Психологическая энциклопедия эффект барнума (barnum effect)
История возникновения
Это явление назвали в честь американского частного театрального предпринимателя, у которого был свой цирк, Финеаса Барнума. Он считал, что люди жаждут развлечений и готовы платить за свой азарт. Отчего каждый посетитель мог в его цирке найти то, что ему будет по душе. Независимо от того, что в нём имеется и какие организованы представления. Может, благодаря этому жизнеутверждающему мнению он и был популярен среди населения.
Если интересно немного больше узнать о его личности, можете посмотреть фильм «Величайший шоумен» с Хью Джекманом в главных ролях. Правда, там немного искажены некоторые факты, но общее представление о том, кем он являлся, вы получите. Также Финеас упоминается в картине «Банды Нью-Йорка». Этот человек сделал достаточно много для развития не только шоу-бизнеса, но и политики, маркетинга. Дружил с Авраамом Линкольном и Марком Твеном. В общем, он достоин того, чтобы о нём знали.
Что такое эффект Барнума?
Последние страницы популярных печатных изданий пестрят гороскопами, характеристиками по разным знакам зодиака, предсказаниями, так прочно вошедшими в нашу жизнь, что журнал или газета без них кажутся «пресными». Различные тесты, в результате ответов на которые, человеку заявлено, что он узнает максимально достоверно о себе. Эффект Барнума — это склонность человека, связанная с его искренним интересом к своей судьбе, верить в правдивость и точность общих, банальных утверждений.
Эффект Барнума в психологии
Росс Стагнер, американский психолог, заинтересовался этим явлением и решил провести эксперимент. Он предложил заполнить 68 кадровым работникам психологическую анкету, позволяющую составить психологический портрет личности. Стагнер взял 13 часто встречающихся фраз из популярных гороскопов и составил из них личностные портреты. Результат ошеломил: треть участников отметила поразительную достоверность в описании, 40% — верно и почти никто из кадровиков не отметил описание как «совершенно не верное».
Эффект Барнума-Форера — эффект субъективного подтверждения – социально-психологический феномен, названный в честь популярного интерпренера – циркача Ф. Барнума, развлекавшего американскую публику разного рода мистификациями. Предложил термин эффект Барнума — Пол Э.Мил, создатель мультифакторного теста личности (MMPI). Ф. Барнум считал, что на свете много простофиль, и каждому можно что-то предложить. Б. Форер занялся этим явлением экспериментально.
Эксперимент Форера
Бертрам Форер в 1948 г. дал задание группе людей — выполнить тесты, и затем экспериментатор отпустил их на время обработки результатов, но обработки не было. Вновь прибывшим людям Форер раздал один и то же результат описания личности, взятый им из астрологического журнала. Эффект Форера при этом срабатывал именно на позитивных аспектах в описании. Оценка в 5 баллов считалась как полностью соответствующая описанию по результатам теста. Средний балл среди испытуемых был 4,26.
Текст содержал фразы, которые отзываются практически у всех людей:
- «Вы нуждаетесь в потребности уважения».
- «Иногда вы приветливы, иногда сдержанны».
- «Выглядите дисциплинированной и уверенной личностью».
- «Обладаете огромным потенциалом».
- «Порой вас охватывают сомнения».
Почему мы верим экстрасенсам и кофейной гуще
Оценивая предсказания, мы используем тот же способ, что и при прочтении своей характеристики — субъективную или персональную валидизацию The fallacy of personal validation; a classroom demonstration of gullibility. . Если вы верите, что написанное или рассказанное относится к вам, то моментально находите соответствия. Экстрасенсам даже не надо особо напрягаться: клиент сам «догадывается», что они имеют в виду, и с радостью сообщает об этом.
Вот пример из жизни. Одна моя знакомая уверена в том, что ей попался настоящий медиум, ведь перед взглядом в будущее он правильно описал ей прошлое и назвал некоторые факты из биографии. В частности, он рассказал о заболевании её матери, о котором никак не мог узнать. Когда моя знакомая рассказывала об этом, сначала всё выглядело так, будто медиум назвал конкретное заболевание. Позже выяснилось, что он просто упомянул «проблемы по женской части», а они встречаются у многих женщин в возрасте.
Например, если предсказатель говорит о «сильной фигуре отца», человек может с равным успехом думать и об отце, если он есть, и о другом мужчине, который имеет влияние на его жизнь: родственник, начальник, друг, доброжелательный сосед, да кто угодно!
