Эффект зейгарник в психологии

Как не стать жертвой эффекта Зейгарник

В психологии известен очень интересный эффект, названный по имени его открывателя – эффект Зейгарник.

Суть этого принципа заключается в том, что незавершенные дела вызывают в людях внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова.

Эффект зейгарник в психологии

Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ. Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но мгновенно забывал те, которые только что исполнил.

Б. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее в ходе своих экспериментов она установила, что начало задания создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не выполнена.

Челoвек вcегдa cтpемитcя к зaвеpшению неoкoнченнoгo. Этo кacaетcя не тoлькo пaмяти, нo и вocпpиятия. A вoт и пoдтвеpждение мoиx cлoв:

Эффект зейгарник в психологии

Вы видите кpуг, тpеугoльник и еще oдин тpеугoльник c тpемя кpужкaми? Нo еcли быть тoчным, тo нa caмoм деле вы видите тpи coгнутыx oтpезкa, тpи угoлкa, a тaк же тpи чеpные фигуpы cпецифичеcкoй фopмы.

Пcиxикa coздaнa тaким oбpaзoм, чтo челoвек xoчет целoгo, xoчет зaвеpшеннocти. А пока этой завершенности нет, мы проигрываем ситуацию в голове вновь и вновь.

Пеpеживaние пo пoвoду paзнoглacий в бpaке, кoгдa уже oфopмлен paзвoд, зaцикливaние нa детcкиx oбидax, кoгдa caм уже взpocлый – этo те caмые незaвеpшенные cитуaции.

Невысказанные чувcтвa и неcделaнные пocтупки — именнo oни мoгут жить в нac долгие гoды.

На мой взгляд, основной вывод, который можно сделать из эффекта Зейгарник, состоит в том, что нужно стремиться иметь как можно меньше незаконченных дел. Любая такая задача вызывает у вас чувство дискомфорта, и отвлекает вашу энергию.

Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения промежуточных задач.

Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств – каждое обязательство также закрепляется в вашей памяти и повышает уровень психического напряжения.

Интересно, что эффект Зейгарник может объяснить продолжительную влюбленность в человека, отсутствующего рядом. Например, парень влюбился в девушку, но через некоторое время они по каким-то причинам расстались, например, девушка уехала в другой город или вышла замуж за другого.

С тех пор они могут никогда не встретиться, но парень, скорее всего, будет ее помнить и десятилетия спустя, и все потому, что действие (а в данном случае любовь) оказалось незавершенным. Возможно, если бы они сохранили отношения, узнали друг друга получше, и расстались от охлаждения отношений, то эффект был бы совсем иным.

И что еще интересно – у вас могут быть какие-то очень старые невыполненные дела, нерешенные конфликты и т.д. Они уже давно позабыты на уровне сознания, но на подсознательном уровне напряжение сохраняется и это влияет на ваше поведение. Такие старые задачи нужно извлекать из глубин подсознания (психоанализ вам в помощь) и завершать, если конечно это возможно.

Завершение освобождает энергию!

Теперь, чтобы закрепить полученные знания на практике, я предлагаю вам выполнить небольшое практическое задание.

Шаг в сторону гештальт-терапии в психологии

Слово «гештальт» пришло к нам из немецкого языка (gestalt). В переводе оно означает: форма, целостная форма, структура, образ и т.д. Гештальт-терапия, как направление в психологии, зародилось в начале 20 века.

По своей сути гештальт – это целостная форма, образ, который приобретает уже совсем иные свойства, чем свойства составляющих его элементов. Наша психика способна воспринимать как отдельные элементы целостной картины, так и ее целиком. Наверняка многие слышали выражение «закрыть гештальт». Это означает, что у человека в памяти, в психике существует незавершенная ситуация, для закрытия которой не хватает каких-либо элементов.

Пока гештальт не закрыт, но может мучить, не давать покоя, вызывать переживания. Как только человеку удается собрать всю картину воедино и сделать выводы – гештальт закрывается и ситуация «отпускает», больше не тревожит.

Эффект Б. Зейгарник заключается в том, что она как раз и наблюдала, как незакрытые действия влияют на человека. Но ее исследования были больше направлены на память. Гештальт же затрагивает психику в целом.

