Глава 13. связь поведения человека со свойствами его души. возможность исследования строения души человека через его характер
Психологический практикум осознания.
Люди пребывающие в депрессии и подверженные приступам паники, как правило, настолько погружены в мысленную жвачку, настолько сосредоточены умственно на тревожащих их мыслях, что буквально выпадают из реальности, все больше и больше погружаясь во внутренний мир.
Таким образом, люди погружаясь во внутренний мир, выпадают из реального мира.
Их легко заметить в городской толпе — это люди с опущенными вниз глазами, их взгляд «не здесь», а «там» во внутренних мыслях.
Гештальт-практикум предполагает знакомство таких людей с 3 зонами осознания, 3 отделами нашего сознания: внутренней, внешней и средней.
Внешняя зона осознания. Сколько объектов и предметов Вы видите на данной картинке?
И учит психологической практике сознательного управления перемещением сознающего внимания между этими 3 зонами сознания человека.
3 зоны осознания: внешняя, внутренняя и средняя.
Теперь давайте обратимся к тому, что Фридрих Перлз (основатель гештальт-терапии), называл 3-мя зонами осознавания.
Существует Внутренняя Зона, Внешняя Зона и Средняя Зона осознания.
На самом деле, осознавание всегда цельно, эти зоны не существуют обособленно в нашем сознании, однако человек может постоянно пребывать, закрепиться сознанием и вниманием только в одной из этих зон
Внутренняя Зона осознания.
Внутренняя Зона осознавания относится к внутреннему миру человека, часто невидимому для окружающих.
Она включает такие субьективные феномены, как ощущения во внутренних органах, напряжение и расслабление мускулов, биение сердца, дыхание. К этой же зоне относятся и эмоции, чувства, ощущения.
Самый очевидный способ усилить осознавание Внутренней Зоны — это обращать внимание человека к его телу и ощущениям. Эксперимент-практикум осознание Внутренней Зоны
Эксперимент-практикум осознание Внутренней Зоны.
Внешняя Зона осознания.
Это осознавание контакта с внешним миром через органы восприятия. Сюда так же входит все наше поведение, речь и действия.
Сюда же относится и то, что психологи называют контактными функциями (зрение, слух, осязание, речь, обоняние и движение).
Обращая внимание на наше контактные функции, мы учимся осознавать настоящее. Мы учимся замечать цвета, формы, звуки, фактуры, запахи и т.д
Мир вокруг нас становится богаче и оживает, что может изменить наш опыт
Мы учимся замечать цвета, формы, звуки, фактуры, запахи и т.д. Мир вокруг нас становится богаче и оживает, что может изменить наш опыт.
Внешнняя Зона осознавания учит нас быть наблюдателями и замечать, как наше поведение влияет на окружающих нас людей, она помогает сделать нам правильный выбор.
Эксперимент-практикум осознавания Внешней Зоны.
Средняя Зона осознания.
Средняя Зона осознавания состоит из мыслей, воспоминаний, фантазий и ожиданий. Сюда же относятся все способы осмысления внутренних и внешних сигналов.
Средняя Зона осознания — это как бы посредник между Внешней и Внутренней.
Одна из основных ее функций — это организовывать наш опыт так, чтобы возникало понимание — интеллектуальное и эмоциональное.
Другие функции — предсказывать, планировать, додумывать, творить и делать выбор. Сюда входят наши убеждения, воспоминания и установки.
Средняя Зона (см. пример выше пример моей Клиентки) неизменно является источником наших проблем и страданий, поскольку именно здесь находятся ограничивающие нас взгляды, привычные способы познания мира и наша склонность заполнять настоящее мыслями о прошлом и будущем.
Здесь же мы определяем наше отношение к опыту. Например, кто-то в ответ на пугающую ситуацию укрепляется в мысли: «Я справляюсь», а кто то закрепляет паттерны тревожных мыслей: «Это опять повторилось со с мной. Я какой-то неправильный».
Эксперимент-практикум осознавания Средней Зоны.
Поделитесь этим упражнением с Вашим другом или знакомым, находящемся в депрессии или испытывающим приступы тревоги и паники.
Есть ли личность. Личность человека прочно вошла в психологию как научная категория
Эта категория находит свои проекции и во многих других науках. Например, в философии личность человека рассматривается как субъект общественных ценностей, идеалов, отношений в индивидуальном выражении. В криминологии принято говорить о личности преступника.
Но что же мы в действительности имеем в виду, когда используем термин «личность человека»? Мы можем описывать это понятие через другие научные и ненаучные категории: «человеческая природа», «черты человека», «темперамент», «конституциональные мотивы» и т.д. А теперь вполне резонно задать вопрос: относятся ли все эти термины и категории к каким бы то ни было объектам ?
