Нирвана

Введение

Буддизм можно назвать религией с натяжкой, скорее ему подойдет характеристика — атеистическая религия. Здесь нет богов, учение в основном философское и поклоняются (что тоже не является обычным богопоклонством) смертному человеку.

Как же появился буддизм и кто этот человек?

Учение уходит корнями в 4-5 век до нашей эры в Индию. Будда был принцем, жившем в роскоши и богатстве, он ни в чем не нуждался, в его жизни были любовь и деньги. То, что за воротами дворца есть другой мир от Будды скрывалось. Он никогда не видел ничего кроме своего мира, в котором отсутствуют беды и страдания.

Однако, случилось так, что принц сбежал из дворца. Во внешнем мире и происходит его душевный переворот. Все вы знаете легенду о 4 встречах: встречая старых, бедных и больных людей, Будда таким образом узнает обо всех бедах человечества. В конце концов, он встречает старика, который нашел умиротворение и более ни в чем не нуждался. Затем Будда скитался по миру в течение многих лет и, наконец, обрел смысл жизни. Этому смыслу он был готов обучить своих учеников. Так и зародилась «религия» буддизма.

Как мы видим, она олицетворяет, что получить истинные знания о мире можно лишь посредством глубокого шока и сострадания. Каждый человек должен пройти некий переворот сознания, подобно принцу Будде.

Учение базируется на четырех истинах: все есть страдание, у страдания есть причина, существует возможность от него освободиться, есть путь, который ведет к избавлению, то есть к нирване.

Более того, в буддийской практике нет привычных нам характеристик религий: мир никем не создан, нет искупления грехов, нет рая и ада и так далее.

Давайте перейдем к нирване.

Нирвана

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/09/08/19/40/mahavira-3663180_1280.jpg

Стадии медитации

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются

Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации

Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне»

Практика становится устойчивой.
На третьей стадии медитации, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание не исчезает, но прекращает свою деятельность. На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения (см статью «реальности не существует»).

Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» — ни существования, ни отсутствия существования.

Что же является правдой о нирване?

Нирвана

Нирвана является абстрактным, умозрительным антитезисом для Сансары, которая известна и даже может быть исследована. Эти два понятия все-таки не считаются антонимами. Если живущие постоянно в Сансаре страдают время от времени, то в нирване — никто и никогда. Возможно, так и есть, но это ничем не доказано, это всего лишь предположение.

Считается, что Будда говорил о том, что нирвана — это мир без страданий, состояние полной гармонии и тому подобное. А может, такое заключение и не звучало? В сводах его высказываний (сутрах) присутствуют слова «я слышал, что». Цель здесь прослеживается одна — не сделать данные афоризмы непреложной истинной, которая не оспаривается (догматами). Человеку дается возможность усомниться в точности высказываний, ведь рассказчик мог неправильно понять или что-то забыть из услышанного.

Как впасть в нирвану?

Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.

Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.

Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, медитация, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:

Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление

Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь

По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.

Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания

Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.

Как попасть в нирвану

Приверженцы буддизма разных веков имеют несходное мнение относительно того, как постичь нирвану. Некоторые буддисты считают, что нирвана является недостижимой для людей в сансаре. Другие же говорят о том, что каждый человек должен ощутить на себе состояние нирваны при жизни, так как в противном случае ему придется прожить еще одну жизнь. Сторонники этой теории дают советы, как войти в нирвану. Названные советы помогут научиться контролировать свое сознание и управлять им. Это станет хорошей платформой для того, чтобы с помощью медитаций достичь состояния нирваны:

Контроль дыхания. Сначала надо почувствовать, как воздух проходит через все тело

Затем зафиксировать свое внимание на выдохе. В этом состоянии тело расслабляется, уходит отработанный воздух.
Полное погружение в деятельность

Для овладения состоянием нирваны необходимо учиться концентрироваться на той деятельности, которой человек занимается. К примеру, если он читает, то все мысли должны быть только о прочитанном.
Следование за временем и событиями. Не стоит зацикливаться на том, что уже прошло. Надо идти вслед происходящим событиям, думать о них и жить в них.

