Эго
Что такое альтер эго человека
Эго состояния человека не всегда могут отражать то, что присутствует. Существует альтер эго, представляющее собой личность или персонажа, описанных в рассказе или фильме, отражающие во многом основные характерологические черты автора, но не являющихся ими. Это также может быть намеренно воплощённый образ для выступлений и закрепившийся в итоге за самим человеком. В королевских династиях альтер эго используется для характеристики наместника, тех, кому передавалась власть на время отсутствия, невозможности принятия решений или смерти действующего правителя.
Также упоминание данного термина относится к патопсихологическим категориям, когда одна из множественных личностей получает значительные права и начинает управлять жизнью индивида в решающих ситуациях. Второй вариант названия – ложное эго, описывающее диссоциативные расстройства или раздвоение личности. Проявляется, как временное расщепление человека на несколько персон, при этом, одна не имеет понятия о своей второй параллельной жизни и спецификаций её активности. Могут отличаться пристрастия, темперамент, привычки, круг знакомых и вид деятельности, разность восприятия своего пола или возраста. Это не относится к специальному изображению другого человека, игре или обману – это болезненное состояние психики, требующее медикаментозной коррекции и психотерапевтического направления. Возникать такие нарушения могут вследствие глубоких психотравм или же актов длительного насилия любой направленности. Во всех случаях это адаптивная реакция психики, направленная на изменение собственной личности относительно критических условий.
Когда альтернативное эго человека вызвано заболеванием, а не специальными социальными заказами (передача власти, игра роли), то необходима госпитализация. Ранее подобные состояния приравнивались к психотическим и лечились медикаментозно, на данный момент большую востребованность, а главное эффективность имеет психотерапия, устраняющая последствия насилия и психологических травм.
Супер-Эго
Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».
Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.
Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.
Таковы роли и значение Ид, Эго и Супер-Эго в психоанализе Фрейда. Заключая, можно лишь сказать, что всю сознательную жизнь человека Эго ищет компромиссные решения, которые могут удовлетворить находящиеся в постоянной конфронтации друг с другом Ид и Супер-Эго.
Истинное и ложное Эго
Категория истинного и ложного Эга не относится к психологии, а проистекает из учения, описанного в древних индийских книгах — Ведах. В этих рукописях можно обнаружить другое понимание, что такое Эго. Согласно этому учению, ложное Эго – это субстанция, которая помогает человеку воспринимать физический мир и жить в нем. Эта сила вызывает в человеке те желания и побуждения, которые необходимы для выживания и комфорта его самого и близких людей. По этой причине данную субстанцию называют еще эгоизмом.
Истинное Эго выходит за пределы личности и корысти, помогает обращать внимание на окружающий мир, чувствовать его проблемы, помогать людям. Жизнь, в основе которой лежат поступки и мысли, проистекающие от истинного Я, становится светлой и чистой
Побороть эгоизм и жить, следуя за истинным «Я», своими силами невозможно. Основой такой жизни является высшая любовь к Богу.
Критицизмы
Многие авторы подвергли критику концепции Хартман о бесконфликтной сфере эго функционирования, как и непоследовательные и не согласуются с видением Фрейда психоанализа как науки психического конфликта. Фрейд считал, что само эго формируется в результате конфликта между Ид и внешним миром. Эго, таким образом, по своей сути противоречивого формирование в сознании. Для государства, как и Hartmann, что эго содержит сфера бесконфликтной может не соответствовать ключевым положениям структурной теории Фрейда.
Эго психология и «Анна-фрейдизм», были вместе видели кляйнианцы как поддержание конформиста, адаптивный вариант психоанализа, несовместимого с собственными взглядами Фрейда. Hartmann утверждал, однако, что его цель состояла в том, чтобы понять взаимное регулирование эго и окружающей среды, а не способствовать налаживанию эго к окружающей среде. Кроме того, люди с менее конфликтным эго был бы лучше, чтобы активно реагировать и форму, а не пассивно реагировать на, его или ее окружение.
