Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме

Коррекция и лечение

Для устранения дисграфии необходим комплексный подход. Тактика определяется в соответствии с формой расстройства и механизмом его развития

Важно также учитывать возраст пациента и ряд его индивидуальных особенностей

Логопедическая коррекция

Основное направление в лечении дисграфии представлено логопедической коррекцией. Необходимо развить до нормального уровня фонематические процессы и произношение звуков, обогатить словарный запас, сформировать грамматическую сторону речи, развить связную речь.

Логопедическая коррекция призвана также развить аналитико-синтетическую деятельность, мышление, память, расширить слуховое и пространственное восприятие.

Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме

Прием медикаментов

Помимо логопедической коррекции лечение дисграфии может включать медикаментозную терапию. Ее особенности зависят от причины расстройства. При поражении центральной нервной системы прибегают к ноотропным препаратам и нейропротекторам. Назначается также витаминотерапия.

Реабилитационный период

Лечение дисграфии предполагает также реабилитационный период. Во время него продолжается работа с логопедом, могут применяться медикаменты. Прибегают также к различным физиотерапевтическим методикам:

  • электрофорез с лекарственными препаратами;
  • гидротерапия;
  • массаж;
  • лечебная физкультура.

Роль родителей в период лечения

В лечении дисграфии у детей огромное значение имеет участие родителей, а также обстановка в семье. Необходимо создать ребенку психологический комфорт, уделять ему достаточно внимания, оградить от стрессов и эмоционального перенапряжения.

Заниматься с ребенком лучше в игровой форме. Так дети младшего возраста лучше воспринимают информацию и меньше устают.

С ребенком нужно постоянно общаться. При этом речь взрослых людей должна быть грамотной и четкой

Важно использовать только один язык, отказаться от диалекта, ненормативной лексики, сюсюканья

Полезно приобрести несколько наборов магнитных букв. Взрослые сами могут составлять из них слова, чтобы ребенок читал. Затем ему нужно давать задания на самостоятельное составление различных слов.

Полезно написание диктантов. На начальном этапе необходимо выбирать простейшие тексты. Диктовать слова надо медленно и четко. Темп и сложность следует наращивать постепенно.

Упражнения для проведения дома

Логопеды используют различные методики для коррекции дисграфии. Помимо работы со специалистом необходимо заниматься и дома. Полезно выполнять следующие упражнения:

Выбрать напечатанный текст, имеющий средний шрифт. Книга должна быть незнакома ребенку и не вызывать у него интерес. Задача состоит в том, чтобы подчеркивать в тексте одну букву. Начинать лучше с гласных, затем переходить на согласные. К подчеркиванию другой буквы можно приступать тогда, когда будет закончена работа с предыдущей. Достаточно выполнять это упражнение в течение 5 минут. Когда ребенок хорошо освоит такую работу, необходимо ее усложнить. Теперь одну букву надо подчеркивать, а другую зачеркивать.
Короткие диктанты. Тексты нужно подбирать небольшие – до 200 слов. Ребенок должен писать их карандашом. После написанный текст проходит проверку взрослым, но ошибки исправлять не нужно – их надо отмечать на полях. Затем текст надо отдать ребенку, чтобы он исправил свои ошибки, стерев неправильные буквы.
Написание вслух. Чтобы улучшить письменную речь, следует писать тесты и одновременно все проговаривать вслух. Необходимо также выделять слабые доли – звуки, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки. Это могут быть безударные гласные, парные согласные, буквы с похожим написанием

При выполнении такого упражнения важно следить, чтобы ребенок проговаривал каждое слово полностью.
Для этого упражнения предварительно читать слова не нужно. Ребенку нужно внимательно посмотреть на слово, например, «кошка», затем на букву в его середине («ш»), затем соседние буквы («о» и «к»), после на остальные

В таком же порядке надо написать слово. По такому же алгоритму разбираются еще несколько слов. После этого может быть написан диктант с ними.

Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме

Дети хорошо воспринимают наглядные материалы. Можно использовать различные плакаты и карточки, оформляя их в соответствии с имеющимися нарушениями. Полезно изготавливать такой материал вместе с ребенком.

Выполняя различные упражнения дома, важно помнить о терпении. Объяснять информацию нужно спокойно – повышенный тон и раздражение отрицательно сказываются на процессе обучения

Нельзя перегружать ребенка. Необходимо грамотно сочетать занятия с отдыхом и развлечениями. Лучше заниматься по 5-10 минут, но несколько раз в день и регулярно.

Симптомы дисграфии

Общим признаком всех форм патологии являются типичные стойкие и повторяющиеся ошибки на письме. Знание правил на этом никак не отражается.

Детям с дисграфией свойственен трудноразличимый почерк, медленное написание. Высота и наклон букв могут колебаться, нередко они соскальзывают со строки. Иногда ребенок замещает строчные буквы прописными и наоборот.

Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме

Артикулярно-акустическую форму патологии часто сопровождает фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ринолалия, дизартрия, полиморфная дислалия). Ошибки одинаковы и в устной, и в письменной речи. В этом случае нарушается артикуляция, произношение звуков и фонематическое восприятие. Это означает, что у ребенка неправильное произношение звуков, которое отражается и на письменной речи, то есть он пишет так, как слышится.

Акустическая форма дисграфии подразумевает, что нарушено фонемное распознавание, то есть ребенок заменяет звуки буквами, которые близки фонетически. Произношение в устной речи при этом правильное. Нередко такое нарушение затрагивает звонкие-глухие и шипящие-свистящие согласные.

При оптической дисграфии не сформированы зрительно-пространственные представления, а также зрительный анализ и синтез. Написание букв основано на ряде специфических элементов – палочках, овалах, комбинации которых и позволяют писать. При оптической дисграфии ребенок не может усвоить начертания букв, поэтому неправильно их изображает в письменном виде.

При аграмматической дисграфии недоразвит лексико-грамматический строй речи. Такую форму патологии часто выявляют у третьеклассников, так как они уже овладели грамотой и начинают более плотно изучать грамматические правила. Трудности при аграмматической дисграфии могут возникнуть с падежами, грамматическими числами, родом. В результате ребенок неправильно пишет окончания (солнечная день, вкусные компот), не умеет согласовывать слова.

При нарушении языкового анализа и синтеза ребенок может пропускать на письме отдельные буквы и целые слоги, переставлять их, не дописывать слова, писать лишние буквы, повторять буквы или слоги. Возможно слитное написание слов и предлогов, раздельное написание приставок. Такая форма патологии наиболее распространена у школьников. Различают также контоминацию, когда одно слово на письме состоит из слогов, относящихся к разным словам.

Нередко дисграфия сопровождается неречевыми проявлениями:

  • пониженная работоспособность;
  • нарушения неврологического характера;
  • гиперактивность;
  • отвлекаемость;
  • пониженный объем памяти.

Как организовать занятия дома

Как родителям предупредить дисграфические нарушения у ребёнка? Профи­лактика дисграфии начинается с беременности. Маме нужно беречь себя и ма­лыша, избегать риска инфекций, травм в раннем детстве ребёнка. С младенче­ства дети эмоционально зависят от родителей. Нужно не допускать стрессов, наладить тёплую атмосферу в семье.

Основы успешного письменного навыка закладываются в дошкольный пе­риод. Разучивая стихи, песенки, малыш учится слышать звуки, соотносить звуки с буквами. Зрительное восприятие тренируют игры, где сравниваются цвета, формы. Конструкторы с большими деталями, лепка, аппликация разви­вают пространственное мышление, моторику.

Рисование по контуру, заполнение прописей для дошкольников подготовит детскую руку к письму. Магнитная азбука легко размещается дома на холодиль­нике. Перебирая квадратики, ребёнок запоминает внешние очертания буквенных символов, последовательность букв, звуков в словах.

