Духовность на пути добра статья на тему

Духовность в немецкой и христианской психологии

Основатели немецкого, или «понимающего», направления (немецкие психологи Шпрангер, Дильтей) боролись за использование понимающих средств проникновения в человеческие души (душевный мир человека). Согласно их теории все культурное наследие, история, искусство влияет на зарождение духовности в личности.

Духовность на пути добра статья на тему

Противоположную точку зрения отстаивает христианская психология: нравственность в каждом от Бога, она проявляется в вере, поступках по отношению к другим и образе жизни. Неправильно отождествлять служение Богу и духовность. Достигший успеха в моральном развитии не всегда религиозен. Он:

  1. считает себя свободным от беспрекословного повиновения церкви, не будет соблюдать некоторые законы (посты, церковные обряды), если они противоречат его взглядам;
  2. не испытывает страха перед высшими силами, но получает поддержку, обращаясь к Богу;
  3. любознателен, ищет ответы в науке, не довольствуясь одним вероучением;
  4. тоталитарен по отношению к другой религии;
  5. не заставляет себя быть снисходительным и добрым только из необходимости. Помогает окружающим, потому что так велит совесть;
  6. не подражает другим и живет по чьей-то указке. Ошибаться и делать выводы для него нормально.

Обобщая все вышеизложенные определения духовности, видим, что она относится к внутреннему миру человека, содержит индивидуальные предпосылки. Она связана с мировыми культурными ценностями или божественными учениями.

Духовное самосовершенствование, что вкладывает в это понятие человек

В понятие «духовное самосовершенствование» человеческое сознание вкладывает много возвышенного и восторженного. Но, несмотря на упоение и мечтания о высотах духа, реальность оказывается более емкой, «приземленной» и требует наличия опыта. Катализатором духовного роста всегда являются неразрешенные проблемы личностного характера: здоровье, психические и эмоциональные трудности в семье, разрыв отношений, различия и непонимание в мировосприятии, ценностях, жизненных исканиях и другое.

Духовное самосовершенствование – это путь преодоления заблуждений и ошибок. Он связан с психологической зрелостью человека и степенью его осознания. Всем известно, что становления осознанности без боли не бывает, но именно так личность способна постичь полноту и гармонию этого мира, уйти от иллюзий и заблуждений, достичь истины.

По убеждению австрало-американского ученого Роджера Уолша, психологическая зрелость является синонимом духовности. Он связывает эти понятия с реализацией человеком своего потенциала. По его мнению, этот процесс предполагает развитие духовных качеств личности, таких как терпеливость, решительность, невозмутимость, щедрость, мудрость, правдивость и доброта. Средством и целью достижения духовности является решительность.

В процессе духовного роста человека, всесторонне меняется его восприятие, происходит очистка сознания от неистинных понятий и мыслей, предубеждений, которые искажают видение окружающего мира и себя в нем. Люди высокой духовности видят жизнь во всей ее полноте, они пребывают в состоянии душевного покоя, обрели веру, умеют искренне любить и сострадать окружающим. Духовное самосовершенствование способно активизировать внутренние человеческие резервы.

В соответствии с теорией всемирно известного психолога Ассаджиоли, существует несколько критических стадий, влияющих на духовное развитие. Человек проживает глубинную трансформацию и перерождение. Он будто «включается», пройдя кризис духовного возрождения, запускаются процессы преображения.

Духовность на пути добра статья на тему

Что может привести к деградации?

Психологи дают следующие рекомендации на пути духовного развития личности:

Следует избегать лишних стрессовых ситуаций;
Не давать себе впасть в апатию;
Следить за тем, чтобы бытовые проблемы не занимали весь ваш день;
Работать над правильным выражением и направлением эмоций;
Ежедневно выделять время для себя, обращать внимание на чувства подсознательного «Я» и интуицию.

Духовное самосовершенствование можно сравнить с процессом развития тела. Если люди прекращают физически развиваться, они ускоренно стареют или деградируют. Также и с духовностью: если человек застревает на одном из этапов, он деградирует.

Что такое духовность?

Множество существующих интерпретаций и определений несут единый смысл: духовность является гармоничным сочетанием и совокупностью таких качеств, как душевный покой, осознанность и безусловная любовь.

