Дискурсивное мышление

Что такое дискурсивное мышление?

Понятие «дискурсивное» происходит от латинского «discursus», что переводится как «рассуждение». То есть в процессе такого мышления человек находит ответ на интересующий его вопрос в результате диалога с самим собой. Он подбирает нужный ключ к решению так же, как действует ребенок, когда собирает мозаику. Поочередно «подставляя» то одно, то другое свое предположение, основываясь на логических выводах, человек и делает свое умозаключение. И при этом может использоваться как дедукция, так и индукция:

  • дедукция предполагает переход от общих понятий к частному случаю;
  • индукция предполагает движение от некого частного суждения к общему выводу.

К примеру, несложно догадаться, что если в школе у ребенка объявили карантин, на работе большинство коллег чихает, а в аптеках — очереди, то в город пришла эпидемия гриппа или ОРВИ. Однако подобные выводы не всегда столь однозначны. Утверждения типа «все мужики – козлы», «все бабы – дуры», «все дети капризны», «все продавцы – воры» и так далее тоже делаются на принципах индукции.

Чтобы их избежать, нужно действовать согласно следующей инструкции.

  • Собирайте информацию на «холодную» голову. Не привязывайте к ней собственные чувства и предубеждения.
  • Проанализируйте полученные сведения. Возможно, удастся вывести некие закономерности. Проведите сравнение — найдите сходства и отличия.
  • Теперь можно делать вывод о заинтересовавшем событии, явлении или человеке.
  • Проверьте полученные данные. Чтобы вынести окончательный вердикт, найдите подтверждение вашим выводам. Для этого еще раз исследуйте факты и обстоятельства или просто понаблюдайте за происходящим.

Подобные приемы помогают не только правильно оценивать ситуацию, но и влиять на нее. Дискурсивное мышление может пригодиться как в бытовых вопросах, так и в бизнесе.

Рассмотрим несколько ситуаций. Ваш сын никак не хочет наводить порядок у себя в комнате. Вы уже не раз говорили ему, что он нечистоплотен и требовали убираться на его шести квадратных метрах. Однако воз с его носками, дисками, книгами, тетрадками, штанами и майками и ныне там.

Давайте попробуем зайти с другой стороны: «Милое чадо, посмотри, как приятно бывать в комнате твоих сестер. Там все разложено по полочкам, они быстро находят свои вещи и не спотыкаются о различные препятствия, не пора ли и тебе создать уют?» Вероятнее всего, такое предложение возымеет куда больший успех, чем сравнение с поросенком и приказы, отданные в ультимативной форме.

Дочка проплакала весь день, когда вы отменили поход в зоопарк из-за дождя. Вспомните, что вы ей сказали. Вероятнее всего, это звучало приблизительно так: «В зверинец не идем — на дворе сыро». Если в следующий раз «небесная канцелярия» снова встанет на вашем пути, рекомендуется следующая формулировка: «Сегодня ожидаются сильный ветер и ливень, в таких условиях гулять ужасно некомфортно, давай перенесем прогулку на следующий выходной». Вот увидите, дочурка еще спасибо скажет, что вы так о ней позаботились.

Вы никак не можете продать партию мыла, которую разработали лучшие специалисты вашей фирмы. Что говорят продавцы покупателям? «Это наша самая удачная продукция. В ее составе только натуральные ингредиенты. Она дарит прекрасный аромат телу и свежесть коже».

«Переверните» презентацию. Это мыло сделает кожу гладкой, подарит незабываемый аромат, не вызовет аллергических реакций, так как сделано из натуральных компонентов, и, кстати, это одна из самых успешных наших находок. Очередь у прилавка уже стоит?

Для этого должны быть хорошо развиты память, наблюдательность, способность концентрироваться и аналитические данные. В психологии этот вид мышления называют медленным, быстрым же считается другой вид — интуитивный.

Современные концепции мышления

На современном этапе мышление человека является объектом исследования многих наук: психологии, социологии, логики, теории искусственного интеллекта и др..

