Эффект пигмалиона (или эффект розенталя)

Как использовать эффект Пигмалиона

Определите существующие убеждения

Первый шаг в этом процессе — определить свои
внутренние убеждения. Попытайтесь разобраться во всех навыках, которые,
как вам кажется, у вас плохо получаются, и желательно запишите их. На мой
взгляд, вы также должны отметить все положительные внутренние убеждения и,
возможно, попытаться провести связь между вашими ожиданиями от себя и вашей
работой в каждой области.

На этом этапе вы также должны определить свои ожидания
от близких вам людей. Подумайте о своей семье, своих близких друзьях и
коллегах, по одному, и будьте честны с собой относительно того, что вы ожидаете
от них.

Развивайте мышление роста

Следующим шагом является намеренная работа по развитию
мышления роста, как для себя, так и для других. Помните, что каждый может
делать что угодно, лишь бы он уделял должное количество времени и
усилий. Это также верно для себя.

Воспитывайте себя

Чтобы иметь возможность развивать мышление роста и
намеренно менять свои ожидания, вам необходимо обучать себя. В качестве
первого приоритета, научитесь учиться (извините за тавтологию). Знание
того, как учиться, является одним из тех ключевых навыков, который поможет
сделать все остальное более простым и эффективным.

Измените свои ожидания от других

Теперь, когда вы знаете, что ваши ожидания могут
реально повлиять на производительность других людей, продолжайте и изменяйте
их. В сочетании с тем фактом, что вы теперь верите, что любой может
достичь чего-либо, если он вложит в это свой ум и сердце, это изменение не
должно быть слишком сложным. Эффект Пигмалиона позаботится обо всем
остальном.

Заключение

Эффекты Пигмалиона и Голема играют важную роль в нашей
жизни во многих различных областях. Будь то работа, дом или учеба, то, что
вы ожидаете от других, и то, что другие ожидают от вас, играют важную роль в
работе каждого человека. Знание этого поможет повысить ваши ожидания (и,
следовательно, производительность) других людей.

Более того, эти эффекты играют важную роль в том, как мы
сами воспринимаем нашу реальность и наши возможности. Постарайтесь понять,
что вы можете делать все, что решите, при условии, что вы прилагаете
достаточное количество усилий (обратите внимание, что я никогда не утверждал,
что это легко, просто это возможно). Увеличьте свои ожидания от себя, и,
несомненно, ваша производительность также будет увеличена

Эффект Пигмалиона можно преодолеть используя. Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества . Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогнозЭффект пигмалиона (или эффект розенталя)осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, .

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества . Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой . При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание .

Что такое эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона, также известный как эффект
Розенталя, говорит о том, что когда учитель / менеджер / руководитель возлагает большие надежды на кого-либо, это, повышает его производительность. Это было доказано
даже тогда, когда человек с ожиданиями изо всех сил пытается скрыть это.

Как концепция, она часто ассоциируется с концепцией
«самоисполняющегося пророчества», в котором говорится, что даже ложное
убеждение может в конечном итоге стать истинным, поскольку оно влияет как на
убеждения, так и на действия. Как только убеждение становится истинным,
оно создает петлю обратной связи, поскольку мы предполагаем, что всегда были
правы.

Причина эффекта Пигмалиона в том, что, когда мы
взаимодействуем с другими людьми и ожидаем от них чего-то, мы склонны подавать
множество подсознательных подсказок об этих ожиданиях через наш тон или язык
тела.

На самом деле, в конце 1800-х годов существовал конь, Умный
Ганс, который, как считалось, был настолько умен, что мог понимать и даже
делать различные подсчёты. Считалось, что он может складывать, вычитать,
умножать, делить и даже определять время и дату, постукивая копытом.

Однако позже исследователи обнаружили, что Умный Ганс
на самом деле не совершал этих удивительных подвигов. Хотя здесь не было
никакого обмана, Умный Ганс научился распознавать и интерпретировать тонкие
подсказки. Например, когда его постукивание приближалось к нужному номеру,
спрашивающий совершал подсознательные подсказки, такие как наклон головы. Конь
замечал это и останавливался.

Мы можем с уверенностью предположить, что если
животное способно было обнаружить и интерпретировать эти подсознательные подсказки,
то люди также способны на это.

История

Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии – Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).

В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится “смышленая” крыса, а в другой серии – “глупая”. Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми “умными” крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.

Роберт Розенталь

Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли “экспериментаторов”-испытуемых были учителя. Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время “одаренные” ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.

Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:

  1. Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым “оправдать” его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.

В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
  • избегание полярных оценок, стремление к усреднение полученных данных;
  • качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.

