Групповая и индивидуальная терапия — плюсы и минусы

Классификация эмоций

Согласно рассматриваемой психологической теории государства и права, эмоции разделяются на 2 вида: моральные и, собственно, правовые. Первые Петражицкий называет односторонними. Он связывал их с осознанием индивида своей обязанности, долга. Моральные нормы рассматривались в концепции как внутренние императивы.

Поясняя свои идеи, автор приводит следующий пример. Если человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает представления, что нуждающийся в деньгах имеет право требовать их. Иная ситуация с правовыми эмоциями. Чувство обязанности (долга) сопровождается представлением о наличии у других лиц правомочия (равно как и наоборот).

Правовые эмоции, согласно исследуемой психологической теории права, являются, таким образом, двусторонними. Нормы, возникающие из них, обладают атрибутивно-императивным (предоставительно-обязывающим) характером.

Основываясь на этих рассуждениях, Петражицкий формулирует следующий вывод: право является закрепленной за индивидом, принадлежащей ему (как его добро) обязанностью другого лица.

Групповая и индивидуальная терапия - плюсы и минусы

Недостатки профессии психолога

Групповая и индивидуальная терапия - плюсы и минусы

Однако не стоит думать, что работа психолога состоит из сплошных преимуществ. Имеются у профессии психолога и недостатки
. В частности, основной сложностью для специалиста является необходимость решать проблемы клиента отстраненно. То есть, психологу нельзя переходить ту черту, когда проблемы клиента превращаются в собственные проблемы специалиста. В противном случае, в самое короткое время психологу грозит душевная усталость и эмоциональное выгорание.

Недостатком данной профессии также можно считать тот факт, что начинающему психологу сначала придется набраться практического опыта на работе в бюджетных организациях, за достаточно скромную зарплату. Поэтому рассчитывать на то, что сразу же после окончания ВУЗа молодой специалист сможет добиться финансового и карьерного роста, не стоит.

Очень сложно иногда складываются у психолога взаимоотношения с близким окружением. А все потому, что профессиональная деятельность накладывает на специалистов отпечаток «всезнайки», и у них появляется желание всем и вся давать советы по поводу и без него. Естественно, не всем нравится такое активное вмешательство в их личное пространство, на фоне чего и возникают конфликтные ситуации.

Вопросы экономические

Кстати, глобализация предоставляет новые возможности удешевления психологической помощи. Есть терапевты, которые работают дистанционно с «одноязычными» клиентами в богатых странах. Выгода взаимная – для клиентов это намного дешевле, чем в стране проживания, а для терапевта гонорар выше, чем в его не самой благополучной в экономическом плане стране.

Есть и другие преимущества. Значительно расширяется диапазон удобного для работы времени, и психологу не надо арендовать помещение для консультации. Подозреваю, что некоторый процент критики, звучащей в адрес «дистантных» видов консультирования, напрямую связан именно с финансовыми конкурентными преимуществами.

Сфера распространения концепции

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности. Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом. В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Минус: оправдание негатива

Влюбленный человек будет пытаться сохранить существующие отношения практически любым путем, даже в том случае, когда делать этого не стоит. Это одна из особенностей нашего восприятия – мы начинаем искать плюсы даже в самых негативных обстоятельствах. Таким образом, психика защищает нас от разочарования.

Но этот механизм иногда может нести в себе настоящую опасность, например, когда партнеры начинают выгораживать своих половинок – абьюзеров. Из-за страха расставания они порой терпят любые издевательства и не готовы прервать отношения.

Групповая и индивидуальная терапия - плюсы и минусы

Есть еще одно похожее искажение – эффект склонности к подтверждению своей точки зрения. Оно заставляет  человека мыслить избирательно – влюбленный человек замечает лишь то, что его не огорчает и позволяет видеть только хорошие стороны партнера.

