Использование дрессировки

Игра у животных

автор(ы): Курт Эрнестович Фабри

Просторы Арктики. Март, по весеннему светит солнце, даже припекает. Перед входом в берлогу – медведица с двумя медвежатами. Малыши снуют туда‑сюда, но вот они карабкаются вверх по гладкому склону и тут же скатываются вниз на животе, широко расставив лапы. И так много раз подряд. Это одна из типичных игр медведей. Иногда они поднимаются и на вершины айсбергов, чтобы затем стремительно, нередко кубарем, скатиться оттуда по ледяным склонам, не обращая внимания даже на ушибы. Нередко в эту игру включается и медведица. А однажды видели медведицу, стоявшую у конца спуска и ловившую лапами скатывающихся медвежат. Вот что писал об играх медведицы со своими детенышами Роберт Пири, один из известных исследователей Северного полюса: «Она окунает их в разводях, съезжает с ними с айсбергов, кувыркается, катается по снегу, делает вид, что борется с ними; а иней и сияние солнечных лучей, отражающихся от торосов и снежных полей, делают это зрелище необыкновенно свежим и чистым». Лучезарная картина беззаботного детства! Ох уж эти медвежата‑шалуны! Мишки на Севере, детеныши белых медведей… А за тысячи милей от них, в угрюмом высокогорном ущелье, другие медвежата, их бурые родичи, день‑деньской собирают ягоды себе на пропитание. Им не до игр… Почему же такая «несправедливость»?

Дрессировка собак

автор(ы): Неизв.

О трудных подростках написано много умных и полезных статей и книг, о трудных же собаках и о том, как их перевоспитывать, к сожалению, в литературе сведений практически нет — дрессировщики скрывают свои секреты. Попробуем дать несколько советов. Перед вами двухмесячный щенок. Он игрив, беззаботен и беззащитен — этакий дурачокпопрыгунчик. Послушайте его владельцев: их рассказы о нем полны любви и умиления — эта вислоухая прелесть уже прокралась к ним в сердце… В возрасте трех-пяти месяцев разговоры о щенке по-прежнему полны умиления, но в них уже проступает и озабоченность, ведь у владельцев появились проблемы с его воспитанием. Щенок подрос, вытянулся, стал более активным и самостоятельным, но… менее послушным. Без специальных знаний с ним уже трудно справиться требуется вмешательство инструктора по дрессировке. Наконец, долгожданная консультация. Масса вопросов и советов. Но вот парадокс: внимательно слушая советы, а подчас (что особенно удивительно) и записывая их, начинающие собаководы на самом-то деле крайне редко этим советам следуют. Повидимому, суть этого явления том, что каждый здравомыслящий человек, особенно взрослый, считает себя специалистом в целом ряде наук профессий (педагогика, психология, медицина, ветеринария и т.п.), в том числе и в вопросах, связанных с воспитанием и дрессировкой собак.

Об отношениях и бизнесе

НАДЯ: Мы предложили тренерше, с которой работали, разделиться и сделали свой сайт, сначала дочерний. Дело в том, что все занятия у неё были на улице, а зимой маленькие собачки мёрзнут — это и обучению мешает, и просто опасно, тем же циститом. Мы решили открыть группу для маленьких собачек в помещении и предложили коллеге отправлять маленьких собак к нам, а мы больших с наших консультаций отправляли ей. В первую группу набралось пять человек — это очень мало, для сравнения — у нас сейчас четыре группы по десять собак. К концу занятий из этих пяти человек остался вообще один — остальным стало лень ездить. А когда ты в самом начале пути, такие вещи болезненно воспринимаешь — начинаешь думать, что ты безрукий неудачник, что раз один человек остался, ты вообще не создан для этой работы. Очень трудно было не остановиться, не уйти обратно в офис. В итоге выяснилось, что тренерша просто никого к нам не отправляла.

НАСТЯ: А мы к ней отправляли, такие вот честные.