Это тоже интересно:

Как на самом деле работает эффект плацебо

Абрахам Харольд Маслоу. О жизни великого ученого, мыслителя и идеолога

Известный во всем мире деятель науки и один из создателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу является коренным американцем. Его биография начинается в 1908 году, когда в семье евреев появился на свет первенец. Некогда иммигрировавшие в Америку, родители новорожденного малыша проживали в Бруклине.

Эффект зейгарник в психологииДо этого семья жила в России, где у них не было возможности овладеть науками, а потому родители малыша Абрахама не отличались высоким уровнем образования. Именно поэтому они приложили все усилия для того, чтобы мальчик с детства получал все необходимые знания, и дали сыну достойное образование, позволившее ему стать заслуживающим уважения человеком.

Благодаря стараниям родителей маленький Абрахам хорошо учился, занимался спортом и очень много читал. В то же время его отношения со старшим поколением оставляли желать лучшего: отец стал спиваться, а мать обратилась к религии и стала настоящей фанатичкой. К тому же мальчик постоянно сталкивался с придирками сверстников относительно поведения его родителей и физической неказистости самого мальчугана. Но он продолжал добиваться лучших результатов в спорте, одновременно читая книги из местной библиотеки одну за одной.

Рекомендуем: Карл Роджерс: биография

В юношеском возрасте ему отчасти пригодились те знания, которыми Абрахам Маслоу успел самостоятельно овладеть к тому времени. И если детские годы краткая биография психолога описывает несколькими фразами, то юношество и зрелый возраст А. Маслоу пестрит различными событиями.

Эффект зейгарник в психологииТак, например, после школы он поступил в Сити-колледж на юридический факультет, поддавшись настоятельным уговорам отца. Однако вскоре юноша понял, что данное направление совершенно не соответствует его жизненным ценностям, и довольно быстро переориентировался на психологию. Результатом его успешного обучения стали степени: бакалавра (полученная в 1930 году), магистра и доктора гуманитарных наук.

И первым местом работы, где на практике стал применять полученные знания Абрахам Маслоу, стал его родной институт. После получения степени магистра молодой ученый принялся за изучение моделей поведения макак. Исследуя представителей такой разновидности обезьян, он сделал определенные выводы насчет половых и доминантных отношений самцов в рамках колонии, о чем и написал свою докторскую диссертацию.

Примерно в то же время Маслоу Абрахам Харольд контактирует с разными учеными, чьи взгляды на жизнь и психологию человека стали основным фундаментом, на котором была впоследствии создана знаменитая гуманистическая теория Маслоу.

Рекомендуем: Как выйти из зоны комфорта?Эффект зейгарник в психологии

В возрасте 20 лет уже заявивший о себе в широких научных кругах Абрахам женился. Его избранницей стала Берте Рудман. Но так как она была двоюродной сестрой Абрахама Маслоу, представители старшего поколения с обеих сторон крайне отрицательно относились к этому браку. Несмотря на это, молодые люди узаконили свои отношения, результатом которых стало впоследствии рождение двух девочек – Энн и Эллен Маслоу (вторая известна как весьма успешный психотерапевт).

Эксперимент

Группе испытуемых было предложено выполнить различные действия, общее количество которых составляло примерно 22 задачи. Они были простыми и затрагивали практически все навыки и умения личности. Допустим, нужно было надеть бусины на нитку, придумать стихотворение, вырезать и слепить коробку из бумаги, умножить в уме трёхзначные числа или проявить художественные способности, нарисовав вазу.

Инструкция гласила, что необходимо справиться с заданиями максимально быстро и без ошибок. Но процесс завершения всегда нарушался экспериментатором. Наиболее часто именно в моменты полного сосредоточения на работе. Он просто предлагал перейти к выполнению следующей задачи. А на вопросы о том, что делать с теми, что не успели закончить – делал вид, что ничего не слышит. Отчего участники не имели чёткой картины происходящего. Но потом всё-таки разрешал вернуться к тем, что не успели сделать, чтобы довести начатое до конца.

Эффект зейгарник в психологии

По завершению испытания каждого просили перечислить, какие именно задания они выполняли. И что вы думаете? Около 90% испытуемых вспоминало именно о тех, которые не удалось доделать с первого раза. Остальные, сделанные без преград и вмешательств, просто оказались вытесненными из памяти.