Это работает не только с медиумами, но и с самостоятельными гаданиями на всём подряд. Ни одна карта Таро, руна и уж тем более кофейная гуща не расскажет вам о «повышении до главного менеджера», а вот о «неожиданном приятном сюрпризе» — да. При этом сюрпризом может быть и повышение, и свободное место в забитом автобусе, и случайно выпавший второй сникерс в автомате с едой. Вы сами обнаружите это и свяжете с гаданием. А вот то, что не совпало, просто забудется.
Эффект аудитории (Эффект Зайонца)
Эффект аудитории проверялся в
исследованиях Роберта Зайонца. Присутствие любого
внешнего наблюдателя, в частности, экспериментатора и
ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту
или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов,
которые показывают лучшие результаты на публике, чем на
тренировке. Зайонц установил, что во время учебы
присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает
результативные показатели. Когда же деятельность усвоена
и сводится к простому физическому усилию, тогда
результат улучшается.
После проведения дополнительных
исследований были установлены следующие зависимости
эффекта аудитории:
Влияние оказывает не любой наблюдатель,
а лишь компетентный и авторитетный для исполнителя,
который может дать ему оценку. Чем авторитетнее
наблюдатель, тем больше проявляется этот эффект.
Влияние тем больше, чем сложнее задача.
Новые навыки и умения, интеллектуальные способности
более податливы воздействию (в сторону снижения
эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и
сенсомоторные навыки проявляются легче,
производительность их реализации в присутствии
авторитетного наблюдателя повышается.
Соревновательная и совместная
деятельность, увеличение количества наблюдателей
усиливает эффект аудитории (как в положительном, так и
отрицательном направлении).
Тревожные исследуемые при выполнении
сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных
усилий, переживают больше трудностей, чем эмоционально
стабильные личности.
Действие эффекта Зайонца подчиняется
закону оптимума активации Йеркса-Додсона: присутствие
внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает
мотивацию испытуемого; следствием этого может стать
повышение производительности или слишком высокая
мотивация, которая может привести к срыву деятельности.
Современная демонстрация
В наши дни тоже регулярно проводятся эксперименты, демонстрирующие эффект Барнума. Наиболее понятно и доходчиво о нём рассказал Деррен Браун из Великобритании. Он работает гипнотизёром, менталистом, иллюзионистом и фокусником. Англичанин снял на тему, рассматриваемую в этой статье, целую программу под названием «Эффект Барнума от Деррена Брауна».
В передаче нескольким группам испытуемых (каждая по пять человек), он предложил сделать следующее: обвести свою руку на листке бумаги, написать дату рождения и поместить его в конверт. Также Деррен попросил положить вместе с листком какой-нибудь личный предмет. После этого фокусник собрал конверты и удалился на час для составления индивидуальных прогнозов. Вернувшись, Браун раздал людям листки и попросил прочитать их в уединении. Все испытуемые удивлялись точности описания их личности. Естественно, текст был у всех одинаковым. В конце программы тестируемые выяснили это, обменявшись листками.
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)
Экспериментатор, который твердо верит в
гипотезу или надежность информации, неосознанно
действует таким образом, чтобы получить соответствующие
результаты, подтверждающие гипотезу. Это называется
эффектом Пигмалиона. В эксперименте Р. Розенталя
участникам поручали провести определенную работу
(эксперимент) с популяцией крыс, а именно следить за их
поведением в лабиринте. В одном случае участнику
говорили, что крыса «умная», а в другом — что «глупая».
В результате были получены данные, которые это
подтвердили.
Оказалось, что когда участник работал с
«умной» крысой, он был с ней более мягким, поглаживал
ее, поэтому создавал дополнительные положительные
подкрепления для выполнения задания. Впоследствии Р.
Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли
экспериментатора выступили учителя. Оказалось, что
«способные» (в той же мере, что и крысы) ученики
достигли более значительных успехов.
Эффект Розенталя также получил название
«эффекта предвзятости экспериментатора». Он относится к
группе артефактов, обусловленных свойствами
исследователя. В 1966 г. Р. Розенталь описал, что
артефакты возникают в результате таких особенностей
деятельности экспериментатора:
Ожидания экспериментатора определяют
характер полученных им данных.
Осознание экспериментатором своей
собственной склонности находить ожидаемые данные может
привести к противоположному эффекту: искать предвзято
только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы
не казаться предвзятым.
