Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Лечение

Как лечить малыша? Этот вопрос можно услышать от многих родителей, у кого малыш страдает таким недугом. Вылечить ребенка можно. Так говорят эксперты. Но основное лечение должно быть направлено на устранение причин, которые привели к проявлению симптомов.

Тут стоит лечение проводить комплексно. Больному назначается прием медикаментов, работа с логопедом, чтобы корректировать дефекты речи, а также мероприятия по реабилитации.

Лечение при помощи логопеда состоит из таких моментов:

  1. Работы над выразительностью произношения слов.
  2. Развития моторики.
  3. Гимнастики путей дыхания.
  4. Активного общения с другими людьми.
  5. Коррекции звуков.
  6. Восстановление артикуляции прочих моментов.

Лечение при помощи лекарств проводится только для устранения основного заболевания. Тут могут быть приписаны ноотропы. Они направлены на то, чтобы улучшать работу мозга и активизировать его деятельность. Прием лекарств может сочетаться и с другими методами. Это:

  1. Лечебная физкультура.
  2. Иглоукалывание.
  3. Массажи.
  4. Гидротерапия.
  5. Физиотерапия.

Степени дизартрии

Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:

  • Первая– имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
  • Вторая– речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
  • Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
  • Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.

При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.

  • Первая степень – совершенная анартрия. Явление, при котором ребенок не проявляет голосовых реакций.
  • При второй степени наблюдается голосовая вокализация некоторых звуков, зачастую гласных.
  • При третьей степени есть простейшие возможности произносить слога.

Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии. При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарущенное произношение звуков.

Коррекция и лечение

Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.

Прием лекарств

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Медикаментозную терапию может назначать только врач на основе лабораторной диагностики. Лекарства назначаются, как правило, при поражении головного мозга. В остальных случаях требуется коррекция со стороны логопеда-дефектолога, лечение и наблюдение у невролога. Специалисты должны работать слаженно, параллельно, чтобы достичь хорошего результата.

При стертой дизартрии неврологи назначают медикаменты из группы ноотропов, применять которые нельзя без назначения доктора:

  • Глицин;
  • Энцефабол;
  • Пантогам;
  • Кортексин;
  • Семакс;
  • Фенибут.

Терапия при стертой дизартрии комплексная, включает несколько методов. Проводят лечение на дому с посещением необходимых специалистов. Главная задача − помочь малышу освоить правильную речь, письмо и чтение, общаться без страха.

Логопедическая коррекция

Лечить стертую дизартрию непросто, терапия занимает длительное время, зависит от тяжести поражения. Логопедом-дефектологом проводится специальная подготовка, заключающаяся в подборе упражнений, игр для отдельного ребенка. Составляется речевая карта, где указываются данные диагностики, результаты коррекции. Могут использоваться современные компьютерные программы, тренажеры для устранения проблемы.

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Логопедическая коррекция включает несколько этапов:

  • всестороннее развитие речи малыша;
  • массаж для разработки и стимуляции лицевых мышц;
  • автоматизация при звукопроизношении;
  • закрепление правильного говорения.

Реализуются задачи через пальчиковые игры, развитие общей и мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, голосовых упражнений, оптимизации речевой моторики.

Логопед совместно с неврологом может посоветовать посещать ряд процедур:

  • ЛФК;
  • гирудотерапию;
  • различные виды массажа;
  • иглоукалывание;
  • акупрессуру.

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Диагностика

Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.

Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления). Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.

Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.

Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту – с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

4 Лечение

Терапия этого недуга осуществляется в зависимости от выраженности и вида дизартрии. Длительность реабилитационного курса может составлять 5 лет. Лечить дизартрию рекомендуется комплексно. Такой подход включает медикаментозную терапию и реабилитационные мероприятия (массаж, лечебная физическая культура, физиотерапия, иглорефлексотерапия). Вид лечения определяется врачом-неврологом. Чтобы стабилизировать эмоциональный фон пациента, прибегают к использованию таких методов, как дельфинотерапия, арт-терапия, пескотерапия.