Применение эффекта Зейгарник в учебной деятельности

Открытие Блюмы Зейгарник описывает процесс запоминания, поэтому его следует учитывать во время обучения. Есть несколько способов, как использовать эффект Зейгарник в учебе с максимальной пользой:

  1. Не использовать понятие “пройденный материал”. Такое восприятие изученной темы дает установку, что к ней нет необходимости возвращаться, а это приводит к забыванию информации.
  2. Не изучать объемную тему за один раз. Лекторам не следует завершать урок на окончании темы. Если на следующем занятии продолжить начатую ранее тему, ученики лучше запоминают материал предыдущей лекции.
  3. Сложные темы, такие как, например, время Present Perfect в английском языке, эффективнее изучать не за несколько уроков подряд, а периодически возвращаться к материалу в течение нескольких лет. Для лучшего запоминания нужно сообщать учащимся, что пройдена только часть темы, и она еще будет встречаться в дальнейшем изучении. По такому принципу выстроена программа в качественных учебниках иностранных языков.
  4. Даже если есть уверенность в материале, выученном накануне вечером, не будет лишним повторить его следующим утром. Так информация лучше отложится в памяти.

Эффект Зейгарник подтверждает мысль, что изучение чего-то происходит на протяжении всей жизни. Знания в любой сфере полезно периодически обновлять, вместо того чтобы не возвращаться к информации после ее изучения.

Как проходили научный эксперимент и исследования Зейгарник

Исследование было простым с добровольными участниками. Всех добровольцев разделили на две отдельные группы. Одной группе людей давали задания и позволяли полностью завершить их.

Эффект зейгарник в психологииВторую группы специально отвлекали, не давали выполнять задание до конца. Затем их отправляли по домам. Через несколько дней участников обеих групп спрашивали о содержании заданий. Те люди, которые не смогли довести дело до конца помнили все нюансы заданий хорошо. Кому же удалось завершить задание, помнили о деталях очень смутно.

В другой версии эксперимента над эффектом Зейгарник, Блюма обнаружила, что взрослые участники могли запоминать незавершенные задания на 90% лучше, чем когда они выполняли повторно завершенные. Начальные исследования Зейгарник были описаны в статье «О выполненных и незавершенных задачах», опубликованной в 1927 году. Дальнейшие исследования психолога Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Интересно знать!

На факультете психологии МГУ, где долгие годы работала профессор Б. В. Зейгарник, иногда вспоминают курьезный эпизод, происшедший на XIX Международном психологическом конгрессе (Лондон, 1969). Группа советских психологов в неформальной обстановке знакомилась с японскими коллегами. Те, выслушивая труднопроизносимые русские фамилии, в традиционной восточной манере вежливо улыбались и кивали. И тут им была представлена немолодая женщина маленького, почти кукольного роста. Выражение лиц японцев враз переменилось, дежурные улыбки сменились неподдельным изумлением. А самый молодой член японской делегации, забыв о деликатности, наивно воскликнул: «Так это вы и есть — Зейгарник? Неужели вы еще живы?»

В 1960-х годах исследователь человеческой памяти Джон Бадделей продолжил исследование этих результатов в эксперименте. Участникам был предоставлен ограниченный период времени для решения ряда анаграмм. Когда они не смогли разгадать анаграмму до истечения времени, им раскрыли слово «ответ». Когда позже участников попросили вспомнить слово в анаграммах, у них появилась быстрее и лучше срабатывала память на слова, которые они не решили. Это подтверждает вывод Б. Зейгарник об эффекте, когда у людей сохраняется четкая память о незаконченной или прерванной деятельности и информации.

Эффективный метод, как быстро избавиться от чувства сожаления о прошлом

Конфликтующие исследования

Однако не все последующие исследования нашли поддержку этому эффекту, открытому Зейгарник. Некоторые научные эксперименты не смогли показать тот же результат. А другие исследователи обнаружили, что существует множество факторов, которые могут влиять на силу эффекта.