Экспериментаторы, которые в начале
исследования получают очень «хорошие» данные, пытаются
дальнейшие данные еще больше улучшить, те же
экспериментаторы, которые изначально получают «плохие»
данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.
Эффект предвзятости экспериментатора
проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные
(«фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым.
Он просто неосознанным образом (вербально или имплицитно
поведением) поддерживает именно те действия испытуемых,
которые подтверждают гипотезу.
Предвзятость экспериментатора отражается
в интонации, а также визуально, если он и исследуемый
работают вместе и видят друг друга во время
эксперимента.
Эффект предвзятости больше проявляется у
тех исследователей, которые стремятся к поддержке,
активно жестикулируют, по-дружески и с интересом
относятся к испытуемым.
Этот эффект усиливается, когда
экспериментатор и испытуемый знают друг друга.
Экспериментаторы-женщины больше склонны
к предвзятости, чем мужчины.
Исследователи проявляют устойчивые
тенденции, которые влияют на ход экспериментальной
процедуры и являются последствиями неосознанного уровня
психической регуляции. Экспериментатор организует
деятельность исследуемого лица, дает задание, оценивает
результаты, изменяет условия исследования, регистрирует
особенности поведения участника и результаты его
деятельности. Для того, чтобы избежать влияния
заинтересованного исследователя на эксперимент с целью
подтвердить свою теорию, надо привлекать других ученых,
которые не знают его цели и теорий. Также уместной
является проверка результатов исследователями, которые
критически настроены к гипотезам автора исследования.
Экспериментаторы — это люди, по-своему
заинтересованные, которые в свойственной им манере
наблюдают, фиксируют и оценивают явления. Они также
имеют разную мотивацию, принадлежат к разным
этнокультурным общностям. При стремлении к новому и
соблюдении образцов поведения настоящего ученого,
экспериментаторы имеют разные представления о путях и
способах познания. Как отметил А. Шопенгауэр, «человеку
свойственно принимать пределы своего понимания за
пределы вселенной».
При проведении исследований
экспериментаторы допускают такие ошибки, обусловленные
эффектом Пигмалиона:
Занижение слишком высоких результатов.
Возможно также завышение низких оценок, деформация шкалы
и сближение результатов до среднего значения. Причиной
может быть неосознанная тенденция «привязывать» данные
исследуемого к своим собственным.
Избегание крайних оценок (как низких,
так и высоких), группировки данных только вокруг
среднего значения.
Завышение значения определенного
параметра или определенной задачи по экспериментальной
серии. Через призму этой установки и происходит оценка
задач и личностных качеств.
Для того, чтобы нейтрализовать
артефакты, обусловленные экспериментатором, следует
увеличивать число исследователей, наблюдать за их
поведением, проводить специальное обучение и тренировки,
скрывать от них основную гипотезу, свести к минимуму
контакты экспериментатора и испытуемого.
Эффект плацебо
Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство. В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.
Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.
2
Причины эффекта Барнума-Форера
Объяснение такого феномена лежит в основе интереса к своей собственной личности. Люди, даже те, которые критично относятся к психологии, любят слушать, что о них думают другие. Практически каждому из нас интересно было бы послушать, какие личностные качества и способы поведения можно обнаружить научным путем. Люди склонны принимать характеристики в отношении себя пропорционально их желанию, чтобы утверждения были правдивыми, а не пропорциональными эмпирической точности претензий, измеряемых каким-либо не субъективным стандартом. Это подтверждает еще один принцип оценки личности – принцип «Поллианны», который предполагает, что существует общая склонность воспринимать положительные описания или характеристики чаще, чем отрицательные.
В 2011 году исследование было повторено с заявлениями, измененными таким образом, что характеристики касались не людей, а целых предприятий и организаций. Результаты были схожими, и было предположено, что люди антропоморфизируют организации, в которых они работают.Исследования показывают, что люди с большей вероятностью верят в астрологию, если им представлены персональные гороскопы, которые описывают их в положительном свете. Кроме того, люди с большей вероятностью принимают отрицательные оценки самих себя, если они исходят от лиц, которые представлены, как профессионалы высокого уровня.
Некоторые данные свидетельствуют о том, что авторитарные и невротические личности и люди, имеющие более чем обычную потребность в одобрении, с большей вероятностью проявляют эффект Барнума-Форера.
