.Релаксация «Волшебный сон».

Дети садятся на стулья в «позу покоя»: (ноги слегка разведены, руки свободно лежат на коленях, спина не напряжена, глаза закрыты). Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит:

«Маленькие пингвины очень устали, набегались, наигрались, теперь отдыхают. Им снятся волшебные сны. Снится голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, золотые и серебристые рыбки, друзья, знакомые животные, мама и т. д.

8. Игра – упражнение “Попрощаемся по разному”

Психолог.

Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по разному.

Дети встают парами.

Психолог. “Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)

Дети выбирают из пиктограмм свое настроение.

Что делает психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Почему дети не хотят ходить в детский сад

Если адаптация проходит тяжело, то ребенок может отказываться идти в детский сад, часто болеть, плакать и не отпускать родителей, выражая бурный протест. Такая реакция детей на самом деле является нормальной. Это означает то, что малыш психологически не готов посещать детский коллектив или для такого поведения имеются другие причины.

Психология детей раннего возраста такова, что малышу трудно или почти невозможно объяснить старшим то, почему он не желает менять привычный уклад жизни. Ребенок в этом возрасте еще не обладает доступными способами рефлексии, поэтому иногда взрослым кажется, что он просто капризничает, и они пытаются силой или хитростью заставить его идти в группу. Такое поведение старших является ошибочным — они могут подорвать доверие ребенка к себе, дать понять ему, что обманывать, чтобы добиться своей цели, — это нормально.

С детьми любого возраста, даже самыми маленькими, нужно быть честными и откровенными. Взрослые ошибочно предполагают, что ребенок ничего не понимает. Он еще не достаточно обладает аналитическим мышлением, но все, что происходит в жизни маленького члена семьи, откладывается в его подсознании.

Причины для отказа посещения детского сада могут быть самые разные.

Страх.

Психология детей такова, что они могут бояться того, чего не знают, а детский коллектив для них в этом случае — незнакомое место.

Нежелание отпускать мать.

Этому подвержены те, кто на эмоциональном уровне сильно привязан к матери. Обычно такая семья отличается гиперопекой — когда ее члены делают за ребенка то, что он может сделать самостоятельно, чрезмерно опекают и оберегают его, не дают получать собственный опыт, постоянно беспокоятся за здоровье и безопасность. Таким детям запрещается исследовать лестницы и горки во дворе, приближаться к птицам или животным, подвижные игры, виды спорта, свободные прогулки на улице — не для них. Соответственно, адаптация к саду в такой семье будет очень затруднена.

Неумение устанавливать контакт.

Ребенок может не хотеть идти в детский сад, потому что не умеет общаться. Причиной этому может быть застенчивость как черта характера или более серьезные психические проявления, такие как аутизм, выраженный невроз.

Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно — развивающей работы, сопровождения и т.д.). 

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера
  • Регуляторно — волевая сфера
  • Эмоционально – личностная сфера
  • Коммуникативная сфера

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др.Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи. 

В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

  • психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
  • психологическое обследование детей 4 — 5 лет (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей. 

Диагностика в подготовительных к школе группахв начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.

Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику.Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.

Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ

Адресатом психологической помощи является ребенок. 

Психологическая помощь организуется:

  • по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
  • на основании результатов психологической диагностики;
  • на основании рекомендаций ПМПК. 

Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

В работе с «нормативными» детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. 

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

  • Игровая терапия
  • Арт-терапия
  • Куклотерапия
  • Песочная терапия
  • Психогимнастика
  • Элементы нейропсихологической коррекции
  • Релаксационные упражнения
  • Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
  • Упражнения для развития познавательных процессов