Психологические особенности девиантного поведения подростков

Девиантность у детей и подростков

Психологические особенности девиантного поведения подростков

Поведение подростков продиктовано желанием «я хочу», он стремится добиться своего любой ценой, независимо от одобрения людей. Авторитетами становятся люди, с которых ребенок берет пример, а также друзья. В очень редких случаях в их роли выступают родители ребенка.

Современные подростки хотят жить в свое удовольствие, не думает о других. Такая тенденция снижается после наступления 18 лет.

Ребенку сложно не поддаваться влиянию чужого человека, он способен пойти против общепринятых правил для того, чтобы привлечь к себе внимание.

В девиантном поведении подростков различают:

  • антисоциальные;
  • делинквентно – противоправное;
  • антидисциплинарное;
  • аутоагрессивное.

Девиантное поведение у детей основано на наличии трех факторов:

  • условия воспитания;
  • социальное окружение;
  • физическое развитие.

В подростковом возрасте ребенок начинает изучать свою внешность. У девушек возникает желание стать красивыми, стройными, иметь большую грудь, у парней — стать выше ростом, иметь большие мускулы. Если кто-то не отвечает данным требованиям, он пытается доказать свою значимость другими способами. Кто-то уходит в подполье, таких детей называют «белыми воронами», кто-то пытается путем девиантного поведения показать свое превосходство, совершает противоправные поступки, дерется, пьет алкоголь или курит.

Психологи считают основной проблемой формирования девиантного поведения то, что человек быстрее созревает физически, чем психологически. Он замечает, что выглядит взрослым, при этом психический уровень остается, как у ребенка.

Девиантное поведение детей может быть представлено следующими вариантами:

  • деструктивное — ребенок наносит вред самому себе, это не всегда физическое насилие, также может иметь место психологический фактор, например, мазохизм и самобичевание;
  • асоциальный — малыш наносит вред не только себе, но и окружающим его людям, например, потребление спиртных напитков;
  • противоправный — ребенок вредит людям, ярким примером является кража в магазине.

Дети посредством девиантного поведения пытаются самовыражаться. Нередко они этого добиваются при помощи драки, показывают свою силу, свое преимущество над другим ребенком. В подростковом возрасте не исключено занятие проституцией или воровством, а также смена образа жизни, в частности присоединение к преступной группировке. Родители должны суметь вовремя заметить изменения в поведении своего отпрыска, чтоб не допустить ухудшения сложившейся ситуации.

Типы девиантного поведения и их примеры

В современном обществе выделяют 3 вида девиантного поведения. Как правило, они связаны между собой: одно вытекает из другого или им подкрепляется. Распознать их нетрудно, это может сделать даже ребенок, так как такие отклонения всегда бросаются в глаза «нормальному» человеку.

Психологические особенности девиантного поведения подростков

Итак, 3 вида девиации:

  1. Аддикции – это всевозможные зависимости, которые принято делить на химические и психические.

    1. К химическим адикциям относится алкоголизм, наркомания, табакокурение. Зависимость появляется у человека в связи с отсутствием в его жизни чего-то ценного. Она является компенсацией за то, чего нет.

      Например, личность находится в постоянном напряжении из-за ситуации в семье: употребляя алкоголь, она таким образом, ищет морального и физического расслабления, убегает от невыносимой действительности.

      На самом деле это иллюзия: напряжение уходит лишь на время действия алкоголя, проблемы так и остаются нерешенными, а эмоциональное состояние становится зависимым от химии.

    2. Психологические адикции – это зависимости от других людей: их мнений, поведения и настроения. Например, ситуация, в которой девушка безответно влюблена и страдает по этому поводу: она не ест, мечтает умереть (лучше смерть, чем жить без любимого!), занимается саморазрушением, чтобы хоть немного ослабить душевные терзания в связи с отсутсвием рядом объекта вожделения.К аддикциям также относят сектанство, фанатизм, зависимость от психотропов, пищи и т.д. Любое девиантное поведение данной формы ведет к полному разрушению личности, поэтому нуждается в обязательной коррекции.
  2. Делинквентное поведение – противозаконное поведение, которое может быть опасным не только для нарушителя, но и для общества. Нарушитель – делинквент – человек, потерявший или не имеющий априори моральные ценности и действующий в целях собственных низменных потребностей. Захотел денег – пошел, украл, возникло сексуальное желание – изнасиловал, нужно выпутаться из проблем – он делает это любым путем, даже ценой счастья близких и родных. Такие люди больше походят на животных – живут инстинктивно, не задумываясь об окружении.
  3. Психопатологические проявления – поведение психически нездорового человека. Как правило, такие люди изолируются от общества и лечатся принудительно.

