Глава 13. связь поведения человека со свойствами его души. возможность исследования строения души человека через его характер

Психологический практикум осознания.

Люди пребывающие в депрессии и подверженные приступам паники, как правило, настолько  погружены в мысленную жвачку, настолько сосредоточены умственно на тревожащих их мыслях, что буквально выпадают из реальности, все больше и больше погружаясь во внутренний мир.

Таким образом, люди погружаясь во внутренний мир, выпадают из реального мира.

Их легко заметить в городской толпе — это люди с опущенными вниз глазами, их взгляд «не здесь», а «там» во внутренних мыслях.

Гештальт-практикум предполагает знакомство таких людей с 3 зонами осознания, 3 отделами нашего сознания: внутренней, внешней  и средней.

Внешняя зона осознания. Сколько объектов и предметов Вы видите на данной картинке?

И учит психологической практике сознательного управления перемещением сознающего внимания между этими 3 зонами сознания человека.

3 зоны осознания: внешняя, внутренняя и средняя.

Теперь давайте обратимся к тому, что Фридрих Перлз (основатель гештальт-терапии), называл 3-мя зонами осознавания.

Существует Внутренняя Зона, Внешняя Зона и Средняя Зона осознания.

На самом деле, осознавание всегда цельно, эти зоны не существуют обособленно в нашем сознании, однако человек может постоянно пребывать, закрепиться сознанием и вниманием только в одной из этих зон

Внутренняя Зона осознания.

Внутренняя Зона осознавания относится к внутреннему миру человека, часто невидимому для окружающих.

Она включает такие субьективные феномены, как ощущения во внутренних органах, напряжение и расслабление мускулов, биение сердца, дыхание. К этой же зоне относятся и эмоции, чувства, ощущения.

Самый очевидный способ усилить осознавание Внутренней Зоны — это обращать внимание человека к его  телу и ощущениям. Эксперимент-практикум осознание Внутренней Зоны

Эксперимент-практикум осознание Внутренней Зоны.

Внешняя Зона осознания.

Это осознавание контакта с внешним миром через органы восприятия.  Сюда так же входит все наше поведение, речь и действия.

Сюда же относится и то, что психологи называют контактными функциями (зрение, слух, осязание, речь, обоняние и движение).

Обращая внимание на наше контактные функции, мы учимся осознавать настоящее. Мы учимся замечать цвета, формы, звуки, фактуры, запахи и т.д

Мир вокруг нас становится богаче и оживает, что может изменить наш опыт

Мы учимся замечать цвета, формы, звуки, фактуры, запахи и т.д. Мир вокруг нас становится богаче и оживает, что может изменить наш опыт.

Внешнняя Зона осознавания учит нас быть наблюдателями и замечать,  как наше поведение влияет на окружающих нас  людей, она помогает сделать нам правильный выбор.

Эксперимент-практикум осознавания Внешней Зоны.

Средняя Зона осознания.

Средняя Зона осознавания состоит из мыслей, воспоминаний, фантазий и ожиданий. Сюда же относятся все способы осмысления внутренних и внешних сигналов.

Средняя Зона осознания — это как бы посредник между Внешней и Внутренней.

Одна из основных ее функций — это организовывать наш опыт так, чтобы возникало понимание — интеллектуальное и эмоциональное.

Другие функции — предсказывать, планировать, додумывать, творить и делать выбор. Сюда входят наши убеждения, воспоминания и установки.

Средняя Зона (см. пример выше пример моей Клиентки) неизменно является источником наших проблем и страданий, поскольку именно здесь находятся ограничивающие нас взгляды, привычные способы познания мира и наша склонность заполнять настоящее мыслями о прошлом и будущем.

Здесь же мы определяем наше отношение к опыту. Например, кто-то в ответ на пугающую ситуацию укрепляется в мысли: «Я справляюсь», а кто то закрепляет паттерны тревожных мыслей: «Это опять повторилось со с мной. Я какой-то неправильный».

Эксперимент-практикум осознавания Средней Зоны.

Поделитесь этим упражнением с Вашим другом или знакомым, находящемся  в депрессии или испытывающим приступы тревоги и паники.

Есть ли личность. Личность человека прочно вошла в психологию как научная категория

Эта категория находит свои проекции и во многих других науках. Например, в философии личность человека рассматривается как субъект общественных ценностей, идеалов, отношений в индивидуальном выражении. В криминологии принято говорить о личности преступника. 

Но что же мы в действительности имеем в виду, когда используем термин «личность человека»? Мы можем описывать это понятие через другие научные и ненаучные категории: «человеческая природа», «черты человека», «темперамент», «конституциональные мотивы» и т.д. А теперь вполне резонно задать вопрос: относятся ли все эти термины и категории к каким бы то ни было объектам ?