Если логопед диагностирует дефект развития речевых навыков, надо не упу­стить момент, корректировать нарушения. Развивая устную речь, младшеклассник легко освоит речь письменную.

Симптомы

Проявления, характеризующие описываемую патологию, включают типичные воспроизводящиеся на письме ошибки устойчивого характера, необусловленные незнанием грамматики и языковых норм.

Классические ошибки, наблюдающиеся при различных вариациях дисграфий, могут обнаруживаться в:

– смешении и замене графически схожих рукописных букв (к примеру, ш – щ, м – л) либо фонетически похожих звуков (б – п, ш – ж);

– нарушении раздельности либо слитности написания слов;

– искажении буквенно-слогового построения слова (буквенные перестановки, их добавление или пропуски);

– аграмматизмах (дефекты словесных трансформаций и согласованности слов).Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме

Также выделяют неречевую симптоматику, а именно: неврологические отклонения, расстройство когнитивной сферы, восприятия, памяти, моторики, психические отклонения.

Помимо перечисленного, данное отклонение характеризуется замедленным начертанием букв и неясностью почерка. Также часто наблюдаются «соскальзывания» слов со строк, колебания высоты букв и их наклона, замены строчными литерами прописных и наоборот.

При артикуляторно-акустической вариации дисграфии характерные погрешности написания обусловлены неверным звукопроизношением (индивид пишет также, как произносит). Здесь замены и пропускания букв при письме повторяют аналогичные звуковые погрешности в устной коммуникации. Артикуляторно-акустическая разновидность рассматриваемого отклонения наблюдается при ринолалии, полиморфной дислалии, дизартрии. Другими словами, описываемая разновидность возникает у малышей с фонематической незрелостью речи.

Акустическая форма характеризуется недоразвитием фонематической перцепции на фоне сохранности звукопроизношения. Погрешности в письме здесь проявляются заменой литер, соответствующих близким звукам (шипящих – свистящими, глухих – звонкими и наоборот).

Дисграфию, возникшую вследствие расстройства языкового обобщения и анализа, характеризует отклонение в расчленении на слоги слов, на слова – предложений. Описываемая разновидность дисграфии проявляется пропусками, повторениями или буквенно-слоговыми перестановками, написанием дополнительных букв либо опусканием окончаний слов, написанием слитно предлогов со словами и наоборот, раздельно – с приставками. Чаще встречается дисграфия у младших школьников именно на почве разладов в языковом разборе и обобщении.

В ошибочном склонении слов, нарушении согласованности слов и предложных конструкций (неправильном порядке слов, выпускании членов предложения) проявляется аграмматическая дисграфия. Данная разновидность обычно сопровождает общее недоразвитие речевой коммуникации, обусловленное алалией и дизартрией.

При оптической вариации описываемого расстройства при написании смешиваются либо заменяются графически схожие буквы. Нарушение воспроизведения и узнавания изолированных букв свидетельствует о литеральной разновидности оптической дисграфии.Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме При неверном написании литер в слове, можно говорить о вербальном виде данной дисграфии. Характерными ошибками анализируемой формы дисграфии считаются добавление буквенных элементов либо их недописание (х взамен ж или наоборот), зеркальное начертание букв.

Нередко при рассматриваемом отклонении обнаруживается неречевая симптоматика: понижение работоспособности, гиперактивность, неврологические сбои, отвлекаемость, снижение памяти.

Дисграфия у взрослых лиц характеризуется аналогичной симптоматикой и проявляется она устойчивыми ошибками при написании на фоне знаний орфографических норм и правил грамматики.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте

Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом

Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.

Иллюстрации М. Ивановой

Основные виды дисграфии

Исходя из особенностей письменных нарушений, специалисты выделяют пять основных видов дисграфии. Рассмотрим подробнее, как проявляется каждый из них.

