Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Развитие синдрома выученной беспомощности

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынкеПресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Почему иногда человек, попадая в проблемную для себя ситуацию, неблагоприятное влияние которой ему доставляет множество негативных переживаний, не пытается ничего изменить, а просто терпит ее? Такую модель поведения психологи характеризуют как «синдром выученной беспомощности». Это одновременно и модель поведения и психологическое состояние.

Выученная беспомощность как модель поведения

Личность с синдромом выученной беспомощности привыкает говорить себе: «Да, мне плохо! Но что я могу сделать?! Ничего…». Такая установка не всегда уместна, ей не стоит злоупотреблять, чтоб не превратить свою жизнь в мучение.

Умение принимать жизнь такой, какая она есть, и подстраиваться под сложившуюся ситуацию помогают индивиду выжить и адаптироваться в обществе. Но такая модель поведения неверна, когда ситуация может быть изменена в лучшую сторону усилием воли и деятельностью личности.

Непоправимых ситуаций в жизни мало. Чаще судьба оказывается в руках человека, он делает свой жизненный выбор каждый раз, принимая какое-либо решение. Не принимать решений, «закрывать глаза» на трудности, уходить от них, терпеть невыносимую ситуацию порой легче, чем мужественно и решительно изменить ее. Позиция «мученика», может быть, благородна, но не эффективна, она пассивна, а не активна.

Причины развития синдрома выученной беспомощности

В названии синдрома кроется понимание его причин. Выученность – основная характеристика этого явления. Когда-то пассивность и бездействие были впервые использованы личностью как модель поведения, затем, стали применяться все чаще и чаще, находя подкрепление и, наконец, вошли в привычку.

Подспорьем для возникновения синдрома могут быть:

  1. Перенос опыта личных переживаний непоправимых ситуаций на ситуации, которые можно исправить. Человек, переживший множество неконтролируемых ситуаций, теряет веру в возможность контроля над другими событиями в жизни.

    К примеру, ребенок, переживший в раннем детстве развод родителей (неконтролируемая ситуация для ребенка), может во взрослом возрасте свой развод (контролируемая ситуация для взрослого) воспринимать как непоправимую ситуацию, не видя возможностей ее исправления.

  2. Перенос опыта переживаний других людей на свою жизнь.

    В этом случае человек копирует, заимствует модель поведения, наблюдая за поведением других людей в безвыходных ситуациях.Например, в некоторых культурах женщина обязана быть покорной и послушной, ее этому учат с детства, такая модель поведения ею воспринимается как традиционная и верная.

  3. Психологические явления: инфантильность, пассивность, безынициативность, чрезмерная привязанность к значимому взрослому и другие.

Рекомендации по избавлению от синдрома выученной беспомощности

Одни люди живут с синдромом выученной беспомощности всю жизнь, привыкая страдать и терпеть, а другие пытаются изменить свой шаблон поведения. Сделать это бывает достаточно сложно.

Психологи дают следующие рекомендации:

  1. Правильный круг общения. Когда нужно избавиться от выученной беспомощности, необходимо в круг своего общения включить людей решительных, смелых, волевых и мужественных. Если когда-то человек выучился неэффективной модели поведения, наблюдая за другими, то и теперь сможет переучиться благодаря тому же методу наблюдения.
  2. Выход из зоны комфорта. Иногда люди с синдромом выученной беспомощности остаются заложниками неблагоприятной ситуации по простой причине – известность, комфортность, путь даже и смертельно опасная.

    Нужно учиться выходить из зоны комфорта, делать то, что неизвестно, страшно, непривычно, превозмогать себя и свои привычные образы действий.

  3. Целеустремленность. Беспомощные люди не умеют ставить цели и даже не имеют мечты (настолько они разочарованы в жизни)! Нужно учиться ставить перед собой цели, пусть даже незначительные.

    Достигнув, хвалить себя, укреплять веру в собственные силы и возможности.

  4. Ответственность. За человека и за все его действия/бездействия несет ответственность только он сам. Эту ответственность нужно постоянно осознавать.

