Эго-психология

Эго

Отвечает за принятие решений. То есть, ид посылает импульс о том, что какая-то потребность не удовлетворена, а эго ищет способы, благодаря которым он сможет её реализовать. Начинает своё формирование в младенчестве. Именно тогда ребёнок понимает, что его поступки могут разозлить или расстроить родителей, воспитателей, других детей. Он как бы считывает их эмоции, как реакции на его действия.

То есть, по факту, он соотносит свои желания с принятыми нормами и правилами, которые существуют в обществе. Это и удерживает его от того, чтобы отбирать понравившиеся вещи и прочее. Ребёнок учится удерживаться, иначе будет каким-то образом наказан. В зависимости от того, каких мер воспитания придерживаются его опекуны. Считается, что появление речи свидетельствует об успешном формировании этого компонента.

Оно побуждает человека размышлять, учиться, развиваться и воспринимать окружающий мир. Чтобы функционировать в нём как полноценный член общества. Младенцы ещё не столь хорошо обладают этим компонентом, в отличие от уже сформировавшихся взрослых. Им всё равно где есть, даже если маме придётся раздеваться на морозе или в людном месте. Он будет плакать, пока не получит насыщение, или не устанет настолько сильно, что просто уснёт.

Этот элемент обеспечивает безопасность организму. Он побуждает индивида предвосхищать события. Опять возьмем пример с пищей. Не зря ведь придуман завтрак, обед и ужин, перекусы. Человек понимает, что ему в день необходимо определённое количество еды, её разнообразие. Чтобы её добывать, следует работать, чтобы было за что купить продукты, либо же выращивать их самостоятельно. Он делает выбор, какой способ более приемлем для него. И тогда чувство голода не будет для него неожиданным, он его предвосхищает и удовлетворяет.

И так происходит с каждой физиологической потребностью из пирамиды Маслоу. Что это, вы сможете узнать из статьи, которая находится здесь.

Нарушения

Кстати, невроз возникает в момент, когда человек не способен творчески приспосабливаться к окружающей действительности. То есть, по каким-то причинам его методы и способы не приносят ожидаемого результата. Вследствие чего он растрачивает свои ресурсы вхолостую, а это вызывает высокий уровень напряжения. Он не знает, как быть, как вести себя, и какой выбор делать. Самооценка падает, организм фрустрирован, на фоне чего индивид в состоянии постоянного стресса. Который провоцирует развитие психосоматических заболеваний.

Эго-психология

Суперэго

Отвечает за представления о себе и мире, окружающих людях. То есть, проще говоря, это наши установки, стереотипы, социальные роли, правила, нормы поведения, совесть, нравственность, идентичность и т.д. Подробнее о том, как развить нравственность, да и вообще, что означает этот термин, вы узнаете, нажав сюда.

Формируются эти представления благодаря тем идеалам и ценностям, которых придерживались родители или фигуры, обладающие определённым авторитетом для индивида. Например, ребенок, который рос среди людей с алкогольной зависимостью, может не видеть ничего зазорного в том, что выпивает ежедневно пару бутылок пива.

Появляется примерно в пятилетнем возрасте. Оно пытается обуздать ид, и заставить эго действовать согласно принятым нормам, идеальным представлениям. Находится как в сознании, так и в подсознании. И является отличным регулятором поведения. Например, человек знает, что за какой-то поступок ему грозит лишение свободы, непереносимое чувство вины или стыда. И тогда ему проще удержаться, чем потом расплачиваться часть жизни за сиюминутное желание.

К сожалению, не всегда наши представления соответствуют реальности и несут пользу. Некоторые идеалы действительно оказываются невозможными для реализации, отчего личность страдает и постоянно проживает разочарование, бессилие. Часть правил актуальна для одной группы людей, и попадая в совершенно другое сообщество – может возникнуть конфликт интересов.

Вот почему так важен баланс и взаимодействие всех элементов. Психика, если не способна приспосабливаться к новым условиям, будет испытывать напряжение. А это сказывается на характере личности. Например, слабовольными считают тех, кто не в силах нести ответственность за поступки, и делать выбор. А неуступчивыми, или надменным, если эго слишком сильное, и хоть оно в состоянии выдержать стресс, то подстроиться под изменения – нет.