Нирвана

Поза для входа в нирвану

В вопросе, как достичь нирваны, важное значение имеет поза. Новичкам лучше всего начинать с позы лотоса, потому что она позволяет зафиксировать тело человека в комфортном состоянии

Хотя нирвана доступна в любой позе, необходимо выбирать такие из них, в которых человек не смог бы заснуть при расслаблении. Поза лотоса складывается из таких составляющих:

Нирвана

  • спина должна быть прямой;
  • плечи расправлены;
  • пятка одной ноги находится на бедре другой и наоборот, пятки надо держать ближе к животу;
  • руки расслаблены и слегка согнуты в локтях;
  • ладони раскрыты вверх;
  • под ягодицы лучше подложить небольшую подушку;
  • тело слегка наклонено вперед.

Нирвана в джайнизме

В джайнизме нирвана (мокша, «освобождение») понимается как освобождение от кармического вещества и достигается в процессе религиозной практики при отсутствии притока новых карм (в джайнизме кармы — это разновидности особого вещества, составляющие кармическое тело дживы). У освобождённого дживы возникают абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и совершенство (сиддхатва). Сразу после достижения нирваны джива взлетает вверх и летит до вершины вселенной, где находится обитель сиддхов — Сиддхакшетра. Несмотря на то, что все освобождённые дживы, достигшие Сиддхакшетры, в равной мере наделены праведностью, всеведением и познанием, они отличаются друг от друга по ряду параметров. Также, как и в других индийских религиях, у джайнов нирвана определяется негативно, то есть как «свобода от», а не «свобода для».

Примечания

  1. Лысенко В. Г. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Андросов В. П. Учение Нагарджуны о срединности / Ответственный редактор академик РАН Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, . — С. 705—706. — 846 с. — 1300 экз. — ISBN 5–02–018488–8.
  3. Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты / Под ред. Т. М. Швецова. — Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, . — С. 142. — 799 с. — 2000 экз. — ISBN 5–02–018115–3.
  4. , с. 174.
  5. , с. 57—59.
  6. Махабхарата II. Бхагавадгита, V, 23-26 / Пер. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: Издательство АН ТССР, . — 360 с. — 1000 экз.
  7. K.N. Upadhaya, // Philosophy East and West. — Vol. 18. — 1968. — pp.163-173
  8. Махабхарата II. Бхагавадгита / Пер. Б. Л. Смирнова. — Ашхабад: Издательство АН ТССР, . — 360 с. — 1000 экз..
  9. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / Под ред. профессора М. Т. Степанянц. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. — 383 с. — (История восточной философии). — 4000 экз. — ISBN 5-02-017770-9.

Что такое нирвана?

Нирвана — это сложный и неоднозначный ключевой термин буддийском мировоззрении, которым описывают главную цель на тропе буддийского пути. Это наиприятнейшее из возможных мест, которого  стремится достичь каждый буддист. Однозначного определения нирваны не давал даже сам Будда – он говорил, что в нирване отсутствует мыслительный поток, опасения, страхи, вообще все имеющее к миру явлений. Поэтому ее невозможно описать в понятиях нашей привычной реальности.

В Западном сознании понятие нирвана объясняется слишком упрощенно. Оно скорее напоминает собирательный образ эйфории, умиротворенности, наивысшего блаженства, непознанного чувства спокойствия и восторга. Достаточно примитивное понятие появилось в повседневном лексиконе во времена движения хиппи. Тогда состояние сладкого оцепенения и неописуемого удовольствия после приема психотропных препаратов называлось «впасть в нирвану». В зависимости от предпочтений и взглядов сегодня «впадают в нирвану» от чего угодно: при звуках любимой мелодии, после секса, от хороших напитков, от удачно проведенного дела.

Для современной психологии понятие нирваны остается неисследованным. Поскольку это состояние за пределами земной жизни, понаблюдать и описать его невозможно.

В буддизме нирвана всегда была уникальным понятием. Древнее санскритское слово состоит из двух частей: «нир»-«не» (отрицание), «вана»-«переход из жизни в жизнь». Соединение этих слов означает прерывание цикла непрерывных реинкарнаций, остановка вращения колеса Сансары. Колесо Сансары в буддизме – это мир привязанностей, заблуждений и сопутствующих им страданий. То есть нирвана и Сансара – это два противоположных понятия.