С. Р. Снайдер и Р. Дж. Шенкель провели исследование, в котором они попросили своих учеников подготовить однородные описания для группы предметов. Эти описания были затем представлены участникам исследования под видом индивидуализированных гороскопов. В одной группе не запрашивали личную информацию вообще, во второй группе было предложено написать свой месяц рождения, в третьей группе была запрошена точная дата рождения. Исследуемые в третьей группе подтвердили, что их «гороскопы» были применимы конкретно к ним. Испытуемые из первой группы показали более низкую оценку по этому фактору.
Форер говорил о том, что на результаты его исследования могли повлиять несколько факторов. Прежде всего – личность самого испытуемого. Доверчивые люди склонны принимать на веру суждения практически без основательной базы. Люди с высокой тревожностью чаще всего дают положительные утверждения на подобного рода вопросы, так как боятся быть отвергнутыми группой из-за своего негативного отзыва о результатах.
Другой фактор – ситуация опроса и личность экспериментатора. Ведь здесь может иметь место другое явление – эффект Фокса, когда испытуемые дают хорошие отзывы о материале, исключительно из-за положительного отношения к лектору, учителю или исследователю.Данный эксперимент повторяли очень много раз и в различных вариациях
Некоторые профессоры используют его в качестве введения в курс психологию, чтобы показать важность критического мышления своим студентам. Однако результат практически всегда оставался неизменным
В чем состоит эффект Барнума
Основой для этого эффекта послужила сказанная им
фраза – «Каждую минуту на земле рождается
простофиля, и любому из них у меня есть что предложить». Сам эффект же можно
объяснить следующим образом – человек, склонен к тому, чтобы находить,
интересоваться и соглашаться с общими и неподкрепленными ничем суждениями о его
личности, если сообщить человеку, что получены они были в процессе изучения
неизвестных ему факторов. Проще говоря, нам хочется узнать о себе, своей судьбе
и жизни что-то из сторонних источников, не основываться только на собственном
опыте и собственных знаниях. Иллюстрацией эффекта Барнума можно назвать интерес
людей к гаданиям, астрологии, хиромантии, соционики и т.д.
Согласитесь, как часто мы читая
гороскоп или описание собственного знака зодиака соглашаемся с предложенными к
них описаниями нашей личности, как ищем подтверждения написанному или
сказанному, как порой «подгоняем» эти утверждения, как нам интересно
согласиться с фактами, которые по сути не подкреплены ничем.
Среди факторов, которые влияют на
глубину данного эффекта: во-первых должны присутствовать в основном
положительные характеристики личности, во-вторых, источник должен быть
авторитетным, в-третьих – нужно убедить субъект, что описание создано
индивидуально для него, и наконец, характеристики должны быть расплывчатыми.
Эффект Фокса
Эффект Фокса объясняет еще причину
возможных артефактов во время психологического
исследования: если исследователь производит очень
положительное впечатление на участников исследования,
это может вызвать слишком большой энтузиазм, доверие,
некритичность.
Так, талант лектора может маскировать
низкое качество, надуманность и бессодержательность его
лекции, а студенты будут уверены, что они действительно
чем-то научились.
Эффект Фокса получил свое название в
1970 г., когда в Калифорнийском университете был
проведен эксперимент, в котором актер выступил под
именем доктора Майрона Фокса и прочитал лекцию
студентам. Содержание доклада было выдержано в научном
стиле, но не отвечало теме, было незавершенным,
противоречивым, наполненным неологизмами.
Актер, который ничего не понимал в теме,
читал доклад очень экспрессивно, ярко, вызвал большую
симпатию аудитории.
Эффект Фокса свидетельствует, что
существует вероятность артефактов в психологическом
исследовании, когда участники эксперимента положительно
оценивают психолога и слишком доверяют ему. Психолог
должен вести себя в процессе исследования спокойно и
избегать излишней экспрессии.
Хорошая сторона медали
Несмотря на то что эффект Барнума чаще всего используют с недобрым умыслом, можно его применить и в благих целях. Речь идет о ситуации, когда нужно поддержать человека в трудную минуту. Эффект Барнума, содержание которого кроется в обобщенных фразах, может очень хорошо поднять самооценку любому человеку.
К примеру, ваша подруга расстроена проблемами на работе: начальство ругает ее, у нее не получается влиться в коллектив. Попробуйте поддержать ее, к примеру, можно сказать: «Давай, я посмотрю твой гороскоп или погадаю тебе, или спрошу у знакомой гадалки». Далее составьте для вашей знакомой характеристику примерно с таким текстом: «На этой неделе Вы полны сил и энергии, все усилия, которые Вы приложите на работе, дадут непременно хороший результат. Вы очень талантливый и умный человек, однако не используете весь свой потенциал. Открыв себя полностью, Вы сможете реализовать самые смелые мечты…» и прочтите ей гороскоп.