НАДЯ: Тут стало понятно, что это конец, больше мы с ней работать не будем. Мы сделали новый сайт, уже полностью свой, у нас появилось название PiBo. Через какое-то время мы бросили офисную и ресторанную работу и начали заниматься только собаками.

НАСТЯ: Был очень тяжёлый период, года два, когда мы после основной работы ездили на консультации, а по выходным занимались дрессировкой, это был ад, и у нас не было времени вообще ни на что. Слишком много работы, слишком мало отдыха и слишком много сомнений — стоит ли продолжать. У женщин это вообще вбито в голову — сомневаться в себе и своих способностях, синдром самозванца.

Руководство по международному курсу дрессировки пользовательных и следовых собак ФЦИ

автор(ы): FCI

Проведение экзаменов и соревнований должно следовать двум целям. При сдаче экзамена с одной стороны должна быть продемонстрирована пригодность собак рабочих пород, с другой стороны экзамены должны иметь роль в разведении, чтобы поддерживать здоровье и рабочие качества собак, с целью закрепления и преумножения их из поколения в поколение. Экзамены также косвенно важны для поддержания и сохранения здоровья и фитнеса животного. Сдача экзамена служит также доказательством племенной пригодности животного. Организациям на местах рекомендовано вести пропаганду IPO

Особенное внимание должно уделяться мировым чемпионатам по IPO. Все экзамены и соревнования подчиняются спортивным законам, в смысле проведения и отношения участников

Предписания этого положения обязательны для всех участников. Все участники должны выполнять одинаковые требования. Проведение экзаменов должны носить общеизвестный характер, место и время должны быть общеизвестны. Проведение экзаменов и соревнований должны проходить полными экзаменационными уровнями или отдельными полными разделами действующего положения. Успешно сданный полный раздел экзамена, в рамках мероприятия зачитается в любом случае. Дипломы должны признаваться во всех странах ФЦИ.

Как правильно развить у собаки такое качество, как агрессия

Использование дрессировкиАгрессивные навыки животного необходимы для того, чтобы правильно выполнять свои служебные обязанности и могли без боязни защитить хозяина или вверенный ним объект. Это обусловлено тем, что защищать предметы и людей стоит без какого-либо чувства жалости, следовательно, агрессивность – это одно из главных качеств животного в таком процессе, как дрессировка собак караульной службе.

Для того, чтобы питомец мог правильно нести свою службу она обязана обладать следующими навыками после полного прохождения курса обей тренировки:

  • передвигаться только рядом со своим хозяином;
  • после того, как животному дана команда «Сидеть!», она должна продержаться в таком положении не менее пяти минут;
  • если хозяин видит, что действия собаки являются не обоснованными, он подаёт команду «Фу!», после чего животное должно прекратить  агрессивные действия и подойти к своему хозяину. Караульная служба изначально базируется на полном послушании владельца.

Стоит отметить, что собака – это животное, на поведение которого влияют именно врожденные рефлексы, таким образом она часто становится на защиту своего корма. Следовательно, агрессию также можно очень хорошо развить при помощи навыков обороны своей еды животным.

Собака, предназначенная для защитной службы должна спокойно реагировать на разные выстрелы или прочие громкие и резкие звуки. Данная привычка должна преимущественно широко осваиваться питомцем во время прохождения общего курса обучения.

В ходе подготовки выстрелы должны производиться только тогда, когда животное начинает преследовать убегающего нарушителя или после того, как оно на него напало. Любые другие варианты применения данного правила просто не допустимы.

Для того, чтобы процесс выработки агрессии производился правильно нужно изначально рассмотреть и исключить следующие возможные ошибки, допускаемые при обучении:

  • не стоит наносить очень сильные удары животному в ходе тренировки. Это обусловлено тем, что данное нерациональное действие может вызвать у животного некоторые достаточно пассивные реакции;
  • кинолог должен менять костюмы для дрессировок. Это необходимо производить с определенной последовательностью, так как животное запомнит одежду и не будет реагировать на убегающих в других вещах;
  • помощника также стоит менять, так как питомец может выработать агрессию только по отношению к этому человеку.