Впервые это искажение заметил психолог Питер Уэйсон, а немного позже его коллеги выяснили, что ему особенно подвержены люди, которые часто переживают эмоциональные перегрузки из-за постоянных переживаний об отношениях.

Плюс: моногамия

Сразу после первого интимного контакта обычно начинается новый этап отношений – период страстной любви. В это время партнеры получают от общения друг с другом мощный заряд дофамина, а в их мозге растет еще и количество окситоцина и вазопрессина, отвечающих за возникновением привязанности.

Наша психика тоже выступает за верность и моногамию. Именно поэтому в этот период мы автоматически расцениваем наш выбор, как хороший, поскольку уже достаточно о нем знаем. Мозг слишком переживает, поэтому и предпочитает не пускаться в авантюры. Ему намного проще убедить вас, что сделанный однажды выбор – самый лучший,  а искать что-то новое – нет смысла.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОВЕРКА НА РЕАЛЬНОСТЬ»

Когда перед вами стоит важный выбор, от которого зависит будущее, будь то карьерное решение или поворот в судьбе, а вам трудно склониться к одному из конкретных вариантов, попробуйте «пожить» в каждом из них. Это упражнение подходит, когда альтернативы, между которыми вы выбираете, четкие и известные. Например, связывать себя узами брака с конкретным человеком или нет. Оно «работает» в случае, когда варианты равновеликие и вы не можете определиться между «да» и «нет» – за каждым из них стоит одинаковое количество плюсов и минусов, а выбор дается с большим трудом, и вы постоянно колеблетесь.

Вам понадобится:

время – как минимум один день на каждую из альтернатив. Если выбор касается какого-то судьбоносного решения, то времени потребуется больше. Упражнение «стартует» накануне первого дня практики.

Инструкция

Если вам очень трудно определиться с выбором и все вероятные решения одинаково «сильны», выберите одно из них как окончательное. Вечером перед сном, уже лежа в кровати, проговорите, что вы выбираете этот вариант. Разверните его во внутренней речи как можно подробнее – конкретно опишите его по пунктам для того, чтобы с утра встать и начать жить в ситуации свершившегося выбора. Обязательно произнесите про себя фразу, начинающуюся со слов «Я решил и выбрал…».

На следующий день организуйте «наблюдательный пункт» внутри себя – фиксируйте и подмечайте все детали и движения для того, чтобы понять, как отзывается в вашей душе совершенный выбор. Вас интересует все – уровень раздражительности, настроение, отклики на действия других людей, общее самочувствие, мысли, чувства, ваше состояние во всех подробностях. При этом вам следует проживать свой обычный день, наполненный рутиной и привычными действиями. Единственное, что вам нельзя делать, – это совершать конкретные шаги, касающиеся выбранного варианта, как будто выбор уже сделан, но вы отложили его реализацию на завтра. К вечеру у вас наберется богатый материал – как вам живется под знаком этого конкретного решения. Вечером перед сном повторите ранее пройденный этап проговаривания решения, только теперь выберите уже вторую альтернативу. Следующий день проживайте так, как будто вы сделали другой выбор. Фиксируйте свое внутреннее состояние так же, как и в первый день. Если у вас есть третья альтернатива – выберите ее в качестве главной концепции в третий день и так далее.

Зачем нужно «понарошку» проживать свои выборы? Вы проверяете их на реальность, тестируете, как вам живется после их принятия. Это необходимо в тех случаях, когда выборы имеют одинаковый душевный «вес» и заставляют вас терять силы в метании между ними. Выбрать, пусть даже на один день, конкретный вариант и прожить его – это способ «вытащить» себя из ситуации неопределенности и направить силы на внимательный анализ собственного состояния. Один из прожитых вами дней будет качественно отличаться от остальных, потому что вариант, под знаком которого вы его проживете, будет ближе всего лежать к вашим ценностями и жизненным смыслам. Именно этот вариант – правильный с точки зрения вашего самочувствия, его вы сможете обозначить словами «на том стою и не могу иначе».

