Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика

Диагностика девиантного поведения

Психология девиаций у ребенка, подростка (признаки отклонений):

  • школьная дезадаптация;
  • низкий уровень социализации;
  • асоциальность;
  • психофизическая отсталость;
  • неадекватная самооценка;
  • тяга к подражанию.

Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика

Неадекватная самооценка как признак девиаций.

Характеристика девиантного поведения у детей дошкольного возраста:

  • агрессия (укусы, щипки, толчки);
  • капризы;
  • манипуляции;
  • вред себе.

Дети с девиациями выходят из неблагополучных семей. Но речь идет не только об алкоголиках, наркоманах или неполных семьях (последнее вообще не является определяющим фактором). В группу риска также попадают семьи, где родители постоянно пропадают на работе или увлечены своей жизнью, а также семьи, где ребенком занимается няня, гиперопекающие семьи. Благоприятным стилем воспитания считается только один – демократический. В остальных случаях присутствует риск развития негативных девиаций.

Общие методы диагностики

Чтобы выявить девиантное поведение у несовершеннолетних, а также определить уровень, динамику отклонений психолог использует следующие методы:

  • беседа, наблюдение в процессе беседы (выявление негативных факторов, возможностей для самореализации, изучение особенностей клиента, его образа жизни);
  • опрос окружения (выявление образа клиента в глазах других людей);
  • опросы, тесты, другие методики изучения личности (выявление темперамента, акцентуаций, тревожности, прочего);
  • узкоспециализированные методики на выявление девиаций, склонности к ним;
  • проективные тесты на выявление подсознательных тревог, фобий, психотравм.

Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика

Беседа для выявления девиаций.

Тесты и опросники

В процессе диагностики девиантного поведения у подростков и взрослых используются несколько групп тестов: общеличностные, проективные, на выявление отношений в семье, на выявление отдельных личностных показателей и девиаций.

Личностные тесты:

  • методика Айзенка (подходит детям, взрослым);
  • Патохарактерологический диагностический опросник (для подростков 14-18 лет);
  • Миннесотский многофакторный опросник личности (для лиц от 16 лет);
  • тест Леонгарда–Шмишека (выявление подростковых акцентуаций).

В работе с детьми младшего возраста можно использовать арт-терапию, проективные методики.

Проективные методики:

  • тест Сонди (для детей от 10 лет, взрослых);
  • тест Розенцвейга (разработана модификация для детей от 4 до 13 лет, модификация для детей от 15 лет и взрослых, подросткам 12–15 лет подойдут обе модификации).

Тесты на выявление отношений в семье:

  • тест Варга (опросник для родителей на выявление отношения к ребенку);
  • тест Шафера (опросник для детей, подростков на выявление их отношения к родителям).

Для изучения тревожности у взрослых подойдет тест «Шкала Спилбергера», для выявления детской тревожности – тест Филлипса, другие методики на выявление школьной дезадаптации.

Для выявления мотивов, целей, скрытых желаний можно использовать тест Роршаха, метод незаконченного письма или незаконченных предложений. Эти техники подходят всем возрастам.

Опросник «Девиантное поведение» (авторы – М.Ю. Колосницына, Е.А. Кадацкая) помогает выявить, к каким именно девиациям имеется склонность. Кроме самих девиаций выявляются деструктивные черты характера, которые препятствуют развитию личности. С этими чертами нужно работать. Еще одна методика, позволяющая определить склонность к девиациям, установить их тип – «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р.В. Овчарова).

Основные подходы в изучении девиантного поведения

Существует огромное количество теорий, посвящённых изучению девиантного поведения. Все подходы можно разделить на 3 группы: биологические, социальные, психологические.

Биологические доктрины объясняют природу возникновения девиаций исходя из физических характеристик индивида: конституции тела, наследственной предрасположенности, хромосомных аномалий, сбоев в работе эндокринной системы. Самая известная теория принадлежит Чезаре Ломброзо. Девиантное поведение в психологии: теории и профилактикаИтальянский криминалист и судебный психиатр, он много лет проработал тюремным врачом, что позволяло ему проводить антропологические исследования преступников. Ломброзо пришёл к выводу: наследственно-биологические факторы (особое строение черепа, особенности внешности, генетическая предрасположенность) являются основополагающими факторами возникновения девиантности. В своё время теория Ломброзо была одной из самых популярных, но учёный так и не смог до конца доказать причинно-следственную связь между физиологией и склонностью к совершению преступлений. Тем не менее именно его труд стал основой для развития нового направления — девиантологии.