Акустическая дисграфия

Ребенок правильно выговаривает слова и не испытывает сложностей со слухом, однако, при отображении информации на бумаге заменяет буквы на схожие с ними по звучанию. Это могут быть гласные или согласные буквы, звонкие или глухие, шипящие или свистящие. Ученик может также испытывать затруднения с правильным отображением букв в мягкой форме.

Например: «дикданд» – «диктант», «масина» – «машина», «сыпленок» – «цыпленок», а также «лублу» – «люблю», «сьюртук» – «сюртук».

Артикулярно-акустическая дисграфия

Проблемы с написанием слов являются результатом неправильного их произношения. Ребенок, который имеет логопедические дефекты и делает ошибки во время разговора, не может правильно перенести звуки на бумагу. То есть, как ученик говорит, так он и записывает. Соответственно, если у малыша неправильное произношение, то и написание будет таким же.Например: «лыба» – «рыба», «лабота» – «работа», «заяс» – «заяц», «сапка» – «шапка», «наса скола» – «наша школа».

Оптическая дисграфия

У ребенка возникают трудности с визуальным отображением письменных знаков. Ученик может присваивать буквам дополнительные детали, петельки, галочки или крючочки, либо же терять необходимые их элементы. Также довольно часто наблюдается зеркальное написание букв, особенно в тех случаях, когда школьник – левша.

Пример: наиболее часто ребенок путает написание схожих букв «и» – «ш», «о» – «а», теряет элементы символов «» – «А» или же отображает их зеркально «Е» – «З».

Аграмматическая дисграфия

Становится заметной лишь после того, как учащиеся осваивают основные грамматические правила. Наиболее часто это происходит это во 2 или 3 классе. Ребенок при этом делает множество ошибок при склонении слов или согласовании всех членов предложения, неправильно образовывает множественное число и неуместно его использует. Возникают сложности во время конструирования сложных предложений. Также наблюдаются проблемы при формировании уменьшительной формы слов и относительных прилагательных.

Например: «хороший девочка» – «хорошая девочка», «доброму мальчик» – «добрый мальчик», «дерева» – «деревья», «рукавы» – «рукава», «котенки» – «котята», «одна чашки» – «одна чашка», «кожевый» – «кожаный», «машины ехала на дороге» – «машина ехала по дороге».

Такой вид дисграфии наиболее распространен среди у детей, растущих в двуязычных семьях. Если малыш параллельно учится разговаривать на разных языках, то вполне возможно, что в будущем возникнут сложности с письмом на одном из них.

Нарушения языкового анализа и синтеза

Ученик двукратно прописывает одно и то же слово либо же наоборот, пропускает составляющие предложения. Имеет место также произвольная перестановка слогов, написание нескольких слов или их частей слитно. Школьнику сложно разделить слова на слоги или звуки, в результате чего он может упускать некоторые буквы или ставить их в неправильном порядке. Наблюдаются пропуски слогов, их перестановка или добавление. В целом, при данном виде дисграфии формируются сложности с делением текста на отдельные слова, слов – на слоги, слогов – на звуки.

Например: «лодк» – «лодка», «магази» – «магазин», «лес ник» – «лесник», «вскоч ил» – «вскочил», «кулбок» – «клубок», «весена» – «весна», «моцикл» – «мотоцикл», «казерло» – «зеркало», «глва» – «голова».

Коррекция и лечение

Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме

В большинстве случаях о наличии проблемы родителям сообщает учитель, он уже имеет опыт в работе с подобными детьми. Но что делать дальше и как провести лечение дисграфии? Родителям нужно обратиться к логопеду, психоневрологу. Основная работа проводится с логопедом. Он развивает два полушария, учит произносить, различать, записывать звуки. Психоневролог выявит другие нарушения (при их наличии) и назначит соответствующее лечение.

Грамотная коррекция дисграфии – это, в первую очередь, совместная работа учителей, родителей и логопеда. Врачи советуют действовать слаженно и сообща. Самостоятельно родителям сложно справиться с данной проблемой.