    Как бы ни помогали окружающие, ни старались оградить от неприятностей, или, напротив, какие бы преграды и страдания ни причиняли, ответственность несет сам человек.

Выбор быть счастливым или несчастным – в руках каждого!

Ждем Вашей оценки

(Еще не али)Загрузка…

выученная беспомощность — это… Что такое выученная беспомощность?

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

  • Выученная беспомощность — или приобретенная беспомощность состояние человека или животного, в котором они научились вести себя беспомощно, даже при том, что возможность улучшения появляется после исчезновения вредных обстоятельств, в которые человек или животное были… …   Википедия
  • Выученная Беспомощность — (learned helplessness) особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется… …   Психологический словарь
  • Выученная беспомощность — – неспособность человека действовать в ситуациях, на исход которых, по прежнему опыту, он не способен повлиять. Выученная беспомощность имеет три составляющие: окружающую среду, в которой некоторые важные процессы не поддаются контролю; выученную …   Словарь-справочник по социальной работе
  • Выученная беспомощность — состояние, возникающее у животных после более или менее длительного неприятного или болевого воздействия, избежать которого не удается. Такая ситуация возникает, когда перед собакой ставят невыполнимую задачу или отрабатывают сразу весь сложный… …   Словарь дрессировщика
  • Выученная беспомощность — (learned helplessness) основанное на прошлом опыте представление, что человек не контролирует свои подкрепления …   Общая психология: глоссарий
  • выученная беспомощность (learned helplessness) — Категория. Особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Специфика. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Выученная беспомощность (learned helplessness) — В. б. относят к феноменам из области реактивной депрессии и выполнения людьми разнообразных задач, несмотря на то, что первонач. этот феномен был зафиксирован в ходе исслед. на животных. Сам термин был введен в употребление Мартином Селигманом и… …   Психологическая энциклопедия
  • беспомощность выученная — состояние, возникающее у человека и животных после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать коего не удается: в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям дается серия нерешаемых задач, или же …   Большая психологическая энциклопедия
  • Депрессия (depression) — Понятие депрессии Д. термин, используемый для описания настроения, симптома и синдромов аффективных расстройств. Что касается настроения, Д. означает преходящее состояние, для к рого характерны чувства грусти, уныния, покинутости, безрадостности …   Психологическая энциклопедия
  • Внутренне- и внешненаправляемое поведение (inner / outer-directed behavior) — Проблема внутреннего контроля поведения, в сравнении с внешним, затрагивает, во первых, обстоятельства, при к рых человек воспринимает собственное поведение как определяемое внешними силами или им самим. Во вторых, она касается вероятности того,… …   Психологическая энциклопедия

Виды психотравм

Негативный психологический опыт классифицируют в зависимости от способности человека преодолеть его. Выделяют такие типы реакции на стресс:

  • Проактивная позиция — предполагает попытку самостоятельной проработки стрессового события до того, как оно повлияет на мировоззрение и образ жизни. Люди с проактивной позицией легко справляются со стрессом и неожиданными ударами судьбы;
  • Реагирующая позиция — предполагает усилия по минимизации морального ущерба от психотравмирующего события. То есть, борьба происходит уже после случившегося. В такой ситуации, травматические события оказывают существенное влияние на эмоциональное состояние человека;
  • Пассивная позиция – игнорирование произошедшего, неприятие ситуации. Люди с такой позицией очень долго страдают от последствий психологической травмы.

Психотравмы также классифицируют по продолжительности:

  • Ситуативные – событие происходит внезапно и длится короткий промежуток времени. К таким событиям можно отнести врачебную ошибку, смерть родного человека, предательство друга, природную катастрофу;
  • Долговременные травмы, как правило, связаны с детскими переживаниями. Они тянуться десятилетиями и отравляют жизнь человека.