Социальные теории основываются на убеждении, что именно общество — причина отклоняющегося поведения. Например, теория конфликта объясняет возникновение девиаций в ответ на неравенство в распределении власти и благ. В любом обществе есть классовое распределение, и зачастую переход на более высокую ступень иерархии усложняется законами и правилами социума. Представители этой теории считают, что преступность невозможно искоренить пока будут существовать привилегированные слои населения.

Большинство психологических теорий видят причины девиантного поведения в структуре личности человека: конфликт между бессознательным и сознанием, психологические реакции на невозможность удовлетворения базовых потребностей, особенности характера. При этом данный подход не исключает роль среды обитания и влияния наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению девиантного поведения.

Что такое девиация: виды и примеры

Девиация в переводе с латинского языка означает отклонение. В психологии есть такое понятие, как девиантное поведение. Если поступки и действия индивидуума не соответствуют установленным в социуме нормам поведения, то такое отклонение от правил является признаком девиации. В любом обществе люди обязаны вести себя согласно общепринятым правилам. Взаимоотношения между гражданами регулируют законы, традиции, этикет. К девиантному поведению также относятся социальные явления, выраженные в устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в социуме правилам.

Виды девиации:

  • деликвентная (преступления);
  • асоциальная (игнорирование правил и традиций);
  • саморазрушительная (вредные привычки, самоубийство);
  • психопатологическая (заболевания психики);
  • диссоциальная (ненормальное поведение);
  • парахарактерологическая (отклонения из-за неправильного воспитания).

Девиация может быть позитивной или негативной. Если индивид стремится преобразить жизнь, а его поступки продиктованы желанием качественно изменить социальную систему, то в этом стремлении нет ничего предосудительного. Однако если действия человека приводят к дезорганизации социальной среды, а для достижения своих целей он использует противозаконные способы, то это свидетельствует о неспособности индивидуума к социализации и нежелании адаптироваться к требованиям социума. Поступки, выходящие за рамки закона, являются примерами негативной правовой девиации.

Примеры отрицательного и противозаконного девиантного поведения:

  • свершение преступного деяния;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • секс за деньги.

Подобные негативные поступки порицаются социумом и наказываются согласно нормам уголовного права. Однако некоторые виды девиантного поведения настолько крепко укоренились в жизни общества, что их наличие не вызывает ни у кого удивления. К негативу люди относятся критически, хотя порой стараются не замечать отклоняющееся от нормы поведение других членов общества.

Примеры отрицательной девиации:

  • оскорбления;
  • рукоприкладство;
  • драка;
  • нарушение традиций;
  • компьютерная зависимость;
  • бродяжничество;
  • азартные игры;
  • самоубийство;
  • громкий смех в общественных местах;
  • вызывающий макияж, одежда, поступки.

Чаще всего девиантное поведение встречается у подростков. Они переживают самый ответственный период своей жизни — переходный возраст. В силу физиологических особенностей организма и несовершенной психологической организации подростки не всегда могут правильно оценить ситуацию и адекватно прореагировать на проблему. Иногда они грубят взрослым, громко играют на музыкальных инструментах по ночам, вызывающе одеваются.

Девиации, связанные с нарушениями в области общения между членами общества, называются коммуникативными. Отклонения от норм правильной коммуникации бывают разных видов.

Виды коммуникативной девиации:

  • аутизм врождённый (стремление к одиночеству);
  • аутизм приобретённый (нежелание общаться из-за стрессовых ситуаций);
  • гиперобщительность (стремление к постоянному общению с людьми);
  • фобии (боязнь толпы, общества, клоунов).

Основоположником теории девиации является французский учёный Эмиль Дюркгейм. Он ввёл в социологию понятие аномия. Таким термином учёный охарактеризовал общественное состояние, при котором происходит разложение системы ценностей в результате глубокого экономического или политического кризиса. Социальная дезорганизованность, при которой в обществе наступает хаос, приводит к тому, что многие индивидуумы не могут определиться с правильными для себя ориентирами. В такой период чаще всего у граждан появляется девиантное поведение. Дюркгейм объяснил причины социально отклоняющегося поведения и преступности.

Он считал, что все члены общества должны себя вести солидарно с установленными правилами поведения. Если действия индивида не согласовываются с общепринятыми нормами, то его поведения является девиантным. Однако по мнению учёного, общество не может существовать без отклонений. Даже преступность является нормой общественной жизни. Правда, для поддержания общественной солидарности преступность необходимо наказывать.