Жак Лакан был если что — нибудь еще более противоположен психологией эго, используя свою концепцию Воображаемого подчеркнуть роль идентификаций в построении эго в первую очередь. Лакан видел в » неконфликтной сфере … понижающий на пятке миража , который уже был отвергнут как несостоятельная в самой академической психологии интроспекции. Эго психологов ответили сомневаясь ли подход Лакан когда — либо применительно к клинической работе с реальные пациенты , у которых есть реальные болезни, специфические функции эго , опосредующие эти болезни, и конкретные истории.
Что такое мужское или женское эго
Изначально эго имеет двойственную природу и в каждом человеке находятся все, потом с формированием личности и нахождением различий происходит увеличение одной из частей, но вторая никогда не исчезает. Так гендерное разделение эго разделяет и восприятие мира, во многом это обусловлено биологическими и гормональными функциями организма, особенностями развития полушарий. Начинают работать инстинктивные программы, формировавшиеся по-разному и соответственно определяющие основные паттерны поведенческих реакций в типичных ситуациях (те моменты, где плохо прослеживается биологизм, необходимого результата требуют больше времени на формирование ответной реакции).
Что такое женское эго? Возможность проявлять уступчивость, социальную ориентированность, заботу говорят о сильном развитии женского эго. Это может быть в любом половом варианте, как и проявление маскулинных качеств эго, таких как настойчивость, агрессивность, прямота. Преобладающая сторона эго занимается контролем всего происходящего со своих позиций, отодвигая другие варианты.
Когда полностью проявлено мужское эго, но нет силы проявить свою женскую сторону, то личность сталкивается с избыточным контролем, хвастовством, желанием получать признание от окружающих, а не от соответствия своей позиции своему же внутреннему миру. Мужское эго хочет всегда стоять у руководящей позиции, причём это касается любого коллектива и ситуации (не всегда адекватно, например, иногда стоит и уступать). Чрезмерно развитое женское эго будет уступать, ждать провала и просчитывать варианты краха ситуации, намеренно саботировать всякие риски. В попытках разделить эго на мужское и женское всё чаще говорится о невозможности существования в одном полюсе. Множество концепций работают с теневыми сторонами личности, спрятанными не только от общественности для того, чтобы они стали проявленными. Если женщина не признаёт свою мужскую часть, то её эго обделено силой, возможностью достижения и способностью к получению объективных оценок от других. Когда мужчина отрицает феминность своего самопредставления, то лишается чувствительности, социальности и возможности строить качественные отношения.
Формирование таких структур происходит до трёх лет и не поддаётся осмысленному процессу, потому что полностью впитывается та модель поведения, которая присуща родительской семье. Любой индивидуум, воспитывающийся там, где во главу угла ставились порядок, ответственность, сила, внешние достижения, а процесс обозначения хороших и плохих поступков строился на основании достижений, получает хорошо признанное мужское эго и задвинутую в угол женскую часть. В классическом социуме такой мужчина может быть приближён к идеалам и очень успешен, проблемы начнутся, когда он встретит женщину и начнёт выстраивать отношения, как с мужчинами. Девочка же будет как хороший товарищ, не понимающий увлечение подруг бессмысленными разговорами, конкурирующий с собственным мужем за право власти в семье, и успешно доказывающий это.
Любые партнёры смогут продержаться только при условии признания своих обеих частей и грамотного их предъявления другому. Психотерапия поможет ускорить процесс или в исключительных случаях сюда найдут изначально подходящих партнёров. Проблема от благоприятного стечения обстоятельств не решается, и будет возникать каждый раз при взаимодействии с другими. Также способ самореализации может быть очень энергозатратным для самой личности, поскольку используется только один вариант, не всегда оптимальный.
Защитные механизмы Эго
Основоположником теории защитных механизмов является З. Фрейд. В научных работах он высказывался о защитных механизмах, как о средствах защиты психики от давления Ид и Супер-Эго. Эти механизмы работают на уровне подсознания и приводят к искажению реальности. Фрейд выделял такие Эго – защиты:
- вытеснение – удаление из памяти информации, которая травмирует психику или является неприятной;
- проекция — перенесение мыслей и желаний на другого человека;
- замещение – перенесение негативной реакции с одного человека, вызвавшего реакцию, на другого;
- рационализация – объяснение неприемлемого поведения с точки зрения логики таким образом, чтобы поведение стало казаться приемлемым или единственно возможным;
- регрессия – возврат к поведению, характерному для более младшего возраста;
- сублимация – перенаправление импульсов, вызывающих дискомфорт, в социально одобряемую деятельность;
- реактивное образование – проявление поведения прямо противоположному тем желаниям, которые имеет человек;
- отрицание – отказ осознавать неприятные события или мысли.