  • Психологическая концепция мышления строится на принципах единства деятельности и мышления, социоисторичнои и культурной детерминации, развития, системности, отражение. Современная психология выделяет в мышлении интеллектуальные др.) и интеллектуальные операции ( анализ, синтез, сравнение,обобщение и т.д.).
  • Социологическая и социально-психологическая концепция мышления.
  • Логико-философская концепция мышления.
  • Информационно-кибернетическая концепция мышления.
  • Эвристическая концепция мышления.

Как работает интуитивное мышление?

Некоторые люди имеют развитое интуитивное мышление. Они способны решать проблемы, не обдумывая их, не проводя логического и критического анализа ситуации. Ответ на поставленную задачу приходит к ним изнутри, из подсознания.

В ходе интуитивного мышления задействованы подсознательные процессы. Оно работает автоматически в привычных для человека ситуациях. Например, во время вождения машины, человек все операции выполняет неосознанно: он не думает о том, в какую сторону повернуть руль, как переключить передачу и когда нажать на педаль тормоза. Все это происходит автоматически, потому что человек уже имеет опыт вождения.

Также происходит в любой деятельности, в которой человек хорошо разбирается и имеет опыт. Рабочий за станком тоже не раздумывает над каждым своим действием, он выполняет их автоматически. Опытный доктор может диагностировать распространенное заболевание без всяких анализов, только взглянув на больного.

Чтобы достичь такого уровня в любой профессии, психологи рекомендуют осознанно подходить к освоению нового вида деятельности. Необходимо каждый шаг делать медленно, обдумывая и запоминая все детали, по много раз прорабатывая каждое действие. Постепенно навыки переместятся на уровень подсознания, и в дальнейшем человек сможет выполнять их автоматически.

Пралогическое мышление

Это понятие было введено еще Л. Леви-Брюлем. Термин оказался необходимым для обозначения раннего этапа формирования основных законов логики. Речь идет о той ступени формирования, когда смысл причинно-следственных связей уже понятен и осознан, но его сущность не совсем ясна и даже мистифицирована. Причиной появления тех или иных условий является обязательно какая-либо высшая сила, природная или животная (пример тому — использование тотема, поклонение силам природы и т. д.). Речь идет о том этапе развития человека, когда сильная гроза или засуха могли восприниматься, как гнев богов.

На этом, пожалуй, стоит закончить. Конечно, имеется множество и других типов. Но те, о которых мы упоминали, можно назвать самыми основными. Теперь вы знаете, что помимо логического существует и интуитивный вид мышления, а кроме практического — пралогический. Но имейте в виду, не всегда можно сказать, что тот или иной человек использует только один конкретный вид. Чаще всего в разных ситуациях люди прибегают к различным мыслительным процессам, зачастую не контролируя их выбор.

Основные функции мышления

  • Познавательная (отражение мира и самоотражения)
  • Проектировочная (построение планов, проектов, моделей практической и теоретико-познавательной деятельности)
  • Прогнозная (прогнозирование или предвидение последствий своих действий, своей деятельности, прогнозирования будущего)
  • Информационная (усвоение информации о знании и его смысловую переработки)
  • Технологическая (разработка правил, норм, стандартов, рецептов життедияльнсти человека и общества в различных формах и проявлениях)
  • Рефлексивная (самопознание разума, самоанализ)
  • Интерпретаторська (толкования, осмысления продуктов человеческой культуры)
  • Аналитическая и синтетическая
  • Постановка и решение различных задач и проблем

Определение

Сложность формулировки этого понятия заключается в том, что практически каждый из взрослых людей представляет, что именно называют мышлением. Это способ или средство получения информации об окружающем мире и процессах, происходящих в нем. Он имеет опосредованный и обобщающий характер.

Существуют различные типы (виды) данного процесса. В их число входят: дискурсивное, образное мышление, интуитивное, рациональное, практическое и пралогическое. Каждый из них чем-то кардинально отличается, а чем-то, наоборот, может быть похожим на какие-либо другие. Узнаем в чем их различие и схожесть. Помимо типов, мыслительный процесс обладает двумя формами: умозаключением и суждением.