Логопед проводит коррекцию речевых нарушений. Пациентам нужно развивать мелкую моторику с помощью гимнастических упражнений для пальцев, моторику речевого аппарата. Показана дыхательная и голосовая гимнастика, логопедический массаж (для восстановления дыхания и нормализации функционирования голосовых связок). Проводится работа над звукопроизношением и выразительностью речи. Если у пациента отмечаются нарушения фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, то необходимо выполнять коррекцию с целью развития. Логопед должен корректировать или предупреждать появление дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Терапия дизартрии может осуществляться в домашних условиях с использованием большого количества методов коррекции. Дизартрический компонент лечится при помощи ежедневного массажа мышц, которые отвечают за речевые функции. Длительность коррекции зависит от тяжести нарушений.

Основные приемы массажа лица:

  • пощипывание;
  • поглаживание;
  • массаж неба большим пальцем;
  • массирование губ пальцами.

Движения осуществляются по и против часов стрелки, вверх и вниз, вправо-влево. Массаж выполняется перед зеркалом.

Чтобы улучшить артикуляцию, рекомендуется выполнять упражнения для губ:

  • вытянуть губы трубочкой и повторять на протяжении 20-25 секунд букву «у» или слог «ту»;
  • растянуть губы наподобие улыбки и задержать мышцы лица на 15-20 секунд, а затем изобразить воздушный поцелуй;
  • показать оскал злой собаки порычать.

Существуют упражнения для языка (их следует выполнять по 30 секунд):

  • попробовать дотянуться языком до кончика носа;
  • обвести языком зубы со всех сторон, внутреннюю полость щек и верхнее небо, не размыкая губ.

Для развития моторики у детей родителям нужно подключать соответствующие виды занятий. Эффективным упражнением является сбор пазлов, конструкторов и кубиков. Врачами доказано, что в раннем возрасте функции речевого аппарата тесно связаны с моторикой пальцев. Дома можно выполнять гимнастику для пальцев и рук:

  • растирания ладоней тыльной и внутренней стороны;
  • массирование каждого пальца круговыми движениями;
  • разминание и поглаживание пальцев;
  • круговые движения запястьем;
  • сжимание в кулак пальцев, затем одновременное их распрямление;
  • растирание и поглаживание пальцев.

оПХВХМШ ДХГЮПРПХХ С ДЕРЕИ Х БГПНЯКШУ

оПХВХМШ ОНБПЕФДЕМХИ МЕПБНБ – ПЮГКХВМШЕ МЕАКЮЦНОПХЪРМШЕ ТЮЙРНПШ ХКХ Б ОЕПХНД БМСРПХСРПНАМНЦН ПЮГБХРХЪ ПЕАЕМЙЮ, ХКХ БН БПЕЛЪ ПНДНБ ХКХ ОНЯКЕ ПНФДЕМХЪ БЯКЕДЯРБХЕ ГЮАНКЕБЮМХИ. пЕВЕБШЕ ОПНАКЕЛШ БНГМХЙЮЧР Б ПЕГСКЭРЮРЕ ОНБПЕФДЕМХЪ РЕУ СВЮЯРЙНБ ЛНГЦЮ, ЙНРНПШЕ МЕНАУНДХЛШ ДКЪ СОПЮБКЕМХЪ ДБХЦЮРЕКЭМШЛХ ЛЕУЮМХГЛЮЛХ ПЕВХ. оПХ ОНПЮФЕМХХ ОЕПХТЕПХВЕЯЙХУ НРДЕКНБ МЕПБМНИ ЯХЯРЕЛШ МЮПСЬЮЧРЯЪ ЯРПСЙРСПШ ДБХЦЮРЕКЭМШУ МЕПБНБ Й ЛШЬЖЮЛ ВЕКЧЯРХ, ЦСА, ЪГШЙЮ, ЫЕЙ, МЕАЮ, ЦКНРЙХ, ЦНПРЮМХ, ДХЮТПЮЦЛШ Х ЦПСДМНИ ЙКЕРЙХ, Ю РЮЙФЕ ЯРПСЙРСПЮ ЪДЕП, ЙНРНПШЕ ПЮЯОНКНФЕМШ Б ЯРБНКЕ Х Б ОНДЙНПЙНБШУ НРДЕКЮУ ЛНГЦЮ, НРБЕВЮЧЫХЕ ГЮ АЕГСЯКНБМН-ПЕТКЕЙРНПМШЕ ЩЛНЖХНМЮКЭМШЕ ПЕВЕБШЕ ПЕЮЙЖХХ, РХОЮ ЯЛЕУЮ, ОКЮВЮ.