Функции эго

Основной функцией является проверка реальности, соотнесение собственных представлений с тем, что есть на самом деле (внешних источников, так и собственных фантазий и домыслов). Эго позволяет установить контакт и развить другие структуры психики, особенно волевого спектра, поскольку необходима не только проверка реальности, но также ещё и составление плана действий или ограничения собственных желаний.

Функция самоопределения позволяет выстроить целостный образ собственного состояния. Сюда относится целый набор внешних характеристик, настолько подробный, что окружающие могут и не догадываться (психическая структура хранит память о каждом миллиметре тела и постоянно сопоставляет наличие изменений и характера их привнесений). Также самоопределение постоянно мониторит и складывает психологический образ, где есть привычки и характер, предпочтения, цели и примерны ответы о том, кем и каким я являюсь.

Функция социализации проявляется в поиске своего места не только из внутреннего ракурса желаний, но также и относительно социальной ситуации. Тут поднимаются вопросы лидерства, предпочтения совместной или одиночной работы, необходимость семьи, а также способы её формирования. Если функция самоопределения помогает человеку понять кто он, то социальная функция помогает понять кто он относительно других, и какое место занимает. Рядом с социальной всегда идет функция адаптации, корректирующая поведение насколько ужать свои желания и тем, как всё-таки осуществлять реализацию действительно важных потребностей, не теряя социальной поддержки.

Эго-психология

Чем больше социального взаимодействия, тем больше потребность в умении устанавливать психологические защиты. Если речь не идёт о физической безопасности, то все остальные границы формирует эго. Именно эта структура помогает избежать новых психологических травм, уйти от чрезмерного стресса, установить гармоничные, а не истощающие отношения, выбрав нужную дистанцию. Чем лучше развита защитная функция эго, тем чаще личность проверяет мир на его удовлетворение собственных безопасностей и возможностей развития. Тут включаются фантазии о том, как хочется и как будет хорошо, выполняя одновременно и успокаивающую функцию и планирующую.

Создание идеального образа (не статичного, а меняющего вследствие новой полученной информации или приобретённого опыта) являющегося целеполагающим фактором. Это функция формирования жизненного пути с желанием соответствовать внутреннему образу. Эго всегда берёт всю ответственность на себя, расширяя или сужая контакт с внешним, осознавая свои потребности и всё время, соотнося это с реальностью. Можно сказать, что это главный управляющий элемент психики, т.к. ид подчиняется подсознательным импульсам.

Проблемы с эго

Любые проблемы психологического характера, способов построения жизни и самореализации будут упираться в вопросы эго. Инстинктивные механизмы работают на сохранение организма, а поскольку эго разделяет всё на я и не я, то в любых ситуациях неудовлетворения происходит агрессивная реакция. В силу сформировавшихся привычек, воспитания или полученных травм реакция может иметь внешнюю или внутреннюю направленность, а все проблемы начинаются, когда это перепутано или производится с чрезмерной силой.

Удовлетворяя желания при игноре социальных моментов можно получать многое какое-то время, потом могут удовлетвориться эгоистические потребности, после чего начинают разрушаться социальные связи. Тот, кто выберет служение другим, рискует потерять себя, что приведёт к неврозам, депрессиям и даже психопатиям. Любые крайности являются негативными для психики, а потом и для всей жизненной структуры.

Функционирует эго, пока решает подобные проблемы, оно питается удовольствием от собственного всемогущества в разрешении сложных ситуаций. Когда жизнь становится гармоничной и качественной, само же эго может начинать продуцировать проблемы и различного рода нестыковки для того, чтобы получить себе питание. Считающие себя несчастными, решив все неблагоприятные ситуации, поймут, что теперь можно радоваться, но это довольно костная структура и проще найти новую проблему (например, поссориться с друзьями, попасть в аварию или разрушить мебель) вместо того, чтобы менять всё внутри на самоощущение счастливого человека.

Ещё один вариант недостатков – это несоответствие внутреннего образа внешнему. Считающие себя великими будут требовать уважения, даже никак не доказав поступками или поведением, у кого требуют. Женственные мужчины будут чувствовать себя неловко в мужском теле и либо менять ориентацию или пол, либо же компенсировать это излишней грубостью поведения. Представляя себя умным и правым, человек может не слышать замечаний более мудрых или же не понимать корректировки собственной статьи профессором, считая его идеи бредом. Примеров масса, но в итоге проблему необходимо решать на уровне самоопределения и эго, а не путём коррекции большого внешнего пространства.