Духовность включает в себя все проявления материальной природы человечества, поэтому это понятие отражает больше, чем нравственность и религиозность. Это вектор вертикальных устремлений, в то время как нравственность – горизонтальных. Они пересекаются и образуют невидимый крест – основу личности.

Духовное самосовершенствование личности должно основываться на базе из теоретических материалов и духовной практики, которые способствовали бы формированию общечеловеческих ценностей.

Духовность является пониманием и открытием своих внутренних возможностей, через свое «Я». Это когда нравственное самосовершенствование человека на таком уровне, что он при любых обстоятельствах является высшим проявлением добродетели. В результате телесной, духовной и душевной трансформации, личность переходит на следующий уровень сознания.

Понятие духовности включает в себя: определение сущности собственного «Я», позиционирование себя в мире и обществе, выбор смысла деятельности и целей, пределы и возможности личностного роста. И это далеко не весь перечень.

В жизненной стратегии, субъект учится личной организации времени, саморегуляции и удовлетворенности результатами, приобретает волевые качества (ответственность, инициативность), испытывает эмоциональные переживания себя во времени. Эти вопросы являются вечными для людей любой исторической эпохи.

В процессе осмысления перечисленных проблем, осуществляется духовное развитие, человек обретает духовность

Для личности важно не просто обрести знания и войти в определенную социальную среду, а осознать смысл и цель этих знаний для человеческого развития. Духовность и есть обретением смысла жизни и бытия, а также построение себя как личности

Духовность в западной психологии

Западная психология, сформировавшаяся и получившая признание в послевоенные годы ХХ века, включает в себя несколько направлений:

  • трансперсональная (не отрицающая влияние религии на сознание человека);
  • гуманистическая (в центре ее изучения ― личность, как единственная в своем роде целостная система);
  • экзистенциальная (относящаяся к психологии гуманистической, затрагивает разные аспекты жизни человека). Для нее все имеет значение: отдельный мир человека, его личные переживания и так далее.

По Маслоу человек, обладающий духовностью, находится на высоком эволюционном этапе. Это люди свободны от примитивных желаний, грязных мыслей и поступков, они сеют добро вокруг и проявляют снисходительность к тем, кто этого не заслуживает. Психологи и психотерапевты в начале считали ХХ века, что отсутствие нравственности есть болезнь и от нее нужно избавляться. Но и многие неразвитые культуры занимались так называемым исцелением души, совершая разные шаманские обряды, жертвоприношения и прочее.

Общечеловеческие ценности и как их развить?

Основу сущности человека составляют такие ценности как Истина (интеллектуальный аспект), Мир (эмоциональный аспект), Любовь (нравственный аспект), Праведность (физический аспект) и Ненасилие (духовный аспект). Они не зависят от расы, национальности, религиозной принадлежности и среды обитания. Между общечеловеческими ценностями существует неоспоримая взаимозависимость и взаимосвязь.

Рост духовности зависит от развития ее основополагающих. Вера развивается в результате избавления от убеждений, тормозящих, поглощающих внутреннюю энергию и мотивирования тех, что преумножают ресурсы.

Духовность на пути добра статья на тему

Если убеждения реальны, а не являются самообманом, их необходимо культивировать. Например, человек обманывается, если считает что он самый умный. Реальностью может быть убеждение о том, что он способен повысить свой уровень самообразования.

Достичь душевного покоя можно благодаря внешнему источнику силы (верование в помощь Бога, высших сил). Важна уверенность личности в том, что он сможет преодолеть любые трудности и испытания. Этот вопрос тесно связан с поиском смысла жизни и другими вопросами бытия.

Когда включаются процессы осознанности, субъекту становится важно знать кто он, для чего здесь и какую миссию несет. Человек должен понимать, что все что происходит – не напрасно и имеет цель

Так он приобретает веру, знания и осознает внешний источник силы и находит этот источник внутри себя.

Любовь формирует личность

Любовь является фактором формирования личности, развития ее духовных качеств, прорыва повседневности, переживания уникальности другого человека, уход от одиночества, замена мести и зла нежной привязанностью и сочувствием.