Дискурсивное мышление

Умозаключением называют результат всех суждений, итоговый вывод, полученный из предоставленной информации. Существует всего три вида:

    • дедуктивное;
    • индуктивное;
    • по аналогии.

Стоит более подробно рассмотреть каждое из них, дабы последующая информация была вам более понятна. Дедуктивное делается на основе общих правил по отношению к какому-либо частному случаю. За основу берутся достоверные факты, а уже на их основе человек приходит к какому-то выводу. Приведем самый простой пример. Металлы пластичны, железо — это металл. Значит, оно пластично. При индуктивном методе индивид, наоборот, переходит к общему суждению на основе частного случая. Умозаключение по аналогии это то, к которому приходят, опираясь на схожесть двух (или нескольких) случаев, объектов или каких-либо свойств.

Суждение — это отдельные мысли об объекте. Связывая их в единую цепь, можно прийти к определенному выводу. Например: «Человек, совершивший преступление, должен быть наказан» — это суждение.

Дискурсивное мышление

Понятие «мышления» в истории философии

Понятие мышления находится в тесной связи с Оно является фундаментальным в концептуальных системах знания философов прошлого и современности. Понятие мышления (гр. ???? — ум) и взаимосвязанные с ним понятия были сформированы античными философами др.).

По Аристотелю мышление является частью души, другой ее частью является ощущение. Как часть души, мышления является специфической способностью рассуждать, постигать мнением мир и самого себя, то есть душу. Мышление является деятельностью, направленной на познание, постижение родов сущего. Исследуя мышление, Аристотель создал логику — науку о мышлении, сформулировал законы и формы мышления.

В концептуальных системах философов Нового времени ( Джон Локк, Фрэнсис Бэкон, Клод Адриан Гельвеций, Дэвид Юм ) мышление — это деятельность, направленная на познание и практические действия; оно разрабатывает метод, т.е. средство, прием познания и практических действий. Философы выделяют проявления мышления -ощущение, созерцание, воображение, рефлексия ; уровне мышления — рассудок, разум ; проявления деятельности мышления — сомнение, вера, замысел, принятия решений, понимания, мнимые сделки.

В концептуальных системах представителей классической немецкой философии ( Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Гегель ) мышление рассматривается как акт самодеятельности субъекта, что порождает различные интеллектуальные, мнимые феномены — понятие, принципы, законы, идеи, идеалы, т.е. знания.

Эммануил Кант отмечал спонтанность актов мышления, априорный характер его деятельности, направленность на познание посредством понятий, выделил уровни мышления — интуиция, рассудок, разум ; типы и виды мышления — формально-логическое (рассудочное) и диалектическое (разумное), конкретное и абстрактное, практическое и теоретическое. Е. Кант определил односторонность, ограниченность рассудка и антиномичность разума, установил связи «чистого» мышления с чувственностью, с внешним миром.

Гегель определяет мышление как деятельность субъекта, направленная на познание мира в форме понятий ( категорий ). Высшей формой познания является наука (философия ), которая познает Абсолютный дух. Мышление есть познание в понятиях (категориях) Абсолютного духа, благодаря которым формируется всеобщее знание.

Как развить дискурсивное мышление

Нужно научиться рассматривать сразу несколько путей решения проблемы. Используя логику, а также жизненный опыт, в итоге вы найдете наиболее подходящий для вас вариант.

Индуктивный метод

Приведем 2 примера индуктивных умозаключений:

  1. Представьте, что вы едете на работу в автобусе. Многие люди чихают, кашляют, у них насморк. Да и в аптеках в последние дни что-то много покупателей. О чем вы подумаете в первую очередь? Логично заключить, что началась эпидемия ОРВИ.
  2. Вы едете все в том же автобусе. Неожиданно при выходе водитель вам нагрубил. И это уже не первый случай в вашей жизни. Друзья также рассказывали о подобных инцидентах. В соцсетях, по телевизору вы нашли десятки таких ситуаций. Какой напрашивается вывод? Что водители маршруток в большинстве своем хамы и грубияны.

