Дифференциальная психология

Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.

Таблица 2

Виды наблюдения

Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию» 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить: объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов, маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, и используя технику фиксации наблюдаемых явлений.

В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).

Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т. д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы) и в условиях игровой деятельности («купить в магазине» различные овощи). Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).

Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам). Вариантом формирующего является психолого-педагогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (который после этой апробации начинает называться программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно.

Эксперимент должен соответствовать требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представительности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надежности (устойчивости результатов во времени).

Моделирование – воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что является предметом дифференциальной психологии?

2. В чем заключается область пересечения дифференциальной психологии с социальной, сравнительной, возрастной, этнической психологией?

3. Каковы предпосылки возникновения психологии индивидуальных различий как научной дисциплины?

4. В чем заключается стимулирующая и тормозящая роль эксперимента применительно к развитию дифференциальной психологии?

5. Охарактеризуйте донаучный, естественнонаучный и гуманитарный этапы развития общей психологии.

6. Как относится современная наука к данным графологии, физиогномики и френологии?

7. Каковы источники формирования понятия «психологическая норма»?

8. В чем состоит различие между «горизонтальными» и «вертикальными» исследованиями?

9. Назовите примеры возникновения научных терминов, которые сначала возникли в психодиагностике, а затем – в теоретической психологии, и наоборот.

10. Обрисуйте область практического применения исследования дифференциальной психологии.

Книги

Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.

  • «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
  • «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
  • «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
  • «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
  • «Дифференциальная психология» Александр Либин.
  • «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
  • «Невротические стили» Дэвид Шапиро.

Начать рекомендуем именно с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и по сей день.

Желаем вам удачи!

Дифференциальная психология – личность

Существует несколько отраслей, которые концентрируют свою деятельность на познании определенных областей. Дифференциальная психология личности изучает отличия между людьми, их причины и последствия. Основные способы изучения – тесты, которые дают возможность измерить уровень развития свойств индивида. За таким понятием как личность кроется определенная совокупность свойств, которые характеризуют каждого человека, и выделяют три класса: характер, темперамент и способности, такие как познавательная, мотивационно-потребностная и волевая.

Значимой характеристикой индивида является его отношение к общественности и существующим обязанностям. Ее описывают уровнем понимания своих отношений и их устойчивости. Человек не рождается с конкретными умениями, интересами, характером и другими характеристиками, поскольку они формируются на протяжении жизни, но имея при этом определенную природную основу.

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология – способности

Индивидуально-психологические особенности индивида принято называть способностями. Они являются условием для успешного выполнения различной деятельности. Способности в дифференциальной психологии описываются при помощи соответствующих характеристик. Наделяют их качествами и количеством, то есть степенью выраженности. Умения по первому указанному признаку могут быть двух видом:

  1. Общие. Описывают систему индивидуальных черт, которые важны для овладения знаниями и выполнения разной работы.
  2. Специальные. Применяют для описания свойств индивида, с помощью которых удается достичь определенных высот в разных областях.

Что касается количественных характеристик, то они определяются степенью проявления возможностей. Для их измерений используют тесты и упражнения. Применяют эту отрасль для описания таких критериев: по виду функциональных систем и по виду деятельности

Важной частью структуры умений являются задатки и операции для их реализации

Что изучает дифференциальная психология?

Раздел науки, который занимается изучением отличительных черт между людьми разных классов и групп, называют дифференциальной психологией. С ее помощью проходит систематизация индивидуальных различий и путей их определения. Помогает она оценить отличия в многочисленных сферах. Первым ученым, который начал проводить исследования в этой теме, был Уильям Штерн. Две основных задачи дифференциальной психологии: выделение индивидуальных отличий и объяснение их развития.

В настоящее время эта наука занимается познанием качеств личности, связанных с индивидуальностью, духовностью, общим мировоззрением, особенностями самосознания и характерным стилем личности. Ежегодно проводится совершенствование и разработка различных методик и подходов, позволяющих узнавать человека и его особенности. Современная дифференциальная психология применяет развитый математико-статический аппарат.

Дифференциальная психология

Классификация методов дифференциальной психологии

Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики» используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще – там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям (1, 2, 5, 7).

По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.

По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По стабильности – изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии, затрагивающие все экстраспективные методы. Первый звучит так: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании. Второй же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования – это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.