Обретение истинной любви – процесс непростой, но он имеет смысл. В первую очередь человек учится воспринимать окружающих такими, какие они есть, изучает общество, учится понимать природу человеческих поступков и помыслов. В результате он начинает относиться к другим не предвзято и настороженно, а с симпатией, уважением и любовью.

Этот процесс связан с личностным саморазвитием и самопознанием. Чем больше человек узнает себя, тем лучше он понимает других

На втором этапе личность учится переносить внимание с себя на других. Она достигает определенного уровня осознания, чтобы отойти от эго и считаться не только с собой, но и с чувствами других людей, учитывая их интересы

Высшей степенью духовности является осознание того, что все люди связаны между собой и составляют один живой организм и что, навредив другому, мы вредим себе и всей планете. На этом этапе духовного саморазвития, субъект живет в гармонии и любви с самим собой и с внешним миром.

Чтобы научится жить осознанно, нужно определить свои желания, обратить внимание на неразрешенные проблемы и внутренние страхи, понять свое предназначение. Ответы будут появляться не сразу, а постепенно, но если возникает вопрос, значит, ответ уже есть

Поэтому важно понять вопросы, которые действительно тревожат

Духовность на пути добра статья на тему

О поиске смысла жизни

Духовность личности всегда определяется тем, в какой мере она задумывается о смысле жизни. Австрийский психиатр Виктор Франкл утверждал, что такие размышления являются духовным стержнем, отличающим нормальных людей от тех, кто страдает от каких-либо патологий.

Человек обнаруживает проблематичность своего существования и испытывает неоднозначность своей жизни. В определенные жизненные периоды эти вопросы становятся наиболее «острыми», что говорит о духовных исканиях.

К поискам смысла жизни может привести глубокое душевное потрясение. Независимо от причин и выбранного пути духовного развития личности такие искания являются показателем осмысленности бытия и развития личности. Существование человека – не бессмысленно и пока его не оставило сознание, он должен заниматься реализацией своих ценностей и нести ответственность.

«Оправдание» человеком своего истинного предназначения происходит через опыт, путем проб и ошибок. Условности ментальных программ устраняются при возникновении определенных переживаний и эмоций и чувств, связанных с ними. Пока личность не обуздает свой ум и не научится осознавать игры разума, единение с духом будет неполным.

Не менее важно установить связь с собственным телом, научится его слышать, развить чувствование и целенаправленно использовать ум. Эти умения избавят от диссонанса в ощущениях и самовосприятии, помогут достичь полноценной душевной гармонии

Неразрешенные проблемы и конфликты – преграды духовного роста

Любой неразрешенный эмоциональный конфликт является преградой для развития духовности и расширения сознания. Поэтому такие проблемы нужно добровольно решать, учиться брать на себя ответственность за свое поведение, убеждения и отношения.

На первом этапе эмоционального роста, человек берет на себя ответственность за свои действия, что ведет к духовному развитию. Если личность продолжает винить в своих несчастьях и проблемах других людей, она не может разрешить свои эмоциональные конфликты, вследствие чего создаются духовные блоки.

Между ответственными субъектами и теми, кто этой ответственности избегает, возникает непонимание, сильная напряженность, несознательные реакции, создающие напряженные отношения. Человеку необходимо научиться сохранять самосознание в таких ситуациях, особенно во взаимоотношениях с близкими, что позволит снять эмоциональные блокады.

Духовность на пути добра статья на тему

Многие дисфункциональные модели поведения и реакции формируются в раннем детстве и отражаются в виде неисцеленных травм и ран во взрослой жизни. В результате, такие понятия как любовь, секс и эмоциональные потребности могут быть перепутаны с оскорбительным поведением с отсутствием границ.

Если эту дисфункцию не исправить, отклонения будут искажать и определять действия и межличностные отношения. Человек с дисфункциональным паттерном чувствует себя оторванным от мира, нелюбимым, испытывает сексуальное страдание, не может удовлетворить эмоциональные потребности в общении и установить личные границы. Поэтому на пути духовного роста, субъекту нужно исцелить свои личные эмоциональные травмы, которые могут тормозить все сферы саморазвития.

