Самые знаменитые психологические эффекты

Эффект Пигмалиона простыми словами. Эффект Пигмалиона в психологии

Самые знаменитые психологические эффектыСамые знаменитые психологические эффекты

Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) — это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.

Скульптура: Пигмалион и Галатея

Данный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.

История

Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии — Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).

В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится «смышленая» крыса, а в другой серии — «глупая».

Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми «умными» крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.

Роберт Розенталь

Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли «экспериментаторов»-испытуемых были учителя.

Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время «одаренные» ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.

Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:

  1. Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым «оправдать» его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.

В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
  • избегание полярных стремление к усреднение полученных данных;
  • качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.

Практическое применение

Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни.

Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.

Теория конфликта внимания

Спор Н. Коттрелла с Р. Зайонцем попытался разрешить в своей теории конфликта внимания Роберт Бэрон (Baron R., 1986). Он утверждает, что особи своего вида выступают раздражающим и отвлекающим фактором по многим причинам, включая и ту, которую называет Зайонц, присутствие других служит источником возбуждения. Но прежде, чем возбуждение начнется, присутствие других, будучи отвлекающим фактором, вызовет конфликт внимания у занятого своим делом индивида. И этот конфликт внимания уже приведет к возбуждению, и в зависимости от того, как индивиду удастся с ним справиться, возбуждение будет либо способствовать, либо препятствовать исполнению его деятельности.

Если индивид уделяет слишком много внимания присутствующим зрителям, то в результате социального торможения его деятельность вообще может прекратиться. Если же он вместо того основной фокус внимания переключит с аудитории, на собственно свою деятельность, то усиление возбуждения будет либо способствовать хорошо освоенной реакции, либо сдерживать реализацию плохо освоенной реакции.

Получается, что конфликт между вниманием к своей деятельности и вниманием к другим особям создает напряжение в когнитивном процессе, что вызывает возбуждение у индивида. Очевиден тот факт, что большинство людей хотят выглядеть наилучшим образом на глазах других

И при условии того, что человек делает простое действие, к которому он привык и хорошо освоил и делает его хорошо, вызванный в результате конфликта внимания процесс возбуждения, может способствовать улучшению деятельности.

Но при выполнении сложной задачи все обстоит иначе. Здесь Любая ошибка сопровождается фрустрацией, которая будет усиливаться из-за процесса возбуждения, вызванного присутствием наблюдателей. Это приводит к тревоге, панике, раздражению, и как следствие, к дезорганизации деятельности.

Важно отметить, что не только сторонние наблюдатели могут вызвать конфликт внимания, но и сам индивид способен быть для себя зрителем, оценщиком собственной деятельности и, таким образом, усилить конфликт, и следовательно возбуждение. Данное дополнение в развитие теории Р

Бэрона предложили Кэт Жимански и Стивен Харкинс

Брианом Малленом Роем Баумейстром было сделано еще одно дополнение к этой теории. В этом дополнении отмечается, что анализ собственных действий в процессе деятельности чреват конфликтом между точностью и скоростью действий. Когда при выполнении того или иного действия у индивида возникает конфликт внимания при наблюдении зрителей, индивид может сосредоточиться или на точности, или на скорости. Но предпочтение одному будет идти в ущерб другому, и произойдет ухудшение деятельности.

И все же теория конфликта внимания Р. Бэррона не может объяснить некоторые факты. Например, Александр Дюма мог писать свои романы в любом месте: дома, на палубе парохода, на прилавке магазина. При этом не было падения в продуктивности: не падала ни скорость, ни качество художественной деятельности. Он был столь увлечен работой, что его не отвлекали сторонние взгляды. Если учитывать тот факт, что написание романов — задача тяжелая, теория конфликта внимания все же не всеобъемлющая. Есть масса иных писателей, которые могли вести быструю и продуктивную работу лишь уединившись.

Эффект Тамагочи

Ох уж этот Тамагочи. Если вы выросли в 90-е годы ХХ века, вероятно, он у вас был, или вы были знакомы с кем-то, у кого он был или хотя бы знали о его существовании. К 2010 году по всему миру было продано более 76 миллионов маленьких электронных зверюшек. Для тех, кто не в курсе, Тамагочи – это маленький переносной виртуальный питомец, изобретенный в 1996 году в Японии.

Владелец Тамагочи занимался кормлением, лечением, воспитанием и уборкой за своим питомцем. Эффект Тамагочи – это психологическое явление, при котором люди становятся эмоционально зависимыми от робота или другого виртуального объекта. Такое отношение у человека может быть к Тамагочи, сотовому телефону, роботу или даже к какой-то компьютерной программе. Исследования показывают, что эффект Тамагочи может проявиться в любом возрасте и может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье человека.

