Об авторе
Теория привязанности у взрослых: близкие отношения, воспитание детей, любовь и развод
Эти стили привязанности в детстве приводят к типам привязанности в зрелом возрасте. Ниже приведено объяснение четырех типов привязанности во взрослых отношениях.
Типы, стили и этапы (безопасный, избегающий, амбивалентный и дезорганизованный)
- Надежная привязанность. Взрослые люди, скорее всего, будут довольны своими отношениями, чувствуют себя в безопасности и связаны со своими партнерами, не чувствуя необходимости быть вместе все время. Их отношения, вероятно, будут отличаться честностью, поддержкой, независимостью и глубокими эмоциональными связями.
- Тревожно избегающая привязанность. Люди с таким стилем привязанности обычно держатся на расстоянии от других. Они могут чувствовать, что им не нужна человеческая связь, чтобы выжить или процветать, и настаивают на сохранении своей независимости и изоляции от других. Эти люди часто могут эмоционально «закрыться», когда возникает потенциально вредный сценарий, такой как серьезный спор с партнером или угроза продолжению их отношений.
- Тревожно-устойчивая привязанность. Те, кто образует менее надежные связи со своими партнерами, могут отчаянно нуждаться в любви или привязанности и чувствовать, что их партнер должен «завершить» их или решить свои проблемы. Хотя они стремятся к безопасности в своих романтических отношениях, они могут также действовать таким образом, что отталкивают своего партнера. Поведенческие проявления их страхов могут включать в себя быть придирчивыми, требовательными, ревнивыми или легко расстраиваться маленькими вопросы.
- Избегающие страха. Второй тип привязанности к избегающему взрослого проявляется скорее как амбивалентность, чем как изоляция. Люди с таким стилем привязанности, как правило, стараются избегать своих чувств. Они могут страдать от непредсказуемых или резких перепадов настроения и бояться получить травму от романтического партнера. Эти люди одновременно тянутся к партнеру и боятся сблизиться. Неудивительно, что этот стиль затрудняет формирование и поддержание значимых, здоровых отношений с другими.
Каждый из этих стилей следует рассматривать как континуум поведения привязанности, а не как определенный «тип» личности. Кто-то с обычно безопасным стилем привязанности может иногда демонстрировать поведение, более подходящее для других типов, или кто-то со стилем избегающего может образовать надежную связь с конкретным человеком.
В зависимости от стиля привязанности человека подход к близким отношениям, браку и воспитанию детей может сильно различаться.
Количество способов, которыми эта теория может быть применена или использована для объяснения поведения, усугубляется и расширяется тем фактом, что отношения требуют двух (или более) людей, любое поведение привязанности, которое демонстрирует индивидуум, будет влиять и зависеть от поведения привязанности других людей.
Учитывая огромное разнообразие людей, поведения и отношений, неудивительно, что существует так много конфликтов и путаницы.
На фото Джон Боулби
Почётные степени и награды
Почётный доктор литературы Лестерского университета (). Почётный доктор естественных наук Кембриджского университета (). Почётный доктор многих научных обществ]]]Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Боулби, ДжонОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Боулби, ДжонОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Боулби, Джон[источник не указан 2322 дня].
Награждён медалями: Дж. Спенса (Британская педиатрическая ассоциация, ); Дж. С. Холла (АПА, ) и др. Награда АПА «За выдающийся научный вклад» ().
«Приложение и Потеря» трилогия
Перед публикацией трилогии в 1969, 1972 и 1980, главные принципы теории приложения, основываясь на понятиях от этологии и психологии развития, были представлены британскому Психоаналитическому Обществу в Лондоне в трех теперь классических газетах: Природа Связи Ребенка с Его Матерью (1958), Беспокойство Разделения (1959), и Горе и Носящий траур в Младенчестве и Раннем Детстве (1960). Bowlby отклонил психоаналитические объяснения приложения, и в ответ, психоаналитики отклонили его теорию. В приблизительно то же самое время, бывшего коллегу Боулби, Мэри Эйнсворт заканчивала обширные наблюдательные исследования природы младенческих приложений в Уганде с этологическими теориями Боулби в памяти. Ее результаты в этом и других исследованиях внесли значительно в последующую доказательную основу теории приложения, как представлено в 1969 в Приложении первый объем трилогии Приложения и Потери. Вторые и третьи объемы, Разделение: Беспокойство и Гнев и Потеря: Печаль и Депрессия следовали в 1972 и 1980 соответственно. Приложение было пересмотрено в 1982, чтобы включить недавнее исследование.