Типичными проявлениями девиантного поведения является поведение подростков в пубертатный период (это когда?). Сложные дети ведут себя вызывающе, грубят родителям, доводят учителей, начинают употреблять химические вещества, неосознанно наносить вред собственному телу в виде татуировок, шрамирования.

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология: Учебное пособие для вузов. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — 560 с. — (Классическое образование). — ISBN 5-901562-41-0. — С. 532.
  2. Merton R. K. Social Structure and Anomie, American Sociological Review (англ.)русск., 3, October, 1938, p. 672—682
  3. Мертон Р. К. // Социология преступности: Современные буржуазные теории / Пер. с франц. Е. А. Самарской; ред. пер. М. Н. Грецкий. — М.: Прогресс, 1966. — С. 299—313.
  4. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. — Новосибирск: Наука, 1990.

Подходы к изучению

Психологические особенности девиантного поведения подростков

Современными психологами разработаны несколько научных подходов, способствующих исследованию девиантного поведения индивидов, определяющих возможность его коррекции и реабилитации: 

Экзистенциально-гуманистический. Психолог В. Франкл из Австрии, указал на то, что отклоняющееся поведение индивида, есть результат отказа от поиска смысла жизни и подавления духовности. Он считал, что помочь такому человеку, значит дать ему возможность осознать духовное «Я» и открыть смысл своего существования. Согласно утверждениям А. Маслоу, известного американского психолога, при невозможности самоактуализации индивида через духовность, любовь и творчество, она выражается в девиантном поведении.
Психодинамический. Означает постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социальными ограничениями такой естественной активности. Нормально личность может развиваться лишь при наличие защитных механизмов, уравновешивающих данные сферы. Иначе в формирование личности возникнут сбои.
Поведенческий. Бихевиоризм рассматривает отклоняющееся поведение как результат сложного влияния среды

Чтобы внести в него качественные изменения, необходимо лишить человека чего-то очень для него важного. Поставить его перед угрозой наказания, внушающей ему страх или игнорировать негативные реакции

Создать такие условия, в каких плохое поведение просто невозможно.
Когнитивный. Эта когнитивная модель, представленная А. Беком проясняет суть вопроса — в основе девиантного поведения заложены неадаптивные мыслительные схемы, которые запускают неадекватные чувства и поступки.

Коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением. Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.) Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.

ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.

Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.

Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.

Также читайте:
Трансформация корпоративной культуры преподавателя в негосударственных вузах
Формирование толерантности в процессе профессионального обучения психологов
Половые различия в степени удовлетворения потребностей в профессии
Доверие СМИ у молодежи с различной степенью когнитивной компетентности
Шизофрения — симптомы, признаки и лечение шизофрении у женщин, мужчин и детей

Примеры девиантного поведения в обществе

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Психологические особенности девиантного поведения подростков

Девиантное поведение

Девиантное поведение

Психологические особенности девиантного поведения подростков

К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Связь между этими видами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.

Девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

Причины девиантности

Психологические особенности девиантного поведения подростковБольшое значение в развитии девиантности имеют социальные факторы, проблемы в семье

Девиантное поведение подростков и детей может развиваться при наличии определенных факторов. Различают четыре основных группы причины возникновения девиации у подростков: медико-биологические, психологические, социальные и педагогические факторы.