В первом примере было сделано вполне логичное умозаключение. А во втором оно было неправильным. Как избежать ошибок в своих суждениях? Есть ряд способов:

  1. Наблюдайте за объектом или явлением. Будьте бесстрастными, непредвзятыми. Изучайте факты, не обращайте внимания на предположения.
  2. Анализируйте полученную информацию. По возможности выделите закономерность, сходства или отличия.
  3. Сделайте умозаключение, основываясь на своих размышлениях.
  4. Понаблюдайте за объектом или явлением еще какое-то время. Это поможет вам утвердиться в своих выводах.

Интересно, что с помощью индуктивного мышления вы можете убедить в своей правоте окружающих людей. Достаточно освоить 4 приема:

  1. Экстраполяция. Это перенесение правил из одной сферы в другую. Используется для того, чтобы побудить человека сделать то, что ему не хочется. Например, не стоит называть ребенка свиньей и неряхой, если он не убирает в своей комнате. Попробуйте по-другому. Скажите, что его друзья – очень ответственные люди, которые любят порядок. И ему уже пора бы присоединиться к ним.
  2. Аргументация с объяснением выводов. Сначала приведите аргументы, а после умозаключения. Представьте, что вы собрались на пикник. Вдруг погода испортилась. Если вы скажете об отмене поездки и только потом о причине, собеседник начнет спорить и упираться. Лучше сказать так: «Прогноз погоды обещает дождь. Поэтому лучше отменить пикник или перенести его на другой день».
  3. Аргументация, описывающая преимущества отдельных элементов и вывода или решения в целом.
  4. Высказывание фактов, аргументов, объяснений. Они должны идти именно в такой последовательности. Если изменить порядок, речь не будет убедительной.

Дедуктивный метод

Как развить дискурсивное мышление с помощью дедукции? Научитесь на основе проверенных и подтвержденных фактов делать свои собственные выводы. К примеру, на улице начался дождь. Вы понимаете, что сохнущее там белье станет снова мокрым, если его не занести домой.
Основа дедуктивного метода – рассуждения.

Индуктивный метод

Умозаключение, построенное по принципу индукции, может быть таким: в течение последних нескольких дней на улице, в транспорте, на работе вы видите людей, которые кашляют, чихают и сморкаются, а в аптеках выстроились очереди. Отсюда вы делаете вывод, что в городе началась эпидемия гриппа или ОРВИ. Это очень простое и логичное умозаключение.

Однако далеко не всегда индуктивный метод позволяет прийти к правильным выводам. Например, сегодня вам нагрубил водитель маршрутки. Вы вспомнили, что раньше у вас уже были подобные инциденты. Потом несколько ваших друзей рассказали, что тоже нередко нарывались на грубость водителей. Вдобавок вы еще услышали по телевизору, что водитель маршрутки нагрубил пассажиру. Отсюда вы можете сделать ошибочный вывод, что все водители маршруток – сплошные грубияны.

Как же избежать ошибок в индуктивном мышлении? Можно воспользоваться специальной методикой, позволяющей развить этот тип мышления, сделав его более продуктивным. Метод предполагает несколько последовательных шагов:

  1. Наблюдение. Бесстрастно и непредвзято понаблюдайте за интересующим вас объектом или явлением. Собирая информацию, опирайтесь исключительно на факты, а не на предположения.
  2. Анализ. Собрав всю необходимую информацию, тщательно проанализируйте ее. Выявите имеющиеся закономерности, найдите сходства и различия.
  3. Обобщение. Обобщите проанализированную информацию и на ее основе сделайте умозаключение.
  4. Подтверждение. Продолжайте наблюдать за объектом или явлением, чтобы найти подтверждение ваших выводов и умозаключений.

Если вы хотите научиться убеждать людей в своей правоте, освойте приемы индуктивного мышления, которые помогут приводить в разговоре правильные аргументы.