Эго-психология пояснение
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (эгопсихология) — одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии — А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики
При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии
В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное — за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность — это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития — от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.
Эго – источник отождествления
Сознание отождествляется с происходящим – как бы проецирует свою самоидентификацию на внешние объекты. В этой грани эго – это память – мысли о формах внешней реальности. Когда внешние формы подвергаются разрушению, отождествляющееся с ними эго страдает так, словно его уничтожают. Если объект имеет нейтральную оценку, как в примере с ложкой, страдание носит номинальный характер
Однако если объекту придается важность, все обстоит иначе. Когда, например, человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он мучается, когда кто-то сравнивает его автомобиль с более «крутой» маркой, он страдает, когда его машина в аварии, потому что частица его эго – его самоидентификации в данный момент – под угрозой уничтожения
Эго состоит из множества ложных «я» – у каждого человека десятки таких личин. Чем более грубое и «узкое» сознание, тем сильней отождествление с ложным «я», потому что ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Когда у заядлого автолюбителя его единственная машина в аварии, он может переживать почти смертельное отчаяние. Если же у него таких машин – с десяток, то проецирование самоидентификации равномерно распределятся на все десять, и от поломки одной, хозяин страдает не так интенсивно. А если машины для хозяина неважны, тогда он и вовсе не переживет.
Эта закономерность прослеживается во всех личных качествах и внешних объектах, которыми личность владеет. Для творческой личности – это неоспоримость таланта и ценность творений. Для любящего мужа — любимая жена, которую он, как часть своего эго, воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется на сферу своего фанатизма – в обществе он говорит лишь о том, за что «фанатеет», таким образом, утверждая собственное «я». По этой причине начинающие эзотерики так рьяно рассказывают о чакрах, МЛМщики – о «построении бизнеса», фанаты Спартака – о матчах и т.п. На progressman.ru я уже косвенно затрагивал эту тему в статье об эгрегорах, где называл эго – «эгрегором имени себя».
Мы действуем по принципу приоритета – по такому принципу, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Каждая личность действует от эго. Даже если где-то на земле идет война, для нашей персоны, куда более важным явлением может оказаться прыщ на лбу, потому что он имеет прямое отношение к самоидентификации
Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго; эта важность является условной и субъективной – у каждого что-то свое имеет собственную исключительную важность
А что если человек живет для других – занимается благотворительностью, или помогает близким? Все это также, делается под диктовку эго. И в этом нет ничего дурного. Здесь я бы хотел ввести такой термин как «мудрое эго», нашедшее относительное равновесие и компромисс с жизнью
Добрые люди получают удовольствие от помощи другим, поэтому для них важно помогать – в этом их самоидентификация. Таким людям живется легче, но это по-прежнему поиск, и отсутствие истинного приятия жизни
Здесь для ясности можно провести черту между эго и эгоизмом.
Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет собственный набор ложных личностей, с которыми отождествляется
Когда у людей важность или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес – программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них подобный интерес держится
Сама по себе дружба – это программа, которую друзья взаимно подкрепляют. Без взаимности эта программа теряет внешний поддерживающий отклик и становится менее устойчивой – дружить в одни ворота способен не каждый.
Сексуальность – это мощное укрепление центральных отождествлений эго – телесных и личных качеств. Комплименты, одобрение, а главное – непосредственный интимный контакт партнеров – это колоссальная подпитка эго – поддержка его неустойчивой природы. Исходя из этого, можно понять, почему секс так активно муссируется в нашем обществе. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение, затем сканирование реальности на предмет одобрения продолжается.
Обыденная «любовь» – это самоидентификация с деятельностью своего фаворита, что вызывает сильную зависимость и неадекватно преувеличенную реакцию на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. А после выработки новых качеств, «любовь» сглаживается. Эта тема освещалась подробней в статье о влюбленности. В этом ракурсе можно сказать, что любовь – это такой инструмент эволюции и развития сознания.