Дисциплинарный подход и свободное воспитание

4) Соотношение видов развития и видов воспитания человека

Развитие человека — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Виды развития:

Физическое развитие — изменение роста, веса, силы, пропорции тела человека.

Физиологическое развитие — изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и др.

Психическое развитие — усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций.

Социальное развитие — постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и др.отношения.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

… процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены в основном на изучении двух проблем. Одна из них—это проблема развития процессов … внешней деятельности яв­ляются совершаемые человеком движения. Внешняя деятельность обязательно … Развитие коррекции практического действия Перед психологией и педагогикой стоит актуальнейшая задача — максимально оптимизировать процесс обучения и воспитания детей …

Духовное развитие — осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Виды воспитания:

Задание: Как виды развития вы знаете? Как они соотносятся с видами воспитания?

Свободное воспитание

Движение за свободное воспитание началось еще в 18 веке во Франции. Его родоначальником был философ Жан-Жак Руссо. В России в 19 веке этот подход в воспитании был перенят Л. Толстым, который активно вводил его школах для крестьянских детей.

Идея свободного воспитания заключалась в том, что взрослые не должны были принуждать ребенка к определенному поведению, а лишь помогали раскрыться тому, что было заложено в малыше самой природой.

Однако умные представители движения понимали: совсем без принуждения не обойтись. Поэтому воспитатели, действующие в рамках данной традиции, не стремились принуждать детей, а создавали обстоятельства, в которых ребята не могли поступить иным образом, нежели тем, который требовался взрослому.

К соблюдению правил и ограничений детей принуждали искусственно созданные обстоятельства, а не сами взрослые.

Сторонники свободного воспитания убеждены, что дети тянутся к лучшему, поэтому нужно создать им благоприятные условия для развития. В процессе самосовершенствования ребенок не должен ощущать давления и унижения, он сам имеет право выбирать свой путь в жизни.

Свободное воспитание не предполагает усиленное давление на ученика личности воспитателя или педагога, но и не ограничивает влияния со стороны. Как правило, гуманистический подход в деле выращивания молодежи реализуется в рамках учебных заведений и трудно выполним в семье.

Широкое распространение свободного подхода и массовые педагогические эксперименты, оканчивающиеся плачевно, постепенно исказили самую суть идеи. Свободное воспитание людьми, не имеющими педагогического образования, воспринимается как попустительство и, что еще страшнее, под лозунгом гуманизма реализуется в семьях и детских учреждениях.

Однако сам Руссо говорил о том, что гуманистический подход ничего общего не имеет со вседозволенностью. Если ребенок командует родителями, часами просиживает за компьютером вместо учебы, не имеет никаких обязанностей, но регулярно требует исполнения своих прав, это отсутствие воспитания.

Кроме того, даже мужчины и женщины по-разному воспринимают гуманистические принципы. Мужчина предполагает, что за каждый свой поступок ребенок сам несет ответственность. Женщина же склонна жалеть малыша: в ее понимании свободное воспитание – это попытка оградить от неприятностей и отрицательных моментов жизни.

Однако еще в 18 веке Руссо высказывался против жалости и попустительства по отношению к воспитанникам. Задача наставника – выстроить обстоятельства таким образом, чтобы ребенок проявил требуемые качества. Но философ не говорит о том, что искусственно созданные обстоятельства должны быть мягкими и комфортными. Педагог или воспитатель лишь выступают в качестве манипуляторов, добиваясь нужной реакции от ребенка.

Несмотря на свои положительные стороны, свободное воспитание имеет ряд минусов:

  • Массовые попытки ввести данный принцип в учебные заведения оканчивались плачевно, чаще всего вседозволенностью, основанной на искаженном понимании педагогических принципов.
  • Гуманистический подход требует большей вовлеченности воспитателя в процесс, постоянных творческих поисков. В условиях современной семьи, когда родители целыми днями находятся на работе, и в большинстве не имеют представления о педагогике, свободное воспитание перерастает во вседозволенность.
  • Воспитание в свободном стиле требует отрыва от семьи. Поскольку оно призвано лишь развивать то, что заложено в ребенке, нет гарантии, что разовьются не хорошие, а плохие качества.
  • Никто не ограждает ребенка от сторонних отрицательных влияний и не несет за это ответственность.

Свободное воспитание – дорогое удовольствие. Чтобы создавать ребенку искусственные условия для самопроявления, требуются и средства, и время, и немалые усилия.