Психологос: энциклопедия практической психологии Душевная страховка

Душевная страховка — способ предотвращения сильных негативных переживаний от потерь. Профилактика дистресса. Одна из служебных
программ эмоциональной саморегуляции.  Автор методики — Н.И.Козлов

Что такое страховка — знают все. Вы платите не очень большие деньги, и тогда в случае потери (или другого страхового случая) вам сумма потери возмещается. Но потери сводятся не только к деньгам. Потери любимых вещей или, тем более, дорогих нам людей, бывает, переживаются очень тяжело, и если вы эту душевную боль переживать не хотите, это также можно сделать — с помощью душевной страховки.

Как и денежная, душевная страховка не бесплатная, только здесь придется платить не деньгами, а небольшим душевным напряжением заранее. Это может быть немного больно, но это бывает оправдано: вы защищены. Если после душевной страховки Потеря произойдет, она не причинит уже страшной, невыносимой боли.

Стихийным образом душевная страховка работает даже тогда, когда мы о ее действии и не подозреваем: согласно исследованиям, предсказанный или предугаданный негативный стресс оказывает на организм куда меньшее разрушительное действие, чем стресс неожиданный.

Страховать можно и те вещи, которые уже сейчас есть, и те, которые только приобретаешь. Наиболее эффективно страховка действует с вещями новыми, к которым еще не успел прикипеть душой.

Техника душевной страховки

Всё, что нам в жизни дорого и потерять больно, можно разбить на три категорий: вещи, события, люди (сюда же можно поместить и животных, если у вас есть любимые). Начинать душевную страховку проще с вещей, которые ценны, но утрату которых пережить легче: например с ноутбука, с компьютера, с мобильника и так далее. Техника душевной страховки состоит из четырех шагов:

  1. Поприветствовать.
  2. Принять в свою жизнь.
  3. Попрощаться.
  4. Удостовериться, что жизнь остается светлой.

Разберем это на примере.

Итак, представим, что вы купили классный ноутбук. Он стоит на столе в вашей комнате, так уютно, так красиво смотрится, так доверчиво поблескивает клавиатурой… Подарите ему и себе радость: поздоровайтесь! Здравствуй, мой красавец, мой хороший, мой блестящий! Будем дружить?

Далее, любую новую вещь нужно в свою жизнь принять: почувствовать, что она тебе близкая, родная, что она твоя, что ты можешь ею пользоватся, что она тебе принадлежит. Если это не сделать, вещь может долгое время оставаться вам чужой, и вы будете ее не любить и ее избегать. Почувствовали, что этот ноутбук ваш, родной?

А теперь, пока вы еще душой к нему не приросли, пришла пора с ноутбуком попрощаться. Рано или поздно этот ноутбук уйдет из вашей жизни. Представьте это. Вы стоите здесь, а его больше — нет. Стол — есть, все есть, а ноутбука нет. Он ушел из вашей жизни навсегда и больше никогда не появится. Представили? — Прощай,  ноутбук!

А теперь задайте себе один-единственный вопрос: вы сможете быть счастливым, если этого ноутбука нет, если его у вас не будет? Вы знаете ответ: «Да!» Вот и славно.

Как использовать технику душевной страховки

Когда застраховали простые вещи можно переходить к более дорогим, потом к событиям и людям. Смотри Чтобы не мучиться при потере любимого

Чем больше предметов вы застрахуете, тем более душевно неуязвимым станете. Периодически страховку можно обновлять: с тем, что вам дорого, душевно здороваться, проверять: «Родное!», прощаться — и подтверждать себе, что вы эмоционально стабильны.

Кроме большей эмоциональной стабильности, душевная страховка обычно приносит в вашу жизнь большую бережность к тому, что вам дорого. Если вы однажды задумались о том, что этой вещи у вас может и не быть, а она вам дорога — хочется вдвойне о ней заботиться. Лишний раз стереть пыль с экрана, протереть клавиши, поаккуратней обращаться… Ваши вещи начинают вам дольше служить. В отношении близких вам людей душевная страховка также помогает вам быть более бережными и внимательным к отношениям. Если
вы не забываете, что любимый человек не всегда будет с вами, вы больше им дорожите, более к нему внимательны.