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрииоПХ ОНПЮФЕМХХ НРДЕКНБ ЖЕМРПЮКЭМНИ МЕПБМНИ ЯХЯРЕЛШ МЕДНЯРЮРНВМН ПЮГБХРШ ОНДЙНПЙНБН-ЛНГФЕВЙНБШЕ ЪДПЮ Х ОПНБНДЪЫХЕ ОСРХ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫХЕ ПЕЦСКЪЖХЧ ЛШЬЕВМНЦН РНМСЯЮ, ОНПЪДНЙ ЛШЬЕВМШУ ЯНЙПЮЫЕМХИ ПЕВЕБНИ ЛСЯЙСКЮРСПШ Х ЯНЦКЮЯНБЮММНЯРЭ Б ПЮАНРЕ ЮПРХЙСКЪЖХНММНЦН, ЦНКНЯНБНЦН Х ДШУЮРЕКЭМШУ ЮООЮПЮРНБ. бЯКЕДЯРБХЕ ЩРНЦН МЮПСЬЮЕРЯЪ ОПНЯНДХВЕЯЙХИ ЙНЛОНМЕМР ПЕВХ: ЦПНЛЙНЯРЭ, ОКЮБМНЯРЭ, РЕЛО, РЕЛАП, ЩЛНЖХНМЮКЭМЮЪ БШПЮГХРЕКЭМНЯРЭ. еЯКХ ОНБПЕФДЕМШ ОПНБНДЪЫХЕ ЯХЯРЕЛШ, МЮОПЮБКЪЧЫХЕ ХЛОСКЭЯШ НР ЙНПШ ЦНКНБМНЦН ЛНГЦЮ Й МХФКЕФЮЫХЛ ЯРПСЙРСПЮЛ ДБХЦЮРЕКЭМНЦН ЮООЮПЮРЮ, ОНБШЬЮЕРЯЪ ЛШЬЕВМШИ РНМСЯ Б ЛСЯЙСКЮРСПЕ ПЕВЕБНЦН ЮООЮПЮРЮ Х СЯХКХБЮЧРЯЪ ПЕТКЕЙЯШ НПЮКЭМНЦН ЮБРНЛЮРХГЛЮ. оПХ ЖЕМРПЮКЭМНЛ ОНПЮФЕМХХ МЕДНПЮГБХРШЛХ РЮЙФЕ НЙЮГШБЮЧРЯЪ Х ЙНПЙНБШЕ НРДЕКШ ЦНКНБМНЦН ЛНГЦЮ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХЕ ТНПЛХПНБЮМХЕ ПЕВЕБШУ ЯОНЯНАМНЯРЕИ.