Дисциплинарный подход

Прежде чем делать выбор, нужно знать, на каких принципах основывается каждый подход. Рассмотрим сначала дисциплинарное воспитание. Оно характерно для армии, спортивных учреждений, религиозных школ, казарм (в частности, школы для британской элиты Итон) и базируется на следующих «трех китах»:

  • В основе дисциплинарного подхода лежит дисциплина – отсюда и происходит его название. Для всех участников воспитательного процесса существуют строгие правила, за невыполнение которых следуют санкции или наказания, заранее известные и порой даже прописанные в уставе.
  • Для всех участников обязательным является распорядок дня, установленный старшими режим.
  • Соблюдается субординация: младшие подчиняются старшим. С субординацией связан и формат отношений.

Достоинство дисциплинарного подхода заключается в том, что ребенок вырастает дисциплинированным, более приспособленным к условиям взрослой жизни. Однако этот стиль закрепощает, а в худшем случае – не защищает ребенка от произвола наставника. Результатом чрезмерных стараний учителей могут быть физические и душевные травмы воспитанников, отсутствие творческого подхода к решению жизненных проблем, немение самостоятельно думать и размышлять.

Дисциплинарный подход оценивается как мужской: для женщин он труден и непонятен. На протяжении многих столетий, в том числе в советской школе, он был основой воспитания. Лишь в конце 20 века заговорили о свободном и гуманном подходе, в котором, правда, обнаружились и свои минусы.

6) Виды и способы влияния в воспитании. Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно. Смысловые барьеры.

Влияние в воспитании — деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.

Способы влияния в воспитании:

УБЕЖДЕНИЕ — включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т. д.

ВНУШЕНИЕ — направленно на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждения и ошибок.

ЗАРАЖЕНИЕ — чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.

ПОДРАЖАНИЕ — это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании отдельных черт характера другого человека.

Возрастные особенности подражания:

От 1 года до 3 лет — ребёнок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.

Дошкольный возраст — подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцов.

Младший школьный возраст — копирует и перенимает личностные качества взрослого.

Подростковый возраст — подражание взрослым постепенно заменяется взаимоподражанием.

Юность — основную роль в выборе объекта для подражания начинают играть ценностные ориентации человека.

Психологические условия, при которых воспитание будет более эффективно:

  • Опора на эмоциональную сферу ребёнка.
  • Личностная значимость воспитательного воздействия для ребёнка (т.е. наличие соответствующих для воспитательного требования потребностей).
  • Принцип психологии — развитие личности в деятельности. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность ребёнка, в ходе которой ребёнок имел бы возможность проявить свою активность.
  • Подкрепление воспитательных воздействий. Наиболее действенные оценки:

— дошкольный возраст, младший шк. возраст — оценка взрослого;

— подростковый возраст — оценка сверстников;

— юношеский возраст — самооценка.

  • Учёт межличностных отношений в малой реальной группе. Надо знать подкреплять или нет позицию ребёнка (позиции: соц. звезда, популярный, малопопулярный, непопулярный, отверженный)
  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, характер, преобладающие мотивы, имеющиеся потребности)
  • Учет возрастных особенностей:

— дошкольный возраст — может быть категорическое требование;

— младший школьный возраст — этап наглядного образа (конкретного, литературного);

— подросток — убеждение, доказательство, общение на равных;

— юноша — аргументация.

Смысловой барьер (Л.И.Божович) — это непонимание, которое возникает в результате вкладывания разных смыслов в одно и тоже воспитательное требование воспитателем и воспитанником. Разновидностью смыслового барьера является коммуникативный барьер, как разное понимание ситуации общения партнёрами.

Виды смысловых барьеров:

1) По содержанию (разное понимание содержания воспитательного требования; пример: драка);

2) По форме предъявления требования (содержание уходит на второй план, и смысл приобретает форма предъявления требования);

Как результат первого и второго:

3) К определённому человеку (проявляется в виде отказа от помощи, в которой ребёнок нуждается от одного человека и принятие этой помощи от другого; или выполнение требования, которое предъявляет один человек и невыполнение, если его предъявляет другой).

Пути формирования барьеров:

1) По форме:

  • Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);
  • Чрезмерно частое предъявление требований (тогда требование теряет побудительную силу; требование взрослого должно перерасти в требование к себе);
  • Несоответствие требования возможностям ребёнка (возрастным, индивидуальным);

2) К определённому человеку:

  • Постоянная отрицательная оценка личности и деятельности ребёнка;
  • Неадекватная форма предъявления требования (ироничная, грубая, устрашающая, насмешливая);

При прочих равных условиях возникновение смыслового барьера у ребенка может зависеть:

— от возрастных особенностей ребёнка;

— от сформированной самооценки;

— межличностных отношений (между учениками; между учителем и учеником);

— и пр.