История выявления

Самоисполняющиеся пророчества давно были отмечены и изучены социологами. Банкротства во времена Великой депрессии в США часто приводятся в качестве классического примера – неточные слухи распространяют информацию о банкротстве банка. Это вызывает сбой в его работе, когда клиенты начинают стремительно снимать свои средства со счетов, до того, как у банка кончаются деньги. Банки, конечно же, не имеют достаточного количества наличных, для покрытия всех своих депозитов, поэтому вывод средств в конечном итоге приведет к банкротству. Так банк становится жертвой ложных ожиданий клиентов.

Изучение эффекта началось с работы американского психолога Роберта Розенталя, который наблюдал предполагаемые результаты экспериментов. Розенталь продемонстрировал, что иногда ученые могут получать свои результаты отчасти потому, что их ожидания побудили относиться к своему эксперименту или к участникам, предвзято.

Его работа привела к окончательному осознанию того, что исследователи должны планировать свои опыты таким образом, чтобы предотвратить влияние ожидания экспериментатора. К счастью, существует простое решение этой проблемы: если проводятся исследования, в которых ученые не наблюдают принадлежность участников (не знают, какие респонденты входят в экспериментальные и контрольные группы), то тогда невозможно исказить результаты. Двойной слепой метод остается на сегодняшний день, золотым стандартом в экспериментальных процедурах.

Изучая эффект Розенталя, психологи обратили свой взгляд и на другие межличностные ситуации. Классический пример «Пигмалион в классе» показал, что учащиеся, чьи учителя были названы академическими кудесниками (на самом деле их случайным образом просто так назвали), показали значительный прирост IQ в течение учебного года по сравнению со студентами других преподавателей.

Эффект пигмалиона: ожидания сбываются!

Эффект пигмалиона — это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

История вопроса.

Эффект пигмалиона (или эффект розенталя)Мифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом свих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств. Вскоре пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое творение галатеей, пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви ….

В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин. Живая, теплая и любящая — Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Пигмалион получил то, что хотел, — его Вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта пигмалиона.

Эффект пигмалиона (или эффект розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества или, проще говоря, когда мы твердо убеждены, в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом розенталем и ленорой Якобсон.

Дети розенталя.

Исследователи розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, — в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите! » — заверили порядком удивленных учителей якобсон и розенталь. У педагогов был повод для удивления, — дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «Звезд с Неба» тоже не хватали. Что ж, исследователям, наверное, виднее» — рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.

Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от Фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!

То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь — то и получишь.

Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «Расправляет Плечи» и преображается буквально на глазах.

Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, — тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и Вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи — множатся.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Легенда о Пигмалионе и Галатее

Король Кипра и талантливый древнегреческий скульптор Пигмалион долгое время находился в поиске идеальной женщины, которая отвечала бы его представлениям о красоте и женственности. Многолетний поиск не приводил к желанному результату.

Однажды Пигмалион создал прекрасную статую из драгоценной слоновой кости, в которой соединил черты своей гипотетической возлюбленной. Холодная статуя оказалась настолько совершенной, что творец влюбился в нее. Галатея, так назвал мастер свое творение, стала причиной любовных страданий скульптора. Пигмалион провел много дней в беседах со статуей, мечтая услышать в ответ хотя бы вздох. Но тщетно, Галатея оставалась холодной и неподвижной.

Отчаявшийся и измученный Пигмалион пошел в храм Афродиты и умолял богиню сжалиться над несчастным влюбленным, оживить статую. Богиня любви и красоты услышала и пожалела Пигмалиона. Афродита выполнила самое заветное желание Пигмалиона и оживила Галатею. Так исполнилась, казалось бы, несбыточная мечта. Галатея стала верной и любящей женой Пигмалиону, и влюбленные прожили долгую счастливую жизнь. 

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний

Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся

И положительный результат не заставит себя ждать!
зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Происхождение названия

Название «Эффект Пигмалиона» происходит из греческой
мифологии, в частности, из мифа о Пигмалионе. Пигмалион был скульптором,
который, вдохновившись сном, создал прекрасную статую женщины из слоновой
кости. Говорят, что статуя была так прекрасна, что он влюбился в
нее. Неспособный полюбить другого человека, Пигмалион обратился к
Афродите, богине любви, чтобы оживить статую Галатею. Афродита исполнила
его желание, скульптор женился на Галатее и у них родилась дочь,
Пафос. Предполагается, что именно отсюда и происходит название города на
Кипре.

Пигмалион и Галатея

Исследования

Первоначальное исследование Розенталя-Якобсона
доказало существование эффекта Пигмалиона в учёбе. Однако за последние 5
десятилетий с момента проведения исследования большое
количество ученых отслеживали один и тот же эффект в различных
условиях. Эффект Пигмалиона теперь обнаружен в высшем образовании, в
управлении и в армии, дома и практически везде, где лидерство играет роль.