Эго в психоанализе Фрейда

Эго является, наряду с Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я), одной из трёх психологических сущностей, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Эго, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.

По мере развития любого индивида происходит дифференциация Эго и развитие Супер-Эго. Супер-Эго включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, таким образом, возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. Эго играет роль посредника между Супер-Эго и Ид путём бессознательного создания защитных механизмов: отрицания, замещения, проекции, рационализации, реактивной формации, регрессии, подавления, сублимации и др. При осознании одного защитного механизма, он уступает место другим. Есть мнение, что по мере использования, сила Эго снижается.

Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности эго

Это важное качество было названо Фрейдом «силой эго». Человеку с «сильным эго» свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс

С другой стороны, индивид со «слабым Эго» более схож с ребёнком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.

«Равновесие» эго

Эго постоянно ищет равновесия с внешней средой, но равновесие на этом уровне по определению недостижимо. Все дело в том, что эго по своей сути является пучком мыслей. Все составные части эго – это ментальная «материя», которая пребывает в безостановочном движении в нашем относительном мире перемен. Все течет, все меняется, и поэтому мысль «я» нуждается в постоянном отклике извне, который поддерживает неустойчивую природу эго. Мы пребываем в непрерывном устремлении утверждать собственную жизнестойкость.

Мысли являются своеобразным оценивающим отражением событий. Например, мы видим ложку, лежащую на столе. «Ложка лежит на столе» – это мысль, без которой никакой ложки нет. Само определение объекта происходит на уровне мысли. Если мысль «нейтральная», как например мысль о ложке, вряд ли она будет иметь место в нашей самоидентификации.

Книги про Эго

Огромное количество информации о внутреннем Я собрано в таких книгах:

  1. З. Фрейд «Я и Оно». В книге рассмотрена сила Эго, его значение и связь с бессознательной и сознательной стороной психики.
  2. А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы». Кроме размышлений над составляющими психики в книге можно найти подробное описание защитных механизмов.
  3. Э. Эриксон «Идентичность и жизненный цикл». В книге подробно описывается центральное понятие психологии Эриксона – идентичность.
  4. Э. Гартман «Философия бессознательного». В своей работе автор постарался объединить различные представления о бессознательном и собственном Эго.

Что такое Эго-идентичность?

Эго-идентичность является важной составляющей теории психоаналитика Эрика Эриксона. В своих работах психоаналитик выделяет эго-идентичность, как важную часть становления и успешного существования личности

Понятие больше затрагивает чувства, а не разум, поэтому его нередко используют в женской психотерапии. Эго-идентичность — это целостность человеческой психики, в которой могут объединяться различные социальные и личностные роли.

Наилучшего развития Я-идентичность достигает в случае уверенности человека в жизненном пути и самоопределения в трех сферах: политике, профессии, религии. Неопределенность человека приводит к развитию личностного кризиса. Наиболее глубоким среди кризисов является подростковый, задача которого вывести подрастающего человека на новый уровень сознания и самовосприятия.

Что такое Эго человека?

Чтобы понять, что значит Эго, следует обратиться к разным психологическим школам. Но даже в таком случае получим лишь приблизительное представление об этой непростой составляющей нашей личности. О собственном Эго больше всего размышлений можно найти в психоанализе. Чаще всего под этим понятием подразумевают внутреннюю сущность человека, которая отвечает за восприятие, запоминание, оценку окружающего мира и контакты с социумом.

Мужское и женское Эго помогает людям отделять себя от окружающей обстановки, осознавать себя как индивидуальность и самостоятельное существо. В то же время Я старается удержать человека во взаимосвязи с окружающим миром, помогает понимать происходящее вокруг и принимать решения для необходимых действий. На протяжении жизни эта часть личности способна меняться и расширяться, если человек прилагает усилия для духовного роста.

Что такое большое Эго?

Понятие большое или высокое Эго относится к сфере эзотерики. Высокое Эго – это духовность личности, божественные качества, приобретенные в процессе познания высших духовных материй. Каждый житель нашей планеты рождается существом, направленным на удовлетворение своих личных желаний и потребностей. Низшая сущность подталкивает индивида быть потребителем, жить за счет других, поддерживая свой организм. Низшее собственное Эго является источником всех проблем: зависти, лжи, агрессии, жадности.