7) Основные внутренние факторы развития человека. Методы и приёмы самовоспитания

К основным внутренним факторам развития человека относятся:

1. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предыдущих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

2. Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленных на собственное развитие.

3. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Методы самовоспитания.

— самонаблюдение — самоубеждение — самоутверждение

— самоанализ — самоконтроль — самоодобрение

— самооценивание — самоприказ — самопоощрение

— самосравнение — самовнушение — самонаказание

— самоподкрепление — самоограничение

— самопринуждение

— самоисповедь

Приемы самовоспитания:

1)Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач по самосовершенствованию, решение сформировать у себя те или иные качества).

2)Самоотчёт (ретроспективный взгляд на пройденный за определённое время путь.

3)Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин и неуспехов)

4)Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Что лучше?

Сказать однозначно, какой подход лучше, очень сложно. Многое зависит от характера и пола ребенка, традиций учреждения, в котором он воспитывается и обучается.

Для мужчин предпочтительнее дисциплинарный подход с элементами свободного воспитания. Например, в отношении распорядка дня, соблюдения чистоты и гигиены, физической культуры без дисциплины не обойтись. Но в решении жизненных задач, процессе обучения без влияния личности воспитателя и определенной доли свободы и действия в рамках искусственных обстоятельств не обойтись. В противном случае из мальчика вырастет не креативная и дисциплинированная личность, а беспомощный «солдат», который только и умеет, что выполнять приказания других.

Женщинам тоже нужна дисциплина, но в меньшей степени. В воспитании девочки обязательным является соблюдение режима дня и принципов гигиены. В остальном требуется мудрое наставничество, посильная направляющая помощь, помогающая раскрыться творческим способностям будущей леди. Свободное воспитание лучше усваивается девочками и помогает им творчески проявить себя и осознать свою женскую сущность.

Таким образом, лучший подход в воспитании – это разумное сочетание дисциплины и гуманистического подхода, причем нужно строго разграничивать сферы деятельности, в которых они могут быть использованы. И тогда рождение настоящей личности не заставит себя ждать.

8) Дети риска, школьная дезадаптация.

Категории трудных детей:

1)Дети с небольшими отклонениями в нравственном развитии.

2)Дети с акцентуацией черт характера и свойств темперамента.

3)Дети с асоциальным поведением или дети правонарушители.

Остановимся подробней на каждой из этих категорий.

1)Первая категория детей проявляется ещё в дошкольном возрасте:

недисциплинированные
дети

лживые дети

ленивые дети

упрямые, капризные дети

причины

-неуравновешенность нервной системы, чрезмерное эмоциональное возбуждение;
— особенности воспитания в семье;
— стремление привлечь к себе внимание сверстников или взрослых;
— нравственная незрелость ребёнка;
и др.

— нравственная незрелость ребёнка;
— страх наказания;
— богатое воображение ребёнка;
-особенности воспитания в семье;
и др.

-не воспитывали у ребёнка потребность в посильном системати-ческом труде;

— эгоцентризм
— особенности воспитания в семье (автори-таризм взрослых) и др.

В дошкольном возрасте, помимо небольших отклонений в нравственном развитии возможна деформация личности. Если в первом случае к детям необходим индивидуальный подход, то во втором случае необходима психокоррекционная работа.

Деформации личности в дошкольном возрасте:

1) Истероидность личности.

В основе лежит эгоцентризм 3−4хлетнего малыша, как возрастная закономерность. Если не удовлетворяются эгоцентические потребности ребёнка, от ребёнка постоянно «отмахиваются», то это приводит к истерии.

2)Реакция протеста. (может проявляться в виде энуреза, страхов, особенностей личности, форм проявления)

Причиной реакции протеста является стена запретов со стороны взрослых на «я хочу».

3)Немотивированные агрессивности и страхи.

Ребёнку не хватает слов и поэтому он дерется. Деформация проявляется тогда, когда ребёнок, не наблюдавший проявлений агрессии, начинает сам проявлять агрессию.

Закрепление страхов проявляется тогда, когда ребёнок сживается с ними (страх пустой квартиры, смерти близких людей и т. д.).

4) Ранний детский аутизм.

«Ауто» — сам

Проявляется в своеобразной моторике ребёнка (ходит как бы на цыпочках, как марионетка, очень осторожно, боязно; своеобразие речи (не всегда связана с реальными обстоятельствами, витание в воображении); отсутствие или парадоксальные реакции на внешние раздражители (воображение начинает осуществляться реально: побежит за мячом под машину; спрыгнет с зонтиком с балкона, как Вини-Пух) и др.)