Психологические факторы в себя включают то, что у малыша в раннем детстве могут возникать приступы неконтролируемого гнева, ребенок начнет брыкаться, визжать, ругаться или кричать
Важно вовремя обратить внимание на проблемы с психикой ребенка, чтобы своевременно их купировать. Отсутствие надлежащей терапии приводит к развитию девиаций.
Педагогические факторы
Случаи, когда родители стараются привить ребенку правильную модель поведения, а сами показывают плохой пример

Сюда относятся и ошибки в воспитании. Когда мама с папой не умеют правильно аргументировать свои запреты, часто ими злоупотребляют, не способны привить ребенку дисциплину, не умеет устанавливать жесткие рамки поведения.
К медико-биологическим причинам относятся: врожденные, приобретенные и наследственные. Врожденные зарождаются во внутриутробном развитии, в частности, при наличии инфекций, токсикоза, как последствие интоксикации медикаментами, результат несбалансированного питания, неправильного образа жизни у беременной женщины. Приобретенные напрямую связаны с образом жизни ребенка, например, могут быть последствиями черепно-мозговой травмы. Наследственные причины развиваются из-за нарушений в генетическом материале, а именно: поражение хромосом и генов, мутации, обменные дефекты. Вследствие этого происходит нарушение в структурах головного мозга, что ведет за собой возникновение телесных пороков, проблем со зрением, недостаточностью умственного развития, нарушениям со стороны нервной системы.
Социальные факторы. Девиантное поведение школьников может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье. Риск развития девиации значительно повышается в таких случаях:

  • недопонимания, частые конфликты, разные взгляды на жизнь;
  • наличие неполной семьи, отсутствие второго родителя;
  • паразитический образ жизни, совершение противозаконных действий — асоциальное поведение в семье;
  • алкоголизм одного из родителей или обоих.

Классификация по структуре девиантного поведения

По структуре девиации принято подразделять на антиморальные, аддиктивные, делинквентные, суицидальные.

Аддиктивное поведение

Его основу составляет стремление избавиться от психологического дискомфорта с помощью таких средств, как игромания, алкоголь, трудоголизм, переедание. Аддиктивная девиантность – это зависимость, подчиненность мыслей и действий определенному объекту. При данной разновидности отклоняющегося поведения человек не способен к самоконтролю поступков и увлечений.

Психологические особенности девиантного поведения подростков

Аддиктивное поведение

Делинквентное поведение

Такая модель реагирования таит в себе угрозу для жизни и здоровья людей. Так называются преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Антиморальное поведение

Это девиантная разновидность нарушения нравственных и моральных устоев общества. Рамки морали очень индивидуальны: для одного человека ненормативная лексика недопустима, так как он считает ее антиморальной, для другого это привычный стиль общения.

Самоубийство

Суицидальное поведение – это форма мышления, при которой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, предпочитает прекратить попытки справиться с ней, сведя счеты с жизнью. Попытка самоубийства относится к факторам риска – после нее подросток будет состоять на учете у клинического психолога и психиатра.

Причины девиантного поведения

Изучением причин девиантного поведения занимались такие исследователи, как Е. С. Татаринова, Н. А. Мельникова, Т. И. Акатова, Н. В. Воробьева, О. Ю. Краев и другие. Обобщив исследования авторов, можно выделить следующие причины формирования девиантного поведения.

  1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
  3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
  4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
  5. Психосоматические расстройства.
  6. Аномалии психофизического развития.
  7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности. Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели. Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

  • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
  • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

Меры предосторожности

Психологические особенности девиантного поведения подростковПрофилактика девиантного поведения включает в себя специальные тренинги и беседы с людьми, которые проявляют определенные склонности

Профилактические мероприятия в себя включают ряд действий.

  1. Работа в больницах и поликлиниках.
  2. Профилактические беседы в вузах и школах.
  3. Организация собраний для активной молодежи.
  4. Работа с неблагополучными семьями.
  5. Беседы с беспризорниками.
  6. Профилактические действия при помощи СМИ.
  7. Особенно эффективно является профилактические мероприятия, направленные на борьбу с девиантным поведением детей и подростков.

Выделяют три типа профилактических мероприятий девиантности.

  1. Первичная. Устранение отрицательных факторов, повышение устойчивости индивида к их воздействию. Профилактика направлена на молодежь, подростков и детей.
  2. Вторичная. Коррекция выявленных факторов и условий, которые способны вызывать девиации. Направлена на молодежь, проживающую в сложных условиях.
  3. Поздняя. Рассматривается решение узкоспециальных задач, предупреждает рецидив сформированных девиаций. Воздействие на лица, у которых устойчивые поведенческие девиации.

Теперь Вы знаете, что собой представляет психология девиантного поведения. Вам известно, по каким причинам может развиваться данное состояние. Выяснили, какие проявления могут характеризовать наличие девиантности. У Вас появилась возможность вовремя заметить и отреагировать на развитие девиации у себя, своих друзей или родственников.