Лечение дисграфии состоит из ряда мероприятий:

  • устранение нарушений произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие лексики;
  • развитие грамматики;
  • развитие связной речи;
  • развитие других функций.

Если наблюдаются проблемы в произношении, то работа начинается с исправлений нарушений устной речи. Занятия проходят у логопеда по разработанной системе.

Используют речевые игры, специальные азбуки для складывания, выделения графических элементов слов, наглядные материалы, которые помогают детям лучше запомнить очертания букв.

Для успешного результата применяют специальные упражнения. Существуют проверенные методики, направленные на коррекцию дисграфии.

Профилактика

Профилактика дисграфии должна начинаться еще во время внутриутробного развития ребенка

Важно отслеживать течение беременности, исключить вредные привычки, проводить профилактику инфекционных заболеваний

После рождения ребенка необходимо соблюдать следующие меры:

обеспечить должное внимание и общение с первых дней жизни;
взрослые должны говорить четко и грамотно, исключить ненормативную лексику, диалекты, сюсюканье, общение в одной семье на двух языках;
обеспечить эмоционально-положительную обстановку в семье;
исключить эмоциональное и физическое переутомление ребенка;
обеспечить правильную и постепенную социальную адаптацию;
обеспечить правильное педагогическое воспитание, обучение должно соответствовать возрастным нормам и индивидуальному уровню развития;
целенаправленно развивать высшие психические, сенсорные функции, пространственное представление;
своевременно корректировать нарушения устной речи.

Для предупреждения дисграфии у дошкольников полезно выполнение следующих действий:

  • определять предмет по его контуру;
  • определять предмет, рассматривая только отдельные его детали;
  • искать одинаковые предметы на картинке, составлять картинку из двух половинок;
  • искать лишний предмет на картинке в соответствии с его формой;
  • соотносить предметы и их очертания (логические домики, деревянные рамки).

О том, что такое дисграфия, как распознать ее у ребенка и какие методы коррекции нарушения существуют, рассказывает логопед-дефектолог Екатерина Лебедева:

Дисграфия является распространенным речевым нарушением и характеризуется расстройством процесса письма. Лечение патологии подразумевает комплексный подход и базируется на логопедической коррекции. Дополнительно может потребоваться применение медикаментов, физиотерапия и другие методы.

Основные причины

Специфические недостатки в освоении письменной речи вызваны рядом причин. Они довольно различные, от инфекций, родовых травм, проблем в головном мозге до запущенности в воспитании.

Способность овладеть письмом крепко связана с развитием речи. Но у детей могут наблюдаться другие симптомы, которые не относятся к логопедическим — расстройства неврологического характера, снижение работоспособности, нарушение работы памяти, гиперактивность и прочие.

Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме

Причинами дисграфии могут являться органические, патологические, функциональные факторы, действующие на ребенка в утробе матери и после появления на свет. Они вызывают различные расстройства в развитии. Многие исследователи утверждают, что развитие патологии может быть генетически обусловленным.

Довольно частые причины дисграфии – недостаточная сформированность психических функций, участвующих в освоении, контроле письма. Нарушение высшей психической деятельности, отвечающей за навыки письма, становится серьезным препятствием в освоении грамоты, языка.

Возникновение патологии может быть обусловлено недоразвитием, поражением головного мозга, патологиями беременности, травмами родовыми, асфиксией, менингитом, энцефалитом, а также инфекциями, соматическими болезнями, вызывающими истощение нервной системы пациента. Если проблемы кроются в головном мозге, дисграфия часто сопровождается другими заболеваниями, о которых родителям, как правило, уже известно.

Кроме факторов, которые обуславливают физическое состояние головного мозга, большое влияние на формирование письменной речи оказывают социально-психологические причины. Важную роль играет развитие фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматической стороны. К социально-психологическим причинам стоит отнести двуязычие в семьях, неправильную речь окружающих, дефицит контактов, речевого общения, слишком раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности и даже педагогическую запущенность.