с БГПНЯКШУ Х ДЕРЕИ ОПХВХМШ ДХГЮПРПХХ ПЮГМШЕ. с БГПНЯКШУ НМЮ БШГБЮМЮ МЮПСЬЕМХЕЛ ЛНГЦНБНЦН ЙПНБННАПЮЫЕМХЪ БЯКЕДЯРБХЕ ЯНЯСДХЯРШУ ГЮАНКЕБЮМХИ, ВЕПЕОМН-ЛНГЦНБШУ РПЮБЛ, НОСУНКЕИ ЛНГЦЮ, ХМТЕЙЖХНММШУ ГЮАНКЕБЮМХИ (ЛЕМХМЦХР, ЩМЖЕТЮКХР). с ДЕРЕИ НРЛЕВЮЕРЯЪ БМСРПХСРПНАМЮЪ ОЮРНКНЦХЪ ОКНДЮ: ЦХОНЙЯХЪ, ЙПЮЯМСУЮ, ГЮАНКЕБЮМХЕ ЛЮРЕПХ, СОНРПЕАКЕМХЕ НРДЕКЭМШУ КЕЙЮПЯРБ; ПНДНБШЕ РПЮБЛШ, МЕОПЮБХКЭМНЕ ОНКНФЕМХЕ ОКНДЮ ОПХ ПНДЮУ, ЮЯТХЙЯХЪ, ЙПСОМШИ ОКНД, ЙНМТКХЙР ПЕГСЯ-ТЮЙРНПЮ. цПСООШ ДЕРЕИ Я ДХГЮПРПХЕИ ПЮГМНПНДМШЕ. оПЪЛНИ БГЮХЛНЯБЪГХ ЛЕФДС РЪФЕЯРЭЧ ДЕТЕЙРЮ Х БШПЮФЕММНЯРЭЧ НРЙКНМЕМХИ МЕР.

Лечение

Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.

Работа логопеда

Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.

Основной упор в работе логопед делает на развитие:

  • Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
  • Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
  • Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
  • Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
  • Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.

Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.

Медикаментозные мероприятия

Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие

Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы

Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:

  • Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
  • Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
  • Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
  • Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
  • Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.

Лечение дома

Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

Массаж для языка. Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.

Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.

Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.

Речевое дыхание

Таким детям крайне важно научиться правильно дышать. Проводится дыхательная гимнастика

Симптомы

Симптоматика определяется степенью выраженности патологии, возрастом ребенка, особенностями его речевого аппарата. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста характеризуется смазанностью признаков. В отдельных случаях родители вовсе не замечают у ребенка каких-либо патологических изменений.

Чаще всего диагностируют заболевание у детей, с рождения наблюдавшихся у логопеда и детского невролога по тем или иным причинам. Диагностика дизартрии осуществляется по нескольким симптоматическим категориям, описанным ниже.

Общая моторика

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Отмечаются скованность, ограниченность телодвижений, быстрое мышечное переутомление. Ребенку сложно стоять на одной ноге, прыгать, ходить по узкому пути.

Нарушение моторики особенно проявляется при попытках танцевать, совершать спортивные упражнения и иные схематически четкие и ритмичные движения. Пациент не чувствует ритм, не может в него влиться.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Нарушение мелкой моторики становится заметным, когда ребенок начинает обслуживать сам себя. У него возникают затруднения в совершении простых манипуляций: застегивании пуговиц, размешивании напитка ложкой, завязывании шнурков. Больной ребенок отказывается от игр и занятий, требующих работы руками: от рисования, вырезания ножницами, создания поделок из пластилина.

У школьников возникают трудности с письмом: при написании слов буквы заменяются похожими по звучанию, не получается держать темп письма, даже при медленном написании получается непонятный и уродливый почерк.

Особенности артикуляционного аппарата

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Отмечаются скупая мимика, низкий тонус лицевых мышц, постоянное нахождение рта в приоткрытом состоянии. Слабые мышцы не позволяют сжать губы в трубочку, активность движения языка низкая. Из-за этого произносимые звуки искажаются, сливаются, интонация утрачивает четкость.

Особенности звукопроизношения у детей

Стертая форма дизартрии у детей проявляется искажением и смешиванием фонем, иногда они вовсе пропускаются в словах (но пациент может проговаривать их в отдельности). Речь невнятная, неразборчивая, что обусловлено проблемным произношением шипящих и межзубных звуков. Больному сложно произносить длинные слова, состоящие из множества слогов.