Например, некоторые исследования показали, что мотивация способна играть важную роль в том, насколько хорошо люди запоминают информацию. Если они делают это намеренно, то вполне могут отлично запомнить дела, которые доводили до конца.

Тем не менее закон эффекта Зейгарник работает независимо от того, каким уровнем памяти обладает человек. Если он что-то не довел до завершения, он вес равно будет помнить об этом лучше, нежели когда дело завершено.

Юнг Карл Густав.

Эффект зейгарник в психологии

Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung, 26.07.1875 — 6.06.1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Родился в местечке Кессвил в семье священника. В юности запоем читал философские работы. Окончил университеты Базеля и Цюриха, в 1900 году стал работать в клинике для умалишенных при Цюрихском университете.

Во время работы в клинике Юнг познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позднее — и с их автором. С 1907 г. они стали работать в тесном сотрудничестве, продолжавшемся пять лет.

В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда; два года спустя он ушел в отставку с поста президента Международного психоаналитического общества.

В 1921 г. увидела свет работа «Психологические типы», в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов.

В 1933 году Юнг стал профессором психологии Федерального политехнического университета в Цюрихе. В 1943 г. перебрался в Базель, в университете которого занял пост профессора медицинской психологии.

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

 Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию

Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние

Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Список литературы:
  • 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  • 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
  • 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
  • 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
  • 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
  • 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
  • 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
  • 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
  • 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen.—«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
  • 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Объяснение феномена

Сама Зейграник объясняла возникновение этого феномена благодаря мотивирующим факторам. То есть, личность охватывает потребность завершить начатое. Причём мотивация может существенно отличаться у всех. Например, часть людей согласилась на эксперимент, чтобы проверить свои возможности, узнать себя лучше. Часть – чтобы помочь науке, хоть как-то соприкоснувшись с её развитием. А кто-то просто хотел развлечься и решил поучаствовать, просто опираясь на свой азарт.

Причин можно назвать массу, но в любом случае у каждого участника был мотив, согласно которому он выполнял задачи и дошёл до конца. В момент прерывания деятельности оказывалось, что его намерение, согласно которому он выкладывался, получалось неосуществлённым. Отчего появляется напряжение, что совершенно оправданно. Столько приложено усилий и все зря. Вот тогда-то такое намерение остаётся в памяти, чтобы в дальнейшем найти возможность реализоваться.

Курт Левин назвал такое намерение квази потребностью, то есть отличающейся от истинной потребности, являясь как бы вторичной. Её целью служит снятие возникшего напряжения впоследствии незавершённости. Отчего человек неосознанно будет воспроизводить в жизни похожие ситуации, пока не удастся разрядиться. Именно по этой причине испытуемые добровольно возвращались к делу, на котором их прервали, если был небольшой перерыв между заданиями.

В каких сферах применяется эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник в психологии способен играть и положительную роль, развивая личность, совершенствуя некоторые качества.

Данный эффект – это не просто интересное наблюдение о том, как работает человеческий мозг. При правильном использовании он может иметь конструктивные последствия в вашей повседневной жизни. Вы даже можете использовать это психологическое явление в своих интересах. Здравый смысл может сказать вам, что завершение задачи – лучший способ приблизиться к цели. Эффект Блюмы Зейгарник вместо этого предполагает, что прерывание во время задания является эффективной стратегией для улучшения вашей способности запоминать информацию.

Для развития людей и достижения наилучших результатов Эффект психолога Зейгарник используют в самых разных областях.

Вам также может быть интересно:

Эти убеждения разрушат вашу жизнь, срочно избавляйтесь от них

Обучение

Если вы готовитесь к экзамену, прекратите на время учебные занятия, а не пытайтесь зубрить их всю ночь перед экзаменом. Изучая информацию с интервалами, вы, скорее всего, будете помнить ее лучше до дня тестирования

Если вы изо всех сил пытаетесь запомнить что-то важное, кратковременные прерывания могут принести вам пользу. Вместо того чтобы просто повторять информацию снова и снова, просмотрите ее несколько раз, а затем сделайте перерыв

Пока вы сосредоточены на других вещах, вы обнаружите, что мысленно возвращаетесь к информации, которую изучали.

