Игра-драматизация как средство социальной адаптации младших школьников, оставшихся без попечения родителей

Техники психодрамы

Сегодня существует целый институт психодрамы, целью которого является помощь в развитии и применении различных техник и инструментов психодрамы в разных сферах деятельности, например, в психотерапии или образовании. Поэтому психодраматическая практика отличается значительной технической оснащенностью. Большинство техник были разработаны и использованы на практике в одной определенной ситуации. Однако есть и универсальные техники, которые не имеют зависимости от содержания проблемной ситуации.

Как правило, в начале работы используется техника представления себя. Она позволяет субъекту в коротких по времени сценах представить себя или изобразить значимых личностей. Данная техника может выполняться в монологическом виде или в форме интервью. Представление в ней направлено на предоставление информации об истинном поведении субъекта, а не о его фантазиях в отношении себя. При этом субъект сам решает, какую информацию предоставлять, что способствует ощущению безопасности. Вхождение в психодраматический акт посредством данной техники приумножает эффект разогрева, предоставляет возможность сосредоточения на проблеме.

Техника проигрывания роли предполагает признание и нахождение в роли. Преимущественно, ее выполняет вспомогательное «Я» при этом, способствуя протагонисту в постановке сюжета из собственной жизни.

Техника двойника предполагает вспомогательному «Я» сыграть роль протагониста. При этом «двойнику» рекомендуется располагаться позади и немного в стороне от протагониста. Вначале процесса ему надлежит постараться стать своеобразной тенью протагониста и при помощи движений, манеры изъясняться вживается в состояние протагониста. При этом вспомогательное «Я» приобретает обратную связь от протагониста, руководствуется ею и соответственным образом корректирует собственное поведение. После этого «двойник» старается углубить собственное понимание и выразить содержательный аспект, который не демонстрируется протагонистом. Прототип, в свой черед, может либо принять предложенную вариацию, либо проигнорировать ее. Также он может не согласиться и выразить несогласие в спокойной манере или бурными эмоциональными реакциями. В завершении данной техники оставшиеся участники подключаются для обсуждения действий «двойника».

Во многих современных странах институт психодрамы предоставляет возможность изучения и применения всевозможных техник для дальнейшего использование в практике.

Игры-драматизации в детском возрасте | Разумей-ка — развивающие игрушки для вашей семьи

Игра-драматизация как средство социальной адаптации младших школьников, оставшихся без попечения родителей

Количество просмотров: 21422

Игры – драматизации необходимы и полезны детям на разных этапах их развития.Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки,  песни, стишки.

В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Малыш разговаривает голосами своих героев, переживает за них.

Он как бы перевоплощается в образ, живет его жизнью.

Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и логично.  Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.

Но будте уверены, Малыш не останется равнодушным!

  После одного года, когда он уже хорошо понимает речь, можно «ставить» спектакль с двумя игрушками – Кошечка и Лошадка или Кукла Маша. Они могут в руках мамы петь, танцевать друг с другом, рассказывать стишки, бегать. Правда, Малыш не будет видеть маминых рук, он видит только артистов – КУКОЛ.

После двух лет, можно устраивать маленькие классические спектакли вместе с ребенком. Например,  это может быть сказка  «колобок». Нужно, только подобрать соответствующие игрушки: волк, лиса, заяц, медведь.

А колобка можно сделать из маленького мячика – нарисовать на нем личико.

Вначале ребенок видит вашу игру, она очень выразительна, вы постоянно обращаетесь к нему, включая его в игру, и ему тоже захочется быть одним из героев сказки и говорить его голосом.