Нарушения просодики при дизартрии

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Интонация при стертой дизартрии невыраженная. Отмечаются проблемы с высотой и силой голоса, выдохи при разговоре слабые. Тембр неправильный, в большинстве случаев слишком быстрый, возможно появление гнусавости. Ребенок говорит монотонно, при долгом разговоре речь утрачивает внятность, голос постепенно слабеет. Голос не имеет глубины и силы, повысить его не получается. Маленький пациент не умеет подражать голосам животных и птиц.

Нарушение речевого развития у детей

Нарушение речевого развития определяется степенью выраженности стертой дизартрии. На начальном этапе у больного наблюдаются затруднения в просодике и восприятии звуков. Речевой аппарат и ориентационные способности в норме.

На второй стадии нарушение фонематического восприятия и просодические проблемы сопровождаются затрудненным произношением звуков, совершением грамматических и лексических ошибок в словах.

В тяжелом случае наблюдаются разнообразные нарушения звукового восприятия, произношения слогов и слов.

Лечение и коррекционные методы

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Перед началом лечения пациента отправляют на диагностические мероприятия для определения степени тяжести и стадии развития заболевания, вызвавшего нарушение речи. Обычно пациент должен пройти:

  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • эзофагоскопию;
  • электромиографию языка;
  • тесты на миастению.

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

При бульбарной дизартрии применяется комплексная терапия, включающая:

  1. Прием ноотропов – медикаментов, стимулирующих работу головного мозга, восстанавливающих умственную способность. Обычно назначаются препараты «Луцетам», «Карбамазепин».
  2. Прием медикаментов, снижающих слюноотделение. Без этих препаратов обойтись невозможно, так как слюна у больных течет очень сильно, в сутки может вытечь количество, превышающее литр. Чаще всего назначается «Атропин».
  3. Хирургическое вмешательство с целью устранения патологии, спровоцировавшей речевое нарушение: гнойника, опухоли, скопления крови после инсульта.
  4. Восстановление функциональности организма. Для этого принимают витаминные комплексы.
  5. Устранение нарушения дыхательной функции. Осуществляется искусственная вентиляция легких.
  6. Логопедические занятия, помогающие восстановить функциональность артикуляционных органов, нормализовать произношение звуков, сделать речь четкой и выразительной. Проводятся массажные процедуры и артикуляционная гимнастика.
  7. Физиотерапевтические мероприятия, лечебные ванны, иглоукалывание.

Важный коррекционный этап комплексной терапии – посещение сеансов у логопеда. Специалист назначает упражнения, помогающие разработать органы артикуляции. Посредством занятий:

  • восстанавливается четкая и внятная речь;
  • ставится голос и речевое дыхание;
  • укрепляется артикуляционная мускулатура;
  • исправляются ошибки в произношении.

Для повышения подвижности мышц лица и языка применяется логопедический массаж для детей в домашних условиях, а также логопедический массаж зондами.

Ниже приводятся примеры простых и действенных упражнений при бульбарной дизартрии:

  1. Ребенок запрокидывает голову, делает ртом движения, будто что-то жует и проглатывает. Рот должен быть закрыт.
  2. Пациент широко раскрывает рот, прижимает язык к верхним зубам, удерживает в таком положении 10 – 15 секунд.
  3. Логопед кладет на губы ребенка небольшие предметы, а тот старается удержать их как можно дольше.
  4. Пациент раздувает и втягивает щеки при закрытом рте.

Описанные упражнения эффективны при своей простоте. Их можно делать дома при невозможности регулярного посещения логопеда. Желательно заниматься с ребенком 2 – 3 раза в день. Только в этом случае удастся быстро добиться нормализации произношения.