Маркетинг

Рекламодатели и маркетологи также активно используют эффект Зейгарник, чтобы стимулировать потребителей покупать товары

Например, режиссеры создают рекламные ролики, специально пропуская важные детали, чтобы привлечь внимание зрителей

Они захватывают интерес и заставляют людей хотеть большего. Чтобы получить все интересующие подробности, люди должны совершить покупку или отправиться в магазин для детального рассмотрения товара. Телевизионные шоу-программы и сериалы также используют эту стратегию. Эпизоды часто заканчиваются в момент активных действий, оставляя нерешенной судьбу персонажей или исход ситуации. Чтобы снять напряжение, создаваемое специально, зрители должны не забыть настроиться на следующий эпизод, чтобы выяснить, что происходит.

Улучшение эффективности

Эффект зейгарник в психологииМы уже выяснили – эффект Зейгарник состоит в том, что люди лучше помнят о незавершенном. Но зачастую мы откладываем задачи до последнего, выполняя их в бешеном темпе в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. К сожалению, эта тенденция может не только привести к значительному стрессу, но и к снижению производительности. Делать быстро и много – еще не значит делать хорошо. Один из способов преодолеть проблемы лени – применить эффект Зейгарник. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький. Как только вы начали, но еще не закончили свою работу, вы обнаружите, что думаете о задаче. Вы уже не сможете от нее легко оторваться, пока, наконец, не закончите ее. Вы, конечно, можете не завершать все сразу, но каждый ваш маленький шаг приближает вас к конечной цели. Этот подход способен не только мотивировать вас к завершению, но также привести к чувству выполненного долга. Когда вы закончите работу, то легко сможете применить свою энергию в другом месте.

Психическое здоровье

Как вы уже знаете, эффект Зейгарник не всегда полезен. Когда вы не справляетесь с заданиями, они могут навалиться всем скопом вас, создавая непомерную нагрузку. Они будут вторгаться в ваши мысли, вызывать стресс, беспокойство и плохой сон. Эти деструктивные мысли могут вызвать невротическое расстройство и депрессию. Тем не менее эффект Зейгарник может играть положительную роль в преодолении подобных трудностей. Повторяющиеся мысли способны побудить людей завершить начатое задание. Если вы начнете выполнять то, что еще возможно завершить, достигнуть, преодолеть – это обязательно приведет вас к чувству выполненного долга, успокоению, повысит вашу самооценку и уверенности в себе.

Вот мы и разобрались, что же такое Эффект Зейгарник в психологии, чем характеризируется и где применяется. Тренируйте свою память и сохраняйте внутреннюю энергию. В процессе работы, жизни не накапливайте сразу много незавершенных дел, которые будут сохраняться в вашей памяти и лишать вас сил. Даже маленькие шаги обязательно приведут вас к результату.

Автор, эксперт сайта: Анастасия Светлова

«Пережила криз ВСД, страдала неврозом и паническими атаками. Справилась со всеми расстройствами. Изучаю психологию, оздоровительные и духовные практики. Делюсь своим опытом и знаниями, чтобы помогать людям восстанавливать здоровье и внутренний баланс».

Феномен эффекта Зейгарник

Приветствую вас на сайте «Наш секрет»! 

Эффект Зейгарник в психологии — феномен, заключающийся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершенные. Назван по фамилии Блюмы Вульфовны Зейгарник — психолога, одного из основателей отечественной патопсихологии (раздел клинической психологии, изучающий необычные модели поведения, эмоции, мысли, которые трудно одномоментно распознать как симптомы психических расстройств). 

Эффект зейгарник в психологии

История открытия эффекта

Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета, но очень быстро переквалифицировалась на психолога. Вскоре она начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.

Как-то вместе с Левином и другими его студентами Зейгарник зашла в кафе и обратила внимание на то, что их официант, принимая объемный заказ, ничего не записывает, но приносит абсолютно все, ничего не позабыв. На вопрос, как ему удается все помнить, он недоуменно ответил, что никогда ничего не записывает

Тогда Блюма Вульфовна попросила его припомнить, какие блюда выбрали другие посетители, которых он уже обслужил. Вот тут-то официант впал в раздумья, признавшись, что не может вспомнить ни один выполненный заказ хоть более или менее подробно. В тот момент Зейгарник решила узнать, как повлияет на процесс запоминания завершенность или незавершенность ситуации или действия.