Один из важных этапов духовного развития – это создание пространства Любви-Мудрости в своем самом близком окружении (любимый человек, родители и дети). В ином случае мнимое бегство к свободе будет еще дальше отдалять личность от принятия на себя ответственности за свою жизнь, умения управлять ею и достижения истинной свободы. Другими словами, избегая насущных проблем, изменений и преобразований в первом главном круге жизненных связей, человек еще больше попадает в душевное рабство.

Тесное общение с родителями и своими детьми помогает извлечь человеку жизненные уроки. Если их не осознать и не пройти, достичь нового уровня духовного развития невозможно. Следовательно, личностные проблемы действуют как спусковой механизм для запуска волны духовных исканий.

Почему важно обладать духовностью

Если духовность можно в себе развить с течением времени, то справедливо бы понять, что это в итоге дает.

Каждому хочется ощущать себя особенным. Духовность дает огромное преимущество ― обладать этим качеством означает быть на пике своего развития.
Способность любить и ценить окружающих увеличивается в разы

Любовь к людям открывает новые возможности, устанавливаются прочные связи, появляется чувство нужности и важности.
Начинаешь видеть прекрасное вокруг, темп жизни замедляется, меньше шансов упустить что-либо значимое из виду.
Чувства беспокойства и несправедливости отступают, решения приходят быстро, настроение всегда бодрое.
Некоторые люди утверждают: основа жизни ― терпение и смирение. Высоконравственная личность обладает сильной волей и выдержкой, что помогает не попасть в безвыходную ситуацию.
Непреодолимое желание совершенствоваться не покидает, больше энергии, больше топлива для осуществления своих желаний.
Жизнь без чувства вины и с ощущением свободы.

Существует так называемая мера духовности

Порог есть у всего, и здесь важно не обмануться, ведь существует еще и псевдодуховность. Полностью безгрешными и никогда не ошибающимися мы быть не можем (в Библии говорится, что человек с рождения грешен)

Перфекционизм (от англ. perfect ― «идеальный»), склонность к идеалу и прочее значительно отравляют жизнь. Во всем этом особое место занимает простой человеческий эгоизм. Как же тогда считать себя морально развитым человеком?

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
привлекает к семейным традициям;
возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Духовность на пути добра статья на тему

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Как определить в человеке духовность

Верно ли то, что человек обретает духовность, став зрелым, взрослым и накопив богатый жизненный опыт? Одно точно: такими не рождаются. На то, чтобы стать духовным, требуется время. Чтобы приобрести конкретные моральные и этические качества, нужно пройти определенную школу жизни и обзавестись багажом знаний.

Духовность выражается:

  • в стремлении ответить на вечные вопросы: что такое добро и зло; что есть истина; как распознать любовь; в чем проявляется настоящая красота;
  • избегании влияния дурных людей, непозволении утверждаться за счет других;
  • помощи нуждающимся;
  • социальности и открытости обществу;
  • отсутствии желания как можно больше заработать и попробовать;
  • спокойствии и уравновешенности.

Духовность на пути добра статья на темуВ обычной жизни духовность проявляется в мелочах. Это приверженность религии (утверждение в вере ― хороший толчок к положительным внутренним изменениям), занятия благотворительностью (помочь бездомному псу найти хозяев, передать вещи в детский дом, стать донором крови), уважительное отношение к супруге (супругу) и детям, почитание родителей, тяга к получению новых знаний, этичность и соблюдение законов, интерес к предметам искусства.

Нет такого сверхчеловека, в котором идеально сочетаются эти достоинства. Главное ― ответить на важный вопрос. Как из заурядной персоны превратиться в нравственного героя? Где достать преображающий волшебный эликсир? Любой психоаналитик скажет, что к такой перезагрузке подталкивают пережитые трудности и горести. Если выстоял на ногах, не сломался, все мирское и суетное больше не будет принимать такие масштабные формы.

Развитый человек постоянно занимается познанием себя, исследует свои сильные стороны и слабости, ощущает себя частью чего-то большего, не просто сотрудником какой-то организации, членом большой семьи. Овладение техниками медитации поможет отыскать способы постичь свою сущность, установить свое предназначение.