К трем годам дети уже сами играют игрушками, устраивая маленькие спектакли, развивая свою фантазию и импровизацию.               -Очень популярны ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ – это куколки, изготовленные из дерева, ткани или других материалов, которые одеваются на пальчик. Их можно купить в магазине, они продаются наборами, а можно сделать самим. Куклы могут быть из картона, из пробок, желудей, вязанные, сшитые, комбинированные. У Деревянных куколок находится углубление внутри, она должна плотно облегать пальчик, чтобы не соскакивать,  но и не сдавливать пальчики. У кукол нарисованы выразительные лица, а у животных —  характерные для них черты. Все герои могут поместиться на одной или двух руках. Малыши с удовольствием будут играть с такими куколками, проговаривать текст, танцевать и петь с игрушкой на одном пальце, а затем на нескольких. Пальчиковый театр хорош, когда одновременно надо показать несколько персонажей. Вначале можно разыграть простой сюжет по сказке «Колобок», «Курочка Ряба», затем взять сюжеты сложнее: «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Гуси-Лебеди» «Три поросенка». Для игры можно использовать ширму, они продаются в магазинах, а можно ее сделать самим. Театр пальчиковых кукол очень полезен для развития мелкой моторики, что благотворно сказывается в подготовке кисти к письму.

Драматерапия, как направление арт-терапии

Игра-драматизация как средство социальной адаптации младших школьников, оставшихся без попечения родителей

Одно из направлений, наиболее интенсивно развивающихся в настоящее время. Видимо, одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии – постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей, потеря мощной народной игровой культуры как таковой.

Одним из основоположников драматерапии, безусловно, можно считать Я. Морено, создавшего в 30-40 гг. «Театр спонтанности» в Вене, «Терапевтический театр» в Нью-Йорке.  Метод не прост, требует (впрочем, как все остальные виды арт-терапии) специальной подготовки терапевта и необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое.

В настоящее время существует много видов драматерапии (собственно драматизации, терапевтический театр, драматерапевтические группы поддержки, драматизация сновидений, средневековый театр, комедия Дель арте и т.п.).

Это набирающее темп направление арт-терапии использует такой широко распространенный технический прием, как  драматизация, т.е.разыгрывание какого либо сюжета.

Техника драматизация используется в психодраме (это основной, базовый прием), в транзактном анализе и ряде других направлений.  Данное направление в арт-терапии иногда называют театротерапией.

Это название более правильное (так как искусство театра в данном случае является основой, а не драматургия), но менее употребимое.

Современная драматерапия – сложное и многогранное явление, представленное разными подходами, школами, концепциями. Драматерапия используется в работе с межличностными и внутриличностными проблемами, в семейной и детско-родительской терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной профессии, с пограничными расстройствами, психосоматикой.

Кроме всего, необходимо помнить, что драматерапия – это всегда игра, т.е. вид деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе.

Уровень, на котором «работает» драматерапия, очень различен: от конкретной жизненной задачи (как это сделать) до глубинных экзистенциальных вопросов (зачем я живу, в чем мое предназначение).

Драматерапиякак  направление современной арт-терапии. Виды драматерапии. Сценарирование в драматерапии (особенности выбора тематики и элементы использования библиотерапии при сценарировании).

Драматерапия и психодрама (общее и различное). Драматерапия и креативность. Виды драматерапии.

К психотерапевтическим задачам драматерапии относятся:

  • осознание своих телесных и поведенческих паттернов
  • развитие спонтанности и импровизационности 
  • развитие и совершенствование способности к «режиссуре» собственной жизни
  • возможность «переиграть» жизненные сценарии и паттерны
  • развитие телесной  пластичности и пластики (телесной, эмоциональной, когнитивной)
  • расширение репертуара поведенческих паттернов
  • возможность стать иным (развитие множественности личности)
  • возможность «вернуться назад» и «сходить вперед»  
  • Сценическая пластика (поклоны, перформансы, пластические этюды, характерные пластические этюды, «стоп-кадр», минипантомимы «руки – ноги» и пр.);
  • Работа с оружием (сценическое фехтование);
  • Работа с голосом (озвучки, выгородка и т.п.);
  • Сценический танец (менуэт, павана, фламенко, ирландские танцы и т.п.);
  • Беспредметные этюды;
  • Предметные этюды с символическими предметами;
  • Пантомима (стили, танец, сцены);
  • Театр импровизации («история театра», национальные ритуалы, национальный танец и др.);
  • Средневековая драма (соти, моралите, миракль);
  • Драматизация сказки, мифа, легенды;
  • Драматизации снов, фантазий, страхов;
  • Сценическая пластика и ее использование в психотерапии.
  • Варианты сценической пластики: сценическое фехтование (работа с оружием), пантомимика, сценическое движение, варианты актерских этюдов, «стоп-кадр»,  пластические импровизации, сценический танец, «поклоны».