  • Экстраполяция – перенос какого-либо правила из одной области знаний в другую. Прием можно использовать, чтобы убедить человека сделать что-либо. Например, вы говорите своему ребенку: «Убери в своей комнате, не будь свиньей». Это неубедительная аргументация. Нужно сказать так: «Твои друзья очень дисциплинированы и содержат свои комнаты в порядке. Пора бы и тебе к ним присоединиться и начать соблюдать порядок».
  • Аргументация с последующим объяснением выводов. Обычно люди сначала озвучивают собеседнику выводы, а затем их аргументируют. Например: «Мы не поедем на пикник, потому что собирается дождь». Такая формулировка может вызвать у собеседника протест. Правильнее сказать так: «На сегодня прогноз погоды обещает дождь в том месте, куда мы собираемся ехать. Лучше всего отменить поездку и перенести пикник на другой день».
  • Аргументация с описанием сначала преимуществ частностей с последующим переходом к преимуществам целого. Этот прием можно применять в маркетинге. Специалисты по маркетингу утверждают, что если убедить покупателя в частных преимуществах товара, то он легче согласиться на его покупку. Неправильная формулировка: «Этот шампунь произведен по инновационным технологиям. Он питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост». Правильная формулировка: «Этот шампунь питает и увлажняет волосы, укрепляет их и ускоряет рост. Он произведен по инновационным технологиям».
  • Высказывание сначала фактов и аргументов, а затем объяснения. Если сначала высказать собеседнику объяснение, а затем аргументировать его, оно не будет выглядеть таким убедительным. Например, вы говорите: «Вася, парень нашей соседки, украл цветы с клумбы». А нужно сказать так: «Я видел, как Вася стоял перед дверью нашей соседки с букетом цветов. Георгины очень похожи на те, что растут перед домом на клумбе. Вышел на улицу, а цветов нет, причем срез недавний. Кроме того, на земле отпечатались мужские следы. Наверное, это Вася срезал георгины».

Можно ли улучшить интуицию?

Многим из нас трудно слушать интуицию. Мы все ослеплены рациональностью, поэтому нам трудно поверить во что-то, что не использует логику или какую-либо другую научную систему. Мы отталкиваем многие вещи, которые не кажутся простыми для объяснения. Именно поэтому нам так трудно использовать нашу интуицию.

Кроме того, отсутствие доверия к себе также блокирует способность мыслить интуитивно. Если у вас есть много сомнений относительно вашего субъективного опыта, все ваши интуиции будут заражены этим сомнением. Таким образом, вместо того, чтобы помочь вам найти правильный ответ (то есть интуицию), вы запутываетесь и скептически относитесь.

Лучший способ улучшить свою интуицию —  позволить ей течь более свободно. Одна хорошая стратегия — это принять к сведению первое, что приходит на ум в любой ситуации. Убедитесь, что вы записали это, прежде чем ваши процессы рассуждения вступят во владение пусть это придет именно так, как вы это видите, как при автоматическом письме.

После этого вы можете просмотреть свои заметки и проверить, было ли ваше первоначальное впечатление верным. Если это имеет смысл и помогает вам правильно решить или понять ситуацию, тогда это интуиция. Разве это не похоже на увлекательное упражнение? Почему бы не попробовать?

Интуитивное мышление

Современная психология рассматривает интуитивные акты как часть дискурсивного или иного мышления в процессе решения творческих задач, рассматривая их как один из этапов творческого мышления (потом здесь может быть ссылка на будущую статью о творческом мышлении). Как сказал Герберт Саймон, один из основателей когнитивной психологии, «Интуиция – это не что иное, как узнавание». Развитие интуитивного мышления возможно, если полагать интуицию сконцентрированным бессознательным рассуждением, а не иррациональным процессом, если предположить, что она есть следствием сконцентрированного опыта.

Как помочь развитию интуитивного мышления?

•   Становиться специалистом в какой-либо области: в этом случае мгновенные прогнозы будут основываться на опыте и давать реалистичные результаты.

•   Развивать образное мышление: это хорошо помогает предсказывать поведение людей в той или иной ситуации.

•   Учиться ставить себя на место другого, чтобы почувствовать себя «в чужой шкуре».

•   Учиться расслабляться, снимать физическое напряжение, скованность, другими словами – учиться раскрепощённости.

•   Учиться в своём воображении ощущать себя в теле другого  человека.