Согласно теории приложения, приложение в младенцах — прежде всего процесс близости, ищущей на определенное число приложения в ситуациях воспринятого бедствия или тревоги в целях выживания. Младенцы становятся приложенными к взрослым, которые чувствительны и отзывчивы в социальных взаимодействиях с младенцем, и кто остается как последовательные сиделки в течение нескольких месяцев во время периода приблизительно с 6 месяцев до двух лет возраста. Родительские ответы приводят к развитию образцов приложения, которые в свою очередь приводят ‘к внутренним рабочим моделям’, которые будут вести чувства человека, мысли и ожидания в более поздних отношениях. В подходе Боулби у человеческого младенца, как полагают, есть потребность в безопасных отношениях со взрослыми сиделками, без которых не произойдет нормальное социальное и эмоциональное развитие.
Когда малыш растет, это использует свое число приложения или фигурирует как «безопасная основа», от которой можно исследовать
Мэри Эйнсворт использовала эту функцию плюс «более странная осторожность» и поведения воссоединения, другие особенности поведения приложения, чтобы разработать инструмент исследования, названный «Странной Процедурой ситуации» развития и классификации различных стилей приложения
Процесс приложения не пол, определенный, поскольку младенцы сформируют приложения к любой последовательной сиделке, которая чувствительна и отзывчива в социальных взаимодействиях с младенцем. Качество социального обязательства, кажется, больше влияет, чем проведенное количество времени.
Эрик Эриксон
Исследований Эрика Эриксона была параллельна траектории Боулби и Эйнсворта, но шла с другой точки зрения.
Работа Эриксона была основана на оригинальных теориях личности Фрейда и опиралась на его идею об эго. Тем не менее, Эриксон уделял больше внимания контексту культуры и общества, нежели внимание Фрейда к конфликту между ид и суперэго. Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие
Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие.
Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону:
- Младенчество — доверие против недоверия. На этом этапе дети требуют от родителей большой заботы и утешения, что приводит к развитию у них первого чувства доверия (или, в некоторых случаях, недоверия).
- Раннее детство — автономия против стыда и сомнения. Малыши и очень маленькие дети начинают отстаивать свою независимость и развивают свою уникальную индивидуальность, делая вспышки гнева и неповиновения распространенными.
- Дошкольные годы — Инициатива против вины. На этом этапе дети начинают изучать социальные роли и нормы. Их воображение взлетает в этот момент, и неповиновение и истерики предыдущего этапа, скорее всего, продолжатся. То, как взрослые, которым доверяют, взаимодействует с ребенком, побуждает его или ее действовать независимо или развивает чувство вины за любые неуместные действия.
- Школьный возраст — компетентность и неполноценность. На этом этапе ребенок выстраивает важные отношения со сверстниками и, вероятно, начинает ощущать давление успеваемости. На этом этапе могут начаться проблемы с психическим здоровьем, включая депрессию, беспокойство, СДВГ и другие проблемы.
- Подростковый возраст — личность против ролевого замешательства. Подросток достигает новых высот независимости и начинает экспериментировать и собирать воедино свою индивидуальность. Проблемы со связью и внезапные эмоциональные и физические изменения являются общими на этом этапе.
- Молодая взрослая жизнь — близость и изоляция. На этом этапе (приблизительно в возрасте 18-40 лет) человек начинает больше делиться с другими, включая людей вне семьи. Если человек успешен на этой стадии развития, он или она будет строить удовлетворяющие отношения, которые будут иметь чувство приверженности, безопасности и заботы, в противном случае они могут бояться преданности и испытывать изоляцию, одиночество и депрессию.
- Средняя зрелость — Генеративность против стагнации. На предпоследней стадии (приблизительно 40-65 лет) индивидуум, вероятно, утвердился в своей карьере, отношениях и семье. Если человек не создан и не вносит свой вклад в развитие общества, он или она может чувствовать себя застойным и непродуктивным.
- Поздняя взрослая жизнь — целостность эго против отчаяния. Наконец, поздняя взрослая жизнь (в возрасте 65 лет и старше) обычно приводит к снижению производительности, что может быть либо воспринято как вознаграждение за свой вклад, либо встречаться с чувством вины или неудовлетворенности. Успешная навигация на этой стадии защитит человека от депрессии или безнадежности и поможет ему развить мудрость.
Предпосылки к развитию теории привязанности
Автор теории привязанности –Джона Боулби, психоаналитик, который посвятил несколько лет изучению эффектов разделения детей младенческого возраста и их родителей. Большое значение он придавал словам Зигмунда Фрейда о том, что первичный детский опыт играет важную роль в становлении личности. И речь здесь идет не только о травматичности. Дело в том, как ребенок, будучи маленьким, сможет социализироваться.