С точки зрения лингвистики и семантики все перечисленные термины — не более чем номинализации. Они обычно выглядят, звучат и воспринимаются нами как объекты реального мира, то есть как фактическая данность некоторого рода. Однако при более глубоком рассмотрении оказывается, что все они представляют собой существительные, которых нет в реальном мире. Они не выдерживают так называемого «теста с тачкой», то есть мы не может поместить эти «объекты» в тачку. Мы не можем потрогать, услышать или еще как-то непосредственно воспринять самооценку, мотивацию, темперамент, мотивацию и т.д.

Поэтому в объективной действительности никакой личности человека не существует. Это легко проверить на практике. А кем вы, уважаемый читатель, являетесь в настоящий момент, какой личностью? Для своих родителей вы навсегда останетесь их ребенком, для своих детей вы всегда будете их родителем, для своих подчиненных — начальником, в такси — пассажиром, в поликлинике — пациентом, в магазине — покупателем, и т.д., и т.п. А где ваше «истинное Я», где ваша «личность»?

Итак, личность человека — ментальный конструкт и абстрактное существительное. Оно существует только как идея, если хотите, как ярлык.

Этот густой ментальный туман следует развеять. Необходимо сменить отношение к личности человека как к объекту на отношение к ней как к процессу. Наша личность — это не более и не менее чем механизм преодоления определенных (в данном контексте) трудностей. В действительности она прикрывает нашу истинную сущность, как бы маскирует ее. Личность человека — это всего лишь набор динамических стереотипов (привычек) и доминант (системы потребностей).

А что нам даст отказ от рассмотрения личности человека как объекта?

Во-первых , мы перейдем от вопросов типа «Что такое человеческая природа?», «Каков его темперамент?», «Что он за человек?», к процессуальным вопросам следующего рода: «Как он управляет своей психикой в конкретном контексте?», «Правильный ли стиль поведения он выбрал в той самой ситуации?», «Сможет ли он (она) при таком отношении к происходящему достигнуть поставленной цели?» и т.п. То есть, мы меняем ракурс с «Что представляет собой этот человек?» на «Как он функционирует, используя свое мышление, эмоции, ценности, восприятие, отношения и т.п.?» И если мы выявляем у человека, в том числе у самого себя, определенный операционный стиль, который показывает в данном контексте низкую эффективность на пути к достижению определенной цели (к удовлетворению определенной потребности), то мы можем просто отказаться от этого стиля и пойти другим, более эффективным путем. В таком случае выражения «Просто я (он) такой человек», «Что вы хотите от человека с таким характером?», утрачивают смысл.

История

Первобытные представления о снах, смерти и даже обмороках подкрепили веру в душу человека, а может и создали ее. Когда-то людям казалось, что ночью душа покидает тело человека и существует независимо от него. Психология старается дать научное основание всем этим явлениям, глубже рассмотреть проблему.

Глава 13. связь поведения человека со свойствами его души. возможность исследования строения души человека через его характер

Сейчас мы используем термин «подсознание», когда говорим о сновидениях. Однако, в рядах именитых психологов мы можем встретить тех, кто сродни первобытным шаманам пытается работать с личностью в момент предсонного состояния или в состоянии гипноза (транса).

Психология старается отдалиться от религии, заменить термины на свои, хотя они и имеют близкие связи. У нас появились и другие термины, которые в принципе подразумевают под собой нечто схожее с вместилищем вечных идей — душой.

Еще во времена античности философы говорили о том, что душа живет в головном мозге человека. Гераклит представлял ее в виде такого вещества как огонь, Анаксимен определял в виде воздуха, а Эмпедокл утверждал, что она является смешением разных элементов.

Чуть позже Аристотель заговорил о том, что ее невозможно отделить от тела человека, а под собой она являет три составляющие: растительную, животную и разум.

В эпоху средневековья, как вы, наверное, знаете, процветало влияние религии на науку, а потому Фома Аквинский выдвинул свои идеалистические представления о бессмертной душе, что нашло своих приверженцев.

Глава 13. связь поведения человека со свойствами его души. возможность исследования строения души человека через его характер

В общем, на протяжении веков в литературе и философии, ведутся споры, от которых психология старается отдалиться.

Как и всегда эта наука проявляет себя более чем лояльно к воззрениям людей. Она не отрицает этого понятия, не спорит, когда люди называют психологию «наукой о душе», но и не старается защитить «душу» от нападок со стороны атеистов.

Личность и душа это. Каким образом связаны душа и личность?

Доброго времени суток.
Скажите, каким образом связаны душа и личность? Обладает ли душа воспоминаниями, умственными способностями, характером личности? Возьмем ребенка возрастом 1год — он имеет душу, но не имеет личности. Если он умрет в этом возрасте, то какое влияние его личность окажет на душу? Так если личность и душа не связаны, то зачем личности переживать о душе? Спасибо за ответ. Андрей.

Глава 13. связь поведения человека со свойствами его души. возможность исследования строения души человека через его характер

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Андрей!