Такая психологическая манипуляция поможет человеку вновь поверить в себя и раскрыть свои способности в полной мере. Можно сравнить эффект Барнума с эффектом плацебо. Они работают практически одинаково: обобщенные фразы, которые подходят любому человеку, — это та же пустая таблетка, способная творить чудеса. В любом случае, если данный способ используется в качестве помощи, в этом нет нечего плохого. Как говорили великие полководцы: «Предупрежден — значит вооружен», вот и эффект Барнума не работает с людьми, которым о нем известно. Сложно провести человека, обладающего достаточным количеством знаний о данном способе манипуляции.
Суть и история открытия эффекта
Эффект Барнума был одним из самых исследуемых в течение почти 30 лет (также известен как эффект Форера). Это явление происходит, когда люди положительно оценивают приведенные характеристики, потому что они якобы получены от процедуры научного изучения личности. Другими словами, люди становятся жертвами ложного изучения личности. Они принимают обобщения, которые справедливы и применимы почти для всех, но кажутся особенно правдивыми для отдельно взятого человека.
Оценки личности могут быть, а зачастую и являются таковыми, в таких общих терминах, что они бессмысленны в контексте объяснения поведенческих реакций человека. Или они могут иметь «универсальную юридическую силу» и применяться практически ко всем.
Для характеристики какого-либо конкретного человека указание тех черт, которые он демонстрирует, является бессмысленной процедурой
Уникальность индивида, как подробно объясняет Олпорт, заключается в относительной важности различных личностных черт в определении его поведения и в относительной величине этих признаков, по сравнению с другими людьми. Таким образом, индивид представляет собой уникальную конфигурацию характеристик, каждая из которых может быть найдена практически в любом другом человеке, но в различной степени
Более 60 лет назад Росс Стагнер дал группе менеджеров по персоналу личностный тест, но вместо того, чтобы подсчитать его и дать им фактические ответы, он дал каждому из них фиктивную характеристику в форме утверждений, полученных из гороскопов. Затем каждому менеджеру было предложено прочитать получившиеся результаты (предположительно полученные от него из «научного» теста) и решить, насколько точна оценка. Более половины испытуемых подтвердили поразительную точность полученных данных и очень небольшая часть участников эксперимента не согласилась с полученными личностными характеристиками.
В следующем году профессор Бертрам Р. Форер дал индивидуальные тесты своим ученикам, но проигнорировал их ответы и дал каждому ученику одинаковые оценки, якобы полученные путем исследования. Первыми тремя утверждениями были: «Вам очень нужно, чтобы другие люди любили и восхищались вами», «У вас есть склонность критически относиться к самому себе», «У вас много возможностей, которые вы не задействовали в свою пользу».
Затем было предложено дать оценку описанию от 0 до 5, где 5 означало, что человек считает, что описание было «отличной» оценкой, а 4 – что оценка была «хорошей». Средняя оценка класса составляла 4,26.Немного позже Форер провел похожий эксперимент, но описание личности составляли уже 13 фраз, позаимствованные из популярных гороскопов. Профессор представил респондентам следующие описания :
- Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами.
- Вы довольно самокритичны.
- У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо.
- Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать.
- Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность.
- Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок.
- Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство.
- Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств.
- Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро.
- Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны.
- Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны.
- Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность.
Практически все респонденты дали положительную оценку приведенным характеристикам.
Эффект Веблена
Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей. Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.
Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь
В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников. Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество. И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.
3
Кто склонен попадать в ловушку эффекта Барнума
Подтверждают истинность выводов теста обычно люди, которые стремятся услужить экспериментатору. Так как он является для них значимой, авторитетной фигурой. Или настолько осторожные и не уверенные в собственных знаниях о себе, что боятся совершить ошибку. Эгоистичные персоны таким образом повышают свою самооценку. Положительная характеристика как бальзам на душу, отчего согласны подписаться под каждым словом, не оценивая их и не подвергая сомнениям.
Те, кто постоянно обращается к астрологическим прогнозам, считаются тревожными. Реальная жизнь их несколько не устраивает, отчего они ищут поддержку вовне, пусть даже это будет какое-то пожелание или предсказание. Ответственность тогда будто перекладывается на внешние обстоятельства. У них появляется оправдание, например, бездействию, ведь это же просто недостатки из-за какого-то знака зодиака.