Когда менеджер возлагает большие надежды на своих
сотрудников, они, как правило, работают значительно лучше. Самое главное,
большие надежды родителей являются одним
из важнейших факторов успеха ребенка.

Заблуждения

Хотя эффект Пигмалиона, безусловно, верен, это не
значит, что вы можете просто ожидать от людей того, что вы хотите. Слишком высокие ожидания могут стать отягощающими и подавляющими для
человека и даже привести к противоположному результату. Ожидание чудес — это
рецепт разочарования с обеих сторон.

Кроме того, тот факт, что эффект Пигмалиона имеет
высокую статистическую значимость для работы человека, отнюдь не является
абсолютным правилом. Нет никаких гарантий, что человек действительно будет
лучше работать, если вы возлагаете на него большие надежды. В этих случаях
неудовлетворенные высокие ожидания могут привести к еще большему разочарованию.

Лучший способ — стремиться всегда иметь реалистичные и
объективные ожидания. Кроме того, если вы чувствуете, что от вас ждут
нереалистичных результатов, было бы неплохо поговорить на эту тему.

Верно и обратное: эффект Голема

В настоящее время достаточно исследований, чтобы
доказать, что противоположность эффекта Пигмалиона также верна. Это
означает, что когда учитель / менеджер / руководитель имеет низкие ожидания относительно кого-то, это, скорее, снижает производительность человека. Это также было
доказано, даже когда человек с ожиданиями пытается скрыть это.

Этот эффект был назван «Эффектом Голема», в честь
существа Голема в еврейской мифологии. Причины, по которым эффект Голема
имеет меньшую исследовательскую поддержку, связаны с этическими причинами
(легче проводить положительные исследования). Еще раз, этот эффект был
подтвержден во многих ситуациях, и, наряду с эффектом Пигмалиона, они формируют
одну из самых важных концепций как в управлении, так и в психологии.

Они влияют и на ваши собственные ожидания

Давно известно, что то, что вы ожидаете от себя,
является определяющим фактором того, насколько хорошо вы будете выступать в
любых условиях. Ваши внутренние убеждения о себе играют важную роль
в вашем мышлении и ваших действиях, которые, в свою очередь, определяют вашу
работу. Основываясь на эффектах Пигмалиона и Голема, легко понять, что
ваши убеждения влияют на подсознательные действия и решения, поэтому ваши
собственные ожидания имеют большое значение.

Ваши собственные ожидания, по-видимому, также имеют
важную связь с обучением, и именно здесь возникает установка на рост. Установка
на рост утверждает, что вы можете делать все, что угодно, если вы прикладываете
надлежащее количество усилий и времени Ваша производительность не ограничена
пределом ваших способностей и ваш потенциал не предопределен. И это взрывает
мозг. Как только вы примете это мышление (что доказано многими исследованиями),
сразу же ваши ожидания от себя будут выше, что приведет к повышению
производительности.

Первое впечатление

Эффект Пигмалиона замечателен еще и тем, что может работать в другую сторону. То есть, если нам удается убедить окружающих в нашей уникальности, компетентности, эффективности и т.д., люди будут верить в нас так же, как и мы сами. Они будут оценивать нас через призму наших положительных качеств и не будут замечать промахи и недостатки. Иногда вера людей становится настолько сильна, что они начинают приписывать другому человеку несуществующие качества, а все его неудачи и ошибки будут списывать на обстоятельства и неудачные совпадения.

Все мы знаем множество примеров, когда эффект Пигмалиона работал в обратном направлении. В любом классе есть безусловный лидер, вожак, которому прощаются даже серьезные проступки. В каждом коллективе есть авторитетный работник, которому благоволит руководство, к его мнению прислушиваются коллеги, ему прощаются мелкие проступки. И все благодаря тому, какое впечатление производят эти люди на окружающих.

Когда происходит первое знакомство с коллективом, будь то школа, новая работа или семья, очень важно произвести хорошее впечатление, чтобы окружающие поняли или почувствовали — этот человек себя любит и уважает, он уверен в своих силах и внушает доверие. Почему это так важно? Все просто — люди склонны относиться к другим людям, основываясь на первых мгновениях знакомства, если в дальнейшем мы сами не испортим эффект от первого впечатления

Первая встреча производит определенное впечатление, которое будет укрепляться и работать, несмотря на другие внешние факторы.

История и механизмы эффекта Пигмалиона

Эффект Пигмалеона впервые был озвучен Робертом К. Мертоном, который в 1928 году предположил, что «если человек определяет ситуацию как осуществимую, она становится осуществленной в последствии».