Суть эффекта Зейгарник

Собственно саму теорию предложил Левин, но Зейгарник сосредоточилась на экспериментах, которые были крайне просты. Испытуемые должны были решить несколько задач за определенное время. В какой-то момент их прерывали, предлагали перейти к следующим заданиям, ссылаясь на ограниченное время. Потом участников эксперимента просили назвать задания, которые им запомнились лучше всего. И действительно, подавляющее большинство указывало на задачи, которые они не успели выполнить. Так и родился эффект Зейгарник. Осталось только понять, почему так происходит.

Первый и главные вывод — невыполненные задачи вызывают напряжение памяти, которое не отпускает до тех пор, пока дело не завершено. Любое напряжение пытается достигнуть разрядки. Кроме того, нечто завершенное нам нравится больше, чем эскиз.

Эффект зейгарник в психологии

Первый шаг к гештальт-терапии

На обывательском уровне вроде бы все понятно, но по сути — это огромный шаг к гештальт-терапии, направлению, сформировавшемуся только к середине 20-го века. Все слышали выражение «незакрытый гештальт», который, говоря очень поверхностно, по сути, и есть некое незавершенное действие, а точнее -дискомфорт, возникающий от незаконченности действия или ситуации. Как в сказке про Золушку: навязчивый поиск принцем обладательницы туфельки по факту является именно незакрытым гештальтом. Эти незавершенности накапливаются, накапливаются и в итоге преобразуются в невроз. Таким образом, эксперименты Зейгарник стали важным шагом к пониманию некоторых психологических проблем.

Психологическое значение

Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние

В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне

Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает. Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание.

Необходимо отметить и человеческую особенность — акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций

Но забывание и работа с неприятным — немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник получил название по имени своего открывателя, женщины-психолога Блюмы Зейгарник. Она доказала, что незавершенные дела дают внутреннее напряжение человеку, которое заставляет постоянно вспоминать об этих делах и мысленно возвращаться к ним снова и снова.

Психология — эффект незавершенного действия (Зейгарник)

В 1920-х годах успешный психолог Блюма Зейгарник стала открывателем этого удивительного эффекта. Как и многие открытия, он был обнаружен внезапно, когда официант в кафе запомнил очень большой заказ, не записывая его.

Зейгарник поговорила с официантом, и тот ответил, что помнит все неисполненные заказы, и начисто забывает все те, которые уже закончил. Это позволило вынести предположение о том, что законченные и незаконченные дела человек воспринимает по-разному, поскольку от этого меняется и статус значимости.

Далее был проведен ряд экспериментов. Студентам были предложены интеллектуальные задачи. В ходе решения некоторых из них исследовательница говорила, что время вышло. Спустя несколько дней студентам было предложено вспомнить условия всех задач. Оказалось, что те задачи, которые не были завершены, всплывают в памяти в два раза эффективнее! Это и есть эффект незавершенного действия, или феномен Зейгарник.

Начало выполнения задачи создает напряжение, и его разрядка происходит только после завершения действия. Такое напряжение постоянно стремится быть снятым: людям некомфортно в состоянии незавершенности, и комфортно, когда делу положен конец.

Эффект незавершенного действия в любви

В жизни эффект незавершенного действия бывает очень сложным и весьма мучительным для тех, кто с ним столкнулся. Рассмотрим пример и узнаем, как лучше поступить.

Например, девушка влюбляется в парня, ей 18 лет. Они проводят вместе только 10 дней, а затем он далеко уезжает, и отношения прерываются. С тех пор они больше никогда не виделись, лишь изредка переписывались, но она помнит его и 5, и 7 лет спустя. Не смотря на то, что у нее есть мужчина и серьезные отношения, она не может мысленно отпустить ту ситуацию.

В данной ситуации нужно определить, что было бы завершением. Например, встретиться с тем человеком, поговорить, обнаружить, что он в жизни и он в мечтах – это два разных человека. Либо мысленно завершить ситуацию, представив, что было бы, если бы все сложилось иначе. Каждый конкретный случай можно разобрать у психолога, который поможет направить мысли в правильное русло.