2 Основные клинические проявления и виды

Основным признаком дизартрии является то, что у пациентов возникает невнятная и нечеткая речь. Это случается по причине недостаточной иннервации мышц губ, языка, неба, голосовых складок и мускулатуры дыхательной системы. Нарушение артикуляции проявляется в спастичности, гипотонии или дистонии мышц.

При спастичности отмечается постоянный высокий тонус мышц языка, шеи, лица и губ. Наблюдается плотное смыкание губ. При снижении тонуса (гипотонии) отмечается вялость языка, который неподвижным образом лежит на дне полости рта. Губы не смыкаются, а рот приоткрыт.

У больных дизартрией возникает высокий уровень слюноотделения. При мышечной дистонии у пациентов при попытках начать разговор происходят резкие изменения тонуса мышц. Звукопроизношение у больных нарушено в разной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения ЦНС. Сертая форма характеризуется искажениями звуков и смазанностью речи.

При ярко выраженных нарушениях отмечаются пропуски и замены звуков, снижается темп и выразительность речи. Если у пациента обнаружен паралич мышц полости рта, то речевая функция не осуществляется. При дизартрии происходит нарушение фонетики гласных и согласных звуков.

Произношение слов имеет межзубный и боковой характер. Отмечаются нарушения речевого дыхания. В момент разговора оно у пациента учащенное и прерывистое, выдох укорочен. Голос у таких больных тихий и слабый, происходят изменения тембра и интонации.

Пациенты страдают недостатком общения и из-за этого у них возможна несформированность словарного запаса и грамматического строя речи. У детей с дизартрией возникает фонетико-фонематическое (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Кроме этого, развивается дисграфия (нарушение письма).

Существует 4 степени тяжести заболевания, каждая из которых отличается выраженностью симптоматики:

  • 1 степень (стертая дизартрия ), при которой дефекты звукопроизношения выявляются логопедом;
  • 2 степень — речь в целом понятна, но нарушения заметны окружающим людям;
  • 3 степень — понимание речи человека, страдающего этим заболеванием, доступно только близким людям;
  • 4 степень — отсутствие или непонимание речи.

В зависимости от локализации выделяют несколько форм дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • экстрапирамидная;
  • мозжечковая;
  • корковая.
ФормаХарактеристика
БульбарнаяОтмечается расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания. Наблюдается повышенное слюноотделение. Артикуляция звуков невнятная. Встречается афония/дисфония, а голос становится гнусавым. Происходит поражение ядер черепно-мозговых нервов
ПсевдобульбарнаяОтмечается повышенный тонус и паралич мышц. Наблюдаются нарушения движений языка. Пациенты с трудом поднимают кончик языка вверх, отводят в разные стороны и удерживают в статическом положении. Переключение с одной позы на другую затруднено. Наблюдается покашливание и усиление глоточного рефлекса. Речь пациентов отличается смазанностью и невнятностью. Воспроизведение звуков нарушено. Поражаются корково-ядерные проводящие пути
Экстрапирамидная (подкорковая)Наблюдаются непроизвольные насильственные движения мышц (гиперкинезы), которые возникают в состоянии покоя и усиливаются при разговоре. Отмечается нарушение тембра и силы голоса. Иногда у пациентов встречаются непроизвольные выкрики из-за спазмов мышц гортани. Происходит нарушение темпа речи (заикание, замедление или ускорение). Часто сочетается с другими описанными формами дизартрии. Поражаются подкорковые ядра головного мозга
МозжечковаяОтмечается нарушение координации речи. Возникает тремор языка, скандированная речь и выкрики. Речь замедлена и невнятна. Наблюдается атаксия, которая выражается в шаткости походки, нарушении координации движения. Возникает при поражении мозжечка
КорковаяНаблюдаются расстройства речевого дыхания и голоса. Характеризуется нарушением артикуляции. Развивается на фоне очаговых поражений головного мозга

Методы коррекции и лечения расстройства речи

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

Главными методами устранения речевой дизартрии являются:

  • устранение голосовых нарушений;
  • постановка правильного речевого дыхания;
  • формирования фонематического приятия;
  • развитие мимической моторики и артикуляции;
  • правильная постановка звуков;
  • развитие моторики рук.