Религиозно-философские источники говорят о двух главных видах нирваны:

  • С остатками: пока физическое тело и ум еще существуют.
  • Без остатков: после смерти и уничтожения физического тела.

Дополнения понятия нирваны в разных школах буддизма.

Разные школы буддизма по-своему трактуют точное значение нирваны и степени ее достижения. Вот как дополняется понятие в разных буддийских воззрениях:

  • Нирвана находится вне всяких доступных для воображения сфер – это абсолютный предел.
  • Переход в абсолют возможен при помощи бога и йоги (медитационного транса).
  • Сознание угасает в нирване совершенно так, как угасает огонь.

В отрывках буддийских текстов эпитетами нирваны называют: «место бессмертия», «уничтожение» (перерождения), «реальность» (отдельный элемент, тождественный бытию). То есть в разных буддийских школах нет согласия относительно определения нирваны. Более того, они расходятся в других базовых понятиях: реальна нирвана или нереальна, есть Будда после нирваны или нет. Но все школы сходятся в одном – сон никакого отношения к нирване не имеет.

Как объясняет нирвану духовный лидер последователей буддизма Далай Лама XIV:

  • Достижение нирваны – это переход личности в такое состояние, когда сознание освобождается от заблуждений. Эта пустота сознания и есть освобождение.
  • Путь, свобода нирваны – это потенциал, который существует в нашем сознании. То есть мы все обладаем потенциалом для достижения нирваны.
  • В состоянии нирваны мы не перестаем различать плохое и хорошее.
  • Человек Запада может попытаться достичь нирваны, если осознает баланс материи и сознания, будет практиковать альтруизм, уравновешенность, сострадание, размышления о хорошем, любящую доброту.

Типы нирваны

Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:

  • непознанное состояние постоянного покоя и абсолютное удовлетворение;
  • разрушение цепочки перерождений, окончание перерождений, полный, нерушимый покой;
  • она не поддается какому-либо определению;
  • в среде ученых и буддистов до сих пор ведутся споры о правильном понимании нирваны.

Существуют разные типы нирваны по различным учениям

Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:

  1. ментальная. Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
  2. жизненная. Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
  3. вечная. Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.

В тхераваде есть 2 вида нирваны:

  • «с остатком». В данном состоянии пребывает святой в буддизме, прежде чем выйти из цепи реинкарнаций. Остатком называется тело, оно носит имя «последнего»;
  • «без остатка». В этом случае у буддийского святого «успокаивается» полный набор дхарм, а сам он навсегда прекращает существование.

Путь к просветлению

Путь концентрации называется саматха. Путь познания — випассана. По сути первый представляет собой статическую медитацию, а второй — динамическую. Но не всё так просто.

Наше сознание не меняется в зависимости от того, открыты у нас глаза или закрыты — это всё тоже самое сознание. Поэтому такое деление весьма условно. Если я с открытыми глазами, ведя машину, концентрируюсь на конкретной мысли, то чем это отличается от того же самого, только с закрытыми глазами? Очевидно, что ничем. Но всё равно некая разница присутствует. Она заключается в том, что випассана (динамическая медитация) как практика осознанности ощутимо сложнее. Но при этом, она же и более продуктивна. Тут всё зависит от того, к какой цели мы хотим прийти. А вот сама цель — это отдельный разговор.

Список из 8 дхьян на Википедии не стоит принимать близко к сердцу, потому что они описывают саматха-стадии, т. е. те, которые достигаются в статической медитации. Её первые 4 форменные дхьяны не соответствуют тому, как изменяется сознание в випассане. Просто примите это как данность. 4 форменные (рупа) дхьяны в саматхе не равны первым 4-м ступеням в випассане. А как же тогда? Да никак — их там вообще нет. Забудьте и смотрите на 8 дхьян, разбивая их на форменные и бесформенные. Форменные могут быть достигнуты в медитации и являются по-сути просто стадиями концентрации, и всё на этом. Процесс прозрения в випассане как динамической медитации до того момента, как сознание окажется в 5-й дхьяне, описан вообще иначе через няны (пали. — njanas).