Методика также должна применяться исключительно индивидуально для каждого отдельного случая. Обучение животного таким навыкам, как розыскная служба собак, требует обязательно, чтобы все тренировки производились исключительно при наличии хорошего настроения, как у животного, так и у дрессировщика. Это обязательно, так как оно чувствует не предрасположенность хозяина и может совершенно не так реагировать на его команды.

Дрессировщик обязательно должен обладать специальными навыками надлежащего проведения процесса обучения собаки. Это обусловлено тем, что если человек производит обучение неправильно или не очень уверенно, то это может вызвать нежелание у животного участвовать в процессе тренировок и усугубит отношения между хозяином и собакой. Плохие взаимоотношения могут в дальнейшем очень сильно негативно повлиять на процесс несения службы и животное не будет правильно выполнять свое прямое предназначение.

Что касается сути проведения правильных дрессировок, то в большинстве случаев – это процесс выработки у собаки рефлексов, которые направленны на розыск, защиту и проявления агрессивности. Обучение животного производится при помощи специального воздействия раздражителей на его психику, а также, как следствие вырабатываются все необходимые навыки, которые нужны для того, чтобы собака могла достаточно эффективно защитить вверенный предмет или непосредственно своего хозяина.

Также стоит отметить что самое основное для кинолога – это терпение и достаточно хорошая подготовка. Только при соблюдении данных условий процесс обучения пройдет просто и без особых проблем, а ваше животное будет качественно нести свою последующую службу.

https://youtube.com/watch?v=CNTUXnQViX8

Когда нужна профессиональная дрессировка

Если начальная дрессировка позволяет создавать бесконфликтные (иерархические) взаимоотношения между собакой и человеком, то профессиональная дрессировка, занимающая примерно шесть месяцев, предполагает обучение животного будущей профессии.

В процессе прикладного использования применяется усложненный тренинг, сочетающийся с реальной работой и оттачиванием мастерства собаки. Таким образом, после прохождения щенком курса начальной дрессировки, наступает время дать домашнему питомцу предпочтительную профессию.

Основные собачьи профессии, которые сегодня востребованы современным обществом, представлены:

  1. компаньоном (другом, членом семьи);
  2. поводырем;
  3. службой защиты (охраной семьи);
  4. караульной службой (охраной собственности);
  5. уничтожением террористов;
  6. поисковой службой (работой по следу людей и животных, обнаружением наркотиков или взрывчатых веществ);
  7. помощником на охоте.

В соответствии с выявленными способностями, собака учится реализовывать полностью свой потенциал с целью решения определенных прикладных задач.

Особое внимание уделяется повышению уровня исполнительского мастерства, включая качественные характеристики при выполнении домашним питомцем команд хозяина, которые задаются при практическом использовании собаки

Индивидуально–изменчивое поведение

автор(ы): А.Р. Лурия

Прошлые занятия были посвящены наследственно закрепленным формам поведения, которые позволяют животному осуществлять наиболее адекватные формы поведения к медленно изменяющейся или неизменной среде. Эти наследственно закрепленные или «инстинктивные» формы поведения являются ведущими на низших этапах филогенеза, а у беспозвоночных (особенно у насекомых) могут приобретать исключительно сложные формы. Вспомним основные характеристики этих видовых форм поведения. Во – первых, те программы, которые определяют поведение этих животных, заложены и закреплено наследственно. Эти программы поведения не нуждаются в обучении, каждая особь рождается с этими программами, и именно поэтому эти программы, несмотря на их сложность, являются не только индивидуальными формами поведения (отличающими одну особь от другой), сколько устойчивыми видовыми формами поведения. Их часто называют инстинктивными формами поведения.