Как справиться с проблемой девиантного поведения

К сожалению, чаще всего девианты попадают к психологу, уже поступив в места лишения свободы, детские колонии, центры лечения зависимостей и иные подобные учреждения.

Основная задача, которую ставит перед собой общество – профилактика девиаций. Она проводится:

  • в больницах,
  • в общеобразовательных учреждениях (школах и ВУЗах),
  • в неблагополучных семьях,
  • в молодежных организациях,
  • через СМИ,
  • с беспризорными на улице.

Но проблема в том, что профилактика не предусматривает индивидуального подхода к решению проблемы. Девиант – личность, уникальная как любая другая, если проблема асоциального поведения в конкретном случае назревает или уже существует, ее нужно решать только в индивидуальном порядке, никакие общие меры не помогут.

Психологические особенности девиантного поведения подростковЕсли обратиться к психологу самостоятельно, вовремя, до того момента, когда жизнь и личность значительно изменятся в худшую сторону, появится шанс:

  • успешно социализироваться в обществе,
  • скорректировать негативные черты характера,
  • сменить девиантную модель поведения на социально приемлемую.

К сожалению, девиантное поведение является стойкой моделью поведения, поэтому и справиться с этой проблемой самостоятельно девианту очень сложно, практически невозможно. Но он может сделать самый важный шаг – осознать необходимость изменения своей жизни и личности и обратиться за помощью к специалистам, способным помочь.

Книга: Девиантное поведение: профилактика, коррекций, реабилитация

Ждем Вашей оценки

Кто такой девиантный ребенок?

Личность подростка или ребенка с девиациями характеризуется в первую очередь низким уровнем социализации и школьной дезадаптацией. При этом школьную дезадаптацию можно поделить на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:

  • при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
  • при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение).

Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков – психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения.

Отмечается, что подростковое и детское отклоняющееся поведение сложно поддается корректировке, но тем не менее, это возможно. Однако стоит учесть, что если проигнорировать девиации в этом возрасте, то дальше ситуация будет ухудшаться и усложняться.

Ориентируясь на то, что личность ребенка до конца не сформирована, а также учитывая возрастную активность (которая часто направлена не в то русло или не реализована вовсе), можно управлять процессом нравственно – ценностной ориентации. Этим поведенческие отклонения детей и подростков отличаются от отклонений других возрастов.

Причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

Биологические факторы

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

— генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;

— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

Психологические факторы

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Классификации

Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержанию. Различия в классификациях вызваны тем, что разные отрасли науки (психология, медицина, криминология и так далее) и научные школы неодинаково понимают то, какие формы поведения можно называть девиациями, как отличить норму от девиации, может ли поведенческая девиация носить конструктивный (положительный) характер или только деструктивный.

Р. К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека (1938). В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):

  1. Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);
  2. Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);
  3. Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);
  4. Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);
  5. Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:

  1. нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):
  2. деструктивное поведение:
  3. * внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм):
  4. ** аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),
  5. ** антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
  6. * внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

На сегодняшний день девиация также делится на положительную и негативную. К негативным формам девиантного поведения часто относят:

  • уголовную преступность;
  • алкоголизм;
  • инцестные связи;
  • наркоманию;
  • проституцию;
  • азартные игры;
  • терроризм;
  • экстремизм;
  • вандализм;
  • самоубийство и др.

Позитивная девиация — это поведение, приносящее обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняется от общепринятых норм. К позитивной девиации можно отнести:

  • самопожертвование и героизм;
  • сверхтрудолюбие;
  • обострённое чувство жалости;
  • гениальность;
  • умственные способности и талант и др.

Понятие нормы

Говоря об отклонениях, важно обозначить, что же является нормой. И

А. Липский определяет понятие «социальная норма» так: официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила социального поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества.

То есть нормальным считается то поведение, которое в настоящее время не вызывает непонимания среди других граждан. Приведу пример относительности понятия «норма». В современном мире считается нормальным модифицировать свое тело (пирсинг, тату, цветные волосы), но в другую эпоху это было недопустимо и осуждалось. Сейчас, конечно, тоже можно найти осуждающих, но в целом бодимодификации принимаются.