Душевная страховка принципиально отличается от негативного программирования. Негативное програмирование происходит на фоне страха, зажатостей и боязни потерять.

Страховка — на расслабленном фоне и спокойном принятии факта без страха: да, потеря возможна, но она не так страшна, как кажется. Негативное программирование ведет к тому, что вы как раз боитесь, к потерям, в том время как душевная страховка, воспитывая бережность и внимательность, сохраняет вам дорогие вам вещи и дорогие вам отношения.

Причины психологических травм

Причиной психотравмы может стать любое событие. Единственным классификатором причин психологических травм можно считать возраст пациента (дети и взрослые). Во-первых, психика ребенка более уязвима и восприимчива к негативным эмоциям. Во-вторых, характер травмирующих событий в детском возрасте иной, в сравнении с ситуациями, которые происходят во взрослой жизни.

Психологические травмы детства оказывают наиболее сильное влияние не только на психологическую устойчивость, но и на формирование характера, принципов, мировоззрения ребенка. Наиболее часто психотравмирующий опыт у детей связан с такими событиями:

  • деспотическое воспитание со стороны родителей;
  • унижения, отсутствие веры, насмешки, от родителей;
  • развод родителей;
  • смерть мамы, папы, брата, сестры;
  • неприятие со стороны сверстников (унижения, оскорбления, насмешки и т.д.);
  • физическое и сексуальное насилие, моральное давление;
  • насилие в семье (например, когда отец бьет маму);
  • наличие вредных привычек у родителей (алкоголизм, наркотики, разгульный образ жизни и т.д.);
  • несправедливое поведение по отношению к ребенку;
  • разочарование в «авторитетном» взрослом.

Работа с психологической травмой в детском возрасте обязательно проводится профильным специалистом. Если оставить знаковое негативное событие в жизни ребенка без внимания, то психотравма становится основой жизненного сценария уже взрослого человека. Она формирует раздражительность, нервозность, угнетенные состояния, депрессии, склонность к насилию. Детская психологическая травма во взрослой жизни может стать причиной серьезных психических проблем – невроз, психоз, др.

Во взрослом, сознательном возрасте нарушение адекватности поведения может связываться не только с детскими страхами, обидами, травматическими воспоминаниями. Сильные негативные эмоции провоцируют такие ситуации:

  • внезапная смерть родного человека;
  • бракоразводный процесс;
  • прерывание беременности (особенно в третьем триместре);
  • пережитая автомобильная авария;
  • диагностирование тяжелого заболевания;
  • потеря возможности самостоятельно двигаться, ухаживать за собой;
  • террористические акты, военные действия;
  • переживания за судьбу близкого человека, который подвергся насилию, унижению;
  • сексуальное и физическое насилие;
  • сильные стрессы;
  • и многие другие

Выученная беспомощность

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынкеПресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынкеПресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Этот научный эксперимент проводился сначала на собаках, и только потом на людях. Результат ученых мало порадовал.

Идея эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого их, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук, выскакивать из ящика и убегать.

Но собаки этого не делали! Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака! Вместо того, чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей!

Причина была в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока — и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности.

https://youtube.com/watch?v=UenWHzIVzoA

Чтобы доказать это ученые взяли три группы собак. Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение.

Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.

Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интесивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы.  Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.

Из этого был сделан вывод, что выученную беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий.Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Собакам просто отбили желание вновь и вновь перепроверять контролируемость ситуации. И они перестали.

Поэтому специально для людей придумали следующую схему эксперимента. Сначала испытующий предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была — искомая комбинация существовала.

У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали — неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента.

Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук.

Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения.

Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию.

Они даже не пытались выключить звук — просто сидели и ждали, когда все кончится.

Два важных факта состояли в том, что у людей существует уже установленный на животных механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации.

Что такое психотравма?