Зоопсихология и сравнительная психология в 2 т. Учебник и практикум для академического бакалавриата

автор(ы): Сотская Мария Николаевна

Данный курс является важной составляющей общей психологии. Основные задачи курса – изучение общих биологических закономерностей формирования поведения и эволюции психики

Цель курса заключается в формировании профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомлении их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных. В результате прохождения курса формируются знания об изучении психических процессов у животных в онтогенезе, о происхождении и развитии психики в процессе эволюции, о биологических предпосылках и предыстории зарождения человеческого сознания. В первом томе настоящего учебника рассматриваются общие вопросы: история изучения поведения животных и основные направления, по которым ведется его изучение, а также способы регуляции поведения и принцип его формирования. Во втором томе учебника рассматриваются такие важные для понимания поведения человека вопросы, как формирование взаимоотношений в группе, развитие поведения в онтогенезе и его эволюция.

Этический аспект «дрессировки» людей

Очевидно, что метод положительного подкрепления отлично подходит для дрессировки животных, потому что не требует физического наказания и превращает занятия в увлекательную и радостную игру. Но всё же основная цель книги «Не рычите на собаку!» в том, чтобы научиться влиять на поступки окружающих. А это, по мнению многих, нарушает права людей.

Мы часто видим, как люди вокруг стараются в завуалированной форме заставить других делать то, что они хотят. Для этого в ход идут грязные приемы от намеков и лести до нытья, угроз и шантажа. Не получая желаемого, женщины плачут и обижаются, мужчины начинают скандалить. Мать может театрально вдыхать, хватаясь за сердце, если ее взрослый ребенок не делает то, что она от него хочет. Муж может кричать на жену, если ему не нравится, как она ведет себя. Это стало частью нашей жизни и воспринимается спокойно.

Знаменитый Дейл Карнеги в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», проданной тиражом более 15 миллионов экземпляров, учит людей избегать прямых конфронтаций, льстить и имитировать живой интерес к окружающим . Противник его методов, психолог Эверетт Шостром в книге «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор», учит проявлять свои истинные эмоции, открыто идти на конфликты, и попутно дает советы, как это сделать с наибольшей выгодой для себя . По сути и Карнеги и Эверетт оба учат манипулировать людьми. Представляют ли собой советы книги «Не рычите на собаку!» что-то иное?

Методы, предложенные Карен Прайор, действительно являются более честными и гуманными, чем то, чем обычно занимаются люди, чтобы добиться желаемого. Сравним поведение двух женщин, у которых мужья периодически задерживаются после работы в баре. Одна с улыбкой и радостью встречает мужа, вовремя пришедшего домой с работы (т.е. использует положительное подкрепление). Вторая перестает разговаривать с мужем, задержавшимся после работы, ожидая, что он испытает укоры совести. Обе хотят, чтобы после рабочего дня муж спешил домой и обе манипулируют, но какая из них вероятнее добьется желаемого, не испортив атмосферу в семье и не унизив достоинство супруга?

Пользуясь советами Прайор, человек активно и честно выражает свое удовольствие конкретным поведением другого человека, но не проявляет негативных эмоций, когда что-то идет не так. Если судить объективно, это один из самых мягких и ненасильственных способов выразить свое отношение к действиям субъекта. Такие манипуляции не наносят вреда людям, наоборот, они предоставляют им возможность снова получить удовольствие от положительного подкрепления.

Правила книги подходят и тем, кто устал от неприятных попыток окружающих повлиять на себя. Прекращая подкреплять поведение людей, которое ему не нравится, человек разрывает порочный круг и заставляет отношения перейти на другой уровень. Перестав просить прощения у родителей после затеянных ими ссор, перестав потакать капризным детям, перестав отвечать руганью коллеге, если тот провоцирует конфликт, человек вынуждает окружающих изменить свое поведение.

Знать, как своими действиями мы влияем на поведение других очень полезно, чтобы сделать этот процесс более осознанным. Это дает хотя бы примерные ориентиры в таком туманном и запутанном деле, как отношения людей. А правильный настрой и фантазия способны превратить решение проблем в увлекательную игру.