С точки зрения лингвистики и семантики все перечисленные термины — не более чем номинализации. Они обычно выглядят, звучат и воспринимаются нами как объекты реального мира, то есть как фактическая данность некоторого рода. Однако при более глубоком рассмотрении оказывается, что все они представляют собой существительные, которых нет в реальном мире. Они не выдерживают так называемого «теста с тачкой», то есть мы не может поместить эти «объекты» в тачку. Мы не можем потрогать, услышать или еще как-то непосредственно воспринять самооценку, мотивацию, темперамент, мотивацию и т.д.
Поэтому в объективной действительности никакой личности человека не существует. Это легко проверить на практике. А кем вы, уважаемый читатель, являетесь в настоящий момент, какой личностью? Для своих родителей вы навсегда останетесь их ребенком, для своих детей вы всегда будете их родителем, для своих подчиненных — начальником, в такси — пассажиром, в поликлинике — пациентом, в магазине — покупателем, и т.д., и т.п. А где ваше «истинное Я», где ваша «личность»?
Итак, личность человека — ментальный конструкт и абстрактное существительное. Оно существует только как идея, если хотите, как ярлык.
Этот густой ментальный туман следует развеять. Необходимо сменить отношение к личности человека как к объекту на отношение к ней как к процессу. Наша личность — это не более и не менее чем механизм преодоления определенных (в данном контексте) трудностей. В действительности она прикрывает нашу истинную сущность, как бы маскирует ее. Личность человека — это всего лишь набор динамических стереотипов (привычек) и доминант (системы потребностей).
А что нам даст отказ от рассмотрения личности человека как объекта?
Во-первых , мы перейдем от вопросов типа «Что такое человеческая природа?», «Каков его темперамент?», «Что он за человек?», к процессуальным вопросам следующего рода: «Как он управляет своей психикой в конкретном контексте?», «Правильный ли стиль поведения он выбрал в той самой ситуации?», «Сможет ли он (она) при таком отношении к происходящему достигнуть поставленной цели?» и т.п. То есть, мы меняем ракурс с «Что представляет собой этот человек?» на «Как он функционирует, используя свое мышление, эмоции, ценности, восприятие, отношения и т.п.?» И если мы выявляем у человека, в том числе у самого себя, определенный операционный стиль, который показывает в данном контексте низкую эффективность на пути к достижению определенной цели (к удовлетворению определенной потребности), то мы можем просто отказаться от этого стиля и пойти другим, более эффективным путем. В таком случае выражения «Просто я (он) такой человек», «Что вы хотите от человека с таким характером?», утрачивают смысл.
История
Первобытные представления о снах, смерти и даже обмороках подкрепили веру в душу человека, а может и создали ее. Когда-то людям казалось, что ночью душа покидает тело человека и существует независимо от него. Психология старается дать научное основание всем этим явлениям, глубже рассмотреть проблему.
Сейчас мы используем термин «подсознание», когда говорим о сновидениях. Однако, в рядах именитых психологов мы можем встретить тех, кто сродни первобытным шаманам пытается работать с личностью в момент предсонного состояния или в состоянии гипноза (транса).
Психология старается отдалиться от религии, заменить термины на свои, хотя они и имеют близкие связи. У нас появились и другие термины, которые в принципе подразумевают под собой нечто схожее с вместилищем вечных идей — душой.
Еще во времена античности философы говорили о том, что душа живет в головном мозге человека. Гераклит представлял ее в виде такого вещества как огонь, Анаксимен определял в виде воздуха, а Эмпедокл утверждал, что она является смешением разных элементов.
Чуть позже Аристотель заговорил о том, что ее невозможно отделить от тела человека, а под собой она являет три составляющие: растительную, животную и разум.
В эпоху средневековья, как вы, наверное, знаете, процветало влияние религии на науку, а потому Фома Аквинский выдвинул свои идеалистические представления о бессмертной душе, что нашло своих приверженцев.
В общем, на протяжении веков в литературе и философии, ведутся споры, от которых психология старается отдалиться.
Как и всегда эта наука проявляет себя более чем лояльно к воззрениям людей. Она не отрицает этого понятия, не спорит, когда люди называют психологию «наукой о душе», но и не старается защитить «душу» от нападок со стороны атеистов.
Личность и душа это. Каким образом связаны душа и личность?
Доброго времени суток.
Скажите, каким образом связаны душа и личность? Обладает ли душа воспоминаниями, умственными способностями, характером личности? Возьмем ребенка возрастом 1год — он имеет душу, но не имеет личности. Если он умрет в этом возрасте, то какое влияние его личность окажет на душу? Так если личность и душа не связаны, то зачем личности переживать о душе? Спасибо за ответ. Андрей.