На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.

Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.

Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.

В случае присутствия у ребенка, старшей возрастной группы, сосательных движений, врач может механически им препятствовать, например, зафиксировав язык рукой в перчатке или шпателем. В целях устранения слюнотечения ребенка учат сглатывать слюну.

Научить человека разговаривать заново или просто говорить правильно, очень тяжелая задача, по-сути, у больного должен быть выработан новый условный рефлекс. В коррекции заболевания недостаточно использовать методы подражания звукам, произносимым врачом.

Логопеды чаще прибегают к механическому воздействию на речевой аппарат, используя руки или специальные приспособления (шпателя, ложки) для придания органам нужной постановки (позы).

Помимо механического воздействия происходит изменение произносительной составляющей речи больного (ударение, темп, интонация, ритм), которая заключается в следующем:

  • соотношение самой речи с другими составляющими психики личности пациента;
  • развитие произносительной части речи включает в себя много различных компонентов: моторику, произношение, артикуляцию;
  • коррекции подлежат не только сами дефекты, воздействие оказывается на причины, их вызвавшие.

В лечении дизартрии используются все виды логопедических массажей, которые можно выполнять и в домашних условиях.

Исправление интонации при дизартрии осуществляется по нескольким направлениям:

  1. отличия в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях;

  2. развитие понятия выразительности речи посредством интонаций.

Фонетическая составляющая речи корректируется посредством назначения лекарственных средств, стабилизирующих работу нейронов мозга. Одновременно назначаются лечебный массаж, иглоукалывание и физиолечение.

Использование медикаментозного лечения (ноотропы) применяется для активации мозговой деятельности, а именно:

  • повышения способности к обучению;
  • развитию когнитивных (познавательных) навыков;
  • улучшению способности к запоминанию;
  • активизации умственной деятельности.

Широко применяются такие препараты как ноотропил, фенибут и кортексин. Для нормализации мозгового кровообращения и устранению кислородного голодания прописывается цинназирин. Хорошо проявили себя в лечении заболевания пирацетам и финлепсин. В качестве вспомогательной терапии пациентам выписывается Магний В6.

Понятие дизартрии, этиологические причины, разновидности патологии

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.

Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.

Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга. Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока. Дизартрия часто встречается при детском церебральном параличе. Чем тяжелее двигательные нарушения у пациентов с ДЦП, тем сильнее выражены дизартрические проявления.

Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит. Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие. У малышей дизартрические изменения возникают по причине перенесенного отита, гидроцефального (гидроцефалия) или интоксикационного синдрома, травмы мозга.

Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.

Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):

  1. Бульбарная.
  2. Псевдобульбарная.
  3. Экстрапирамидная (подкорковая).
  4. Мозжечковая.
  5. Корковая.

Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей. Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер. При мозжечковой разновидности заболевания поражены структуры мозжечка и его проводящие волокна. Корковая форма спровоцирована очагами повреждения коры мозга.

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

При ДЦП различают следующие разновидности болезни:

  • спастико-ригидная;
  • спастико-паретическая;
  • гиперкинетическая;
  • атактическая;
  • атактико-гиперкинетическая.

В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.

Степень дизартрических нарушенийОписание
1 (стертая дизартрия)Нарушения звукопроизношения определяются только логопедом во время специфического обследования.

Изменения минимальные, поэтому не заметны для окружающих.

2Патологию речи могут услышать окружающие, но при этом речь понятна.
3Понимают речь только родственники и друзья пациента, посторонние люди испытывают затруднение в разборе речи.
4Речевая функция отсутствует или не понятна для родственников.