Методика изучения поведения

В психологии выделяют несколько методик, способных объяснить разные модели поведения:

  1. Наблюдение за животным без применения медицинских приборов – визуальная оценка тех или иных ответных реакций, появлявшихся у объекта наблюдения при воздействии разных стимулов.
  2. Активное наблюдение с помощью приборов – процесс наблюдения сопровождался применением специальной техники, которая фиксировала любые изменения показателей организма (частота сердечных сокращений, дыхание и т.п.) при воздействии различных стимулов или факторов внешней среды.
  3. Тестирование – полный анализ поведения человеческого организма. Каким образом человек выбирает определенный способ реагирования на те или иные стимулы.
  4. Дословная запись – такой метод исследования построен на самонаблюдении. В роли испытателя и испытуемого должен выступать один и тот же человек. За основу брались именно мыслительные процессы, которые отображались речевыми выражениями.

Современная психотерапия на данном этапе использует множество методик, которые основаны на теории бихевиоризма. Они позволяют бороться с разными страхами (фобиями) человека.

Каждое направление, которое возникает в результате научной деятельности, поддается всеобщему одобрению или осуждению. Бихевиоризм не является исключением. На сегодняшний день постулаты данной теории не привлекают особого внимания

Поэтому очень важно рассмотреть все плюсы и минусы бихевиоризма

Плюсы теории

  • Предмет исследования – наблюдение за поведенческими реакциями организма человека. Несомненно, в XX веке теория была слишком прогрессивной, учитывая, что до этого времени психологи изучали состояние индивида, которого оторвали от объективной реальности.
  • Бихевиористы четко придерживались позиции объективного изучения психологии индивида.
  • Основой психологического исследования стал метод лабораторного эксперимента. Кроме того была введена практика опыта над животными.

Минусы теории

Выдвигая на первый план предмет изучения, представители данного направления полностью игнорировали сознание человека как явление.
Несмотря на общие понятия теории о том, что поведением можно с легкостью управлять в зависимости от практических желаний исследователя, поведение испытуемого сводилось к выполнению простых реакций организма.
Проводя исследования над людьми и животными, ученые не акцентировали внимание на различиях в поведении человека, зверя или птицы.
Устанавливая механизм выработки навыков, бихевиористы полностью исключили такие важные компоненты как мотивация и общие ценностные ориентации личности. Кроме того социальный фактор так же был полностью исключен.
Ученые не учитывали то, что разные личности в одинаковых условиях могут испытать несколько разных реакций на раздражители извне

При этом выбор всегда останется за человеком.

Минусы ООН

До сих пор человеку не удалось создать что-либо абсолютно совершенное, так и ООН, несмотря на все свои плюсы, обладает рядом недостатков, среди которых:

  • Сильная бюрократия в структурах организации. В ООН существует сильная разветвленность систем комиссий и комитетов, она обладает огромным штатом. При такой структуре забюрократизированность просто неизбежна, а вместе с ней появляются нецелевое расходование выделенных финансовых средств, слишком большие задержки в принятии решений, усложненность оформления бумаг.
  • Слабая эффективность при решении конфликтных ситуаций. ООН провела несколько десятков миротворческих операций с момента своего основания, но практически всегда окончательному решению Совета безопасности ООН предшествуют длительные споры между его членами. Принятие решений по некоторым вопросам и вовсе затягивается на годы, как например ситуация в Сирии, относительно которой Совбез до сих пор так и не вынес внятных решений. Нередко затягиваются или проваливаются и гуманитарные миссии, как это случалось в Сомали и Ливии.
  • Неравноценное положение постоянных членов Совбеза и остальных стран. Как ни парадоксально, но фактически ООН управляют всего несколько постоянных членов Совета Безопасности, хоть это и напрямую противоречит уставу самой организации. Более того, решения всей Генассамблеи носят лишь рекомендательный характер, в то время как Совбеза – обязательный.
  • Нехватка финансирования и коррупция. Недостаточное количество финансовых средств для решения всех необходимых вопросов еще с момента самого основания ООН являлось для него большой проблемой. Финансирование структур происходит за счет взносов стран-участниц, но все они платят разные взносы. Сбор основного количества средств происходит за счет членов Совбеза, остальные участники вносят достаточно маленькие суммы. Усугубляется ситуация нецелевым расходом средств и коррупцией в организации. Уже не одно десятилетие с этой точки зрения ООН требует крупного реформирования, но пока ничего не меняется.
  • Проблемы с кадрами. Помимо сомнительной квалификации некоторых сотрудников, в Организации Объединенных Наций существует наличие проблемы с молодыми и энергичными кадрами, которые были бы способны «взбодрить» ее работу. В данный момент на основе постоянного контракта в ООН могут быть приняты только кандидаты старше 32-х лет.