Как достичь нирваны?

Первый этап — медитация. Она позволит вам очистить разум и мысли. Рекомендуется сделать медитацию повседневной задачей. Следует совершать ее утром и вечером. Утром, чтобы настроиться на новый день, а вечером — чтобы очиститься перед сном.

Понять себя и окружающий мир можно лишь с помощью медитации, это неотъемлемая часть буддизма.

Вам следует жить по четырем буддийским истинам. Практикуя правильный образ жизни, вы все больше и больше будете приближаться к состоянию покоя разума.

Следует научиться гуманизму, принимать людей такими, какие они есть, абстрагироваться от чувств, мыслить субъективно, пытаться принять истину в единственном ее проявлении.

Вы должны жить для мира, для людей. Человек сможет достичь нирваны, только если помыслы его чисты, а намерения благородны. Любовь должны проявляться ко всем существам, начиная от растений, заканчивая вашим злейшим врагом. Зло не принесет покоя душе. Истина обретается только в доброте и счастье. Забудьте о различиях людей. Они все духовно равны. Нет бедных и богатых, нет мужчин и женщин, нет рас и возрастов. Относитесь к ним соответственно.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/12/17/14/34/imagine-1913561_1280.jpg

Живите правильно и честно, ешьте здоровую пищу, любите своих ближних, говорите правду, не ругайтесь ни с кем, ищите истину, очищайте свой разум.

Тогда вы сможете достичь высшего покоя для своей души, а все материальное останется на Земле. Подумайте, стоят ли все удовольствия жизни вечного успокоения души?

Нирвана — что это?

Понятие нирваны исходит из восточной философии. В переводе с древнего индийского языка слово «нирвана» означает «угасание, прекращение». Но в отличие от западного понимания в восточной философии понятия прекращения и угасания наделены положительным смыслом. Они означают избавление от бед, горестей, страданий и постоянной жизненной борьбы. Нирвана – это состояние, в котором разум человека приобретает новое качество. В этом состоянии мозг получает свободу от мыслей, тревог, желаний. Благодаря этому человеку открывается новый мир и понимание жизни.

Что такое нирвана в Буддизме?

Понятие нирваны в буддизме является одним из самых сложных. Точное определение этому слову не смог дать даже легендарный основатель этой религии Будда Шакьямуни. В своих высказываниях он лишь косвенно касался нирваны, отзываясь о нем, как о состоянии, в котором исчезают обычные мысли и переживания. Хотя в понимании европейцев нирвана тесно связана с ощущением счастья и безмятежной радости, родоначальник буддизма никогда не упоминал нирвану в сочетании с блаженством и удовольствием.

Нирвана в буддизме является антитезисом колеса сансары, под которой понимают мир переживаний, стремлений, страданий. Нирвана не соединена с чувствами и эмоциями, она выходит за рамки обычных ощущений, переводя разум человека в другой мир. Среди буддистов нет однозначного понимания этого термина. Зачастую нирвану трактуют так:

  • состояние полной безмятежности, которое можно достичь в этой жизни путем постоянных медитативных практик;
  • состояние человека после смерти.

Нирвана

Нирвана — философия

Нирвана является одним из центральных понятий в буддистской и индуистской философии, однако единого и точного понятия, что такое нирвана, не существует. Считается, что это конечная цель, к которой стремится каждая душа. Нирвана помогает разорвать круг перерождений и объединиться с высшим духом. Нирвана в философии джайнизма — это состояние души, вышедшей за пределы физического тела и кругов сансары. По мере развития буддизма нирвану стали воспринимать как некий абсолют, к которому можно стремиться, но который трудно достичь.

Путь очищения

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие-сознание-блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке – как символ высшей исконной реальности чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами используют духовные имена в связке с термином «ананда». Например, Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой», Муктананда — освобождением, Брахмананда — Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации, как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. у него нет привязанностей и соответственно — нет цепляний за конкретные состояния. Умалчивают, как я полагаю, чтобы искатели двигались хотя бы ради попутных временных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий.

Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации – в нирване присутствует тончайшее блаженство. Вряд ли это так, потому что мастера о нирване говорят, как о явлении за пределами всех возможных переживаний и характеристик. Даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно – есть оно или нет, потому что как только начинаешь им увлекаться, медитация обращается в блуждания ума, и блаженство уходит.

«Вишуддхи Мага» можно перевести как «путь очищения». Это учение – один из главных буддийских текстов по медитации. Практика в нем разделяется на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, которые сопутствуют медитации практикующих в той последовательности, в какой они перечислены ниже.

Поиск ответов

Такой подход Будды к сутрам предположительно мог склонять буддистов к самостоятельному поиску ответа на вопрос: «нирвана — что это?», на рациональное, скептическое восприятие идей в буддизме. Впоследствии их можно проверять неоднократно. Но ведь такой подход неприемлем для нирваны — человек не в состоянии проникнуть за пределы возможного понимания и разглядеть, что там происходит. Приходится либо фантазировать, либо завершить полностью это бесполезное занятие.

Если разобраться, то для буддиста нирвана — это своеобразный фильтр, препятствие. Те, кто желает в нее попасть, не могут этого сделать, так как факт стремления к ней является сутью проявления неуспокоенных желаний и ума. В таком случае человек находится в Сансаре, но никак не в нирване. Вход в нее для него закрыт. Таким же образом желание вырваться из Сансары является признаком смятения и затворяет врата в нирвану.

Что такое нирвана?

Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.

нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей

Всем знакома фраза «впасть в нирвану». Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.

Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.

В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре. Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.

Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это покой души, где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий

Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания. Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.

Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.

Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.

Нирвана в буддизме

Общие понятия

В палийском каноне есть «Махапариниббана сутта» («Сутта \ сутра\ о великом переходе Будды в покой нирваны\ниббаны\»). Как и в других местах палийского канона нирване здесь даётся определение как «несозданной», «неопределимой», «блаженной», «свободной от привязанностей» и т. д.

Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страданий больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости (в сутрах махаяны), разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.

Сутта-питака характеризует нирвану как «освобождённый ум (читта), не имеющий более привязанностей». Ум более не идентифицируется с феноменами бытия, он становится непреходящим, тем самым становясь освобождённым. В то же время Будда избегает говорить о «вечности» или «не-вечности» нирваны, о наличии у реализовавшего её «личностных качеств» или отсутствии оных и т. п. «Апофатический» метод описания нирваны, тем не менее, не мешает воспринимать её в позитивном ключе. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего ум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). Нирвана является и необусловленной реальностью, и благородным умом, постигшим Истину одновременно.

Через 500 лет после Будды Нагарджуна в своём трактате «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») говорит:

Е. А. Торчинов описывает буддийское понимание нирваны следующим образом:

В. Г. Лысенко, рассуждая о том, можно ли считать «невыразимость нирваны» отказом Будды говорить о существовании или не-существовании нирваны, связывает позицию Будды с его позицией при ответе на бесполезные вопросы и делает вывод, что из-за принципиальной необъяснимости нирвана является «предметом только практики, а не рассуждений».

Нирвана и сансара

В соответствии с доктринами изначального буддизма, нирвана поначалу рассматривалась как контраспект сансары. Позже, со времён Нагарджуны, появились учения, объявляющие нирвану тождественной сансаре. Эти учения и составили философский фундамент Махаяны.

Тхеравада сохранила раннебуддийское противопоставление нирваны и сансары в ранге основной проблемы обретения освобождения. Данное противопоставление считается определяющим в избежании страданий сансары и достижении освобождения через нирвану. В отличие от махаянистских школ, тхеравада продолжает считать двойственность нирваны и сансары непреодолимой, два этих контраспекта действенны для всех, до периода ухода в нирвану без остатка — паринирвану, включая Будду и архатов. Как показательный пример этой двойственности, приводится история Будды до перехода его в паринирвану, когда он был ещё на земле: он уже достиг нирваны, но с остатком, то есть ещё пребывал в сансаре, ибо был воспринимаем органами чувств окружающих.