Стоимость: 

14700 руб

Скидки:

  • При оплате за 1 месяц стоимость семинара 12700 руб (скидка 2000 руб).
  • При оплате за 2 недели стоимость семинара   13700 руб. (скидка 1000 руб).
  • При обучении на других  учебных направлениях   центра    30%

Расписание семинаров:

5-8ноября 2015 г.

Место проведения

Записаться на программу Вы можете прямо на сайте или по тел. +7(343) 20-10-220

Познание через игру

Казалось бы, драматизация – не очень хорошее явление, но она успешно применяется как психологическая техника. Смысл драматизации в контексте терапии – содействовать:

  • Решению актуальных задач человека.
  • Достижению катарсиса.
  • Раскрытию истины о себе.
  • Пониманию смысла своих сильных эмоциональных реакций.
  • Личностному росту.

В центре драматической терапии – роли и истории. Люди следуют выбранной роли, чтобы история была рассказана, так они переоткрывают себя и познают свои реакции, эмоции, возможности с совершенно неожиданных сторон.

Конфликты, сопротивление, спонтанность, дистанцирование и катарсис – основные элементы, на которых стоит драматизация. Дистанция, образующаяся через исполнение роли, проживание конфликта в игровом контексте, позволяет избавиться от блоков.

Драматизация помогает научиться методам управления и преодоления проблемных ситуаций в безопасной обстановке. В процессе терапии драматизируются только конкретные ситуации, при этом никаких ограничивающих указаний не дается.

Рекомендуем: Психодрама: суть метода в психологии

На терапевте же лежит обязанность контролировать тонкую грань, когда драма перестает быть драмой и переходит лишь в игру. Игровой элемент присутствует, но если он станет ведущим, тогда исчезнет смысл действия – проживание конфликта, эмоций и развязки будет затруднено.

Для продуктивной работы человек должен приспособиться к фиктивной ситуации, вжиться в роль, действовать согласно ей, чтобы представление развернулось и он смог осознать и прочувствовать историю и её решение. Только в этом случае возможны положительные сдвиги в мышлении, поведении индивида и оценке им себя и мира.

Каждая история, которая с нами случается, может быть рассказана от нескольких лиц. Любое событие относительно. Импровизированные драматизации помогают нам осознать, почему окружающие поступают тем или иным образом, какие пути есть у нас самих во взаимодействии с другими людьми и что вообще скрывается в душе.

Слоны из мух

Значение слова «драматизировать» восходит к корню «драма», в переводе – «действие». Драма – один из наиболее популярных жанров литературы и кино, захвативший сцену примерно с XVIII века. Драма – трагедия обыденности. В её центре острый конфликт человека, который побуждает героя к действиям.

Интересно, что драматичным будет считаться такое действие, причины которого ясны наблюдателю, при этом оно должно быть связано с серьезным конфликтом, переживаемым героями. Развязка – логическое разрешение конфликта, связанное с чувством катарсиса, освобождения от напряжения и беспокойства.

Основная особенность драмы – преувеличенность в выражении чувств, в восприятии событий, с которыми сталкиваются герои. Для драмы характерен акцент на эффекте и экспрессии.

Отсюда и возникает понимание драматизации как придания чему-либо формы драмы, т.е. обнажения конфликта и его усиления или преувеличения мрачной стороны событий. Драматизированная таким образом реальность становится буквально невыносимой.