В противовес низшей внутренней сущности высокое Эго стремится выйти за рамки личности и тела и соединиться со вселенной. Молитвы, мантры, аутотренинги и другие духовные практики помогают Эго обрести новое значение, стать шире и объемнее. На этом этапе человек приобретает более высокие стремления, начинает воспринимать окружающих как близких людей. При этом меняется характер, душа становится светлее, одухотвореннее и целостнее.

Эго-психология

Выход рядом

Эго – это совокупность субъективных программ, нагруженных иллюзиями и сопутствующими им страданиями. На бессознательном уровне мы устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом поверхностном ментальном уровне без учета глубинных слоев психики абсолютного единства никогда не достичь.

Выход в том, чтобы открыться жизни по-настоящему, быть честным с собой, видеть все как есть – тогда внешняя реальность, поверхность психики и ее глубинные слои приходят в согласованность и все внутренние конфликты постепенно устраняются. Устранять собственные слепые пятна самостоятельно бывает нелегко – здесь срабатывает такой эффект, когда человек не способен разгадать собственные иллюзии, потому что сам принимает их за чистую монету. В этом деле проще копать с опытным специалистом. Это я так ненавязчиво рекламирую свои психологические услуги.

Самостоятельно можно практиковать самоанализ, вести дневник, медитировать – сознательная практика неоценима.

В глобальном смысле важно также уметь не привязываться к преходящему, и не придавать большого значения ни событиям, ни своему образу. Личный образ – это такой инструмент взаимодействия с жизнью, он может быть эффективным, но ставить его во главу угла – себе дороже

Чувство собственной важности неизбежно приводит к ощущению собственной ничтожности.

Самопознание приводит к ясности. В идеале, самоидентификация смещается с эго, на высшее «Я». Под высшим «Я» подразумеваю чистое сознание, ощущение бытия, в котором происходит жизнь. Оно не состоит из молекул, или каких-то частиц. Высшее «Я» – это ощущение того, что вы есть и всегда присутствуете здесь и сейчас. Это – истинное равновесие, потому как высшее «Я» не колеблется, оно является вечно устойчивым свободным пространством сознания, которое не зависит от внешних форм.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

дальнейшее чтение

  • Бреннер, C. (1982). Ум в конфликте. Нью-Йорк: Международная Вузы Press, Inc.
  • Бреннер, C. (2002). Конфликт, формирование компромисса, и структурная теория. Психоаналитическая Quarterly, 71, 397-417.
  • Фрейд, А. (1966). Эго и механизмы защиты. Исправленное издание. Нью-Йорк: Международная Вузы Press, Inc. (Первое издание опубликовано в 1936 году)
  • Фрейд, С. (1911). Рецептуры на двух принципах психического функционирования. Стандартное издание, том. 12, стр. 213-226.
  • Фрейд, S. (1923). Эго и Ид. Стандартное издание, том. 19, стр. 1-59.
  • Фрейд, S. (1926). Торможения, симптомы и тревога. Стандартное издание, том. 20, стр. 75-174.
  • Хартманн, Х. (1939/1958). Эго психология и проблема адаптации. Trans., Дэвид Rapaport. Нью-Йорк: Международная Вузы Press, Inc. (Первое издание опубликовано в 1939 году)
  • Якобсон, Е. (1964). Самость и объект мира. Нью-Йорк: Международная Вузы Press, Inc.
  • Малер, М. (1968). На человека симбиоза и превратностях индивидуации. Нью-Йорк: Международная Вузы Press, Inc.
  • Mitchell, SA & Black, MJ (1995). Фрейд и за ее пределами: История современной психоаналитической мысли. Нью-Йорк: Basic Books.
  • Шпиц, R. (1965). Первый год жизни. Нью-Йорк: Международные университеты Прессы.

Что такое супер эго

Супер эго человека стало психическим новообразованием с появлением социума и его норм. Именно наличие общих ценностей, правил этики и норм сформировали потребность новой психологической структуры, следящей за соблюдением всех этих правил. Если совсем упростить, то супер эго – это сверх «Я», т.е. та категория, которая призвана упорядочить множество различных личностей и требующая соблюдения правил, являющихся благими для большинства даже в ущерб счастью одного.