Литература:
  1. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003. с. 240
  2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. 9-е изд. Минск, 2016. с. 352
  3. Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 2. М., 1951. с. 324
  4. Прайор К. Не рычите на собаку! : книга о дрессировке людей, животных и самого себя. М., 2014. с. 288
  5. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992. с. 127

Текст публикуется в авторской редакции

Короткая ссылка на статью https://psychosearch.ru/karen

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

3 Список команд Общего курса дрессировки «члена социалистического общества»

Таблица. Общий курс дрессировки члена социалистического общества Общий курс коммунистической дрессировки имеет цель отработать такие приемы, которые подчиняют коммуниста дрессировщику и служат основой для отработки специального курса.

Основные команды, которые должны быть исполнены беспрекословно в курсе общей дрессировки.

Команда Действия по команде Иллюстрация
1 Команда «Место!» Прийти на назначенное место работы и выполнить программу служебной дрессировки (служебные, трудовые обязанности)  
2 Команда «Дай!» Отдать любую собственность имущество, вещь хозяину.

Можно в любой момент забрать (конфисковать)   вещь, которую ему брать не стоит.

Продразверстка, раскулачивание и другие виды конфискации…

Конфисковать большую часть зарплаты, пенсии

3 Команда «Аппорт!»  «Апорт», что значит – достань, схвати, подай.

Апортировка является одним из сложнейших упражнений при внешней простоте и незамысловатости приема.

Добыть-принести-отдать добытое хозяину,

4 Команда «Охранять!» Следить, чтобы не было хищения «социалистической» (хозяйской)  собственности  и вредительской деятельности.

В случае обнаружения признаков — подать голос, доложить

 
5 Команда  «Вперёд!» Следовать впереди хозяина, беспрекословно выполнить любые рискованные действия вредные для здоровья и благополучия исполнителя и окружающих, совершать эксперименты и «подвиги».  
6 Команда «Служить!» Продемонстрировать преданность хозяину и непосредственному руководству речами, аплодисментами, радостными возгласами, отдать пионерский салют …
7 Команда «Рядом!» Идти на (партийное, профсоюзное, рабочее, комсомольское, ) собрание, митинг, демонстрацию, публичный суд вместе с дрессировщиком
8 Команда «Голос!» Выступить на собрании, на митинге, в прессе и громко поддержать хозяина .
9 Команда «Тихо!» Данная команда приучает  прекращать издавать звуки по приказу хозяина  
10 Команда  «Фу!» Избегать контактов с запрещёнными людьми, предметами, не слушать и не читать опасной литературы…

Не брать запрещенные предметы и не приближаться к ним без разрешения.

11 Команда «След!» Исследовать ближайшую территорию на предмет поиска «врагов народа» и в случае обнаружения подозрительных предметов или людей подать голос.  
12 Команда  «Фас!» Напасть публично  тех на кого покажет хозяин словесно

или физически.

Развитие злобы и недоверия к посторонним лицам (не коммунистам) — основа коммунистической дрессировки

13 Команда «Сидеть!» Прекращение определённой деятельности и\или отправление в места заключения без оказания сопротивления и др., с надеждой на справедливость дрессировщика.

Собрать вещи. Спокойно дождаться ареста. Проследовать в место для заключения и ждать дальнейших команд.

 
14 Команда «Гуляй!» Переход в свободное

состояние.

Разрешено выпить и закусить на работе, на природе,  сплясать … Отметить общегосударственные праздники.

Команда «Гуляй!» или переход в свободное состояние, дается для отдыха во время дрессировки. Эта команда сама по себе может служить поощрением за хорошую работу. Смысл команды в том, чтобы научить «расслабляться» и разграничивать работу и отдых.