Ситуация со-деятельности

Другие люди могут выступать не только в роли безучастных наблюдателей за деятельностью того или иного индивида, но и сами быть вовлеченными в деятельность. Торговцы на рынке, параллельно торгуя товарами, разумеется, не останутся равнодушными к делам друг друга. Между ними будет конкуренция. Но они так же будут являться зрителями для друг друга, соответственно, их со-деятельность будет оказывать такое же действие как и присутствие пассивного зрителя, правда с учетом того что это действие будет усилено состязательными отношениями между двумя индивидам.

Конкуренция является одним из мощным побудителей для улучшения качества, совершенствования товаров или услуг ради того, что бы превзойти соперника. Именно благодаря конкуренции Запад достиг такого процветания в науке, экономике, промышленности и других областях. У конкуренции есть и свой минус: конкуренция способствует увеличению скорости деятельности взамен возможного падения качества и точности.

Значит со-деятельность может стать еще одним источником конфликта внимания. Ведь соперники сравнивают свои достижения, и при отставании одного от другого, отставший пытается в ущерб качеству догнать того, кто впереди, например, количественно.

Таким образом, со-деятельность, воспринимаемая как конкуренция, может стать еще одним источником конфликта внимания. Ведь соперники, наблюдая за деятельностью друг друга, обоюдно сравнивают свои результаты. Если один преуспевает больше другого, то второй, стремясь достичь таких же или даже лучших результатов, утеряет иной параметр.

Если же деятельность соперника ничем не отличается или даже хуже, то она может вообще не восприниматься как конкурирующая. В этом случае со-деятели оказывают друг на друга такое же влияние, как простые зрители.

Эффект Розенталя это. Эффект Розенталя — эффект исполнения предсказаний

Эффект Розенталя (или эффект Пигмалиона) — это психологический феномен, который заключается в том, что если человек твердо убежден в верности какого — то пророчества, то своими действиями он способствует исполнению этого пророчества.

В 1968 году психологами Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско. Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких — то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!». Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ (подробнее, что такое IQ ).

Эксперимент наглядно показал, что то, во что мы верим, то мы и получаем. Учителя волей не волей, но поверили в слова психологов, что выбранные ученики обладают высоким IQ, и свои ожидания передали этим ученикам, а те оправдали надежды своих учителей и достигли высоких результатов.

Интересно, что бы сказали эти исследователи, проанализировав предсказание Эдгара Кейси . Многие из них сбылись, при том, что они часто касаются глобального масштаба.

Эффект спящего

Эффект спящего – часто изучаемый, спорный психологический эффект, который показывает, как информация влияет на мнение человека. В основном, когда видишь рекламу с позитивным слоганом, с ней (и с рекламируемым продуктом) возникают позитивные ассоциации. Однако, через какое-то время эти позитивные ассоциация исчезают и, в конце концов, не остается вообще никаких ассоциаций с этой рекламой. Но при определенных условиях, например, если сообщение сопровождалось «репликой дисконтирования», позитивная ассоциация может остаться на более длительное время.

«Реплика дисконтирования» обычно подается в форме источника информации, который не вызывает доверия, либо сообщение идет с оговоркой, либо источник информации какой-то необычный. Когда вы видите негативную политическую рекламу, проплаченную оппонентом, вы сначала можете отнестись к сообщению с подозрением, а через какое-то время начнете верить. Исследования утверждают, что эффект спящего реальный, но трудноосуществимый в действительности, поэтому, чтобы он был эффективным нужно неукоснительно следовать строгому набору рекомендаций.

Эффект плацебо

Этот эффект был установлен медиками. Он
основывается на целенаправленном или неосознанном
внушении врачом или экспериментатором, что определенный
фактор (препарат, способ действий) должен привести к
желаемому результату. Вера испытуемых или пациентов
действительно может творить чудеса, хотя сам фактор
никакого действия не играет. Если больные ожидают, что
препарат должен способствовать улучшению их состояния,
то у них действительно наблюдаются изменения к лучшему.

В медицине плацебо (лат. placere —
нравиться) означает препарат, у которого нет лечебных
свойств («фальшивые лекарства»). Термин «эффект плацебо»
введен в научный оборот американским врачом Генри
Бичером в
1955 г., который выяснил, что примерно треть
пациентов выздоравливают от таблеток-«пустышек», которые
не содержат действующих веществ. Серьезное изучение
эффекта плацебо развернулось во время Второй мировой
войны. Когда во фронтовом госпитале не хватало
обезболивающих средств, анестезиолог Генри Бичер
убедился, что в отдельных случаях инъекция
физиологического раствора имеет практически то же
действие, что и настоящее лекарство. Вернувшись с войны,
врач с группой коллег из Гарвардского университета
приступил к изучению этого феномена. Результаты своих
исследований он подытожил в 1955 г. в статье
«Сильнодействующие плацебо».