В отличие от Фрейда, который начинал рассуждения с психических отклонений во взрослом возрасте, Боулби искал связь между привязанностью в детстве и становлением личности во взрослом возрасте. По мнению ученого, для младенца мать – это один из вариантов удовлетворения первичной потребности. Но еще она помогает ему взаимодействовать с внешним миром.
Согласно выдвинутой Боулби гипотезе, маленьким детям присуще экстремальное поведение. Оно проявляется в тех случаях, когда они пытаются избежать физического разлучения с родителями. Обычно малыши кричат или плачут. Так вот, ученый считал, что эти действия – эволюционные механизмы. Они закрепились в результате естественного отбора и помогают младенцам выжить.
Получается, что привязанность младенца к взрослым – это не что иное, как инстинктивный ответ на угрозу утраты преимуществ в процессе выживания. Этими преимуществами малыша наделяет основной опекун. В данном случае мама, папа или любой другой взрослый, который за ним ухаживает.
Боулби провел ряд исследований, по результатам которых он выяснил, как разлученные с родителями дети воссоединяются с ними вновь. Он выделил 3 типа привязанности:
- Надежная привязанность. Ребенок сильно страдает, ищет защиты и утешения. Успокаивается только тогда, когда родители возвращаются.
- Привязанность, устойчивая к тревоге. Младенцы пережили сильный стресс. После возвращения родителей они пытались «наказать» их за уход.
- Отсутствие привязанности. Младенцы никак не отреагировали на то, что родителей не было рядом. После их возвращения они либо игнорировали их, либо даже избегали.
Со временем в этот список добавили еще один тип привязанности: дезорганизованный-дезориентированный. В этом случае сложно предсказать, как поведет себя ребенок.
Интересно, что тип привязанности, выработанный в раннем детстве, влияет на то, как уже взрослый человек будет строить отношения.
Джон Боулби
Джон Боулби
Джон Боулби начал свою работу в Военном детском доме Анны Фрейд, в то же время испытав большое влияние идей Кляйн и еще большее – этологических исследований. Его акцент на привязанности младенца оказал плодотворное действие на исследования младенческого развития. (Критику см. в Handy, 1978; Brody, 1981).
Теория Боулби стала особенно популярна среди возрастных психологов, изучавших поведение, обусловленное привязанностями (см. Ainsworth, 1962, 1964; Ainsworth et al., 1978), которые в недавние годы использовали его идеи при исследованиях навыков младенцев и интеллектуального развития (см. Papousek и Papousek, 1984).
Он внес значительный вклад в теорию отношений матери и младенца (1958, 1960а, 1960b, 1969, 1973, 1980).
Боулби критиковал психоаналитическую теорию за то, что, в ней, как он полагал, на первый план выводится базовая потребность младенца в пище, а привязанность к матери рассматривается лишь как вторичная потребность. По его мнению, для младенца самое главное – ненарушенная привязанность к матери.
Он считал, что предрасположенность к привязанности – биологически обусловленная врожденная инстинктивная система реакций, – столь же важный мотиватор поведения младенца, как и потребность в оральном удовлетворении, если не важнее.
Фундаментальное утверждение Боулби состоит в том, что человеческий детеныш входит в жизнь, обладая пятью высокоорганизованными поведенческими системами: он способен сосать, плакать, улыбаться, цепляться, а также следовать или ориентироваться.
Если инстинктиные реакции младенца пробуждены, а материнская фигура недоступна, результатом являются тревога разлуки, протестующее поведение, печаль и страдание.
По большей части аналитики были согласны с результатами наблюдений Боулби о способности младенцев к привязанности, однако его возражения против теории двойственных инстинктов, его концептуализация связи с матерью и утверждение, что младенец переживает горе и страдание так же, как взрослый, вызвали значительную критику. Шур (Schur, 1960; см.
также A. Freud, 1960) утверждал, что первичные биологически обусловленные системы инстинктивных реакций следует отличать от либидных инстинктов в психоаналитической концепции, поскольку последние относятся к сфере психологических переживаний и психических репрезентаций (хотя Фрейд не всегда был последователен в этой трактовке – см. Strachey S.
Врожденные реакции постепенно приобретают психологическое значение в ходе развития, которое включает развитие Эго и взаимодействие с окружающей средой.
Спитц также оспаривал идеи Боулби о младенческих переживаниях горя, поскольку переживания горя и утраты требуют определенной стегани перцептивной и эмоциональной зрелости, а также дифференциации себя и объекта, необходимых для удержания объектного отношения.