Правила дрессировки собак

Простой дружбы и понимания не хватит. Даже если рядом нет кинолога, дрессировка собаки обязательна для каждого владельца. Учитесь говорить с новым приятелем на языке, который понятен ему. Правила этого общения задает хозяин:

Начинайте тренировку в хорошем настроении. Собака, как истинный друг, тонко чувствует состояние человека и заражается им.
Удерживайте зрительный контакт, что позволит взаимодействовать.
Отдавайте приказ спокойным тоном, не кричите.
Не повторяйте команду, если ученик не исполняет ее сразу

Дайте ему время сообразить, дождитесь действия и мягко скорректируйте при ошибке.
Не перегружайте щенка занятиями, наблюдайте за его вниманием и отпускайте отдыхать, когда он устает.
Щедро хвалите и угощайте, но только в случае правильного поведения.
Помните, что к темпераменту, характеру и генетике всегда подбирается ключ. Главное, чего требует дрессировка собак, – это любовь и терпение.

https://youtube.com/watch?v=YV35cVB1AJg%2520%250D

ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ

автор(ы): Федорович А.Ю.

Прежде всего, оговоримся, что дрессировка – частный вид научения. (Когда речь идёт о животных, принято пользоваться термином «научение» в отличие от «обучения» людей.) Из четырёх понятий: научение, воспитание, социализация и дрессировка, – научение самое широкое. Говоря математическим языком, научение – это множество, а три других понятия его подмножества. В свою очередь, дрессировка и социализация частично совпадают с воспитанием. Общепринятое определение термина «дрессировка» формулируется следующим образом: «Дрессировкой называют сознательную деятельность человека по формированию у животных каких – либо форм поведения, необходимых для управления ими в хозяйственных или иных целях». Данная формулировка имеет право на существование, хотя и грешит рудиментами мичуринского мировоззрения «человек – хозяин природы», не учитывая, что дрессировка – процесс взаимный (дрессировочные воздействия собаки на дрессировщика), да и сознательность дрессировки не всегда очевидна.

Шестое чувство. О том, как восприятие и интуиция животных сумели изменить жизнь людей

автор(ы): Эмма Хэчкот Джеймс

Спаси бездомного котенка, жалобно мяукающего в темной подворотне. Возьми его с собой. И он обязательно спасет тебя в ответ. Домашние животные привносят в нашу жизнь нежность и радость. Дарят свое тепло и преданность. Одни, в своей заботе о человеке, ставшем им другом, просто ведут себя в соответствии со своей природой. Другие проходят специальную подготовку. Третьи — в опасных ситуациях — действуют в строгом соответствии с инстинктом выживания. О том, что могут и умеют наши меньшие братья, интересно и с любовью рассказала автор книги Эмма Хэчкот-Джеймс.

Поведение собак.

автор(ы): О.В. Перепелкина

Умение понимать поведение собаки является для человека, особенно охотника, постоянно с ней контактирующего, насущной необходимостью. Но, к сожалению именно понимания поведения зачастую не хватает собаководам, особенно начинающим. В охотничьем собаководстве бытуют взгляды на поведение собак в свете учения Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности (ВНД). Самое печальное, что от самого учения практически ничего не осталось, а то, что осталось, сильно искажается. Типы ВНД пород охотничьих собак никто не определял по методике разработанной И.П.Павловым. Это практически не осуществимо, т.к. большой стандарт определения типа ВНД требует два года, а малый шесть месяцев, для этого каждую собаку надо забрать у владельца и изолировать. По проекту Ивана Петровича в начале 30-х годов в Колтушах был построен институт, где в так называемых «башнях молчания» (т.е. в полной изоляции от внешней среды) проводили определение типов. Уже в течение последних 50 лет никто не определяет типы ВНД собак. Однако их характеристиками оперируют в стандартах пород, в статьях и просто в разговоре, и, к сожалению, делают это в некорректной и искаженной форме. Зачастую собаководы “определяют” тип ВНД собаки, особенно чужой, на основании сиюминутного впечатления

Поведение собаки. Пособие для собаководов

автор(ы): Елена Николаевна Мычко & Владимир Александрович Беленький & Юрий Валентинович Журавлёв & Мария Николаевна Сотская

Это первая в России книга, написанная нашими учёными на такую сложную и многогранную тему, как поведение домашней собаки и биологические основы её дрессировки. Здесь вы найдёте не только теоретические разработки проблемы, но и множество практических советов. Они помогут вам лучше понять собственную собаку и облегчат процесс дрессировки. Для удобства читателей основные понятия физиологии и этологии даны в форме толкового словаря, где разнообразная терминология различных авторов, работавших в области поведения животных, приведена, как говорится, к единому знаменателю. Книга является ценным пособием для тех, кто занимается собаководством или просто интересуется повадками и поведением собак и методами их дрессировки. В отличие от бумажного оригинала данное fb2-издание ёфицировано.