•   Знать невербальный язык тела и уметь им пользоваться.

•   Уметь подстраиваться под человека, меняя своё поведение под собеседника с целью создания  доверия, для лучшего контакта.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Фото: Ana Bernardo

Интуитивное мышление и наука

Тема интуитивного мышления всегда приводила ко всем вмдам спекуляций. Но поскольку это так сильно связано с нашими эмоциями, не очень легко что-либо проверить по этому поводу.

Но наука взялась за эту проблему. Одной из основных программ, которая его изучает, является Лаборатория эволюции и поведения мозга (входит в состав Национального института психического здоровья в США), а ее нынешним директором является Пол Маклин.

Согласно их исследованиям, интуитивное мышление происходит из неокортекса. Это особая часть мозга, в которой есть элементы обоих полушарий. Хотя они не уверены, как именно это работает, они думают, что это как-то связано с мгновенной обработкой знаний, опыта и знаков вокруг вас. Конечным результатом этой обработки является правильная интерпретация реальности.

Определение интуитивного мышления

Данный вид мышления по большей части основан на интуиции. Связи рождаются практически мгновенно. Человек, не задумываясь, отвечает на вопрос, рассчитывая в основном на свои чувства. Интуитивное мышление считается одним из видов творческого мышления. Иногда кажется, что данный процесс происходит без участия логики, однако, это немного не так. Человек тоже выстраивает некие аналитические цепочки в своей голове, но это происходит молниеносно. Так как в данном случае им движет нечто понятийно-интуитивное. Но и это определенная форма рационального мышления.

Решение как будто появляется сверху. Кто-то называет это даром Божьим, кто-то считает, что такую способность можно развивать. Бесспорно одно – человек, владеющий способностью к интуитивному мышлению, должен обладать большим жизненным опытом и иметь солидный багаж знаний в совершенно разных областях. Поэтому даже если этого «дара» нет, его можно развить.

Интуитивное мышление

Уже, исходя из названия данного типа, можно догадаться, что оно связано с интуицией человека. Можно решить, что человек с интуитивным типом мышления и вовсе не пытается думать логически. Он не желает упорядочить мыслительный процесс. Но на самом деле, это не совсем так. Субъект все-таки выстраивает какую-то мысленную цепочку. Но все это проходит для него настолько незаметно и быстро, что может показаться, будто человек вообще ни о чем не задумывался.

Если сравнивать интуитивное и рациональное мышление, то второе выглядит более надежным, так как в процессе него индивид старается сделать выводы, полагаясь на фактические знания. Но это на самом деле обманчивое впечатление. Потому что даже если кто-либо попытается выстроить логическую цепочку из суждений, нет гарантии того, что он не допустит ошибки в этом процессе.

В процессе интуитивного мышления человек рассматривает задачу комплексно, с разных сторон, используя для этого свои эмоции, предыдущий опыт и знания. В большинстве случаев эти действия остаются незаметными для людей, поэтому их кажется, что решение или вывод пришли откуда-то “сверху”.

Дискурсивное

Мышление человека может иметь дискурсивный тип. Он в подавляющем большинстве случаев кажется людям более надежным. Но, как оказалось, надежность весьма иллюзорная. Здесь, в отличие от интуитивного мышления, человек приходит к умозаключению посредством перебора различных вариантов решения задачи.

Самым простым примером, с помощью которого можно объяснить этот тип — процесс собирания мозаики. Субъект находит необходимый кусочек, перебирая все возможные. По очереди он прикладывает пазл к картинке до той поры, пока не обнаружит искомый. Согласитесь, довольно сильно этот метод отличается от интуитивного мышления.Помимо этого, дискурсивный тип также делится на дедуктивный и индуктивный:

Дискурсивное мышление

    • Дедукция — при таком методе трансформация одного суждения в другое осуществляется только посредством логического перехода. Нахождение между ними этой связи строго обязательно. Именно дедукцией пользовался известный Шерлок Холмс, герой романов Конан Дойла.
    • Индукция (или как еще его называют, метод наведения) — это логический вывод, полученный на основе перехода от частных случаев к общим.