Профилактика

Превентивные мероприятия, направленные на предупреждение нарушения процесса чтения и дефектов письма должны внедряться еще на дошкольном этапе, особенно у малышей, имеющих речевые отклонения. Необходимо работать в направлении развития внимания, зрительных образов, пространственных представлений, памяти, формирования грамматического построения, лексики, умения проводить языковый разбор и синтез, устранения расстройств устной речевой деятельности.Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме

Для профилактики описываемого недуга вся среда, окружающая кроху, должна стимулировать развитие его когнитивной сферы, интеллектуальной функции.

С этапа младенчества особое внимание надобно уделять полноценному формированию устной речевой деятельности, потому что основным фундаментом, на котором базируется письмо, является именно устная речь. Дабы предотвратить возникновение отклонений в слуховом различении звуков необходимо «приучать» слух малышей к более «тонкому» звуку при помощи обучения крохи распознаванию разнообразных неречевых шумов, таких как: шуршание бумаги, звонок телефона, стук часов, гул дождя, стук по столу

Также следует развивать умение выявлять местонахождение источника звука.

Дабы предотвратить возникновение отклонений в слуховом различении звуков необходимо «приучать» слух малышей к более «тонкому» звуку при помощи обучения крохи распознаванию разнообразных неречевых шумов, таких как: шуршание бумаги, звонок телефона, стук часов, гул дождя, стук по столу. Также следует развивать умение выявлять местонахождение источника звука.

Если у малыша выявлены определенные проблемы в произношении либо наблюдаются звуковые замены, то следует обязательно ликвидировать описанные дефекты и только после их устранения можно приниматься за обучение чтению. Часто встречаются случаи, когда у крохи поставлены звуки, однако он продолжает путать их при произношении. Это также требует коррекции, поскольку аналогичные замены возможны и при написании.

Таким образом, основной акцент при проведении профилактических мер, направленных на предотвращение дисграфии, должен ставиться на обучение правильному звуковому разграничению и верному произношению.

Коррекция и лечение

При выявлении рассматриваемого нарушения необходимо незамедлительно начинать работу по исправлению дефектов письма.

Коррекционная программа определяется в соответствии с разновидностью отклонения и осуществляется нижеприведенными методами:

– выполнение упражнений, улучшающих память;

– разучивание с крохой норм правописания;

– работа по увеличению объема словарного запаса;

– выполнение письменных упражнений различного характера;

– массаж;

– назначение успокоительных препаратов.

Существует масса способов, направленных на исправление дефектов письма, вызванных дисграфией. Наиболее действенными среди них являются нижеприведенные методы: «модель слова», распознавание звуков и букв, Метод Эббигауза, исправление ошибок.Как распознать дисграфию и как с ней бороться материал по логопедии по теме

Методика «модель слова» предполагает использование карточек с изображением объекта и схематического начертания слова. Малышу дают карточку, на которой нарисован какой-то объект и начертана схема слова. Ему необходимо, взглянув на карточку, обозначить предмет и произнести по порядку звуки слова. Затем ему необходимо соотнести каждый звук с литерой, после чего написать слово.

Методика распознавание звуков и букв предполагает написание ребенком большого числа букв. Затем крохе необходимо подчеркнуть слова с обозначенным звуком и написать его. После этого малышу потребуется отыскать в слове и предложениях эти буквы и зачеркнуть их. Последний этап заключается в работе с рисунками, обозначение которых содержит отрабатываемый звук.

Метод Эббигауза предполагает заполнение пробелов в словах. Малышу дают знакомые ему слова, но некоторые буквы в них пропущены. Ребенку необходимо заполнить пробелы нужными буквами, прочесть слово и правильно его записать.