Легко превращать происходящее в личную драму могут люди с повышенной эмоциональностью, любящие преувеличивать, нуждающиеся во внимании. Анализируя, можно сделать вывод, что драматизировать склонны те, кто имеет проблемы с локусом контроля (берущие на себя сверх меры или, наоборот, скидывающие с себя ответственность), а также те, кто привык закрывать глаза на реальность.

Рекомендуем: Как избавиться от переживаний?

Люди, склонные жить в иллюзиях, при обнажении разницы между реальностью и фантазиями, естественно, переживают сильный стресс. И в сравнении с фантазиями реальные неприятные события, осознанные человеком, действительно кажутся большими драмами.

Если вернуться к локусу контроля, то драматизация – спутник страха, основанного на уверенности, что решить проблему невозможно или что надо решать проблемы, на которые человек вообще повлиять не может. Тот, кто четко осознает границы своих сил, понимает, что проблема есть только тогда, когда он может что-то сделать для её решения, в ином случае можно только смириться с существующим положением дел.

Что такое инсценирование? — детская литература. выразительное чтение. практикум

Игра-драматизация как средство социальной адаптации младших школьников, оставшихся без попечения родителей

Инсценирование предполагает воплощение текста художественного произведения в действии.

Конечно, в дошкольном учреждении невозможно осуществить полноценную художественную постановку (в силу возраста актеров). Однако инсценирование как вид творческой деятельности, в ходе которой дети осмысляют услышанные или прочитанные художественные произведения, обладает мощным развивающим и воспитывающим потенциалом.

Перевод слова в действие лежит в основе театральной деятельности.

Современная психология констатирует тот факт, что у большинства дошкольников ведущим каналом восприятия оказывается вовсе не слуховой (аудио-) и даже не зрительный (видео-) каналы, а кинестетический.

Обратим внимание на то, что инсценирование – сложная деятельность, поэтому заниматься ею целесообразно и эффективно можно со старшими дошкольниками. Для дошкольника инсценирование – новый вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений – выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, воплощаться в образ, верить в условность, а также ряда общих психических качеств личности: памяти, внимания, воображения, коммуникативности

Для дошкольника инсценирование – новый вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений – выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, воплощаться в образ, верить в условность, а также ряда общих психических качеств личности: памяти, внимания, воображения, коммуникативности.

Театр – всегда условность, всегда игра. А игра для дошкольника, как известно, – основной вид деятельности, основной способ постижения мира и себя в этом мире. Поэтому психологически инсценирование воспринимается как игра в понравившееся словесное произведение.

Инсценировать можно драматические произведения, написанные специально для постановки на сцене, эпические произведения, детскую игровую поэзию, потому что в этих произведениях есть фабула, ярко выраженное действие.

Воспитатель в этой игре становится сценаристом, режиссером, а иногда и актером одновременно. Задача малышей-актеров – показать, что же происходит с героями произведения.

Итак, инсценирование осуществляется в несколько этапов:

1) выбор произведения;

2) драматизация текста – перевод его в драматическую форму (в случае необходимости);

4) подготовка детей к инсценированию (анализ произведения, установление причинно-следственных связей между событиями, целей персонажей, мотивов их поступков, их чувств, переживаний);

5) инсценирование (работа над сценической речью и сценическим движением);

6) создание костюмов и декораций (в случае необходимости).

Воспитатель выбирает художественно-словесное произведение для инсценировки, переводит его в драматическую форму, распределяет роли, объясняет всем участникам общую цель и индивидуальную задачу инсценировки, руководит подготовкой.

Инсценирование – деятельность, требующая много времени, а если учесть возрастные психологические особенности старших дошкольников, то станет очевидным, что заниматься инсценированием можно каждый день, но не более 20 минут.

Рассмотрим, как проходит инсценирование разных по жанру и сложности словесно-художественных произведений.