Прикладная психология собаки

автор(ы): Н. Д. Криволапчук

Учебное пособие «Прикладная психология собаки» предназначено для подготовки студентов высших учебных заведений по специальности «Ветеринарный врач», для специальной подготовки зоопсихологов-практиков, а также для учебных курсов кинологических организаций. Книга содержит описание и обоснование принципиально нового метода анализа психической деятельности животных, а также изложение норм психической деятельности домашней собаки. Приводятся описание аномалий психики и изложение методик коррекции, позволяющих совершенствовать состояние нервной системы собаки и выработать адекватное поведение в стрессовых ситуациях. В приложениях содержится методический и практический материал, раскрывающий концепцию работы. Предложен список используемой литературы для самостоятельного чтения по излагаемому предмету и смежным вопросам. Материал изложен в доступной форме и не требует для понимания специальной подготовки.

Экспериментальные исследования способностей животных к количественным оценкам предметного мира

автор(ы): Ж. И. Резникова

Способность к счету является, несомненно, одной из высших психических функций живых организмов. Вопрос о том, в чем заключается понятие «истинного счета» и действительно ли некоторые животные умеют считать, до сих пор является дискуссионным. Очевидно, что во многих случаях способности животных остаются скрытыми от наблюдателя до тех пор, пока не будут найдены адекватные методики. К настоящему времени как животными, так и экспериментаторами достигнуты определенные успехи, и наши знания в этой области продолжают пополняться. Пожалуй, ни одна область когнитивной этологии не опирается в такой же степени на непосредственное сравнение способностей животных и человека как исследование компетентности в количественных оценках. Между тем, адекватный «язык» для сравнительного анализа в этой области науки еще не разработан. Все критерии для сравнения взяты из области психологии, в частности, возрастной психологии. Действительно, без знания о закономерностях развития способностей к суждению о пропорциях и количестве у маленьких детей трудно понять и представить себе как эти способности функционируют у человека, а тем более у других биологических видов. В то же время развитие представлений и понятий о числе у человека связано с языковым развитием и, таким образом, обладает высокой специфичностью.

Как понять собаку. Научись говорить на языке лучшего друга

автор(ы): Джен Феннел

Чтобы понять собаку и воспитать ее нужно на время самому стать «немного собакой», — такой, на первый взгляд, парадоксальный вывод сделала известный британский собаковод Джен Феннел после продолжительных и не всегда результативных попыток превратить собаку в доброго и надежного близкого друга. Применив свою идею на практике, Джен добилась фантастических результатов и стала самым популярным в Англии заводчиком, главным специалистом по превращению кусачих и громко лающих созданий в милейших, послушных, благовоспитанных и интеллигентных псов. Ее книга «Как понять собаку» — даст вам полное представление о разработанном Джен поистине революционном методе дрессировки собак. Этот метод, успешно применяемый собаководом уже не один год, уже имеет сотни тысяч своих поклонников во всем мире. Наша книга призвана популяризировать его в России. Она предназначена для всех, кто хочет стать счастливым хозяином счастливой собаки.