Дискуссия продолжается и по сей день. Боулби доработал свои взгляды в русле теории информации. Он рассматривает привязанность как опосредуемую структурированными поведенческими системами, активизируемыми определенными сигналами внутреннего или внешнего происхождения.
Это означает, что для Боулби психоанализ застыл в модели разрядки инстинктов.
Джон Боулби. Теория привязанности
Джон Боулби (John Bowlby, 1907-1990) родился в Лондоне. Он учился в школе для одаренных детей, получил медицинскую и психоаналитическую подготовку и, начиная с 1936 г., принимал участие в работе с трудными детьми. В 1936 г. Боулби стал интересоваться нарушениями у детей, воспитываемых в детских домах. Он обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Боулби показалось, что такие дети неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни упускают возможность крепко привязаться к материнской фигуре. Боулби также наблюдал подобные симптомы у детей, которые в течение некоторого времени росли в нормальных семьях, но затем были надолго разлучены с родителями. Казалось, что эти дети были настолько потрясены, что навсегда отказались от тесных человеческих связей. Подобные наблюдения убедили Боулби, что нельзя понять развитие, не уделив пристального внимания связи «мать — ребенок». Как эта связь формируется? Почему она столь важна, что, если ее нарушить, это приводит к тяжелым последствиям? В своем поиске ответов Боулби обратился к этологии (Ainsworth & Bowlby, 1991; Tanner & Inhelder, 1971).
Теория привязанности: общий обзор
Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации (environment of adap-tedness), основную среду, в которой оно формируется (Bowlby, 1982, р. 58). На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить больных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения (attachment behaviors) — жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам (р.182).
Один из явных сигналов — плач малыша. Плач — это сигнал бедствия; когда младенец испытывает боль или напуган, он плачет, и родитель должен спешить на помощь, чтобы выяснить, что случилось. Еще одним привязывающим действием является улыбка малыша; когда малыш улыбается, глядя на родителя, родитель испытывает к нему любовь и ему приятно быть рядом. Другие привязывающие действия включают в себя лепетание, цепляние, сосание и следование.
Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не отличаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в отношении одного человека и затем начинают относиться с настороженностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности. Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. Весь процесс — фокусирование на основном объекте привязанности, который затем вызывает реакцию следования, — соответствует импринтингу у других видов. Подобно детенышам многих других видов, у малышей вырабатывается им-принтинг на определенный объект привязанности и они настойчиво следуют за этим родителем, когда он удаляется.
В своих трудах Боулби намеренно использовал этологические термины «инстинкт» и «импринтинг» в широком смысле. Он хотел показать, что эти понятия приложимы к человеческому поведению в своем общем виде, не как исключительно точные, детализированные определения (р. 136,220). Тем не менее Боулби чувствовал, что эти этологические понятия дают надежные объяснения, которых он искал. Он говорил, что когда впервые узнал о них в 1950-х гг., то готов был воскликнуть: «Эврика!» (Кагеп, 1994). В частности, он понял, почему младенцы и маленькие дети бывают так потрясены, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. Эта потребность присутствует в каждой частице существа ребенка; без нее человеческое сообщество не смогло бы выжить. На определенном уровне ребенок иногда сам может чувствовать, что утрата контакта с родителем означает, что он погибнет.
Эдвард Джон Мостин Боулби
Боулби (Bowlby) Эдвард Джон Мостин (род. 1907) — английский психолог,
специалист по проблемам психологии развития, психологии семьи,
психоанализа и
психотерапии, автор теории ранней детской привязанности. Биография. Образование
получил в Кембриджском университете (бакалавр, 1928; магистр, 1932; доктор
медицины, 1939). В 1940 г. стал военным психиатром, работал в исследовательских
и учебных центрах подготовки офицеров. С 1946 г. работал в Тавистокской клинике
в качестве председателя Отдела детей и родителей. Заслуженный
психиатр-консультант Тавистокской клиники. Исследования. Занимаясь вопросами
роли семьи в жизни ребенка и анализируя результаты отделения детей от родителей
и помещения их в новые условия, пришел к идее травмирующего влияния на ребенка
разлучения его с матерью (Forty-four Juvenile Thieves. Balliere, Tindall and
Cox, 1946). Классический психоанализ не давал удовлетворительных объяснений
этому феномену, поэтому он предложил его модификацию за счет интеграции в него
основных положений этологии. На этом основании он сформулировал теорию
привязанности как поведенческой системы, имеющей биологическую функцию защиты. С
помощью этой этологи- ческой модели им объяснялись такие клинические проблемы,
как беспокойство от разлуки, траур, амбивалентность, депрессия, насилие,
психологические механизмы защиты. В дальнейшем данная теория была всесторонне
развита его последователями, прежде всего М. Айнсворт.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е
изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 80.