Метод исправления ошибок подразумевает нахождение крохой ошибок, их исправление и написание правильно слов. Малышу дают карточку со словом, в котором допущена ошибка, и озвучивают это слово правильно. Ребенку следует отыскать ошибку, исправить ее и верно переписать слово.

Зависимость от типа проблемы.

Также методы коррекции дислексии зависят от ее
причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением
ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны
умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких
отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется
устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением
текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия
связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно
сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье
ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и
психофизиологические  проблемы, то есть вероятность появления проблем у
детей.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Для профилактики дисграфии рекомендуется с раннего возраста развивать крупную и мелкую моторику рук, заниматься пальчиковой гимнастикой, рисованием, шнуровками,  читать ребенку вслух, заучивать наизусть стишки и песенки, пройти подготовку к школе в 5-6 лет.

Важно помнить, что начинать обучение чтению и письму нужно только после устранения нарушений звукопроизношения у ребенка. Если диагноз уже поставлен, необходима коррекция

Для этого проводятся занятия, целью которых является:

Если диагноз уже поставлен, необходима коррекция. Для этого проводятся занятия, целью которых является:

  • научить ребенка различать схожие по звучанию звуки, гласные и согласные;
  • обрести навык грамотного построения предложения;
  • развить фонематический слух;
  • научиться определять количество звуков, букв, слогов в словах.

Занятия проводятся как под руководством логопеда-дефектолога, так и дома с родителями.

Пишу – говорю. Ребенок проговаривает вслух все, что записывает

Важно четко проговорить все буквы: безударные гласные, глухие согласные

Например, записывая предложение «Дает корова молоко», ребенок проговаривает вслух ровно то, что пишет: «Дает кОрОва мОлОко», а не «Дает карова малако», как мы бы сказали в обычной устной речи. Или «бОлит зуБ», а не «балит зуп».

  1. Найди букву. Предлагается найти в тексте заданные буквы. Например, найти букву «а» и зачеркнуть ее.

Когда ребенок освоится, можно усложнить задание и попросить найти две похожих по написанию буквы, например, «ж» и «х»

Важно, чтобы текст был непонятен или неинтересен ребенку, чтобы он не читал, а именно искал буквы

  1. Лабиринт. Знакомые всем картинки, где нужно провести человечка к выходу по запутанной траектории. Можно водить пальцем, а можно рисовать линию карандашом. Главное, не отрывать руку от листа.
  1. Пропущенные буквы. Для этого упражнения нужно перепечатать какой-нибудь текст на листочек, пропуская буквы.

Задача ребенка, читая текст в книге, вставить пропущенные буквы в тексте на листочке

Здесь, в отличие от упражнения «Найди букву», важно, чтобы текст был интересным

  1. Новые слова. Нужно придумать новое слово путем добавления буквы к уже написанному, например, «порт – спорт», «рис – риск». Можно менять по одному звуку, получая цепочки слов: кот — ком – дом – дым.
  1. Города. Всем известная игра, когда следующий город начинается с последней буквы предыдущего.

Для ученика начальных классов эту игру нужно упростить и попросить записать цепочку произвольных слов по аналогии с игрой «Города»: дом – мама – арбуз – зуб – бок.

  1. Скороговорки. Развивают память и фонематический слух, улучшают артикуляцию.
  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Помогают развитию речевого аппарата и голоса.

Все эти упражнения можно использовать не только для коррекции, но и для профилактики дисграфии.

Во время занятий ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если что-то не получается. После двоек в школе и психологического давления дома есть шанс отбить желание учиться навсегда.

Наоборот, нужно хвалить за самые маленькие успехи. Спокойная, доброжелательная обстановка не менее важна, чем сами упражнения.

Если ребенку поставили диагноз «дисграфия», не отчаивайтесь. Она прекрасно поддается коррекции при условии регулярных занятий.

Главное, вовремя диагностировать патологию, обратиться за помощью к специалистам, не забывать про домашние занятия, и Вы обязательно увидите результат.