Ребёнок живёт во внутреннем мире, внешний мир мало интересен (не общительны, мало вступают в контакт).

Не реальные образы для ребёнка более реальны.

2)Акцентуации характера — это усиленное, чрезмерное развитие одной черты или свойства при умеренном развитии других.

Выделяют две формы проявления акцентуации:

— явная (характеризуется пограничным состоянием личности — патопсихология)

— скрытая (проявляется только в психогенных ситуациях) (классификация акцентуаций характера см. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. — М.: Владос, 1994.- с.348).

3)Асоциальное поведение — это поведение человека несоответствующее нормам и правилам, принятым в обществе. Такое поведение может быть юридически наказуемо. Дети с асоциальным поведением — это педагогически запущенные дети. Их поведение — это следствие педагогических просчётов.

Группы детей с асоциальным поведением:

1)Дети агрессивные, совершающие проступки сознательно. Для них характерна властность, организационные способности, стремление к лидерству, антиобщественные взгляды, потребительские точки зрения, стремление к достижению поставленных целей, упорство (это и есть та положительная основа, на которой их надо перевоспитывать)

2)Дети, которые подражают представителям первой группы. Они эгоистичны, властолюбивы. В ситуации отсутствия официального лидера они занимают позицию лидера. Но у них нет лидерских качеств, организационных способностей, зато они более жесткие, агрессивные.

3)Дети, у которых есть негативные и позитивные потребности. Но позитивные не становятся регуляторами их поведения. Характерны эгоизм и слабоволие. Для их перевоспитания необходима смена социальной среды (убрать негативное влияние)

4)Дети внушаемые, комфорные, слабовольные, с отсутствием личностного стержня (нет иерархии личностных качеств).

Для перевоспитания необходимо формирование личностного стержня мотивов поведения.

Общие принципы подхода к трудным детям:

  • Выявление причин нравственного отклонения.
  • Установление причин вызывающих нарушения.
  • В перевоспитании опора на позитивные потребности и качества ребёнка.
  • В перевоспитании недопустимы: шантаж, запугивание, устрашение.
  • Начинать перевоспитание надо с формирования правильных мотивов поведения
  • И т.д.

3.Завершение занятия:

— вопросы для самоконтроля:

1) Какой вид социального опыта, по вашему мнению, усваивается через воспитание (научный, эстетический, этический, физический, производственный и т. д.)?

2) Какая сфера развития ребёнка (по Д.Б.Эльконину) преимущественно задействована в воспитании? Почему?

3) Сравните понятия «формирование», «становление», «социализация», «воспитание» с пониманием «воспитания» Л.М.Лузиной. Сделайте вывод. Как вы понимаете, что такое «воспитание»?

4) Обоснуйте точку зрения Р.С.Немова, который трактует «воспитание», как процесс формирования и изменения социальных установок.

5) Как соотносятся виды развития с видами воспитания? Каковы, по вашему мнению, воспитательные возможности обучения?

— рефлексия;

— подведение итогов;

— домашнее задание: Подготовить сообщение о школьной дезадаптации.

10

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

5) Типы взаимосвязи обучения и воспитания.

1) Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения).

Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2) Воспитание осуществляется в образовательном процессе определённой системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).

Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и оно, в свою очередь, должно действовать на воспитание.

3) Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и, соответственно, научение.

4) Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т. д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

3) Соотношение понятий: «формирование», «становление», «социализация», «воспитание».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт.

ФОРМИРОВАНИЕ — процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

СТАНОВЛЕНИЕ — термин, обозначающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

… отечественной психологии, особенно в советский период ее развития, полагается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — существо социальное, с первых дней окружен …

ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом.

Л.М.Лузина выделяет несколько значений понятия «воспитание»:

1)воспитание — это понятие, посредством которого обозначается внутренний процесс саморазвития, самореализации, самостановления человека путем приложения к самому себе волевых усилий.

2)воспитание — это понятие, посредствам которого обозначается процесс многостороннего развития человека под влиянием многообразных социальных факторов (социализация).

3)воспитание — это специально организованный воспитателями-профессионалами педагогический процесс, целью и содержанием которого, является создание и поддержание условий для саморазвития, самостановления, самореализации.

Формирование воли – важный этап воспитания

Маленький ребенок еще лишен воли. Ему пока непонятны слова «надо», «должен», поскольку он еще не в состоянии активизировать свои внутренние ресурсы, чтобы выполнять действия не желаемые или малоприятные.