Профилактика девиантного поведения

Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика

Специфика подросткового возраста

Дети подросткового возраста имеют свои особенности. Прежде всего это маргинальное положение (переход от детства к взрослости), усвоение новых социальных ролей, зависимый или полузависимый статус, формирование ценностей.

Среди особенностей поведения и менталитета:

  • жажда деятельности;
  • амбициозность;
  • специфическое понимание себя и мира (противоречивое и двоякое отношение);
  • взаимосвязанность, совместная активность и групповая саморефлексивность;
  • групповое сознание;
  • максимализм;
  • демонстрация смелости и оригинальности;
  • стремление к идеальному;
  • развитие личной рефлексии;
  • восприимчивость к любой информации и любым ее объемам;
  • критичность мышления;
  • поиск альтернативных вариантов и своей позиции;
  • становление субъектной реальности;
  • множественность социальных выборов.

Ведущий вид деятельности подросткового возраста – межличностное общение со сверстниками. Однако Л. И. Фельдштейн ведущей называл общественно-полезную деятельность. А общение со сверстниками, согласно автору, становилось главным при невозможности реализации первой деятельности.

В этом возрасте происходит конфликт теории подростка (активная ценно-созидательная деятельность) и практики предыдущего возраста (неполная включенность в общество).

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Нужно ли говорить, что только на фоне естественных возрастных изменений нелегко избежать девиаций? Все особенности возраста можно назвать личностными факторами девиантного поведения. А уж если еще негативные внешние факторы присоединятся…

Последствия

Люди, страдающие девиантным поведением, — глубоко несчастны. Им приходится расплачиваться за свои поступки всю жизнь. Но самое главное — последствия не ограничиваются одной только личностью. Они охватывают окружающих и всё общество в целом:

  • на уровне личности: физическое истощение организма, психические расстройства, социальная дезадаптация, одиночество, смерть;
  • на уровне окружающих: риск смерти и насилия, страдания и переживания родных и близких;
  • на уровне общества: криминализация.

Девиация является не только диагнозом, требующим лечения. Это глобальная проблема современного общества. Психологи и социологи уже давно призывают решать её комплексно, на уровне государства, начиная ещё со школы. Программы профилактики наподобие той, которая была приведена выше, реализуются единицами образовательных учреждений. На них не выделяются деньги из бюджета, они не являются обязательным компонентом школьной программы. Если бы всё было иначе — преступности было бы гораздо меньше.

Понятие девиантного поведения в психологии

Девиантное поведение в психологии: теории и профилактикаВ переводе с латыни девиация — отклонение от чего-либо. Девиантное поведение — деятельность, несоответствующая общепринятым нормам, нарушение правил и официально установленных законов, а также игнорирование социальных требований. Иными словами, поведение, частично или полностью нарушающее, принятые в социуме стандарты.

Вопреки бытующему мнению, отклонение не всегда имеет отрицательный характер. К позитивным девиациям относят так называемое социальное творчество: созидательный процесс, направленный на совершенствование и развитие социальных отношений, а также внесение качественно новых форм деятельности. Например, активная общественная позиция, патриотическое движение, поддержание традиций, культурные инновации. Негативное девиантное поведение несёт в себе деструктивную функцию, и связано с понятиями агрессии, насилия, разрушения. Причём локус контроля варьируется от внешнего, направленного на общество, до внутреннего— саморазрушение. Среди распространённых отрицательных форм: алкоголизация, преступность, наркомания, бродяжничество, вандализм, суицид. Девиации — неотъемлемые составляющие любого социума, а степень их выраженности напрямую зависит от социально-политического, экономического и духовного развития общины. Соответственно высокий уровень жизни, наличие возможностей для самореализации и достижения высших благ, способствуют низкой преступности и агрессивности.

Исторические аспекты возникновении девиантного поведения.

Девиантное (отклоняющееся) поведение
– это поведение, нарушающее социальные
нормы определенного общества. Оно
выражается в поступках, поведении (или
бездействии) как отдельных индивидов,
так и социальных групп, отступающих от
установленных законодательно или
сложившихся в конкретном социуме
общепринятых норм, правил, принципов,
образцов поведения, обычаев, традиций.

В историческом аспекте возникновение
девиантного поведения связывается с
именем Э. Дюркгейма, предложившего
концепцию аномии («безнормия»). По его
мнению, аномия является следствием
кризисов и резких общественных перемен
и представляет собой такую ситуацию в
обществе, которая характеризуется
ослаблением или разрушением норм,
противоречивостью правил, регулирующих
социальные отношения. В результате
этого индивиды теряют социальную
ориентацию, что способствует развитию
девиантного поведения. Так,
в работе «Самоубийство» Дюркгейм
отмечал, что в периоды социальных спадов
и подъемов растет число самоубийств,
показывая, что социальная дезорганизация
является причиной девиантного поведения.