Предыстория

Большинство видов человеческой деятельности имеет коллективный характер и осуществлялся в различных группах. Социальными психологами были выявлены ряд условий, при которых издержки деятельности в группах может быть минимальным или вовсе отсутствовать. Для более качественного понимания групповой регуляции, нужно систематизировать знания о процессах и условиях групповой деятельности, что позволит более эффективно управлять процессами в группе, улучшать, интерсифицировать деятельность групп, увеличивать их производительность и т.д.

Люди по-разному реагируют на внимание к себе со стороны окружающих. Одних оно беспокоит, заставляет смущаться, краснеть, заикаться, путаться в словах и действиях, даже испытывать состояние удушья из-за того, что от волнения у них перехватывает горло

Другие наоборот радуются, ощущают прилив энергии и начинают чувствовать себя увереннее и спокойнее, если заметили, что вызывают интерес.

Подобные различия могут быть объяснены какими то устойчивыми особенностями личности, например самооценкой, типом темперамента и т.д. Но диспозиционных причин для понимания этого феномена недостаточно.

Один и тот же человек в некоторых ситуациях при наличии стороннего внимания теряет самоконтроль, попадает в замешательство, а в других, напротив, испытывает уверенность в себе, радостное возбуждение. Встречаются люди, которые во всех ситуациях ведут себя одинаково, например, смущаются. Напротив, есть люди, которые не склонны смущаться при внимании аудитории, хотя тут самоуверенность может быть напускной, а не реальной.

Одно от другого отличить не сложно. Если субъект внимания аудитории занимается каким то действием, например, читает лекцию, строит дом или занимается спортом, то при ощущении внимания аудитории у него появляется прилив сил, координация движений не нарушается, ощущается прилив бодрости и воодушевления, качество его деятельности или действия увеличивается.

Если за напускным спокойствием скрывается растерянность и неуверенность в себе, то фиксируются явные нарушение нормальных идеомоторных реакций, нарушение координации движений, на фоне неловкого желания скрыть проявления неуверенности. Одним из показателей неуверенности лектора является выступление «по бумажке», что говорит о профессиональной несостоятельности.

Отсюда ясно, что иногда присутствие других людей улучшает деятельность, а иногда ухудшает. Флойд Оллпорт, анализируя эти явления в 1920 г., назвал их «эффектами аудитории». Им же были введены термины для обозначения этих двух терминов: улучшение деятельности при наличии стороннего внимания получило название социальная фасилитация(социальное способствование), ухудшение деятельности при условии наличия внимания было названо социальным торможением(социальным сдерживанием). На сегодняшний день оба эти понятия являются общепринятыми.

Несмотря на то, что Оллпорт дал название этим терминам, но он не смог ответить на вопрос — почему и при каких условиях возникает социальная фасилитация и социальное торможение?

В 1965 г. появилось первое теоретические обоснование эффекту аудитории, его предложил Роберт Зайонц

Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона связан с эффектом аудитории и теорией вытеснения, он соединяет в себе положительные ожидания выступающего и наивысший результат. Эффект назван в честь пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (по которой снят фильм «Моя прекрасная леди»), иногда его ещё называют «эффектом Розенталя». Кроме того, существует и эффект, противоположный эффекту Пигмалиона, его суть заключается в том, что низкие ожидания приводят к низкому уровню выступления, и называется такой эффект «эффектом голема».

Эффект Пигмалиона был подробно изучен в мире легкой атлетики, бизнеса и особенно образования. В бизнесе эффект очень ярко выражен в результатах менеджеров, которые напрямую зависят от того, чего они ожидают от собственных сотрудников. Как отметил в своих исследованиях профессор Дж. Ливингстон: «То, как менеджеры обращаются со своими подчиненными, во многом зависит от того, чего они от них ожидают». Точно так же исследование эффекта Пигмалиона, проводимое Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон в учебном классе, доказало, что те студенты, от которых преподаватель ожидает большего, скорее всего, будут на высоте.

Эффект розенталя или эффект пигмалиона.

Согласно древнегреческой мифологии пигмалион был скульптором, царем Кипра, который по преданию изваял скульптуру столь прекрасную, что сам влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог розенталь (1966) назвал эффектом пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

Самые знаменитые психологические эффектыСуществование эффекта пигмалиона (психологического феномена оправдывающихся ожиданий) впервые было доказано в школьном классе. В эксперименте, впоследствии ставшем классическим, учителям было сказано, что среди их учеников есть дети очень способные и совсем неспособные. В действительности между двумя группами не было никакой разницы, и уровень способностей у всех учащихся был примерно одинаковым. Однако ожидания учителей, связанные с учениками, оказались разными. В результате группа якобы более способных учащихся при анонимном тестировании получила более высокие оценки, чем группа «Менее» способных учащихся. Ожидания учителей каким-то непостижимым образом передались ученикам и повлияли на их реальные академические успехи.