Формирование силы воли – отличительный признак взросления, и в этом процессе авторитарный стиль воспитания играет главную роль. В рамках системного воспитания малыша сначала учат подчинению внешним правилам, по которым живет общество, а затем, когда он становится старше, передают бразды правления собственной личностью в его руки. Иными словами, взрослый сначала учит малыша командам и требует подчинения, а затем ребенок начинает командовать собой сам.

Откуда же появляется воля в человеке? Принято считать, что образцом силы воли в семье является отец. Он и подает пример стойкости, учит этому кроху с ранних лет. Но в современных семьях далеко не всегда  источником строгости и требовательности является мужчина. Нередко в этой функции его заменяет мать, а отец проявляет себя как нежный и мягкий.

Не так важно, чей волевой голос, отца или матери, впоследствии будет звучать внутри повзрослевшего человека. Гораздо актуальнее, чтобы он с детства был приучен к дисциплине и вырос волевой личностью

Мягкость и либерализм в отношении малыша, отсутствие категоричных интонаций может привести к тому, что он вырастет безвольным человеком. С другой стороны, авторитарное давление на подростка лишает его свободного проявления воли и разума, возможности самому строить свою жизнь или встречает активное противостояние со стороны ребенка. Методично проводимое системное воспитание с самого рождения позволяет вырастить сильную, самостоятельную и самодостаточную личность.

Как реализуется системное воспитание?

Чтобы пример был более наглядным, стоит описать процесс системного воспитания как стиль взаимоотношений руководителя и подчиненного. В зависимости от уровня профессионального развития последнего будет меняться и подход к общению с ним руководителя:

  • Директивный. Этот стиль хорош на начальном этапе. Если сотрудник вливается в коллектив, еще ничего не зная о принципах работы компании, начальник исключает всякие личные отношения с ним и реализует исключительно деловой подход. Как старший по должности и более опытный, он обучает и наставляет с помощью подробного инструктажа и распоряжений.
  • Наставничество. Как только подчиненный усвоил азы, его отношения с руководителем становятся более личными и теплыми. Сотрудник ощущает поддержку, но полностью исключать подробный инструктаж со стороны начальника еще рано.
  • Партнерство. У подчиненного уже достаточно опыта, чтобы руководитель мог с ним советоваться и обсуждать детали сделок. Возникает возможность партнерства и высокий уровень доверия. Отношения становятся более дружескими и теплыми.
  • Делегирование. Это деловой подход, сочетающийся с высочайшим уровнем доверия. На примере это выглядит так. Если руководитель считает какую-либо сделку выгодной для своего предприятия, он передает все права по ее организации своему подчиненному и полностью уверен, что тот доведет дело до конца, и причем успешно.

Ребенок проходит такие же этапы в процессе взросления, как взрослый на рабочем месте, поэтому смена подходов в его воспитании будет во многом схожей:

Авторитарный стиль. Хорош на раннем этапе развития личности, когда ребенок еще не умеет ни говорить, ни вести себя в рамках культуры. Многие навыки ему приходится осваивать путем многократных повторений, что больше напоминает дрессуру, нежели воспитание

В этот момент со стороны родителей важно применение директивного, или авторитарного стиля. Малыш еще не имеет собственной воли, поэтому нуждается в управлении и руководстве со стороны

Директивный подход необходим особенно в те минуты, когда ребенок испытывает психику родителей, выдвигает требования, закатывает истерики.
Авторитетный подход. Актуален, начиная с 6-7 лет, когда ребенок усвоил базовые бытовые навыки, но продолжает осваивать нормы поведения. В рамках данного подхода родитель еще является авторитетом, но уже не довлеет над ребенком, а четко знает, в каких вопросах допустимо обсуждение, а в каких лучше продиктовать собственное требование и проследить за его выполнением.
Либеральный. В семье, где воспитательный процесс изначально проводился правильно, либеральный подход возможен уже с подросткового возраста. Данный стиль воспитания предполагает, что взрослый и ребенок общаются на равных, между ними поровну распределяется ответственность, взрослый предоставляет подростку свободу действий, рассчитывая на его сознательность. Такая свобода действительно полезна, если в более раннем возрасте ребенок усвоил, как вести себя в обществе, как защититься от отрицательного влияния неблагоразумных друзей и т.д. Если родители пока не уверены в сознательности подростка, не стоит полностью отходить от авторитетного подхода.

В идеале подрастающий ребенок должен многое делать сам, развивать и воспитывать себя самостоятельно, воспринимая родителей и общество как ресурс для дальнейшего познавательного процесса и социальной активности.