Сочинения:
Maternal Care and Mental Health. WHO, 1951; Child Care and the Growth of
Love. Baltimore: Penguin, 1953; Some pathological processes set in train by
early mother- child separation//Journal of Mental Science. 1953, 99, 265-272;
The nature of the child’s tie to his mother // International Journal of
Psychoanalysis. 1958, 39, 350—373; Separation anxiety // International Journal
of Psychoanalysis. I960, 41,89— 113; Processes of mourning // International
Journal of Psychoanalysis. 1961, 42, 317-340; The Making and Breaking of
Affectional Bonds. Methuen, 1970; Attachment theory, separation anxiety and
mourning // D. A. Hamburg and H. K. Brodie (eds), American Handbook of
Psychiatry, 2nd edn, vol. 6. Basic, 1975; Psychoanalysis as art and science//
International Review of Psychoanalysis. 1979, 4, 3—14; On knowing what you are
not supposed to know and feeling what you are not supposed to feel // Canadian
Journal of Psychiatry. 1979, 24, 403-408; By ethology out of psychoanalysis: An
experiment in m-terbreeding. Animal Behavior. 1980, 28, 649— 656; Привязанность.
M.: Гардарика, 2003.
Литература:
Э. Д. М. Боулби // Психология: Биографический библиографический словарь / Под
ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Крейн У. Боулби
и Эйнсуорт о человеческой привязанности // Журнал практической психологии и
психоанализа 2002. № 1; Бурменская Г. Б. Проблемы онто- и филогенеза
привязанности к матери в теории Джона Боулби // Журнал практической психологии и
психоанализа 2003. № 1.
Теория привязанности
Джон Боулби начал изучать такое явление, как привязанность; его интересовало, как на ранних этапах жизненного пути человека привязанность влияет на всю его дальнейшую жизнь. Боулби определял привязанность как психологическую связь между двумя людьми. По мнению ученого, в людях это чувство от природы заложено, так как оно позволяет им выживать в окружающем мире
Кроме того, он утверждал, что первыми формируются связи между ребенком и его воспитателем, которые, как правило, оказывают очень важное влияние на всю его дальнейшую судьбу. Именно привязанность повышает шанс на выживание в окружающем мире, потому что благодаря этому психологическому фактору ребенок сохраняет близкие отношения с матерью
Формирование психологической связи между матерью и ребенком
В своей теории Джон Боулби утверждал, что человек приобретает чувство защищенности, позволяющее ему исследовать окружающий мир, только если в детстве рядом с ним была ответственная и заботливая мать.
Согласно концепции ученого, привязанность характеризуется следующими признаками:
1. Зона безопасности. Когда бы ребенок ни почувствовал угрозу, страх или опасность, родитель (воспитатель) утешает, поддерживает и успокаивает его.
2. Надежная база. Родитель (воспитатель) обеспечивает ребенка надежным, незыблемым фундаментом, чтобы тот мог учиться, исследовать мир и самостоятельно к нему адаптироваться.
3. Поддержание близости. Даже если ребенок способен исследовать окружающий мир, чтобы чувствовать себя постоянно защищенным, ему нужно ощущение постоянной близости с родителем (воспитателем).
4. Сепарационная тревога. Разлученный с родителем (воспитателем) ребенок расстроен, несчастлив и подавлен.
- У новорожденного младенца формируется только один тип первичной привязанности, чаще всего к матери. Происходит это в первый год жизни (это явление называется монотропия).
- Если такая связь не возникает либо быстро прерывается, это приводит к весьма серьезным последствиям для психики ребенка, вплоть до развития безэмоционального расстройства.
- Если к трем годам ребенок не испытывает к кому-либо привязанности, он уже никогда ей не научится.
- Позитивное социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка обеспечивается только при условии гарантированной привязанности со стороны родителя (воспитателя).
- Прерывание сформировавшейся привязанности влечет за собой нарушения социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
- Критический период, в течение которого младенец непременно должен находиться под опекой, составляет от полугода до двух лет.
Научное определение
Синдром лишения матери — так Джон Боулби описывал расстройства психического развития, возникающие из-за разлуки ребенка с матерью. К серьезным последствиям этого события относятся снижение интеллекта, депрессия, повышенная агрессия, детская преступность и безэмоциональное расстройство (полное отсутствие чувства раскаяния, неспособность к эмоциональным отношениям, неумение контролировать импульсы и хроническая злоба).