Групповая и индивидуальная терапия - плюсы и минусы

Минусы метода наблюдения

Единственная точка зрения. Это может быть, как положительным, так и негативным фактором, но скорее негативным

Это связанно с тем, что одно лицо может иметь предвзятое мнение, либо не заметить важной детали, а значит и данные будут неточными или обособленными в рамках одного лица.
Его нельзя применить к большому количеству слагаемых. Так как наблюдатель чаще всего один, то и рассматривать объект можно только один или в крайнем случае несколько

Если понадобится большое количество рассматриваемых объектов, то наблюдатель с ними не справится.

Большие затраты энергии. Для наблюдателя это может быть трудным заданием, так как придется направить все силы, время, созидание на единую цель. Чтобы выполнить такое нужно обладать усидчивостью и здравым смыслом, что не под силу энергичным и моторным личностям.

Ограничение во времени. Обычно, наблюдателю предоставлено ограниченное количество времени на задание, это может повлиять на точность и корректность получения данных. Такой важный подход к делу должен быть с большим временным ресурсом, что не всегда является возможным.
Возможно вмешательство со стороны исследователя. Такое может произойти если он слишком увлечен и несет в исследовании личные переживания, интерес, увлеченность данным мероприятием. Это может стать существенным недостатком, так как легко испортить течение событий.

Психологические и физические особенности наблюдателя. На процесс наблюдения могут сказаться факторы поведения, может быть даже, что у исследователя нет интереса к рассматриваемому объекту, просто необходимо выполнить задание по поручению. В такой ситуации может не хватить наблюдательности, усидчивости, тяги к получению сведений и других понятных причин.

Изменение наблюдаемого объекта. Факторы, которые могут произойти с наблюдателем уже учтены, а что насчет самого предмета? Всегда может случиться что-то, что не входило в компетенции изучения предмета и произошли его нетипичные изменения, которые не могут позволить изучать его в дальнейшем.

Новые вопросы

Сегодня возникает множество вопросов, на которые нет однозначных ответов, нет четких рекомендаций. Использование различных средств связи влияет на характер взаимодействия между клиентом и терапевтом. Причем иногда радикальным образом. За какой компонент терапевтического взаимодействия ни возьмись, тот и претерпевает значительные изменения.

В конце концов, сеанс видео- или аудиосвязи так же предполагает одновременность присутствия клиента и психолога онлайн. Куда больше вопросов появляется в связи с новыми возможностями, которые появляются у пользователей в интернете. Например, когда диалог терапевта и клиента может быть «разнесен во времени» и у обоих участников есть возможность обдумать свои ответы. Или когда у обоих есть возможность сделать аудио- или видеозапись встречи или перечитать сохранившийся в чате текст консультации.