The Dog Listener: Learn How to Communicate With Your Dog for Willing Cooperation

автор(ы): Jan Fennell

In *The Dog Listener* Jan Fennell shares her revolutionary insight into the canine world and its instinctive language that has enabled her to bring even the most delinquent of dogs to heel. This easy-to-follow guide draws on Jan’s countless case histories of problem dogs—from biters and barkers to bicycle chasers—to show how you can bridge the language barrier that separates you from your dog. This edition includes a new 30-Day Training Guide to further incorporate Jan’s powerful method into every element of pet ownership, including: * Understanding what it means to care for a dog * Choosing the right dog for you * Introducing your dog to its new home * Overcoming separation anxiety * Walking on a leash * Dealing with behavioral problems * Grooming * And much more ** ### From Publishers Weekly Standard dog training has long advocated the use of force choke collars, sharp smacks, harsh language. Fennell, a dog trainer in England for 30 years, wants to change all that. Expanding upon the theories of horse trainer Monty Roberts (the basis for The Horse Whisperer), Fennell believes one can best train dogs by emulating natural behaviors, that is, by treating them as they would treat each other in the wild. Her intelligent, straightforward and humane method has engendered controversy and increasing enthusiasm. After Fennel’s dog Purdey went manic, injured Fennell’s young children and had to be euthanized, she was fearful of owning a dog again. Lured back into it by the pleasure of showing spaniels, she adopted a high-strung young shepherd, Sasha, and investigated alternative training methods. Fennell’s simple and succinct method posits that domesticated dogs are confused, believing themselves to be the pack leaders, and humans their subordinates. Fennell retrains dogs to accept a human as their alpha leader. She spurns the use of force, even in training language, employing instead a system of Pavlovian rewards. Those wanting true canine companionship will find Fennell’s commonsense approach attractive and easy to apply with puppies as well as with older dogs. She addresses common problems, from separation anxiety to barking at guests to the mistrust of strangers that rescued dogs often harbor. Her knowledge and love of dogs is expansive and her concern for their well-being balances kindness and appropriate discipline. (Aug.) Copyright 2001 Reed Business Information, Inc. ### From Booklist Fennell, a longtime dog owner, trainer, and champion show-dog manager, provides a comprehensive guide for creating peaceful coexistence between dogs and their owners. An advocate of nonviolent pet training, Fennell shows readers how to successfully train their canine companions using gentle, respectful techniques and also shares anecdotes and advice from her years of experiences (both good and bad). Fennell’s techniques appear to deal efficiently with canine problem behaviors by teaching owners to establish leadership while eliminating separation anxiety, nervous aggression, and destructive behaviors, such as biting. She also notes ways to reassure overprotective dogs and much, much more. Fennel emphasizes that there is no quick fix for most of these behavior issues; her methods require time and a lot of patience. Although every training technique she outlines might not work with every dog, her book contains quite a lot of useful information. Most current or prospective dog owners would benefit from taking a look at it. *Kathleen Hughes* *Copyright American Library Association. All rights reserved*

Кликер-дрессировка для обидиенс

автор(ы): Морган Спектор

Это одна из областей работы с кликером, которую многие сначала понимают с трудом. Сила кликера в точности, с которой он отмечает отдельное правильное действие. Собака, с которой провели подготовительное обучение, понимает, что когда она слышит щелчок, то она заслужила поощрение. Поэтому это закон — каждый щелчок сигнализирует собаке о том, что она сделала то, что вы от нее хотели и работа окончена. И это закон, что услышав щелчок, собака вольна прекратить то, что она делала, и получить кусочек. Например, в обучении высылу вы можете щелкнуть, когда собака двигается от вас и уже прошла, скажем, пять шагов по прямой. Когда вы щелкнете, собака может (и так она и сделает!) остановиться; ей позволено вернуться за лакомством. Точно так же в обучении апортировке, если вы щелкнули за подбор предмета, собака имеет полное право его бросить и прийти за лакомством. Это звучит страшновато. «Я не хочу, чтобы собака бросала гантель». Справедливо. Но беспокоиться не о чем. Помните одно из главных правил отбора поведения: Вы работаете только над одним критерием за раз. В примере с гантелью вы тренируете одну вещь — подбор. Вы получили и поощрили нужное поведение (поднятие гантели). Когда вы добавите «и принеси ее мне», вы больше не будете щелкать за поднятие, а будете подкреплять только полный поднос, нечто более комплексное, чем простой подбор предмета.