В практике кадровой работы эффект пигмалиона проявляется в том, что ожидания руководителей относительно результатов труда подчиненных способны влиять на сами эти результаты. Так, существует тенденция, в соответствии с которой руководители, высоко оценивающие своих подчиненных и ожидающие от них хороших результатов, получают более высокие результаты. А руководители, считающие своих подчиненных сборищем лентяев и тугодумов, т. е. изначально настроенные на плохие результаты, получают именно их.

То, что ожидания, связанные с действиями персонала, имеют обыкновения сбываться, доказано многими исследователями. Этот феномен более ярко проявляется в мужских коллективах (в частности, в армии), нежели в женских, и чрезвычайно присущ тем работникам, с которыми не только менеджмент не связывает никаких ожиданий, но которые и сами махнули на себя рукой. Результативность их труда обычно негативным ожиданиям соответствует.

Особенности

  • Присутствие аудитории вызывает активацию всех внутренних сил организма, усиливается общий драйв и улучшается мотивационный аспект;
  • Наличие посторонних людей может формировать у человека предчувствие ситуации оценивания, что и усиливает активацию собственных имеющихся ресурсов;
  • Наличие наблюдателей может выступать и отвлекающим фактором. Так как отвлеченность внимания (разделение его на несколько аспектов: частично на работу, а частично на процесс наблюдения за реакциями и действиями окружающих).

Когнитивно-мотивационная модель: наличие аудитории, с одной стороны, формирует мысль о возможных последствиях в случае будущей неудачи (неодобрение, порицание и осуждение окружающих людей), а с другой – акцентирует внимание на позитивных последствиях при условии удачи (успех, одобрение и положительная оценка собственных способностей). Роберт Зайонц также установил, что повышенный уровень возбуждения у испытуемого способен существенно улучшать (ускорять) решение простых и знакомых для него задач, а выполнение сложных – такое возбуждение существенно ухудшает

Данную мысль подтверждает целый ряд исследований с участием более чем 25 тысяч испытуемых

Роберт Зайонц также установил, что повышенный уровень возбуждения у испытуемого способен существенно улучшать (ускорять) решение простых и знакомых для него задач, а выполнение сложных – такое возбуждение существенно ухудшает. Данную мысль подтверждает целый ряд исследований с участием более чем 25 тысяч испытуемых.

Конфликт интерпретаций: Почему возникает «эффект аудитории»

Исходя из бихевиористской формулы поведения (П = С — Р), Р

Зайонц предположил, что факт присутствия других людей и их внимание являются для индивида сильным источником общего возбуждения. Ощущение неопределенности и, как следствие, возбуждения создают еще и тот факт, что реакция аудитории непредсказуема

Если человек знает, что и как ему делать или говорить, то общее возбуждение положительно сказывается на качестве его деятельности, причем увеличение числа зрителей (стимулов) интенсифицирует эффект фасилитации.

Если говорить в рамках теории стимульного научения Халла-Спенса, хорошо освоенная (доминирующая) реакция в присутствии особей своего вида выполняется автоматически, т.е. безукоризненно. Но когда реакция плохо усвоена, тогда наблюдается ухудшение деятельности индивида, потому что реализации нужной, но плохо заученной реакции мешает доминирующая, хотя и не нужная реакция. Наступает социальное торможение. Эта теория распространяется не только на людей, но и на большую часть животного мира.

У Р. Зайонца были основания сделать вывод о том, что повышение возбуждения улучшает выполнение простых задач и ухудшает — сложных. Подтверждением этой гипотезе являются почти 300 исследований с участием около 25 тыс. испытуемых.

Но с альтернативным объяснением эффекта аудитории вышел Николас Коттрелл, утверждая, что данный феномен объясняется тем, что люди, занятые какой-то деятельностью на людях, ожидают оценки со стороны зрителей и обеспокоены грядущей оценкой. И действительно, в ходе исследований выяснилось, что в присутствии людей, у которых были завязаны глаза или которые по каким-то другим причинам не могли выступать экспертами-оценщиками мастерства и умений, деятельность сопровождалось меньшим возбуждением, чем деятельность на глазах зрителей, способных выносить оценку. Коттрелл привел много доказательств того, что существует разница между простым отношением индивида к зрителям и ожиданием с их стороны оценки.

Но как же тогда быть с тараканами, муравьями и спаривающимися крысами, которые так же демонстрируют эффект аудитории? Неужели они тоже ожидают от зрителей-сородичей оценки своей деятельности?