Что это такое

Как известно, развитие психологической науки началось с психоанализа. Основоположником психоанализа является выдающийся австрийский психолог, психиатр Зигмунд Фрейд. Теория психоанализа давала возможность применять действенный метод психоанализа при лечении психических расстройств. До психоанализа в интеллектуальных психологических кругах было много приверженцев бихевиоризма, изучающего поведенческие реакции человека. Гуманистическая психология появилась в середине XX века в США как новое направление психологии и теоретическая альтернатива психоанализу и бихевиоризму.

Группа ученых под руководством Абрахама Маслоу создала априори новую ветвь психологии. Маслоу выражал неодобрение существующим теориям за недалекое и токсичное мнение о человеке. Он считал, что психология в большей мере имела дело со слабыми местами человека, игнорируя сильные. Персонолог полагал, что необходимо изучать психологию радости, благополучия, психического здоровья, а не только неблагополучия, конфликтов, враждебности, стыда и других характеристик психологического нездоровья.

Групповая и индивидуальная терапия - плюсы и минусыАбрахам Маслоу

Это направление было названо «третьей силой» в американской психологии. Оно противостояло как бихевиоризму, воспринимающего поведение человека подобно поведению стимул-реакции животных, так и психоанализу, критикуемого за преувеличение значения неосознанных человеческих влечений.

Таким образом, термин гуманистическая психология обозначает течение в современной психологии личности, ориентированное на изучение целостной неповторимой личности человека. Причем личность являет собой прямую возможность для самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистическая психология:

Изучает ценность и смысл личности человека в ее самых высоких проявлениях:

  1. Развитии.
  2. Самореализации.
  3. Психическом здоровье.
  4. Творчестве.
  5. Свободе.
  6. Любви.
  7. Ответственности.
  8. Автономии.
  9. Межличностном общении.

Базируется на следующих положениях:

  1. Целостность человеческой личности. Единство органического и психического, сознательного и подсознательного, эмоций и мышления.
  2. Уникальность личности.
  3. Жизнь протекает в контексте человеческих отношений.
  4. Присутствует самосознание.
  5. Наличие выбора, творит свой собственный опыт.
  6. Обладает свободой, независимостью для реализации свободы и активной волей.
  7. Самым важным источником информации для человека является субъективный переживаемый опыт.
  8. Самореализация – обязательная часть человеческой сущности.
  9. Всегда присутствует креативность.
  10. Присутствует актуализируемый потенциал.
  11. В жизни есть ценности, цель и смысл. Человек устремлен в будущее.
  12. Природа человека добра или нейтральна.

Имеет принципы:

  1. Целостности.
  2. Позитивности.
  3. Развития.
  4. Активности.
  5. Акцент на психическом здоровье.

Где учиться?

Групповая и индивидуальная терапия - плюсы и минусы

Получить диплом психолога могут только выпускники высших учебных заведений.

Данной специальности обучают в гуманитарных ВУЗах или на профильных гуманитарных факультетах в университетах.

Существует три уровня подготовки выпускников: бакалавр, специалист, магистр.

В стране существуют сотни учебных заведений, в которых готовят специалистов разной психологической направленности. Отдавать предпочтение следует надежным ВУЗам с хорошей репутацией, выпускники которых пользуются популярностью у работодателей.

Получить диплом психолога в колледже или училище не получится. При желании можно после 9-го класса отправиться в средне-специальное образовательное учреждение, получить там диплом и затем поступить в институт.

Обратная сторона Луны

Есть факторы, которые могут быть как позитивными, так и крайне негативными в случае дистанционной работы.

Самым первым таким фактором является рабочее время. С одной стороны, это преимущество удаленки – сотрудник самостоятельно организовывает свой рабочий процесс: время, когда он приступает к работе, которое он затрачивает на решение той или иной задачи, как правило он назначает сам, не считая тех моментов, когда он должен находиться онлайн. Однако это преимущество может стать и минусом: формировать свой рабочий день можно как в сторону его сокращения, так и в сторону его увеличения, особенно если речь идет о дедлайнах.