Из всех внутренних компонентов, имеющих отношения к самовосприятию сверх я формируется самым последним, поскольку для этого необходимо активное социальное взаимодействие. Это формирование внутренней морально-этической концепции после длительного замещения её родительской фигурой. Если для раннего возраста категории добра и зла разграничивают и следят за их соблюдением родители, то потом эта функция переносится во внутренний ракурс и у каждого внутри появляется собственный родитель.

У супер эго есть два рычага управления человеческим поведением.

Эго-психология

Первый идёт через негатив – его формируют родительские наказания за проступки, проявляющиеся потом как совесть и стыд – регулирующие социальные чувства. У животных и маленьких детей подобные переживания отсутствуют, а имеются только желания и поиск способа их достижения. Второй вариант управления – это идеализация, формирующаяся через поощрения родителей. Когда каждому рассказывают, как правильно поступать, описывают модель идеального человека (доброго, внимательного, помогающего и т.д.) и хвалят за выполнение требований, то в психике формируется связка, где любовь и хорошее отношение возможно только когда поведение максимально приближено к идеалу. Отсюда синдромы отличниц и желание нравится всем – это только механизм регулирования социального поведения.

Что такое супер эго окончательно понять можно, когда сам человек способен регулировать свои желания, контролируя всплески ид и перенаправляя полученную энергию в сторону самореализации и развития. Гармоничное формирование этой категории приводит социальной успешности, и личность остаётся гармонично развитой внутри – нет необходимости вымещать скрытые желания негативным образом, нет потребности вести двойную жизнь, балансируя между ид и социумом.

Структура эго

Эго человека состоит в основном из его воспоминаний и формируется постепенно после получения различных психо-физических аспектов жизненного опыта. У новорожденного нет ассоциаций себя, как мужчины или женщины, умеющего петь или считать в уме – это чистое пространство, не знающее ничего предопределённого о себе.

Потом взрослые начинают сообщать какие-то неоспоримые данные о самом человеке, являющиеся базой для составления первого образа себя (обычно вписывающиеся в контекст социальных требований, потому что преподнесён внешними факторами). Из маленьких событий у человека складывается понимание, кто он такой и соответственно эго. Он начинает отождествлять себя с тем, кто смог пройти до центра города или написать рассказ, кто нравится девочкам или слепил красивую модель. Но, так же как и достижения, эго вносит в свой образ и негативные моменты, такие как провалы и невозможность реализации.

Особые верования о том, что мужчины смелы, могут внести в эго стремление быть смелым, не соотнося это с внешней ситуацией. Сюда же можно отнести моменты, когда частью внутреннего образа становятся утверждения значимых взрослых, а в силу ещё слабого собственного эго их характеристики впечатываются, как нерушимые. Взрослый руководитель корпорации ощущает себя как несмышлёного и неуклюжего только потому, что это регулярно повторялось в детстве, и помещено в основу самовосприятия и идентификации, потому что познание мира изначально строилось на мнении значимых взрослых, считавшихся правыми.

Эго строится на воспоминаниях, и если человеку стереть память, то можно получить любую личность, какую захочется написать, просто рассказав, что и как она делала в прежней жизни. Идентификация себя со своим прошлым делает эго негибким, плохо адаптирующимся и приносящим множество проблем. Грубо говоря, человек знающий, что он не умеет плавать не подойдет к воде, тогда как малыш без подобных предубеждений знает, что купаться возможно, потому что так делает часть людей и попробует. Жёсткое эго лишает развития и самореализации.

Как усмирить свое Эго?

Борьба с собственным Я является одной из самых трудных задач каждого личности. Если человек имеет Эго, раздутое страстями, злобой, завистью, материальными желаниями, то ему придется долго и тяжело сражаться с этой частью своей личности. Первое, что необходимо для усмирения своего Эго, — это осознание того, что оно является эгоистичным, низшим. Следует понять, к чему оно ведет, распознать все свои стремления, желания, мотивы и побуждения. После этого необходимо выбрать способ, с помощью которого можно будет работать над своим Эго. Для этого можно использовать духовные практики или же психологические программы работы над собой.