В данном аспекте проблемы девиантного
поведения рассматривались также в
культурологических теориях, усматривающих
причины социальных отклонений в конфликте
между нормами субкультур и доминирующей
культуры. Э. Саттерленд – автор теории
дифференцированной связи, утверждал,
что преступности обучаются, что преступная
девиация является следствием многократного
и продолжительного общения индивида с
носителями девиантных норм поведения.

В отличие от криминологии, уголовного
права и других правовых наук, рассматривающих
отклоняющееся поведение в ракурсе
нарушения норм права, мы будем использовать
более широкое определение девиации как
ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ОБЩЕПРИНЯТЫХ ЦЕННОСТЕЙ
И НОРМ. И относить к девиантному поведению
не только преступления и иные
правонарушения, но и алкоголизм, пьянство,
наркоманию, бродяжничество, тунеядство,
детскую беспризорность, аморальное
поведение и т. п.

Тем не менее, сложился стереотип, в
соответствии с которым к девиантам –
субъектам отклоняющегося поведения –
относят людей, представляющих определенную
опасность, некую угрозу стабильности
и социальному порядку. Это не совсем
так. Социальные отклонения могут
проявляться в различных формах, в том
числе и в форме преступности, наркомании,
алкоголизма. Однако к девиантам с таким
же успехом можно отнести политических
радикалов, художников-новаторов, великих
полководцев и государственных деятелей.
Их поведение – тоже отклоняющееся.

Девиантное поведение как социальное
явление имеет определенные исторические
корни, характеризуется устойчивостью
и массовостью. Разнообразие социальных
норм, действующих в обществе – религиозных,
эстетических, политических, правовых
и др. – влечет за собой разнообразие
девиаций (социальных отклонений). Со
временем как социальные нормы и правила,
так и социальные отклонения претерпевают
изменения. То, что ранее считалось
девиантным, может превратиться в норму
поведения и наоборот. Возникновение
новых законов и правил влечет за собой
и новые виды девиаций. Поэтому социальная
оценка отклонений должна осуществляться
с исторических позиций и носить конкретный
характер.

Причины

Биологические

Наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.

Психологические

Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности, низкой самооценки, беспомощности). Нередко психологи объясняют девиации психоэмоциональным состоянием, устойчивым на протяжении длительного промежутка времени (например, при депрессии или утрате близкого человека).

Социологические

Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика

Существующие проблемы

Проблема девиации в том, что многие не понимают её масштабов. Кто из нас хоть раз не совершал то, что осудило бы общество? Психологи утверждают, что у каждого человека есть свои «скелеты в шкафу», но они тщательно охраняются от чужих глаз во избежание осуждения. Вопрос лишь в том, насколько они опасны. Кто-то регулярно крадёт клубнику с дачного участка соседа, или курит в подъезде, или включает на всю громкость музыку после 23.00 в многоквартирном доме. А кто-то избивает жену, крадёт миллионы с общественных счетов, распространяет наркотики. Всё это — примеры из жизни, но почувствуйте сами, насколько они разные по своим последствиям.

Вторая проблема общества, связанная с девиантами, — это несимметричный контроль за ними. Мы часто слышим о нарушениях социальных и моральных норм известными людьми. Но они обычно остаются ненаказуемыми. Хотя при совершении такого же поступка простым человеком одним лишь осуждением дело не ограничивается.

Признаки девиантного поведения

Психологи определяют склонность индивида к девиантному поведению по ряду характерных признаков. Порой такие особенности личности являются симптомами психических заболеваний. Признаки девиации указывают на то, что индивидуум в силу своего статуса, здоровья, характера склонен к асоциальным поступкам, вовлечению в преступность или в деструктивную зависимость.

Признаки девиантного поведения:

  1. Агрессия.

Агрессивность свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении индивида. Агрессивная личность не считается с потребностями других людей. Напролом идёт к своей мечте. Не обращает внимания на критику других членов общества своих поступков. Даже наоборот, считает агрессию способом достижения некоторых целей.

  1. Неуправляемость.

Индивид ведёт себя так, как ему хочется. Его не интересует мнение других людей. Невозможно понять, какие действия предпримет такой человек в следующую минуту. Крутой нрав неуправляемого индивида не удаётся ничем обуздать.

  1. Резкое изменение настроения.

У девианта постоянно меняется настроение без каких-либо видимых причин. Он может быть весел, а через пару секунд кричать и плакать. Такая смена поведения происходит от внутреннего напряжения и нервного истощения.