Принцип работает следующим образом:1. Учитель формирует ожидания2. Опираясь на эти ожидания, учитель влияет на ребенка соответствующим образом3. Поведение педагога говорит каждому ученику, что от него ожидают4. Если это поведение довольно ярко выражено (пускай даже незаметно), оно, как правило, формирует поведение учащихся и их достижения5. Со временем поведение ученика все более будет соответствовать тому, чего от него ожидают

Так как шаги 3—5 являются повторением шагов 1—2, рассмотрим только первые два.

Как применять эффект Пигмалиона? (Примеры)

Уже знание того, как работает эффект Пигмалиона, дает вам хороший инструмент самомотивации, который вам остается лишь грамотно применять, так, чтобы он приносил пользу, а не вред.

Этот принцип можно применять к любым сферам человеческой жизнедеятельности: от деловой сферы до личных отношений. Для наглядности рассмотрим несколько примеров.

Теперь вы имеете представление о том, что такое эффект Пигмалиона (Розенталя), и как он работает. Принимайте к сведению и используйте себе во благо.

Я же на этом прощаюсь с вами. Успехов во всех начинаниях и финансового благополучия! До новых встреч на Финансовом гении!

Важность эффекта ожидания

Поскольку неточные предположения могут иметь довольно серьезные последствия, эффект Пигмалиона остается важной темой в социально-психологических исследованиях и до сих пор играет заметную роль как в методологической, так и в реальной сфере жизни. Например, знание того, что ученый способен непреднамеренно исказить результаты эксперимента, привело к значительным улучшениям в том, как теперь планируются и проводятся научные изыскания как в психологии, так и в других научных областях

Серьезное социальное значение имеет понимание роли, которую играют предположения человека относительно других людей, что сказывается на результатах его жизни. Начиная от самых незначительных событий (как поладить с новым сотрудником и т.д.), до вопросов, имеющих огромную ценность (как преуспеет человек или потерпит неудачу в университете и т.п.)

Именно поэтому знать, что у предположений есть и самореализующиеся последствия, значит быть осведомленным и предупрежденным. Говоря проще, понимание эффекта Пигмалоиона способно предупредить возникновение разных проблем во многих жизненных ситуациях, и его всегда стоит иметь в виду, применяя это знание в любой сфере жизни.

Другие примеры

От эффекта Пигмалиона страдают и исследования. Как известно, психология человека очень многогранна и причины тех или иных действий могут крыться в совершенно разных мотивах.

Однако, ученый, изучающий, например, связь девиантного поведения с количеством потребления шоколада, веря в это сам, может бессознательно интерпретировать и подкорректировать результаты так, что связь между этими факторами найдется. Получится так, что знаменитые маньяки окажутся заядлыми сладкоежками, хотя на самом деле связи нет. Это просто мой пример из головы для лучшего понимания исследований Британских ученых)

Психологи знают не мало бытовых примеров эффекта Пигамлиона. Например, ревнивая жена начинает бояться, что муж уйдет к другой. Постоянные подозрения, недоверие и проверки, действительно, приводят к охлаждению отношений, и муж уходит.

Вот такой интересный феномен кроется в каждом из нас! И его нужно направлять в правильное русло!

Всем только положительных установок! Если статья понравилась — ставьте лайк!

П.С. Миф о Пигмалионе

Название психологического явления происходит из легенды о Пигмалионе, который, как известно, создал статую прекрасной девушки — Галатеи. Он полюбил ее всей душой и ни одна живая женщина не могла ее затмить.

Он начал думать, как оживить статую, он проводил с ней все дни и ночи, относясь как к живому человеку. В результате богиня Афродита, видя такую веру и любовь, оживила Галатею. Таким образом, страстное желание Пигмалиона помогло осуществиться его мечте.

Эффект пигмалиона (или эффект розенталя)

Эффект Пигмалиона

Самоисполняющееся пророчество

ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА

Проявите небольшую долю самокритичности и задайте себе такие вопросы:

«С какими людьми я беседую чаще и дольше: с теми, кто мне симпатичен, или с теми, кто мне не нравится?» 

«С кем из моих знакомых я больше беседую о личных, семейных делах, требующих особенно доверительных отношений: с теми, кто мне по душе, или с теми, кто мне неприятен?»

«Каким образом то, что я думаю о себе, влияет на то, как другие относятся ко мне?»

«Каким образом то, как я думаю о других, влияет на мои поступки по отношение к ним?»

«Как Ваши ожидания относительно какого-нибудь проекта, влияют на исход этого дела?»

Как оправдываются предвзятые мнения. 

Чаще всего именно наши неверные ожидания и оценки  другого человека не позволяют полностью раскрыться его способностям и возможностям.

Налицо действие «эффекта Пигмалиона», который еще называют осуществляющееся самопредсказание или самоисполняющееся пророчество.