Личность человека включает и душу, и тело. Это целый человек сам по себе! Поэтому как можно утверждать, что годовалый ребенок не имеет личности? Он есть личность, только еще в потенции, еще не раскрытая. Подобно тому как он уже человек, только не выросший. Следовательно, как можно думать, что душа и личность не связаны?

Возможно, вся трудность в том, что само понятие личности нелегко определить, и Вы понимаете под этим словом что-то не то, что подразумеваю я, или как оно понимается в Церкви, где, впрочем, также не дается четких определений личности.

Одно из возможных определений:Э. Фpомм: «Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различия между врожденными и приобретенными свойствами, в целом, синонимично различию между темпераментами, талантами и всеми конституционно заданными психическими свойствами с одной стороны, и характером – с другой».

Есть еще весьма оригинальное определение В. Штерна : «самодеятельная, самосозидающая, целеустремленная и осмысленная деятельность, как законченная система, скорее метафизически, чем экспериментально обоснованная» (В.Штерн).

Младенец не во всем, согласен, подходит под это определение, но зачатки своей воли и метафизическая связь с Богом у него тоже имеется.

Личность и душа в православии. Что такое душа?

Душа — это нематериальная сущность человека, которая определяет его как уникальную личность. Она живет в теле и является связующим звеном между внешним и внутренним миром. Только благодаря ей человек живет, страдает, любит, общается и познает окружающий мир. Не будет души, не будет и жизни.

Если тело существует без души, это не человек, а какая-то машина для выполнения различных функций.

Душа вселяется в тело при рождении и уходит из него с наступлением смерти. Но до сих пор многие спорят о том, в каком же месте обитает душа?

  1. По одной версии, душа находится в ушах.
  2. Еврейские народы думают, что душа вселяется в кровь.
  3. Жители коренных северных народов отводили душе место на самом главном шейном позвонке.
  4. Православные считают, что душа селится в легких, животе или в голове.

В христианстве душа бессмертна. Она имеет ум и чувства, даже имеет свой вес. Ученые выяснили, что тело после смерти становится легче на 22 грамма.

Как понять, что Я личность. Развитие внутреннего Я

Модель поведения человека в основном зависит от определенных  правил социума, так называемых канонов. Зачастую то, что его характеризует, на самом деле является отпечатком тех самых требований по отношению к поведению.

Основной движущей силой развития личности можно назвать внутреннее противоборство между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения.

Понять, насколько развита личность, можно по ее отношению к различным ситуациям, проблемам, другим людям и так далее.

В основном ограниченные люди руководствуются меркантильностью во взглядах. Развитые личности наоборот делают акцент на самосовершенствовании и самосознании.

У каждого индивида жизненный путь по-своему тяжел и каждый по-своему справляется с проблемами, часто возникающими на горизонте. И то, насколько успешно у человека это получается, то, какие уроки он выносит из произошедших ситуаций, показывает не только уровень его умственного развития, но и личностного.

Стремление к постоянному развитию и обучению отличает личность от индивида.

Глава 13. связь поведения человека со свойствами его души. возможность исследования строения души человека через его характер

Есть и такие личности, которых общество старается избегать

Существуют отдельные типы личности:

  • социализированная личность – та, которая сумела адаптироваться к социальной жизни;
  • десоциализированная личность – та, которая противоречит требованиям общества. Сюда относят маргинальных личностей, непринятых социумом;
  • психически-аномальная личность – та, которая может иметь задержки в развитии и быть психопатом.

Что касается последних, общество старается любыми способами ограничить контакт с такими людьми.

Книги

Если вы интересуетесь душой, то могу посоветовать книгу Уайльдера Панфилда «Мозг. Тайны разума», в которой этот врач и психолог по совместительству попытался открыть тайны процессов, которые ведутся независимо от нас, понять, что же такое разум и человеческая душа. Его слова до сих пор остаются актуальными, а идеи новаторскими. Она немного сложна для тех, кто не сведущ в медицине.

У Дениз О’Лири в «Научные битвы за душу» все намного проще. Она не верит в душу, считает что Бог – это иллюзия, а мистика всего лишь плод воображения и самовнушений, даже называет ее психологической патологией. Интересно, какими доводами она руководствуется, когда утверждает об этом? Советую прочитать, аргументы могут быть спорными, но вам в любом случае должно понравиться, конечно же, если вы разделяете ее идеи.

Ну и конечно же, я не могу обойти стороной ту часть аудитории, которая верит. О православном взгляде на душу вы сможете узнать из книги «Загробная жизнь и бессмертие души. Свидетельства и факты». Как психолог, не буду давать собственной оценки этому труду, лишь упомяну, что в ней вы узнаете не только про обряды и молитвы, но и поймете почему церковь считает душу бессметной и чем объясняется эта вера.

Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч и удачи.