Организация рабочего места в домашних условиях отличается от офисных. Далеко не всегда у сотрудников, работающих дистанционно, дома есть оборудованное рабочее место, что не способствует улучшению трудовых показателей и рабочего настроения.

Работая дома, человек может больше времени уделить семье, что, безусловно, хорошо для внутрисемейных отношений и является одним из факторов, по которым люди выбирают такой способ работы. Но не всегда семья и домашние питомцы готовы учитывать необходимость посвятить время вашей работе

Они частенько воспринимают специалиста, находящегося в родных стенах, как полноправного участника хозяйственно-бытовой деятельности, не принимая во внимание аргумент «рабочее время», – раз дома, значит дома

Для людей амбициозных в дистанционной работе есть довольно ощутимый минус – карьерный рост. Он при удаленке затруднен. Это происходит в связи с двумя аспектами: 1) дистанционная работа предполагает выполнение определенных, порой узких, задач, 2) руководитель лишен возможности видеть старания и усердие своего сотрудника, он может только предполагать, какими талантами, а также знаниями, умениями и навыками обладает специалист на удаленке. Поэтому вырасти в должности, работая дистанционно, особенно сложно.

Самоконтроль и самодисциплина – это то, что для определенного типа людей не является проблемой, в то время как для другого – стрессовый момент. Они нуждаются в «волшебном пинке».

Кто такой психолог?

Групповая и индивидуальная терапия - плюсы и минусы

– квалифицированный специалист, который занимается изучением психики и эмоционального состояния человека и оказывает психологическую помощь при возникновении психологических или житейских проблем в жизни каждого из нас.

Название профессии произошло от древнегреческих psycho (душа) и logos (знание). Другими словами, психологи изучают душу человека, все ее грани, состояния и возможности, и на основании полученных знаний помогают нам достичь душевной гармонии. История профессии корнями уходит в глубокую древность, а первыми «целителями душ» можно смело считать шаманов, знахарей и колдунов, которые лечили не столько «наложением рук», сколько силой слова и внушения.

Официальной датой возникновения психологии, как самостоятельной науки, принято считать 1879 год, когда в Лейпциге была открыта первая в мире психологическая лаборатория. С этого момента психология начала активно развиваться вследствие чего появились самые разные ее направления: психоанализ, бихевиоризм, семейная психология, патопсихолингвистика, возрастная психология и т.д.

На сегодняшний день психология охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека, а представители этой профессии помогают разрешить практически любые проблемы, связанные с психо-эмоциональным состоянием человека. Профессиональные обязанности психолога
напрямую зависят от сферы деятельности специалиста. Так, психолог-теоретик занимается исследованиями и ведет преподавательскую деятельность, а психолог-практик оказывает непосредственную помощь в общественной и личной жизни человека. Например:

  • клинический психолог – в больницах, реабилитационных центрах или санаториях, корректирует измененное психо-эмоциональное состояние пациентов;
  • организационный психолог – в компаниях и на предприятиях консультирует руководство по вопросам повышения эффективности управления и маркетинга;
  • юридический психолог – специализируется на криминальной психологии и помогает органам правопорядка в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы;
  • детский психолог – работает преимущественно в детских организациях (детских садах, школах, гимназиях, спортивных школах и т.д.) и помогает детям адаптироваться в социуме.

В целом же профессиональные обязанности выглядят примерно следующим образом: выявление индивидуальных особенностей человека, помощь в определении первоисточника проблем, поиск способов решения возникшей проблемы, обучение методам эмоциональной саморегуляции.

Стадии развития мышления по Пиаже

Теория Пиаже позволила выделить ряд стадий развития человека. Рассмотрим их подробнее:

Сенсомоторная стадия (От 0 до 2 лет). Характеризуется невербальным уровнем развития ребенка. Информация приходит, главным образом из его органов чувств. Ребенок учится анализировать движение предметов (например, следить за движением мяча), в результате чего его мир становится более контролируемым и предсказуемым.

Предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет). В это время дети в процессе мышления пользуются речью, но без большого участия логики и рассуждений, а большей частью интуитивно. Слова, обозначающие предмет, в этом возрасте воспринимаются как часть самого предмета. Кроме того, на этой стадии развития ярко проявляется детский эгоцентризм (ребенок не в состоянии понять и принять точку зрения другого). Вот почему они часто отказываются выполнять просьбы и советы других людей.

Конкретная операциональная стадия (от 7 до 11 лет). Ребенок осваивает понятие инвариантности, т.е. к нему приходит осознание того, что количество вещества всегда постоянно (например, если вылить воду из стакана в графин, ее количество не изменится). Также к детям приходит понимание пространства, времени и числа. Размышляя над конкретным вопросом, ребенок мыслит логически. Еще одним немаловажным качеством в этом возрасте является обратимость мышления (т.е. ребенок понимает что трижды пять будет пятнадцать, также, как и пятью три).

Стадия формальных операций. В это время мышление ребенка приобретает больше абстрактных и символических понятий, таких как «интеллигентность», «лицемерие», «авторитаризм». На этой стадии ребенок размышляет над самими мыслями, а потому склонен признавать наличие другой точки зрения, отличной от его. Они становятся склонными к восприятию различных гипотез (что было бы, если бы…). Его мышление начинает приобретать взрослые очертания.

Появляются зачатки индуктивного (способность из нескольких частных предпосылок сделать общие выводы) и дедуктивного (способность из общего положения вывести частное) мышления. Это позволяет осваивать ему сложные науки (физику, математику, философию). Следует отметить, что это нарабатывается в результате обучения и работы над собой, но не в следствии естественного биологического созревания.

Плюсы метода

Простота проведения: для проведения опроса необходимо лишь составить список вопросов с вариантами ответов и пригласить людей, чтобы те выбрали правильный (по их мнению) вариант.

Не требуются большие материальные затраты для того, чтобы получить информацию различной направленности. Больше всего придется потратиться на бумагу для анкет (если предполагается проводить анкетирование) или на привлечение людей, которые будут помогать опрашивать людей (при интервьюировании).

Возможно за малый промежуток времени опросить большое количество людей. Это получится сделать благодаря тому, что на прохождение опроса один человек тратит в среднем 10-15 минут, а одновременно его могут проходить до 100, а то и более человек.

Можно проводить в любом удобном месте и в любое время. Чтобы провести опрос необязательно устанавливать целые павильоны, арендовать огромные залы или применять новейшие технологические изобретения. Для простого анкетирования потребуется только ровный стол и пишущая ручка. При этом опросы можно проводить по интернету, а также по почте. Это очень удобно и не создаёт лишних неудобств для опрашиваемых
Чаще всего, этот метод применяют на условии анонимности респондентов, что позволяет получить более достоверные результаты

То есть, для опроса важно не кто ответил, а что именно он ответил.
Полученные результаты опроса легко анализируются и, благодаря этому, возможно за короткий промежуток подвести общие итоги. При этом такой анализ может проводиться как «вручную» так и с помощью компьютерных технологий.
При анкетном опросе отсутствует влияние и давление опрашивающего на мнение респондента, что способствует получению от него более правдивых и неискажённых ответов.
Метод подходит для получения информации из различных сфер жизни общества

Благодаря такой универсальности опрос заслужил у статистики свою популярность и стал главным ее средством исследований.

Стандартный набор заданий для всех респондентов: всем опрашиваемым задаются одинаковые вопросы с одними и теми же вариантами ответов на них.

Легкие для восприятия респондентом задания: ограниченное количество вариантов ответа, а также довольно точная формулировка вопросов, позволяют опрашиваемому легко понять смысл задания и быстро выбрать правильный ответ.

Групповая и индивидуальная терапия - плюсы и минусы