Отвечает священник Филипп Парфенов:
Здравствуйте, Андрей!
Личность человека включает и душу, и тело. Это целый человек сам по себе! Поэтому как можно утверждать, что годовалый ребенок не имеет личности? Он есть личность, только еще в потенции, еще не раскрытая. Подобно тому как он уже человек, только не выросший. Следовательно, как можно думать, что душа и личность не связаны?
Возможно, вся трудность в том, что само понятие личности нелегко определить, и Вы понимаете под этим словом что-то не то, что подразумеваю я, или как оно понимается в Церкви, где, впрочем, также не дается четких определений личности.
Одно из возможных определений:Э. Фpомм: «Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различия между врожденными и приобретенными свойствами, в целом, синонимично различию между темпераментами, талантами и всеми конституционно заданными психическими свойствами с одной стороны, и характером – с другой».
Есть еще весьма оригинальное определение В. Штерна : «самодеятельная, самосозидающая, целеустремленная и осмысленная деятельность, как законченная система, скорее метафизически, чем экспериментально обоснованная» (В.Штерн).
Младенец не во всем, согласен, подходит под это определение, но зачатки своей воли и метафизическая связь с Богом у него тоже имеется.
Личность и душа в православии. Что такое душа?
Душа — это нематериальная сущность человека, которая определяет его как уникальную личность. Она живет в теле и является связующим звеном между внешним и внутренним миром. Только благодаря ей человек живет, страдает, любит, общается и познает окружающий мир. Не будет души, не будет и жизни.
Если тело существует без души, это не человек, а какая-то машина для выполнения различных функций.
Душа вселяется в тело при рождении и уходит из него с наступлением смерти. Но до сих пор многие спорят о том, в каком же месте обитает душа?
- По одной версии, душа находится в ушах.
- Еврейские народы думают, что душа вселяется в кровь.
- Жители коренных северных народов отводили душе место на самом главном шейном позвонке.
- Православные считают, что душа селится в легких, животе или в голове.
В христианстве душа бессмертна. Она имеет ум и чувства, даже имеет свой вес. Ученые выяснили, что тело после смерти становится легче на 22 грамма.
Как понять, что Я личность. Развитие внутреннего Я
Модель поведения человека в основном зависит от определенных правил социума, так называемых канонов. Зачастую то, что его характеризует, на самом деле является отпечатком тех самых требований по отношению к поведению.
Основной движущей силой развития личности можно назвать внутреннее противоборство между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения.
Понять, насколько развита личность, можно по ее отношению к различным ситуациям, проблемам, другим людям и так далее.
В основном ограниченные люди руководствуются меркантильностью во взглядах. Развитые личности наоборот делают акцент на самосовершенствовании и самосознании.
У каждого индивида жизненный путь по-своему тяжел и каждый по-своему справляется с проблемами, часто возникающими на горизонте. И то, насколько успешно у человека это получается, то, какие уроки он выносит из произошедших ситуаций, показывает не только уровень его умственного развития, но и личностного.
Стремление к постоянному развитию и обучению отличает личность от индивида.
Есть и такие личности, которых общество старается избегать
Существуют отдельные типы личности:
- социализированная личность – та, которая сумела адаптироваться к социальной жизни;
- десоциализированная личность – та, которая противоречит требованиям общества. Сюда относят маргинальных личностей, непринятых социумом;
- психически-аномальная личность – та, которая может иметь задержки в развитии и быть психопатом.
Что касается последних, общество старается любыми способами ограничить контакт с такими людьми.
Книги
Если вы интересуетесь душой, то могу посоветовать книгу Уайльдера Панфилда «Мозг. Тайны разума», в которой этот врач и психолог по совместительству попытался открыть тайны процессов, которые ведутся независимо от нас, понять, что же такое разум и человеческая душа. Его слова до сих пор остаются актуальными, а идеи новаторскими. Она немного сложна для тех, кто не сведущ в медицине.
У Дениз О’Лири в «Научные битвы за душу» все намного проще. Она не верит в душу, считает что Бог – это иллюзия, а мистика всего лишь плод воображения и самовнушений, даже называет ее психологической патологией. Интересно, какими доводами она руководствуется, когда утверждает об этом? Советую прочитать, аргументы могут быть спорными, но вам в любом случае должно понравиться, конечно же, если вы разделяете ее идеи.
Ну и конечно же, я не могу обойти стороной ту часть аудитории, которая верит. О православном взгляде на душу вы сможете узнать из книги «Загробная жизнь и бессмертие души. Свидетельства и факты». Как психолог, не буду давать собственной оценки этому труду, лишь упомяну, что в ней вы узнаете не только про обряды и молитвы, но и поймете почему церковь считает душу бессметной и чем объясняется эта вера.
Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч и удачи.