  1. Желание быть незаметным.

Нежелание делиться с окружающими своими мыслями и чувствами всегда имеет причины. Человек замыкается в себе из-за психологических травм или когда ему хочется побыть одному, чтобы никто не мешал жить, как хочется. Нельзя жить отдельно от общества людей. Такое поведение нередко приводит к деградации.

Негативные признаки девиантного поведения являются социальной патологией. Они наносят урон обществу и самой личности. В основе такого поведения всегда лежит желание индивидуума действовать вопреки принятым в социуме нормам и правилам.

Коррекция

Девиация как социальное явление и реакция общества на неё — предмет изучения социологии. Как индивидуальной особенностью личности ею занимаются педагогика и психология.

Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика

Для того, чтобы общество сохранилось, для создания благополучных условий существования в нём устанавливаются нормы поведения — законы. Организуется посильный контроль за их исполнением. Если отмечаются случаи девиации, предпринимаются меры её коррекции в зависимости от масштаба проблемы. Основными формами контроля являются:

  • профилактика лиц, попадающих в группу риска (чаще всего школьников);
  • изоляция лиц, представляющих опасность для других членов общества, — закоренелых преступников, террористов, экстремистов;
  • обособление и соответствующее лечение лиц, страдающих психическими расстройствами и различного рода зависимостями (наркодиспансер, психбольница);
  • реабилитация лиц, которые хотят и могут вернуться к нормальной жизни.

Тюремное заключение — традиционный способ наказания правонарушителей. Однако эффективным методом коррекции девиантного поведения его не назовёшь. Люди зачастую озлобляются, теряют навыки нормальной жизни в обществе, становятся замкнутыми, приобщаются к субкультуре заключённых, приобретают криминальные интересы. Поэтому статистика не вызывает удивления: 60% освобождённых в течение 4 лет снова совершают преступление и оказываются за решёткой.

У младших школьников самыми эффективными методами коррекции являются воспитательные беседы, индивидуальная работа с психологом.

Для подростков, у которых был диагностирован девиантный тип поведения, подбираются психотерапевтические методики. Групповые тренинги, ролевые игры, привлечение наглядного материала (видео, иллюстрации, аудиозаписи), арт-терапия — всё это с активным участием родителей способно решить данную проблему. Иногда назначается медикаментозное лечение в виде успокаивающих препаратов.

Виды и формы девиантного поведения детей и подростков

Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика

В отдельную категорию хочу вынести детские и подростковые девиации, которые в первую очередь обусловлены спецификой самих возрастов. Среди общих отклонений можно выделить следующие формы:

  • рискованное сексуальное поведение;
  • аутодеструктивное поведение;
  • бродяжничество;
  • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

По направленности девиации можно разделить на:

  • отклонения корыстной направленности;
  • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
  • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

  • скрытый и прямой суицид;
  • расстройства привычек и влечений;
  • расстройства питания;
  • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
  • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

  • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
  • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
  • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость — это внешнее копирование.
  • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера. Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства. Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

  • музыкальные группы;
  • театральные труппы;
  • спортсмены;
  • юные художники.

Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Почему возникает

Девиантное поведение в психологии: теории и профилактикаНеравенство слоев населения может влиять на развитие девиантности

Предлагаю Вашему вниманию основные причины развития девиантностей.

  1. Биологические особенности человека, генетические отклонения, специфика физических черт.
  2. Социальные кризисы, последствия рассогласования жизненного опыта человека и принятых норм.
  3. Психологические особенности — проблемы психического характера, умственная отсталость, аддикция, пристрастие к пагубным привычкам.
  4. Невозможность следовать общепринятым нормам. Ведущие цели современного мира – это богатство и успех. Отсутствие возможностей заполучить желаемое стандартными средствами приводит к выбору незаконного пути достижения цели.
  5. «Зараженность» плохим нормам средних и высших слоев населения от низших.
  6. Туманность норм мотивации. Человеку говорят ставить ценности общества превыше своих, или делать что-то лучше, чем он делал это ранее.
  7. Неравенство слоев населения также порождает развитие девиантности.
  8. Конфликтное столкновение между различными культурами.
  9. Социальные, природные и техногенные катаклизмы пагубно влияют на психику человека, усиливают неравенство в обществе.

Фундаментальной причиной девиантности является неблагоприятная социализация отдельно взятого индивида. Впоследствии противоречивости конфликтующих норм повышается вероятность ориентации отдельно взятой личности при выборе определенного поведения.