Психологическая травма – это специфическое раздражение нервной системы, которое возникает в результате стрессового события. Травматический опыт развивается когда, организм человека уже не может справляться с эмоциональной нагрузкой, не способен ее принять и адаптироваться. Стрессовые события могут быть мгновенными (например, смерть родителей) и растянутыми во времени (например, унижения от мужа, буллинг). При этом не каждый человек остается травмированным после тяжелых эмоциональных переживаний. Это связано с тем, что у каждой личности индивидуальный уровень сопротивляемости и устойчивости к стрессу.

Как может помочь психолог?

Справиться с психологической травмой поможет психолог. Обратиться к специалисту для проработки негативного жизненного опыта следует в таких ситуациях:

  • постоянное ощущение тревоги и страха;
  • ночные кошмары и воспоминания-вспышки о травматическом событии;
  • изменение мышления, утрата способности к адекватным реакциям и критической оценке;
  • стремление к эмоциональному ограждению от родных, друзей, коллег;
  • страх перед интимной близостью;
  • периодическое злоупотребление алкоголем.

Опытный психолог в процессе терапии психотравмы поможет решить такие задачи:

  • проработать травматические ощущения, воспоминания;
  • разрядить реакцию на стресс, выбрать стратегию сопротивления;
  • научится регулировать эмоциональные нагрузки;
  • восстановить доверие к окружающим, наладить общение с близкими людьми;
  • восстановиться после негативных эмоций.

Решение обратиться за помощью, должно быть осознанным, поскольку при лечении психотравмы пациенту придется столкнуться с болезненными воспоминаниями, пугающими эмоциями, невыносимыми картинами из прошлого. Поэтому работа с психологом требует не только профессионализма со стороны специалиста, но и силы воли, желания преодолеть травму от пациента.

Признание проблемы и обращение к специалисту – самый важный шаг на пути к здоровой, счастливой жизни без страхов.

Психическая травма

В психологии различают понятия «психологическая» и «психическая» травма. Если психологическая травма дает возможность человеку справиться с ее последствиями и адаптироваться в социальной среде, то психические нарушения существенно изменяют эмоциональное состояние и поведение. Во втором случае принято говорить о нарушении психики и развитии отклонений в ее функционировании.

Степень влияния и последствия психической травмы зависят от характера, устойчивости человека к негативному опыту, индивидуальной значимости конкретного события. В отличие от психологического негативного опыта, последствия психической травмы проявляются сразу же после травмирующего события. Проявления включают такие патологические состояния:

  • смутное сознание, спутанное мышление;
  • провалы в памяти, ретроградная амнезия;
  • странное выражение своих мыслей;
  • невнимательность;
  • неадекватные реакции;
  • развитие беспочвенных страхов;
  • приступы панических атак;
  • нарушение речи.

Психическая травма приводит не только к нарушению работы психики, но и может стать причиной потери трудоспособности, физической ограниченности.

Симптомы психотравмы

Возникновение психологических травм неизбежно сопровождается развитием определенного симптоматического комплекса. Признаки развития внутриличностного конфликта имеют эмоциональный и физиологический характер. Эмоциональные симптомы включают такие состояния:

  • шок, отрицание события;
  • чувство стыда, вины, отвращения к себе;
  • перепады настроения, вспышки гнева, раздраженность;
  • чувство страха, тревожные состояния;
  • неспособность к концентрации внимания, растерянность, рассеянность;
  • чувство безысходности, грусти, горевания, брошенности;
  • эмоциональное онемение – потеря способности эмоционально реагировать на события.

Физические симптомы травматического опыта проявляются такими патологиями:

  • учащенный пульс;
  • нарушения сна, кошмары;
  • «пустой» взгляд;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения координации и внимания;
  • провалы в памяти, неспособность сопоставить события хронологически;
  • хронический болевой синдром;
  • постоянный тонус в мышцах, ощущение напряженности.

Ощущать посттравматические симптомы человек может в течение нескольких месяцев. Постепенно воспоминания угасают, притупляются, однако в знаковые моменты (например, годовщина смерти) чувства обостряются с новой силой.